DOI 10.25588/CSPU.2019.54.82.017
УДК 159.98+316.6 ББК 88.5
Е. Н. Покатиловская1, Н. И. Хохлова2, Л. В. Шибаева3
1ORCID № 0000-0002-9582-8788 Аспирант кафедры психологии, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Российская Федерация. E-mail: elizabet3462@mail.ru
2ORCID № 0000-0001-8266-9629 Доцент кафедры психологии, Сургутский государственный университет, г. Сургут, Российская Федерация. E-mail: Hohlova-ni@yandex.ru
3ORCID № 0000-0001-9261-9860 Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Российская Федерация. E-mail: shibaeva2003@gmail. com
ДИНАМИКА СЕМАНТИКИ ОБРАЗА ГОРОДА КАК УСЛОВИЕ И РЕЗУЛЬТАТ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ГОРОДСКОГО СООБЩЕСТВА
Аннотация
Введение. Проблема исследования состоит в изучении когнитивных компонентов профессионально-личностного самоопределения юношества, способствующих оформлению продуктивной позиции студентов как инициативных субъектов городского сообщества. Исследование направлено на изучение психологических ресурсов студентов в процессе преодоления ими затруднений в самоопределении при выборе места проживания после завершения образования. Сопоставляются взаимосвязанные эмпирические показатели продуктивной позиции студентов:
семантика описания города, выделяемая на основе существенных характеристик города и определенных слоев городского сообщества; особенности продуктов деятельности студентов - социокультурных проектов, которые они могли бы предложить жителям города, реализуя профессиональную позицию; мера субъективной «болезненности» для студентов проблемы выбора места проживания и работы в будущем.
Материалы и методы. Методологической основой исследования выступили положения об интерактивной природе профессионально-личностных новообразований студентов и положения о влиянии развивающих образовательных ситуаций на качество понятий, предопределяющих семантику образа мира (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Основным методом являлся психолого-педагогический эксперимент, состоящий из пре-тестовой диагностики, развивающего факультатива занятий для студентов выпускного курса и пост-тестовой диагностики. Осуществлялось сопоставление эмпирических проявлений субъектной позиции студентов экспериментальной группы (ЭГ) до и после проведения развивающего курса. В ЭГ принимало участие 29 студентов отделений «режиссуры», а также «рекреации и туризма». Диагностическим инструментарием выступал метод репертуарных решеток Дж. Келли с последующим факторным анализом данных, экспертная оценка продуктов деятельности студентов (социокультурных проектов) и метод шкалирования «болезненности» для респондентов проблемы выбора города для постоянного проживания.
Результаты. Выявлен комплекс эмпирических индикаторов низких уровней представленности у студентов позиции субъекта городского сообщества, не готовых рассматривать себя как ресурс позитивных изменений в городе и влиять на такие изменения. В ходе проведения психолого-педагогического эксперимента раскрыты возможности изменения критериев, на основе которых студенты оценивают город и изменения оценки возможностей собственного влияния на позитивное состояние городского сообщества. Дана характеристика содержания развивающего
факультатива для студентов, позволяющего обновить и углубить «образ города».
Обсуждение. В ходе исследования получены доказательства того, что понятия, на основе которых студенты конструируют «образ города», влияют на качество продуктов их деятельности - авторских социокультурных проектов, влияют и на принятие решений о выборе города как территории профессиональной и жизненной самореализации. Психолого-педагогический эксперимент позволил обосновать положения о том, что ресурсом преодоления затруднений в самоопределении студентов при выборе будущего места проживания может выступать поддержка в ориентировке на существенные характеристики актуального состояния и перспектив развития города. Исследование подтверждает одно из фундаментальных положений о том, что образы восприятия предопределяют качество продуктов деятельности, даже в ситуациях оценки такого семантически сложного социального объекта, как город, в тоже время усложнение семантической дифференцировки представлений об образе ситуации влияет на усложнение планируемой деятельности субъекта.
Заключение. В исследовании подчеркнуто наличие прямых и обратных связей между своеобразием «семантического образа города» и ачеством профессиональных замыслов студентов, представленных в форме социокультурных проектов. Сопровождение студентов в курсе развивающих занятий по овладению проектно-аналитическими поняти-ми как средствами ориентировки в существенных характеристиках города и их применению для оформления студентами профессиональных проектов, адресованных горожанам, позволяет им апробировать позицию субъекта позитивных изменений в состоянии городского сообще-тва.
Ключевые слова: позиция субъекта городского сообщества, пас-ивные и активные горожане, проблема выбора места проживания, профессиональное и личностное самоопределение студентов, оциокультурные проекты.
Основные положения:
Такие эмпирические индикаторы, как семантика образа города и трудности самоопределения студентов при выборе места проживания взаимосвязаны. Овладение студентами комплексом понятий, позволяющих ориентироваться в существенных характеристиках города, влияет на качество профессиональных замыслов и их воплощение в социокультурных проектах, адресованных определенным слоям жителей. Особенности «образа города» выступают и фактором, и результатом, способствующим или препятствующим продуктивным замыслам студентов полноценно реализовать себя в позиции продуктивных субъектов городского сообщества.
1 Введение (Introduction)
Проводимые в настоящее время исследования своеобразия вхождения в социально-профессиональную практику современной молодежи позволяют характеризовать молодое поколение как целенаправленное, ориентированное на собственные силы и личный успех. С другой стороны, есть многочисленные подтверждения кризисных явлений в юности, в период обучения в вузе и, особенно, в период завершения образования в связи с требованиями активного самоопределения и самоорганизации в будущей жизни [1]. В социально-психологических исследованиях подчеркивается необходимость сопровождения
студентов в период завершения высшего образования и обретения ими позиции инициативных и продуктивных субъектов, не только приспосабливающихся к сложившимся обстоятельствам жизни и актуальной социальной ситуации, но и способных активно влиять на ее состояние, преобразовывать ее.
Востребованным оказывается подход к анализу психологических механизмов становления социально зрелого человека, требующий преодоления в трактовке процесса социализации на основе понятий «адаптации», выявления особой активности, обеспечивающей продуктивные направления социализации в целом и в отдель-
ных сферах социальной и профессиональной практики. Тенденции этой трактовки отразились во все более широком применении таких категорий, как социальное, жизненное, личностное самоопределение, трактовке процесса овладения человеком способами реализации продуктивной позиции в социальном сообществе [2; 3], соотносимой с понятием «субъект».
Изучение психологических закономерностей становления субъектной позиции на таких этапах онтогенеза, как юность, молодость становится все более актуальным направлением исследований, выполняемых в русле деятельност-ного и внедеятельностного подходов (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, В. А. Петровский, Э. В. Сайко, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, В. А. Та-тенко). Особый ракурс приобретают эти направления в такой области исследования, как самоопределение молодых людей при выборе территории проживания, выступающей как психологическое пространство для планирования жизненных и
профессиональных замыслов [4; 5; 6; 7].
Цель исследования состояла в выявлении комплекса эмпирических проявлений несформирован-ности у студентов продуктивной позиции субъектов городского сообщества, способных оказывать влияние на его позитивные изменения; в психологическом обосновании и реализации развивающей образовательной модели сопровождения студентов в процессе становлении у них этой позиции; в фиксации спектра достижений студентов, релевантных наиболее высоким уровням осознанного самоопределения в городе как психологическом пространстве успешной жизни.
Методологическими основаниями исследования выступали положения о социальной и культурной детерминации психического развития личности; фундаментальные положения об интерпсихической природе новообразований в процессе его социализации, «опосредованности» взаимодействий человека с действительностью особенностями
«образа мира» (А. Н. Леонтьев); субъектно-деятельностная трактовка активности человека в процессе достижения им уровней творческой самореализации (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский); принципы и методы организации генетико-моделирующего эксперимента для исследования психологических новообразований в специально создаваемых условиях обучения (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин); принципы организации продуктивной стратегии становящегося субъекта образования на основе многоуровневой ориентировки в системе творческих задач жизнедеятельности (Л. В. Шибаева).
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Исследование состояло из двух этапов: пилотажного исследования и основного. Цель пилотажного исследования состояла в выявлении отношения к городу как постоянному месту проживания, также выявлялась мера выраженности намерений уехать или остаться для
постоянного места проживания в городе и мера болезненности этой проблемы, которая оценивалась по линейной шкале от одного до десяти. В пилотажном исследовании принимали участие 116 жителей города разного возраста и разного времени проживания в городе.
Основное исследование осуществлялось в форме генетико-мо-делирующего исследования, которое включало пре-тестовую диагностику, организацию и проведение развивающего факультатива для студентов и посттестовую диагностику для сопоставления эмпирических проявлений динамики позиции студентов и особенностей восприятия ими города как будущего места проживания. В исследовании принимало участие 29 студентов выпускных курсов. Исследование было организовано как развивающий факультатив для студентов выпускного курса отделений «режиссуры», «рекреации и туризма» Сургутского государственного университета. Для диагностики применялись методы шкалирова-
ния «субъективной болезненности» проблемы выбора места проживания; методика репертуарных решеток Дж. Келли (РР) для выявления тех категорий, которые применялись студентами для характеристики города, в котором они получали образование и в котором планировали или не планировали остаться для постоянного проживания.
Для сопоставления различий в семантике «образа города как психологического пространства жизни» применялась репертуарная решетка (РР), включающая следу-
?)щие 19 элементов: 1. Я как жи-ель Сургута; 2. Сердечный город; з. Город для интересной работы; 4. Сургут; 5. Город музеев и театров; 6. Сонный город; 7. Опасный город; 8. Безопасный город; 9. Житель идеального города; 10. Перспективный город; 11. Город не для меня; 12. Угрожающий город; 1 3. Привлекательный город; 14. Город для образования; 15. Город для д уши; 16. Продуктивный город; 17. Успешный человек; 18. Счастливый человек; 19. Город без будущего.
Как известно, метод РР предполагает сопоставление элементов так, чтобы два из них были объединены и отделены от третьего «лишнего». Основания различий выделяются респондентами и составляют перечень «конструктов», т. е. тех дескрипторов, на основе которых человек строит субъективный образ города. В работе использовали контент-анализ конструктов, позволяющих выявить содержание значений, сквозь призму которых оценивались разные аспекты жизни в городе. Полученные данные обрабатывались с применением факторного анализа.
На этапе пре- и пост-тестовой диагностики применялся метод экспертной оценки качества продуктов деятельности студентов — социокультурных проектов как формы представления их профессионально-личностной самореализации. Для оценки качества проектов были разработаны экспертные схемы, они применялись тремя экспертами для вычисления среднего балла.
В экспертной схеме показатели глубины и содержательности оценивались по трехбалльной системе (слабый, средний, высокий уровень проекта). Критерием оценки выступал следующий набор характеристик: мера креативности, сложность подготовки социокультурного проекта, многообразие мероприятий, представляющих собой преемственную систему с событий, адресованных определенному слою жителей города, который представляет собой сложное многоуровневое образование по социальным и этническим слоям населения. Такой критерий, как креативность проекта предполагал преодоление студентами стереотипов демонстрационных праздников, включающих горожан только в позиции пассивных зрителей. Сложность подготовки проекта также предполагала работу с определенными слоями населения города для подготовки комплекса мероприятий, адресованных определенным слоям населения города и вовлечение все большего числа участников. Апробация экспертной шкалы
оценки была осуществлена в переговорах с экспертами и в процессе достижения однозначности для ранжирования от одного до трех баллов.
3 Результаты (Results)
В пилотажном исследовании нами была выделена связь между тем, на какие характеристики городской среды ориентируются горожане, и тем, характерна ли для них позиция активных или пассивных горожан [8; 9]. Результаты этого исследования позволили выделить среди выборки студентов «группу риска». Для них мера «болезненности» решения проблемы определения места проживания после завершения вуза была наиболее выражена. Пилотажное исследование показало, что жители, обнаруживающие высокий уровень продуктивной позиции городских «ветеранов», гораздо более детально и глубоко ориентируются в экономических, производственных, культурно-образовательных ресурсах города и именно поэтому находят адекватные возможности приложения
своих сил в общественной практике влияния на позитивное состояние городской среды [10].
Результаты основного исследования позволили подтвердить гипотезу о том, что при сопровождении студентов в процессе ориентировки в существенных характеристиках города изменяется качество продуктов их деятельности — проектных разработок для реализации их в городе и одновременно меняется отношение к проблеме выбора места проживания как возможного пространства жизни в будущем. На этапе предварительной диагно-тики, как и предполагалось, шкалирование меры болезненности проблемы выбора города для по-тоянного места проживания и работы в группе респондентов казалась в среднем 5,33 баллов.
На основе применения метода епертуарных решеток с последу-щим факторным анализом была дана характеристика того, асколько бедны и поверхностны емантические конструкты студен-ов, характеризующие город. Оце-иваемый студентами город
с
Р
представляет собой промышленный моногород с выраженным доминантой сырьевого производства углеводородов, расположенный в приполярном крае, отличающийся суровым климатом, продолжительностью зимы и многослойными миграционными потоками населения. Именно поэтому при оценке города на первый план выступают альтернативы этому городу — город для отдыха, город для души — с одной стороны, и город для успешной профессиональной реализации - с другой стороны. Это и получило подтверждение на основе применения факторного анализа. Проинтерпретируем два первых фактора с наибольшей общей дисперсией (41,5 % и 33 %), характеризующие противопоставление города для отдыха, препровождения свободного времени и организации досуга молодежи и города для успешного вхождения в профессию.
Первый фактор, интерпретированный нами как фактор «Эмоциональная оценка города», включал следующие шкалы: «Родина» (0,835), «город не для меня (чужой,
ненавистный, не рад, что живу)» (0,826), «много преступлений» (0,795), «нет культуры и образования» (0,761), «бесперспективный город» (0,746), «безработица и нет карьеры» (0,741), «плохая погода» (0,569) в оппозиции к «море» (0,790). Для жителей северных городов море является общепринятой ассоциацией отдыха, тепла, спокойствия, что обусловливает данную характеристику прямо противоположной к характеристикам, имеющим негативную оценку. Название факторов дано по наименованию одного из полюсов шкалы, имеющей максимальную нагрузку по этому фактору.
Второй фактор, интерпретированный нами как фактор «Оценка внешних аспектов города», включал следующие шкалы: «город без истории» (0,867), «город культуры и образования» (0,838), «большое количество парков» (0,792), «развивающийся город» (0,646) в оппозиции к «житель из центра» (0,485). Центр можно рассматривать как центральный город, престижное место (как в городе, так и
в России), данная оценка противоположна характеристикам, описывающим общую ситуацию.
Основу психолого-педагогического эксперимента, направленного на коррекцию «образа города», составил специализированный развивающий факультатив. В ситуациях занятий создавались условия для формирования у студентов ориентировки на существенные характеристики городской среды. Изменение ориентиров основывалось на овладение студентами таких понятий, как «культурный ландшафт города», «миграционные потоки населения», «культурно-образовательный потенциал», «ментальность» жителей, «историко-культурные традиции». Программа курса построена на принципах так называемой проектно-ориентированной аналитики [11]. В курсе занятий поддерживалась деятельность студентов по анализу историко-культурных краеведческих документов, характеризующих состояние городского сообщества на основных этапах развития города.
В качестве учебных материалов в курсе использовались материалы концепции развития г. Сургут до 2030 г., принятой администрацией города как перспективная дорожная карта реализации. Комплекс образовательных задач программы связан с пониманием студентами инновационного потенциала территории и построением продуктивных жизненных сценариев. Занятия отвечали принципам развивающего личностно-ориентиро-ванного обучения.
Взаимодействие и общение со студентами было организовано на основе сочетания технологии развивающего образования с приемами организации экзистенциальной беседы, акцентировании усилий студентов на смысловом планировании будущей профессиональной самореализации с учетом уникальных историко-культурных обстоятельств, сложившихся в городе.
Студентов ориентировали на задачи формирования продуктивной профессиональной и личностной
позиции в двух разных по профилю выпускных студенческих группах.
Занятия, с одной стороны, поддерживали процесс овладения студентами базовыми понятиями для выделения существенных кластеров города и тенденций их развития, с другой стороны, активизировали оценку студентов собственных возможностей внести определенный вклад в развитие городского сообщества и участвовать в значимых городских событиях в качестве авторов проектов, оказывающих влияние на состояние определенных слоев горожан для поддержания позитивного социально-психологического климата и соратничества в обустройстве городской жизни.
Пост-тестовая диагностика позволила выделить три группы позитивных изменений: изменение семантики города, повышение дифференцировки оценочных категорий и проявлений позиции студентов, планирующих свою жизнь в городе в позиции активных субъектов преобразования состояния городского сообщества.
Результаты пост-тестовой диагностики позволили выявить разницу в конструктах, которыми стали пользоваться студенты после участия в развивающих занятиях. Анализ различий проводился на основании показателей применения методики репертуарной решетки и последующего факторного анализа. Особенности семантики категорий, которые выступали в качестве конструктов в пост-тестовой диагностике представлены в содержании факторов. Рассмотрим два первых фактора с наибольшей дисперсией (46,6 % и 23 %). В первый фактор «Угрожающий город» вошли такие характеристика, как «угрожающий город» (0,802), «город для образования» (0,776), «привлекательный город» (0,707), «я как житель... » (0,656). Во второй фактор «Успешный человек» — «успешный человек» (-0,906), «счастливый человек» (0,706), «город для души» (0,533). Обратим внимание, что «успешный человек» находится на отрицательном полюсе для двух других характеристик,
что свидетельствует о противоположности данных характеристик в сознании респондентов.
Общая тенденция изменений проявилась в гораздо более дифференцированном алфавите категорий, разнообразии их расположения в факторном пространстве. Рассмотрим категории, которые обусловили распределение оценочных элементов (характеризующих субъектную позицию).
Первый фактор интерпретирован нами как фактор «Оценка возможностей развития для себя», включал следующие шкалы: «не вижу возможностей для себя» (0,971), «нет заботы о благополучии города» (0,920), «нельзя влиять на жизнь города» (0,912), «не могу найти друзей» (0,911), «не могу ездить на велосипеде» (0,911), «нет карьеры» (0,910), «нет непрерывного образования» (0,903), «нет профессионального положения» (0,848), «не могу влиять на безопасность» (0,834), «нельзя творчески работать» (0,789), «не смогу сделать не сонным» (0,790), «угасающий город»
(0,734), «очень, очень много приезжих» (0,723), «перспективы для создания семьи» (0,708), «нет интересных городских событий» (0,695), «не могу создать свой театр» (0,616), «нет площадей для праздников» (0,608). В оппозиции к ним выступают такие шкалы: «можно много делать» (-0,968), «можно ночью развлекаться» (0,961), «есть место для меня» (0,946), «есть возможность развития» (-0,913), «есть возможность получить хорошее образование» (0,873), «можно зимой гулять» (0,843), «можно найти единомышленников» (-0,798), «есть возмож-ость разносторонне отдыхать» (0,763), «успех градообразующих предприятий» (-0,742).
Второй фактор, интерпретированный нами как фактор Оценка взаимодействия», вклю-ал следующие шкалы: «нет спеха у молодых специалистов» (0,917), «нет культуры вождения авто» (0,715), в оппозиции к «нельзя спиться» (-0,596), «не сгорю на работе» (-0,512).
Помимо расширения тезауруса ценок городского пространства,
меняется субъектная включенность в пространство города. Если в пре-тестовом варианте констатировалась дистантность, аффективная составляющая, то в посттестовом варианте — ориентация на оценку возможностей развития для себя и оценка взаимодействия, что характеризует активность респондентов. Смещение акцентов от потребительской, созерцательной составляющей к действенной, что рассматривается нами как наиболее значимое достижение в работе со студентами.
Изменение критериев для оценки города как постоянного места проживания нашло свое прямое отражение в качестве продуктов проектной деятельности студентов. В качестве таких продуктов выступали авторские социокультурные проекты, которые разрабатывались студентами в процессе участия в занятиях развивающего факультатива.
Проекты, которые были разработаны студентами в их первом варианте, характеризовались экспертами как нейтральные, безразличные к тому, в каком городе
они могли бы быть реализованы. На завершающих проектных сессиях были предложены проекты, точно ориентированные на целевую аудиторию, историко-культурные традиции слоя горожан, особенности менталитета участников которому они были адресованы, выражающие готовность принимать участие в комплексе преемственных событий, влияющих на содержательные формы организации свободного времени, способствующих сплочению городского сообщества. Частными иллюстрациями таких проектов могут выступать, например такие, как проект вовлечения населения г. Сургут в культуру ремесел и традиционных занятий коренного населения Ханты-Мансийского округа на базе музейного комплекса «Старый Сургут», проект основывался на такой значимой характеристике городской среды, как «культурный ландшафт». Проект «Казачонок» как способ возрождения культурных традиций казачества в г. Сургут. Проект был ориентирован на возрождение и
развитие лучших традиций российского казачества. Он был оформлен с опорой на такие значимые характеристики анализа студентами городского сообщества, как «ментальность» старожилов города, «историко-культурный ландшафт» слоев населения, характеризующийся особенностями стиля воспитания детей и подростков.
Доля студентов, которые по завершении занятий разработали проекты низкого уровня, уменьшилась с 84,7 % до 39,3 % . Проекты среднего уровня разработа-ли 46,4 % студентов по сравнению с 14,3 %.
Третья составляющая, указывающая на позитивное изменение состояния участников экспериментальной группы, состояла в изменении отношения к проблеме планирования в городе своего будущего. Если в пре-тесто-вой диагностике показатели субъективной «болезненности» этой проблемы были высоки во всей выборке (5,33 средний балл по 10-ти бальной шкале оценки), то на этапе пост-тестовой диагностики
средняя оценка достигла 3,9 баллов. Различие статистически значимо при p < 0,01 при: t Эмп = 6 и t крит = 2,75 по критерию Стью-дента. Это позволяется сделать вывод о том, что возрастания четкости и осознанности когнитивных критериев оценки планируемого студентами места проживания и профессиональной самореализации повлияло на эмоциональный компонент.
4 Обсуждение (Discussion)
Результаты сопоставления эмпирических данных, полученных в пре- и пост-тестовой диагностике, позволили выделить три группы взаимосвязанных индикаторов, ха-растеризующих динамику студентов в процессе их перехода от низких уровней самоопределения к его более высоким осознанным уровням. К таким индикаторам относится семантический образ города, замыслы профессиональной деятельности, представленные в форме социокультурных проектов и субъективная «болезненность» проблемы выбора места проживания по завершении образования. Полученные результаты позволили
обосновать адекватность содержания и форм организации занятий специализированного факультатива для студентов выпускного курса, который сочетал приемы развивающего обучения при формировании понятий с приемами экзистенциальной беседы, затрагивающей жизненно важные для студентов проблемы планирования будущего. Реализуемые на занятиях формы организации деятельности студентов позволили поддержать процесс превращения «образа города» в образ, ориентирующий их в существенных характеристиках тех продуктов профессиональной деятельности, которые они могли бы предложить жителям города и выступить социокультурными лидерами позитивных изменений социально-психологического климата городского сообщества. Участие в такой учебно-профессиональной деятельности позволяет студентам апробировать позицию инициативного субъекта, способного оказывать влияние на состояние городского сообщества и полно-
ценно реализовать себя в этом территориальном пространстве как психологически комфортном и успешном психологическом пространстве жизни. Принципы организации развивающего курса подобного содержания правомерно рекомендовать и для студентов иных подразделений для профилактики кризиса самоопределения выпускников.
5 Заключение (Conclusion)
Исследование, проведенное в форме психолого-педагогического эксперимента, позволило выявить взаимосвязь между семантическим «образом города» и уровнями осознанности самоопределения студентов, испытывающих трудности в выборе места проживания и профессиональной самореализации. Результаты подтверждают базовые положения отечественной психологии об опосредованности взаимодействий субъекта с реальностью качеством «образа мира» [12; 13].
В курсе специализированных развивающих занятий, направленных на формирование средств
оценки городской среды и городского сообщества, была показана возможность влиять на глубину и содержательность социокультурных проектов студентов, представляющих продукты учебно-профессиональной деятельности. Качество социокультурных проектов оказалось обусловлено содержанием освоенных студентами понятий для оценки состояния городского сообщества и обоснования возможных направлений позитивного влияния на его состояние. Проведенное исследование позволило обосновать положение о том, что овладение студентами понятиями, изменяющими семантику описания города, влияет на отношение к возможностям социально-профессиональной самореализации в городском сообществе, позволяет им апробировать позицию авторов и лидеров его позитивных изменений и преодолеть проблему самоопределения в выборе места постоянного проживания.
й список
1. Bolotova A. and Stammler, F. How the North became home. Attachment to Place among Industrial Migrants in Murmansk region. Migration in the Circumpolar North: Issues and Contexts. - Edmonton, Canada Canadian Circumpolar Institute Press, 2010, 193220.
2. Nuykina E. Making a viable city: visions, strategies and practices (Doctoral dissertation). University of Vienna, 2014. 249 p.
3. Schoenberg S.P. and Rosenbaum P. L. Neighborhoods that work: Sources for viability in the inner city. New Brunswick, Rutgers University Press, 1980, 69-78.
4. Гольц Г. А. Урбанизация в системе показателей качества жизни при определении кризисных явлений социальной сферы // Научно- методический журнал академии педагогических и социальных наук «Мир психологии и психология в мире» Международная педагогическая академия, Москва - 1995. - №4 (5) - 159 с.
5. Вирт Л. Урбанизм как образ жизни : пер. с анг., 2-е изд. - М. : Strelka Press, 2018. - 180 с.
6. Дробышева Т. В., Журавлев А. Л. Социальная психология города в современных условиях // Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. - С. 148-158.
7. Нуйкина, Е. Социальная жизнеспособность северного города в современных условиях: лидерство и низовая активность населения. // Известия Коми научного центра УрО РАН. Выпуск 3 (23). Сыктывкар. 2015. - С. 156-160.
8. Покатиловская Е. Н., Шибаева Л. В. Образ города проживания в представ-ениях жителей с разной городской идентичностью : сборник научных трудов, по-ященного 45-летию лаборатории социальной и экономической психологии ИП АН // Социальная и экономическая психология. Часть 2 : Новые научные направле-ия / отв. ред. Ю. В. Ковалева, Т. А. Нестик. - М. : Изд-во «Институт психологии АН», 2018.- 523 с. (Труды Институт психологии РАН).
9. Покатиловская Е. Н., Шибаева Л. В. Вариативность образа территории проживания у горожан с разной социальной позицией // Сетевой научный журнал «Научный результат. Педагогика и психология образования» Белгородского государственного национального исследовательского университета. 2018. Том 4. -№ 2 - С. 77-88.
10. Покатиловская Е. Н. Хохлова Н. И., Шибаева Л. В. Применение метода репертуарных решеток для исследования особенностей восприятия города как психологического пространства жителей с разной мерой идентичности // Северный регион. 2016. - № 2 (34). - С. 162-169. URL: http://www.surgu.ru/nauchnye-izdaniya-
urgu/severnyy-region-nauka-obrazovanie-kultura/arhiv.
11. Попов А. А. Образовательные программы и элективные курсы компетент-ностного подхода / предисл. В.А. Болотова. - М. : ЛЕНАНД, 2014. - 344 с. (Психология, педагогика, технология обучения. № 42)
12. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный згляд. - Томск, 2000. - 154 с.
?стник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019, № 1 uth Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2019, № 1_
13. Леонтьев А. Н. Образ мира // Избр. психологические произведения : в 2 т. - М., 1983. - С. 251-261.
E. N. Pokatilovskaia1, N. I. Hohlova2, L. V. Shibaeva3
^RCID №0000-0001-7549-8913 Post-graduate student of psychology Department, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia.
E-mail: elizabet3462@mail.ru
2ORCID №0000-0001-8266-9629 Associate Professor of psychology Department, Surgut State University, Surgut, Russia.
E-mail: Hohlova-ni@yandex.ru
3ORCID №0000-0001-9261-9860 Doctor of Sciences (Psychology), Academic Title of Professor, Professor of psychology Department, Surgut State University of Education, Surgut, Russia. E-mail: shibaeva2003@gmail.com
DYNAMICS OF SEMANTIC IMAGE OF A CITY AS A CONDITION AND RESULT OF SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN THE
POSITION OF A SUBJECT OF A URBAN COMMUNITY
Abstract
Introduction. The problem is to study the cognitive components of the professional and personal self-determination of youth. The study is aimed at studying the psychological resources of students in the process of overcoming the difficulties of self-determination when choosing a place of residence after completion of education. Interconnected empirical indicators of the students' productive position are compared: semantics of the description of a city, distinguished on the basis of the essential characteristics of the city and certain layers of the urban community; features of the products of students' activities - social and cultural projects that they could offer to the residents of the city, realizing their professional position; a measure of subjective "pain" for students of the problem of choosing a place to live and work in the future.
Materials and methods. The methodological foundations of the study were the provisions on the interactive nature of students' professional and personal neoplasms and the provisions on the impact of developing educational situations on the quality of concepts that predetermine the semantics of the image of the world (L.S. Vygotsky, A.N. Leontiev). The main method was a psychological-pedagogical experiment consisting of pre-test diagnostics, developing elective classes for graduate students and post-test diagnostics. The empirical manifestations of the subjective position of the students of the experimental group (EG) were compared before and after the developmental course. The EG was attended by 26 students of the departments of "directing", as well as "recreation and tourism." The diagnostic toolkit was the J. Kelly repertory grid method followed by factor analysis of the data, expert assessment of the products of students' activities (sociocultural projects) and the scaling method of "pain" for respondents to the problem of choosing a city for permanent residence.
Results. A set of empirical indicators of low levels of representation of the position of the subject of the urban community among students, not ready to consider themselves as a resource of positive changes in the city and influence such changes, is revealed. On the basis of the psychological and pedagogical experiment, the possibilities of changing the criteria are revealed, on the basis of which students evaluate the city and the changes in the assessment of the possibilities of their own influence on the positive state of the urban community. The characteristic of the content developmental elective for students, allowing to update and deepen the "image of the city."
Discussion. The study obtained evidence that the concepts on the basis of which students construct the "image of the city" affect
the quality of the products of their activities — the author's soci-ocultural projects — influence the decisions about choosing a city as a territory of professional and vital self-realization. The psycho-pedagogical experiment made it possible to substantiate the provisions that the resource for overcoming difficulties in the self-determination of students when choosing a future place of residence can be support in orienting to the essential characteristics of the current state and development prospects of the city. The study confirms one of the fundamental propositions that images of perception predetermine the quality of activity products, even in situations of evaluating such a semantically complex social obj ect as a city, at the same time complication, semantic differentiation of ideas about the image of a situation affects the complexity of the planned activity of the subject.
Conclusion. The study emphasized the presence of direct and inverse relationships between the peculiarity of the "semantic image of the city" and the quality of the professional ideas of students, presented in the form of socio-cultural projects. Accompanying students in the course of developmental classes on mastering design-analytical concepts as means of orientation in the essential characteristics of the city and their application for students to design professional projects addressed to citizens allows them to test the subject's position of positive changes in the state o f t h e u r b a n c o m m u n i t y.
Keywords: the position of the subject of the urban community, passive and active citizens, the problem of choosing a place of residence, professional and personal self-determination of students, socio-cultural projects.
Highlights:
Such empirical indicators as the semantics of the image of the city and the difficulties of self-determination of students when
choosing a place of residence are interrelated. Mastering students with a set of concepts that allows them to navigate the essential characteristics of the city influences the quality of professional designs and their implementation in social and cultural projects addressed to certain segments of the population. The features of the "image of the city" also act as a factor and result that promotes or hinders the productive intentions of students to fully realize themselves in the position of productive actors of the urban community.
References
1. Bolotova A. and Stammler, F. How the North became home. Attachment to Place among Industrial Migrants in Murmansk region. Migration in the Circumpolar North: Issues and Contexts. - Edmonton, Canada Canadian Circumpolar Institute Press, 2010, 193220.
2. Nuykina E. Making a viable city: visions, strategies and practices (Doctoral dissertation). University of Vienna, 2014. 249 p.
3. Schoenberg S.P. and Rosenbaum P. L. Neighborhoods that work: Sources for iability in the inner city. New Brunswick, Rutgers University Press, 1980, 69-78.
4. Gol'c G.A. (1995) Urbanizaciya v sisteme pokazatelej kachestva zhizni pri opre-elenii krizisnyh yavlenij social'noj sfery // Nauchno- metodicheskij zhurnal akademii ped-
agogi-
íeskih i social'nyh nauk "Mir psihologii i psihologiya v mire" Mezhdunarodnaya peda-gogicheskaya akademiya, Moskva. - №4 (5) - 159 s. (In Russian).
5. Virt L. (2018) Urbanizm kak obraz zhizni : perevod s angliskogo, 2-e izd. - M. :ptrelka Press. -180 s. (In Russian).
6. Drobysheva T.V., ZHuravlev A.L. (2018) Social'naya psihologiya goroda v sov-remennyh usloviyah // Psihologicheskie issledovaniya global'nyh processov: predposylki, tendencii, perspektivy. M. : Izdatel'stvo «Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk». -
148-158. (In Russian).
7. Nujkina, E. (2015) Social'naya zhiznesposobnost' severnogo goroda v sovremen-n|yh usloviyah: liderstvo i nizovaya aktivnost' naseleniya. // Izvestiya Komi nauchnogo centra Ural'skogo otdeleniya Rossijskoj akademii nauk. Vypusk 3 (23). Syktyvkar. - S. 15660. (In Russian).
8. Pokatilovskaya E.N., SHibaeva L.V. (2018) Obraz goroda prozhivaniya v pred-stavleniyah zhitelej s raznoj gorodskoj identichnost'yu : sbornik nauchnyh trudov, posvyashchennogo 45-letiyu laboratorii social'noj i ehkonomicheskoj psihologii Instituta psihologii Rossijskoj akademii nauk // Social'naya i ehkonomicheskaya psihologiya. CHast' 2 : Novye nauchnye napravleniya / otvetstvennyj redaktor YU. V. Kovaleva, T. A. Nestik.-M. : Izdatel'stvo «Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk».- 523 s. (Trudy Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk). (In Russian).
9. Pokatilovskaya E.N., SHibaeva L.V. (2018) Variativnost' obraza territorii prozhivaniya u gorozhan s raznoj social'noj poziciej // Setevoj nauchnyj zhurnal «Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya» Belgorodskogo gosudarstvennogo nacional'nogo issledovatel'skogo universiteta. Tom 4. - № 2 - S. 77-88. (In Russian).
10. Pokatilovska E.N. Hohlova N.I., SHibaeva L.V. (2016) Primenenie metoda rep-ertuarnyh reshetok dlya issledovaniya osobennostej vospriyatiya goroda kak psiholog-icheskogo prostranstva zhitelej s raznoj meroj identichnosti // Severnyj region. - № 2 (34). - S. 162-169. URL: http://www.surgu.ru/nauchnye-izdaniya-surgu/severnyy-region-nauka-obrazovanie-kultura/arhiv. (In Russian).
11. Popov A.A. (2014) Obrazovatel'nye programmy i ehlektivnye kursy kompetent-nostnostnogo podhoda / predislovie V.A. Bolotova. - M. : LENAND. - 344 s. (Psihologiya, pedagogika, tekhnologiya obucheniya. № 42) (In Russian).
12. Klochko V.E., Galazhinskij EH.V. (2000) Samorealizaciya lichnosti: sistemnyj vzglyad. - Tomsk. - 154 s. (In Russian).
13. Leont'ev A.N. (1983) Obraz mira // Izbrannye psihologicheskie proizvedeniya : v 2 tomah - M,. - S. 251-261. (In Russian).
ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ И РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ РУКОПИСИ
В журнале публикуются научные статьи и научные обзоры по следующим отраслям науки и группам специальностей научных работников: 13.00.00 Педагогические науки (ВАК);
19.00.00 Психологические науки (ВАК);
10.00.00 Филологические науки: 10.01.00 Литературоведение, 10.02.00 Языкознание (РИНЦ).
В редакцию журнала рукопись статьи передаётся по электронной почте:
vestnikvak@cspu.ru
Уведомление авторов о получении материалов осуществляется ответственным редактором в 3-дневный срок. В случае несоблюдения требований к оформлению статья может быть возвращена автору на доработку.
Текст статьи проверяется на наличие заимствований через систему «Антиплагиат». При оригинальности текста ниже 75% (при этом заимствования из одного источника не могут составлять более 7%) статья направляется автору на доработку.
Все статьи, поступившие в редакцию журнала, проходят обязательное рецензирование.
После принятия решения о возможности публикации статьи ответственный редактор уведомляет автора (авторов) о принятом решении.
Все материалы должны соответствовать нормам и правилам международной публикационной этики. Правовую основу обеспечения публикационной этики составляют международные стандарты: положения, принятые на 2-й Всемирной конференции по вопросам соблюдения добросовестности научных исследований (Сингапур, 22-24 июля 2010 г.); положения, разработанные Комитетом по этике i аучных публикаций (The Committee on Publication Ethics COPE), и нормы раздела «Авторское право» Гражданского кодекса Российской Федерации.
Требования к оформлению статьи
1. Статья, объёмом от 8 страниц, должна быть набрана в текстовом редакторе Microsoft Word в формате "doc" или "rtf" шрифтом Times New Roman, 14 pt., интервал - 1,5 см., отступ - 1,25 см., все поля по 20 мм (аннотация, ключевые слова, библиографический список - 12 pt). В статье не должно быть автоматической нумерация и маркировки текста.
2. В начале статьи помещаются индексы УДК и ББК; инициалы, фамилия, ученое звание, ученая степень, место работы с указанием города и страны, идентификационный код (ID) ORCID, E-mail; заглавие; аннотация (150-200 слов); ключевые слова; основные
положения (содержат 3-5 пунктов маркированного списка, кратко отражающие ключевые результаты исследования).
3. Текст статьи представляется в соответствии со следующими разделами: введение, материалы и методы, результаты, обсуждение, заключение, благодарности (факультативно).
4. Содержащиеся в статье формулы и символы помещаются в текст с использованием формульного редактора Microsoft Eguation.
5. Рисунки и таблицы должны быть размещены в тексте статьи, ссылки на рисунки в тексте обязательны. Графические изображения (рисунки и фото) необходимо также предоставить отдельными файлами в формате JPEG с разрешением - 300 dpi, диаграммы - в черно-белом штриховом варианте. В схемах, рисунках использовать дополнительный шрифт Arial.
6. Библиографический список оформляется с соблюдением ГОСТ Р 7.0.52008. Цитируемая литература приводится общим списком в конце статьи в порядке упоминания в тексте.
7. Список литературы должен содержать ссылки на научно-исследовательские источники (научные статьи, монографии), в т.ч. зарубежные (Scopus, WoS) за последние 3-5 лет. В ссылках на статьи, имеющие DOI, следует указать его после библиографического описания источника.
8. Ссылки на другие виды источников (архивную, нормативную, публицистическую, справочную, учебно-методическую литературу, словари, диссертации, авторефераты диссертаций ...) оформляются внутри текста статьи подстрочными ссылками (постраничная нумерация ссылок).
9. После текста статьи за библиографическим списком следует информация на английском языке: инициалы, фамилия, ученое звание, ученая степень, место работы (с указанием города и страны), ORCID, E-mail авторов; заглавие; аннотация (Abstract); ключевые слова (Keywords); основные положения (Highlights); библиография на английском языке (References). Используется гарвардский стандарт.
10. В конце статьи указываются контактные телефоны, почтовый адрес автора (авторов). Рукопись статьи подписывается автором (авторами) с фразой: «Статья публикуется впервые» и датой.
Образцы оформления статьи и библиографического списка размещены по адресу: http://vestnik-cspu.ru/ru/rukovodstvo-dlya-avtorov
Вниманию авторов!
Редакция оставляет за собой право вносить в авторские рукописи правки технического и стилистического характера.
Полные тексты статей размещаются на сайте журнала: http://vestnik-cspu.ru/ и на сайте Научной электронной библиотеки: www.elibrary.ru