Научная статья на тему 'Динамика нравственно-экономического самоопределения юношества в условиях проблемного полилога'

Динамика нравственно-экономического самоопределения юношества в условиях проблемного полилога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ИНТЕРПСИХИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ДИАЛОГ / ПОЛИЛОГ / ОРИЕНТИРОВКА В ПРОБЛЕМНО-КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ / СМЫСЛОВЫЕ ПОЗИЦИИ / КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРИЕНТИРОВКИ / ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМЫЕ / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ФОРМЫ ОРИЕНТИРОВКИ В ЗАДАЧАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ / MORAL AND ECONOMIC SELF-DETERMINATION / INTERPSYCHIC CHARACTERISTIC OF SELF-DETERMINATION / DIALOGUE / POLYLOGUE / ORIENTATION IN PROBLEM-CONFLICT SITUATIONS / SEMANTIC POSITIONS / COGNITIVE FORMS OF ORIENTATION / PERSONALITY-SIGNIFICANT / PERSONALITY-ACTIVITY FORMS OF ORIENTATION IN THE PROBLEMS OF LIFE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шибаева Л. В., Солодовникова О. П.

Введение. В статье обоснована актуальность изучения нравственного и экономического самоопределения юношества в их единстве. Получает обоснование подход к изучению нравственно-экономического самоопределения как динамичного интегративного новообразования. Подчеркивается значение интерпретации этого новообразования как интерпсихического, формирующегося в контексте проблемного полилога. Цель исследования, представленного в статье, состояла в том, чтобы наметить тенденции становления оптимальных возрастно-нормативных уровней нравственно-экономического самоопределения, имеющих отношение к планированию жизненных замыслов в группах юношей и девушек, воспитывающихся в двух разных социальных ситуациях развития (в семьях и детском доме). Проблема исследования состояла в выявлении принципов организации интерактивных ситуаций проблемного диалога, способствующего динамике нравственно-экономического самоопределения юношества в направлении возрастно-нормативного оптимума. Материалы и методы. Основными методами исследования выступили анализ литературы, представленной в области экономической психологии, психологии личности, психологии образования, позволяющей охарактеризовать предмет исследования: нравственно-экономическое самоопределение и специфика образовательных ситуаций для организации генетико-моделирующего исследования. В качестве основного метода применялся психолого-педагогический эксперимент, организованный в форме развивающего факультатива занятий с применением интерактивных методов. В качестве метода выявления эмпирических проявлений динамики нравственно-экономического самоопределения выступил метод экспертной оценки смысловых позиций участников интерактивных занятий с последующим контент-анализом для их соотнесения с условной шкалой градаций, характеризующих их динамику. Результаты. В статье описаны результаты психолого-педагогического эксперимента в двух выборках старшеклассников, проведенного в форме дискуссионного клуба по разрешению условных проблемно-конфликтных ситуаций. Представлены сопоставительные данные динамики самоопределения юношества, начиная с ее исходных когнитивных форм ориентировки в условных ситуациях занятий в направлении ее превращения в ориентировку в задачах планирования собственной жизни. Для контент-анализа смысловых позиций участников дискуссий применена шкала градаций, валидность которой подтверждена. Обсуждение. Исследование позволило наметить градации перехода к таким уровням, на которых нравственно-экономическое самоопределение участников не только выражалось в развернутом, продуктивном обсуждении аспектов многозначных ситуаций, предзаданных в развивающем интерактивном курсе занятий, но и проявлялось в намерениях участников деятельно реализовать этические и экономические принципы в их единстве за пределами занятий в планируемых ими личных жизненных ситуациях. Исследование позволило сопоставить динамику старшеклассников из семей и детского дома в процессе их движения к содержательным уровням нравственно-экономического самоопределения, которые оформлялись бы в их продуктивные жизненные замыслы. Заключение. Выбранный методологический подход анализа динамики нравственно-экономического самоопределения на основе фиксации смены смысловой позиции участников полилога оказался продуктивным для характеристики нормативно-возрастных достижений социальной и личностной зрелости старшеклассников. Благодаря исследованию оказалось возможным наметить перспективы изучения психологических условий и механизмов становления нравственно-экономического самоопределения юношей и девушек, воспитывающихся в альтернативных социальных ситуациях развития, описать своеобразие траекторий восхождения к его наиболее продуктивным и содержательным уровням. Основные положения: На основе представленного исследования обосновывается подход к изучению нравственного и экономического самоопределения как динамичного интегративного новообразования юношеского возраста. Подчеркивается значение интерпретации этого новообразования как интерпсихического, формирующегося в контексте проблемного полилога и выражающегося в смысловой позиции автора высказываний в контексте такого полилога. Дается характеристика динамики смысловых позиций старшеклассников из семей и детского дома в условиях специализированного факультатива, которая указывает на тенденции перехода от низких когнитивных уровней нравственно-экономического самоопределения в проблемно-конфликтных ситуациях в направлении к анализу этих ситуаций с позиции оформления личного жизненного замысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шибаева Л. В., Солодовникова О. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF MORAL AND ECONOMIC SELF-DETERMINATION OF YOUTH IN CONDITIONS OF PROBLEMATIC POLYLOGUE

Introduction. The article substantiates the relevance of the study of moral and economic self-determination of youth in their unity. The approach to the study of moral and economic self-determination as a dynamic integrative formation is substantiated. The significance of the interpretation of this neoplasm as an interpsychic one formed in the context of the problem polylogue is emphasized. Purpose of research, presented in the article, was to identify trends in the formation of optimal age-normative levels of moral and economic self-determination related to the planning of life plans in groups of boys and girls who are brought up in two different social situations of development (in families and children's home). The problem of the study was to identify the principles of organization of interactive situations of problem dialogue, contributing to the dynamics of moral and economic self-determination of youth in the direction of age-normative optimum. Materials and methods. The main methods of the study were the analysis of literature presented in the field of economic psychology, psychology of personality, psychology of education, which allows to characterize the subject of the study: moral and economic self-determination and the specifics of educational situations for the organization of genetic modeling research. As the main method used psychological and pedagogical experiment, organized in the form of developing elective classes using interactive methods. As a method of identifying empirical manifestations of the dynamics of moral and economic self-determination, the method of expert evaluation of the semantic positions of the participants of interactive classes with the subsequent content analysis for their correlation with the conditional scale of gradations characterizing their dynamics. Results. The article describes the results of psychological and pedagogical experiment in two samples of high school students, conducted in the form of a discussion club on the resolution of conditional problem-conflict situations. The article presents comparative data on the dynamics of self-determination of youth, starting from its initial cognitive forms of orientation in conditional situations of employment in the direction of its transformation into an orientation in the tasks of planning their own lives. For content analysis of semantic positions of the participants of the discussions the scale of gradations is applied, the validity of which is confirmed. Discussion. The study allowed to identify gradations of transition to such levels at which the moral and economic self-determination of participants was not only expressed in a detailed, productive discu-ssion of aspects of multi-valued situations, preset in developing an interactive course of classes, but manifested in the intentions of participants to actively implement ethical and economic principles in their unity outside the classroom in their planned personal life situations. The study allowed to compare the dynamics of high school students from families and children's homes in the process of their movement to meaningful levels of moral and economic self-determination, which would be formalized in their productive life plans. Conclusion. The chosen methodological approach to the analysis of the dynamics of moral and economic self-determination on the basis of fixing the change of semantic positions of the polylogue participants was productive for the characteristics of normative-age achievements of social and personal maturity of high school students. Thanks to the study, it was possible to outline the prospects of studying the psychological conditions and mechanisms of formation of moral and economic self-determination of young men and girls who are brought up in alternative social situations of development, to describe the originality of the trajectories of ascent to its most productive and meaningful levels. Highlights: On the basis of the presented research the approach to the study of moral and economic self-determination as a dynamic integrative neoplasm of adolescence is substantiated. The importance of the interpretation of this new formation as an interpsychic one formed in the context of the problem polylogue and expressed in the semantic position of the author of statements in the context of such polylogue is emphasized. The characteristic of the dynamics of semantic positions of high school students from families and children's homes in a specialized elective, which indicates the trend of transition from low cognitive levels of moral and economic self-determination in problemconflict situations in the direction of the analysis of these situations from the perspective of personal life design.

Текст научной работы на тему «Динамика нравственно-экономического самоопределения юношества в условиях проблемного полилога»

DOI 10.25588/CSPU.2019.19.41.017

УДК 151.8:373.7 ББК 88.372:74.47

Л. В. Шибаева1, О. П. Солодовникова2

^RCID №0000-0001-9261-9860 Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Российская Федерация. E-mail: shibaeva2003@gmail.com

2ORCID №0000-0001-7549-8913

Аспирант кафедры психологии,

Сургутский государственный педагогический университет, н

а

г. Сургут, Российская Федерация. E-mail: psi86@bk.ru

ДИНАМИКА НРАВСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЮНОШЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛИЛОГА

Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность изучения нравственного и экономического самоопределения юношества в их единстве. Получает обос-

как динамичного интегративного новообразования. Подчеркивается значение интерпретации этого новообразования как интерпсихического, формирующегося в контексте проблемного полилога. Цель исследования, представленного в статье, состояла в том, чтобы наметить тенденции становления оптимальных возрастно-нормативных уровней нравственно-экономического са-

ситуациях развития (в семьях и детском доме). Проблема исследования состояла в выявлении принципов организации интерактивных ситуаций проблемного диалога, способствующего динамике нравственно-экономического самоопределения юношества в направлении возрастно-нормативного оптимума.

к *

а 3

а в о S в е н н о

w *

о н

и

и

л

е

о §

г о

о а

о

нование подход к изучению нравственно-экономического самоопределения §

§

л ж

ж о

£ §

о

№ а №

о

моопределения, имеющих отношение к планированию жизненных замыслов |

в группах юношей и девушек, воспитывающихся в двух разных социальных о

§

§

ж

о §

о

ж

§

л о

§

а

Материалы и методы. Основными методами исследования выступили анализ литературы, представленной в области экономической психологии, психологии личности, психологии образования, позволяющей охарактеризовать предмет исследования: нравственно-экономическое самоопределение и специфика образовательных ситуаций для организации генетико-моделирующего исследования. В качестве основного метода применялся психолого-педагогический эксперимент, организованный в форме развивающего факультатива занятий с применением интерактивных методов. В качестве метода выявления эмпирических проявлений динамики нравственно-экономического самоопределения выступил метод экспертной оценки смысловых позиций участников интерактивных занятий с последующим контент-анализом для их соотнесения с условной шкалой градаций, характеризующих их динамику.

Результаты. В статье описаны результаты психолого-педагогического эксперимента в двух выборках старшеклассников, проведенного в форме дискуссионного клуба по разрешению условных проблемно-конфликтных ситуаций. Представлены сопоставительные данные динамики самоопределения юношества, начиная с ее исходных когнитивных форм ориентировки в условных ситуациях занятий в направлении ее превращения в ориентировку в задачах планирования собственной жизни. Для контент-анализа смысловых позиций участников дискуссий применена шкала градаций, валидность которой подтверждена.

Обсуждение. Исследование позволило наметить градации перехода к таким уровням, на которых нравственно-экономическое самоопределение

§ участников не только выражалось в развернутом, продуктивном обсужде-

§

I нии аспектов многозначных ситуаций, предзаданных в развивающем ин

терактивном курсе занятий, но и проявлялось в намерениях участников ^ деятельно реализовать этические и экономические принципы в их единстве за пределами занятий в планируемых ими личных жизненных ситуациях.

Исследование позволило сопоставить динамику старшеклассников из семей и детского дома в процессе их движения к содержательным уров-

9

сц

Ч ням нравственно-экономического самоопределения, которые оформлялись

бы в их продуктивные жизненные замыслы.

Заключение. Выбранный методологический подход анализа динамики нравственно-экономического самоопределения на основе фиксации смены смысловой позиции участников полилога оказался продуктивным для характеристики нормативно-возрастных достижений социальной и личностной зрелости старшеклассников.

Благодаря исследованию оказалось возможным наметить перспективы изучения психологических условий и механизмов становления нравственно-экономического самоопределения юношей и девушек, воспитывающихся в альтернативных социальных ситуациях развития, описать своеобразие траекторий восхождения к его наиболее продуктивным и содержательным

уровням. а

и

к а н р а в с

Ключевые слова: нравственно-экономическое самоопределение, интерпсихическая характеристика самоопределения, диалог, полилог, ориентировка в проблемно-конфликтных ситуациях, смысловые позиции, когнитивные формы ориентировки, личностно-значимые, личностно-деятельностные формы ориентировки в задачах организации жизни.

Основные положения:

На основе представленного исследования обосновывается подход к изучению нравственного и экономического самоопределения как динамичного интегративного новообразования юношеского возраста. Подчеркива- е ется значение интерпретации этого новообразования как интерпсихического,

смысловой позиции автора высказываний в контексте такого полилога. Дается характеристика динамики смысловых позиций старшеклассников из семей и детского дома в условиях специализированного факультатива, которая указывает на тенденции перехода от низких когнитивных уровней нравственно-экономического самоопределения в проблемно-конфликтных О ситуациях в направлении к анализу этих ситуаций с позиции оформления личного жизненного замысла.

1 Введение (Introduction) ления юношества важнейшим осно-

В современных условиях взрос- ванием продуктивной социализации

а

«о

о

а ж

«о

о

-"О

о

1=3

0

«О

§

а

1

05

выступает осознанное экономическое самоопределение, имеющее отношение ко всем планам организации жизни.

На основе принципов системного подхода правомерно намечать пути изучения особенностей финансово-экономической организации жизни в юношеском возрасте в неразрывной связи с социальным, профессиональным, личностным самоопределением. Жизненное самоопределение представляется многоуровневым новообразованием, каждое его направление, поднимаясь на более высокий уровень, оказывает влияние на изменение других. Каждый из этих уровней опосредован нравственно-этическим развитием личности, предопределяющим дефекты отклонений от просоциальных направлений развития.

Необходимость целостного подхода позволяет выделить такой предмет изучения, как нравственно-экономическое самоопределение (НЭС). Исследование генезиса НЭС в юношестве в контексте разных социальных ситуаций развития должно позволить конкретизировать факторы, влияющие на продуктивные и непродуктивные способы преодоления

кризиса ранней юности в разных социальных ситуациях развития.

Актуальность проблемы исследования вызвана необходимостью восполнить дефицит исследовательских работ, ориентированных на изучение соотношения развития нравственно-этического и экономического самоопределения у подрастающего поколения в их единстве.

Проблемой нашего исследования и выступало разрешение противоречия между тем, какое значение придается проблемному полилогу для развития социального и личностного самоопределения юношества, и тем, насколько малоизученными оказываются психологические условия и психологические механизмы переноса суждений участников условных обучающих полилогов из когнитивного плана в личностно-деятельностный план организации жизни. В широком контексте — это проблема исследования психологических условий оптимального воспитательного влияния интерактивных технологий образования на юношество, особенностей тех ситуаций, в которых оказывается возможной интеграция психических новообразований, оформленных в образовательных ситуаци-

ях с планированием жизненной позиции юношества.

Конкретизация проблемы исследования состояла в изучении того, как осуществляется это преобразование в динамике нравственно-экономического самоопределения (НЭС) старшеклассников, воспитывающихся в разных социальных ситуациях: старшеклассников городской школы из семей и старшеклассников из детского дома.

Экономические социализация и самоопределение выступают в настоящее время специальным предметом анализа в исследованиях, прежде всего, такого контингента, как предприниматели [1; 2; 3; 4]. Обобщая принципы исследования структуры и личностных детерминант экономического самоопределения, А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко характеризуют широкий спектр параметров, которые могут изучаться как со стороны содержательных, так и динамических характеристик [5].

При изучении генезиса самоопределения юношества важно выделить динамические характеристики, наметить вектор его изменения. НЭС находит свое множественное выражение в спектре эмпирических про-

явлений, таких, как принятие решений в сложных многозначных ситуациях, их обосновании, актуализации в процессе обоснования их смысловых позиций и ценностных ориента-ций. Контент-анализ высказываний при решении респондентами неоднозначных моральных дилемм, как известно, выступает ведущим методом в классических исследованиях уровней морального сознания Л. Кол-берга, которые опираются на мало-формализованные способы интерпретации направлений, доминирующих при обосновании правомерности выхода из неоднозначной этической коллизии [6].

Метод функционально-смыслового анализа высказываний в процессе решения малоформализован-ных проблемных ситуаций выступает в качестве одного из ведущих в психологии решения творческих задач, начиная с известных работ К. Дунке-ра и продолжающихся в настоящее время [7]. Опираясь на методологию и методы задачного подхода к исследованию своеобразия психических функций, необходимо правомерно подойти к изучению самоопределения как своеобразной ориентировке в неоднозначных условиях мало-

и н а

к а н а

№ О

№ е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н н

О

к

О н

и

и

ч е

О §

г О О

О

О

О 3

е

еле е

н и н О

л О

№ а

О О

№ и

кЙ 3

О

е

н н

О § О

а

Ол

ил О

§

а

а

в о к и н в о д о

0

в е

а

1

сц

определенных жизненных задач, в которых важно учитывать и нравственно-этические, и финансово-экономические аспекты в их неразрывном единстве. Такого рода задачи непрерывно выступают перед человеком, обретающим позицию субъекта жизнедеятельности, отвечающего за благополучие планируемого в юности жизненного пути. Безусловно, в этот период подросткам и юношеству необходима поддержка в выделении существенного рельефа ориентиров при принятии жизненно важных решений и придания им смысловых акцентов. Опираясь на положение об интерактивной природе всех психических функций, приобретаемых в онтогенезе, правомерно предположить, что такое сложное интегративное новообразование, как НЭС, и оформляется в контексте общения и взаимодействия с референтным кругом, и находит свое выражение в этом контексте.

Обоснование межсубъектного статуса определенных форм психического, методологически обоснованное в контексте культурно-исторического подхода, в настоящее время приобретает все новые оттенки.

В частности, относительно такой

функции, как НЭС правомерно предположить, что она, существуя только в контексте общения и взаимодействия, остается интерпсихической по своему психологическому статусу и проявлениям в процессе всей жизни [8]. Это предопределяет необходимость и правомерность реализовать подход к исследованию НЭС в ситуациях развивающего полилога, в котором могли бы проявляться как его исходные юношеские уровни, так и тенденции их смены в процессе обретения зрелой позиции субъекта жизнедеятельности.

Методологическим принципом нашего исследования выступала направленность на изучение особенностей нравственно-экономического самоопределения позиций участников полилога в ситуациях группового обоснования решений при обсуждении проблемных ситуаций, содержащих конфликт между финансово-экономической выгодностью, прагматичностью решения и его нравственно-этической обоснованностью.

При обосновании методологических принципов и метода исследования мы опирались на определенные традиции трактовки диалога, полилога.

В исследованиях, выполненных в русле изучения взаимосвязи мышления и речи в контексте совместного решения мыслительных задач, авторы определяют диалог как форму субъект-субъектного взаимодействия (А. А. Бодалев, Е. С. Белова, В. Т. Опо-лев и др.).

В рамках общепсихологической традиции фундаментальное исследование диалога было осуществлено Г. М. Кучинским. Интересуясь проблемой связи мышления и речи, он рассмотрел проблему «диалог и мышление» на примере совместного решения мыслительных задач. Он предложил интересный ракурс для интерпретации диалога, дискурса как формы порождения новых смыслов. Им подчеркнуто то, что внешний диалог автора может не только выражать его смысловые позиции, но и является основанием для смыслопо-рождения, смысловой динамики. В этом случае диалог по форме может выступать как внешний, а функционально выступает как внутренний. Проговаривая нечто для других, собеседник осуществляет сложную работу по смыслопорождению и смыс-лоорганизации собственных замыслов, которые, будучи осознанно про-

работанными, могут становиться основаниями для принимаемых решений [9].

В известных работах А. У Хараш подчеркивал интерсубъектную природу коммуникации и тот факт, что участники коммуникации являются конкретными личностями, которые проявляют себя, открываются в своих сообщениях и текстах, открыто предъявляют или стремятся скрыть истинные смыслы своей деятельности. Успешная коммуникация, по мнению А. У Хараша, предполагает взаимообмен сообщениями диалогического типа. Это способствует взаимопроникновению сфер сознания и жизнедеятельности собеседников, проникновению в затекстовый мир, смысловому пониманию друг друга.

Безусловно, для подросткового и далее юношеского возраста проблемный дискурс имеет значение для оформления жизненных планов, их обоснования на основе все более отчетливо осознаваемых ценностно-смысловых ориентаций. Именно в эти возрастные периоды интеграция мировоззренческих суждений, оформленных в контексте полилогов с референтными лицами, с принимаемыми решениями о жизненных планах

и н а

к к

а н р а в с т в е н н ок о н

оми и

ч е с

ког г

о с

амо о

о п р е д

еле е

н и н о

л с

№ а

в

усло о

в и

р о

емн н

о г о п

ол

ил о

г а

а № О к и н № О

-"О

О

а

0

№ е а

1

05

и долгосрочных замыслах выступает в качестве ведущей деятельности. Положение об этом подчеркнуто в известных классических работах, выполненных в русле психологии развития, однако до сих пор проблема недостаточно исследована [10].

При планировании исследования основанием выступил принцип изучения психических новообразований как опосредованных взрослыми, важности выделения не только «зоны актуального», но и «зоны ближайшего развития». Исследование было ориентировано не только на диагностику особенностей сложившихся уровней нравственно-экономического самоопределения, но и на создание условий, в которых возможен переход к более высоким уровням. Для проведения исследования был разработан развивающий факультатив.

Предметом исследования выступало нравственно-экономическое самоопределение старшеклассников в процессе его изменения в специально организованных условиях образовательных полилогов на занятиях факультатива по планированию предпринимательской деятельности.

Гипотеза состояла в том, что эм-

пирические проявления изменения НЭС в направлении, отвечающем социальной и личностной зрелости юношей и девушек, психологические условия, способствующие этой динамике, можно выделить при организации полилога в многозначных проблемно-конфликтных ситуациях, актуализирующих рефлексию как этических, так и экономических оснований ее разрешения.

В исследованиях НЭС прогресс в развитии правомерно соотносить с изменениями в когнитивном плане, плане осознания экономической действительности, рефлексии собственной позиции относительно замыслов достижения экономического благополучия, интерпретации содержания и проявлений успешности его достижения. Это должно находить свое проявление в особенностях ин-тенциональной сферы: ценностных ориентациях, жизненных намерениях, целях. Предполагалось, что показателями динамики самоопределения могут выступать высказывания участников проблемного полилога, характеризующие особенности средств и способов достижения намечаемого благополучия, готовность к реализации программ его достижения.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

В исследовании принимали участие две группы респондентов юношеского возраста. В первую группу (ЭГ1) вошли испытуемые, воспитанники детских домов, возраст которых от 15 до 17 лет (18 человек). Во вторую группу (ЭГ2) вошли ученики профессионального колледжа аналогичного возраста от 15 до 17 лет (18 человек).

Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе был апробирован комплекс методов, позволяющих выявить особенности НЭС юношества из семей и детского дома.

Нами была выявлена необходимость сопровождать старшеклассников при формировании у них ориентировки на предпочитаемую ими предпринимательскую деятельность, в контексте программ по финансовой грамотности, дополненную ориентировкой на нравственно-этические аспекты планирования такой деятельности, с учетом справедливости распределения доходов, прибыли, премий и т. п.

Основное исследование включало три части: пре-тестовую диагностику, обучающий факультатив и пост-

тестовую диагностику.

Основными методическими приемами организации занятий выступали следующие: введение участников в условные проблемно-конфликтные ситуации (ПКС), содержащие сложные нравственно-этические коллизии, которые побуждали их к актуализации ценностных ориента-ций и жизненных принципов, к обоснованию этических оценок направлений решения ПКС. Содержанием для обсуждения выступали фрагменты кинофильмов и художественных произведений, а также задания на разработку бизнес-планов малых предприятий и распределения доходов, зарплат, премий участникам совместной деятельности. В ходе занятий методом экспертной оценки трех взрослых участников фиксировались особенности содержания высказывания и их смысловые позиции на основании разработанной для этого шкалы градаций.

Эмпирическими проявлениями особенностей НЭС и их динамики в исследовании выступали смысловые позиции участников полилога, которые фиксировались методом экспертной оценки и обрабатывались на основе контент-анализа. Динамически-

ж а

к *

а

а № О

S № № ж ж о

W *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ж

s

и

Л

О §

г о

О

о

о о

№ д

№ №

ж

s

So

S ж

о

№ О

№ а

о

о

№ s

о

ж ж

о § о

ж

§

л о

§

а

а

«о

О

к и н

«о

О д О

0

«о

е а

1

05

ми характеристиками НЭС в проведенном исследовании выступали особенности участия юношей и девушек в проблемном дискурсе, позволяющие наметить градации, характерные для перехода от более низких уровней сформированности самоопределения к более высоким.

Для фиксации смены смысловых позиций участников полилога была разработана схема экспертного анализа. В ее основании заложено представление о том, что при определенных психологических условиях восприятие участниками развивающего факультатива проблемных заданий как учебных, не имеющих отношения к их собственной жизни, могут приобретать для учеников личност-но-значимое выражение жизненного самоопределения. Адекватная ориентировка в таких задачах может послужить основанием для планирования замыслов собственной жизни и обоснования поиска путей ее организации. Предварительный анализ высказываний старшеклассников в пре-тестовых проблемных обсуждениях выделил спектр позиций участников, свидетельствующих об их отношении к обсуждаемым проблемным коллизиям. Они представля-

ют собой своеобразную шкалу градаций. Каждый раздел шкалы представлен отношением к проблемным обсуждениям и ситуациям, представленным для анализа, принятием их с позиции учебных задачек, к которым они относятся, как обычно, формально или с некоторой заинтересованностью, воспринимая их как задачи на соображение.

Формальная позиция характеризуется высказываниями со стереотипной, односложной фиксацией суждений одного из аспектов: этического или экономического; в высказываниях не представлен анализ позиции персонажей задачи.

Отношение к задаче как когнитивно-творческой (задача на «соображение») характеризуется фокусировкой на финансовых расчетах доходов и расходов персонажей задачи, фрагментарными, неустойчивыми колебаниями между шаблонными моральными высказываниями и жесткими прагматичными суждениями о важности достижения выгоды в деятельности предпринимательства.

Три других смысловых позиции характеризовали участников, для которых противоречия между необходимостью выгодных решений и их

нравственно-этической оправданностью приобретали более личный характер. В высказываниях проявляется эмоциональная пристрастность, в обсуждениях проявляется убедительность, они приобретают оттенок оформления речи «для себя».

К этим смысловым позициям относились следующие три типа:

Позиция субъективно-заинтересованная — участник пристрастно идентифицируется с одним из главных персонажей, обосновывает решение, концентрируясь на нравственно-этическом оправдании оптимального выхода для этого персонажа, положение других персонажей игнорируется или упрощается.

Личностно-значимая позиция — участник, решая нравственно-экономическую задачу, идентифицирует себя с главным персонажем; опирается на рефлексию ситуаций из опыта собственной жизни, иллюстрирует сложность решения; задание приобретает статус жизненно актуальной задачи. Решение отстаивается в полемике с альтернативными подходами, приобретая личностное значение.

Личностно-деятельная позиция характеризуется высокой частотой обращения участника обсуждения к

анализу аналогичных ситуаций из собственной биографии, участник соотносит обоснование решения с анализом возможных направлений разрешения собственных нравственно-этических дилемм: принимаемое решение проходит проверку на этичность и финансово-экономическую обоснованность. Высказывания носят характер рассуждений о нормах и правилах собственной жизни, включаются в контекст обсуждения жизненных замыслов.

Данная шкала позиций выступила в исследовании в качестве экспертной схемы позитивной динамики участников обсуждений при переходе их от низких исходных уровней готовности к наиболее высокому нравственно-экономическому самоопределению.

3 Результаты (Results)

На начальном этапе занятий обучающего факультатива методом экспертной оценки осуществлялся функционально-смысловой анализ высказываний участников, их результаты представлены как данные пре-теста. Сопоставление доли участников с разными позициями в двух выборках в пре-тесте представлено в Таблице 1.

и ж а

к к

а ж 3 а №

с

S №

№ ж ж

о

к

о ж

и

и

ч № с

ког

г

о с

о

о

о 3 № д

№л№ №

ж и

So

S ж

о

л с

№ а

усло о

№ и

3 о

ж ж

о г о

ж

ол

ил о

г а

Таблица 1 — Сравнительные данные результатов пре-теста в выборках старшеклассников, из детского дома (ЭГ 1) и старшеклассников из семей (ЭГ 2)

Table 1 — Comparative data of pre-test results in samples of high school students from the orphanage (EG 1) and high school students from families (EG 2)

Позиция Формальная, % Когнитивно- творческая, % Субьективно-заинтересованная, % Личностно- значимая, % Личностно- деятельная, %

Группа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭГ1 39 39 22 - -

ЭГ2 17 39 33 11 -

Анализ показал, что в обеих выборках представлена формальная позиция. Но у старшеклассников из детского дома ЭГ1 она выражена в большей мере. В выборке ЭГ1 в меньшей мере оказалась представлена субъективно-заинтересованная позиция, и совсем не представлена личностно-значимая. Низкий уровень таких позиций свидетельствовал о том, что отсутствовала идентификация с персонажами обсуждаемых дилемм, доминировало отчужденное отношение к ситуациям занятий как обычным учебным ситуациям. В этой группе старшеклассников преобладали суждения о финансово-экономическом аспекте решения проблемы, этические аспекты не были в фокусе внимания.

В выборке старшеклассников из семей в большей мере представлены когнитивно-творческая и субъективно-заинтересованная позиции. Последняя позиция выражалась в том, что участники проводили определенные параллели представленных ситуаций с коллизиями собственной жизни. В своих высказываниях они пытались решить задачу как задание «на соображение». В экономическом плане эти участники быстро ориентировались, так как практико-бытовой финансовый опыт они получили от взрослых в семейном кругу. Касаясь этических аспектов, участники демонстрировали низкий уровень децентрации, ориентируясь на выгодность решения персонажа, с которым они идентифи-

цировали себя. Обсуждения в этой группе были неформальными и выходили за пределы времени занятий.

После проведения занятий обучающего факультатива, сочетающего формирование навыков составления бизнес-планов для малого и среднего предпринимательства с обсуждением справедливости распределения доходов, были зафиксированы изменения включенности респондентов, смысловые оттенки высказываний. Фиксировались такие параметры участия в обсуждении, как инициативность и глубина обсуждения проб-

лемы (многогранность виденья проблемы; поверхностное суждение; умение или неумение находить альтернативные решения); лексическое и стилистическое содержание высказываний.

Анализ доли респондентов с разной позицией в обсуждении проблемно-конфликтных ситуаций показал положительную динамику и в группе ЭГ1, и в группе ЭГ2. Сравнительные данные результатов экспертной оценки высказываний участников на завершающем занятии представлены в Таблице 2.

Таблица 2 — Изменение доли высказываний участников проблемных полилогов с разной смысловой позицией в условиях начальных и завершающих занятий в ЭГ 1 и ЭГ 2

Table 2 — Changing the share of statements of participants of problem polylogues with different semantic position in the conditions of initial and final classes in EG 1 and EG 2

Позиция Формальная, % Когнитивно- творческая, % Субъектно-заинтересованная, % Личностно-значимая, % Личностно- деятельная, %

Группа пре пост пре пост пре пост пре пост пре пост

ЭГ1 39 17 39 22 22 22 0 28 0 11

ЭГ2 17 12 39 17 33 22 11 44 0 05

Примечание - Статистические различия по критерию Фишера выявлены между данными пре- и пост-теста в группе ЭГ1 по формальной позиции Ф*эмп = 3.528 при р < 0,01. В группе ЭГ2 между данными пре- и посттеста по когнитивно-творческой позиции ф*эмп = 3.528 прир < 0,01. И личностно-значимой позиции ф*эмп = 5.48 прир < 0,01.

ж

s

s «

a

a № О

S № № ж ж

0

1 «

о ж

s

s

л

О §

г о

О

о

о о

№ д

№ №

ж s

So

S ж

о

№ О

№ a

о

о

№ s

3 о

ж ж

о § о

5

§

g о §

a

а

«о

о «

s ж

«о

о о

a fci ci

а

«о

а vo

É и;

4 Обсуждение (Discussion)

В обеих группах виден определенный прогресс. Участники, занимающие на первых обсуждениях формальную позицию, характеризовались переходом к более высоким уровням суждений и их смысловым оттенкам. В группе респондентов ЭГ1 из детского дома два участника ха-растеризовались наиболее высоким уровнем вдумчивого и личностно-деятельного отношения к выполняемым заданиям и превратили проделанные ими на последнем занятии расчеты бизнес-плана малого предприятия в намерения заняться его организацией после завершения обучения. Участники, которые наиболее стремительно продвигались к реалистичному нравственно-экономическому самоопределению, переходили от первоначально формального отношения к занятиям к личностно-пристрастному обсуждению возможностей организации предпринимательства, не задерживаясь на когнитивно-творческой позиции. Она характеризовала бы их как решающих задачи составления бизнес-планов, прежде всего, на основе математических расчетов без примерки этого вида деятельности на свои возможности.

В то время как личностно-деятель-ная позиция предполагает отношение к заданиям с высокой долей оценки их как возможных вариантов организации собственной жизни.

Уменьшение доли формальной и когнитивно-творческой позиции участников обсуждений и возрастание высказываний, соотносимых с личностно-значимой позицией, свидетельствовало о важности происходящего на занятиях для соотнесения обсуждаемого с анализом организации собственной жизни. Однако участники в этой позиции оказывались больше склонны к заинтересованному обсуждению возможностей организации предпринимательства без формирования реальных намерений реализации одного из намечаемых вариантов планов в собственной жизни.

В процессе исследования выявилась разная зона ближайшего развития участников в отношении организации содержательного проблемного обсуждения, обоснования и принятия решений. Организация обсуждений требовала разных усилий и поддержек. Для старшеклассников из семей требовалось гораздо меньшая мера дополнительных побужде-

нии и разъяснении при введении в условные проблемно-конфликтные ситуации по решению задач справедливого распределения доходов между персонажами. Беседа приобретала характер достаточно динамичной и продуктивной. Нравственно-этические аспекты пристрастно и горячо обсуждались, выступали центральным предметом рассуждения. В выборке старшеклассников из детского дома для организации обсуждений был необходим широкий спектр поддержек. Однако в обеих группах старшеклассников оказалась важна поддержка в опосредствовании нравственно-этическими категориями финансово-математических прагматических вариантов разрешения проблем [7].

5 Заключение (Conclusion)

Выбранный нами методологический подход анализа динамики НЭС на основе фиксации смены смысловой позиции участников полилога оказался продуктивным для характеристики нормативно-возрастных характеристик старшеклассников, воспитывающихся в таких разных социальных ситуациях развития, как детский дом и семья.

Метод исследования позволил вы-

явить дифференциацию этих позиций и тенденцию превращения высказываний в полилоге в средства нравственно-этического и экономического планирования старшеклассниками своего профессионального и личностного будущего.

Исследование позволило наметить градации перехода к таким уровням, на которых нравственно-экономическое самоопределение не только выражалось в развернутом, продуктивном обсуждении аспектов многозначных ситуаций, предзадан-ных в обучающем курсе занятий, но проявлялось в намерениях участников деятельно реализовать этические и экономические принципы в их единстве за пределами занятий в планируемых ими личных жизненных ситуациях.

Условия созданного организатором проблемного полилога позволили обеспечить смену позиций участников обсуждений, затрагивающих финансово-экономические проблемы организации жизни в их связи с нравственно-экономическими аспектами. Это проявилось как в качественных, так и количественных показателях, характеризующих динамику участников в направлении наиболее

ж а

к «

а

а № О

S № № ж ж

0

1 «

о ж

s

s

Л

О §

г о

О

о

о о

№ д

№ №

ж s

So

S ж

о

№ О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ а

о

о

№ s

о

ж ж

о § о

ж

g

g о §

а

а

«о

о «

S Ä

«о

о

-"О

о

a ti

о «

«о

а vo

É и;

высоких достижений, доступных им в зависимости от различий в исходных уровнях.

Обогащение функций взаимодействия и общения взрослых с воспитанниками детского дома в контексте специализированных консультаций позволит осуществить профилактику дефектов в нравственно-экономическом самоопределении этого контингента юношества и поддержать их в планировании позитивных

траекторий построения собственной жизни в условиях ее самостоятельной организации.

Перспективным направлением дальнейшего исследования нам представляется сопоставление полученных результатов развития нравственно-экономического самоопределения с юношескими группами, воспитывающимися в альтернативных социальных ситуациях развития.

Библиографический список

1. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Структура и личностные детерминанты экономического самоопределения субъекта // Психологический журнал. 2008. № 2 (29). С. 5-15.

2. Карнышев А. Д., Бурменко Т. Д. Собственность: психолого-экономический анализ. 2-е изд. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2003. 316с.

3. Позняков В. П. Социально-психологические факторы экономического самоопределения предпринимателей. Знание. Понимание. Умение . 2012. № 2. С. 222-226.

4. Филинкова Е. Б. Структура удовлетворенности предпринимательской деятельностью // Проблемы экономической психологии. Т. 2. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С.205-228.

5. Журавлев А. Л., Купрейченко А.Б. Феномены экономического самоопределения: социально-психологические механизмы действия // Психология в экономике и управлении. 2012. № 2. С. 6-12.

6. Kolberg L. Essays on Moral Development. The psychology of Moral Development. San-Francisco, Josey-Bass.1984. Vol. 2.

7. Солодовникова О. П., Шибаева Л. В. Характеристика «зоны ближайшего развития» нравственно-экономического самоопределения старшеклассников из семей и детского дома как основание программ преодоления дизонтогенеза // Северный регион : наука, образование, культура. 2016. № 1 (33). С. 70-75.

8. Кричевец А. Н. Томаселло, Витгенштейн, Выготский: проблема интерпсихического // Культурно-историческая психология. 2012. № 3. С. 95-104. ISSN: 1816-5435 / 2224-8935

9. Кучинский Г. М. Психологический анализ содержания диалога при совместном решении мыслительной задачи // Психологические исследования общения / под ред. Б. Ф. Ломова. Москва : Наука, 1985. С. 342.

10. Гиппенрейтер Ю.Б., Спиридонов В.А., Фаликман М. В. Психология мышления : учеб. пособие. 2-е изд. М. : АСТ: Астрель, 2008. - 672 с.

11. Петровская Л. А., Спиваковская А.С. Воспитание как общение-диалог / Психология семьи : сборник статей. - Москва : Вопросы психологии. 2002. С. 3-8.

12. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М. : Издат. Центр, 2000. 184 с.

13. Хараш А. У Смысловая структура публичного выступления (об объекте смыслового восприятия). Социальная психология : учебное пособие для студентов вузов. М. : Аспект Пресс, 2003. - С. 71-84.

14. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности. Воронеж, 1996. 512 с.

15. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. - 560 с.

L. V. Shibaeva1, O. P. Solodovnikova2

1ORCID No. 0000-0001-9261-9860 Doctor of Sciences (Psychology), Academic Title of Professor, Professor of psychology Department, Surgut State University of Education, Surgut, Russia. E-mail: shibaeva2003@gmail.com

2ORCID No. 0000-0001 -7549-8913 H

Post-graduate student of psychology Department, ^

Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia. a

E-mail: psi86@bk.ru

THE DYNAMICS OF MORAL AND ECONOMIC

SELF-DETERMINATION OF YOUTH IN CONDITIONS OF PROBLEMATIC POLYLOGUE

Abstract

о ¡2

a

a ^

&

о о a о

e

s a

i о'

a ^

о

s

Introduction. The article substantiates the relevance of the stu- ^ dy of moral and economic self-determination of youth in their unity. The approach to the study of moral and economic self-determination as a dynamic integrative formation is substantiated. The significance of the interpretation of this neoplasm as an interpsychic one formed in the context of the problem polylogue is emphasized. Purpose of research, presented in the article, was to identify trends in the for- | mation of optimal age-normative levels of moral and econo-mic self- | determination related to the planning of life plans in groups of boys ^ and girls who are brought up in two different social situations of development (in families and children's home). The problem of the study was to identify the principles of organization of interactive situations of problem dialogue, contributing to the dynamics of moral

2

¡о e

e

and economic self-determination of youth in the direction of age-normative optimum.

Materials and methods. The main methods of the study were the analysis of literature presented in the field of economic psychology, psychology of personality, psychology of education, which allows to characterize the subject of the study: moral and economic self-determination and the specifics of educational situations for the organization of genetic modeling research. As the main method used psychological and pedagogical experiment, organized in the form of developing elective classes using interactive methods. As a method of identifying empirical manifestations of the dynamics of moral and economic self-determination, the method of expert evaluation of the semantic positions of the participants of interactive classes with the subsequent content analysis for their correlation with the conditional scale of gradations characterizing their dynamics.

Results. The article describes the results of psychological and pedagogical experiment in two samples of high school students, conducted in the form of a discussion club on the resolution of conditional problem-conflict situations. The article presents comparative data on the dynamics of self-determination of youth, starting from its initial cognitive forms of orientation in conditional situations of employment in the direction of its transformation into an orientation in the tasks of planning their own lives. For content analysis of semantic positions of the participants of the discussions the scale of gradations is applied, the validity of which is confirmed.

Discussion. The study allowed to identify gradations of transition to such levels at which the moral and economic self-determination of participants was not only expressed in a detailed, productive discu-o ssion of aspects of multi-valued situations, pre-set in developing an in-

| teractive course of classes, but manifested in the intentions of parties

^ cipants to actively implement ethical and economic principles in their

Kj unity outside the classroom in their planned personal life situations.

a >

ii 1 o

3

The study allowed to compare the dynamics of high school students from families and children's homes in the process of their movement to meaningful levels of moral and economic self-determination, which would be formalized in their productive life plans.

Conclusion. The chosen methodological approach to the analysis of the dynamics of moral and economic self-determination on the basis of fixing the change of semantic positions of the polylogue participants was productive for the characteristics of normative-age achievements of social and personal maturity of high school students.

Thanks to the study, it was possible to outline the prospects of studying the psychological conditions and mechanisms of formation S of moral and economic self-determination of young men and girls who are brought up in alternative social situations of development, to describe the originality of the trajectories of ascent to its most productive and meaningful levels.

a

Keywords: moral and economic self-determination, interpsy- ^

c

chic characteristic of self-determination, dialogue, polylogue, orien- g

s

tation in problem-conflict situations, semantic positions, cognitive ^

fa

forms of orientation, personality-significant, personality-activity ^ forms of orientation in the problems of life organization.

Highlights:

On the basis of the presented research the approach to the study of moral and economic self-determination as a dynamic integrative neoplasm of adolescence is substantiated. The importance of the interpretation of this new formation as an interpsychic one formed in | the context of the problem polylogue and expressed in the semantic position of the author of statements in the context of such polylogue g is emphasized. The characteristic of the dynamics of semantic positions of high school students from families and children's homes in a specialized elective, which indicates the trend of transition from low cognitive levels of moral and economic self-determination in problem-

C6

s

s

a

s a

s o'

s ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

o

s

s

o

S №

conflict situations in the direction of the analysis of these situations from the perspective of personal life design.

References

1. Zhuravlyov A.L., Kupreychenko A.B. (2008) Strukturailichnostnyedeterminanty ehkonomicheskogosamoopredeleniyasub"ekta [Structure and personal determinants of economic self-determination of the subject]. Psikhologicheskiy zhurnal. 2 (29), 5-15. (In Russian).

2. Chernyshev A.D., Burmenko T.D. (2003). Sobstvennost':psihologo-ehkonomich-eskijanaliz [Property: psychology and economic analysis]. Irkutsk. 316 p. (In Russian).

3. Poznyakov V.P., Efimova N.YU. (2012). Social'no-psihologicheskie faktory ehko-nomicheskogo samoopredeleniya predprinimatelej [Socio-psychological factors of economic self-determination of entrepreneurs]. Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. 2, 222-226. (In Russian).

4. Filinkova E.B. (2005). Struktura udovletvorennosti predprinimatel'skoj deyatel'-nost'yu [Structure of satisfaction of business activity]. Problemy ekonomicheskoypsikhologii. T. 2. Moscow, Izdatel'stvo "Institutpsikhologii RAN". pp. 205-228. (In Russian).

5. Zhuravlev A.L., Kupreichenko A.B. (2012) Phenomeny economicheskogo samoo-predeleniya: socialno-psychologicheskiye mechanismy deystviya [The phenomena of economic self-determination: socio-psychological mechanisms of action]. Psikhologiya v ekono-mike i upravlenii. 2, 6-12. (In Russian).

6. Kohlberg, L., Levine, C., & Hewer, A. Eds Kohlberg L. The current formulation of the theory. Essays on Moral Developmen, Vol II. Psychology of Moral Development San Francisco, CA, Harper & Row. pp. 219-319.

7. Solodovnikova O.P., Shibaeva L.V. (2016) Harakteristika «zonyi blizhayshego razvitiya» nravstvenno-ekonomicheskogo samoopredeleniya starsheklassnikov iz semey i detskogo doma kak osnovanie programm preodoleniya dizontogeneza [Characteristics of the «zone of proximal development» of the moral and economic self-determination of high school students from families and orphanages as the basis for programs to overcome dysontogenesis]. Severnyy region: nauka, obrazovaniye, kul'tura. 1 (33), 70-75. (In Russian).

8. Krichevets A. (2012). Tomasello, Wittgenstein, Vygotsky: problema interpsi-hicheskogo [Tomasello, Wittgenstein, Vygotsky: the problem of interpsychic]. Kul'turno-istori-cheskaya psikhologiya. 3, 95-104. (In Russian).

9. Kuchinsky G.M. (1985). Psihologicheskij analiz soderzhaniya dialoga pri sov-a mestnom reshenii myslitel'noj zadachi [Psychological analysis of the content of the dialogue

in the joint solution of the mental problem]. Psikhologicheskiye issledovaniya obshcheniya.

nv

Moscow, Nauka. 342 p. (In Russian).

10. Gippenreiter Y. B., Spiridonov V. A., Falikman M. V. (2008) Psihologiya mysh-c^ leniya. [Psychology of thinking]. Moscow, AST: Astrel. 672 p. (In Russian).

^ 11. Petrovskaya L. A., Spivakovskaya L. A. (2002) Vospitanie kak obshchenie-dialog

a

& [Education as a dialogue-dialogue]. Sbornik statey "Psikhologiya sem'I". Moscow, Voprosy

ihb psikhologii. pp. 3-8. (In Russian).

S

^ 12. Polivanova K.N. (2000). Psihologiya vozrastnyh krizisov (uchebnoyeposobiye dlya

^ studentov vysshykhpededagogicheskikh zavedeniy) [Psychology of age crises (a textbook for

students of higher pedagogical institutions)]. Moscow, Izdatel'skiy Tsentr. 184 p. (In Russian).

13. Harash A.W. (2003). Smyslovaya strukturapublichnogo vystupleniya (ob ob"ekte smyslovogo vospriyatiya) (uchebnoye posobiye dlya studentov vuzov "Sotsial'naya psikhologiya") [The semantic structure of public speaking (about the object of semantic perception) (a textbook for university students "Social psychology")]. Moscow, Aspekt Press, pp.71-84. (In Russian).

14. Feldstein D.I. (1996). Psihologiya razvitiya lichnosti [Psychology of personality development]. Voronezh. 512 p. (In Russian).

15. Elkonin D.B. (1989). Izbrannye psihologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow, Pedagogika. 560 p. (In Russian).

S

ta

S

s

a

a

o

3

a

s ^

&

ft o s o

S

ft

b

s a i

o' s

f o

s

os

s

i

i o

s

s f

b

b

3

33 3o

S

s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.