Научная статья на тему 'Изменения личностной идентификации студентов профессионального колледжа в условиях рефлексивного тренинга'

Изменения личностной идентификации студентов профессионального колледжа в условиях рефлексивного тренинга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
100
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОБЛЕМНО-КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ ТРЕНИНГ / PERSONAL IDENTIFICATION / VALUE ORIENTATIONS / LIFE PRINCIPLES / SELF-DETERMINATION / PROBLEM-CONFLICT SITUATIONS / EXISTENTIAL REFLECTION / REFLEXIVE TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бричковская Олеся Олеговна

В статье представлено исследование нравственно-этической идентификации обучающихся профессионального колледжа. Приводятся данные контент-анализа ценностных ориентаций, жизненных принципов и состава эталонных референтных лиц, дана характеристика их изменения в ходе рефлексивного тренинга. Показано, что фактором позитивной динамики учащихся в направлении более высоких уровней личностной идентификации может выступать их включение в проблемные полилоги, активизирующие экзистенциональную рефлексию как основание осознанного самоопределения. Исследование позволило выявить тенденции перехода к более высоким уровням нравственно-этического обоснования решений респондентами в модельных проблемно-конфликтных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changes in personal identification of students in a vocational college amidst reflexive training

The article considers moral and ethical identification of students in a vocational college. The research provides content analysis data on the students’ value orientations, their life principles, as well as the composition of the reference persons, and characteristics of their changes in the course of reflexive training. It is shown that involving students in problematic polylogues, which activate existential reflection as the basis for conscious self-determination, can serve as a factor of students’ positive dynamics towards higher levels of their personal identification. The study has revealed trends towards a shift to higher levels of moral and ethical justification of decisions made by the respondents in model problem-conflict situations.

Текст научной работы на тему «Изменения личностной идентификации студентов профессионального колледжа в условиях рефлексивного тренинга»

УДК 151.8:373.7 ББК 88.372:74.47

О.О. Бричковская

изменения личностной идентификации студентов профессионального колледжа в условиях рефлексивного тренинга

В статье представлено исследование нравственно-этической идентификации обучающихся профессионального колледжа. Приводятся данные контент-анализа ценностных ориентаций, жизненных принципов и состава эталонных референтных лиц, дана характеристика их изменения в ходе рефлексивного тренинга. Показано, что фактором позитивной динамики учащихся в направлении более высоких уровней личностной идентификации может выступать их включение в проблемные полилоги, активизирующие экзистенциональную рефлексию как основание осознанного самоопределения. Исследование позволило выявить тенденции перехода к более высоким уровням нравственно-этического обоснования решений респондентами в модельных проблемно-конфликтных ситуациях.

Ключевые слова: личностная идентификация, ценностные ориентации, жизненные принципы, самоопределение, проблемно-конфликтные ситуации, экзистенциальная рефлексия, рефлексивный тренинг.

O.O. Brichkovskaya

CHANGES IN PERSONAL IDENTIFICATION OF STUDENTS IN A VOCATIONAL COLLEGE AMIDST REFLExIVE TRAINING

The article considers moral and ethical identification of students in a vocational college. The research provides content analysis data on the students' value orientations, their life principles, as well as the composition of the reference persons, and characteristics of their changes in the course of reflexive training. It is shown that involving students in problematic polylogues, which activate existential reflection as the basis for conscious self-determination, can serve as a factor of students' positive dynamics towards higher levels of their personal identification. The study has revealed trends towards a shift to higher levels of moral and ethical justification of decisions made by the respondents in model problem-conflict situations.

Key words: personal identification, value orientations, life principles, self-determination, problem-conflict situations, existential reflection, reflexive training.

Для юношеского возраста характерна особая активность - активность личностного и социального самоопределения - как специфическая ориентировка в эталонах для идентификации [17; 18]. Стихийная ориентировка в нравственно-этических жизненных принципах в юношестве порождает их формальность, шаблонность, стереотипность [15]. Это выступает препятствием для осознанного, взвешенного выбора оснований для идентификации. Осознанная ориентировка в социальном окружении и куль-

турном пространстве в связи с поиском достойных идеалов могла бы изменить эти основания, позволила бы преодолеть недостатки стихийного выбора образцов для подражания.

Соотнесение развития личности с изменением смысловых образований и достижения ими статуса устойчивых личностных ценностей представлено в отечественной психологии в русле личностно-деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев). В личностно-деятельностном под-

о

X

.0 ^

га х о

S

о

о ф

-&

о ^

с

СО

о

ф £

51

° ф

s а. S н ^о ^ о

S X -8-g

^ о

х (11

ф

X к

S са о

5 ^

СП

(О *

Ч Ф

с; ^

о

а;

го ^

о ш

о ^

т ^

L0

О О

ходе и психологии смысла понятие ценностных ориентаций интерпретируется как имеющие смысловую природу и выражающиеся в смысложизненных ори-ентациях [3; 4; 5; 9]. Высокий уровень развития жизненных планов выражается в жизненных принципах, касающихся полагания себя в действительности на основе высших экзистенциональных ценностей, идеалов, целей.

Современные исследования позволяют интерпретировать личностную идентификацию как системный многоуровневый объект [2; 16]. Так правомерно выделять идентификацию, оформляющуюся на уровне бытийного, практико-ориентированного, прагматичного самоопределения в актуальной ситуации жизни человека и самоопределении в высших нравственно-этических эталонах организации жизни, предопределенных экзистенциональными ценностями [16]. Переход с первого из этих уровней в направлении другого осуществляется на основе обретения активности самоопределения все более произвольного и осознанного характера. Такое самоопределение предполагает произвольные усилия человека по взвешенному, обоснованному принятию решений в проблемных, этически неоднозначных ситуациях [1; 13; 16].

Цель проводимого нами исследования состояла в выявлении индикаторов изменения личностной идентификации юношества в условиях сопровождения их перехода к более осознанному, нравственно опосредованному уровню самоопределения.

Гипотеза исследования состояла в том, что динамика перехода от низких уровней личностной идентификации к высоким в юношестве найдет свое проявление в изменении спектра ценностных ориентаций и жизненных принципов, выходящих за пределы практико-бытовых сфер жизни, в направлении все более обобщенных, экзистенциональных ценностей.

Исследование осуществлялось в форме генетико-моделирующего исследования, которое позволило бы выявить и обосновать принципы психолого-педагогического сопровождения уча-

щихся профессионального колледжа на основе курса дополнительных занятий, направленного на преодоление ограниченных практико-ориентированных прагматичных форм стихийно складывающейся идентификации. Такой курс мог бы быть рекомендован для обогащения форм воспитательной работы с юношами и девушками, которые нуждаются в средствах различения иллюзорных и достойных образцов для подражания.

Для диагностической части исследования применялась методика контент-анализа жизненных принципов, представленных в форме вербальных высказываний («Ретроспективная анкета жизненных принципов» Низовских Н.А., методика Леонтьева Д.А. «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО), методика Ю.А. Миславского «Шкалирование регуляторно-личностных отношений»

[9; 11;12]).

Основным методом исследования выступал контент-анализ высказываний учащихся первого курса политехнического колледжа об их жизненных принципах и ценностных ориентациях, как в ситуациях диагностики, так и в ситуациях развивающего курса занятий, организованного на основе принципов рефлексивной психологии [1; 7; 8; 10; 12-14].

В проводимом нами исследовании принимали участие две группы респондентов: представители юношеского возраста и взрослые. Выборку учащихся профессионального колледжа составили 70 человек, из них 37 юношей и 33 девушки, от 16 до 18 лет. Средний возраст респондентов составил 16,3 года. Исследование состояло из трех частей: пре-тестовой диагностики, развивающего курса занятий в форме рефлексивного тренинга и пост-тестовой диагностики.

На этапе пре-тестовой диагностити в качестве эталонной участвовала выборка взрослых - 10 человек преподавателей колледжа.

Для проведения генетико-модели-рующего исследования важно понимать, что является ближайшей зоной развития респондентов в отношении изучаемого психического новообразования. Нами осуществлялось сопоставление качества

смысложизненных ориентаций, жизненных принципов в юношеской и взрослой выборках.

Полученные результаты позволили выявить различия в распределении жизненных принципов бытийного и экзистенционального содержания, в осмысленности жизни между эталонной группой взрослых и экспериментальной юношеской группой [6].

При сопоставлении выявилось, что эталонная группа взрослых значимо превосходила юношескую экспериментальную группу (ЭГ) в количественном преобладании высказываний о жизненных принципах экзистенциального содержания по сравнению с высказываниями практико-бытового содержания (по критерию углового преобразования Фишера статистически значимые различия выявлены при р<0,01).

Различия в показателях осмысленности жизни по методике СЖО Д.А. Леонтьева были подтверждены на основе применения критерия Манна-Уитни (выявлена значимость при р<0,01).

Для изучения того, насколько респонденты дифференцированно различают личностные ориентации и жизненные принципы референтных лиц применялась методика Ю.А. Миславского [11]. Особенности идентификации юношей и девушек с референтным окружением изучались посредством оценки того, насколько они отождествляют себя с такими компонентами внутреннего мира референтных лиц, как ценности, идеалы, уровень притязаний, цели, «образ Я», самооценка. Эти компоненты выступают как компоненты регуляторной системы, которую респондент должен «примерять» к своей собственной регулятивной системе [11].

Оценка каждого персонажа отражает то, насколько респондент дифференцирует в образце для подражания различные по содержанию компоненты регуляторной системы: чем тоньше он их дифференцирует, тем более он способен по одним компонентам отождествлять себя с референтным лицом, а по другим - менее. Это свидетельство того, что субъект оценивает выбранный им персонаж не просто как достойный или недостойный

для идентификации, а как достойный в одном отношении и менее достойный в другом. Мера дифференцировки отражается в снижении коэффициента сходства и увеличении коэффициента разнообразия.

Исследование позволило выявить статистически значимое различие по критерию Манна-Уитни показателей коэффициента разнообразия в эталонной группе, по сравнению с экспериментальной (и = 27 при и = 27, значимость

4 Эмп 1 кр.

при р < 0,05). Это свидетельствовало о том, что взрослые более тонко и диф-фернцированно анализируют разные компоненты интенциональной сферы референтных лиц, юноши более одномерно оценивают людей, выступающих в качестве образцов для идентификации, не различают нюансов в оценке ценностей, целей, особенностей «образа Я», самооценки своих кумиров из ближайшего окружения.

Анализ состава референтных лиц взрослой и студенческой выборки показывает, что у студентов преобладает доля лиц из ближайшего окружения, по сравнению с лицами широкого социокультурного круга. В ЭГ за пределами ближайшего окружения выбран лишь один из известных спортсменов. В круг референтных лиц в эталонной группе попали видные деятели в профессиональной сфере, спортивные деятели, деятели культуры и кино.

Таким образом, было выявлено отличие эталонной группы от юношеской в соотношении качества ценностных ори-ентаций, в показателях осмысленности жизни, в том, насколько дифференцированно отношение к референтным лицам по таким компонентам, как идеалы, цели, ценности, самооценка, образ «Я». Это свидетельствовало о низком уровне осознанности личностного самоопределения учащихся колледжа, и, в результате этого, этически мало осознанной личностной идентификации.

Для изменения уровня осознанности и содержательности личностной идентификации студентов в ЭГ проводился курс развивающих занятий в форме рефлексивного тренинга [1]. Развивающий курс

о

X

-О ^

га х о

о

о ф

-&

о ^

с

СО

о

ф £

51

° ф

^ а. ^ н ^о ^ о

^ X ■в"!

й: о

х (11

ф

X

к ^

ей о

5

СП

га *

с; ^

о

проводился раз в неделю, состоял из двенадцати 1,5-2-часовых занятий.

В занятиях приняли участие 10 студентов (5 юношей и 5 девушек), аналогичной по составу была выделена контрольная группа (КГ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе проведения занятий создавались условия для активизации экзистенциальной рефлексии участников, позволяющей им все более осознанно понимать и выражать жизненные принципы и ценностные ориентации, отчетливо характеризовать свою позицию в условиях моделируемых на занятиях проблемно-конфликтных ситуаций.

Основными методическими приемами организации занятий выступали следующие:

• введение для обсуждения в искусственно-созданной проблемно-конфликтной ситуации (ПКС) таких сложных нравственно-этических коллизий, которые побуждали участников к актуализации ценностных ориентаций и жизненных принципов в условиях полилога об этичности направлений решения ПКС;

• предъявление системы домашних заданий в форме дневниковых записей, направленных на активизацию индивидуального размышления по поводу собственной позиции в дискуссии;

• интеграция индивидуальной и групповой форм организации рефлексии, в ходе обсуждения размышлений о происходящем на занятиях;

• побуждение участников к переходу от обсуждения заданных организатором проблемно-конфликтных ситуаций на основе притч, фрагментов кинофильмов и художественных произведений к обсуждению нравственно-этических коллизий из опыта собственной жизни.

При завершении курса развивающих занятий проводилась повторная диагностики в контрольной (КГ) и экспериментальной группах (ЭГ).

Сопоставлялись показатели, полученные на основе методик «Ретроспективной анкеты жизненных принципов» Н.А. Низовских, «Тест смысложизнен-ных ориентаций» Д.А. Леонтьева в КГ и ЭГ до и после проведения занятий. Результаты представлены табл. 1.

Табл. 1. Доля высказываний респондентов, относящихся к разным уровням по содержанию жизненных принципов, в пре- и постдиагностике

№ Название КГ ЭГ

до после до после

1 Жизненные принципы практико-бытийного уровня (в %) 97,3 95,1 98,3 90,6

2 Жизненные принципы экзистенциального уровня (в %) 2,7 4,9 1,7 9,4

3 Осмысленность жизни (ср. балл) 90,7 91,3 91,2 100,3

Количественный показатель, отражающий высшие бытийные ценности, проявляющиеся в высказываниях респондентов, прошедших развивающий курс почти вдвое превысил аналогичный показатель КГ. Сопоставление пре- и постетстовых показателей ЭГ выявило повышение доли ценностей экзистенциального уровня, статистически подтвержденные по критерию углового преобразования Фишера при уровне р < 0,01 (ф*эмп = 2,503, при ф*кр = 2,31).

По величине показателя «Осмысленность жизни» полученные данные

позволяют утверждать, что в ЭГ показатель осмысленности жизни изменился настолько, что приблизился к значениям данного показателя в эталонной группе в претестовой диагностике (Эт.Г = 114,1). Наметились различия в группе ЭГ и КГ по признаку идентификации респондентов со значимым окружением по коэффициенту разнообразия после применения в посттестовой диагностике методики М.Ю. Миславского.

Анализ результатов позволил выявить изменения круга референтных лиц студентов-участников ЭГ. В частно-

сти, изменения произошли у тех, кто выступал лидером и активным участником проблемных полилогов. В круг референтных лиц вошли спортивные деятели, деятели культуры, учителя. В контрольной группе данный показатель остался без изменений.

Проведенное исследование продемонстрировало продуктивность подхода к пониманию личностной идентификации как многоуровневого образования. Динамика личностной идентификации находит свое выражение в таких индикаторах, как переход к экзистенциональ-ному уровню ценностных ориентаций и жизненных принципов, выступающих основой осознанного принятия решений в сложных жизненных ситуациях. Такой переход осуществляется на основе особой активности субъекта - активности самоопределения, опосредованной все более обобщенными нравственно-этическими регулятивами деятельности. В стихийном процессе развития личности переход к высшим уровням самоопределения и личностной идентификации может быть крайне медленным и не всегда обеспечивать выход за пределы бытийного уровня ориентировки в практических задачах организации жизни.

Важным направлением исследования выступает обоснование психологических условий, способствующих динамике перехода со стихийно сложившегося уровня личностной идентификации в направлении более высоких. Апробированные нами методические приемы организации рефлексивного тренинга оказались адекватны поставленной задаче поддержать переход в этом направлении у контингента учащихся колледжа с низким уровнем активности и осознанности самоопределения. Проведенное исследование позволило подтвердить положение о том, что эмпирическими индикаторами динамики личностной идентификации выступают изменения развернутости, содержательности и обоснованности высказываний, затрагивающих принципы разрешения неоднозначных нравственно-этических коллизий.

Прикладное значение исследования состоит в обосновании стратегии организации развивающих занятий, адресованных контингенту юношества, нуждающегося в дополнительной поддержке для перехода к более осознанным уровням самоопределения и личностной идентификации.

Библиографический список

1. Аникина, В.Г. Экзистенциальная рефлексия личности в проблемно-конфликтных ситуациях [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / В.Г. Аникина. - М., 2000. - 223 с.

2. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии [Текст] / Н.В. Антонова // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 131-143.

3. Асмолов, А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека [Текст]: учеб. для студентов вузов / А. Асмолов. - 4-е изд., испр. - М.: Смысл [и др.], 2010. - 447 с.

4. Братусь, Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь; ред. Е.С. Дых. - М.: Мысль, 1988. - 301 с.

5. Братусь, Б.С. Психология нравственного сознания в контексте культуры [Текст] / Б.С. Братусь. - М.: Менеджер, Роспедагенство, 1994. - 60 с.

6. Бричковская, О.О. Преодоление диффузности нравственно-экономической идентификации в юношеских группах как направление развивающих программ / О.О. Бричковская, Л.В. Шибаева // Северный регион: наука, образование, культура. - 2016. - № 2 (34). - С. 156-161.

7. Геворкян, С.Р. Проблемно-конфликтные ситуации и экзистенциальная рефлексия личности [Текст] / С.Р. Геворкян // Интеграция образования. - 2005. - № 1/2. - С. 143-146.

8. Леонтьев, Д.А. Моделирование «экзистенциальной дилеммы»: эмпирическое исследование личностного выбора [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандриков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2005. - № 4. - С. 37-42.

9. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) [Текст] / Д.А. Леонтьев. - 2-е изд. -М.: Смысл, 2000. - 18 с.

о

X

-О ^

га х о

S

о

о ф

-&

о ^

с

СО

о

ф £

51

° ф

s а. S н

ü о

S X

х (11

ф

X к

S ей о

5

CD

га *

ч ф

с; ^

о

10. Леонтьев, Д.А. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции [Электронный ресурс] / Д.А. Леонтьев, А.Ж. Аверина // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - № 2(16). - Режим доступа: http://psystudy.ru/num/2011n2-16/463-leontiev-averina16

11. Миславский, Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте [Текст] / Ю.А. Миславский. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.

12. Низовских, Н.А. Человек как автор самого себя. Психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности [Текст] / Н.А. Низовских. - М.: Смысл, 2007. - 255 с.

13. Семенов, И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности [Текст] / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. - 1983. - № 2. - С. 35-42.

14. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: учеб. пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с. - (Основы психологической антропологии).

15. Фельдштейн, Д.И. Функциональная нагрузка Академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества [Текст]: докл. на отчетно-выбор. собр. / Д.И. Фельдштейн // Общее собрание РАО, 29-30 октября 2013 г. - М., 2013. - № 5. - C. 6-20.

16. Чекрыгина, Т.А. Социокультурные детерминанты идентификации личности [Текст]: монография / Т.А. Чекрыгина. - Ростов н/Д: РГУ, 2006. - 320 с.

17. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон; пер. с англ. - 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Университетская книга, 1996. - 592 с.

18. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. -344 с.

References

1. Anikina V.G. Existential reflection of the personality in problem-conflict situations. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences. (Psychology). M., 2000. P. 223. [in Russian].

2. Antonova N.V. The problem of personal identification in the interpretation of modern psychoanalysis, interactionism and cognitive psychology. Questions of psychology, 1996. No. 1. P. 131-143. [in Russian].

3. Asmolov A.G. Psychology of Personality. Cultural-historical understanding of human development. M.: Sense, 2010. P. 447. [in Russian].

4. Bratus B.S. Anomalies of personality. M.: Thought, 1988. P. 301. [in Russian].

5. Bratus B.S. Psychology of moral consciousness in the context of culture. M.: Manager, Rospedagenstvo, 1994. P. 60. [in Russian].

6. Brichkovskaya O.O., Shibaeva L.V. Moral-economic identification diffuseness overcoming in adolescent groups as the trend of developmental programs. Northern region: science, education, culture. 2016. No. 2(34). P. 156-161[in Russian].

7. Gevorkyan S.R. Problem-conflict situations and existential reflection of personality. Integration of education, 2005. № 1/2. P. 143-146. [in Russian].

8. Leontyev D.A., Mandrikov E.Yu. Modeling the "existential dilemma": an empirical study of personal choice. Bulletin of Moscow University. Ser. 14. Psychology, 2005. № 4. P. 37-42. [in Russian].

9. Leontyev D.A. Test of The meaning of life orientations (MLO). M.: Sense, 2000. P. 18. [in Russian].

10. Leontyev D.A., Averina A.Zh. Phenomenon of reflection in the context of the problem of self-regulation. Psychological research: electron. sci. journal, 2011. № 2 (16). Available http://psystudy.ru/ num/2011n2-16/463-leontiev-averina16 [in Russian].

11. Mislavsky Yu.A. Self-regulation and personality activity in adolescence. M.: Pedagogika, 1991. P. 152. [in Russian].

to 12. Nizovsky N.A. Man as the author of himself Psychosemantic study of life principles in the structure of a self-

developing personality. M.: Sense, 2007. P. 255. [in Russian].

13. Semenov I.N., Stepanov S.Yu. Reflection in the organization of creative thinking and self-development of the individual. Questions of Psychology, 1983. № 2. P. 35-42. [in Russian].

14. Slobodchikov V.I. Fundamentals of psychological anthropology. Psychology of human development: the development of subjective realiy in ontogeny. M.: School Press, 2000. P. 416. [in Russian].

it о

CO

о

T ^

lo

15. Feldshtein D.I. The functional of the Academy of Education in determining the principles and conditions of development of a growing individual at a historically new level of social of movement (A report at the Russian Academy of Education general assembly 29.10.2013). Problems of modern education. M., 2013. №. 5. P. 6-20. [in Rus-

16. Chekrygina T.A. Sociocultural determinants of personal identification. Rostov-on-Don: RSU, 2006. P. 320. [in Russian].

17. Ericson E. Childhood and Society. Moscow: University Book, 1996. P. 592. [in Russian].

18. Erickson E. Identity: youth and crisis. M.: Progress, 1996. P. 344. [in Russian].

Сведения об авторе: Information about the authors:

Бричковская Олеся Олеговна, Brichkovskaya Olesya Olegovna,

аспирант кафедры психологии Postgraduate student,

Сургутский государственный педагогический Department of Psychology,

университет, Surgut State Pedagogical University,

г. Сургут, Российская Федерация. Surgut, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kmail: o-miss@mail.ru E-mail: o-miss@mail.ru

УДК 151.8:378 ББК 88.372:74.480.215

М..Н. Дудина

ПРОБЛЕМА УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ В КОНТЕКСТЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИй СТУДЕНТОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ |

ь

Новизной авторского подхода является стремление выявить смысложизненные ориен- ^ тации студентов, обучающихся на бакалавриате, и соотнести с потенциалом развития уверен- о ности в себе как необходимом качестве личности в жизни и в профессии, важнейшем свойстве конкурентоспособного специалиста. В процессе обучения на первой ступени высшего образования студентам необходимо рефлексировать социальное и личностное развитие в настоящем и будущем времени. Представлены результаты эмпирического исследования студентов, обучающихся по специальности Менеджмент связи в техническом вузе. Сделан вывод о необходимости § § целенаправленной работы преподавателей и менеджеров вуза, ориентирующей на развитие ^ у студентов уверенности в себе как необходимом качестве личности в современном социуме. ^ 5 Ключевые слова: смысложизненные ориентации, уверенность в себе, тревожность, компе

EMPIRICAL RESEARCH FINDINGS

.0 X

X

ф

X

X

о

тентность, компетентное поведение, российская ментальность. ь §

M.N. Dudina

X

§ O

<° i. a ==

THE PROBLEM OF SELF- CONFIDENCE IN THE CONTEXT 2 I

OF STUDENTS' LIFE - PURPOSE ORIENTATIONS: | |

i!s

-I

m

Ф

The author represents an innovative approach in identifying life-purpose orientations >*:? of undergraduate students and relating them to their potential to develop self-confidence as a personal s ° quality essential to life and professional activity, and as an important property of a competitive J5 ф

О ^

specialist. On the first level of higher education, students are expected to reflect on social and personal a. ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.