УДК 316.7+316.3/.4
Бричковская Олеся Олеговна
Аспирант кафедры психологии, Сургутский государственный педагогический университет, [email protected], ORCID 0000-0002-4515-5925, Сургут
НРАВСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЮНОШЕСТВА КАК ОРИЕНТИРОВКА В ПОДХОДАХ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ФИНАНСОВОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Аннотация. В статье обоснована актуальность изучения проблемы исследования особенностей стихийно складывающихся нравственных и экономических ориентиров юношества. Раскрыта важность рассмотрения этой проблемы в ракурсе изучения психологических факторов, препятствующих достижению осознанных и адекватных уровней идентификации молодежи с определенными эталонами финансового благополучия в их сочетании с нравственно-этическими способами их достижения.
Представлено исследование эмпирических показателей качества ориентировки обучающихся профессионального колледжа и взрослых в различных аспектах достижения финансового благополучия персонажей, выступающих в качестве возможных образцов идентификации. Автором обоснован вывод о недостаточном уровне осознанности девушками и юношами по сравнению с взрослыми этичности путей достижения благополучия ряда персонажей. В процессе исследования показана необходимость дополнительного сопровождения нравственно-экономического самоопределения юношества как интегративного новообразования.
Ключевые слова: личностная идентификация, диффузная идентификация, осознанность идентификации, нравственное самоопределение, нравственно-экономическое самоопределение.
Актуальность. Для современной психологии одной из актуальных является проблема исследования особенностей стихийно складывающихся финансово-экономических и этических ориентиров юношества. Одним из ракурсов этой проблемы является изучение психологических факторов, препятствующих достижению осознанных и адекватных уровней идентификации молодежи с определенными эталонами финансового благополучия в их сочетании с нравственно-этическими способами их достижения.
До настоящего момента не проводилось систематических исследований, где бы социально-личностная идентификация юношества понималась как результат многоуровневого самоопределения в образцах, предоставляемых взрослым сообществом, этически одобряемых на практико-быто-вом и общественном уровне оценки жиз-
ненного благополучия, включающего и финансово-экономическое благополучие.
Исследование психологического содержания и динамики развития финансово-экономического и этически одобряемого самоопределения в контексте возрастного онтогенеза необходимо соотносить с фундаментальными положениями отечественной психологии, касающимися социальной и культурной детерминации психического развития, об интерпсихической природе новообразований человека [2].
Методологическая основа работы. Методологической основой исследования выступили положения культурно-исторического подхода об интерактивной природе психических новообразований Л. С. Выготского [2]; принципы деятельностного подхода к пониманию высоких уровней идентичности личности как результату осознанного самоопределения субъекта,
сменяющего мало осознанную «диффузную» идентификацию А. Н. Низовских [10], А. И. Подольский [11], Т. А. Чекры-гина [15]; положения о том, что качество самоопределения предопределяется ориентировочной основой С. В. Молчанов [8], А. Б. Купрейченко [7].
Предметом исследований, касающихся экономической идентификации и самоопределения, становится человек как субъект решения жизненно значимых для него задач, способный интерпретировать их содержание на разных понятийных языках. Сложность обозначенного предмета с необходимостью требует обращения к методологическим основаниям, позволяющим избежать одномерности подходов к его изучению. Взгляд на организацию повседневности через призму жизненно важных задач, как на уровне стратегии, так и на уровне тактики, требует от субъекта умения анализировать эти задачи как со стороны межличностных отношений, так и (что не менее важно) с финансово-экономической стороны.
Нравственно-этический рефлексивный компонент принимаемых человеком решений в ситуации проблемно-творческих жизненных задач оказывается в неразрывной связи с финансово-экономическим компонентом. Именно поэтому принятие даже простых решений о расходовании денег нередко связано с колебаниями, сомнениями, непрерывной «перефокусировкой» способов-средств экономико-математической интерпретации задачи и способов-средств нравственно-этической интерпретации.
Рефлексия актуальной и будущей жизненной ситуации с необходимостью обращает сознание субъекта к планированию целого спектра финансовых вопросов: определение пропорций текущих и перспективных расходов, определение баланса расходов на обучение, досуг, культурный потенциал, развитие, спорт и др.
«Задачи расходования неизбежно вос-
принимаются подростками и старшеклассниками как провокации, т. к. каждый раз ставят и тех, и других перед необходимостью делать жизненный выбор, учитывая финансовые возможности, этические и ценностные моменты. Отчасти по этой причине и обнаруживается низкий уровень готовности подростков и старшеклассников к экономическому самоопределению в сложных ситуациях выбора» [13, с. 50].
Цель большого цикла исследований, выполняемых под руководством Л. В. Шибаевой [1; 13; 14; 16], состояла в теоретическом обосновании и экспериментальной верификации положений о том, что становление социальной и личностной зрелости человека предопределяется достижением оптимальной интеграции уровней развития нравственно-этического и экономического самоопределения.
Под нравственно-экономическим самоопределением понимается интеграция нравственно-этического и экономического самоопределения, которая позволяет в проблемно-творческих жизненных ситуациях осуществлять взаимоопосредованный анализ условий на языке финансово-экономических и нравственно-этических категорий.
Проведенные к настоящему моменту исследования позволили оформить следующие положения.
Сложности достижения современными подростками и юношами устойчивого самоопределения находят свое выражение в крайне широком диапазоне колебаний между моделями планируемых ими решений в экономически и этически сложных жизненных ситуациях.
Позиция юношества в отношении экономической действительности оказывается крайне неопределенной, неустойчивой. Было сделано предположение о том, что это является частным случаем более масштабного круга проблем, связанных с дефицитом ясных осознанных образцов самоопределения во взрослом сообществе.
Идентификация понимается нами как результат специализированной активности человека - самоопределения, которая предполагает многоуровневую ориентировку в образцах, предзадаваемых взрослыми [15]. Предметом нашего исследования выступила специфика нравственно-экономической оценки юношеством образа жизни взрослых как основание личностной идентификации.
Большое значение имеют критерии оценки, на которые ориентируется субъект при выборе уровня благосостояния и стиля жизни. Дифференцированная, осознанная ориентировка в признаках, характеризующих моральные и аморальные стили жизни, средства достижения жизненного благополучия выступает психологическим основанием многоуровневой идентификации юношества, планирующего свое будущее.
Цель исследования. Изучение особенностей стихийно складывающихся нравственных и экономических ориентиров юношества выступало целью нашего исследования. Исследование выполнялось в профессиональном колледже г. Сургута, оно проводилось в контексте цикла исследований, направленных на изучение такого интегративного образования, как нравственно-экономическое самоопределение [1; 13; 14; 16].
Содержание и этапы исследования. Для изучения нравственно-экономической оценки учащимися профессионального колледжа персонажей, которые могут выступать в качестве позитивных и негативных примеров современных взрослых с высоким уровнем финансового благополучия, применялась авторская методика, предполагающая оценку персонажей на основе биполярных шкал от -4 до +4. В качестве наименований биполярных шкал, относительно которых респонденту предлагалось оценить меру привлекательности ряда персонажей, выступали следующие: «Уровень финансовых дости-
жений», «Жизненные ценности», «Цели в жизни», «Способы достижения благополучия», «Привлекательность образа жизни». По данным шкалам респондентам предлагалось оценить девять персонажей. Персонажи для исследования выявлялись в ходе организованного в группах обучающихся первокурсников полилога и конкретизировались путем дискуссионного обсуждения. Персонажи для женской и мужской выборок отличались.
Персонажами для мужской выборки выступали следующие: «банкир, кладущий часть денег клиентов себе в карман», «парикмахер - мастер высокого уровня», «нефтяник на вахте», «знаменитый футболист», «работник МЧС, работающий в условиях в условиях катастроф», «киллер», «главный инженер на экстремальном участке газопровода», «повар в престижном ресторане», «высококвалифицированный крановщик».
Персонажами для женской выборки выступали такие как: «высокооплачиваемая танцовщица стрип-танцев», «бухгалтер, кладущий часть прибыли себе в карман», «парикмахер - мастер высокого уровня», «продавец в престижном отделе магазина», «знаменитая фигуристка», «спасатель (в горах, на море и т. п.)», «высококвалифицированный технолог-дизайнер в фирме успешного и знаменитого модельного мастера», «главный специалист в ключевом отделе ОАО "Сургутнефтегаз"», «повар в престижном ресторане».
В качестве респондентов выступали учащиеся профессионального колледжа (37 человек), а также эталонная группа взрослых - преподавателей колледжа (20 человек).
Исследование носило эмпирический характер и было направлено на сопоставление меры привлекательности/непривлекательности персонажей при оценке финансового и нравственно-этического аспектов образа жизни каждого из персонажей в юношеской выборке и выборке
взрослых. цательных персонажей. Представим спектр
Были получены данные о неоднозначности оценок во взрослой и юношеской мужских таких оценок как положительных, так и отри- выборках всех персонажей (табл. 1).
Таблица 1
Сумма баллов, полученных при оценке каждого из персонажей по всему спектру критериев в юношеской (ЮВ) и взрослой (ВВ) выборках
№ п/п Персонаж ЮВ ВВ
1 Банкир, кладущий часть денег клиентов себе в карман -81 -78,7
2 Парикмахер - мастер высокого уровня 8 84
3 Нефтяник на вахте 48 47
4 Знаменитый футболист 47 116
5 Работник МЧС, работающий в условиях катастроф 85 81
6 Киллер -18 -112
7 Главный инженер на экстремальном участке газопровода 64 74
8 Повар в престижном ресторане 59 104
9 Высококвалифицированный крановщик 69 56
Из таблицы видно, что наиболее негативно оцениваемыми в обеих выборках выступают такие персонажи, как «нечистый на руку» банкир и киллер. Однако оценка персонажа «киллер» в юношеской выборке более мягкая, по сравнению со взрослой. Но наибольшая разница обнаруживается в позитивно оцениваемых персонажах, таких как высококлассный парикмахер, повар в престижном ресторане, знаменитый футболист.
Для иллюстрации того насколько отличались по разным основаниям оценки в выборках юношей и взрослых мужчин, было проведено сопоставление таких негативных персонажей как «банкир, кладущий часть денег клиентов себе в карман», «киллер» и таких позитивных, как «работник МЧС, работающий в условиях катастроф», «повар в престижном ресторане». Сопоставление особенностей оценок представлено в таблице 2.
Таблица 2
Спектр оценок четырех персонажей в юношеской (ЮВ) и взрослой (ВВ) выборках (СБ - средние баллы, а - стандартные отклонения)
Персонаж Выборка Банкир, кладущий часть денег клиентов себе в карман Киллер Работник МЧС, работающий в условиях катастроф Повар в престижном ресторане
1 2 3 4 5 6 7
Уровень финансовых достижений ЮВ СБ -1,67 -0,67 1,92 1,58
а 3,11 2,96 2,57 2,54
ВВ СБ -2,89 -2,11 2,78 2,67
а 1,76 1,73 2,62 1,54
Жизненные ценности ЮВ СБ -2,17 -1,92 1,67 1,25
а 2,79 2,71 2,81 2,93
ВВ СБ -2,67 -2,67 2,11 2,33
а 2,00 1,69 2,39 1,88
Продолжение табл. 2
1 2 3 4 5 6 7
Цели в жизни ЮВ СБ -1,83 -1,5 3,17 1,50
а 2,76 2,94 0,94 2,94
ВВ СБ -0,78 -2,67 1,67 2,22
а 3,38 1,66 2,62 1,80
Способы достижения благополучия ЮВ СБ -1,42 0,25 1,92 2
а 3,06 3,47 2,94 2,45
ВВ СБ -1,30 -2,44 1,56 2,33
а 3,43 1,67 2,60 1,72
Привлекательность /непривлекательность образа жизни ЮВ СБ 0,67 -1,27 1,58 2,08
а 3,20 2,87 2,87 2,47
ВВ СБ -1,11 -2,56 0,89 2,00
а 3,33 1,17 2,55 1,74
Из представленных в таблице показателей видно, что юноши несколько более неравномерно оценивают персонажей по предложенным основаниям. У взрослых негативная оценка распределена более равномерно по всем оцененным параметрам. Иллюстрацией выступает персонаж «киллер». Так, например, в юношеской выборке способы достижения благополучия таким персонажем, как киллер оценены менее негативно в сравнении с банкиром. То есть убийство как профессия может оцениваться определенным контингентом юношества в качестве более оправданного пути достижения благополучия, чем воровство. Вероятно, образ романтизирован юношеством с опорой на популярные фильмы, СМИ, компьютерные игры без учета жизненной реальности персонажа. Непривлекательность образа жизни этого персонажа во взрослой выборке в несколько раз превышает аналогичный показатель в юношеской.
В оценке взрослых банкир и киллер близки по жизненным ценностям. По параметру «Цели в жизни» оценки представителей двух выборок в наибольшей мере различаются.
При оценке работника МЧС юношество проявило обратную тенденцию: фи-
нансовое благополучие оценено невысоко в сравнении с оценками взрослых, в то же время цели в жизни оценены очень высоко, а привлекательность этого образа - низко, т. е. даже понимая благородство персонажа, юношество не ориентируется на его стиль жизни.
В целом выявлены достаточно различные представления взрослых и учащихся колледжа о мере привлекательности/непривлекательности образа жизни финансово благополучных персонажей. Особенно это касается оценки хорошо зарабатывающих профессионалов, способы труда которых не так очевидны для юношества (главный инженер на экстремальном участке газопровода, крановщик и т. п.).
Дополнительным материалом для анализа выступили показатели стандартного отклонения. Так, например, относительно персонажа «киллер» в юношеской группе оно велико по всем параметрам, особенно при оценке способа достижения благополучия [3, с. 47].
Как видно из таблицы 3, аналогичные результаты были получены и в женской выборке относительно таких персонажей, как «танцовщица стрип-танцев», «нечистоплотный бухгалтер», «спасатель (в горах, на море и т. п.)», «дизайнер-модельер».
Таблица 3
Спектр оценок четырех персонажей в выборке девушек (ДВ) и женщин (ЖВ)
(в средних баллах)
Персонаж Выборка Высокооплачиваемая танцовщица в области стрип-танцев Бухгалтер, кладущий часть прибыли себе в карман Спасатель (в горах, на море и т. п.) Дизайнер-модельер
Уровень финансовых достижений ДВ СБ -1,22 -2,33 2,06 2,83
а 2,89 1,94 1,75 1,37
ЖВ СБ -3,3 -2,9 3,1 1,9
а 1,25 2,33 1,29 2,73
Жизненные ценности ДВ СБ -2,29 -2,06 3,12 2,59
а 2 2,57 1,09 1,51
ЖВ СБ -3,2 -3,4 3,8 2,9
а 1,48 0,97 0,42 1,6
Цели в жизни ДВ СБ -2,88 -2,65 3,29 2,71
а 1,89 1,61 1,34 1,71
ЖВ СБ -2,8 -3,3 3 2,3
а 1,75 1,49 1,63 2
Способы достижения благополучия ДВ СБ -2,41 -2,47 2,65 2,88
а 2,02 1,8 1,82 1,68
ЖВ СБ -2,7 -3,4 3,7 2,7
а 2,11 1,9 0,48 2,26
Привлекательность /непривлекательность образа жизни ДВ СБ -2,82 -2,7 2,47 3
а 2,06 1,96 1,67 1,24
ЖВ СБ -2,33 -2,9 2,5 1,6
а 1,49 1,91 1,43 2,5
В женской выборке девушки оказались более терпимы к способам достижения жизненных целей такими персонажами, как стрип-танцовщица и банкир. Они преувеличивают уровень финансовых достижений представленных персонажей по сравнению с женщинами. Различается в двух выборках и отношение к жизненным ценностям. Правомерно посчитать, что на такие оценки девушек также влияют несколько романтизированные образы данных персонажей в современной популярной кинематографии, определенного вида прессе и т. п.
Выводы. Полученные результаты характеризуют представителей выборки юношей и девушек как малоконсолидиро-
ванных в ориентирах финансового благополучия, в оценке образцов для подражания и выделении в этих образцах индикаторов этичности достижения успеха.
Большой разброс стандартных отклонений по ряду параметров и персонажей -свидетельство низкого уровня осознанности ориентиров для самоопределения и во взрослой выборке, и в юношеской. Можно сказать, что и взрослые испытывают определенную растерянность в оценке чего-то как более позитивного, так и негативного, и тем более юношество. Согласно Э. Эрик-сону в юношеском возрасте размытость, неопределенность ориентиров для подражания является проявлением кризиса идентичности [17]. Полученные результа-
ты указывают на высокую востребованность специализированных программ сопровождения юношества в процессе достижения ими осознанных уровней нравственно-экономического самоопределения. Такая программа, особенно необходимая в составе воспитательного процесса в профессиональном колледже, призвана раскрывать юношеству содержательные образцы, ориентирующие их в разрешении жизненных дилемм на осознанность нравственных аспектов достижения финансового благополучия. Организация такой программы как основания генетико-моделирующего исследования осуществляется нами в настоящее время в процессе апробации ее содержания и способов с учетом особенностей контингента обучающихся в профессиональ-
ном колледже юношества [1].
Результаты изучения качества экономического самоопределения подростков и юношества указывают на перспективность его дальнейшего исследования в неразрывной связи с личностным самоопределением, с развитием ценностно-смысловых и нравственно-этических жизненных ориентиров развивающегося человека. Выбранное и верифицированное нами направление интерпретации развития экономического самоопределения в контексте задачного подхода [13] имеет эвристическое значение не только для развивающейся сферы экономической психологии, но и для изучения различных аспектов многоуровневого самоопределения человека: в психологии развития личности, психологии образования и воспитания.
Библиографический список
1. Бричковская О. О., Шибаева Л. В. Преодоление диффузности нравственно-экономической идентификации в юношеских группах как направление развивающих программ // Северный регион: наука, образование, культура. -2016. - № 2 (34). - С. 156-161.
2. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Смысл: Эксмо, 2005. - 1136 с.
3. Дробышева Т. В. Современное состояние и проблемы исследования экономической социализации в отечественной науке // Психология в экономике и управлении. - 2011. - № 1. -С. 55-61.
4. Дробышева Т. В. Экономическая социализация личности: ценностный подход. - М.: Ин-т психологии РАН, 2013. - 312 с.
5. Дубовская Е. М., Кораблинов Р. А. К вопросу об экономической социализации в условиях современного общества [Электронный ресурс] // Психологические исследования. -2016. - Т. 9, № 49. - С. 10-13. - URL: http:// psystudy.ru/index.php/num/2016v9n49/1331-dubovskaya49.html (дата обращения: 20.05.2016).
6. Карабанова О. А., Подольский А. И., Захарова Е. И. Решение моральных дилемм
в подростковом возрасте // Психология и школа. - 2005. - № 1. - С. 3-21.
7. Купрейченко А. Б., Воробьева А. Е. Нравственное самоопределение молодежи. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2013. - 480 с.
8. Молчанов С. В. Организация условий ориентировки в морально-ценностном выборе личности как задача психологического консультирования // Мир психологии. - 2016. - Т. 88, № 4. - С. 187-193.
9. Молчанов С. В., Маркина О. С. Динамика моральной ориентации в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 6, № 4. - С. 134-146.
10. Низовских Н. А. Человек как автор самого себя. Психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности. - М.: Смысл, 2007. - 255 с.
11. Подольский А. И. Моральная компетентность подростков: поиск новых возможностей исследования // Психология и школа. - 2005. -№ 1. - С. 133-139
12. Подольский А. И. Современные методы исследования морального развития (когнитивное направление) // Психология и школа. -2005. - № 1. - С. 100-109.
13. Сандлер Т. В. Задачный подход в исследовании развития экономического и нравственно-этического самоопределения юношества // Научный диалог. - 2012. - № 1. - С. 46-62.
14. Солодовникова О. П., Шибаева Л. В. Характеристика «зоны ближайшего развития» нравственно-экономического самоопределения старшеклассников из семей и детского дома как основание программ преодоления дизонто-генеза // Северный регион: наука, образование, культура. - 2016. - № 1 (33). - С. 70-75.
15. Чекрыгина Т. А. Социокультурные детерминанты идентификации личности: монография. - Ростов н/Д: РГУ, 2006. - 320 с.
16. Шибаева Л. В. Динамика экономического самоопределения студентов в условиях обучающего эксперимента // Вестник практической психологии образования. - 2009. - № 4. -С. 56-61.
17. Ericson E. Childhood and Society. -N. Y.: W. W. Norton & Company; Reissue edition, 1993. - 445 p.
Поступила в редакцию 10.01.2018
Brichkovskaya Olesya Olegovna
Postgraduate student, Department of Psychology, Surgut State Pedagogical University, [email protected], ORCID 0000-0002-4515-5925, Surgut
MORAL AND ECONOMIC SELF-DETERMINATION OF YOUTH AS AN ORIENTATION IN APPROACHES TO SOLVING PROBLEMS OF FINANCIAL WELL-BEING
Abstract. The relevance of research the problem of studying the characteristics of spontaneously emerging moral and economic orientations of youth is substantiated in the article. The importance of considering this problem in the context of studying psychological factors that prevent the achievement of conscious and adequate levels of identification of youth with certain standards of financial well-being in combination with moral and ethical ways of achieving them is revealed.
A study of empirical indicators of the quality of orientation of students in vocational college and adults in various aspects of achieving the financial well-being of characters acting as possible patterns of identification is presented. The author substantiates the conclusion about the insufficient level of awareness of girls and boys in comparison with adults about the ethical ways to achieve the well-being of a number of characters. In the process of research, the need for additional support for the moral and economic self-determination of the youth as an integrative neoplasm is shown.
Keywords: personal identification, diffuse identification, consciousness of identification, moral self-determination, moral-economic self-determination.
References
1. Brichkovskaya, O. O., Shibaeva, L. V., 2016. Moral-economic identification diffuseness overcoming in adolescent groups as the trend of developmental programs. Northern region: science, education, culture, 2 (34), pp. 156-161 (In Russ., abstract in Eng.).
2. Vyigotskiy, L. S., 2005. Psychology of Human Development. Moscow: Smyisl Publ., 1136 p. (In Russ.)
3. Drobyisheva, T. V., 2011. The current state and problems of the study of economic socializa-
tion in the domestic science. Psychology in Economics and Management, 1, pp. 55-61 (In Russ., abstract in Eng.).
4. Drobyisheva, T. V., 2013. Economic socialization of the individual: the value approach. Moscow: Institute of Psychology RAS, 312 p.
5. Dubovskaya, E. M., Korablinov, R. A., 2016. On the issue of economic socialization in a modern society. Psychological research, T. 9, No 49, p. 10. Available at: http://psystudy.ru/index. php/num/2016v9n49/1331-dubovskaya49.html
(accessed: 20.05.2016). (In Russ., abstract in Eng.).
6. Karabanova, O. A., Podolskiy, A. I., Zaha-rova, E. I., 2005. The solution of moral dilemmas in adolescence. Psychology and school, 1, pp. 3-21 (In Russ.)
7. Kupreychenko, A. B., Vorobeva, A. E., 2013. Moral self-determination of youth. Moscow: Institute of Psychology Russian Academy of Sciences, 480 p. (In Russ.)
8. Molchanov, S. V., 2016. Organization of orientation conditions in the moral-value choice of the individual as the task of psychological counseling. The world of psychology, T. 88, No 4, pp. 187-193 (In Russ.).
9. Molchanov, S. V., Markina, O. S., 2014. Dynamics of moral orientation in adolescence and adolescence. Psychological science and education, T. 6, No 4, pp. 134-146 (In Russ., abstract in Eng.).
10. Nizovskih, N. A., 2007. Man as the author of himself. Psychosemantic study of life principles in the structure of a self-developing personality. Moscow: Smysl Publ., 255 p. (In Russ.).
11. Podolskiy, A. I., 2005. Moral competence of adolescents: finding new opportunities for research. Psychology and school, 1, pp. 133-139 (In Russ).
12. Podolskiy, A. I., 2005. Modern methods
of investigating moral development (cognitive direction). Psychology and school, 1, pp. 100-109 (In Russ).
13. Sandler, T. V., 2012. A Tacit Approach in the Study of the Development of the Economic and Moral-Ethical Self-Determination of Youth. Scientific dialogue, 1, pp. 46-62. (In Russ., abstract in Eng.).
14. Solodovnikova, O. P., Shibaeva, L. V., 2016. Characteristics of the "zone of proximal development" of the moral and economic self-determination of high school students from families and orphanages as the basis for programs to overcome dysontogenesis. Northern region: science, education, culture, 1 (33), pp. 70-75 (In Russ., abstract in Eng.).
15. Chekryigina, T. A., 2006. Sociocultural determinants of identity: monograph. Rostov on Don: RGU Publ., 320 p. (In Russ).
16. Shibaeva, L. V., 2009. Dynamics of economic self-determination of students in conditions of training experiment. Bulletin of Practical Psychology of Education, 4, pp. 56-61 (In Russ).
17. Ericson E. Childhood and Society. N. Y.: W. W. Norton & Company; Reissue edition, 1993, 445 p. (In Russ).
Submitted 10.01.2018