Научная статья на тему 'Становление позиции субъекта городского сообщества у студентов в условиях развивающего факультатива'

Становление позиции субъекта городского сообщества у студентов в условиях развивающего факультатива Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
87
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИЦИЯ СУБЪЕКТА ГОРОДСКОГО СООБЩЕСТВА / ПАССИВНЫЕ И АКТИВНЫЕ ГОРОЖАНЕ / ПРОБЛЕМА ВЫБОРА МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / THE POSITION OF THE SUBJECT OF THE URBAN COMMUNITY / PASSIVE AND ACTIVE CITIZENS / THE PROBLEM OF CHOOSING A PLACE OF RESIDENCE / PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS / SOCIO-CULTURAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Покатиловская Елизавета Николаевна

В статье представлено исследование профессионально-личностного развития студентов, принимающих решение о месте постоянного проживания после завершения учебы. Представлены данные анкетирования о различиях в решении горожанами проблемы постоянного проживания в северном городе, результаты, которого позволили выделить группы горожан, в разной мере определившихся в выборе города для постоянного проживания. Студенты, выпускники городского университета, выделены как контингент, который нуждается в преодолении затруднений в решении этой проблемы. Представлены результаты формирующего исследования, направленного на изменение ориентиров студентов к оценке города как места творческой, профессиональной самореализации и апробации себя в роли авторов социокультурных проектов, которые позволили бы им реализовать свою позицию активного субъекта городского сообщества. Представлено описание принципов организации развивающего факультатива для студентов выпускных курсов, который позволил бы им разработать авторские социокультурные проекты, адресованные определенным слоям горожан. Участие в разработке проектов предоставляла возможность студентам освоить позицию инициативных социокультурных лидеров, ответственных за позитивные изменения в городском сообществе с ориентировкой на многослойность субкультур разных слоев населения города. Раскрыта характеристика содержания и процедур организации курса развивающих занятий. На занятиях создавались условия для формирования у студентов ориентировки на существенные характеристики городской среды, и, благодаря этому, на изменение «образ города». Изменение ориентиров основывалось на овладение студентами таких понятий как: «культурный ландшафт города», «миграционные потоки населения», «культурнообразовательный потенциал», «ментальность» жителей и «историко-культурные традиции». Показано, что такие условия оказывают влияние на показатели глубины и адресности создаваемых студентами продуктов деятельности социокультурных проектов. Приведены данные об эмпирических критериях изменения таких продуктов деятельности студентов и проинтерпретирована их обусловленность содержанием освоенных студентами понятий для оценки состояния городского сообщества и обоснования направлений позитивного влияния на его состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Покатиловская Елизавета Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the position of the subject of the urban community among students in terms of developing elective

The article presents a study of the professional and personal development of students who make decisions about their place of permanent residence after graduation. The data of the survey on the differences in the solution of the problem of permanent residence in the northern city by the townspeople are presented, the results of which allowed to distinguish groups of citizens to a different extent determined in the choice of the city for permanent residence. Students, graduates of the city university, are allocated as a contingent that needs to overcome difficulties in solving this problem. The results of a formative study aimed at changing the students' orientation towards the city’s assessment as a place for creative, professional self-realization and testing themselves as authors of social and cultural projects that would enable them to realize their position as an active subject of the urban community are presented. The article presents a description of the principles of organizing developmental electives for graduate students, which would allow them to develop copyright social and cultural projects addressed to certain segments of the citizens. Participation in the development of projects provided an opportunity for students to master the position of enterprising sociocultural leaders responsible for positive changes in the urban community with a focus on the layering of subcultures of different segments of the city’s population. The characteristic of the content and procedures for the organization of the course of developing classes is disclosed in the classroom, conditions were created to form students' orientation towards the essential characteristics of the urban environment, and, as a result, the change in the “image of the city”. The change of reference points was based on students mastering such concepts as: “cultural landscape of the city”, “migration flows of the population”, “cultural and educational potential”, “mentality” of the inhabitants and “historical and cultural traditions”. It is shown that such conditions have an impact on the depth and targeting indicators of the products of activity created by students social and cultural projects. The data on the empirical criteria for changing such products of students' activities are presented and their dependence on the content of concepts mastered by students for assessing the state of the urban community and substantiating the directions of a positive influence on its state is interpreted.

Текст научной работы на тему «Становление позиции субъекта городского сообщества у студентов в условиях развивающего факультатива»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/55PSMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Покатиловская Е.Н. Становление позиции субъекта городского сообщества у студентов в условиях развивающего факультатива // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/55PSMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Pokatilovskaia E.N. (2019). Formation of the position of the subject of the urban community among students in terms of developing elective. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/55PSMN219.pdf (in Russian)

УДК 316.613:159.923 ГРНТИ 15.41

Покатиловская Елизавета Николаевна

БУ «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия

Аспирант кафедры «Психологии» E-mail: elizabet3462@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9582-8788 РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=1029113

Становление позиции субъекта городского сообщества у студентов в условиях развивающего факультатива

Аннотация. В статье представлено исследование профессионально-личностного развития студентов, принимающих решение о месте постоянного проживания после завершения учебы. Представлены данные анкетирования о различиях в решении горожанами проблемы постоянного проживания в северном городе, результаты, которого позволили выделить группы горожан, в разной мере определившихся в выборе города для постоянного проживания. Студенты, выпускники городского университета, выделены как контингент, который нуждается в преодолении затруднений в решении этой проблемы. Представлены результаты формирующего исследования, направленного на изменение ориентиров студентов к оценке города как места творческой, профессиональной самореализации и апробации себя в роли авторов социокультурных проектов, которые позволили бы им реализовать свою позицию активного субъекта городского сообщества. Представлено описание принципов организации развивающего факультатива для студентов выпускных курсов, который позволил бы им разработать авторские социокультурные проекты, адресованные определенным слоям горожан. Участие в разработке проектов предоставляла возможность студентам освоить позицию инициативных социокультурных лидеров, ответственных за позитивные изменения в городском сообществе с ориентировкой на многослойность субкультур разных слоев населения города. Раскрыта характеристика содержания и процедур организации курса развивающих занятий. На занятиях создавались условия для формирования у студентов ориентировки на существенные характеристики городской среды, и, благодаря этому, на изменение «образ города». Изменение ориентиров основывалось на овладение студентами таких понятий как: «культурный ландшафт города», «миграционные потоки населения», «культурно-образовательный потенциал», «ментальность» жителей и «историко-культурные традиции». Показано, что такие условия оказывают влияние на показатели глубины и адресности создаваемых студентами продуктов деятельности - социокультурных проектов. Приведены

https://mir-nauki.com

данные об эмпирических критериях изменения таких продуктов деятельности студентов и проинтерпретирована их обусловленность содержанием освоенных студентами понятий для оценки состояния городского сообщества и обоснования направлений позитивного влияния на его состояние.

Ключевые слова: позиция субъекта городского сообщества; пассивные и активные горожане; проблема выбора места проживания; профессиональное и личностное самоопределение студентов; социокультурные проекты

Для современных горожан проблема выбора города как постоянного места проживания и самореализации - одна из наиболее важных, порой выступающая основанием для профессионально-личностного кризиса, требующего психологической помощи и специализированных направлений поддержки по профилактике и преодолении.

Острота этой проблемы состоит в том, что в современном городе сосредотачиваются все основные информативные, коммуникативные, трансформирующие и организующие функции жизнедеятельности современного человека. Жизнь современных городов и облик горожан, отвечающих вызовам современного времени, широко обсуждается на формальном и неформальном уровне дискуссий: возникают ассоциации урбанистов, организуются советы, проводятся специализированные конференции по проблемам развития города, возникают комиссии при администрации городов для формирования стратегических ориентиров его развития. При определении понятия «город» обсуждаются как его глобальные, так и локальные характеристики, выделяются разные подходы к типологиям и сценариями развития [1; 2]. Большое значение приобретает анализ города как гуманитарной среды, влияющей на самочувствие горожан. Город выступает как специфически структурированная, многоуровневая социально-психологическая общность - носитель отношений «социальности» исторически определённого сообщества, выраженной в особенностях отношений горожан, разных групп его населения [3; 4; 5]. Известно, что жизненная среда - это не только ландшафт города. Это и то, как осознаются горожанами её естественные, природные и рукотворные составляющие: характер доминирующей символики, состояния рекламного и информационного обмена, то что представляют собой способы взаимодействия горожан в повседневной практике жизнедеятельности (сотрудничество, соперничество, компромисс, избегание, приспособления и прочее), и, даже, само отношение человека к своему ближайшему социальному окружению, вся социально-психологическая атмосфера этих отношений [6; 7; 8]. Все это и составляет один из важнейших факторов функционирования и воспроизводства физически и нравственно здоровых людей в контексте психологически целесообразной здоровой городской среды. В настоящее время проблемы исследования психологии городской среды, психологических ресурсов жизнеспособности городов, территориальной идентичности все в большей мере становятся актуальными темами психологических исследований широкого спектра [9; 10; 11; 12; 13]. Как подчеркивается в этих направлениях исследований анализ локальной социальной, социально-психологической, культурной и экологической ситуации может и должен выступать специализированным направлением изучения [3; 6].

Проблема нашего исследования состояла в рассмотрении динамики замыслов профессионально-личностной самореализации студентов в контексте самоопределения в городе как постоянном месте проживания на основании все более осознанной ориентировки в существенных характеристиках города и перспектив его развития.

Безусловно, состояние горожан, предопределяет дееспособность города, возможности его развития, влияет на социально-психологическую атмосферу городского сообщества.

Введение

https://mir-nauki.com

Очевидно, что ориентация молодых людей в процессе выбора города для постоянного места проживания, оценка ими возможностей творческой и профессиональной самореализации, выступает как ресурс обогащения человеческого потенциала города и влияет на его перспективы.

В современной психологии все в большей мере в центре внимания оказывается позиция человека как субъекта жизнедеятельности. В русле этого направления выделяются такие новые характеристики человека как, позиция человека как субъекта жизненного пространства [3; 6; 14]. В частности, оказывается возможным поставить вопрос об изучении отношения человека к городу как психологическому пространству жизни и обретению человеком субъектной позиции по отношению к городу, в котором планируется собственную жизнь и жизнь своей семьи [12; 13].

Альтернативной ясной, осознанной позиции человека как субъекта городского сообщества выступают позиции горожан с мало осознанным самоопределением по отношению к месту проживания. Это может быть контингент, так называемых, «городских пассажиров», а также горожан, переживающих непрерывные сомнения в связи с неоформленными планами перемены места жительства, соотносимыми с состояниями человека, переживающего «кризис мигранта» [2; 6].

В специальных исследованиях нами была выделена связь между тем, на какие характеристики городской среды ориентируются горожане с разной позицией, подчеркнута вариативность образа города у контингента активных и пассивных горожан [15]. Исследования позволили выделить «группу риска» у контингента студентов, переживающих «кризис мигранта», основанием которого выступает то, что они ориентируются на весьма поверхностные черты городской среды, не обнаруживая перспектив профессиональной реализации и возможностей удовлетворения культурно-образовательных потребностей [16]. Было показано, что жители, обнаруживающие высокий уровень продуктивной позиции городских «ветеранов», гораздо более детально и глубоко ориентируются в экономических, производственных, культурно-образовательных ресурсах города и именно поэтому находят адекватные возможности приложения своих сил в общественной практике влияния на позитивное состояние городской среды [2].

Важными ракурсами исследований этого направления выступает психологическое обоснование программ, поддерживающих становление инициативной, активной позиции студенчества как будущего ресурса жизнеспособности города, выявление определенных индикаторов, свидетельствующих о положительной динамике представителей студенческого сообщества во все более осознанном самоопределении продуктивного, инициативного горожанина. Это и выступало целью нашего исследования, представленного в данной публикации.

Объектом исследования выступало профессионально-личностное развитие студентов, завершающих обучения на режиссерском отделении университета и отделении «рекреация и туризм».

В качестве теоретических оснований исследования выступали положения о том, что самоопределение студентов как потенциальных активных жителей города, обретающих позицию субъектов городского сообщества может выражается в таких продуктах как: планируемая ими программа профессиональной деятельности, к которой они оказываются готовы для проявления своих возможностей оказывать влияние на состояние городского сообщества и чувствовать себя способными реализовать свой потенциал после выпуска из вуза.

В качестве предмета исследования выступала динамика продуктов деятельности студентов - социокультурных проектов - в условиях развивающего факультатива,

направленного на сопровождение их ориентировки в существенных характеристиках города как потенциального пространства их профессионально-личностной самореализации.

Цель экспериментального исследования состояла:

Во-первых, в выделении эмпирических проявлений динамики позиции студентов, завершающих образование и выбирающих город для постоянного места проживания и профессиональной самореализации.

Во-вторых, в характеристике психологических условий, способствующих динамике продуктов деятельности студентов - социокультурных проектов, разработанных студентами для определенного контингента жителей для оптимизации их городской идентичности.

В качестве гипотез выступали следующие:

• Эмпирическими проявлениями динамики позиции студентов при формировании осознанного самоопределения в выборе места проживания могут выступать социокультурные проекты как формы проявления замыслов профессионально-личностной самореализации в городе, способных оказывать влияние на позитивное состояние определенного контингента горожан.

• Создание специализированных психологических условий для формирования ориентировки студентов в существенных характеристиках города, позволяющих планировать возможности профессиональной и личностной самореализации студентов, может способствовать изменению качества социокультурных проектов студентов как продуктивных замыслов самореализации себя в позиции будущего активного горожанина.

Факторами, оказывающими влияние на качество социокультурных проектов продуктов, выступают те характеристики города, на которые студенты ориентируются при оценке города как пространства самореализации.

Экспериментальное исследования состояло из двух частей: пилотажного и основного. Пилотажное исследование охватило выборку 116 горожан разного возраста и разного стажа проживания в городе. Применялись метод анкетирования и полустандартизированного интервью, которое было направлено на выявление отношения к городу как постоянному месту проживания (выраженность желания уехать/остаться в городе и степень болезненности этой проблемы для респондента).

Респонденты были разделены в три возрастные группы: первая группа - 35 респондентов от 60 до 70 лет; вторая группа - 30 респондентов от 34 до 59 лет; третья группа -51 респондент от 18 до 33 лет.

Результаты пилотажного исследования позволили выделить несколько типов горожан:

1. Тип жителей, определившихся в проблеме выбора города для проживания. К этой группе были отнесены респонденты: первой группы (от 60 до 70 лет) - 44 %; респондентов второй группы (от 34 до 59 лет) - 35 %; респондентов из числа третьей группы (от 17 до 33 лет) - 21 %.

2. Тип жителей с умеренно выраженной определенностью в решении проблемы «уехать/остаться», с нейтральным отношением к решению этой проблемы. К данному типу жителей были отнесены: респонденты первой группы (от 60 до 70 лет) - 34 %; респонденты второй группы (от 34 до 59 лет) - 38 %; респонденты из числа третьей группы (от 17 до 33 лет) - 28 %.

3 Тип жителей с выраженными колебаниями в решении проблемы уехать/остаться со слабо выраженной городской идентичностью, социально пассивные. К данному типу были отнесены: респонденты первой группы (от 60 до 70 лет) -24 %; респонденты второй группы (от 34 до 59 лет) - 35 %; респонденты из третьей группы (от 17 до 33 лет) - 41 %.

Наиболее острые состояния колебания в выборе места постоянного жительства, были выявлены в группе респондентов от 20 до 29 лет относящихся к группе выпускников городских вузов.

Анализ результатов показал, что наиболее неблагополучная группа «риска», не решившая проблему выбора места постоянного проживания почти на половину представлена молодыми людьми. В связи с этим на следующем этапе исследования осуществляли детализацию образа города на основе индивидуального исследования группы выпускников вузов г. Сургута (15 человек в возрасте 23-27 лет) с разным отношением к городу.

Детализация осуществлялась методом полустандартизированного интервью. Она позволила выявить связь эмоционального компонента проблемы самоопределения в выборе города как постоянного места проживания от стихийно сложившихся, порой случайных особенностей тех характеристик города, на которые ориентируются студенты.

Результаты пилотажного исследования позволил выявить такие показатели кризиса студентов-выпускников как: эмоциональная болезненность выбора города для постоянного места проживания после завершения вуза; выраженная ориентировка на поверхностные характеристики города при принятии решений об отъезде из города или убеждений остаться в нем для постоянного проживания.

Основное исследование представляло собой генетико-моделирующий эксперимент, организованный на основе развивающего курса занятий «Я горожанин Сургута».

Исследование включало три этапа: констатирующий этап, на котором проводилась пре-тестовая диагностика, курс развивающих занятий и контрольный этап исследования, предполагающий пост-тестовую диагностику и сопоставление результатов пре- и пост-тестовой диагностики. В исследовании приняло участие 29 студентов отделения «режиссуры» и «рекреации и туризма» городского университета. Курс включал 72 аудиторных и внеаудиторных занятий.

В качестве диагностического инструментария на этапе пре- и пост-тестовой диагностики применялись методы шкалирования остроты проблемы выбора города для постоянного места проживания и экспертная оценка социокультурных проектов студентов, как формы представления их профессионально-личностной самореализации. Для экспертной оценки, осуществляемой тремя независимыми экспертами, применялась специализированная схема.

Результаты основной части исследования на этапе пре-тестовой диагностики подтвердили наличие у студентов высокого уровня эмоционально значимости проблемы выбора города для профессионально-личностной самореализации и планирования будущего. Оценка по 10-бальной шкале позволила выделить средний показатель 7 баллов.

Студентам предлагалось на этапе пре-теста оформить социокультурный проект, который позволил бы им продемонстрировать возможности профессионально-личностной самореализации в городе. Проекты оценивались на основе экспертной схемы. В экспертной схеме показатели глубины и содержательности оценивались в трех-бальной системе (слабый, средний, высокий уровень проекта). Значимыми показателями выступали следующие:

• мера креативности, которая выражалась бы в преодолении стереотипов демонстрационных праздников, в которых не участвует население города;

• сложность подготовки социокультурного проекта, адресованного определенному слою населения города с оценкой исходного уровня готовности и его изменения;

• наличие в проекте преемственной системы социокультурных событий, направленных на активизацию уровня участия определенного контингента населения в них.

Кроме того, шкалировались показатели, характеризующие меру конкретизации программ подготовки социокультурных событий, адекватность возрастным особенностям участников, их ментальности и готовности к предлагаемым видам деятельности.

При оценке продуктов деятельности студентов на этапе пре-тестовой диагностики выявились показатели качества проектов, соотносимые с первым, наиболее низким уровнем. Это свидетельствовало о низком уровне ориентированности студентов в возможностях организовать социокультурные проекты и события в их составе, качественно изменяющие социокультурную среду города и выступать инициатором, лидером таких изменений.

Второй этап основного исследования осуществлялся в форме курса развивающих занятий. Развивающий факультатив «Я горожанин Сургута» имел ряд особенностей, как в отношении содержания, так и в отношении его организации.

Во-первых, базовое содержание курса было связано с процессами самоопределения студентов по отношению к способам организации их собственной жизни. Курс был направлен на формирование аналитического пространства для осмысления личностных и профессиональных перспектив студентов относительно осознанного выбора города для их собственного проживания.

В основу программы курса были положены понятия, предложенные в элективном курсе «География человеческих перспектив» [17]. К ним относятся такие понятия как: «технологический уклад», «культурный ландшафт», «ментальная модель» и «миграционный антропопоток». По мнению авторов, такого рода средовые понятия, с одной стороны, задают средства для суждений о ключевых процессах современности, значимых для самоопределения, а с другой, структурируют для участников занятий в пространство аналитики современной жизни.

Во-вторых, программа курса построена на принципах так называемой проектно-ориентированной аналитики. Проектно-ориентированная аналитика представляет собой деятельность, направленную на осмысление будущего. В качестве основных учебных материалов в курсе используются материалы концепции развития г. Сургута до 2030 гг., принятой администрацией города, как перспективная дорожная карта реализации.

В-третьих, особенностью развивающего курса занятий выступала опора на аналитическую версию относительно «шага развития» территориального развития Сургута и Сургутского района. Пакет образовательных задач программы связан с пониманием студентами инновационного потенциала территории и построением продуктивных жизненных сценариев. Содержание курса должно было стать основанием активизации индивидуального самоопределения студентов в изменении качества оценочных средств городской среды при осознанном принятии решения о постоянном месте жительства.

В-четвертых, программа курса «Я горожанин Сургута» была построена в соответствие с модульной технологией. Модульная форма организации позволяет сформировать у студентов способы самоорганизации, включать в образовательный процесс большой объем самостоятельной работы. Курс оказывал влияние на формирование планов развития образовательных интересов участников. Он позволял поддерживать высокую мотивацию студентов на обогащение новых образовательных ресурсов.

Таким образом, занятия, отвечающие принципам развивающего личностно-ориентированного обучения, должны были ориентировать на задачи формирования продуктивной профессиональной и личностной позиции в студенческих группах двух разных профилях обучения: отделения «режиссуры» и «рекреации и туризма».

Пост-тестовые результаты позволили выявить положительную динамику студентов, участников развивающего курса занятий, которая отразилась в качестве социокультурных проектов и показателях снижения эмоциональной остроты и болезненности проблемы выбора города для постоянного места жительства.

Положительная динамика качества социокультурных проектов по средним показателям экспертной оценки трех экспертов представлена в таблице 1.

Таблица 1

Количество социокультурных проектов разного уровня у студентов до и после участия в развивающем факультативе

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Пре-тест 0 4 24

Пост-тест 4 13 11

Стат. различия по кр. Фишера ф*эмп = 2.705 ф*эмп = 3.783

Различия в доле проектов, относящихся к каждому уровню, были подтверждены на основе такого критерия как критерия углового преобразования Фишера (ф*) (составлено авторами)

К проектам высокого уровня были отнесены следующие:

1. Проект по вовлечению населения г. Сургута в культуру ремесел и традиционных занятий коренного населения Ханты-Мансийского округа на базе музейного комплекса «Старый Сургут». Проект основывался на такой значимой характеристике городской среды как «культурный ландшафт».

2. Проект организации дискуссионного киноклуба для студентов СурГУ, ориентированного на воспитание толерантного отношения в молодежи полиэтничного города. Идея проекта основывалась на двух значимых характеристиках городской среды: «миграционные потоки» и «ментальность». Программа проекта была направлена на организацию и проведение преемственной цепочки культурно-досуговых мероприятий, формирующих систему ценностей толерантного поведения у студенческой молодежи.

3. Проект «Чистый город» по организации комплекса мероприятий, приуроченных к весенним субботникам. Идея проекта основывалась на такой характеристике городской среды как «ментальность» и содержала разнообразные не традиционные виды рекламных акций по привлечению разных слоев населения к участию в субботниках.

4. Проект «Казачонок» как способ возрождения культурных традиций казачества в г. Сургуте. Проект был ориентирован как на возрождения и развития лучших традиций российского казачества, так же возможность в процессе досуга воспитывать патриотизм и национальный дух молодежи. Данный проект был оформлен основе на двух значимых характеристиках городской среды: «культурный ландшафт», «ментальность».

Все эти проекты характеризовались высоким уровнем соответствия потребностям того контингента, на который они были направленны, ориентацией на традиции, менталитет участников. По данным экспертных оценок они соответствовали третьему, наиболее высокому

уроню по совокупности критериев, обозначенных в экспертных схемах. К ним относились такие, в частности, характеристики как:

• Степень конкретизации и соответствия целей и содержания программы городского события, что свидетельствует об уровне рефлексивных умений будущего специалиста и может являться показателем развернутой ориентировки в задачах деятельности, видения ее проблемного поля.

• Степень соответствия и проработанности планируемых мероприятий тематике городского события, глубине воздействия на адресатов, которая свидетельствует об уровне прогностических и проективных умений студента. А также умения устанавливать причинно-следственные связи событий и явлений профессиональной деятельности, находить нестандартные способы решения и пути выхода из проблемной ситуации.

• Адекватность выбранных подходов, средств и методов для решения поставленных целей в форме сценарных планов. Является показателем прогностических умений студентов, его ориентировки в сфере профессиональной деятельности, ее специфических методов и средств.

Показателем позитивной динамики участников развивающего факультатива выступила статистическая значимость различий между выделяемым студентами показателем степени эмоциональной значимости проблемы выбора города как места проживания до и после участия в занятиях. Она фиксировалась на шкале оценок от 1 до 10. Динамика этого показателя, выявленная на основе критерия Стьюдента, характеризуется различием между средними показателями оценки остроты этой проблемы с градации 5.33 до градации 3.9, которая оказалась к значимой при р < 0.01 при: 1эмп = 6 и ^рит = 2.75. Эта динамика также нашла свое подтверждение и в устных высказываниях участников на рефлексивном этапе обсуждения того, насколько важным оказалось для них участие в занятиях.

Таким образом, сопоставление качества проектов до и после участия студентов в развивающем курсе занятий убедительно демонстрирует изменение глубины и детализации социокультурных проектов, адресованных конкретным слоям населения, способствующим улучшению их состояния как жителей города в области содержательного использования свободного времени с опорой на культурно-образовательные ресурсы. Апробация студентами авторской позиции при разработке и оценке таких проектов способствует изменению их представления о возможности профессиональной самореализации в городе, преодолении состояний неопределенности в планировании своего будущего в данном городском сообществе.

Заключение

Исследование позволило подтвердить выдвигаемые нами предположения о том, что достоверными индикаторами динамики позиции студентов при формировании осознанного самоопределения в выборе места проживания выступают социокультурные проекты. Они, будучи проявлениями замыслов профессионально-личностной самореализации студентов в городе, могут убеждать их в возможности оказывать действенное влияние на позитивное состояние определенного контингента горожан и чувствовать себя уверенными в возможности своей творческой самореализации.

Результаты проведенного исследования позволили подтвердить предположение о том, что факторами, оказывающими влияние на качество социокультурных проектов студентов,

выступают те характеристики города, на которые студенты ориентируются при оценке города как пространства самореализации.

Создаваемые в условиях специализированного развивающего факультатива направленного на формирования ориентировки студентов в таких существенных характеристиках города как: «культурный ландшафт», «ментальность горожан», «миграционные антропотоки», может способствовать изменению качества социокультурных проектов студентов как продуктивных замыслов самореализации себя в позиции активного горожанина, способных к творческой самореализации в данном городском сообществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зараковский, Г.М. Качество жизни населения России: Психологические составляющие [Текст] / Г.М. Зараковский. - М.: Смысл, 2009 - 319 с.

2. Покатиловска Е.Н. Применение метода репертуарных решеток для исследования особенностей восприятия города как психологического пространства жителей с разной мерой идентичности // Северный регион // Е.Н. Покатиловская, Н.И. Хохлова, Л.В. Шибаева - Режим доступа: http://www.surgu.ru/nauchnye-izdaniya-surgu/severnyy-region-nauka-obrazovanie-kultura/arhiv. - 2016. - № 2 (34). - С. 162169.

3. Дидзе, Т.М. Человек в городском пространстве: социально-коммуникативные механизмы и социальное участие в формировании городской среды [Текст] / Т.М. Дидзе. - Научно-методический журнал академии педагогических и социальных наук «Мир психологии и психология в мире» Международная педагогическая академия, Москва - 1995. №4(5) - 159 с.

4. Наумова, Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения [Текст] / Н.Ф. Наумова. - М.: Наука, 1988. - 250 с.

5. Смолова, Л.В. Безопасность городской среды в восприятии жителей с позиции психологии взаимодействия с окружающей средой / Обретение Астаной столичного статуса [Текст] / Л.В. Смолова - Сборник докладов Второй международной научной конференции. Астана: Елорда. 2009. С. 53-62.

6. Вирт, Л. Урбанизм как образ жизни [Текст] / Л. Вирт: пер. с анг.; 2-е изд. - М.: Strelka Press, 2018. - 180 с.

7. Мехова, А.А., Чернов, А.В. Комплексный подход к безопасности (на примере программы «Здоровый город») [Текст] / А.А. Мехова, А.В. Чернов // Безопасность жизнедеятельности №5. - 2011. С. 19-28.

8. Смолова Л.В. Введение в психологию взаимодействия с окружающей средой [Текст] / Л.В. Смолова - СПб: Речь, 2008.

9. Габидулина, С.Э. Психология городско среды [Текст] / С.Э. Габидулина. - М.: Смысл, 2012. - 152 с.

10. Дробышева, Т.В., Журавлев, А.Л. Социальная психология города в современных условиях // Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы [Текст] / Т.В. Дробышева, А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 148-158.

11. Keczmerski, J. and Sorter, B. A community viability indicator for determining comprehensive planning policy. - Social Indicators Research 14(2), 1984, - 195-203.

12. Nuykina, E. Making a viable city: visions, strategies and practices. - Doctoral dissertation, University of Vienna, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Schoenberg, S.P. and Rosenbaum, P.L. Neighborhoods that work: Sources for viability in the inner city. - New Brunswick, Rutgers University Press, 1980.

14. Bolotova, A. and Stammler, F. How the North became home. Attachment to Place among Industrial Migrants in Murmansk region. Migration in the Circumpolar North: Issues and Contexts. - Edmonton, Canada Canadian Circumpolar Institute Press, 2010, - 193-220.

15. Покатиловская Е.Н., Шибаева Л.В. Вариативность образа территории проживания у горожан с разной социальной позицией // Сетевой научный журнал «Научный результат. Педагогика и психология образования» Белгородского государственного национальный исследовательского университета - 2018. Том 4, №2 - С. 77-88.

16. Покатиловска Е.Н., Шибаева Л.В. Образ города проживания в представлениях жителей с разной городской идентичностью // Сборник научных трудов, посвященного 45-летию лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН // Социальная и экономическая психлогия. Часть 2: Новые научные направления / Отв. Ед. Ю.В. Ковалева, Т.А. Нестик. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. - 523 с. (Труды Институт психологии РАН).

17. Практикум «География человеческих перспектив» А.А. Попов, И.Д. Проскуровская, А.В. Султанова [Электронный ресурс]. - методическая лаборатория ФГБУК «ВЦХТ». - режим доступа: http://www.1.metodlaboratoria-vcht.ru/load/a_a_popov_i_d_proskurovskaja_a_v_sultanova_geografija_chelovechesk ikh_perspektiv/1-1-0-253.

https://mir-nauki.com

Pokatilovskaia Elizaveta Nikolaevna

Surgut state pedagogical university, Surgut, Russia E-mail: elizabet3462@mail.ru

Formation of the position of the subject of the urban community among students in terms of developing elective

Abstract. The article presents a study of the professional and personal development of students who make decisions about their place of permanent residence after graduation. The data of the survey on the differences in the solution of the problem of permanent residence in the northern city by the townspeople are presented, the results of which allowed to distinguish groups of citizens to a different extent determined in the choice of the city for permanent residence. Students, graduates of the city university, are allocated as a contingent that needs to overcome difficulties in solving this problem. The results of a formative study aimed at changing the students' orientation towards the city's assessment as a place for creative, professional self-realization and testing themselves as authors of social and cultural projects that would enable them to realize their position as an active subject of the urban community are presented. The article presents a description of the principles of organizing developmental electives for graduate students, which would allow them to develop copyright social and cultural projects addressed to certain segments of the citizens. Participation in the development of projects provided an opportunity for students to master the position of enterprising sociocultural leaders responsible for positive changes in the urban community with a focus on the layering of subcultures of different segments of the city's population. The characteristic of the content and procedures for the organization of the course of developing classes is disclosed in the classroom, conditions were created to form students' orientation towards the essential characteristics of the urban environment, and, as a result, the change in the "image of the city". The change of reference points was based on students mastering such concepts as: "cultural landscape of the city", "migration flows of the population", "cultural and educational potential", "mentality" of the inhabitants and "historical and cultural traditions". It is shown that such conditions have an impact on the depth and targeting indicators of the products of activity created by students - social and cultural projects. The data on the empirical criteria for changing such products of students' activities are presented and their dependence on the content of concepts mastered by students for assessing the state of the urban community and substantiating the directions of a positive influence on its state is interpreted.

Keywords: the position of the subject of the urban community; passive and active citizens; the problem of choosing a place of residence; professional and personal self-determination of students; socio-cultural projects

55PSMN219

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.