ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАННЕГО РАЗВИТИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ МАНУАЛЬНЫМ ПРЕДПОЧТЕНИЕМ
М.М. Безруких1, А.С. Верба ФГНУ Институт возрастной физиологии РАО, Москва
Изучены особенности раннего развития и развития познавательных функций леворуких и праворуких мальчиков 6-7 лет с учетом генеза рукости. Проведен сравнительный анализ развития когнитивной деятельности праворуких и левору-ких детей с использованием единого подхода к анализу истории раннего развития и комплекса развития познавательных функций. Показано отрицательное влияние патологической беременности, родов и нарушений раннего развития на развитие познавательных функций как у леворуких, так и праворуких мальчиков. Выявлены различные механизмы реализации познавательной деятельности у детей с разным мануальным предпочтением как при наличии отягощенного анамнеза, так и при благоприятном протекании пре- и постнатального периода.
Ключевые слова: генез рукости, отягощенный анамнез, развитие познавательных функций, мануальное предпочтение.
The features of early development and the development of cognitive functions of left-handers and right-handed boys 6-7years given the genesis of handedness. A comparative analysis of the development of cognitive activity of right-handed and left-handed children using a unified approach to the analysis of the history of early development and the development of complex cognitive functions . The negative influence of pathological pregnancy, birth and early development of disturbances on the development of cognitive functions like a left-handed and right-handed boys. Identified a variety of mechanisms for the implementation of cognitive activity in children with different manualnym preference as in the presence of the burdened history, and with a favorable flow of pre-andpostnatal period.
Keywords: genesis of handedness, burdened history, the development of cognitive functions , manual preference
Рост числа леворуких детей, трудности их обучения в школе, сложности социальной адаптации, возникающие у части этих детей, определяет необходимость разработки научных подходов к диагностике механизмов возникающих проблем и обоснованных научно-методических рекомендаций по коррекции [4]. Необходимо еще в дошкольном возрасте выделить «группы риска» среди детей, начинающих систематическое обучение. Причем особенно актуально выделение факторов риска, приводящих к трудностям в обучении и нарушении адаптации среди мальчиков (вне зависимости от мануальной асимметрии), т. к. и отечественные и зарубежные исследования указывают на большее число мальчиков со школьными проблемами по сравнению с девочками [21, 29].
Контакты; 1 Безруких М.М. - E-mail: <[email protected]>
Причинами школьных проблем леворуких мальчиков нередко считают именно леворукость, якобы определяющую особые свойства деятельности мозга этих детей [11].
Проблема функциональной асимметрии и латерализации функций и, прежде всего, леворукости, а также особенностей развития и обучения леворуких детей и сегодня остаются одной из психофизиологических проблем индивидуальности человека. Леворукость часто используется как маркер функциональной асимметрии мозга при изучении индивидуально-психологических особенностей стилей познавательной деятельности [8, 23]. Однако современные данные о структурно-функциональной специализации больших полушарий головного мозга человека и ее связи с латеральным фенотипом свидетельствует об отсутствии жестких корреляций между профилем латерализации и асимметрией мозга [3, 30]. Особенности созревания полушарий мозга и формирования межполушарного взаимодействия, а также специфика полушарной активации при реализации сложных видов когнитивной деятельности у детей разного возраста при разной степени сформирован-ности деятельности и сложности задач, также не позволяет выделять мануальную асимметрию в качестве маркера асимметрии мозга [3, 18, 24].
Различные исследования познавательных функций детей 6-7 лет показывают, что данный возраст характеризуется недостаточной сформированностью таких функций как организация деятельности, речевое развитие, мелкая моторика, зрительно-пространственное восприятие, интегративные функции. Это объясняется недостаточной зрелостью коры и регулирующих структур мозга [9, 17].
Возникновение леворукости, выбор ведущей руки традиционно связывается с двумя группами факторов: генетическими и патологическими [7, 19, 23, 25]. Мы предположили, что отличия в генезе «рукости» могут отразиться на познавательном развитии ребенка, т. к. дети с «патологическим» вариантом леворукости имеют комплекс факторов риска в пре- и постнатальном развитии. Для большей корректности при проверке этой гипотезы мы сочли необходимым провести параллельное аналогичное исследование в группе праворуких мальчиков того же возраста.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании принимали участие более 200 мальчиков 6-7 лет. Для разделения детей на группы праворуких и леворуких использовалась методика оценки степени мануальной асимметрии (по М.М. Безруких, М.Г. Князевой, 1994). На основании этого делалось заключение о доминирующей руке у ребенка. Левору-ким считался ребенок с коэффициентом асимметрии > 0,65. Для изучения и сравнительного анализа особенностей раннего развития и выделения ФР в пре- и постнатальном развитии использовалась методика анкетного опроса и глубокого интервью с родителями. Специальным разделом работы было выделение факторов риска в раннем развитии. Нами фиксировались следующие факторы риска в пренатальном развитии: токсикоз первой и второй половины беременности, резус-конфликт, угроза выкидыша; травматичное родовспоможение в виде выдавливания плода, наложения щипцов; асфиксия в родах; кесарево сечение; недоношенность; роды на дому; стремительные или затяжные роды; возраст матери на период беременности, а также особенности развития ребенка на этапах до 1 года, от
года до трех лет, от трех лет до пяти лет (по специально разработанным анкетам и на основании глубокого интервью с родителями). Подробный анализ пре- и пост-натального развития в сочетании с анализом мануальной асимметрии позволил разделить всех мальчиков на 4 группы:
1п - праворукие мальчики без выраженных ФР в раннем развитии;
2п - праворукие мальчики с выраженными ФР в раннем развитии;
1л - леворукие мальчики с генетически закрепленной рукостью (без выраженных ФР в раннем развитии и с семейной леворукостью);
2л - леворукие мальчики с компенсаторной рукостью (с выраженными ФР в раннем развитии без семейной леворукости).
Степень сформированности комплекса познавательных функций в каждой группе оценивалась по методике комплексного психофизиологического обследования (М.М. Безруких, 1994), позволившая оценить уровень сформированности таких познавательных функций, как организация деятельности, мыслительная деятельность, речевое развитие, развитие мелкой моторики и графических умений, развитие зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторные координации, слухомоторные координации.
Статистическая обработка полученного материала осуществлялась с использованием компьютерного пакета программ "Statistica 6.0.", «SPSS 19.». Статистическое сравнение всех исследуемых психофизиологических показателей проводилось с помощью дисперсионного анализа (ANOVA).
В исследовании не принимали участие дети с отклонениями в состоянии здоровья, психоневрологического статуса и социальными факторами риска в анамнезе. Все исследования были проведены с письменного согласия родителей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты наших исследований показали, что праворукие и леворукие мальчики 6-7 лет имеют ряд достоверных отличий по качеству и темпу формирования комплекса познавательных функций. При этом особенности обнаруживаются как среди детей с разным мануальным предпочтением, так и среди детей с благоприятным и неблагоприятным периодом пре- и постнатального развития.
Многие авторы указывают на влияние патологической беременности, родов и нарушений раннего развития как на развитие познавательных функций [1, 5, 15, 16, 26, 31], так и на одну из причин возникновения компенсаторного варианта леворукости. Именно поэтому при изучении степени сформированности познавательных функций у праворуких и леворуких мальчиков мы сосредоточили свое внимание на анализе факторов риска в пре- и постнатальном развитии ребенка и разделили исследуемые группы праворуких и леворуких детей на 4 подгруппы (см. раздел организация и методы исследований).
Исследование степени сформированности познавательных функций у право-руких мальчиков 1п и 2п групп показало, что у детей с отягощенным анамнезом степень сформированности когнитивных функций несколько ниже по сравнению с мальчиками с благоприятным анамнезом. Наиболее значимые различия у право-руких мальчиков в зависимости от наличия ФР в раннем развитии проявляются в ряде показателей (табл. 1). Прежде всего, следует выделить такой показатель как
организация деятельности, т. к. зрелость/незрелость этой функции в значительной степени определяет успешность ребенка в процессе обучения. У детей с отягощенным анамнезом в 45,5 % случаях отмечена недостаточная степень сформиро-ванности данной функции, в то время как среди детей без ФР в раннем развитии таких детей не оказалось. Существенно выше количество праворуких детей с трудностями речевого развития (36,4 % детей с ФР в раннем развитии против 8,3 % детей без ФР). У более трети мальчиков с отягощенным анамнезом функция зрительно-пространственного восприятия является несформированной, в то время как в группе с без ФР в раннем развитии таких детей не оказалось. В группе детей с отягощенным анамнезом отмечены трудности формирования функций зрительно-моторных (54,5 %) и слухо-моторных координаций (36,4 %), а среди мальчиков без ФР в раннем развитии трудности наблюдаются только у 16,7 % детей.
Таблица 1
Распределение по степени сформированности познавательных функций
праворуких мальчиков 6-7 лет с учетом наличия или отсутствия факторов риска в раннем развитии
Познавательные функции ^^^^ ^^^^ Градации ^^^ уровня развития 1п группа 2п группа
1 2 3 1 2 3
Организация деятельности 100 0 0 54,5 45,5 0
Общий запас сведений и знаний 91,7 8,3 0 90,9 9,1 0
Развитие речи 91,7 8,3 0 63,3 36,4 0
Развитие мелкой моторики 72,2 27,8 0 63,3 36,4 0
Зрительно-пространственное восприятие 50 50 0 9,1 54,5 36,4
Зрительно-моторные координации 83,3 16,7 0 45,4 54,5 0
Слухо-моторные координации 83,3 16,7 0 63,6 36,4 0
Подобный анализ в группах леворуких детей показал такую же закономерность: в группе леворуких детей без ФР в развитии (генетический вариант) существенно выше уровень зрелости познавательных функций, чем у леворуких детей, имеющих ФР (патологический вариант) (табл. 2). Это опровергает данные ряда исследований, показывающих, что леворукие дети отличаются несформированно-стью и даже нарушениями в развитии познавательных функций, а также и подчеркивает важность учитывания генеза рукости, с другой стороны. Уровень развития познавательных функций у леворуких мальчиков с генетически закрепленной леворукостью и мальчиков с компенсаторной леворукостью (1л и 2л группы) также достоверно различается по следующим показателям: организация деятельности (22,2 % и 47,4 % соответственно имеют недостаточную степень сформиро-ванности данной функции); речевое развитие (трудности в формировании различных сторон речи обнаружены у 11,1 % детей без ФР в раннем развитии и у 52,6 % леворуких мальчиков с ФР); зрительно-пространственное восприятие (более трети детей без ФР в раннем развитии и 44,4 % в группе с наличием ФР имеют трудно-
сти формирования данной функции); мелкая моторика (половина детей с отягощенным анамнезом имеют недостаточную сформированность тонкой моторики, в то время как в группе мальчиков без отягощенного анамнеза таких детей только 16,7 %).
Таблица 2
Распределение по степени сформированности познавательных функций леворуких мальчиков 6-7лет с учетом наличия или отсутствия факторов риска в раннем развитии
Познавательные функции ^^^^Градации уровня развития 1л группа 2л группа
1 2 3 1 2 3
Организация деятельности 77,8 22,2 0 52,6 47,4 0
Общий запас сведений и знаний 88,9 11,1 0 94,8 5,2 0
Развитие речи 88,9 11,1 0 47,4 52,6 0
Развитие мелкой моторики 83,3 16,7 0 47,4 52,6 0
Зрительно-пространственное восприятие 57,9 38,6 5,3 44,4 44,4 11,1
Зрительно-моторные координации 53,7 46,3 0 44,4 55,6 0
Слухо-моторные координации 83,3 16,7 0 63,2 36,8 0
Обозначения к таблицам 1, 2:
1-2-3 - градации сформированности функций:
1 - функция сформирована; 2 - функция недостаточно сформирована; 3 -
функция не сформирована.
1п группа - праворукие мальчики без выраженных факторов риска в раннем развитии; 2п группа - праворукие мальчики с выраженными факторами риска в раннем развитии.
1л группа - леворукие мальчики с генетически закрепленной рукостью; 2л группа - леворукие мальчики с компенсаторной рукостью.
Интересно было сравнить уровень познавательного развития в группах праворуких и леворуких мальчиков без выраженных факторов риска (табл. 1, 2; 1п и 1л группы). Анализ показал, что в этих группах нет детей с нарушением процессов формирования ни одной из исследуемых нами функций, а о некоторых функциях можно говорить как о сформированных или практически сформированных. При этом нет и существенных различий в уровне сформированности функций между праворукими и леворукими детьми. Это еще одно подтверждение нашего представления о том, что леворукость не может быть маркером школьных трудностей.
Полученные данные о недостаточной сформированности функций зрительно-пространственного восприятия как среди леворуких, так и среди праворуких де-
тей независимо от наличия отягощенного анамнеза неудивительны. Многие литературные источники свидетельствуют о том, что около 70 % детей имеют трудности в развитии зрительно-пространственных функций в старшем дошкольном возрасте [17].
Обращает на себя внимание тот факт, что в обеих группах мальчиков (и леворуких, и праворуких) с отягощенным анамнезом выявлена недостаточная сфор-мированность речевого развития (табл. 1, 2). Как правило, это трудности при составлении рассказа по сюжетным картинкам («Последовательные картинки», «Составь рассказ»), трудности пересказа, наличие аграмматизмов, трудности фонематического восприятия. Более 60 % мальчиков с отягощенным анамнезом имеют трудности в описании предмета, трудности развернутого высказывания. Многие исследователи [3, 10, 13, 14, 22] считают, что внутриутробные патологии, повреждения при родах могут приводить к нарушениям в развитии речевых зон коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения речи. Эти трудности могут выражаться в задержке речевого развития, трудностях фонематического восприятия, наличии аграмматизмов и т. д. Эти же специалисты и многие другие [12] прослеживают связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. И действительно, результаты проведенных исследований показывают, что треть детей среди праворуких детей с ФР в раннем развитии и половина левору-ких мальчиков с отягощенным анамнезом испытывают трудности при выполнении тонкокоординированных движений. Некоторые авторы говорят о том, что почти 30-35 % детей 6-7-летнего возраста имеют трудности в формировании моторных функций. Это может быть связано с незрелостью в этом возрасте механизмов нервно-мышечной регуляции и трудностями произвольной регуляции деятельности [9, 20].
Около половины мальчиков в группах детей с наличием факторов риска в раннем развитии (2п и 2л группы) имеют недостаточную сформированность организации деятельности (табл. 1, 2). Многие задания требующие умения планировать и контролировать свою деятельность, вырабатывать свою стратегию деятельности показали, что только треть праворуких мальчиков с выраженными факторами риска в раннем развитии способны справиться с данными заданиями без труда или с незначительными ошибками. Также невысокой оказалась готовность к высокой концентрации и переключению внимания - практически все дети -92,6 % - имеют недостаточную сформированность этих свойств внимания. Такие данные вполне возможны, поскольку в этих группах находятся дети с выраженными факторами риска в раннем развитии. Многие авторы свидетельствуют о том, что трудности протекания беременности и родов, например, токсикоз, прием лекарств во время беременности, асфиксия плода может приводить к трудностям концентрации внимания у ребенка, трудностям включения в работу, а иногда и к гиперактивности [9, 18, 27]. В литературе встречаются данные, свидетельствующие о том, что среди мальчиков наблюдается большее количество детей с признаками гиперактивности и синдром дефицита внимания в школе, чем у девочек [6, 28].
Корреляционный анализ, проведенный во всех группах испытуемых, позволил оценить степень влияния отягощенного анамнеза на развитие комплекса познавательных функций.
Организация деятельности
Речевое развитие
Мелкая моторика
Г\
0,67
0,62
Зрительно-пространственное восприятие
V
Слухо-моторные координации
Зрительно-моторные координации
Рис. 1.1. Влияние раннего развития на сформированность познавательных функций у праворуких мальчиков без ФР в раннем развитии (1п группа)
Рис. 1.2. Влияние раннего развития на сформированность познавательных функций у праворуких мальчиков с ФР в раннем развитии (2п группа)
Рис. 1.3. Влияние раннего развития на сформированность познавательных функций у мальчиков с генетически закрепленным вариантом леворукости
Обращает на себя внимание значительное отличие в количестве достоверных корреляций в разных группах праворуких и леворуких мальчиков, показывающих связь между ранним развитием и познавательными функциями рис. (1.1., 1.2., 1.3., 1.4.). Проведенный нами анализ взаимосвязей особенностей раннего развития с качеством сформированности познавательных функций показал, что пре- и пост-натальное развитие оказывает большое влияние на развитие комплекса познавательных функций. Однако это влияние по-разному проявляется в исследуемых группах. У праворуких мальчиков 1п группы, не имеющих нарушений в прена-тальном развитии мы отмечали высокую зависимость (r=0,62^0,67, р<0,01) пост-натального развития со сформированностью зрительно-пространственного восприятия и интегративных функций. Формирование этих функций даже при благоприятных условиях онтогенеза идет достаточно длительно и любой ФР постна-тального онтогенеза, по-видимому, может сказаться на сформированности этих познавательных функций.
Наиболее подверженными влиянию неблагоприятного анамнеза в группе 2п оказались такие познавательные функции, как организация деятельности (r=0,43, р<0,05), речевое развитие (r=0,59, р<0,05), мелкая моторика (r=0,60, р<0,05) и слу-хо-моторные координации (r=0,57, р<0,05).
У мальчиков 2п группы развитие большинства познавательных функций связано с течением пре- и постнатального периода развития (r=0,43^0,60, р<0,05).
Сходные данные были выявлены и в обеих группах леворуких мальчиков (рис.1.3. и 1.4.). Выявлено, что развитие таких познавательных функций как речевая деятельность (r=0,50, р<0,05), зрительно-пространственное восприятие (r=0,50 и r=0,82, р<0,05) и слухо-моторные координации (r=0,47 и r=0,61, р<0,05) в группе леворуких мальчиков с отягощенным анамнезом зависят от протекания раннего периода развития леворукого ребенка (рис.1.4.).
Таким образом, мы можем говорить о том, что пре- и постнатальное развитие оказывает существенное влияние на развитие большинства познавательных функций как у леворуких, так и у праворуких мальчиков 6-7 лет. Эти данные подтверждают многочисленные исследования, свидетельствующие о негативном пролонгированном влиянии патологии течения беременности и родов, тяжелых заболеваний, неврологических нарушений в раннем развитии на развитие познавательных функций [15, 26, 31].
Особый интерес представляет анализ взаимосвязей в развитии исследуемых познавательных функций, позволяющий определить особенности взаимодействия различных функций, входящих в общую структуру когнитивной деятельности. Выявлено существование достоверно высокой взаимозависимости в развитии всех исследуемых познавательных функций (r= 0,87 ^ 0,90, p<0,05) у мальчиков 6-7 лет. Однако характер этого взаимодействия различен у праворуких и леворуких детей. Более высокое взаимодействие и большее количество связей (11) выявлено у праворуких детей с отягощенным анамнезом, а у леворуких наоборот - у детей с генетически закрепленным вариантом леворукости (рис. 2).
Рис. 2.1. Взаимосвязь познавательных функций у праворуких мальчиков без ФР в раннем развитии (1п группа).
Рис. 2.3. Взаимосвязь познавательных функций у леворуких мальчиков с генетически закрепленным вариантом леворукости (1л группа).
Запас сведений и
знаний Слухо-моторные координации
Организация деятельности Х55 \К 174 ^ \\ ~
Зрительно-пространственное восприятие
Зрительно-моторные координации
Зрительно-пространственное _восприятие_
Рис. 2.2. Взаимосвязь познавательных функций у праворуких мальчиков с ФР в раннем развитии (2п группа).
Рис. 2.4. Взаимосвязь познавательных функций у леворуких мальчиков с компенсаторным вариантом леворукости (2л группа).
Рис. 2. Взаимосвязь познавательных функций у праворуких мальчиков с отсутствием/наличием ФР в раннем развитии и леворуких мальчиков с генетически закрепленным и компенсаторным вариантом леворукости
Мы полагаем, что высокая эффективность познавательной деятельности у мальчиков с генетически закрепленной леворукостью возможно, обеспечивается взаимодействием/включенностью в деятельность большинства познавательных функций. У мальчиков с компенсаторной леворукостью этот механизм не срабатывает (распадается). Интересно, что «задействованность» многих функций, (по-видимому, отражающая эффект своеобразной компенсации при когнитивной деятельности) обнаружена и у праворуких мальчиков, но в группе с нарушением в пре- и постнатальном развитии. Вероятно для праворуких мальчиков с благоприятным протеканием раннего периода подобный «компенсаторный механизм» для осуществления когнитивной деятельности не является необходимым.
Следующей задачей нашего исследования было определение влияния двух факторов - мануального предпочтения («рукости») и характера течения раннего развития (отягощенного/неотягощенного) на познавательное развитие. С этой целью был использован дисперсионный анализ ЛМОУЛ. Данные дисперсионного анализа показали, что влияние «фактора рукости» на развитие разных познавательных функций практически одинаково у праворуких и леворуких мальчиков. В то же время мы выявили существенное влияние фактора отягощенного анамнеза на развитие познавательных функций. Сравнительный анализ когнитивной деятельности среди праворуких и леворуких мальчиков с выраженными ФР в раннем развитии показал, что обе группы детей, независимо от мануального предпочтения имеют трудности произвольной регуляции деятельности, невысокий уровень речевого развития и мелкой моторики. Причем результаты дисперсионного анализа показали (табл. 3, 4), что влияние фактора отягощенного анамнеза наиболее четко проявляется в группе праворуких мальчиков. Практически все исследуемые нами показатели психофизиологического развития подвержены влиянию нарушений пре- и постнатального развития. У леворуких детей нарушений этих функций значительно меньше. А эффективность компенсаторных механизмов выше у ле-воруких мальчиков по сравнению с праворукими.
Таблица 3
Значимость влияния фактора «отягощенного анамнеза» на познавательные функции у праворуких мальчиков с отсутствием / наличием факторов риска в раннем развитии (применение дисперсионного анализа АЫОУА)
Показатели df
Общий запас сведений и знаний 1 - 59 ,007 ,934
1) Организация деятельности 1 - 65 24,507 ,000
Л § Развитие речи 1 - 59 13,310 ,001
5 § Развитие мелкой моторики 1 - 59 11,174 ,001
« Э § ^ К Зрительно-пространственное восприятие 1 - 59 29,834 ,000
о С Зрительно-моторные координации 1 - 59 12,476 ,001
Слухо-моторные координации 1 - 59 4,930 ,030
У праворуких мальчиков обнаружено достоверное влияние ФР раннего развития на такие познавательные функции как организация деятельности (р<0,001),
развитие речи (p<0,001), мелкая моторика (p<0,001), зрительно-пространственное восприятие (p<0,001), зрительно-моторные координации (p<0,001), слухо-моторные координации (p<0,05). Это доказывает, что наличие ФР в пре- и постна-тальном развитии оказывает существенное влияние на развитие большинства когнитивных процессов.
В группах леворуких мальчиков 6-7 лет мы также провели дисперсионный анализ ANOVA, позволивший выявить достоверное влияние фактора отягощенного анамнеза на развитие познавательных функций у детей с наличием или отсутствием ФР в раннем развитии, а значит и генеза леворукости (табл. 4). Достоверное влияние фактора генеза рукости было выявлено на показатели речевого развития (p<0,05) и развитие мелкой моторики (p<0,01).
Таблица 4
Значимость влияния фактора «отягощенного анамнеза» на познавательные функции у леворуких мальчиков с генетически закрепленным вариантом и компенсаторным вариантом леворукости (применение дисперсионного анализа ANOVA)
Показатели df F Sig.
Познавательные функции Общий запас сведений и знаний 1 - 35 1,021 ,319
Организация деятельности 1 - 34 ,410 ,526
Развитие речи 1 - 35 4,710 ,037
Развитие мелкой моторики 1 - 35 8,014 ,008
Зрительно-пространственное восприятие 1 - 35 ,719 ,402
Зрительно-моторные координации 1 - 35 ,881 ,354
Слухо-моторные координации 1 - 34 1,631 ,210
В группах мальчиков 6-7 лет с наличием или отсутствием выраженных факторов риска отмечается разная степень сформированности познавательной сферы как у леворуких, так и у праворуких детей.
Таким образом, факторы риска в раннем развитии оказывают существенное негативное влияние на темп и характер формирования практически всех когнитивных функций независимо от мануального предпочтения. Наши данные еще раз подтверждают отрицательное влияние патологической беременности, родов и нарушений раннего развития на развитие познавательных функций. Причем наиболее выраженный негативный эффект у праворуких мальчиков может быть отмечен по следующим функциям: организация деятельности, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторные координации. Факторы риска не влияют в значительной степени на уровень основных знаний и общую осведомленность ребенка.
Наименее сформированной функцией у леворуких мальчиков 6-7 лет можно считать зрительно-пространственное восприятие. Становление организации деятельности у леворуких мальчиков независимо от генеза рукости имеет свою специфику. Наиболее ранимыми функциями для леворуких мальчиков под воздействием ФР оказываются речевое развитие и мелкая моторика.
При несформированности познавательных функций механизмы реализации когнитивной деятельности у праворуких детей характеризуется увеличением взаимодействия, что, вероятно, можно рассматривать как компенсаторный механизм, облегчающий реализацию познавательной деятельности при более низкой сфор-мированности познавательных функций. При этом механизм включения большинства познавательных функций при реализации когнитивной деятельности у леворуких детей необходим именно при благоприятном развитии и отсутствии факторов риска в онтогенезе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Тутельян В.А., Величковский Б.Т. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков в России. - М., 2006. - С. 118.
2. Безруких М.М. Если ваш ребенок левша / М.М. Безруких, М.Г. Князева. -М.: Новая школа, 1994.
3. Безруких М.М., Хрянин А.В. Особенности организации зрительно-пространственной деятельности у леворуких детей 6-7 лет // Психофизиол. основы социальной адаптации ребенка. - СПб., 1999. - С. 211-215.
4. Безруких М.М. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2009. - 432 с
5. Волкова Л.С. История вопроса о становлении речи, ее нарушениях и коррекции// Методическое наследие. Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - М.: Владос, 2003. - Т.5.
6. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь: учеб.пособие / Под ред. М.М. Безруких. - М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. - 248 с.
7. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. - М.: Книга, ЛТД, 1994. - 232 с.
8. Древицкая О.О. Леворукость у детей школьного возраста как один из рецессивных признаков // Конф. Актуальные вопросы функциональной межполу-шарной асимметрии. - М., 2001.
9. Дубровинская Н.В. Психофизиология ребенка / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: Владос, 2002. - 144 с.
10. Заваденко Н.Н. Нарушения развития речи у детей и их коррекция // Лечащий врач. - 2006. - № 5.
11. Иншакова О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 240 с
12. Кожушко Н.Ю. Механизмы нарушений развития возможности их коррекции: автореф. дис. ... докт. высших психических функций и речи у детей и биол. наук. - СПб., 2009. - 32 с.
13. Комплексная методика диагностики познавательного развития детей предшкольного возраста и первоклассников / М.М. Безруких, Е.С. Логинова, Р.И. Мачинская, О.А. Семенова, Т.А. Филиппова. - М., 2007. - 122 с.
14. Лукашевич И.П., Парцалис Е.М., Шкловский В.М. Перинатальные факторы риска формирования патологии речи у детей // Российский вестник перинато-логии и педиатрии. - 2008. - № 4.
15. Парцалис Е.М. Перинатальные механизмы формирования школьной неуспеваемости // Тезисы доклада конгресса российской ассоциации специалистов перинатальной медицины. Москва, 2006. - С. 174-176.
16. Пронина О.А. Исследование показателей эндотелина-1 у новорожденных детей, перенесших хроническую внутриутробную гипоксию / О.А. Пронина // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. - 2008. - Т 7, № 3. -С. 691-693.
17. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. - 432 с.
18. Семенова О.А. Формирование функций регуляции и контроля у младших школьников: автореф. дис. ... канд. психол. Наук / О.А. Семенова. - М., 2005. -23 с.
19. Строганова Т.А., Пушина Н.П., Посикера И.Н. Происхождение предпочтения руки в раннем онтогенезе человека // Конф. Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. - М., 2001.
20. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. - 768 с.
21. Филиппова Е.Б. О половых различиях функциональной специализации полушарий головного мозга // Конф. Актуальные вопросы функциональной меж-полушарной асимметрии. - М., 2001.
22. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием // Методическое наследие. Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - М.: Владос, 2003. -Т.5. - С. 73-90.
23. Хомская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий. Левый, правый мозг и психика. / Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, Е.В. Будыка, Е.В. Ениколопова. - М.: Изд-во Российское педагогическое агентство, 1997. -281 с.
24. Хрянин А.В. Функциональная организация мозга леворуких детей 6-7 лет при зрительно-пространственной деятельности: дисс. ... к.б.н. - М., 2001. - 167 с.
25. Bryden M.P. Genetics as analogy // Current Psychology of Cognition. -1995. -V. 14, №5. - P. 508-515.
26. Chien J.C., Schwarts R. Cerebral oxygenation during hypoxia and resuscitation by using near-infrared specfroscopy in newborn piglets / J. C. Chien // J. of the Chinese Medical Association. - 2007. - Vol. 70. - P. 47-55.
27. Giedd J.N., Blumenhtal J., Molloy E. et al. Brain maging of attention defi-cit\hyperactivity disorder // Ann. N.Y. Acad. Sci. - 2001. -Vol. 931. - P. 33-49
28. Hartung C.M.. Sex differences in young children who meet criteria for attention deficit hyperactivity disorder / C.M. Hartung, E.G. Willcutt, B.B. Lahey // Clin child adolesc psychol. - 2002. - 31(4).
29. Koop M., Buza P. Electrodermal lateral asymmetries in anxiety patient groups and controls // Int. J. Psychophysiol. - 1991. - 11, № 1. - 47 p
30. Toga A.W., Thompson P.M. Mapping brain asymmetry // Nature Reviews Neuroscience. - 2003.
31. Volpe J. Perinatal brain injury: from pathogenesis to neuroprotection / bit J. Dev. Neurosci. - 2008. - Feb; 26(l). - Р. 129 -219.