Научная статья на тему 'Влияние особенностей раннего развития на формирование познавательных функций у мальчиков старшего дошкольного возраста с разным мануальным предпочтением'

Влияние особенностей раннего развития на формирование познавательных функций у мальчиков старшего дошкольного возраста с разным мануальным предпочтением Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
443
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕНЕЗ РУКОСТИ / ОТЯГОЩЕННЫЙ АНАМНЕЗ / РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ / МАНУАЛЬНОЕ ПРЕДПОЧТЕНИЕ / GENESIS OF HANDEDNESS / BURDENED HISTORY / THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE FUNCTIONS / MANUAL PREFERENCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Безруких М. М., Верба А. С.

Изучены особенности раннего развития и развития познавательных функций леворуких и праворуких мальчиков 6-7 лет с учетом генеза рукости. Проведен сравнительный анализ развития когнитивной деятельности праворуких и леворуких детей с использованием единого подхода к анализу истории раннего развития и комплекса развития познавательных функций. Показано отрицательное влияние патологической беременности, родов и нарушений раннего развития на развитие познавательных функций как у леворуких, так и праворуких мальчиков. Выявлены различные механизмы реализации познавательной деятельности у детей с разным мануальным предпочтением как при наличии отягощенного анамнеза, так и при благоприятном протекании преи постнатального периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of early development and the development of cognitive functions of left-handers and right-handed boys 6-7 years given the genesis of handedness. A comparative analysis of the development of cognitive activity of right-handed and lefthanded children using a unified approach to the analysis of the history of early development and the development of complex cognitive functions. The negative influence of pathological pregnancy, birth and early development of disturbances on the development of cognitive functions like a left-handed and right-handed boys. Identified a variety of mechanisms for the implementation of cognitive activity in children with different manualnym preference as in the presence of the burdened history, and with a favorable flow of pre-andpostnatal period.

Текст научной работы на тему «Влияние особенностей раннего развития на формирование познавательных функций у мальчиков старшего дошкольного возраста с разным мануальным предпочтением»

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАННЕГО РАЗВИТИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ МАНУАЛЬНЫМ ПРЕДПОЧТЕНИЕМ

М.М. Безруких1, А.С. Верба ФГНУ Институт возрастной физиологии РАО, Москва

Изучены особенности раннего развития и развития познавательных функций леворуких и праворуких мальчиков 6-7 лет с учетом генеза рукости. Проведен сравнительный анализ развития когнитивной деятельности праворуких и левору-ких детей с использованием единого подхода к анализу истории раннего развития и комплекса развития познавательных функций. Показано отрицательное влияние патологической беременности, родов и нарушений раннего развития на развитие познавательных функций как у леворуких, так и праворуких мальчиков. Выявлены различные механизмы реализации познавательной деятельности у детей с разным мануальным предпочтением как при наличии отягощенного анамнеза, так и при благоприятном протекании пре- и постнатального периода.

Ключевые слова: генез рукости, отягощенный анамнез, развитие познавательных функций, мануальное предпочтение.

The features of early development and the development of cognitive functions of left-handers and right-handed boys 6-7years given the genesis of handedness. A comparative analysis of the development of cognitive activity of right-handed and left-handed children using a unified approach to the analysis of the history of early development and the development of complex cognitive functions . The negative influence of pathological pregnancy, birth and early development of disturbances on the development of cognitive functions like a left-handed and right-handed boys. Identified a variety of mechanisms for the implementation of cognitive activity in children with different manualnym preference as in the presence of the burdened history, and with a favorable flow of pre-andpostnatal period.

Keywords: genesis of handedness, burdened history, the development of cognitive functions , manual preference

Рост числа леворуких детей, трудности их обучения в школе, сложности социальной адаптации, возникающие у части этих детей, определяет необходимость разработки научных подходов к диагностике механизмов возникающих проблем и обоснованных научно-методических рекомендаций по коррекции [4]. Необходимо еще в дошкольном возрасте выделить «группы риска» среди детей, начинающих систематическое обучение. Причем особенно актуально выделение факторов риска, приводящих к трудностям в обучении и нарушении адаптации среди мальчиков (вне зависимости от мануальной асимметрии), т. к. и отечественные и зарубежные исследования указывают на большее число мальчиков со школьными проблемами по сравнению с девочками [21, 29].

Контакты; 1 Безруких М.М. - E-mail: <[email protected]>

Причинами школьных проблем леворуких мальчиков нередко считают именно леворукость, якобы определяющую особые свойства деятельности мозга этих детей [11].

Проблема функциональной асимметрии и латерализации функций и, прежде всего, леворукости, а также особенностей развития и обучения леворуких детей и сегодня остаются одной из психофизиологических проблем индивидуальности человека. Леворукость часто используется как маркер функциональной асимметрии мозга при изучении индивидуально-психологических особенностей стилей познавательной деятельности [8, 23]. Однако современные данные о структурно-функциональной специализации больших полушарий головного мозга человека и ее связи с латеральным фенотипом свидетельствует об отсутствии жестких корреляций между профилем латерализации и асимметрией мозга [3, 30]. Особенности созревания полушарий мозга и формирования межполушарного взаимодействия, а также специфика полушарной активации при реализации сложных видов когнитивной деятельности у детей разного возраста при разной степени сформирован-ности деятельности и сложности задач, также не позволяет выделять мануальную асимметрию в качестве маркера асимметрии мозга [3, 18, 24].

Различные исследования познавательных функций детей 6-7 лет показывают, что данный возраст характеризуется недостаточной сформированностью таких функций как организация деятельности, речевое развитие, мелкая моторика, зрительно-пространственное восприятие, интегративные функции. Это объясняется недостаточной зрелостью коры и регулирующих структур мозга [9, 17].

Возникновение леворукости, выбор ведущей руки традиционно связывается с двумя группами факторов: генетическими и патологическими [7, 19, 23, 25]. Мы предположили, что отличия в генезе «рукости» могут отразиться на познавательном развитии ребенка, т. к. дети с «патологическим» вариантом леворукости имеют комплекс факторов риска в пре- и постнатальном развитии. Для большей корректности при проверке этой гипотезы мы сочли необходимым провести параллельное аналогичное исследование в группе праворуких мальчиков того же возраста.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании принимали участие более 200 мальчиков 6-7 лет. Для разделения детей на группы праворуких и леворуких использовалась методика оценки степени мануальной асимметрии (по М.М. Безруких, М.Г. Князевой, 1994). На основании этого делалось заключение о доминирующей руке у ребенка. Левору-ким считался ребенок с коэффициентом асимметрии > 0,65. Для изучения и сравнительного анализа особенностей раннего развития и выделения ФР в пре- и постнатальном развитии использовалась методика анкетного опроса и глубокого интервью с родителями. Специальным разделом работы было выделение факторов риска в раннем развитии. Нами фиксировались следующие факторы риска в пренатальном развитии: токсикоз первой и второй половины беременности, резус-конфликт, угроза выкидыша; травматичное родовспоможение в виде выдавливания плода, наложения щипцов; асфиксия в родах; кесарево сечение; недоношенность; роды на дому; стремительные или затяжные роды; возраст матери на период беременности, а также особенности развития ребенка на этапах до 1 года, от

года до трех лет, от трех лет до пяти лет (по специально разработанным анкетам и на основании глубокого интервью с родителями). Подробный анализ пре- и пост-натального развития в сочетании с анализом мануальной асимметрии позволил разделить всех мальчиков на 4 группы:

1п - праворукие мальчики без выраженных ФР в раннем развитии;

2п - праворукие мальчики с выраженными ФР в раннем развитии;

1л - леворукие мальчики с генетически закрепленной рукостью (без выраженных ФР в раннем развитии и с семейной леворукостью);

2л - леворукие мальчики с компенсаторной рукостью (с выраженными ФР в раннем развитии без семейной леворукости).

Степень сформированности комплекса познавательных функций в каждой группе оценивалась по методике комплексного психофизиологического обследования (М.М. Безруких, 1994), позволившая оценить уровень сформированности таких познавательных функций, как организация деятельности, мыслительная деятельность, речевое развитие, развитие мелкой моторики и графических умений, развитие зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторные координации, слухомоторные координации.

Статистическая обработка полученного материала осуществлялась с использованием компьютерного пакета программ "Statistica 6.0.", «SPSS 19.». Статистическое сравнение всех исследуемых психофизиологических показателей проводилось с помощью дисперсионного анализа (ANOVA).

В исследовании не принимали участие дети с отклонениями в состоянии здоровья, психоневрологического статуса и социальными факторами риска в анамнезе. Все исследования были проведены с письменного согласия родителей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты наших исследований показали, что праворукие и леворукие мальчики 6-7 лет имеют ряд достоверных отличий по качеству и темпу формирования комплекса познавательных функций. При этом особенности обнаруживаются как среди детей с разным мануальным предпочтением, так и среди детей с благоприятным и неблагоприятным периодом пре- и постнатального развития.

Многие авторы указывают на влияние патологической беременности, родов и нарушений раннего развития как на развитие познавательных функций [1, 5, 15, 16, 26, 31], так и на одну из причин возникновения компенсаторного варианта леворукости. Именно поэтому при изучении степени сформированности познавательных функций у праворуких и леворуких мальчиков мы сосредоточили свое внимание на анализе факторов риска в пре- и постнатальном развитии ребенка и разделили исследуемые группы праворуких и леворуких детей на 4 подгруппы (см. раздел организация и методы исследований).

Исследование степени сформированности познавательных функций у право-руких мальчиков 1п и 2п групп показало, что у детей с отягощенным анамнезом степень сформированности когнитивных функций несколько ниже по сравнению с мальчиками с благоприятным анамнезом. Наиболее значимые различия у право-руких мальчиков в зависимости от наличия ФР в раннем развитии проявляются в ряде показателей (табл. 1). Прежде всего, следует выделить такой показатель как

организация деятельности, т. к. зрелость/незрелость этой функции в значительной степени определяет успешность ребенка в процессе обучения. У детей с отягощенным анамнезом в 45,5 % случаях отмечена недостаточная степень сформиро-ванности данной функции, в то время как среди детей без ФР в раннем развитии таких детей не оказалось. Существенно выше количество праворуких детей с трудностями речевого развития (36,4 % детей с ФР в раннем развитии против 8,3 % детей без ФР). У более трети мальчиков с отягощенным анамнезом функция зрительно-пространственного восприятия является несформированной, в то время как в группе с без ФР в раннем развитии таких детей не оказалось. В группе детей с отягощенным анамнезом отмечены трудности формирования функций зрительно-моторных (54,5 %) и слухо-моторных координаций (36,4 %), а среди мальчиков без ФР в раннем развитии трудности наблюдаются только у 16,7 % детей.

Таблица 1

Распределение по степени сформированности познавательных функций

праворуких мальчиков 6-7 лет с учетом наличия или отсутствия факторов риска в раннем развитии

Познавательные функции ^^^^ ^^^^ Градации ^^^ уровня развития 1п группа 2п группа

1 2 3 1 2 3

Организация деятельности 100 0 0 54,5 45,5 0

Общий запас сведений и знаний 91,7 8,3 0 90,9 9,1 0

Развитие речи 91,7 8,3 0 63,3 36,4 0

Развитие мелкой моторики 72,2 27,8 0 63,3 36,4 0

Зрительно-пространственное восприятие 50 50 0 9,1 54,5 36,4

Зрительно-моторные координации 83,3 16,7 0 45,4 54,5 0

Слухо-моторные координации 83,3 16,7 0 63,6 36,4 0

Подобный анализ в группах леворуких детей показал такую же закономерность: в группе леворуких детей без ФР в развитии (генетический вариант) существенно выше уровень зрелости познавательных функций, чем у леворуких детей, имеющих ФР (патологический вариант) (табл. 2). Это опровергает данные ряда исследований, показывающих, что леворукие дети отличаются несформированно-стью и даже нарушениями в развитии познавательных функций, а также и подчеркивает важность учитывания генеза рукости, с другой стороны. Уровень развития познавательных функций у леворуких мальчиков с генетически закрепленной леворукостью и мальчиков с компенсаторной леворукостью (1л и 2л группы) также достоверно различается по следующим показателям: организация деятельности (22,2 % и 47,4 % соответственно имеют недостаточную степень сформиро-ванности данной функции); речевое развитие (трудности в формировании различных сторон речи обнаружены у 11,1 % детей без ФР в раннем развитии и у 52,6 % леворуких мальчиков с ФР); зрительно-пространственное восприятие (более трети детей без ФР в раннем развитии и 44,4 % в группе с наличием ФР имеют трудно-

сти формирования данной функции); мелкая моторика (половина детей с отягощенным анамнезом имеют недостаточную сформированность тонкой моторики, в то время как в группе мальчиков без отягощенного анамнеза таких детей только 16,7 %).

Таблица 2

Распределение по степени сформированности познавательных функций леворуких мальчиков 6-7лет с учетом наличия или отсутствия факторов риска в раннем развитии

Познавательные функции ^^^^Градации уровня развития 1л группа 2л группа

1 2 3 1 2 3

Организация деятельности 77,8 22,2 0 52,6 47,4 0

Общий запас сведений и знаний 88,9 11,1 0 94,8 5,2 0

Развитие речи 88,9 11,1 0 47,4 52,6 0

Развитие мелкой моторики 83,3 16,7 0 47,4 52,6 0

Зрительно-пространственное восприятие 57,9 38,6 5,3 44,4 44,4 11,1

Зрительно-моторные координации 53,7 46,3 0 44,4 55,6 0

Слухо-моторные координации 83,3 16,7 0 63,2 36,8 0

Обозначения к таблицам 1, 2:

1-2-3 - градации сформированности функций:

1 - функция сформирована; 2 - функция недостаточно сформирована; 3 -

функция не сформирована.

1п группа - праворукие мальчики без выраженных факторов риска в раннем развитии; 2п группа - праворукие мальчики с выраженными факторами риска в раннем развитии.

1л группа - леворукие мальчики с генетически закрепленной рукостью; 2л группа - леворукие мальчики с компенсаторной рукостью.

Интересно было сравнить уровень познавательного развития в группах праворуких и леворуких мальчиков без выраженных факторов риска (табл. 1, 2; 1п и 1л группы). Анализ показал, что в этих группах нет детей с нарушением процессов формирования ни одной из исследуемых нами функций, а о некоторых функциях можно говорить как о сформированных или практически сформированных. При этом нет и существенных различий в уровне сформированности функций между праворукими и леворукими детьми. Это еще одно подтверждение нашего представления о том, что леворукость не может быть маркером школьных трудностей.

Полученные данные о недостаточной сформированности функций зрительно-пространственного восприятия как среди леворуких, так и среди праворуких де-

тей независимо от наличия отягощенного анамнеза неудивительны. Многие литературные источники свидетельствуют о том, что около 70 % детей имеют трудности в развитии зрительно-пространственных функций в старшем дошкольном возрасте [17].

Обращает на себя внимание тот факт, что в обеих группах мальчиков (и леворуких, и праворуких) с отягощенным анамнезом выявлена недостаточная сфор-мированность речевого развития (табл. 1, 2). Как правило, это трудности при составлении рассказа по сюжетным картинкам («Последовательные картинки», «Составь рассказ»), трудности пересказа, наличие аграмматизмов, трудности фонематического восприятия. Более 60 % мальчиков с отягощенным анамнезом имеют трудности в описании предмета, трудности развернутого высказывания. Многие исследователи [3, 10, 13, 14, 22] считают, что внутриутробные патологии, повреждения при родах могут приводить к нарушениям в развитии речевых зон коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения речи. Эти трудности могут выражаться в задержке речевого развития, трудностях фонематического восприятия, наличии аграмматизмов и т. д. Эти же специалисты и многие другие [12] прослеживают связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. И действительно, результаты проведенных исследований показывают, что треть детей среди праворуких детей с ФР в раннем развитии и половина левору-ких мальчиков с отягощенным анамнезом испытывают трудности при выполнении тонкокоординированных движений. Некоторые авторы говорят о том, что почти 30-35 % детей 6-7-летнего возраста имеют трудности в формировании моторных функций. Это может быть связано с незрелостью в этом возрасте механизмов нервно-мышечной регуляции и трудностями произвольной регуляции деятельности [9, 20].

Около половины мальчиков в группах детей с наличием факторов риска в раннем развитии (2п и 2л группы) имеют недостаточную сформированность организации деятельности (табл. 1, 2). Многие задания требующие умения планировать и контролировать свою деятельность, вырабатывать свою стратегию деятельности показали, что только треть праворуких мальчиков с выраженными факторами риска в раннем развитии способны справиться с данными заданиями без труда или с незначительными ошибками. Также невысокой оказалась готовность к высокой концентрации и переключению внимания - практически все дети -92,6 % - имеют недостаточную сформированность этих свойств внимания. Такие данные вполне возможны, поскольку в этих группах находятся дети с выраженными факторами риска в раннем развитии. Многие авторы свидетельствуют о том, что трудности протекания беременности и родов, например, токсикоз, прием лекарств во время беременности, асфиксия плода может приводить к трудностям концентрации внимания у ребенка, трудностям включения в работу, а иногда и к гиперактивности [9, 18, 27]. В литературе встречаются данные, свидетельствующие о том, что среди мальчиков наблюдается большее количество детей с признаками гиперактивности и синдром дефицита внимания в школе, чем у девочек [6, 28].

Корреляционный анализ, проведенный во всех группах испытуемых, позволил оценить степень влияния отягощенного анамнеза на развитие комплекса познавательных функций.

Организация деятельности

Речевое развитие

Мелкая моторика

Г\

0,67

0,62

Зрительно-пространственное восприятие

V

Слухо-моторные координации

Зрительно-моторные координации

Рис. 1.1. Влияние раннего развития на сформированность познавательных функций у праворуких мальчиков без ФР в раннем развитии (1п группа)

Рис. 1.2. Влияние раннего развития на сформированность познавательных функций у праворуких мальчиков с ФР в раннем развитии (2п группа)

Рис. 1.3. Влияние раннего развития на сформированность познавательных функций у мальчиков с генетически закрепленным вариантом леворукости

Обращает на себя внимание значительное отличие в количестве достоверных корреляций в разных группах праворуких и леворуких мальчиков, показывающих связь между ранним развитием и познавательными функциями рис. (1.1., 1.2., 1.3., 1.4.). Проведенный нами анализ взаимосвязей особенностей раннего развития с качеством сформированности познавательных функций показал, что пре- и пост-натальное развитие оказывает большое влияние на развитие комплекса познавательных функций. Однако это влияние по-разному проявляется в исследуемых группах. У праворуких мальчиков 1п группы, не имеющих нарушений в прена-тальном развитии мы отмечали высокую зависимость (r=0,62^0,67, р<0,01) пост-натального развития со сформированностью зрительно-пространственного восприятия и интегративных функций. Формирование этих функций даже при благоприятных условиях онтогенеза идет достаточно длительно и любой ФР постна-тального онтогенеза, по-видимому, может сказаться на сформированности этих познавательных функций.

Наиболее подверженными влиянию неблагоприятного анамнеза в группе 2п оказались такие познавательные функции, как организация деятельности (r=0,43, р<0,05), речевое развитие (r=0,59, р<0,05), мелкая моторика (r=0,60, р<0,05) и слу-хо-моторные координации (r=0,57, р<0,05).

У мальчиков 2п группы развитие большинства познавательных функций связано с течением пре- и постнатального периода развития (r=0,43^0,60, р<0,05).

Сходные данные были выявлены и в обеих группах леворуких мальчиков (рис.1.3. и 1.4.). Выявлено, что развитие таких познавательных функций как речевая деятельность (r=0,50, р<0,05), зрительно-пространственное восприятие (r=0,50 и r=0,82, р<0,05) и слухо-моторные координации (r=0,47 и r=0,61, р<0,05) в группе леворуких мальчиков с отягощенным анамнезом зависят от протекания раннего периода развития леворукого ребенка (рис.1.4.).

Таким образом, мы можем говорить о том, что пре- и постнатальное развитие оказывает существенное влияние на развитие большинства познавательных функций как у леворуких, так и у праворуких мальчиков 6-7 лет. Эти данные подтверждают многочисленные исследования, свидетельствующие о негативном пролонгированном влиянии патологии течения беременности и родов, тяжелых заболеваний, неврологических нарушений в раннем развитии на развитие познавательных функций [15, 26, 31].

Особый интерес представляет анализ взаимосвязей в развитии исследуемых познавательных функций, позволяющий определить особенности взаимодействия различных функций, входящих в общую структуру когнитивной деятельности. Выявлено существование достоверно высокой взаимозависимости в развитии всех исследуемых познавательных функций (r= 0,87 ^ 0,90, p<0,05) у мальчиков 6-7 лет. Однако характер этого взаимодействия различен у праворуких и леворуких детей. Более высокое взаимодействие и большее количество связей (11) выявлено у праворуких детей с отягощенным анамнезом, а у леворуких наоборот - у детей с генетически закрепленным вариантом леворукости (рис. 2).

Рис. 2.1. Взаимосвязь познавательных функций у праворуких мальчиков без ФР в раннем развитии (1п группа).

Рис. 2.3. Взаимосвязь познавательных функций у леворуких мальчиков с генетически закрепленным вариантом леворукости (1л группа).

Запас сведений и

знаний Слухо-моторные координации

Организация деятельности Х55 \К 174 ^ \\ ~

Зрительно-пространственное восприятие

Зрительно-моторные координации

Зрительно-пространственное _восприятие_

Рис. 2.2. Взаимосвязь познавательных функций у праворуких мальчиков с ФР в раннем развитии (2п группа).

Рис. 2.4. Взаимосвязь познавательных функций у леворуких мальчиков с компенсаторным вариантом леворукости (2л группа).

Рис. 2. Взаимосвязь познавательных функций у праворуких мальчиков с отсутствием/наличием ФР в раннем развитии и леворуких мальчиков с генетически закрепленным и компенсаторным вариантом леворукости

Мы полагаем, что высокая эффективность познавательной деятельности у мальчиков с генетически закрепленной леворукостью возможно, обеспечивается взаимодействием/включенностью в деятельность большинства познавательных функций. У мальчиков с компенсаторной леворукостью этот механизм не срабатывает (распадается). Интересно, что «задействованность» многих функций, (по-видимому, отражающая эффект своеобразной компенсации при когнитивной деятельности) обнаружена и у праворуких мальчиков, но в группе с нарушением в пре- и постнатальном развитии. Вероятно для праворуких мальчиков с благоприятным протеканием раннего периода подобный «компенсаторный механизм» для осуществления когнитивной деятельности не является необходимым.

Следующей задачей нашего исследования было определение влияния двух факторов - мануального предпочтения («рукости») и характера течения раннего развития (отягощенного/неотягощенного) на познавательное развитие. С этой целью был использован дисперсионный анализ ЛМОУЛ. Данные дисперсионного анализа показали, что влияние «фактора рукости» на развитие разных познавательных функций практически одинаково у праворуких и леворуких мальчиков. В то же время мы выявили существенное влияние фактора отягощенного анамнеза на развитие познавательных функций. Сравнительный анализ когнитивной деятельности среди праворуких и леворуких мальчиков с выраженными ФР в раннем развитии показал, что обе группы детей, независимо от мануального предпочтения имеют трудности произвольной регуляции деятельности, невысокий уровень речевого развития и мелкой моторики. Причем результаты дисперсионного анализа показали (табл. 3, 4), что влияние фактора отягощенного анамнеза наиболее четко проявляется в группе праворуких мальчиков. Практически все исследуемые нами показатели психофизиологического развития подвержены влиянию нарушений пре- и постнатального развития. У леворуких детей нарушений этих функций значительно меньше. А эффективность компенсаторных механизмов выше у ле-воруких мальчиков по сравнению с праворукими.

Таблица 3

Значимость влияния фактора «отягощенного анамнеза» на познавательные функции у праворуких мальчиков с отсутствием / наличием факторов риска в раннем развитии (применение дисперсионного анализа АЫОУА)

Показатели df

Общий запас сведений и знаний 1 - 59 ,007 ,934

1) Организация деятельности 1 - 65 24,507 ,000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л § Развитие речи 1 - 59 13,310 ,001

5 § Развитие мелкой моторики 1 - 59 11,174 ,001

« Э § ^ К Зрительно-пространственное восприятие 1 - 59 29,834 ,000

о С Зрительно-моторные координации 1 - 59 12,476 ,001

Слухо-моторные координации 1 - 59 4,930 ,030

У праворуких мальчиков обнаружено достоверное влияние ФР раннего развития на такие познавательные функции как организация деятельности (р<0,001),

развитие речи (p<0,001), мелкая моторика (p<0,001), зрительно-пространственное восприятие (p<0,001), зрительно-моторные координации (p<0,001), слухо-моторные координации (p<0,05). Это доказывает, что наличие ФР в пре- и постна-тальном развитии оказывает существенное влияние на развитие большинства когнитивных процессов.

В группах леворуких мальчиков 6-7 лет мы также провели дисперсионный анализ ANOVA, позволивший выявить достоверное влияние фактора отягощенного анамнеза на развитие познавательных функций у детей с наличием или отсутствием ФР в раннем развитии, а значит и генеза леворукости (табл. 4). Достоверное влияние фактора генеза рукости было выявлено на показатели речевого развития (p<0,05) и развитие мелкой моторики (p<0,01).

Таблица 4

Значимость влияния фактора «отягощенного анамнеза» на познавательные функции у леворуких мальчиков с генетически закрепленным вариантом и компенсаторным вариантом леворукости (применение дисперсионного анализа ANOVA)

Показатели df F Sig.

Познавательные функции Общий запас сведений и знаний 1 - 35 1,021 ,319

Организация деятельности 1 - 34 ,410 ,526

Развитие речи 1 - 35 4,710 ,037

Развитие мелкой моторики 1 - 35 8,014 ,008

Зрительно-пространственное восприятие 1 - 35 ,719 ,402

Зрительно-моторные координации 1 - 35 ,881 ,354

Слухо-моторные координации 1 - 34 1,631 ,210

В группах мальчиков 6-7 лет с наличием или отсутствием выраженных факторов риска отмечается разная степень сформированности познавательной сферы как у леворуких, так и у праворуких детей.

Таким образом, факторы риска в раннем развитии оказывают существенное негативное влияние на темп и характер формирования практически всех когнитивных функций независимо от мануального предпочтения. Наши данные еще раз подтверждают отрицательное влияние патологической беременности, родов и нарушений раннего развития на развитие познавательных функций. Причем наиболее выраженный негативный эффект у праворуких мальчиков может быть отмечен по следующим функциям: организация деятельности, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторные координации. Факторы риска не влияют в значительной степени на уровень основных знаний и общую осведомленность ребенка.

Наименее сформированной функцией у леворуких мальчиков 6-7 лет можно считать зрительно-пространственное восприятие. Становление организации деятельности у леворуких мальчиков независимо от генеза рукости имеет свою специфику. Наиболее ранимыми функциями для леворуких мальчиков под воздействием ФР оказываются речевое развитие и мелкая моторика.

При несформированности познавательных функций механизмы реализации когнитивной деятельности у праворуких детей характеризуется увеличением взаимодействия, что, вероятно, можно рассматривать как компенсаторный механизм, облегчающий реализацию познавательной деятельности при более низкой сфор-мированности познавательных функций. При этом механизм включения большинства познавательных функций при реализации когнитивной деятельности у леворуких детей необходим именно при благоприятном развитии и отсутствии факторов риска в онтогенезе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Тутельян В.А., Величковский Б.Т. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков в России. - М., 2006. - С. 118.

2. Безруких М.М. Если ваш ребенок левша / М.М. Безруких, М.Г. Князева. -М.: Новая школа, 1994.

3. Безруких М.М., Хрянин А.В. Особенности организации зрительно-пространственной деятельности у леворуких детей 6-7 лет // Психофизиол. основы социальной адаптации ребенка. - СПб., 1999. - С. 211-215.

4. Безруких М.М. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2009. - 432 с

5. Волкова Л.С. История вопроса о становлении речи, ее нарушениях и коррекции// Методическое наследие. Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - М.: Владос, 2003. - Т.5.

6. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь: учеб.пособие / Под ред. М.М. Безруких. - М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. - 248 с.

7. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. - М.: Книга, ЛТД, 1994. - 232 с.

8. Древицкая О.О. Леворукость у детей школьного возраста как один из рецессивных признаков // Конф. Актуальные вопросы функциональной межполу-шарной асимметрии. - М., 2001.

9. Дубровинская Н.В. Психофизиология ребенка / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: Владос, 2002. - 144 с.

10. Заваденко Н.Н. Нарушения развития речи у детей и их коррекция // Лечащий врач. - 2006. - № 5.

11. Иншакова О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 240 с

12. Кожушко Н.Ю. Механизмы нарушений развития возможности их коррекции: автореф. дис. ... докт. высших психических функций и речи у детей и биол. наук. - СПб., 2009. - 32 с.

13. Комплексная методика диагностики познавательного развития детей предшкольного возраста и первоклассников / М.М. Безруких, Е.С. Логинова, Р.И. Мачинская, О.А. Семенова, Т.А. Филиппова. - М., 2007. - 122 с.

14. Лукашевич И.П., Парцалис Е.М., Шкловский В.М. Перинатальные факторы риска формирования патологии речи у детей // Российский вестник перинато-логии и педиатрии. - 2008. - № 4.

15. Парцалис Е.М. Перинатальные механизмы формирования школьной неуспеваемости // Тезисы доклада конгресса российской ассоциации специалистов перинатальной медицины. Москва, 2006. - С. 174-176.

16. Пронина О.А. Исследование показателей эндотелина-1 у новорожденных детей, перенесших хроническую внутриутробную гипоксию / О.А. Пронина // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. - 2008. - Т 7, № 3. -С. 691-693.

17. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. - 432 с.

18. Семенова О.А. Формирование функций регуляции и контроля у младших школьников: автореф. дис. ... канд. психол. Наук / О.А. Семенова. - М., 2005. -23 с.

19. Строганова Т.А., Пушина Н.П., Посикера И.Н. Происхождение предпочтения руки в раннем онтогенезе человека // Конф. Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. - М., 2001.

20. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. - 768 с.

21. Филиппова Е.Б. О половых различиях функциональной специализации полушарий головного мозга // Конф. Актуальные вопросы функциональной меж-полушарной асимметрии. - М., 2001.

22. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием // Методическое наследие. Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - М.: Владос, 2003. -Т.5. - С. 73-90.

23. Хомская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий. Левый, правый мозг и психика. / Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, Е.В. Будыка, Е.В. Ениколопова. - М.: Изд-во Российское педагогическое агентство, 1997. -281 с.

24. Хрянин А.В. Функциональная организация мозга леворуких детей 6-7 лет при зрительно-пространственной деятельности: дисс. ... к.б.н. - М., 2001. - 167 с.

25. Bryden M.P. Genetics as analogy // Current Psychology of Cognition. -1995. -V. 14, №5. - P. 508-515.

26. Chien J.C., Schwarts R. Cerebral oxygenation during hypoxia and resuscitation by using near-infrared specfroscopy in newborn piglets / J. C. Chien // J. of the Chinese Medical Association. - 2007. - Vol. 70. - P. 47-55.

27. Giedd J.N., Blumenhtal J., Molloy E. et al. Brain maging of attention defi-cit\hyperactivity disorder // Ann. N.Y. Acad. Sci. - 2001. -Vol. 931. - P. 33-49

28. Hartung C.M.. Sex differences in young children who meet criteria for attention deficit hyperactivity disorder / C.M. Hartung, E.G. Willcutt, B.B. Lahey // Clin child adolesc psychol. - 2002. - 31(4).

29. Koop M., Buza P. Electrodermal lateral asymmetries in anxiety patient groups and controls // Int. J. Psychophysiol. - 1991. - 11, № 1. - 47 p

30. Toga A.W., Thompson P.M. Mapping brain asymmetry // Nature Reviews Neuroscience. - 2003.

31. Volpe J. Perinatal brain injury: from pathogenesis to neuroprotection / bit J. Dev. Neurosci. - 2008. - Feb; 26(l). - Р. 129 -219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.