ВЛИЯНИЕ ОТЯГОЩЕННОГО АНАМНЕЗА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У ПРАВОРУКИХ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С РАЗЛИЧНЫМ ГЕНЕЗОМ РУКОСТИ
А.С. Верба1
Федеральное государственное научное учреждение «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования, Москва Россия
Изучены особенности раннего развития и формирования познавательных функций праворуких мальчиков 6-7 лет с учетом генеза «рукости». Сравнительный анализ когнитивной сферы проведен с учетом истории раннего развития исследуемых детей. Показано, что отягощенный анамнез оказывает существенное негативное влияние на темпы и качество формирования познавательных функций. Наиболее уязвимыми и недостаточно сформированными познавательными функциями при отягощенном анамнезе являются организация деятельности, зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации. При этом функция зрительно-пространственного восприятия оказывается недостаточно сформированной как у детей с отягощенным анамнезом, так и с благоприятным протеканием пре- и постнатального периода.
Ключевые слова: детский возраст, познавательные функции, рукость, отягощеный анамнез.
Influence of burdened history on the development of cognitive functions in righthanded children at the age of 6-7years with different handedness origin. The article presents the study of early development of cognitive functions in right-handed boys at the age of 6-7years old according to their handedness origin. The comparative analysis of cognitive functions was held according to the history of early development of these children. It was shown that burdened history exerts significant negative influence on the speed and the quality of cognitive development. In case of burdened history the most vulnerable and less formed cognitive functions are the organization of activity, visual-spatial perception and visual-motor coordination. Cognitive-spatial perception was discovered to be not formed completely both in children with burdened history and children with favorable pre- and postnatal period.
Key words: child age, cognitive functions, handedness, the burdened anamnesis.
Дети 6-7 лет характеризируются недостаточной сформированностью познавательных функций, таких как организация деятельности, речевое развитие, мелкая моторика, зрительно-пространственное восприятие, интегративные функции. Это объясняется недостаточно зрелой корой и регулирующей структуры мозга [9]
В литературе встречаются данные, свидетельствующие о специфике организации высших психических функций в зависимости от степени мануальной асимметрии [34, 4, 25].
Известно, что «рукость» проявляется не сразу, а с момента появления произвольных движений. Этот факт, вероятно, объясняется тем, что созревание корковых двигательных клеток генетически запрограммировано и происходит только
Контакты:1 Верба А.С., E-mail: <[email protected]>
на шестом месяце жизни ребенка. Стабилизация предпочтения руки происходит практически уже в 6 лет.
Авторами, изучающими вопросы леворукости, выбор ведущей руки традиционно связывается с двумя группами факторов: генетическими и патологическими [7, 27, 28, 32]. Однако "модель, связывающая леворукость с патологией должна предполагать и существование "патологической праворукости" [23]. Именно поэтому при исследовании когнитивных функций необходимо учитывать как «фактор риска» неблагополучие пре- и перинатального развития. Этот фактор выявляется у значительного числа леворуких, но не учитывается при сравнительном анализе у отдельно взятой группы праворуких детей.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании принимали участие 160 мальчиков 6-7 лет. Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методики:
- методика оценки степени мануальной асимметрии (по М.М. Безруких, М.Г. Князевой, 1994). В исследовании принимали участие мальчики с коэффициентом праворукости 0-25%;
- методика определения уровня сформированности познавательных функций по М.М. Безруких,1994;
- интеллектуальный тест для детей Векслера (Wechler Intelligence Scale for Children, WISC) - модификация А.Ю. Панасюка (1973).
Специальным разделом работы было выделение факторов риска в раннем развитии. Нами фиксировались следующие факторы риска в пренатальном развитии: токсикоз первой и второй половины беременности, резус-конфликт, угроза выкидыша; травматичное родовспоможение в виде выдавливания плода, наложения щипцов; асфиксия в родах; кесарево сечение; недоношенность; роды на дому; стремительные или затяжные роды; возраст матери на период беременности, а также особенности развития ребенка на этапах до 1 года, от года до трех лет, от трех лет до пяти лет (по специально разработанным анкетам и на основании глубокого интервью с родителями).
У всех детей мы исследовали уровень сформированности следующих познавательных функций: организация деятельности, мыслительная деятельность, речевое развитие, развитие мелкой моторики и графических умений, развитие зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторные координации, слухомоторные координации.
При оценке уровня развития этих функций были приняты три градации их сформированности: 1 - функция сформирована (ребенок не испытывает трудностей в выполнении заданий); 2 - функция недостаточно сформирована (ребенок затрудняется в выполнении задания, но выполняет задание с помощью); 3 - функция не сформирована (ребенок не выполняет задание даже с помощью).
Используя интеллектуальный тест Векслера, мы оценивали психофизиологические функции, лежащие в основе каждого субтеста:
СУБТЕСТЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Осведомленность долговременная и кратковременная память, запас сведений и знаний, речевое развитие.
Понятливость запас сведений и знаний, особенности организации деятельности (темп работы), произвольность волевых процессов, планирование, предвидение, речевое развитие.
Арифметика вербально-логическое мышление, долговременная и кратковременная память, активное, пассивное и зрительное внимание, пространственные представления и зрительно-моторные координации, особенности организации деятельности (темп работы).
Сходство вербально-логическое мышление, запас сведений и знаний.
Словарь вербально-логическое мышление, запас сведений и знаний, речевое развитие.
Повторение цифр долговременная и кратковременная память, активное, пассивное внимание.
Недостающие детали активное, пассивное и зрительное внимание, пространственные представления и зрительное восприятие, особенности организации деятельности (темп работы).
Последовательные картинки вербально-логическое мышление, особенности организации деятельности (темп работы), речевое развитие, произвольность волевых процессов, планирование, предвидение.
Кубики Кооса пространственные представления и зрительно-моторные координации, особенности организации деятельности (темп работы), произвольность волевых процессов, планирование, предвидение.
Сложение фигур пространственные представления и зрительно-моторные координации, особенности организации деятельности (темп работы), произвольность волевых процессов, планирование, предвидение.
Кодирование активное, пассивное и зрительное внимание, пространственные представления и зрительно-моторные координации, особенности организации деятельности (темп работы), произвольность волевых процессов, планирование, предвидение, переключение внимания
Лабиринты активное, пассивное и зрительное внимание, особенности организации деятельности (темп работы), произвольность волевых процессов, планирование, предвидение.
В исследовании не принимали участие дети с отклонениями в состоянии здоровья, психоневрологического статуса и социальными факторами риска в анамнезе.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Многие авторы указывают на влияние патологической беременности, родов и нарушений раннего развития на развитие познавательных функций [31, 22, 19, 11, 5]. Встречаются данные о том, что при наличии факторов риска наиболее затронутыми функциями оказываются зрительно-пространственное восприятие, мелкая моторика, внимание, а также выявляются трудности чтения [33, 29].
Подробный анализ факторов риска в развитии позволил нам разделить праворуких детей по генезу рукости:
1п - праворукие мальчики без выраженных факторов риска в раннем развитии;
2п - праворукие мальчики с выраженными факторами риска в раннем развитии.
Анализ полученных данных в группе праворуких мальчиков без выраженных факторов риска (1п группа) показал, что в данной группе нет детей с нарушением процессов формирования ни одной из исследуемых нами функций, а о некоторых функциях можно говорить как о сформированных или практически сформированных. Таковыми являются функции: организации деятельности, вербально-логического мышления, развития речи и развития мелкой моторики.
Таблица 1
Распределение по степени сформированности познавательных функций праворуких мальчиков 6-7 лет с учетом наличия или отсутствия факторов риска
в раннем развитии (%)
Познавательные функции,,-'''''^^ Градации уровня развития 1п группа 2п группа
1 2 3 1 2 3
Организация деятельности 100 0 0 54,5 45,5 0
Общий запас сведений и знаний 91,7 8,3 0 90,9 9,1 0
Развитие речи 91,7 8,3 0 63,3 36,4 0
Развитие мелкой моторики 72,2 27,8 0 63,3 36,4 0
Зрительно-пространственное восприятие 50 50 0 9,1 54,5 36,4
Зрительно-моторные координации 83,3 16,7 0 45,4 54,5 0
Слухо-моторные координации 83,3 16,7 0 63,6 36,4 0
Таблица 2
Распределение по уровню сформированности интеллектуального развития праворуких мальчиков 6-7 лет с учетом наличия или отсутствия факторов риска в раннем развитии(%)
Субтесты ^ Градации уровня развития 1п группа 2п группа
1 2 3 1 2 3
Осведомленность 100 0 0 92,3 7,7 0
Понятливость 77,8 22,2 0 33,3 51,9 14,8
Арифметика 33,3 66,7 0 22,2 74,1 3,7
Сходство 100 0 0 100 0 0
Словарь 33,3 66,7 0 30,3 66,7 3,0
Повтор цифр 66,7 33,3 0 61,1 38,9 0
Недостающие детали 55,6 33,3 11,1 33,3 60,6 6,1
Последовательные картинки 80,8 19,2 0 77,8 22,2 0
Кубики Коса 75 25 0 100 0 0
Складывание фигур 100 0 0 96,3 3,7 0
Шифровка 27,8 72,2 0 7,4 92,6 0
Лабиринты 91,7 8,3 0 59,3 40,7 0
ВИП 100 0 0 87,5 12,5 0
НИП 100 0 0 92,9 7,1 0
ОИП 100 0 0 96,9 3,1 0
Обозначения к таблицам 1,2:
1-2-3 - градации сформированности функций:
1 - высокая степень сформированности функции; 2 - функция недостаточно
сформирована; 3 - функция не сформирована.
1п группа - праворукие мальчики без выраженных факторов риска в раннем развитии; 2п группа - праворукие мальчики с выраженными факторами риска в раннем развитии.
Обращает на себя внимание тот факт, что только половина мальчиков 1п группы справились с заданиями, выявляющими степень сформированности зрительно-пространственного восприятия (табл. 1) в тесте раннего прогнозирования школьных трудностей. При выполнении различных заданий интеллектуального теста Векслера выявились похожие данные. Например, с заданиями, требующих включения зрительного внимания, умения дифференцировать существенное от
второстепенного в зрительных образах, пространственных представлений, справились также около 50% праворуких мальчиков без выраженных факторов риска в раннем развитии («Недостающие детали»). Четверть мальчиков (табл. 2) данной группы имеют трудности пространственного воображения и анализа целого зрительного образа через составляющие его части («Кубики Кооса»). Эти данные неудивительны, поскольку многие литературные источники свидетельствуют о том, что около 70% 6-7-летних детей имеют трудности в развитии зрительнопространственных функций [16, 24],
У трети мальчиков без выраженных факторов риска отмечается недостаточная сформированность мелкой моторики. Некоторые авторы говорят о том, что почти 90% детей 6-7-летнего возраста имеют трудности в формировании моторных функций. Это может быть связано с незрелостью в этом возрасте механизмов нервно -мышечной регуляции и трудностями произвольной регуляции деятельности [9] (табл. 1).
Некоторые праворукие мальчики этой же группы (от 5,5 до 16,7%) имели трудности при выполнении ряда заданий, позволяющих оценить уровень развития интегративных функций (табл. 1). Следует отметить, что в основе благоприятного развития интегративных функций лежат развитие тонкой моторики и зрительное восприятие. Многие авторы указывают на относительно слабое развитие мелких мышц кисти у детей 6-7 летнего возраста, что может определять трудности зрительно-моторных координаций. Сложности при выполнении заданий, свидетельствующих о развитии слухо-моторной координации, могут заключаться в недостаточном развитии мелкой моторики, слухового восприятия и произвольного внимания. Произвольное внимание достигает своей эффективности только к 10 годам, хотя значительный скачок происходит в 6-7 лет [8, 18]. Л.С. Выготский (1982) говорил о том, что у детей еще недостаточно общего внимания для вычленения конкретных признаков (в нашем случае количество ударов и ритм) и адекватного осуществления заданной деятельности. Это позволяет предположить, что недостаточная сформированность интегративных функций у праворуких мальчиков с благоприятным развитием на ранних возрастных этапах связана не с не-сформированностью отдельных компонентов интегративной функции, а с интеграцией их в интегративную деятельность.
Интересен тот факт, что уровень осведомленности, т.е. объем и уровень относительно простых знаний у мальчиков без отягощенного анамнеза находится на очень высоком уровне (100% справились с субтестами «Осведомленность», «Сходство»). Но как только потребовалось умение строить умозаключение на основе этих знаний или жизненного опыта, умение предвидеть ситуацию, действие или конечный результат, то уже около 20% мальчиков затруднялись с выполнением заданий («Понятливость», «Последовательные картинки»). Т.е. то, чему научили или то, что уже когда-либо рассказывали ребенку, он может воспроизвести достаточно быстро и просто, но там, где требуется включения вербально-логического мышления у детей, что естественно, возникают затруднения. Эти данные соответствуют возрастным особенностям - к 7 годам только завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению [6, 12]. Вербальная память у мальчиков 1п группы оказалась на достаточно высоком уровне развития (только 11,1% испытывали трудности при исследовании слухо -речевой памяти) (табл. 2).
Большая часть праворуких мальчиков этой же группы имеют недостаточную степень концентрации, устойчивости и переключения внимания (только 27,8% справились с «Шифровкой» без труда). А задания, помимо устойчивости и переключения произвольного внимания, требующие умения программировать и контролировать свою деятельность («Арифметический», «Повтор цифр», «Лабиринты») выполнили без затруднений меньше половины детей. Наиболее часто встречающиеся трудности заключались в выполнении программы в несколько действий (решение задачи в уме, усвоение двигательной программы действий) выработке собственной программы действий (называния цифр в обратном порядке, проход по лабиринтам методом проб и ошибок), трудностях переключения, трудностях усвоения программы.
Уровень сформированности речевого развития как таковой находится на достаточно высоком уровне - около 90% праворуких мальчиков 1п группы (табл. 1, 2) справились с заданиями, выявляющими уровень развития сенсорной и моторной функции речи без затруднений. Но как только потребовалось самостоятельно дать вербальное определение каким-либо словам, то здесь уже большая часть мальчиков (66,7%) испытывали трудности. Это свидетельствует о еще недостаточном уровне развернутой речи, умении подбирать синонимы, умение строить сложноподчиненные предложения, что так же подтвердилось в задании «придумай рассказ по картинкам», где у детей часто получался рассказ в виде простого перечисления или описания картинок, либо они не могли самостоятельно начать рассказ.
Анализируя степень сформированности комплекса познавательных функций в группе праворуких мальчиков с выраженными факторами риска в раннем развитии (2п группа), обнаружилось, что данная группа несколько отличается от группы праворуких мальчиков без выраженных факторов риска в раннем развитии (1п).
Интересно, что в группе 2п только функцию вербально-логического мышления можно считать в 90,9% случаев сформированной, но скорее в данном случае это свидетельствует об уровне осведомленности и запасе основных элементарных знаний («Запас знаний», «Осведомленность», «Сходство»).
Остальные функции в данной группе праворуких мальчиков в большей или меньшей степени имеют недостаточную степень сформированности, а функцию зрительно-пространственного восприятия у трети детей можно считать несфор-мированной (табл. 1). Трудности формирования зрительно-пространственного восприятия, которое имеют большинство детей 6-7-летнего возраста [16, 24] в группе праворуких мальчиков с выраженными факторами риска увеличиваются в несколько раз (только у 9% мальчиков можно говорить о сформированности данной функции). Только треть детей справились с заданиями, выявляющими уровень пространственных представлений и умение дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах («Недостающие детали», табл. 2). Трудности развития зрительно-пространственного восприятия праворукие мальчики с факторами риска в пре- и постнатальном онтогенезе чаще демонстрировали в зеркальном выборе фигур, букв, цифр (по методике раннего прогнозирования школьных трудностей). Считается, что зеркальность чаще наблюдается у левшей, но в исследованиях Р.А. Сантана (1991) зеркальность чаще обнаруживалась именно у правшей с трудностями в обучении. О трудностях зрительно-
пространственного восприятия, которое имеют большинство детей 6-7-летнего возраста, говорят многие авторы [16, 24]. Это подтверждается и нашими данными, где праворукие мальчики как с наличием так и с отсутствием факторов риска в раннем развитии показывают невысокие результаты при выполнении соответствующих заданий.
Около половины детей группы 2п имеют недостаточную сформированность организации деятельности (табл. 1). Многие задания требующие умения планировать и контролировать свою деятельность, вырабатывать свою стратегию деятельности («Арифметика», «Лабиринты») показали, что только треть праворуких мальчиков с выраженными факторами риска в раннем развитии способны справиться с данными заданиями без труда или с незначительными ошибками. Также невысокой оказалась готовность к высокой концентрации и переключению внимания («Шифровка») - практически все дети - 92,6% - имеют недостаточную сформированность этих свойств внимания (табл. 2). Такие данные вполне возможны, поскольку в этой группе находятся дети с выраженными факторами риска в раннем развитии. Многие авторы свидетельствуют о том, что трудности протекания беременности и родов, например, токсикоз, прием лекарств во время беременности, асфиксия плода может приводить к трудностям концентрации внимания у ребенка, трудностям включения в работу, а иногда и к гиперактивности [11].
Обращает на себя внимание тот факт, что у трети праворуких мальчиков 2п группы выявлена недостаточная сформированность речевого развития (табл. 1). Как правило, это трудности при составлении рассказа по сюжетным картинкам («Последовательные картинки», «Составь рассказ»), трудности пересказа, наличие аграмматизмов, трудности фонематического восприятия. Более 60% мальчиков с отягощенными анамнезом имеют трудности в описании предмета, трудности развернутого высказывания, («Перескажи рассказ», «Словарь») (табл. 2). Многие исследователи [5, 26] считают, что внутриутробные патологии, повреждения при родах могут приводить к нарушениям в развитии речевых зон коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения речи. Эти трудности могут выражаться в задержке речевого развития, трудностях фонематического восприятия, наличии аграмматизмов и т.д. Эти же специалисты и многие другие [15, 21] прослеживают связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. И действительно, результаты проведенных исследований показывают, что треть детей испытывают трудности при выполнении тонкокоординированных движений, а также трудности кинестетической основы движений (табл. 1) - трудности в нахождении нужной позы, используют помощь другой рукой и т.д.
Интегративные функции в группе 2п также нельзя считать достаточно сформированными. Около половины праворуких мальчиков имеют недостаточно сформированные зрительно-моторные координации (табл. 1). В основном, мальчики этой группы допускали ошибки зеркального характера. Также около трети мальчиков с факторами риска в раннем развитии имеют трудности формирования слухо-моторных координаций (табл. 1).
Не все мальчики данной группы справились с заданиями, выявляющими уровень логического мышления. Так, 22,2% мальчиков не всегда могут установить причинно-следственные связи («Последовательные картинки»), а около половины
мальчиков испытывают трудности, если требуется самостоятельно строить умозаключения на основе жизненного опыта («Понятливость») (табл. 2).
Различия между группами праворуких мальчиков с наличием или отсутствием выраженных факторов риска в раннем развитии выявляются практически по всем познавательным функциям.
Интересен тот факт, что показатели сформированности общей осведомленности имеют практически одинаковое процентное соотношение между группами («Осведомленность», «Сходство», «Запас знаний») (табл. 1, 2). Следует заметить, что основной упор в работе с ребенком делается именно на развитии общих знаний.
Наименее сформированной познавательной функцией в обеих группах праворуких мальчиков оказалось зрительно-пространственное восприятие - около половины детей 6-7 лет и в первой и во второй группах имеют недостаточно сформированную функцию зрительно-пространственного восприятия («Зрительно -пространственное восприятие», «Недостающие детали»). Помимо этого, в группе детей с выраженными факторами риска в раннем развитии около трети праворуких мальчиков не смогли справиться с заданиями или выполнили все задания с многочисленными и грубыми ошибками (табл. 1, 2).
Обращает на себя внимание тот факт, что по таким функциям, как зрительно -пространственное представление и умение целостную картинку разбить на части, мальчики с отягощенным анамнезом показывают более высокий результат, чем мальчики с благоприятным ранним развитием. Например, во 2п группе ни один ребенок не испытал трудности при выполнении субтеста «Кубики Кооса», в то время как четверть мальчиков 1п группы имеют недостаточную сформирован-ность функций, лежащих в основе данного субтеста (табл. 2).
Заметны различия между группой 1п и 2п в степени сформированности зрительно-моторных координаций (табл.1). Больше половины мальчиков (54,5%) 2п группы испытывали трудности в выполнении заданий, выявляющих уровень развития этой интегративной функции по методике раннего прогнозирования школьных трудностей. В то время как у мальчиков 1п группы такая же степень сформи-рованности выявлена только у 16,7%. Задания, определяющие уровень развития данной функции требуют участия внимания, программирования деятельности, пространственных представлений, мелкой моторики. Как мы описали выше, степень сформированности вышеперечисленных функций оказывается недостаточной в группе мальчиков с выраженными факторами риска в раннем развитии.
Более 60% детей в группе мальчиков 6-7 лет с факторами риска имеют трудности при выстраивании самостоятельного суждения, описания предмета («Словарь»). Но ровно столько же детей испытывают такие же трудности и в группе, где не отмечалось отягощенного анамнеза (табл. 2). Т.е. мы можем говорить о том, что в возрасте 6-7 лет дети еще не способны самостоятельно строить развернутые суждения, используя сложноподчиненные предложения по заданной теме или предъявленной картинке, предмету.
Разница в уровне речевого развития видна, скорее, в степени сформированно-сти фонематического восприятия, наличии аграмматизмов, интонационной стороны речи, что видно по результатам методики раннего прогнозирования школьных трудностей, где около трети мальчиков 2п группы имеют недостаточную сформи-рованность вышеперечисленных сторон речи, в то время как в 1п группе таких
мальчиков только 8,3% (табл. 1). Это еще раз подтверждает, что факторы риска в раннем развитии (родовая травма, тяжелая беременность) могут приводить к нарушениям речевого развития [5. 26].
Развитие речи в раннем онтогенезе является необходимой предпосылкой формирования внутреннего плана психических действий, контролем за своим поведением, его произвольной регуляции с помощью речи [10, 13, 14]. Поэтому неудивительно, что в группе праворуких мальчиков с факторами риска в раннем развитии произошло резкое снижение степени сформированности организации деятельности по сравнению с детьми 1п группы (табл. 1, 2). Мальчикам с отягощенным анамнезом требовалось иногда более подробное разъяснение инструкции, более длительный период для усвоения программы, отмечались трудности в программировании собственной деятельности («Шифровка», «Лабиринты», «Арифметика»), трудности в прогнозировании результата деятельности («Понятливость»), значительно сложнее концентрировать внимание и удерживать его («Шифровка», «Недостающие детали») по сравнению с мальчиками без трудностей в раннем развитии.
Также обращает на себя внимание степень сформированности слухо-мотор-ной координации - у около трети мальчиков 2п группы отмечается недостаточная сформированность, что может быть связано как с трудностями слухового восприятия, так и с трудностями произвольной организации движений. В это же время у большинства мальчиков 1 группы данная функция сформирована в достаточной степени (табл. 1).
Степень сформированности мелкой моторики также оказалась несколько ниже у детей с наличием трудностей в пре- и постнатальном развитии (табл. 1).
Интересно, что мальчики 2п группы испытывают трудности не только в познавательной сфере, но и в социальном поведении, самостоятельности и зрелости суждений («Понятливость»). Более половины детей имели трудности или вовсе не справлялись с заданиями, выявляющими данные особенности (табл. 2).
Таким образом, в группах праворуких мальчиков 6-7 лет с наличием или отсутствием выраженных факторов риска отмечается разная степень сформирован-ности познавательной сферы. Факторы риска в раннем развитии оказывают существенное негативное влияние на темп и характер формирования практически всех когнитивных функций. Наши данные еще раз подтверждают отрицательное влияние патологической беременности, родов и нарушений раннего развития на развитие познавательных функций. Причем наиболее выраженный негативный эффект у праворуких мальчиков может быть отмечен по следующим функциям: организация деятельности, зрительно-пространственное восприятие, зрительно -моторные координации, а также по уровню самостоятельности в социальном плане. Факторы риска не влияют в значительной степени на уровень основных знаний и общую осведомленность ребенка. Также мы можем говорить о том, что уровень словарного запаса в 6-7 -летнем возрасте еще находится на недостаточном уровне для свободного и адекватного оперирования словами родного языка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безруких М.М., Князева Т.Е., Если ваш ребенок левша - М., Новая школа, 1994. - 107 с.
2. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. - М., 1998. - 240 с.
3. Безруких М.М., Хрянин А.В. Особенности организации зрительнопространственной деятельности у леворуких детей 6-7 лет // Психофизиол. основы социальной адаптации ребенка. - СПб., 1999. - С. 211-215.
4. Бианки В.Л., Филиппова Е.Б., Шрамм В.А. и др. Слухо-речевая и зрительно-пространственная память у младших школьников с различным латеральным профилем // Физиология человека, - 1996. - Т.22, №3. - С 38-44
5. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. - М., 2003.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. сочинений. - М.:Педагогика.-1982. - Т.2. - 361 с.
7. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. - М.: Книга, ЛТД, 1994. - 232 с.
8. Дубровинская Н.В., Нейрофизиологические механизмы внимания. - Л., 1985. - 144 с.
9. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М., Психофизиология ребенка: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М: «Владос», 2000. - 144 с.
10. Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. - 1972. - №4. - С. 29-35.
11. Корсакова Н.К, Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников.
- М, 2001. - 136 с.
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - 2 издание. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - С. 177.
13. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). - М.: Педагогика, 1978. - 224с
14. Лурия А.Р. Роль речи в формировании произвольного движения// Материалы совещания по психиатрии.-М.:АПН РСФСР, 1957.-с.327-337.,
15. Мастюкова Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии // Дефектология.
- 1996. - №5. - С. 3-10.
16. Морозова Л.В. Индивидуальные особенности зрительно-пространственного восприятия у детей 5,0-7,5 лет: дисс. ... к. б. н. - М., 1995. -186 с.
17. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера ”^8С. -М.: Медицина, 1973
18. Переслени Л.И., Рожкова Л.А., Рябчикова Н.А. О нейрофизиологических механизмах нарушения внимания у детей с трудностями обучения // ВНД. - 1990 -Т.40, вып. 1. - С. 37-43.
19. Русова Т.В. Факторы, влияющие на темп интеллектуального развития детей в младшем школьном возрасте/ Материалы IV конгресса пелиатров России.-М., 17-18ноября 1998.-С.29-36.
20. Сантана Р.А. Нейропсихологический ананлиз школьной неуспеваемости в начальных классах: диссертация...к.п.н. - М., 1991. - 168с.
21. Ткаченко Т.И. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: Акцидент. -1997. - 112 с.
22. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». - М., 1991, - С. 45.
23. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. - М.: Мир, 1983. - 256 с.
24. Хрянин А.В. Функциональная организация мозга леворуких детей 6-7 лет при зрительно-пространственной деятельности: дисс. ... к.б.н. - М., 2001. - 167 с.
25. Филиппова Е.Б. О половых различиях функциональной специализации полушарий головного мозга//Конф. Актуальные вопросы функциональной меж-полушарной асимметрии. - М., 2001. - С. 168-169.
26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием // Методическое наследие/нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - М.: Владос, 2003. - Т.5. - С. 7390.
27. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. Левый, правый мозг и психика. - М.: Изд-во Российское педагогическое агентство, 1997. - 281 с.
28. Annet M. Genetic and nongenetic influences on handedness// Behav Genet.-1978. - V.8. - P. 227-249.
29. Atkinson J., Braddick O. Visual and visuocognitive development in children born very prematurely// Prog Brain Res. - 2007. -164. -Р. 123-149.
30. Bakan P. Handedness and birth order // Nature. - 1971. - V.229., №5. - Р. 281.
31. Bradshow-McAnulty G., Hicky R.E., Kinsbourne. - M., 1984.
32. Bryden M.P. Genetics as analogy // Current Psychology of Cognition. - 1995.
- V.14., №5. - P. 508-515.
33. Chaudhari S, Otiv M, Chitale A, Pandit A, Hoge M. Pune low birth weight study-cognitive abilities and educational performance at twelve years// Indian Pediatr -2004. - Feb., 41(2). - Р. 121-128.
34. Geschwind N., Galaburda A.M. Cerebral lateralization biological mechanism, associations and pathology // Arch. Neurol. - 1985. - Vol. 42. - P. 521-552.