Научная статья на тему 'Феномен левостороннего мануального предпочтения и психофизиологические особенности леворуких людей'

Феномен левостороннего мануального предпочтения и психофизиологические особенности леворуких людей Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1443
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Хрянин А. В.

Проблема мануального предпочтения является одной из малоизученных и наиболее интересных в физиологии. Данные исследований леворуких людей немногочисленны и противоречивы. В данной статье описаны некоторые взгляды на причины возникновения леворукости, механизмы формирования мануального предпочтения в онтогенезе, рассмотрены данные отдельных исследований относительно психологических и психофизиологических особенностей леворуких людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен левостороннего мануального предпочтения и психофизиологические особенности леворуких людей»

феномен левостороннего мануального предпочтения и психофизиологические особенности леворуких людей

А. В. ХРЯНИН

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского Кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека

Проблема мануального предпочтения является одной из малоизученных и наиболее интересных в физиологии. Данные исследований леворуких людей немногочисленны и противоречивы. В данной статье описаны некоторые взгляды на причины возникновения леворукости, механизмы формирования мануального предпочтения в онтогенезе, рассмотрены данные отдельных исследований относительно психологических и психофизиологических особенностей леворуких людей.

Изучение особенностей латерального фенотипа, так называемых антропофизиологических признаков латеральности или антропоизомерии, и в первую очередь, рукости занимает особое место в исследованиях, посвященных системной организации деятельности. Рукость при этом рассматривается как частный феномен антропоизомерии. Этим термином обозначается устойчивое предпочтение одного из типов униману-ального поведения, закрепляемого в ходе онтогенеза. Мануальная латерализация выступает как морфологическое и функциональное неравенство рук по силе, точности и скорости движений, совершаемых в разных направлениях. Несмотря на интерес проблемы рукос-ти, особенности мозговой организации и механизмов реализации различной деятельности у леворуких людей, формирование мануального предпочтения в онтогенезе изучены крайне мало. Немногочисленность и противоречивость данных разного рода исследований позволяет выделить проблему психофизиологии ле-воруких людей в ряд малоизученных и наиболее интересных в физиологии в целом и возрастной физиологии в частности.

Количество леворуких людей в популяции, по данным разных авторов, сильно варьирует. Называются цифры: 5-8 %, 1-18 %, 1-30 %, 10-12 %, 16-30 % и др. [4, 5, 10]. В нашей стране леворукость и амбидекстрия обнаруживаются соответственно в 3,4 % и 8,8 % случаях. В детской популяции удельный вес леворуких выше, чем во взрослой. В возрасте 7-8 лет леворуких -13,3 % мальчиков и 10 % девочек; в 14-15 лет - 4,4 % и 4,1 %; в 16-17 лет - 3,5 % и 3,3 % [1]. Такое уменьшение с возрастом числа леворуких, возможно, связано с переучиванием детей, начинающих систематическое обучение. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа леворуких людей в мировой популяции. Таким образом, соотношение праворуких и леворуких людей в человеческом обществе является динамичным показателем, который зависит от ряда факторов: возраста, средовых, культурных и др.

Вопрос, касающийся причин возникновения феномена леворукости у человека, был и остается спорным. В настоящее время существует ряд противоречивых теорий, объясняющих механизмы генеза мануальной асимметрии.

Многолетние наблюдения показали, что у левору-ких родителей вероятность рождения леворукого ребенка выше. 50 % детей становятся леворукими, если

оба родителя леворуки, 16,7 % - если леворук один из родителей и 6,3 % - если в семье не было леворукого. Существование так называемого "семейного левшес-тва" позволяет говорить возможности передачи этого признака по наследству. Различные модели, описывающие нормальную, генетически закрепленную ру-кость не объясняют достаточно сильное расхождение расчетных и практических данных и отсутствие четкой закономерности появления леворуких людей в генеалогическом ряду. Одна из генетических теорий происхождения леворукости связывает рукость и ла-терализацию речевых функций и предполагает зависимость рукости от двух генов, один из которых определяет речевую латерализацию, а другой - контроль моторных функций. однако эта модель предполагает возможность не только контрлатерального, но и ипси-латерального контроля движений рук [17]. Такая возможность подтверждается данными электрофизиологических исследований.

Еще одна генетическая модель предполагает вклад наследственных факторов в формирование латера-лизации в зависимости от пола человека [16]. Предполагается вероятность того, что в происхождении леворукости имеют значение факторы пренатального развития, в том числе и эндокринный статус матери и плода, определяющий особенности развития правого и левого полушарий мозга в период внутриутробного развития.

Наиболее четкой считается модель, предложенная М. Аннет [12], получившая название теории "правого сдвига". В ее основе лежит предположение о наличии доминантного гена RS, который увеличивает вероятность формирования доминирования правой руки. При этом в отсутствие гена RS рукость определяется случайным образом. В соответствии с этой теорией в популяции гомозиготные по доминантному признаку (RS++) должны составлять 66 %. Эти люди являются праворукими, Гомозиготные по рецессивному признаку (RS--) составляют 4 %. Рукость у этих людей определяется случайным образом. Половина из них леворуки. остальные 30 % гетерозиготны по указанному гену (RS+-). Вследствие доминантности гена праворукости, большинство людей со смешанной наследственностью по рукости являются праворукими. То есть фактически наследуется только праворукость, а леворукость не наследуется.

Существует простая 2-аллельную Менделевская модель генеза рукости [19]. Модель предполагает, что имеется 2 аллели: ф) и (С). Гомозиготный DD генотип образует только праворуких (направленная асимметрия), гомозиготный СС генотип образует ра-цематную смесь 50 % праворуких и 50 % леворуких (колеблющаяся асимметрия). Гетерозиготный DС, является промежуточным между гомозиготными, и образующий 25 % леворуких и 75 % праворуких. Из этого следует, что истинная популяция леворуких - 7,75 %. Отклонения от этого числа обусловлены или различиями в критериях определения рукости или влияниями социо-культурных факторов.

Существует концепция, согласно которой возникновение леворукости находится в зависимости от оптимальности среды, в которой находится эмбрион в первой трети утробного развития. Левое полушарие, как оперативная подсистема мозга, в оптимальной среде является доминирующим, но одновременно более чувствительным, а правое - консервативное полушарие является подчиненным, но более устойчивым к факторам среды. В оптимальных условиях нормальное кровоснабжение левого полушария эмбриона ведет к образованию праворукости. Если среда приобретает экстремальный характер, любая стрессовая ситуация матери создает гипоксию, угнетает левое полушарие эмбриона, правое становится доминирующим, и развивается леворукость.

В настоящее время не вызывает сомнения возможность патологического генеза леворукости. Это доказывает значительное количество фактов высокого процента леворуких пациентов в клинических выборках. леворукость часто наблюдается при нервно-психических заболеваниях [7], при задержках развития, при речевых нарушениях [13]. Имеются сведения о большем проценте леворуких среди умственно отсталых [23].

леворукими оказываются более 50 % родившихся весом менее 1 кг. У левшей отмечается большая частота нарушений сна, отставание от праворуких в "текущем интеллекте" - понимании изобразительного и вербального материала, меньшая скорость и точность выполнения психомоторных тестов. Признан факт накопления леворуких среди больных эпилепсией, неврозами, алкоголизмом; тенденцией к генеалогическому накоплению синдрома Дауна [10,15].

Часто леворукость наблюдается у людей с косоглазием, возникающем иногда в ответ на принудительное переучивание (до 50 % лиц с косоглазием леворуки). Заикание в 40 % случаев также сопряжено с левору-костью.

В качестве причин так называемой патологической (или компенсаторной) леворукости выделяются и минимальные мозговые дисфункции (ММд), а также пре- и перинатальные поражения головного мозга [2]. Патологической леворукостью можно объяснить и то, что многие леворукие дети имеют трудности при обучении, задержки речевого развития, нарушения зрительного восприятия.

При наблюдении леворуких в клиниках могут возникать ошибочные выводы о причинно-следственной

связи леворукости и нарушений состоянии здоровья и отклонений в развитии. При этом те и другие проявления могут иметь как единую общую причину, так и разные факторы, определяющие их возникновение. Так доктор А. А. Капустин [6], наблюдая детей, проходивших неврологическое обследование, отметил нарушение в умственном развитии у большей части леворуких, хотя в группе их было всего 0,7 %. Вывод об умственной отсталости большинства леворуких детей, сделанный в этом случае, не имел достаточных оснований, однако звучал как приговор левшам: «Дети-левши в своем большинстве являются дегенератами, отягченными грубыми клеймами вырождения и слабо одаренными». После данного заявления ученого в нашей стране надолго установилось негативное отношение к леворуким, и до середины 90-х годов прошлого века переучивали всех. Иначе учителя могли даже отказаться обучать ребенка письму.

В целом, модель, связывающая леворукость с патологией, предсказывает (или должна предсказывать) и существование "патологической праворукости" [9].

С уверенностью можно сказать, что пока не существует совершенных методик для определения причин возникновения леворукости. В связи с этим нельзя с полной уверенностью говорить о том, что леворукость связана только с патологией мозга. латеральное предпочтение может формироваться под комплексным влиянием генетических и патологических факторов.

Существует еще один вариант возникновения вынужденной леворукости, которая возникает вследствие утраты или дефекта ведущей руки, патологии периферического отдела анализатора и др.

В обсуждении вопроса о развитии мануальной асимметрии в онтогенезе также не существует единого мнения. Предлагаются две противоположных гипотезы: гипотеза эквипотенциальности и прогрессивной специализации. Согласно первой [14] мануальное предпочтение формируется в процессе созревания мозолистого тела, и до двух лет полушария мозга ребенка эквипотенциальны. Есть мнение, что при формировании специализации полушарий в онтогенезе, в том числе и относительно моторной функции, мозолистое тело играет роль модулятора, и при его отсутствии все функции были бы распределены в обоих полушариях равномерно.

Согласно второй гипотезе [22]большинство людей после рождения являются амбидекстрами, примерно 4,5 % составляют лица с первичным левшеством и, примерно 4,5 % - первичные праворукие.

По некоторым данным предполагается, что предпочтение правой или левой руки выявляется в трехлетнем возрасте. Степень асимметрии прогрессивно увеличивается от 3 до 7 лет. Дальнейшее нарастание незначительно. По другим данным степень мануальной асимметрии продолжает нарастать до 9-10 лет [2].

В то же время имеются сведения, что о леворукос-ти ребенка можно судить с 3 месяцев. В этот период у детей исчезают рефлексы новорожденных, и происходит становление основных позных и моторных реак-

ций. У леворукого ребенка рефлексы новорожденных исчезают вначале на левой руке, она становится более раскованной и используется для манипулирования предметами. Однако с 16-20 недель и до 2 лет происходят волнообразные изменения рукости.

По данным М. М. Безруких [2] с 2 до 4-5 лет стойкое мануальное предпочтение не сформировано и большинство действий совершается обеими руками.

Увеличивающаяся с возрастом степень предпочтения правой руки сильнее выражается у девочек, чем у мальчиков.

В литературе накоплено немало данных о функциональных и психологических особенностях леворуких людей, их отличиях от праворуких, однако и эти данные во многом противоречивы.

Например, имеются сведения о том, что у лево-руких людей образуются менее стойкие схемы пространственных отношений и возникают трудности в ориентации во внешнем пространстве относительно правой и левой сторон тела [8]. Леворукие и амби-декстры показывают более низкие результаты и при исследовании способности воспроизводить по памяти зрительный материал [20].

Есть данные о том, что уровень невротизации у ле-воруких мужчин и мужчин-амбидекстров выше, чем у праворуких (по опроснику Айзенка). В то же время у женщин значимые корреляции между рукостью и показателями личностных свойств не выявлены [18]. Доминирование правой руки при письме и выполнении бытовых операций положительно коррелирует с экстраверсией, активностью и эмоциональной стабильностью, низким уровнем ситуативной и личностной тревожностью, низким уровнем нейротизма. левола-теральный и амбидекстральный вариант доминирования руки связан с высокими показателями социальной интраверсии, высоким уровнем тревожности, психо-тизмом, большим числом соматических жалоб, боязливостью, эмоциональной несдержанностью, а также снижением уровня самоконтроля и наличием признаков социальной дезадаптации [11]. Однако при этом не ясен генез леворукости, возможность переучивания и другие факторы, при которых естественно возникновение признаков нарушений психического здоровья и социальной дезадаптации.

Некоторые исследования свидетельствуют о связи латеральных признаков с частными психологическими характеристиками, личностными чертами, определяемыми по тесту Кеттела. Леворуких отличает застенчивость, неуверенность, эмоциональная неустойчивость, склонность к чувству вины, грубоватость.

Имеются сведения о том, что нарушения психических функций имеют место только у той категории индивидов, у которых речевые и связанные с ними процессы, недостаточно локализованы в одном из полушарий [23]. Эта категория включает как некоторых леворуких, у которых отсутствует сильная и постоянная латерализация функций, так и определенное число праворуких с признаками скрытого левшества. Мозговая организация этого типа не предполагает отклонений в психическом развитии, но осложняет его

вследствие врожденной нестабильности темперамента и повышенной чувствительности к эффектам стресса. В результате этого правильное развитие чтения, пространственного восприятия и других психических функций может относительно легко нарушаться при любых неблагоприятных обстоятельствах.

исследование интеллектуальных способностей леворуких по тесту Векслера выявило относительный дефицит невербального интеллекта леворуких. испытуемые, как леворукие, так и праворукие, демонстрировали по вербальным и невербальным субтестам показатели, существенно превышающие средние. Но показатели леворуких по невербальным субтестам были ниже их показателей по вербальным заданиям. У праворуких такой разницы не наблюдалось [16].

В то же время описываются факты парциального превосходства леворуких при выполнении вербальных тестов, но при менее успешном выполнении перцептивных заданий [16]. Объяснение этих фактов строится на логическом допущении о том, что у людей с левосторонним мануальным предпочтением лингвистические функции менее латерализованы, чем у праворуких, что подтверждается фактами существования бипополушарной локализации речевых функций у леворуких и отсутствием подобных вариантов у пра-воруких. По результатам теста Вада у 15 % леворуких речь контролируется одним правым полушарием, а у 15 % - обоими [3].

Существует предположение, что речевые и зрительно-пространственные функции у леворуких могут конкурировать за доступную нервную ткань полушария [16]. Это связано с наблюдением у них признаков определенных речевых способностей правого полушария в дополнение к речевым способностям левого. Вербальные функции в этом случае будут преобладать за счет невербальных (правополушарных) функций.

В противоположность этому мнению, имеется предположение, что более выраженное билатеральное распределение языковых функций, которое, по-видимому, характерно для леворуких, может обусловливать более высокие способности. Творческие способности могут усиливаться у людей, устройство мозга которых позволяет вербальным и невербальным процессам взаимодействовать в большей мере, благодаря их локализации в обоих полушариях.

Ряд авторов отмечает у леворуких лучшие, по сравнению с праворукими, интеллектуальные показатели: словарный запас, общую информированность и эрудицию, достижения в математике. Были обнаружены положительные отличия в способности к чтению леворуких, по сравнению с праворукими. Есть данные о том, что леворуких отличает большая "креативность" мышления, способности к оригинальному художественному творчеству, высокий артистизм [21]. Описанные выше факты, касающиеся некоторых исследований леворуких людей учеными-психологами, еще раз подтверждают разнородность и противоречивость получаемых данных о феномене леволатеральности функций у человека.

Таким образом, имеющиеся данные о генезе, механизмах формирования леворукости нельзя считать ясными, а результаты психологических, нейропсихо-логических и психофизиологических исследований леворуких людей порой свидетельствуют о прямо противоположных характеристиках. Это говорит о том, что исследовательская работа в этой области требует разностороннего, системного подхода и тщательного анализа получаемых данных с четким разграничением генеза рукости. Вопрос о феномене мануального предпочтения на настоящий момент остается спорным.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айрапетянц В. А. Особенности функциональных асимметрий мозга здоровых детей // Асимметрия мозга и память. Пущино, 1987. С. 3-13.

2. Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998. 320 с.

3. Блум Ф., Лейзерсон А., Ховстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М.: Мир, 1988. 248 с.

4. Геодакян В. А., Геодакян К. В. Новая концепция леворукости // Доклады академии наук. 1997. Т. 356. № 6. С. 838-842.

5. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Левши. М.: Книга, 1994. 231 с.

6. Капустин А. А. Детская леворукость и проблема воспитания левой руки "Ьтквкикиг" // Русская клиника. 1924. Т. 1. № 3. С. 341-349.

7. Марценковский И. А. Клинические особенности пьянства и алкоголизма у леворуких и амбидекстров // Ле-ворукость детей и подростков. Сб. трудов. М., 1987. С. 124-127.

8. Семенов С. Ф. Зрительные агнозии и галлюцинации. Киев, 1965.

9. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1983. 240 с.

10. Чуприков А. П. Антропоизомерия и охрана здоровья леворуких // Леворукость у детей и подростков. Сб. трудов. М., 1987.

11. Шмакова Л. А., Волошенко С. Е. Некоторые показатели структуры личности во взаимосвязи с тестом на аплодирование // Проблемы нейрокибернетики Ростов на Дону, 1983.

12. Annet M. Lateral preference and skill in dyslexics: Implication of the right shift theory // J. Child Psychology and Psychiatry. 1984. Vol. 25. P. 357-377.

13. Bishop D. Handedness and developmental disorder. Oxford, 1990. 208 p.

14. Gazzaniga M. S. The bisected brain. N.Y., 1970. 232 p.

15. Geschwind N., Galaburda A. M. Cerebral lateralization biological mechanisms, associations and pathology // Arch. Neurol. 1985. Vol. 42. P. 521-552.

16. Levy J. Possible Basis for the Evolution of Lateral Specialization of the Human Brain // Nature. № 224. 1969. P. 614-615

17. Levy J., Nagylaki T. A model for genetics of handedness // Genetics. 1972. Vol. 72. P. 117-128.

18. Mascie-Taylor C. G. Hand preference and personality traits // Cortex. 1981. Vol. 17. № 2. P. 319-322.

19. McManus I. C. Handedness, language dominance and aphasia: A genetic model // Psychological-Medicine. 1985. Mono Suppl. 8. 40 pp.

20. Nebes R. D., Briggs G. G. Handedness and the retention of visual material // Cortex, 1974. Vol. 10. № 3.

21. Newland G. A. Difference between left- and right-handers on a measure of creativity // Percept. Mot. Skills. 1981. Vol. 53. № 3. P. 787-792.

22. Suchenwirth K. // Minerva Med. 1970. Vol. 61. P. 4817.

23. Zangwill O. L. Cerebral dominance and its relation to psychological function. London: Oliver and Boyd, 1960. 31 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.