Научная статья на тему 'Влияние основных факторов на себестоимость продукции'

Влияние основных факторов на себестоимость продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3436
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ / СОВРЕМЕННЫЙ ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Домышева М.В.

Эффективный и содержательный факторный анализ себестоимости продукции позволяет исследовать все факторы, которые влияют на формирование себестоимости. Он включает в себя исследование, как постоянных факторов, так и переменных, а также соотношение между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние основных факторов на себестоимость продукции»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070

Основными торговыми партнёрами РФ выступили страны Европейского Союза, которые обеспечили 49,7% торгового оборота, вторыми по значимости торговыми партнёрами выступили страны Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, которые обеспечили России 25,6% её торгового оборота, доля СНГ, третьего по значимости торгового партнёра Российской Федерации, составила 12,7%. [4]

Российская экономика зависит от иностранных поставок сельскохозяйственной продукции на внутренний рынок: импорт значительно превышает экспорт.

Отмечается, что в августе 2014 года импорт в Россию упал на 15,6% по сравнению с июлем 2014 года и на 11,4% по сравнению с августом 2013. Данная ситуация характеризует положительную динамику в области функционирования отечественных агропромышленных предприятий, так как ликвидация конкуренции со стороны импортных продуктов питания способствует эффективности развития агропромышленного сектора России.

Так же нужно отметить, что Россия имеет огромный потенциал по собственному производству сельскохозяйственной продукции, а также обладает значительными территориальными пространствами для развития своего производства. Таким образом, необходимо существенное значение отвести инвестированию в агропромышленный сектор, а также снизить зависимость России от стран-импортеров сельскохозяйственной продукции и проработать механизм защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем продовольственном рынке от импорта продукции. Все эти меры будут способствовать обеспечению продовольственной безопасности России. Список использованной литературы:

1. О некоторых особенностях развития агропромышленного комплекса в российской экономике / Гафиятова Т.П., Лебедева О.И. // Проблемы современной экономики. 2011. № 1. С. 309-312.

2. Земельные ресурсы - природный капитал страны / Гафиятова Т.П., Лебедева О.И. // Вестник Казанского технологического университета. 2015. Т. 18. № 2. С. 430-432.

3. Земельные отношения в модернизирующейся экономике / Гафиятов И.З., Лебедева О.И. // Проблемы современной экономики. 2011. № 4. С. 339-343.

4. Федеральная таможенная служба РФ [Электронный ресурс] http://www.customs.ru/

© Гафиятов И.З., Гафиятова Т.П., 2017

УДК 339.72.015

М.В. Домышева

Магистрант, 2 курс.

ИрГАУ им.А.А.Ежевского г.Иркутск, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ

Аннотация

Эффективный и содержательный факторный анализ себестоимости продукции позволяет исследовать все факторы, которые влияют на формирование себестоимости. Он включает в себя исследование, как постоянных факторов, так и переменных, а также соотношение между ними.

Ключевые слова

Факторный анализ себестоимости, факторы, влияющие на себестоимость, современный факторный анализ себестоимости.

Рентабельность производства предприятия любой отрасли, в том числе и сельского хозяйства, зависит прежде всего от величины прибыли и размера затрат, т.е. от себестоимости продукции и цен, по которым она

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

реализуется. Чем больше разница между ценой и себестоимостью единицы продукции, тем выше прибыль и уровень рентабельности.

Следовательно, основные пути повышения рентабельности агропромышленного производства состоят в снижении затрат на производство продукции, увеличении ее выхода, товарности и улучшении качества, росте производительности труда, рациональном использовании производственных ресурсов.

Таки образом, эффективный и содержательный факторный анализ себестоимости продукции позволяет исследовать все факторы, которые влияют на формирование себестоимости. Он включает в себя исследование как постоянных факторов, так и переменных, а также соотношение между ними [1].

Современный факторный анализ себестоимости продукции и уровня ее конкурентоспособности позволяет сформулировать следующие направления его повышения:

- планирование себестоимости производства продукции;

- рациональное использование ресурсов, обеспечивающих рыночные преимущества;

- обеспечение предприятия ресурсами и информацией;

- внедрение научных открытий, изобретений, использование технологических прорывов, стимулирующих повышенный спрос на новые товары;

- создание таких условий для формирования экономической свободы и рыночного ценообразования, которые позволяют предприятию при ограниченных ресурсах эффективно решать три важные проблемы экономики: что, как и для кого производить;

- развитие интеллектуального потенциала в составе нематериальных активов предприятия, реализация которых обеспечивает производство наукоёмких товаров;

- формирование конкурентной атмосферы;

- разработка и внедрение предприятиями конкурентных стратегий;

- маркетинговая деятельность по формированию спроса на товар;

- совершенствование систем и стратегий государственного регулирования [3, с. 97].

Факторный анализ себестоимости продукции показывает, что управление конкурентоспособностью товаров на предприятиях основывается на планировании, стимулировании и оценке ее уровня, включая оценку общей эффективности (его экономического и финансового положения, технического и технологического состояния, уровней организации производства и управления) [6, с. 293].

Стоит отметить, что структура себестоимости не статична, она находится в постоянном движении. Динамика структуры себестоимости в сельском хозяйстве определяется двумя основными факторами, к которым относятся:

1) Фактор ускорения технического и научного прогресса, который определяет возможность уменьшения доли труда живого и, соответственно, увеличения труда овеществленного (то есть не создающего стоимости товара, а являющегося условием его создания);

2) Уровень специализации, комбинирования, концентрации, кооперирования и диверсификации производства [5, с. 418].

Вместе с тем, на себестоимость и состав затрат, входящих в нее, также оказывают влияние различные факторы, от которых зависит ее определение. К таким факторам можно отнести:

1) степень готовности продукции к ее реализации. Различают валовую и товарную себестоимость, а также себестоимость отгруженной и реализованной продукции;

2) количество продукции. В этом случае исчислению подлежит себестоимость единицы продукции и себестоимость всего объема выпущенной продукции;

3) полноту включения текущих затрат. Исчисляется полная и ограниченная себестоимость;

4) оперативность формирования. Необходимо определить фактическую и нормативную, или плановую, себестоимость [2, с. 185].

Таким образом, стоит полагать, что в зависимости от уровня и сферы реализации факторы, влияющие на себестоимость, подразделяются на две группы:

Первая — внутрипроизводственные и внешние, или факторы, воздействующие на изменение прибыли и контролируемые со стороны предприятия, это касается улучшения организации по производству,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

мотивации высокого уровня производства, применение новых технологий и т.д., и неконтролируемые факторы, к которым предприятие может только подстраиваться.

Вторая группа факторов — это конкретные рыночные условия: цены на продукцию, сырье, материалы и энергию, банковский процент, налоговая политика государства, бюджетные дотации и субсидии, инвестиции и т.д. [4, с. 181].

Взаимосвязь перечисленных факторов показана на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на рубль товарной продукции

Рассматривая факторы, влияющие на себестоимость, нельзя не упомянуть, что себестоимость продукции производимой сельским хозяйством, за последние десять лет заметно поднялась. Это было вызвано возрастанием цен на товары промышленного ряда, которые поступали в сельское хозяйство, увеличением фонда емкости производства и малоэффективным применением ресурсов производства. Также увеличилось число зафиксированных случаев расточительности и бесхозяйственности.

Итак, на себестоимость влияет множество факторов. Одним из самых важных считается повышенный уровень урожайности различных культур, выращиваемых сельским хозяйством, экономия многих видов ресурсов, которые употребляются в производстве.

Важно заметить, что все выше перечисленные факторы повышения урожайности и продуктивности животных, целесообразно рассматривать непосредственно как факторы, влияющие на себестоимость производства сельскохозяйственной продукции, а именно факторы снижения себестоимости.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать определенные выводы. Один из которых заключается в том, что на предприятиях любой отрасли, в том числе и сельского хозяйства, обязательно должны приниматься меры по экономии затрат на производство.

Список использованной литературы:

1. Авдеев В. Ю. Анализ себестоимости продукции // [Электронный ресурс]. - М.: 2012. - Режим доступа: http://www.audit-it.ru

2. Баканов М. И. Теория экономического анализа / М. И. Баканов. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 627 с.

3. Бороненкова С. А. Управленческий анализ / С. А. Бороненкова. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 247 с.

4. Ильина В. А. Планирование себестоимости продукции, работ, услуг // Молодой ученый. — 2016. — № 24. — С. 180-182.

5. Скамай Л. Г. Экономический анализ деятельности предприятия: учеб. для вузов / Л. Г. Скамай, М. И. Трубочкина. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 296 с.

6. Экономика предприятия / В. М. Семенов [и др]. — СПб.: Питер, 2009. — 384 с.

© Домышева М.В., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 33

М.В. Домышева

Магистрант, 2 курс.

ИрГАУ им.А.А.Ежевского г.Иркутск, Российская Федерация

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ОТ ВЫРУЧКИ

Аннотация

Себестоимость является одним из самых важных показателей, определяющих экономическую эффективность производства. Чем больше оптимизированы процессы на предприятии, тем ниже получается фактическая себестоимость и, соответственно, выше прибыль и рентабельность предприятия.

Ключевые слова

Экстенсивный способ, интенсивный способ, себестоимость, пути снижения себестоимости продукции.

Систематическое снижение себестоимости высвобождает средства для дальнейшего развития производства и для улучшения благосостояния трудящихся. То есть это важный источник роста прибыли и рентабельности.

Правильное исчисление себестоимости играет важную роль, поскольку, чем лучше будет организован учет на предприятии, чем совершеннее используемые методы калькуляции, тем легче будет оценить пути снижения себестоимости посредством анализа.

Стоит отметить, что пути снижения себестоимости продукции (работ, услуг) на каждом отдельном предприятии возможно выявить лишь после проведения всестороннего, глубокого анализа данной проблемы. Однако существуют общие для всех отраслей и предприятий направления ее минимизации, которые можно сгруппировать в два способа:

Экстенсивный способ - сокращение затрат до минимума, ликвидация обособленных подразделений и

т.д.;

Интенсивный способ - заменять оборудование на более новое, изменять технологии производства оказания услуг на более продуктивные и т.д. [1, с. 182].

Планирование себестоимости продукции одно из экономических действий, довольно часто применяемое в условиях современного рынка. Осуществляется с одной главной целью - выявить резервы снижения издержек при производстве. При проведении расчетов за основу берут прогрессивные показатели аналогичных предприятий отрасли. Это позволяет определить оптимальный размер себестоимости. [2, с. 27].

Если предприятием выпускается один вид изделий, то динамика и уровень производственных затрат предприятия определяется на основе уровня себестоимости этого изделия. Если же предприятие выпускает большую номенклатуру изделий, то планирование себестоимости продукции осуществляется в расчете на рубль товарной продукции. Величина затрат на рубль товарной продукции рассчитывается как отношение производственных затрат на товарную продукцию к величине стоимости продукции, рассчитанной с помощью оптовых цен, установленных предприятием. Полученный таким образом показатель помогает определить уровень рентабельности.

При расчете плановой и фактической себестоимости продукции необходимо учитывать только производственные затраты, расходы, не относящиеся прямо или косвенно к производству продукции, в расчет приниматься не должны. Примером таких затрат может служить, например, расходы на содержание вспомогательных хозяйств. [5, с. 283].

Себестоимость является одним из самых важных показателей, определяющих экономическую эффективность производства. Чем больше оптимизированы процессы на предприятии, тем ниже получается фактическая себестоимость и, соответственно, выше прибыль и рентабельность предприятия.

Планирование прибыли осуществляется по нескольким видам: реализация основных средств;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.