Научная статья на тему 'Себестоимость продукции предприятий Крыма в новых условиях'

Себестоимость продукции предприятий Крыма в новых условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ / КРЫМ / ПРЕДПРИЯТИЕ / НОВЫЕ УСЛОВИЯ / ЭКОНОМИКА КРЫМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Урутин Д. С., Шульга Ю. В.

В данной работе рассматриваются изменения основных параметров работы предприятий Крыма с точки зрения себестоимости производимой ими продукции, связанные с переходом Крыма в состав РФ в 2014 году, относительно предыдущих периодов, связанных с нахождением Крыма в составе Украины. Целью данного исследования было изучение влияния новых экономических условий на предприятия Крыма на примере ПАО «Симферопольский консервный завод им. С.М. Кирова», и поиск способов преодоления негативных экономических последствий, связанных с новыми условиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Себестоимость продукции предприятий Крыма в новых условиях»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

текущие возможности и перспективность новаторских решений предприятия; систематичность учета, особенно для предприятий в стадии расширения своей деятельности.

2. Необходимо увеличивать степень интеграции в национальную инновационную систему, главные рынки сбыта и развивать смежные направления на стыках профильных и непрофильных рынков.

3. Рекомендуется обеспечить наличие как якорных подразделений НИОКР, так и диверсифицированных инструментов взаимодействия с внешней средой. Подразделения НИОКР в данном случае выступают основным связующим звеном с элементами НИС.

4. В случае вывода на рынок новых продуктов следует предварительно интенсифицировать взаимодействие с потенциальным потребителем с целью

его ознакомления с характеристиками и потребительской полезностью нового продукта.

5. В части отбора трудовых ресурсов необходимо проводить кадровую политику, направленную на возрастное формирование штата из опытных сотрудников и достаточно молодых специалистов.

6. Продуктивно осуществлять долгосрочное планирование деятельности предприятия при реализации относительно коротких по срокам окупаемости отдельных проектов. Это позволяет выявить жизнеспособность новшества на коротком промежутке времени31.

Список использованной литературы

1. Гершанок Г. А. Основы инновационного предпринимательства Бизнес, Учебник Издательство: Изд-во Перм. нац. исслед. 2012 с. 167.

2. Тебекин, А.В. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров/ А.В. Тебекин; Ин-т мир. экономики и информатики. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2014. - 481 с.

3. Двоенко И.Ю. Инновационный потенциал малого и среднего бизнеса Тульской области // Деловая Тула. — 2013. — № 3. — С. 14.

4. Удальцова Н.Л. Инновационное предпринимательство как элемент национальной системы Инновационная наука. 2015. № 7. С. 158-161

5. Удальцова Н.Л. Государственное регулирование инновационной деятельности за рубежом// Креативная экономика. 2013. № 8 (8о). С. 3-9

6. Удальцова Н.Л. Инвестиции в инновации/ Экономические науки. 2014. № 116. С. 69-72

7. Элбакидзе М.А. Малый инновационный бизнес в России // Актуальные вопросы экономических наук. -2011. - № 19. - С.155 - 160.

© Шумилова А.В., 2016

УДК 338.584

Д.С. Урутин

Студент-магистрант 1 курса факультета «экономика фирмы»

Крымский федеральный университет Ю.В. Шульга

Студентка-магистрантка 1 курса факультета «экономика фирмы»

Крымский федеральный университет г. Симферополь, Российская Федерация

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ КРЫМА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

В данной работе рассматриваются изменения основных параметров работы предприятий Крыма с

31 Элбакидзе М.А. Малый инновационный бизнес в России // Актуальные вопросы экономических наук. - 2011. - № 19. - С.155 - 107.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

точки зрения себестоимости производимой ими продукции, связанные с переходом Крыма в состав РФ в 2014 году, относительно предыдущих периодов, связанных с нахождением Крыма в составе Украины. Целью данного исследования было изучение влияния новых экономических условий на предприятия Крыма на примере ПАО «Симферопольский консервный завод им. С.М. Кирова», и поиск способов преодоления негативных экономических последствий, связанных с новыми условиями.

Ключевые слова

Себестоимость продукции. Крым. Предприятие. Новые условия. Экономика Крыма.

Многие исследователи рассматривали хозяйственную систему Крыма в составе РФ, однако должного внимания производственной отрасли, а в частности такому показателю как себестоимость продукции и её анализу практически не уделено внимания и научных работ на эту тему не было проведено, таким образом, данное исследование несёт в себе значительную новизну, а разработка мероприятий по решению освещённых в данном исследовании проблем делает его актуальным для использования на практике в хозяйственной деятельности крымских предприятий.

В период с 2012 по 2014 года к имеющимся проблемам и сложностям добавились новые, типичные для переходного периода, такие как усложнение логистики между полуостровом и Украиной, затраты, связанные с переходом на новые нормы, стандарты и законы, затраты на переобучение персонала либо на найм новых работников, а также влияние изменения налогового законодательства, которое требовало пересмотра финансовой политики предприятия. Всё это повлияло на затраты предприятий и как следствие -изменилась итоговая себестоимость их продукции, которая и является объектом исследования в данной работе.

Под себестоимостью продукции, работ, услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Такого или схожих утверждений придерживается практически все современные авторы, так как себестоимость продукции является одним из фундаментальных понятий в экономической теории.

В качестве исследуемого предприятия было выбрано ПАО «Симферопольский консервный завод им. С.М. Кирова», которое имеет характерные для многих крымских предприятий черты - высокий уровень физического и морального износа основных фондов, низкие объемы производства, ориентацию в значительной мере на местный рынок и невысокую рентабельность.

Для исследования себестоимости продукции был произведён подробный анализ статей затрат на производство продукции, с целью выявления наиболее весомых, а также анализ себестоимости продукции предприятия в расчете на 1 рубль товарной продукции, с последующим факторным анализом с целью выявления наиболее значимых факторов формирования себестоимости. По итогам этих расчетов можно определить как направления поиска резервов для снижения себестоимости и повышения эффективности работы предприятия, так и разработать общие рекомендации для улучшения ситуации в сфере себестоимости производимой продукции для крымских предприятий в целом.

Помимо этого был проведен общий организационно-экономический анализ предприятия, в результате которого было выявлено, что многие показатели работы и финансовой активности предприятия значительно ниже нормативных и снижаются на протяжении всего исследуемого периода, в результате чего с 2014 года чистый финансовый результат его деятельности - это уже убытки. Исходя из этого можно сделать вывод, что в экономической активности ПАО «Консервный завод им. С.М. Кирова» наблюдается спад на протяжении всего отчетного периода с 2012 по 2014 года.

Помимо этого был проведен анализ динамики и структуры себестоимости продукции предприятия показал, что несмотря на снижение расходов на производство на 52,22% при снижении объема произведенной продукции на 61,9%, по потреблению воды на производстве наблюдается снижение на 14,05%, а по потреблению электроэнергии рост на 20,32% в 2014 году в сравнении с 2013, а такое снижение не соотносится с общим снижением объёмов производства. Таким образом, в результате анализа динамики и структуры себестоимости продукции выявлены возможные направления для поиска резервов по снижению

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

себестоимости - это потребление предприятием воды и электроэнергии, которое практически не изменилось несмотря на то, что объем производства упал практически в два раза.

Далее был проведен факторный анализ себестоимости продукции, который показал, что в 2013 году на затраты на 1 рубль товарной продукции предприятия выросли за счёт нерационального изменения объема производства (26,85 коп), а также за счет снижения цены продукции (7,5 коп) вследствие снижения спроса. По остальным факторам наблюдалось снижение затрат, что является положительной тенденцией. Однако, в 2014 году затраты на 1 рубль продукции превысили 1 рубль, и достигли значения 1,253 руб., основной причиной роста затрат послужило продолжение нерационального снижения объема производства вследствие снижения спроса, (28,9 коп.), роста переменных затрат из-за нерационального использования производственной электроэнергии и воды (21,6 коп.) и дальнейшего снижения цены вследствие падения спроса (28,9 коп.). Таким образом, предположение о том, что рост расходов производственной электроэнергии на производстве и незначительное (14,05%) снижение потребления воды вызвали рост затрат на производство подтверждается факторным анализом, который показал рост затрат на 1 рубль продукции вследствие роста в том числе и переменных затрат, что напрямую относится к себестоимости продукции.

С целью оптимизации энергопотребления было принято решение модернизировать линию для производства томатной пасты и закатывальный аппарат путем замены устаревших электродвигателей советского производства в них на новые, более экономичные, а также была предусмотрена возможность организации халвичного производства на базе жестяно-баночного цеха, который в данный момент не занят в основном производстве и простаивает.

В результате расчетов эффективности, согласно которым стоимость модернизации составила 12500 руб. для закатывального аппарата и 21400 руб. для линии производства томатной пасты, месячное энергопотребление должно снизиться на 18% и 16,5% соответственно согласно расчетам и экономия составит 60034,96 руб. при условии сохранения всех показателей на уровне 2014 года.

Анализ данных с учетом этих мероприятий показал, что общая экономия составит 0,0255 руб., или 2,55 коп. Такое снижение является крайне незначительным и предприятие всё равно несёт убытки, так как общий уровень затрат на 1 рубль товарной продукции составит 1,2275 руб. По этой причине было принято решение рассмотреть в также более радикальный вариант снижения себестоимости в виде открытия халвичного производства на базе жестяно-баночного цеха. Предполагается, что производство новой, более рентабельной продукции позволит снизить уровень затрат на рубль товарной продукции до приемлемых величин. Результаты факторного анализа показателей 2014 года с учетом возможного старта производства в 2013 году подтвердили это предположение: в 2013 году затраты на 1 рубль практически не изменились бы, увеличившись с 0,91 до 0,912 руб., а в 2014 году хотя и выросли бы относительно уровня 2014 года на 0,075 коп, но общий уровень затрат останется на уровне 0,987 рублей на рубль товарной продукции, что является положительным экономическим результатом, свидетельствующим о том, что предприятие в этом году получит прибыль в размере 46,98 тысяч рублей.

В результате проведённого исследования было выявлено, что начиная с 2014 года наблюдалось падение прибылей из-за снижения спроса на продукцию и роста затрат на производство, в частности -несоответствие снижения переменных затрат снижению объемов производства, к чему могли также добавиться дополнительные расходы в 2014 году, связанные с переходным периодом. При этом, предложенные мероприятия по снижению себестоимости продукции хотя и имели бы эффект, однако оказались бы неспособны существенно понизить себестоимость продукции предприятия в пересчёте на 1 рубль товарной продукции. В результате можно сказать, что единственным способом улучшить данный показатель было бы открытие нового производства и поиск новых рынков сбыта, что становится особенно актуально в связи с тем, что сейчас для российской экономики в целом наблюдаются экономические трудности, а помимо этого Украина стремится разорвать с предприятиями Крыма хозяйственные связи путём введения продуктовой блокады и возможного расширения подобной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что в новых экономических условиях для крымских предприятий наиболее актуальным становится не столько вопрос снижения себестоимости продукции вообще, сколько снижение себестоимости в пересчёте на 1 рубль товарной продукции, что возможно с помощью увеличения объемов сбыта и соответственно - роста прибыли. Это возможно путём поиска новых

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070

рынков для реализации продукции как в России, так и в самом Крыму. Без подобных мероприятий улучшение ситуации с себестоимостью и прибылью продукции становится невозможно.

Список использованной литературы:

1. Азракулиев З.М. Современные подходы к калькулированию себестоимости продукции [Электронный ресурс]/ З.М. Азракулиев // «Вестник социально-педагогического института» №2(3)/2011

2. Булычева, Т.В. Развитие теории затрат и калькулирования себестоимости в современных условиях [Электронный ресурс]/Булычева Т.В. // «Теория и практика общественного развития» №3/2014 - С. 263-266

© Урутин Д.С., Шульга Ю.В., 2016

УДК 338.584

Д.С. Урутин

Студент-магистрант 1 курса факультета «экономика фирмы»

Крымский федеральный университет Ю.В. Шульга

Студентка-магистрантка 1 курса факультета «экономика фирмы»

Крымский федеральный университет г. Симферополь, Российская Федерация

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В статье сформулирована необходимость изучения современных подходов к оценке потенциала предприятия. Установлено с помощью, каких коэффициентов и показателей эта оценка является наиболее достоверной.

Ключевые слова

Инновации, потенциал предприятия, эффективность, SWOT-анализа.

Annotation

paper formulated the need to explore contemporary approaches to the assessment of potential of the It was established with the help of, some of the coefficients and indicators, this estimate is the most

Keywords

Innovation, enterprise potential, effectiveness, SWOT-analysis.

Изучением инноваций ученые занимаются достаточно давно. Однако среди последних работ в этом направлении следует выделить труды В.М. Гееца, В.П. Семиноженко, М.И. Крупки, В.И. Плаксина, М.Н. Нагорской, И.А. Педерсен и других экономистов, в которых освещаются теоретические аспекты инноваций. Вопросы классификации инноваций рассмотрены в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как И. Ансофф, С.Д. Ильенкова, А.И. Пригожин и др.

Опираясь на достижения отечественных ученых и используя аналитико-прогнозные материалы министерств и ведомств России, были созданы долгосрочные стратегии экономического и социального, а также инновационного развития государства.

Несмотря на огромное количество работ по данной теме, до сих пор в экономической литературе нет единого определения понятия «инновация» [13, с.25].

257

The enterprise. accurate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.