Федеральный фонд окружающей среды, региональные и местные фонды финансировались через связанные с экологией налоги и сборы, например, на загрязнение воды и воздуха, использование лесных ресурсов и т.д. Эти фонды финансировали экологические проекты, такие как контроль за загрязнениями, исследовательские и проектные работы в области окружающей среды, создание соответствующих учреждений. Размеры этих фондов зависели от числа и размеров загрязняющих компаний в регионе или городе. Проекты ВЭИ также могли бы финансироваться из этой строки, особенно в районах, где помимо экологических причин существуют экономические стимулы к их использованию. Некоторые страны образовали более специализированные фонды возобновляемой энергетики. Эти сборы объясняются тем, что увеличение использования возобновляемых источников энергии выгодно всем гражданам. Эти программы обеспечат в следующие 10 лет 3,5 млрд. долларов на поддержку проектов по возобновляемым и экологически чистым источникам энергии, для инвестиций в компании и строительство производственной инфраструктуры.
Список использованной литературы:
1. Фортов В.Е., Макаров А.А. Направления инновационного развития энергетики мира и России // Успехи физических наук , 2009, т. 168, №11, С. 5-19.
2. Douglas J. Arent, Alison Wise, Rachel Gelman. The status and prospects of renewableenergy for combating global warming // Energy Economics, Volume 33, Issue 4, July 2011,Pages 584-593.
3. Государственная программа Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" / http://minenergo.gov.ru/upload/iblock/afc/.
© Телешева К.П., Андреева Л.П., 2016
УДК 33
А.В. Шумилова
Студентка 3 курса факультета «Государственное управление и финансовый контроль» «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Научный руководитель: Н.Л. Удальцова к.э.н., доцент кафедры «Инвестиции и инновации» «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Г. Москва, Российская Федерация
БАРЬЕРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Аннотация
Статья посвящена результатам исследования проблем развития инновационного предпринимательства в России. Автором названы барьеры, возникающие при развитии инновационного предпринимательства, сформулированы задачи по их нейтрализации.
Ключевые слова Иинновационное предпринимательство, барьер, развитие.
Summary
The article is devoted to the study of problems of innovation entrepreneurship development in Russia. The author cited barriers that arise in the development of innovative entrepreneurship, tasks are formulated to neutralize them.
Keywords
Innovative entrepreneurship, a barrier to development.
251
Развитие инновационного предпринимательства в любом государстве положительно влияет на развитие позитивных процессов в экономике (а, как известно, политика и экономика неотделимы), уровень демократии
в обществе, усиление позиций политического веса на международной арене, что, несомненно, дает этому государству не только политические дивиденды, но и экономические.
Инновационные предприятия способны изменить существующий в российской экономике экспортно-сырьевой характер и снизить зависимость от мирового экономического климата, что очень актуально в нынешних условиях, поэтому в рамках данного исследования мы рассмотрим их современные тенденций, барьеры и перспективы развития.
«Инновационное предпринимательство - экономический процесс, который приводит к созданию новых, улучшенных по своим свойствам товаров (продукции и услуг), а также технологий путем практического использования инноваций, реализуемых предприятиями28».
Оценивая состояние инновационной деятельности на предприятиях Российской Федерации, следует отметить, что удельный вес инновационно-активных предприятий начиная с 1980-х годов снижается, например,
в промышленности он сократился с 70% до 6%. На сегодняшний день разрыв с лидирующими в этой сфере странами, это Австрия, Германия, Дания, Ирландия, чьи показатели инновационной активности достигают 67%, 70%, 71% и 74% соответственно, составляет 10-12 раз.
На рисунке 1 отчетливо видно явное отставание России от большинства развитых стран.
Рисунок 1 -Доля инновационных предприятий в инновационно-развитых странах и России
«Для увеличения количества инновационных предприятий в России необходимо формирование благоприятного климата для развития инновационного бизнеса, стимулирование интереса инвесторов к данной сфере и устранение барьеров, мешающих эффективному развитию инновационного бизнеса29».
Перечислим основные явления, препятствующие развитию предпринимательской деятельности в сфере инновационного предпринимательства, и обозначим пути их устранения:
1. Слабо развитая инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства. Для устранения этого недостатка необходимо осуществить:
- создание инновационной инфраструктуры, работающей как единый механизм, а также региональной сети бизнес-инкубаторов во всех отраслях научных знаний, включая вузы;
- создание сети стратегических центров по развитию отраслей инноваций в РФ;
- создание инновационных клубов для предпринимателей, основной задачей которых является создание условий существования предпринимательства в инновационной сфере;
28 Гершанок Г. А. Основы инновационного предпринимательства Бизнес, Учебник Издательство: Изд-во Перм. нац. исслед. 2012 с. 123.
29 Тебекин, А.В. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров/ А.В. Тебекин; Ин-т мир. экономики и информатики. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2014. - 206 с.
252
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
- создание базы данных инновационных идей, которые будут доступны для предпринимателей и других заинтересованных категорий, и консультации по защите интеллектуальной собственности инновационных предпринимателей.
2. Низкий уровень профессионализма людей, отвечающих за реализацию крупнейших российских инновационных программ и проектов (непрофессионализм в области инноваций), а также отсутствие системы подготовки кадров для инновационной экономики и квалифицированного инновационного менеджмента. Для решения проблемы следует осуществить:
- привлечение профессионалов на всех стадиях реализации инновационных проектов;
- создание единой системы подготовки и повышения квалификации для профессионалов в области технологических инноваций, включая дистанционное обучение;
- разработка Федерального портала «инновационной предпринимательской деятельности» для установления новых контактов между предпринимателями, экспертами и решения их общих проблем в области инноваций;
- привлечение иностранных инвесторов за счет льгот, предусмотренных для производства инновационной продукции.
3. Слабое стимулирование развития инновационной системы негосударственного финансирования инновационной деятельности, отсутствие венчурного инвестирования. Для преодоления необходимо:
- реальное внедрение налоговых льгот для налогоплательщиков, деятельность которых направлена на усовершенствование действующей техники или создание инновационной продукции;
- расширение возможности применения механизма налоговых каникул;
- расширение перечня высокотехнологичного импортного оборудования, ввозимого без взимания импортных пошлин;
- выделение финансовых средств на государственные гарантии и субсидирование процентных ставок по кредитам под экспортные контракты;
- создание венчурных фондов и Федерального Инновационного фонда
для предпринимательства.
4. Избыточные административные барьеры для выхода российских инновационных компаний на зарубежные рынки. Давление со стороны органов власти, налоговых служб и криминальных структур при регистрации предприятий, лицензировании видов деятельности, сертификации продукции, выделении производственных и торговых помещений, земли, осуществлении контролирующими организациями контрольно-ревизионных функций.
5. Отсутствие комплексного законодательного обеспечения инновационной предпринимательской деятельности.
6. Отсутствие основы системы поддержки малого интеллектуального
предпринимательства на муниципальном уровне.
«Весомой преградой, стоящей на пути инновационного предпринимательства, является исторически сложившаяся катастрофическая нехватка предприимчивых лидеров инноваций, способных не только генерировать инновационные идеи, но и, что самое главное, быстро превращать их в успешный инновационный бизнес или продукт30».
Можно также назвать следующие барьеры на пути инновационного предпринимательства:
- высокая конкуренция со странами Запада;
- неблагоприятная инвестиционная среда;
- низкий уровень поддержки со стороны государства и частных инвесторов и др.
На основе анализа структурных проблем инновационных предприятий можно сформулировать рекомендации для оптимизации их функционирования:
1. Рекомендуется установление определенных принципов учета инноваций: использование наиболее релевантных методов формального учета; ориентация не на плановые и исторические показатели, а на
30 Двоенко И.Ю. Инновационный потенциал малого и среднего бизнеса Тульской области // Деловая Тула. — 2013. — № 3. — С. 12.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
текущие возможности и перспективность новаторских решений предприятия; систематичность учета, особенно для предприятий в стадии расширения своей деятельности.
2. Необходимо увеличивать степень интеграции в национальную инновационную систему, главные рынки сбыта и развивать смежные направления на стыках профильных и непрофильных рынков.
3. Рекомендуется обеспечить наличие как якорных подразделений НИОКР, так и диверсифицированных инструментов взаимодействия с внешней средой. Подразделения НИОКР в данном случае выступают основным связующим звеном с элементами НИС.
4. В случае вывода на рынок новых продуктов следует предварительно интенсифицировать взаимодействие с потенциальным потребителем с целью
его ознакомления с характеристиками и потребительской полезностью нового продукта.
5. В части отбора трудовых ресурсов необходимо проводить кадровую политику, направленную на возрастное формирование штата из опытных сотрудников и достаточно молодых специалистов.
6. Продуктивно осуществлять долгосрочное планирование деятельности предприятия при реализации относительно коротких по срокам окупаемости отдельных проектов. Это позволяет выявить жизнеспособность новшества на коротком промежутке времени31.
Список использованной литературы
1. Гершанок Г. А. Основы инновационного предпринимательства Бизнес, Учебник Издательство: Изд-во Перм. нац. исслед. 2012 с. 167.
2. Тебекин, А.В. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров/ А.В. Тебекин; Ин-т мир. экономики и информатики. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2014. - 481 с.
3. Двоенко И.Ю. Инновационный потенциал малого и среднего бизнеса Тульской области // Деловая Тула. — 2013. — № 3. — С. 14.
4. Удальцова Н.Л. Инновационное предпринимательство как элемент национальной системы Инновационная наука. 2015. № 7. С. 158-161
5. Удальцова Н.Л. Государственное регулирование инновационной деятельности за рубежом// Креативная экономика. 2013. № 8 (8о). С. 3-9
6. Удальцова Н.Л. Инвестиции в инновации/ Экономические науки. 2014. № 116. С. 69-72
7. Элбакидзе М.А. Малый инновационный бизнес в России // Актуальные вопросы экономических наук. -2011. - № 19. - С.155 - 160.
© Шумилова А.В., 2016
УДК 338.584
Д.С. Урутин
Студент-магистрант 1 курса факультета «экономика фирмы»
Крымский федеральный университет Ю.В. Шульга
Студентка-магистрантка 1 курса факультета «экономика фирмы»
Крымский федеральный университет г. Симферополь, Российская Федерация
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ КРЫМА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация
В данной работе рассматриваются изменения основных параметров работы предприятий Крыма с
31 Элбакидзе М.А. Малый инновационный бизнес в России // Актуальные вопросы экономических наук. - 2011. - № 19. - С.155 - 107.