Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ НА КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ'

ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ НА КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенция / компетентность / организационно-управленческая компетенция / компоненты / функции / военнослужащий / влияние / задача / competence / competency / organizational and managerial competence / components / functions / soldier / influence / task

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.В. Нюфтин, Т.Н. Гриневецкая, В.В. Затеев

В статье раскрывается влияние организационно-управленческой компетенции на качество выполнения задач. С целью определения указанного влияния проводится исследование компонентов и содержания компетенции путем ее изучения и анализа. В основе компетенции выделяется три базовых компонента: когнитивный, мотивационный и деятельностный. На основе компонентов в статье определяется содержание организационно-управленческой компетенции. По мнению авторов, к содержанию организационно-управленческой компетенции относятся прогностическая, организаторская, управленческая и оценочная функции. В исследовании дается характеристика содержания компетенции и раскрыта взаимосвязь между сформированной организационно-управленческой компетенцией и качеством выполнения задач. Отдельно отмечается роль образовательной организации в процессе формирования компетенции и ее важность в обеспечении конкурентного преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL COMPETENCIES OF THE NATIONAL GUARD TROOPS ON THE QUALITY OF TASK PERFORMANCE

The article reveals influence of organizational and managerial competence on the quality of task performance. In order to determine this influence, the components and content of the competence are studied. At the core of competence, there are three basic components – cognitive, motivational and activity-based. On the basis of the components, the content of organizational and managerial competence is determined in the article. According to the authors, the content of organizational and managerial competence includes predictive, organizational, managerial and evaluation functions. The study describes the content of the competence and reveals the relationship between the formed organizational and managerial competence and the quality of task performance. The role of the educational organization in the process of competence formation and its importance in ensuring a competitive advantage are separately noted.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ НА КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ»

УДК 378.225

Nuyftin E.V., postgraduate, Novosibirsk Order of Zhukov Military Institute n.a. General of the Army I.K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: 1eugene@mail.ru

Grinevetskaya T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Novosibirsk State Medical University, Professor, Novosibirsk Order of Zhukov Military Institute n.a. General of the Army IK. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: tanita973@list.ru

Zateev V.V., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Novosibirsk State Medical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: v.v.z.10@yandexl.ru

INFLUENCE OF ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL COMPETENCIES OF THE NATIONAL GUARD TROOPS ON THE QUALITY OF TASK PERFORMANCE. The article reveals influence of organizational and managerial competence on the quality of task performance. In order to determine this influence, the components and content of the competence are studied. At the core of competence, there are three basic components - cognitive, motivational and activity-based. On the basis of the components, the content of organizational and managerial competence is determined in the article. According to the authors, the content of organizational and managerial competence includes predictive, organizational, managerial and evaluation functions. The study describes the content of the competence and reveals the relationship between the formed organizational and managerial competence and the quality of task performance. The role of the educational organization in the process of competence formation and its importance in ensuring a competitive advantage are separately noted.

Key words: competence, competency, organizational and managerial competence, components, functions, soldier, influence, task.

Е.В. Нюфтин, адъюнкт, Новосибирский ордена Жукова военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, E-mail: 1eugene@mail.ru

Т.Н. Гриневецкая, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии Новосибирского государственного медицинского университета, проф. Новосибирского ордена Жукова военного института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, E-mail: tanita973@list.ru

В.В. Затеев, канд. социол. наук, доц., Новосибирский государственный медицинский университет, г. Новосибирск, E-mail: v.v.z.10@yandexl.ru

ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ

КОМПЕТЕНЦИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

НА КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ

В статье раскрывается влияние организационно-управленческой компетенции на качество выполнения задач. С целью определения указанного влияния проводится исследование компонентов и содержания компетенции путем ее изучения и анализа. В основе компетенции выделяется три базовых компонента: когнитивный, мотивационный и деятельностный. На основе компонентов в статье определяется содержание организационно-управленческой компетенции. По мнению авторов, к содержанию организационно-управленческой компетенции относятся прогностическая, организаторская, управленческая и оценочная функции. В исследовании дается характеристика содержания компетенции и раскрыта взаимосвязь между сформированной организационно-управленческой компетенцией и качеством выполнения задач. Отдельно отмечается роль образовательной организации в процессе формирования компетенции и ее важность в обеспечении конкурентного преимущества.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, организационно-управленческая компетенция, компоненты, функции, военнослужащий, влияние, задача.

Актуальность роли организационно-управленческих компетенций военнослужащих войск национальной гвардии подтверждается выполнением задач по обеспечению государственной и общественной безопасности, защите прав и свобод человека и гражданина, что обусловлено требованиями законодательства Российской Федерации.

В центре выполнения задач находится личность военнослужащего Росгвар-дии, прежде всего офицера, обладающего соответствующими профессиональными компетенциями. От решений, принятых командирами (начальниками), организации деятельности и управления подчиненными зависят не только результативность и успешность выполненных задач, но и жизнь (здоровье) граждан, самих военнослужащих и в целом безопасность государства.

Целью исследования в данной статье является обоснование взаимосвязи между сформированной организационно-управленческой компетенцией у военнослужащих (должностных лиц, специалистов) и качеством выполнения задач.

В основе исследования положена гипотеза о том, что чем выше уровень сформированной организационно-управленческой компетенции у военнослужащих войск национальной гвардии, тем качественнее будут выполняться задачи.

Соответствующее исследование построено на примере деятельности войск национальной гвардии и образовательной площадки военного института с участием офицеров и курсантов. Методологическую основу исследования составил компетентностный подход.

Для достижения цели исследования, проверки гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение и систематизация; эмпирические - анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, изучение педагогической документации, методы интерпретации и анализа данных.

Рассматривая основные результаты влияния организационно-управленческой компетенции на качество выполнения задач, изначально следует определить компоненты и содержание (функции) названной компетенции у военнослужащих для установления дальнейших взаимосвязей между ними.

Анализ психолого-педагогических работ, основанных на компетентност-ном подходе, позволяет отметить значительно различающиеся взгляды ученых на компоненты в профессиональной компетентности у будущих офицеров. Так, А.И. Шишков в своей работе выделить [1, с. 60] военно-профессиональный, акме-

ологический, нормативно-правовой, психолого-педагогический и духовно-нравственный компоненты компетентности. Подобные структурные компоненты наглядно относятся к профессиональной компетентности, однако не раскрывают частные особенности рассматриваемой в исследовании организационно-управленческой компетенции. Таким образом, подчеркивается необходимость изучения и рассмотрения компонентов организационно-управленческой компетенции именно в рамках заданной компетенции.

Исследованием компонентов организационно-управленческой компетенции занимались Л.И. Кундозерова, А.П Чириков, О.В. Попова, Н.У. Ярычев, ПС.-Х. Дудаев, Е.В. Савенкова, И.Т. Шарыгина, Р.П. Пантелеев и др. [2 - 5 и др.].

Структурные компоненты организационно-управленческой компетенции рассматривали Л.И. Кундозерова и А.П Чириков [2], которые выделили когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностно-креативный компоненты. Н.У. Ярычев и ПС.-Х. Дудаев в структуре компонентов организационно-управленческой компетенции рассматривают личностно-рефлексивный, мотивацион-но-ценностный и деятельностный компоненты [2].

Несколько иные компоненты в своей работе разбирает О.В. Попова, которая подчеркивает три компонента организационно-управленческой компетенции: когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий [3, с. 19].

В свою очередь, Е.В. Савенкова, опираясь на проведенное исследование компонентов [4, с. 51], относит к ним мотивационно-личностный, когнитивный, операционально-деятельностный и коммуникативный.

Достаточно полно структурные компоненты организационно-управленческой компетенции отражаются в работе И.Т. Шарыгиной [5, с. 33], которая представляет такие компоненты, как мотивационный, когнитивный, практико-деятель-ностный, коммуникативный и рефлексивный.

Вышеуказанные взгляды ученых отражают специфику организационно-управленческой компетенции в изучаемых профессиональных сферах и областях науки, подчеркивая профессиональную направленность содержания компонентов и их особенности.

Наиболее аргументированной представляется точка зрения РП Пантелеева. Он, опираясь на проведенное исследование [2, с. 34], выделяет следующие компоненты организационно-управленческой компетенции: когнитивный, моти-вационный, деятельностный и личностно-профессиональный.

Таблица 1

Анализ структурных компонентов организационно-управленческой компетенции

Автор Компоненты организационно-управленческой компетенции Обобщение компонентов по наиболее частому употреблению

- когнитивный; когнитивный, 7

Попова О.В. [3] - эмоционально-мотивационный; деятельностный, 6

- поведенческий мотивационный, 5

- когнитивный; личностный, 3

Савенкова Е.В. [4] - мотивационно-личностный; - операционально-деятельностный; ценностный, рефлексивный, 3 2

- коммуникативный эмоциональный, коммуникативный, 2

- когнитивный; поведенческий, 2

Шарыгина И.Т. [5] - мотивационный; - практико-деятельностный; - коммуникативный; - рефлексивный операционный, профессиональный, креативный, технологический, 1 1 1 1

Шастина А.Е. [6] - когнитивный; - ценностный; - технологический; планово-прогностический, диагностический 1 1

- когнитивный; 1

Кундозерова Л.И., Чириков А.Г [2] - эмоционально-ценностный; - деятельностно-креативный

- мотивационно-ценностный;

Ярычев Н.У., Дудаев ГС.-Х. [2] - деятельностный; - личностно-рефлексивный

- когнитивный;

Исламов А.Э. [7] - планово-прогностический; - функциональный; - диагностический

- когнитивный;

Пантелеев Р. Г [2] - мотивационный; - деятельностный - личностно-профессиональный

На основе изучения и анализа рассмотренных работ можно сделать вывод о профессиональной привязке и направленности при определении компонентов организационно-управленческой компетенции к специфике предстоящей деятельности. Фундаментальные основы организационно-управленческой компетенции, в том числе ее компоненты, рассматриваются учеными недостаточно. С целью определения важнейших компонентов рассматриваемой компетенции необходимо обобщить компоненты и определить наиболее часто употребляемые среди ученых (табл. 1), а также рассмотреть их роль.

Исходя из приведенного выше анализа, следует отметить, что в большинстве случаев среди ученых употребляются такие общие компоненты организационно-управленческой компетенции, как когнитивный, мотиеационный и де-ятельностный.

Данные компоненты определяют особенности указанной компетенции, выделяя ее роль среди сформированной компетентности. Остальные компоненты, менее употребляемые, являются частными и характерными для определенного вида профессиональной деятельности, кроме того, они могут быть включены в предложенные нами базовые компоненты.

Опираясь на проведенный анализ, обобщение, изучение и систематизацию научных трудов, выделим основные компоненты структуры организационно-управленческой компетенции:

- когнитивный: раскрывает знания и способности в области делегирования полномочий и организации деятельности коллектива, теоретических основ выработки и принятия управленческих решений и осуществления организаторских функций, контроля результатов выполнения задач и др.;

- мотиеационный: отражает осознание приоритетности мотивационных способностей по организации работы, ее реализации и контролю, нацеливание на самореализацию, саморазвитие и др.;

- деятельностный: рассматривает навыки, умения и готовность организации работы коллектива, планирования деятельности, реализации, осуществления контроля результатов, работы над устранением недостатков, анализу эффективности и корректировки деятельности в перспективе.

Указанные компоненты определяют содержание функций организационно-управленческой компетенции, которые наглядно транслируют ее роль на качество выполнения задач. Кроме вышеуказанных работ, исследованием вопроса содержания организационно-управленческой компетенции занимались Н.В. Ува-рина и А.А. Лоскутов. Названные ученые в своей статье [8] среди управленческих функций отмечают административную, целеполагающую, дисциплинарную, экс-пертно-консультативную и др.

К содержанию исследуемой компетенции В.Ю. Антоненков [9] относит комплексное воздействие на целенаправленность и продуктивность для максимальной успешности в достижении цели. В свою очередь, РГ. Пантелеев подчеркивает необходимость формирования всесторонне развитой личности, обладающей способностью оперативно принимать обоснованные организационно-управленческие решения в различных условиях обстановки [2].

Проанализированные теоретические основания позволяют сделать вывод, что умелая организация, целесообразно спланированное выполнение задачи, поэтапное разделение и выделение элементов задачи по значимости, распределение обязанностей и функциональности среди подчиненных (коллег), правильное мотивирование на достижение результата, системное сопровождение и координация, а также необходимый контроль и анализ результата позволят наиболее целостно приступить и успешно выполнить (решить) поставленную задачу.

Опираясь на проведенное исследование, к содержанию организационно-управленческой компетенции отнесем следующие функции:

1. Прогностическая (прогнозирование развития ситуации, предвидение возможных вариантов развития событий и реагирование на них, оперативное переключение на критическое мышление и скорость реакции, рефлексия вариантов событий, устранение нежелаемого результата).

2. Организаторская (коммуникабельность, собранность, устремление коллектива на деятельность, объединение коллектива в круге выполнения задачи, лидерство, всестороннее обеспечение, непрерывность управления, устойчивость связи (коммуникации)).

3. Управленческая (уяснение задач и выделение приоритетов, оценка обстановки, планирование на указанный период (задачу), координация деятельности, распределение времени, распределение коллектива по подзадачам и местам).

4. Оценочная (анализ результатов по этапам, качество выполнения задачи, эффективность результата, обобщение недостатков, организация контроля устранения недостатков, проверка устранения недостатков, ориентирование предстоящих задач).

Раскрывая влияние организационно-управленческой компетенции военнослужащего (должностного лица, специалиста) на выполнение задач, можно подчеркнуть, что она относится к компетентности, обеспечивающей конкурентное преимущество. На наш взгляд, рассмотренная выше компетенция является приоритетной в силу обеспечения человека набором организационных и управленческих умений, навыков и способностей.

Рис. 1. Влияние организационно-управленческих компетенций накачествовыполнения задач

Можно ли представить выполнение задачи, не опираясь на содержание организационно-управленческой компетенции? На наш взгляд, это исключено.

В данном случае не только выполнение военнойзадачи, но илюбойиной, опирается на рассмотренную компетенцию, если военнослужащий (должностное лицо.лпевьаоиптЫпмееа органйлааионну ю, и авленчесппюилиад ми ьистпаеио ную роль.

Такимо0оызпю,ытиукьурныегаегюныниыисоеаржаное зационно-управленческой компетенции непосредственно отражают свою роль в качественном выполнении задач (рис. 1).

Вылеиьложонуое лоьволяепьдслапьвыьодевзйи жания выполнения задачи и сущности основополагающих функций организаци-онно-управле^^б^ылй^с^ю^б^^^оыи.чтогад^/^яетеу ирер^гу^во^Е^п-Ю^кир нальной подготовке должностного лица (специалиста).

Перагогимесний псйевт. вмто^н^млл зв-

дач войсками национальной гвардии, накладывается в истоке приобретения ком-петенцнлбнеущиеи ьюйгрмиpoвaнюяиндивидеиленегo

стиля мышления в рамках успешного решения задач организационно-управленческая компетенция должна быть заложена у военных кадров на уровне профес-сионол ь нийеодгойовки нсTвaччвaпeюьыей

Весомая значимость в вопросе профессиональной подготовки отводится военло-поофпсмиональиым тимоиьлиныл,й сне к^т^ыппЛОиууюлси ^(^ше-тенции. Успешное овладение компетенциями в военных институтах достигается

Библиографический список

как существующими, так и новыми, перспективными средствами. К числу перспективных средств в образовании можно отнести индивидуализацию процесса освоения программы; гибкость, динамичность и вариативность образовательного процесса [10]; выработку навыков решения совместных задач; использование со-временныхсредств активногообучения, инновационныхтехнологийидр.

Вместе с тем в свете происходящих изменений в образовании Д.Р Вахито-вым, Т.Н. Приневецкой и соавт. отмечается ряд проблем в образовательной среде на фоне новых и перспективных средств и технологий обучения [11]. Решение подобных педагогических проблем нацелено на комплексное их преодоление при обращении вектора в сторону качественного компетентностного образования. Подчеркнем, что компетентностное образование обеспечивает фундаментальную основу для качественного выполнения задач предстоящей профессиональной деятельности, а амплуа ведущей компетенции по праву отдается организа-ционно-управленческойкомпетенции.

В качестве вывода отметим зависимость качества выполнения задач военнослужащими войск национальной гвардии от сформированной организационно-управленческой компетенции командиров (начальников). Таким образом, ее формированию в образовательных организациях должно уделяться достаточное внимание. С целью успешного формирования организационно-управленческой компетенции требуется использование обновленных подходов к стилям, методам и средствам обучения с опорой на значительный опыт предыдущих поколений педагогов.

1. Шишков А.И. Формирование профессиональной компетентности курсантов военных вузов в ходе тактико-специальной подготовки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2014.

2. Пантелеев РГ. Формирование организационно-управленческой компетенции будущих военных специалистов в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Орел, 2020.

3. Попова О.В. Формирование организационно-управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности. Автореферат диссертации ... канди-датапедагогическихнаук.Москва,2013.

4. Савенкова Е.В. Развитие организационно-управленческой компетентности менеджеров образования при реализации магистерских программ. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2018.

5. Шарыгина И.Т Формирование организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Чайковский, 2019.

6. Шастина А.Е. Развитие организационно-управленческих компетенций в процессе повышения квалификации инженерно-технических кадров. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 2014.

7. Исламов А.Э. Педагогическое обеспечение формирования организационно-управленческой компетентности будущего учителя технологии. Автореферат диссертации ...кандидатапедагогических наук.Йошкар-0ла,2015.

8. Уварина Н.В., Лоскутов А.А. Структурно-содержательное наполнение управленческой компетенции в системе профессионального образования. Современные проблемы науки и образования. Москва, 2015; № 5:488. Available at:https://elibrary.ru/item.asp?id=32664375

9. Антоненков В.Ю. Сущность и структура организационно-управленческой компетенции будущего офицера. Развитие личности как стратегия современной системы образования: материалы Международной научно-практической конференции. Воронеж: 2016.

10. Нюфтин Е.В. Моделирование индивидуального образовательного маршрута как фактор повышения эффективности подготовки будущих офицеров. Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России: сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции. Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации. Новосибирск: НВИ ВВ МВД РФ, 2016: 293 - 299. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25744921

11. Вахитов Д.Р, Гриневецкая Т.Н., Латыпов РА., Саитова РГ Особенности реагирования системы образования на происходящие в мире изменения. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 227 - 230.

References

1. Shishkov A.I. Formirovanie professional'noj kompetentnosti kursantov voennyh vuzov v hode taktiko-special'noj podgotovki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2014.

2. Panteleev R.G. Formirovanie organizacionno-upravlencheskojkompetenciibuduschih voennyh specialistov v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orel, 2020.

3. Popova O.V. Formirovanie organizacionno-upravlencheskih kompetencij u studentov vuza v processe vneuchebnoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2013.

4. Savenkova E.V. Razvitie organizacionno-upravlencheskoj kompetentnosti menedzherov obrazovaniya pri realizacii magisterskih programm. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2018.

5. Sharygina I.T. Formirovanie organizacionno-upravlencheskih kompetencij u studentov fizkulturnogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chajkovskij, 2019.

6. Shastina A.E. Razvitie organizacionno-upravlencheskih kompetencij v processe povysheniya kvalifikacii inzhenerno-tehnicheskih kadrov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2014.

7. Islamov A.'E. Pedagogicheskoe obespechenie formirovaniya organizacionno-upravlencheskoj kompetentnosti buduschego uchitelya tehnologii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Joshkar-Ola, 2015.

8. Uvarina N.V., Loskutov A.A. Strukturno-soderzhatel'noe napolnenie upravlencheskoj kompetencii v sisteme professional'nogo obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. Moskva, 2015; № 5:488. Available at:https://elibrary.ru/item.asp?id=32664375

9. Antonenkov V.Yu. Suschnost' i struktura organizacionno-upravlencheskoj kompetencii buduschego oficera. Razvitie lichnosti kak strategiya sovremennoj sistemy obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Voronezh: 2016.

10. Nyuftin E.V. Modelirovanie individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta kak faktor povysheniya 'effektivnosti podgotovki buduschih oficerov. Napravleniya i perspektivy razvitiya obrazovaniya v voennyh institutah vnutrennih vojsk MVD Rossii: sbornik nauchnyh statej VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirskij voennyj institut imeni generala armii I.K. Yakovleva vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Novosibirsk: NVI VV MVD RF, 2016: 293 - 299. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25744921

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Vahitov D.R., Grineveckaya T.N., Latypov R.A., Saitova R.G. Osobennosti reagirovaniya sistemy obrazovaniya na proishodyaschie v mire izmeneniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 227 - 230.

Статья поступила в редакцию 25.05.21

УДК 37.037.1

Kozhurova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: kozhurova_2013@mail.ru

Sobakina E.R., primary school teacher, MBOU "Sartanskaya Secondary School" (Yunkur Village, Verkhoyansky District, Yakutia, Russia),

E-mail: sobakina.evdokiya@mail.ru

DEVELOPMENT OF MOTOR SKILLS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN THROUGH DANCE GAMES. The article reveals a problem of finding an effective means of developing motor skills in primary school children. As a solution to the problem, dance games in rhythm classes are considered as a means of developing motor skills. The purpose of the article is to use dance games as a means of developing motor skills in primary school students in rhythmic classes in grade 3. The description of the survey is given according to the method "Identification of motor skills and abilities" by E.N. Stepanovich and according to the test "Determination of the possibilities of mastering the musculoskeletal system" by T.A. Baryshnikova. Effective results are determined if one selects methodological tools to identify the level of development of motor skills of primary school students and conduct a survey. Next, a set of dance games are held, which will create favorable conditions for the development of motor skills.

Key words: motor skills and abilities, primary school children, dance games, musical and mobile game, rhythmics.

А.А. Кожурова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: kozhurova_2013@mail.ru

Е.Р. Собакина, учитель начальных классов, МБОУ «Сартанская средняя общеобразовательная школа», п. Юнкюр,

E-mail: sobakina.evdokiya@mail.ru

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ИГР

Статья посвящена проблеме поиска эффективного средства развития двигательных навыков у младших школьников. В качестве варианта решения вопроса рассматриваются танцевальные игры на занятиях ритмики как средство развития двигательных навыков. Целью статьи является применение танцевальных игр как средства развития двигательных навыков у младших школьников на занятиях ритмики в 3 классе. Дается описание проведения обследования по методике «Выявление двигательных навыков и умений» Е.Н. Степанович и по тестированию «Определение возможностей овладения опорно-двигательным аппаратом» Т.А. Барышниковой. Эффективные результаты определяются, если подобрать методический инструментарий для выявления уровня развития двигательных навыков младших школьников и провести обследование. Приводится комплекс танцевальных игр, которые создадут благоприятные условия для развития двигательных навыков.

Ключевые слова: двигательные навыки и умения, младший школьник, танцевальные игры, музыкально-подвижная игра, ритмика.

В последнее время в общеобразовательных учреждениях можно проследить случаи, когда школьники много сидят на занятиях, мало двигаются, больше находятся в статической позе. Ухудшается здоровье детей. По данным научных исследований, лишь около 10% детей можно считать здоровыми, а около 40% страдают хроническими заболеваниями [1]. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем вследствии недостаточной двигательной активности детей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования укрепление физического и духовного здоровья обучающихся выделено в качестве одного из основных требований. В связи с этим одной из дополнительных услуг являются занятия ритмикой, на которых с помощью танцевальных игр ребенок помимо музыкального и двигательного образования получает мощный оздоровительный комплекс, в том числе осуществляется коррекция различных отклонений в опорно-двигательном аппарате - осанки и плоскостопия. Это содействует и развитию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой системы. Активная физическая нагрузка благоприятно содействует развитию двигательных способностей и физических данных детей.

Цель исследования - рассмотреть специфику применения танцевальных игр как средства развития двигательных навыков у младших школьников на занятиях ритмики.

Методологической основой исследования являются научные труды в области физиологии, психологии и педагогики, которые доказывают, что обучение человека осуществляется в соответствии с закономерностями формирования и развития двигательных умений и навыков (И.С. Сеченов, И.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, Е.П. Ильин) [2; 3; 4]. В сфере ритмической гимнастики следует назвать труды родоначальников системы музыкально-ритмического воспитания: Э.Ж. Далькроз, Н.Г Александрова, Е.В. Конорова, ГС. Франио [5; 6]. Влияние общей благотворной физиологии танца на организм человека изучали А.Н. Брусницына, Т. И. Васильева, М.В. Левин, С.В. Казначеев, А.С. Фомин и другие [7; 8].

На основе анализа психолого-педагогической литературы, теоретических исследований определен педагогический потенциал танцевальной игры как эффективного средства развития двигательных навыков в младшем школьном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.