УДК 327.323.3
DOI: 10.28995/2073-6339-2020-1-52-63
Влияние Октябрьской революции 1917 г.
и деятельности Коминтерна на взгляды и методологические подходы польских и чешских историков межвоенного периода: на примере работ Ю. Мархлевского, Зд. Неедлы и Я. Швермы
Елизавета И. Новикова Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС при Президенте РФ), Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются личности, судьбы и методологические подходы историков Польши и Чехословакии межвоенного периода. На основе анализа биографий ученых, а также методологических подходов в историографических трудах Ю. Мархлевского, Зд. Неедлы и Я. Швермы автор прослеживает взаимосвязь этих подходов с общественно-политическими реалиями исследуемого периода.
В 1918 г. на карте мира появились независимые государства Польша и Чехословакия. Их возникновение совпало с непростым, насыщенным социально-политическими событиями периодом. Тяжелые последствия Первой мировой войны, череда революций - все это оказало огромное влияние на умонастроение европейцев, которые искали новые ориентиры и новые смыслы. Так, в новообразованных независимых Республиках Польше и Чехословакии такими ориентирами, среди прочих, выступали коммунистические идеи.
Общественно-политические события 1910-1920-х гг. вызвали глубокую рефлексию и потребность переосмысления и поиска новых подходов к пониманию событий прошлого. Октябрьская революция и деятельность Коминтерна оказали существенное влияние на общественно-политическую и историческую жизнь в Польше и Чехословакии.
Ключевые слова: Октябрьская революция 1917 г., Коминтерн, польская историография, чешская историография, марксизм, Польша, Чехословакия, межвоенная Европа, Юлиан Мархлевский, Зденек Неедлы, Ян Шверма
Для цитирования: Новикова Е.И. Влияние Октябрьской революции 1917 г. и деятельности Коминтерна на взгляды и методологические под© Новикова Е.И., 2020
ходы польских и чешских историков межвоенного периода: на примере работ Ю. Мархлевского, Зд. Неедлы и Я. Швермы // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2020. № 1. С. 52-63. БОТ: 10.28995/2073-6339-2020-1-52-63
The influence of the 1917 October Revolution and the activities of the Comintern on the views and methodological approaches of Polish and Czech historians of the interwar period (on the example of the works of Julian Marchlewski, Zdenek Nejedly, Jan Sverma)
Elizaveta I. Novikova The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA), Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article examines the personalities, destinies and methodological approaches of historians from Poland and Czechoslovakia of the interwar period. Based on the analysis of biographies of scientists and methodological approaches in the historiographical works of Julian Marchlewski, Zdenek Nejedly and Jan Sverma the author traces the relationship of these approaches to the socio-political realities of the period under study.
In 1918, independent States of Poland and Czechoslovakia appeared on the world map. Their appearance coincided with a difficult period of the intense socio-political events of the period. The severe consequences of the First World War, a series of revolutions - all that had a huge impact on the mentality of the Europeans. They were looking for new guidelines, new meanings and in the newly formed independent, Republic of Poland and Czechoslovakia, among others, such guidelines were Communist ideas.
Socio-political events of 1910-1920s. caused a deep reflection, the need to rethink and search for new approaches to understanding the events of the past. The October revolution and the activities of the Comintern had a significant impact on the social, political and historical life in the Republic of Poland and Czechoslovakia.
Keywords: October revolution of 1917, the Comintern, the Polish historiography, the Czech historiography, Marxism, Poland, Czechoslovakia, interwar Europe, Julian Marchlewski, Zdenek Nejedly, Jan Sverma
For citation: Novikova, E.I. (2020), The influence of the 1917 October Revolution and the activities of the Comintern on the views and metho-
dological approaches of Polish and Czech historians of the interwar period (on the example of the works of Julian Marchlewski, Zdenek Nejedly, Jan Sverma), RSUH/RGGUBulletin. "Political Science. History. International Relations"Series, no. 1, pp. 52-63. DOI: 10.28995/2073-6339-2020-1-52-63
Введение
В данной статье рассмотрены труды, личности и судьбы таких историков и государственных деятелей межвоенной Польши и Чехословакии, как Юлиан Мархлевский, Зденек Неедлы и Ян Шверма. Выбор был сделан не случайно: они представляют собой три поколения историков, а пик их творчества пришелся на межвоенный период. Эти ученые занимались не только научной, но и государственной деятельностью, они были наиболее яркими и заметными исследователями среди представителей коммунистических взглядов и внесли существенный вклад в развитие исторической науки в новообразованных государствах Польше и Чехословакии. Так, Зденек Неедлы вплоть до 1970-х гг. определял направление чехословацкой историографии.
Большое внимание польские и чешские историографы межвоенного периода уделяли темам, связанным с национальной идентичностью. Их интересовали:
- образование первых государств у западных славян;
- отсутствие государственного единства в Средние века и вытекающие из этого факта ослабление стран и потеря ими независимости;
- национальное движение чехов и поляков за независимость и создание самостоятельных государств.
Под воздействием Октябрьской революции в России и деятельности Коминтерна ученые связывали многие исторические проблемы с социальной борьбой. Они считали, что снятие социального напряжения в обществе и его гармоничное развитие возможно, если Польша и Чехословакия пойдут по советскому пути развития. Эти взгляды подвергались критике в родных странах. Так, Юлиан Мархлевский за свою активную коммунистическую и просоветскую деятельность даже был вынужден эмигрировать, однако не отказался от своих социально-политических воззрений.
Цель данного исследования - изучив биографии и научные труды обозначенных историков Польши и Чехословакии межвоенного периода понять, как события Октябрьской революции 1917 г. и деятельность Коминтерна повлияли на формирование мировоззрения и складывание методологических концепций ученых.
Исследование это тем более актуально, что формировавшаяся в межвоенный период национальная историография Польши и Чехословакии оказывала большое влияние на становление национальной идентичности и формирование определенных настроений в обществе. В наши дни данные механизмы по-прежнему востребованны.
На сегодняшний день проблематика польской и чешской историографии 1920-1930-х гг. в отечественной историографии практически не изучена. Стоит отметить коллективный труд «Историография истории южных и западных славян» [Горина, Карасев, Матвеев, Ненашева, Созин 1987] ученых и преподавателей Московского государственного университета, в котором подробно освещены взгляды историков культурно-национального направления. Однако эта работа написана более 30 лет назад и на сегодняшний момент устарела. Представляет интерес работа Т.И. Мурадовой «Социокультурные аспекты идеологии чешского реализма на рубеже XIX-XX вв.», в которой уделяется внимание влиянию чешской политики на формирование национальной историографии [Мурадова 2008].
Польский коммунист Мархлевский: эмигрант или патриот?
Среди изучаемых историков особо примечателен Юлиан Мархлевский (1866-1925). Он был активным участником современных ему общественно-политических событий. Не только старший из исследуемых ученых, но и человек, который был связан с коммунистической идеей и с революционным движением еще до 1917 г., Мархлевский стоял у истоков социал-демократии в Российской империи.
Он родился в обедневшей шляхетской семье поляка и немки, получил прекрасное образование - закончил Цюрихский университет, отлично владел немецким и русским языками. Мархлевский попал в общее русло революционного движения в среде образованной молодежи. Он, несмотря на свое благородное происхождение, ратовал за преобразование общества на социальных началах, поддерживал рабочих и крестьян. В 1893 г. вместе с соратниками основал Социал-демократию Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ) - социал-демократическую марксистскую партию. Ученый был дружен с такими выдающимися деятелями, как Карл Либкнехт и Роза Люксембург.
Под воздействием этих событий Мархлевский начал активно публиковаться, его дореволюционные труды посвящены в основном политической экономии и борьбе рабочих за свои права. Стоит
отметить такие труды этого периода, как «Политическая экономия. Что это и чему учит?»1, и «Борьба рабочих в условиях царизма»2, выдержавшие несколько переизданий. В этих трудах он отстаивал необходимость диктатуры пролетариата.
В 1900 г. Ю. Мархлевский познакомился с В.И. Лениным. Ученый проявил солидарность во взглядах с ним на международных конгрессах II Интернационала в 1907 г. в Штутгарте и в 1910 г. в Копенгагене - по колониальному вопросу отстаивал право наций на самоопределение.
Мархлевский принимал активное участие в антивоенной деятельности в Германии, за что в 1916 г. был заключен германскими властями в концлагерь. В 1918 г. советское правительство обменяло его на пленного немецкого генерала, и Мархлевский вместе с семьей перебрался в Москву. Здесь Мархлевский стал активным участником Коминтерна. В Советской России были опубликованы новые труды ученого и переизданы старые, он много работал над созданием положительного образа новой России за границей.
Во время советско-польской войны в 1919 г. от имени советского правительства Мархлевский вел переговоры с представителями Ю. Пилсудского о приостановке военных действий между Красной Армией и поляками. В своем труде «Война и мир между буржуазной Польшей и пролетарской Россией»3 исследователь отметил стремление советской стороны разрешить конфликт, а польской, наоборот, усугубить сложившееся положение:
Россия не хотела этой войны, она прилагала все усилия, чтобы завязать дружеские отношения с Польским государством. Поэтому господам польским дипломатам пришлось отчаянно искать повода к ссоре4.
Отношения с действующей польской властью у Мархлевского не сложились. В 1920 г. по инициативе историка и при поддержке Коминтерна был создан Польский революционный комитет, который ставил своей задачей, опираясь на поддержку трудящихся, установить в Польше революционную власть по типу Советов. Ученый отмечал, что новая власть не выполнила своих обяза-
1 Marchlewski J.B. Ekonomia polityczna. Czym jest i czego uczy. Warszawa, 1902.
2 Marchlewski J.B. Walka robotnicza pod caratem. Krakow, 1905.
3 Мархлевский Ю.Ю. Война и мир между буржуазной Польшей и пролетарской Россией. М.: Госиздат, 1921.
4 Там же. С. 5.
тельств перед польским народом. Поляки обрели желаемое независимое государство, но это государство было буржуазным и не отвечало надеждам и потребностям рабочего класса:
Десятки тысяч рабочих поверили, что если Польша освободилась от хозяйничанья царя и кайзера, если во главе правительства стоят социалисты Дашинские, Морачевские и Пилсудские, то все должно пойти хорошо. Польская Социалистическая Партия (П.П.С.), которая в течение четверти столетия обманывала рабочих, сбивая их с пути классовой борьбы, эта партия, дорвавшись теперь до власти, предала рабочий класс, вошла в позорный союз с буржуазией и деятельно помогала обращению Польши в государство не только буржуазное, но и до мозга костей реакционное, в государство, которое сделалось жандармом Восточной Европы.
Это государство начало войну с пролетарской Россией. Почему? Потому, что эта пролетарская Россия так же была бельмом на глазу польской буржуазии, как она была бельмом на глазу буржуазии английской и французской5.
В последние годы жизни Мархлевский уделял много времени преподаванию. По его инициативе в 1920 г. в Минске была образована польская партийная школа, после перевода в Москву она была преобразована в польское отделение Коммунистического университета народов Запада.
В 1922 г. он способствовал созданию Международной организации помощи революционерам, председателем которой стал сам.
В исторических исследованиях Ю. Мархлевский придерживался марксистской методологии. Исторический процесс виделся ему борьбой классов, развитие истории было связано с развитием производительных сил общества. Как историк он видит движущую силу общественного прогресса современного ему общества в пролетариате:
...борьба пролетариата, его победоносная революция, его диктатура есть единственный путь, который выведет Польшу на путь истинной свободы6.
В работах Мархлевского наблюдается симпатия к крестьянам. Он использовал такие термины, как «капиталисты», «гнет», «милитаризм».
5 Мархлевский Ю.Ю. Война и мир между буржуазной Польшей и пролетарской Россией. С. 5.
6 Мархлевский Ю.Ю. Польша и мировая революция. М., 1920.
В статье «Польская Конституция 3 мая 1791 года» Юлиан Мархлевский писал:
Авторы Конституции, отстаивали и обеспечивали права и привилегии угнетателей крестьянства, не изменили невыносимо тяжелого положения крестьянства. Классовый эгоизм польского дворянства и польской буржуазии в 1794 г. и в 1831 и 1863 гг. стали причинами, обрекшими на неудачу героические выступления восставших7.
Во всех трудах Мархлевского прослеживается антиклери-кальность, что также осложняло его принятие польским обществом, традиционно католическим и консервативным. Так, ученый отметил:
Католическое духовенство никогда и нигде не служило Родине, оно всегда было готово продать и подавить народ, всегда заботилось только о делах церкви, своих доходах. Были единичные личности, горевшие любовью к Родине, готовые к жертвам, но с ними церковная власть никогда не была солидарна и духовные сановники всегда отрекались от них8.
Мархлевский не преуменьшал заслуг Тадеуша Костюшко, но упрекал его в том, что он, обещая приобретение крестьянами воли, не обещал вместе с ней заветной земли.
Исторический процесс виделся Мархлевскому эволюцией производительных сил общества. Как историк он рассматривал движущую силу общественного прогресса современного ему общества в пролетариате и подчеркивал, что борьба пролетариата, его победоносная революция, его диктатура - единственный путь, который приведет Польшу к истинной свободе.
Чешские исследователи Ян Шверма и Зденек Неедлы
Среди чешских исследователей межвоенного периода стоит отметить Яна Шверму и Зденека Неедлы. Они были представителями разных поколений, так Зденек Неедлы начал свою деятельность еще на рубеже XIX и XX столетий, а Ян Шверма был представителем уже новой, независимой Чехословакии. Однако они
7 Мархлевский Ю.Ю. Польша и мировая революция. С. 23.
8 Мархлевский Ю. (Карский Ю.). Сочинения. М.; Л., 1931. Т. 6. С. 127.
оба были приверженцами коммунистических идей, что повлияло на становление их методологических подходов.
Зденек Неедлы (1878-1962) стоит некоторым особняком среди исследователей, так как он прежде всего являлся литератором и музыковедом, а уже потом историком и государственным деятелем.
Неедлы родился в семье учителя и музыканта Романа Неедлы. Зденек изучал историю и эстетику на философском факультете Карлова университета в Праге, после был лектором и издателем журналов "Smetana" (Сметана) и "Var" (Кипение).
В созданной в 1918 г. Чехословакии сложились благоприятные условия для развития национальной истории и культуры. В отличие от Польши, здесь уживались представители различных политических взглядов. Зденек Неедлы был одним из первых членов Коммунистической партии Чехословакии. В 1925 г. он стал инициатором создания «Общества культурного и экономического сближения с Новой Россией», был его председателем, являлся одним из руководителей Союза друзей СССР, часто посещал страну Советов, участвовал в деятельности Коминтерна.
Активное участие Неедлы принял в создании в 1935 г. Чехословацкого комитета действия по укреплению мира. Был председателем Комитета друзей республиканской Испании, в 1936 г. посетил эту страну в составе делегации деятелей чехословацкой культуры.
Главнейшим трудом Зденека Неедлы является монография о Бедржихе Сметане. Неедлы подчеркнул, что на личность Сметаны оказали существенное влияние революционные события в Европе, что отец воспитывал его в революционном, свободолюбивом духе, по мнению исследователя, композитор с детства сохранил воспоминания об июльской, греческой и польской революциях (революцией он называл восстания).
Зденек Неедлы считал, что чешская музыка выросла из революции. Все повествование о великом композиторе пронизано революционными мотивами. Употребляются такие понятия, как «борьба масс», «классовая борьба». В Сметане историк видит настоящего революционера:
Наступил 1848 год, а с ним настало время Сметаны. Свобода, пронесшаяся над Европой с запада на восток, увлекла его в свой упоительный водоворот. Он чувствует, как в народе пробуждаются новые силы, как народ готовится к великому размаху, и это его восхищает. Он слагает поэтому для революционной национальной гвардии песни и марши и создает свое первое большое оркестровое произведение
«Ликующую увертюру», в которой впервые раздаются победные звуки новой жизни9.
Работы Неедлы, хоть и марксистского толка, но отличаются красотой и выразительностью слога, аллегоричностью, сравнениями.
Душа Сметаны словно связана оковами, которыми была опутана вся жизнь народов Австрии. Она поэтому неспособна свободно взлететь туда, куда она так стремилась10.
Зденек Неедлы стал называть Сметану «вождем» обновленной чешской музыки 1860-х гг. Он видел в нем символ, пробудивший любовь к национальной музыке, а в дальнейшем и всей культуре чешского народа. Неедлы отмечал, что до Сметаны национальная музыка народов Европы была чем-то диковинным, развлекательным, Сметана же вывел ее на совершенно иной уровень, заставил полюбить и воспринимать всерьез. Эта деятельность Сметаны стала одним из факторов пробуждения в чехах национального самосознания и желания обрести новое государство.
Самым младшим из исследуемых ученых является Ян Шверма (1901-1944). На момент создания Чехословакии ему было всего 17 лет. Он совсем юным свежим взглядом оценивал исторические события, современником которых он был.
Ян Шверма из семьи адвоката. В 1920 г. поступил на юридический факультет Карлова университета, но не окончил его. С 1921 г. Шверма состоял в коммунистической партии, был одним из близких друзей и соратников Клемента Готвальда11.
В 1926 г. Ян Шверма вместе с супругой уехал в Москву, где окончил двухгодичную Международную Ленинскую школу, учебное заведение Коминтерна, основанное в Москве с целью обучения деятелей революционного движения стран Европы и Америки.
В 1928 г. Шверма принял участие в VI конгрессе Коммунистического интернационала, проходившем в Москве. По возвращении из Москвы выступил за большевистский курс в Чехословакии.
Участие в Интернационале существенно повлияло и на исторические взгляды Швермы. Он придерживался марксистской методологии, считал, что Русская революция повлияла на размах
9 Неедлы Зд. Бедржих Сметана. Прага: Орбис, 1924. С. 17-18.
10 Там же.
11 Клемент Готвальд (чеш. Klement Gottwald, 1896-1953) - политический деятель Чехословакии, руководитель Коммунистической партии Чехословакии, премьер-министр и президент Чехословакии.
освободительного движения в Чехии, которое сыграло выдающуюся роль в освобождении от Австрии.
Ян Шверма много писал о феодализме, использовал в своих работах термины «империализм», «царизм»12. Называл гуситские войны революцией. Не видел разницы между крестьянином и фермером:
«Мы - чешский народ, который восстал для битвы за свободу. А Европа - Европа феодальных панов, Европа средневекового гнета, Европа - контрреволюция».
«Под звуки гуситской песни пропала тень черного креста, который хотел задушить нашу землю».
«Гуситские войны - это была социальная революция чешского народа против эксплуатации, против угнетения и за свободу».
«В гуситских войнах родился чешский крестьянин (фермер), крестьянин заострил свою косу и железом обил свою цепь, освободился от государства панов, взял почву с земли своим потом. В гуситских войнах восстал весь чешский рабочий народ, чтобы освободиться от церкви, которая тогда владела одной третью всей земли и которая была главным богачом и эксплуататором»13.
Ян Шверма пронес теплое чувство к Советскому Союзу и коммунистической идее через всю жизнь и свое творчество. После начала Великой Отечественной войны в «Чехословацких письмах» он отмечал:
Советский Союз поможет всем славянским народам освободиться от фашизма и с его помощью будем идти к новой, настоящей демократии, к народной демократии и социализму14.
Не чужды Шверме и идеи тесного славянского диалога. В 1943 г. в статье «Славянская идея в нашей чешской политике» он писал:
Теперь идея славянской взаимности очищена от всяких панславянских элементов царского империализма, вступает в силу настоящий демократический характер, который чешский человек всегда носил под своим сердцем. У славян нет эскпансионистских целей, их солидарность не в противостоянии с другими народами, а в их великой дружбе15.
12 SvermaJ. Vybor z dila, 1. Praha, 1981. S. 125-127.
13 Ibid. S. 100.
14 Ibid. S. 14.
15 Ibid. S. 18.
Выводы
Подводя итоги стоит отметить, что несмотря на разность в возрасте, происхождении, жизненном опыте, Мархлевский, Шверма и Неедлы с радостью и упоением принимали революционные события в России и установление Советской власти. Они стали активными участниками Коминтерна и польско-российского диалога. И представляющий классических исследователей-революционеров конца XIX - начала XX в. Мархлевский, и уникальный исследователь и издатель новой Чехословакии Неедлы, и совсем молодой коммунист Шверма видели правильность в советском пути развития, пропагандировали коммунистические идеи в родных им странах.
Основной период творчества ученых пришелся именно на межвоенный период. Важно отметить, что общественно-политическая жизнь в Польше и Чехословакии в это время различалась: в Чехословакии было больше свободы выражения, здесь сосуществовали исследователи и государственные деятели с разными политическими взглядами, в Польше же, особенно после режима «санации» Ю. Пилсудского существовала жесткая цензура и неприятие оппозиционных настроений. Поэтому для польских исследователей -коммунистов Коминтерн выступал настоящим спасителем, он не только давал возможность научной деятельности, но и поддерживал коммунистическую идеологию в новых странах - Польше и Чехословакии.
Ученые активно взаимодействовали с Коминтерном, а Юлиан Мархлевский и вовсе участвовал в его организации. Они симпатизировали Советской России, создавали ее позитивный образ в родных странах. Но при всех симпатиях они были солидарны в одном - и Польша, и Чехословакия должны оставаться независимыми национальными государствами.
Примечательно то обстоятельство, что в начале деятельности Коминтерна взгляды его участников были достаточно схожи, многие ратовали за установление коммунистических режимов в своих странах и мировую революцию, к концу же 1920-х гг. эйфория революционных перемен в Европе и мире угасала, а взгляды коммунистов-исследователей становились более умеренными, однако их социально-экономический подход к истории оставался прежним.
Все ученые, несмотря на разность происхождения: Мархлевский - дворянин, Шверма - из семьи адвоката, Неедлы - из семьи музыканта, были людьми интеллигентными, образованными, имели богатый жизненный опыт. Это обусловило их осмысленный, критический подход к общественно-политическим событиям, современ-
никами которых они были. Их обращение к коммунистической идее было не случайным, они видели кризисные моменты, мешающие гармоничному развитию общества, и искренне считали, что предоставление нациям права на самоопределение и переустройство общества на социальных началах будет способствовать благоденствию и процветанию их родных стран и народов.
Литература
Горина, Карасев, Матвеев, Ненашева, Созин 1987 - Горина Л.В., Карасев В.Г., Матвеев Г.Ф., Ненашева З.С. (отв. сек.), Созин И.В. (отв. ред). Историография истории южных и западных славян. М., 1987. 132 с. Мурадова 2008 - Мурадова Т.И. Социокультурные аспекты идеологии чешского реализма на рубеже XIX-XX веков: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2008.
References
Gorina, L.V., Karasev, V.G., Matveev, G.F., Nenasheva, Z.S., Sozin, I.V. (1987), Isto-riografiya istorii yuzhnykh i zapadnykh slavyan [Historiography of the history of Southern and Western Slavs]. Moscow, Russia. Muradova, T.I. (2008), Sotsiokul'turnye aspekty ideologii cheshskogo realizma na rubezhe XIX-XX vekov [Sociocultural aspects of the Czech realism ideology at the turn of 19th - 20th centuries]. Abstract. Ph.D. dis., History, Moscow, Russia.
Информация об авторе
Елизавета И. Новикова, аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия; Россия, 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82, стр. 1; [email protected]
Information about the author
Elizaveta I. Novikova, post-graduate student, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow, Russia; bldg. 1, bld. 84, Vernadsky Av., Moscow, Russia, 119571; [email protected]