БОТ 10.31168/2618-8570.2018.15
Анна Романовна ЛАГНО
Улица Мархлевского в Москве
Новая эпоха, начавшаяся с 1917 г., должна была изменить многое в жизни общества, в том числе и облик патриархальной Москвы, ставшей с 12 марта 1918 г. столицей молодого социалистического государства. Тогда же начались и первые переименования московских улиц и площадей: вместо Покровской улицы появилась Бакунинская, Большая Пресненская стала улицей Красная Пресня; вместо Воскресенской площади появилась площадь Революции, а Александровская стала площадью Борьбы. Позднее, во второй половине 1920-х годов, на карте Москвы возникли улицы, названные в честь поляков-революционеров: Дзержинского и Мархлевского. Они находились рядом друг с другом, обе выходили к Сретенскому бульвару, а также обеим им в 1990-е годы были возвращены исторические названия: улица Большая Лубянка и Милютин-ский переулок. Чем же объяснялось такое «уличное» соседство? Дружбой двух поляков-революционеров? А может быть, они жили или работали на этих улицах? И если с улицей Дзержинского всё очевидно — в доме № 11 находился кабинет Феликса Эдмундовича, то с улицей Мархлевского всё не так просто.
Юлиан Балтазар Мархлевский (1866—1925) — польский марксист, который участвовал в создании коммунистических партий в Польше, Германии, России, боролся за национальное и социальное освобождение польского рабочего класса, сегодня оказался почти забыт. В советское время и в России, и в Польше о нем много писали, его именем называли учебные заведения, предприятия, районы, улицы, однако с 1990-х годов интерес к рабочему движению в общем и к биографиям отдельных его деятелей, в частности, заметно поубавился. В нашей стране биографией и творчеством Мархлевского в основном занималась М.Н. Черных1, в Польской Народной Республике эту проблематику долгое время разрабатывал Норберт Михта2.
В 100-летнюю годовщину со дня рождения Мархлевского вышла коллективная монография польского и немецкого историков — Феликса Тыха и Хорста Шумахера, которые проанализировали роль Мархлевского в польском и международном рабочем движении3. В современной Польше личность Мархлевского привлекла внимание историка Давида Якубовского4.
Рис. 1. Улицы Дзержинского и Мархлевского на карте Москвы 1934 г.5
Мархлевский сознательно выбрал жизненный путь революционера, борца за права рабочих, несмотря на то, что родился в помещичьей, хотя и обедневшей, семье. Его мать Августа Рикерсфельдт (1836—1918) была немкой и говорила с детьми преимущественно по-немецки (помимо Юлиана в семье было еще три сына и три дочери), а отец Юзеф Мархлевский (1830—1907) был поляком и общался дома как по-польски, так и по-немецки6. Юлиан еще в детстве, как он писал в своих воспоминаниях, с большим интересом проводил время с детьми простых рабочих и уже в молодости решил посвятить себя борьбе за их права. Большое влияние на него оказали работы Карла Маркса, которые он прочел в оригинале. Причем интересно, что Мархлевский изучал положение рабочих не только
по книгам, но и на собственном опыте: поступил на красильный завод в качестве рабочего-красильщика. В 1880-е годы он пешком обошел всю Германию, работая на разных красильных фабриках. Мархлевский описывал тяжелые условия, в которых он, как и многие другие рабочие, был вынужден трудиться: повышенная влажность, духота, вредные испарения. В 1901 г. Мархлевский совершил еще одно продолжительное путешествие, целью которого также было знакомство с жизнью рабочих и крестьян — на этот раз, уже на велосипеде, он объездил Галицию, Баварию, Чехию, Моравию и Силезию.
Организационной работой Мархлевский занялся в конце 1880-х годов. Летом 1889 г. в Варшаве он вместе с Людвиком Кшивицким (1859—1941) учредил Союз польских рабочих. На повестке дня этой организации стояли экономические требования, что должно было, по мнению ее участников, отвлечь соответствующие органы от подозрений в политической неблагонадежности Союза7. Однако эти надежды не оправдались, избежать арестов не удалось: Мархлевский около года просидел в тюрьме, а Кшивицкий сумел остаться на свободе, вовремя уехав в Берлин.
После освобождения Мархлевский решил получить высшее образование. В 1893 г. он поступил на отделение политических наук Цюрихского университета и в 1896 г. защитил диссертацию «Учение физиократов в Польше», в которой анализировал влияние французского Просвещения на идеологию Польши второй половины XVIII в. В это время он продолжает свою работу по организационному оформлению партии рабочих. В июле
1893 г. совместно с Розой Люксембург (1871—1919) Мархлевский учреждает Социал-демократическую партию, куда влился и Союз польских рабочих. Первый съезд состоялся весной
1894 г. в Варшаве, на котором была определена политическая линия новой партии — достижение социализма в рамках мировой революции пролетариата. На этом же съезде было уточнено название: Социал-демократическая партия Королевства Польского (далее — СДКП). На втором съезде в 1899 г., после того, как в СДКП влились литовские рабочие, партия приобрела известное название — Социал-демократия Королевства Польского и Литвы (далее — СДКПиЛ). В конце 1918 г. СДКПиЛ и
ППС-Левица (Польская социалистическая партия) слились в Коммунистическую рабочую партию Польши, которая с 1925 г. стала называться Коммунистическая партия Польши (далее — КПП). Она просуществовала вплоть до августа 1938 г., когда Исполком Коминтерна объявил КПП «вредительской» и проголосовал за ее роспуск. Организаторы и члены партии также не смогли избежать арестов, еще в 1893—1894 гг. многие из них попали в тюрьму, и, по сути, до второго съезда, т.е. почти на пять лет, деятельность КПП прекратилась. На этот раз Мархлевскому удалось не попасться в руки полицейских — он смог выехать за границу и сначала некоторое время жил в Цюрихе, затем в Саксонии (1897-1898 гг.) и Баварии (1898-1905 гг.).
События 1905 г., начало первой русской революции, заставили Мархлевского нелегально вернуться в Варшаву, но бурную деятельность ему развить тогда не удалось: с декабря 1906 г. по февраль 1907 г. он пробыл в заточении в Новогеоргиевской крепости (ныне это крепость Модлин недалеко от Варшавы).
Начало Первой мировой войны Мархлевский встретил в Берлине, где вместе с Р. Люксембург и К. Либкнехтом (1871-1919) включился в формирование союза «Спартак». За антивоенную и антиправительственную деятельность 22 мая 1916 г. он был заключен германскими властями в концлагерь, где и встретил известие о событиях Февраля и Октября 1917 года. Выйти на свободу он смог только после подписания Брестского мира. 22 мая 1918 г. его обменяли на пленного немецкого генерала, после чего он вместе с семьей приехал в Советскую Россию и семь лет, вплоть до своей смерти, прожил в Москве.
В столице Советской России Мархлевский сразу же был «кооптирован» в состав ВЦИК и назначен на работу в Центро-текстиль, как опытный рабочий-красильщик. Он принимал участие в организационном собрании будущего Коминтерна, стал представителем Польши в Исполкоме этой организации8.
Осенью 1918 г. Мархлевский был подключен и к работе в Наркоминделе. Однако нельзя сказать, что его дипломатическая деятельность была очень успешной, ведь она пришлась на самый сложный период существования нового социалистического государства, когда его еще не рассматривали как серьез-
ного и постоянного игрока на международной арене. Сначала Мархлевского планировали отправить в качестве дипломатического представителя РСФСР в Польшу9, однако Регентский совет Польши (польское государство, существовавшее в 1916—
1918 гг. на оккупированной Германией и Австро-Венгрией российской территории Царства Польского) доживал свои последние дни и ничего не ответил правительству Советской России.
5 января 1919 г. в Берлине началось восстание «спартакис-тов». К. Либкнехт и Р. Люксембург попросили Мархлевского приехать в Германию для помощи в борьбе, но он опоздал: выступление уже было подавлено, а его товарищи убиты. Непродолжительное время Мархлевский проработал в ЦК Коммунистической партии Германии, агитировал рабочих Рурского бассейна, но пробыл в Германии лишь до марта 1919 г. и спешно покинул страну, поскольку его вполне могла постичь участь К. Либкнехта и Р. Люксембург.
Путь Мархлевского из Берлина лежал через Польшу, где он встретился с вице-министром внутренних дел Юзефом Беком (1894—1944) и предложил ему начать доверительные переговоры10. 13 февраля 1919 г. считается началом польско-советской необъявленной войны, когда в окрестностях Баранови-чей произошло столкновение польских и советских войск11. Переговоры проходили 21—29 июля в Барановичах и Беловеже и были посвящены как частным вопросам (обмену заложниками и гражданскими пленными), так и более общим: вопросу о мире между Польшей и Советской Россией12. Поскольку переговоры носили неофициальный характер, то было решено, что для официальных переговоров обе стороны встретятся через некоторое время повторно. В октябре 1919 г. Мархлевский получил от Наркоминдела полномочия выступать на них в качестве официального представителя. Эти переговоры велись на станции Микашевичи с 10 октября по 13 декабря. 2 ноября
1919 г. было подписано соглашение «Об окончательном разрешении вопроса о польских заложниках в РСФСР», а 9 ноября — «О взаимной передаче гражданских пленных». Но договориться о прекращении военных действий Мархлевскому не удалось, и война разгорелась с новой силой13.
На волне побед Красной армии в советско-польской войне 30 июля 1920 г. был создан Временный революционный комитет Польши (Польревком) во главе с Мархлевским, в состав которого вошли: Феликс Дзержинский (1877-1926), Феликс Кон (1864-1941), Эдуард Прухняк (1888-1937), Юзеф Уншлихт (1879-1938). Польревком должен был выполнять функции правительства на подконтрольной большевикам части территории Польши, подготовить советизацию этой страны. Однако он не смог наладить взаимоотношения с местными коммунистами и населением, причинами чему были «пассивность, ожидание указаний сверху, недостаток людей с навыками организационной работы... малочисленность пролетарских элементов»14. Особенно же навредила попытка решения аграрного вопроса: из помещичьих земель стали создавать социалистические хозяйства, в то время как польские крестьяне хотели получить землю в личную собственность15. Неудачи на фронте окончательно перечеркнули всю работу Польревкома: в августе 1920 г. он прекратил свою деятельность, просуществовав, таким образом, всего 22 дня. 21 сентября 1920 г. в Риге начались переговоры, а 18 марта 1921 г. делегации РСФСР (выступала и от имени БССР) и УССР, с одной стороны, и Польши, с другой, подписали мирный договор. Таким образом, задача советизации Польши не была решена.
Работу на дипломатическом поприще Мархлевский продолжил в Финляндии: в мае-октябре 1921 г. он был назначен председателем Центральной русско-финской смешанной комиссии для урегулирования вопросов, связанных с заключением мира с Финляндией. В 1921-1922 гг. Мархлевский являлся чрезвычайным представителем РСФСР на Дайренской конференции при переговорах с Японией16.
Политическая и общественная работа занимала в жизни Мархлевского главное место, но он также очень любил проводить время в библиотеках, писать статьи, беседовать со студентами, хотя времени на это у него было крайне мало. Мархлевский написал несколько работ, посвященных истории Польши, занимался вопросом о значении Октябрьской революции для восстановления независимости Польского государства17.
Преподавательская деятельность членов партии в первые годы существования советской власти была задачей государственной важности. Еще весной 1918 г. В. И. Ленин в работе «Очередные задачи Советской власти» указал, что «без руководства специалистов различных отраслей знания, техники, опыта переход к социализму невозможен»18. В соответствии с этой установкой вузы предполагалось перестроить и подчинить интересам строительства нового общества, как тогда говорилось — превратить высшую школу из орудия классового господства буржуазии в орудие диктатуры пролетариата19. В непрочных политических условиях советской власти необходимо было воспитывать сотрудников, которые были бы не просто законопослушными и лояльными новому режиму, но и стали бы активными его проповедниками. Высшая школа должна была стать помощником власти в укреплении социалистического строя, в подавлении сопротивления буржуазии. Следовательно, она не могла строить свою работу по старым учебным планам и программам, содержание которых определялось интересами буржуазного общества; для нее становились обязательными определение новых принципов и методов работы, разработка новых учебных планов и программ, создание новых учебников по ряду предметов20. Вузы предстояло включить в «систему нового порядка вещей, а ее основной задачей являлось воспитание в подрастающих поколениях в процессе научного образования их классового сознания»21. Такие задачи требовали в том числе и новых, политически подкованных преподавателей.
В октябре 1920 г. Совнарком включил Мархлевского в состав комиссии при Наркомпросе для коренного пересмотра преподавания общественных наук в вузах. Эта комиссия должна была детально разработать новые учебные планы факультетов, а также составить списки лиц, которым могло быть поручено преподавание общественных наук22. В вузах вместо юридических факультетов появились ФОНы (факультеты общественных наук), а преподавать туда назначили старых, проверенных в революционной борьбе партийных товарищей. С 1921 г. Мархлевский начинает работу на ФОНе I Московского государственного университета (так назывался МГУ с октября
1917 г. по сентябрь 1930 г.) как сверхштатный профессор23. Он преподавал также и в созданном в 1921 г. Институте красной профессуры24. По уставу целью этого учебного заведения была подготовка преподавателей основных общественных дисциплин. Основное внимание в учебной программе уделялось изучению основ марксизма, политэкономии, исторического материализма, истории народного хозяйства, истории социализма25. В 1922 г. Мархлевский возглавил Коммунистический университет национальных меньшинств Запада (далее — КУНМЗ), который был создан на основании декрета СНК РСФСР от 28 ноября 1921 г. Целью этого учебного заведения была подготовка будущих революционеров и политических работников26 (университет проработал с 1922 по 1936 гг. и позже был назван в честь своего первого ректора — Ю. Мархлевского). Однако государственная служба, постоянные разъезды, важные задания партии не позволяли Мархлевскому вести занятия на постоянной основе. В письмах к дочери он сетовал на нехватку времени, отсутствие возможности поработать в библиотеке27, а в архиве сохранились обращения студентов-коммунистов I МГУ с просьбой «обязать» Мархлевского читать лекции28.
Мархлевский был инициатором создания в 1922 г. и первым руководителем Международной организации помощи борцам революции (далее — МОПР), которая существовала до 1947 г. и занималась благотворительностью: оказывала юридическую, моральную и материальную помощь заключенным-революционерам, а также семьям их погибших товарищей29.
С 1923 г. здоровье Мархлевского стало стремительно ухудшаться, болезни легких и почек всё чаще стали мешать его работе. С начала 1924 г. он пять месяцев пролежал в больнице, весной этого же года уехал на лечение в Крым, а 20 декабря отбыл в итальянский курортный городок Нерви, где и скончался 22 марта 1925 г. Сначала он был похоронен в Берлине, а в 1950 г. урну с его прахом торжественно перевезли в Варшаву на кладбище Воинские Повонзки30.
Где же проживал в Москве Мархлевский все эти годы? Как и многие другие партийные лидеры, он жил в Кремле. Квартира в Потешном дворце, построенном в 1651 г. для тестя царя Алек-
сея Михайловича — боярина Ильи Даниловича Милославского, стала московским пристанищем для Мархлевского и его семьи: жены Брониславы (1866—1952) и дочери Софии (1898—1983).
Почему же тогда именно Милютинский переулок был назван улицей Мархлевского? Может, там в основном и проживали поляки-коммунисты? Ведь их в Москве было действительно много. После советско-польской войны власти П-й Речи Посполитой жестоко преследовали коммунистическую партию как организацию, проводившую, по их мнению, подрывную деятельность. Сама принадлежность к коммунистам уже квалифицировалась как преступление31. Связи с Коминтерном и поддержка со стороны СССР трактовались как измена государству, шпионаж в пользу враждебной страны, поэтому не удивительно, что коммунисты массово покидали Польшу. Как отметила в своей статье современная исследовательница А. Н. Канарская, очень долго члены коммунистических партий в Европе считали Советскую Россию лучшей страной в мире, где трудящиеся могли, наконец, обрести счастливую жизнь32. Таким образом, постепенно СССР превратился в крупнейший центр польской политэмиграции.
Конечно, и до 1917 г. в Москве проживало много поляков. Как пишет М. Е. Бычкова, из-за Шведского потопа 1655— 1660 гг.*, постоянных набегов крымских татар на польские земли «в Россию регулярно стали выезжать на службу поляки, преимущественно из юго-восточных пограничных земель»33. После русско-польской войны 1654—1657 гг. «в Москве появилось несколько сот пленных поляков, из которых далеко не все захотели вернуться домой после заключения мира между Россией и Польшей»34. Причем, положение поляков в Москве было не таким, как у прочих иностранцев: все другие европейцы жили в особой слободе — Кукуе, поляки же имели собственные дома
* Шведский потоп — вторжение шведов в Речь Посполитую в 1655 г. Шведское наступление было столь стремительным, что всего в течение нескольких месяцев пали все крупные польские города того времени. Многие магнаты, шляхта и часть армии перешли на сторону шведов; король Ян Казимир бежал из страны. Захватчик был остановлен лишь под стенами Ясногорского монастыря. Героическая оборона этой твердыни вынудила шведов отступить, что воодушевило всю страну и в конечном итоге привело к изгнанию оккупантов. Мирный договор со Швецией был подписан в 1660 г.
или жили в русских семьях35. Торговое и дипломатическое представительство Речи Посполитой (польский или панский двор) в Москве находилось в местности «Старые Паны». Это название сохранилось до сих пор в названии церкви Космы и Дамиана в Старых Панех, что в Старопанском переулке.
Еще одним местом притяжения польской диаспоры в Москве были католические церкви. Перед крушением царской России в городе было три католических храма. Самый последний по времени создания — Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской улице — был освящен в 1911 г. В этом районе проживало много поляков, работавших на Александровской железной дороге, соединявшей Москву, Смоленск, Брест, Варшаву. Костел был построен на деньги поляков архитектором польского происхождения Томашем Богдановичем-Дворжецким (1859-1920).
Два других католических храма находились как раз в Ми-лютинском переулке: храм Святого Людовика и храм Святых апостолов Петра и Павла. Первый был местом притяжения французской католической общины, а второй — польской. Оба здания были построены Александром Осиповичем (Алессандро) Жилярди (1808-1871), племянником знаменитого мастера Де-ментия Ивановича (Доменико) Жилярди (1785-1845).
Храм Святого Людовика — самый старый из действующих католических храмов в Москве. На Милютинский переулок выходит его апсидная часть, украшенная мозаикой с изображением Св. Людовика, главный же вход с красивой лестницей обращен на улицу Малая Лубянка. С 1938 г. церковь Св. Людовика была единственным действующим католическим храмом в Москве. Католический храм Св. апостолов Петра и Павла был построен в 1839-1849 гг. в готическом стиле на средства польской католической общины на выкупленной ею земле36.
Таким образом, Милютинский переулок стал церковным центром московских католиков. Сам переулок был назван по имени истопника Петра I — Алексея Яковлевича Милютина (1673-1755), который получил привилегию на устройство первой частной шелковой, ленточной и позументной ману-фактуры37. В 1728 г. она занимала два двора на углу с Бобро-
278 А. Р. Лагно —»о™»»™»™.»»^^
Рис. 2. Католические храмы Св. Людовика и Св. апостолов Петра и Павла на Милютинском переулке. 1852 г.38
вым переулком, на которых стояло четыре жилых и 16 производственных зданий, а впоследствии на этом месте был выстроен римско-католический костел Петра и Павла39. Сами же Милютины в XIX в. перебрались в Петербург, и некоторые представители этой фамилии сделали блестящую придворную карьеру: например, Дмитрий Алексеевич Милютин (1816—1912) при Александре II стал военным министром40, а его брат Николай Алексеевич Милютин (1818—1872) участвовал в разработке Крестьянской реформы 1861 г. и плана по «умиротворению» Царства Польского после Январского восстания 1863—1864 гг.
После революции 1917 г. католический костел Петра и Павла, как это ни странно, стал также и местом притяжения польских коммунистов. Помимо самого здания храма, у домовладения по Милютинскому, 18 были и другие постройки: женская гимназия, «Дом Польский» с библиотекой и театраль-
ным залом, богадельня. Все они перешли в ведение польских культурно-просветительских организаций — Польского рабочего клуба с театром и Центральной польской библиотеки. Впоследствии театр при клубе был преобразован в первый государственный польский театр. В 1921 г. он получил мандат на преимущественное занятие всех освобождающихся помещений в домовладении 18 по Милютинскому переулку. Однако уже буквально через год ситуация изменилась: в августе 1922 г. театр и клуб перешли в ведение «образованного по почину Польбюро ЦК РКП*» Польского культурно-просветительского общества «Труд» (далее — ПО «Труд»)41.
Согласно уставу, задачей этого общества была «организация культурно-просветительной работы среди проживающих на территории РСФСР польских трудящихся масс с целью содействия советским учреждениям, руководящим культурно-просветительской работой»42. Общество содержало школы (например, польскую школу им. Розы Люксембург), детские дома (в их числе — польский детский дом «Красная звездочка», располагавшийся в доме 3 по Большой Молчановке43), вело борьбу с безграмотностью среди взрослых, содержало библиотеки, клубы, театры, музеи и пр., а также могло организовывать «дома-общежития для сотрудников и культурно-просветительских работников, мастерские, сельско-хозяйственные коммуны и предприятия, лавки и т.п.»44. По мнению Е.Н. Крякина, разнообразные культурно-просветительские объединения, возникающие в период НЭПа, были «формой экономического и политического выживания представителей различных народов», поскольку помогали своим членам получить жилплощадь, продукты, деньги и т.д.45. Власти же путем утверждения и регистрации подобных обществ стремились объединить нацио-
* Польбюро ЦК РКП (полное название — Польское бюро ЦК РКП(б)) — партийный орган, сформированный в разгар советско-польской войны (19 июля 1920 г.), основной задачей которого на тот момент являлась советизация Польши. Деятельность Польбюро и Польревкома в июле-сентябре 1920 г. во многом совпадала, поскольку последний состоял из членов Польбюро, но Польбюро возглавлял Дзержинский, а Польревком — Мархлевский. После подписания Рижского мирного договора Поль-бюро сосредоточилось на координации работы областных, губернских и местных польских отделов, которая в основном сводилась к политико-воспитательной и культурно-просветительской работе среди польского населения советских республик.
нальные меньшинства, расположить их к себе46. Таким образом, культурно-просветительские организации были призваны стать «оружием политического и общественного воспитания рабочего»47.
В некоторых трудах, посвященных истории московских улиц, встречается мнение, что Милютинский переулок был назван в честь Мархлевского потому, что он часто выступал здесь в клубе перед польскими коммунистами-эмигрантами48. Безусловно, Мархлевский принимал активное участие в культурно-просветительской работе среди своих соотечественников, вместе с женой состоял в ПО «Труд»49. Как раз к этому обществу и перешли во владение все постройки, принадлежавшие ранее католическому собору Св. апостолов Петра и Павла (пять отдельных строений, каменный собор и др.)50. Скорее всего сам клуб располагался в здании бывшей библиотеки, построенном в 1905 г. по проекту архитектора И.П. Залесского (1850-1909). Помимо клуба, здесь был учрежден также ряд коммерческих предприятий: кинотеатр «Сфинкс» и кафе-столовая, с тем, чтобы ПО «Труд» располагало необходимыми средствами для выполнения своих культурно-просветительских целей и задач51. По состоянию на начало 1920-х годов в этом доме были водопровод, канализация, электрическое освещение, центральное отопление, а также большой зрительный зал. Однако зданию требовался ремонт: надо было починить крышу, побелить его, разобраться с плохо функционирующим отоплением52. Ныне в этом доме располагается Департамент спорта и туризма г. Москвы (дом 18, строение 4 по Милютинскому пер.).
В следующем здании (дом 18, строение 3) были квартиры настоятеля костела, священников, органиста и других лиц. Оно также нуждалось в починке крыши, водопровода и мелком ремонте жилья53.
Большой четырехэтажный дом, в котором ранее располагалась женская гимназия, стал Советской трудовой школой I ступени, однако и у него были неполадки с центральным отоплением и крышей. Сегодня здесь (дом 18, строение 2) находится «Пушкинская школа № 1500»54.
Рис. 3. Комплекс зданий по Милютинскому переулку55
Двухэтажное здание бывшей богадельни (архитектор А. Жилярди) в 1920-х годах являлось общежитием и включало 34 комнаты (дом 18, строение 1). Судя по документам, состояние этого дома было наиболее плачевным: крыша во многих местах прохудилась, и при дожде в комнаты второго этажа через потолок попадала вода. Электричество не работало, водопроводные трубы проржавели, канализация засорилась. На общей кухне имелись плита и русская печь, но топить их было нельзя, поскольку плита развалилась, а печь была засорена в дымоходе56.
Руководству «Труда» каким-то образом удалось изыскать необходимые средства, отремонтировать здания и наладить деятельность общества, но просуществовало оно относительно
28^ ^^^^^^^^ооосоооосооооооооооооооо А. Р. Лагно с<х»:х>с>ооо<х:<><ххх>сххххх>ос<><х>ос>ооо<><^^
недолго. 30 декабря 1927 г. ПО «Труд» было ликвидировано, подлинник устава и печать сданы в административный отдел Московского совета, а дом передан жилищному товариществу57. Костел был закрыт позже, спустя почти 10 лет. Во время войны в него попала бомба, собор был почти полностью разрушен — остался лишь фундамент и часть задней стены. На этом фундаменте было возведено административное здание, в котором с 1946 г. и по настоящее время находится Государственный проектно-конструкторский и экспериментальный институт угольного машиностроения (18А). Московские поляки-католики неоднократно пытались добиться возвращения постройки католической общине, но безуспешно58.
В начале 1990-х годов улице было возвращено её историческое название — Милютинский переулок. На бывшей улице Мархлевского, пожалуй, уже ничто не напоминает о том, что когда-то именно здесь, в домовладении 18, бурлила жизнь московских поляков...
Примечания
1 Черных М.Н. Новые данные к библиографии трудов Ю. Мархлевского // Советское славяноведение. 1966. № 4. С. 92-96; она же. Ю. Мархлевский о значении Великой Октябрьской социалистической революции для восстановления независимости Польши // Советское славяноведение. 1975. № 1. С. 24-36; она же. Проблемы советско-польских отношений 1918-1921 гг. в трудах Ю. Мархлевского. М., 1981. Автореф. дисс. на соиск. учен. ст. к.и.н.; она же. Деятельность Ю. Мархлевского в Советской России в 1918-1920-х годах // Советское славяноведение. 1988. № 4. С. 3-12; она же. Юлиан Мархлевский о советско-польских отношениях в 1918-1921 гг. М., 1990 и др.
2 Michta N. Julian Marchlewski. Zywy symbol przyjazni polsko-radzieckiej. Warszawa, 1970; Idem. Julian Baltazar Marchlewski. Teoretyk i dziatacz rewolucyjny. Warszawa, 1975; Idem. Julian Marchlewski. Polska — narod — socjalizm. todz, 1975; Idem. Julian Marchlewski. Warszawa, 1979.
3 На польском языке: Tych F., Schumacher H. Julian Marchlewski. Szkic biograficzny. Warszawa, 1966. На немецком языке: Idem. Julian Marchlewski-Karski. Eine Biographie. Berlin, 1966.
4 Jakubowski D. Julian Marchlewski. Bohater czy zdrajca?. Warszawa, 2007.
5 Новый схематический план г. Москвы / Ред. Д.Л. Малинский. М., 1934. URL: http://www.retromap.ru/m.php#r=061934&z=15&y=55.765969&x=37.620292 (дата обращения: 30.11.2017).
6 Мархлевский Ю. Литературные наброски. Письма из Японии. М., 1929. С. 17-29.
7 Польша в ХХ веке. Очерки политической истории / Под ред. А.Ф. Носковой. М., 2012. С. 22.
8 Мархлевская Б. Краткий очерк жизни Юльяна Мархлевского (Ю. Карского) 18661925 гг. // Мархлевский Ю. Литературные наброски. Письма из Японии. М., 1929. С. 13-14.
9 См.: Письмо наркома Г. В. Чичерина Представительству Регентского совета Королевства Польского в Москве о назначении Мархлевского дипломатическим представителем РСФСР в Польше (28 октября 1918 г.) // Российский государственный архив социально-политической истории (далее — РГАСПИ). Ф. 143. Оп. 1. Д. 6. Л. 1.
10 Михутина И.В. Польско-советская война 1919-1920 гг. М., 1994. С. 68.
11 Польша в ХХ веке. Очерки политической истории. С. 126.
12 Михутина И.В. Указ. соч. С. 71-74.
13 Подробнее см.: Михутина И.В. Указ. соч. С. 82-89, 91-101; Мельтюхов М.И. Советско-польские войны. Военно-политическое противостояние 1918-1939 гг. М., 2001. С. 27-30; Польша в ХХ веке. Очерки политической истории. С. 123-130.
14 Михутина И.В. Указ. соч. С. 190.
15 Мельтюхов М.И. Указ. соч. С. 78.
16 О его поездке в Японию и Китай подробнее см.: Мархлевский Ю. Литературные наброски... С. 65-111.
17 Мархлевский Ю.Ю. Польша под иноземным игом. М., 1920; он же. Польша и мировая революция. М., 1920; он же. Война и мир между буржуазной Польшей и пролетарской Россией. М., 1921; он же. Из истории Польши. М., 1925; Marchlewski J. Pisma wybrane. T. 1-11. Warszawa, 1952-1956 и др.
18 Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 36. М., 1962. С. 178.
19 Из программы Всесоюзной Коммунистической партии (Принята на VIII съезде РКП (б) в марте 1919 г.) // Директивы ВКП(б) по вопросам просвещения. М.; Л., 1929. С. 5.
20 История Московского университета. Т. 2. М., 1955. С. 51.
21 Державин Н.С. Высшая школа и революция. М.; П-д., 1923. С. 34.
22 Архив Российской Академии наук (далее — АРАН). Ф. 1759. Оп. 2. Д. 5. Л. 314.
23 Центральный государственный архив города Москвы (далее — ЦГА Москвы). Ф. Р-143. Оп. 1. Д. 8. Л. 24 об.
24 РГАСПИ. Ф. 143. Оп. 1. Д. 15. Л. 1-2.
25 Алексеева Г.Д. Создание центров советской исторической науки и их деятельность в 1918-1923 гг. // История и историки. М., 1965. С. 114.
26 Малютин Г.А. Поляки в фондах Коминтерна // Книжные и документальные коллекции XX века: идеологии и обстоятельства. Материалы научной конференции «Вторые Рязановские чтения» (18-19 марта 2015). М., 2016. С. 120.
27 См., напр.: Marchlewski J. Listy do zony i corki. Warszawa, 1975. S. 361, 367.
28 РГАСПИ. Ф. 143. Оп. 1. Д. 15. Л. 1.
29 Lepieszynski P. Pami^ci najstarszego Moprowca tow. Marchlewskiego // J.B. Marchlewski (J. Karski). Ksi^ga pamigtkowa. Moskwa, 1925. S. 32-33.
30 Michta N. Julian Marchlewski. Warszawa, 1979. S. 105-107.
31 Самусь П. Польские коммунисты и Коминтерн в 1919-1924 годах // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 1996. № 1. С. 59-60.
32 Канарская А.Н. Поляки-коммунисты в СССР: судьба людей и партии (20-40-е годы XX в.) // Славянский мир в эпоху войн и конфликтов XX в. СПб., 2011. С. 179.
33 Бычкова М.Е. Поляки в Москве во второй половине XVII в.: влияние польской культуры на традиции русской жизни // Культурные связи России и Польши XI-XX вв. М., 1998. С. 77.
284 <Х<><>С<><Х*><>С>0<>С<^^
34 Там же. С. 77-78.
35 Там же. С. 78.
36 Стародуб К.В. Московские мотивы в жизни и творчестве поляков // Москва гостеприимная. Люди, памятники и традиции многонациональной Москвы. М., 2014. С. 161.
37 Мартынов А. Названия московских улиц и переулков с историческими объяснениями. 2-е изд. М., 1881. С. 116.
38 Атлас столичного города Москвы / Сост. А. Хотевым. М., 1852. URL: http://www. retromap.ru/m.php#r=081852&z=17&y=55.763271&x=37.636794 (дата обращения: 30.11.2017).
39 Сытин П.В. История московских улиц. М., 2008. С. 153.
40 Дубровин С. Милютинский: переулок двух костелов. Первые католические храмы в центре Москвы // Хронотоп XIX века. Памятники Москвы классической на карте города. 2014. № 4 (34). С. 95.
41 ЦГА Москвы. Ф. Р-1492. Оп. 1. Д. 56. Л. 7.
42 Там же. Д. 5. Л. 1.
43 Там же. Д. 14. Л. 3.
44 Там же. Д. 5. Л. 1 об.
45 Крякин Е.Н. Национально-этнические объединения в Москве в период НЭПа: создание и проблемы деятельности // Евразийский союз ученых. 2015. № 5-6 (14). С. 78.
46 Там же. С. 81.
47 ЦГА Москвы. Ф. Р-1492. Оп. 1. Д. 4. Л. 72.
48 Имена московских улиц. М., 1975. С. 256; Муравьев В.Б. Московские улицы: секреты переименований. М., 2013. С. 137.
49 ЦГА Москвы. Ф. Р-1492. Оп. 1. Д. 4. Л. 59.
50 Там же. Д. 56. Л. 6-9.
51 Там же. Л. 5-5 об.
52 Там же. Л. 6, 8.
53 Там же.
54 Официальный сайт Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Пушкинская школа № 1500». URL: http://lycc1500.mskobr.ru/ (дата обращения: 30.11.2017).
55 Интерактивная карта Москвы и Московской области. URL: https://www. moscowmap.ru/imap_moscow.shtml (дата обращения: 30.11.2017).
56 ЦГА Москвы. Ф. Р-1492. Оп. 1. Д. 56. Л. 24-24 об.
57 Там же. Д. 46. Л. 1.
58 Римско-католический приход Свв. Апп. Петра и Павла в Москве. URL: http:// peterpaul.msk.ru/history/ (дата обращения: 30.11.2017).