УДК 323.1
М.А. Уваркина
Институт истории, Варшавский университет
Польша
«ЭКСПЕРИМЕНТ» НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СССР -«СОВЕТСКАЯ ПОЛОНИЯ» И ПОЛЬСКИЕ АВТОНОМНЫЕ РАЙОНЫ
В статье представлена история появления польской диаспоры на территории России и бывшего СССР. Рассматриваются исторические предпосылки создания польских автономий - Мархлевск и Дзержинск - в Белоруссии и Украине. Изучены и проанализированы результаты «национального эксперимента» советской власти на примере польской диаспоры.
Ключевые слова: «Полонийный эксперимент», польские автономии, Мархлевск, Дзержинск.
В течение всей истории польского государства границы между Польшей и ее восточными соседями были зыбкими, изменяемыми и нестабильными. Из-за этого судьба страны переплеталась с событиями, которые происходили в соседних государствах. Происходил нерегулируемый миграционный процесс. Иностранные жители оказывались на польской территории, а поляки - на территории своих соседей. Появление и проживание польских граждан на других восточных землях в какое-то время могло не вызывать разногласий у местных властей, но в определенные моменты приводило к межнациональным конфликтам и порождало политические проблемы.
Двадцатый век открыл новый этап в истории поляков на востоке и внес радикальные перемены в жизнь народа. Двадцатый век преподнес пример непримиримой борьбы с национальными меньшинствами, породил новые, жестокие меры пресечения прав и свобод человека любой национальности. Встал вопрос: поляки, проживающие на восточных землях «старой» Речи Посполитой, больше относятся к Польше или все-таки к Украине и Белоруссии? Как бы ни рассуждали историки, главным критерием государственной принадлежности было и будет собственное чувство привязанности людей к той или иной стране. Поляки с восточных земель, независимо от причины и времени попадания под иное подданство, а также независимо от исторических и политических событий, оставались поляками и боролись за свою национальную независимость и самобытность.
Польша, находясь между двумя сильными государствами - Россией и Германией, всегда была в состоянии готовности отстаивать свои приграничные территории. Слабость государственного правления тотчас была замечена империалистическими странами и использовалась ими в свою пользу. Примерами могут послужить разделы Польши (1772, 1793, 1795 гг.), а также присоединение исконно польских земель к Российской империи. Однако поляки, проживающие на «отнятых землях», спустя многие годы не растворились в чужом этносе и не теряли связи с польским народом, хотя в определенные периоды времени делать это было и трудно, и опасно. Нить, связывающая поляков, находящихся за восточной границей Польши, с родиной никогда не разрывалась, даже в экстремальных ситуациях, какими могли быть ссылки и репрессии. В независимости от того, как далеко от родины проживали поляки, в их поселениях царствовала атмосфера, пропитанная польскими национальными традициями, культурой и верой, что становилось главной причиной недовольства царской власти в имперской России, позже советской власти в СССР.
Изучая появление поляков на территории современной Западной Украины и Белоруссии, следует вернуться во времена Российской Империи, так как именно этот период стал временем образования «Полонии»1.
Начиная со времени, которому предшествовало разделение Польши, - на протяжении XVI, XVII и XVIII столетий - большое число польских поселенцев заняло земли правого берега Днепра. Это были районы Житомира, Каменец-Подольска, Минска, Киева, Винницы,
которые в те времена принадлежали I Речи Посполитой. После трех разделов вся польская диаспора, занимающая эти районы, оказалась за границами своей исторической родины2. Именно эти люди во времена правления Сталина окажутся главными врагами советской власти и прочувствуют на себе все тяготы репрессий, террора и массового уничтожения.
«Полония» формировалась не только вблизи границ Польского государства, но и внутри Российской Империи. Связано это было с репрессивными мерами царского правительства по отношению к полякам после ряда громких антироссийских восстаний: в 1794 г. (восстание Костюшко), 1830 г. (ноябрьское восстание), 1863 г. (январское восстание). За борьбу с царской властью на территории Речи Посполитой большое количество поляков оказалось в ссылке в самых отдаленных местах империи, таких как Казахстан, Кавказ, Сибирь и Дальний Восток. Пришлось поменять мягкий западный климат на суровый мороз Томска, Омска, Иркутска и Хабаровска . Прежде всего в ссылку отправлялись военные, активные борцы за независимость, учителя и ученые, то есть те самые слои населения, которые в недалеком будущем окажутся в «черном списке» сталинской власти. После долгих лет пребывания на чужбине многие сосланные поляки оставались жить и строить свою историю в Казахстане и Сибири. Имелись и те, кто возвращался на родину. Сибирь, начиная с XVI в. и заканчивая XX, принимала политических врагов разных национальностей, чем заслужила в историографии звание тюрьмы без решетки4
Отдельную полонийную группу сформировали поляки, добровольно покидавшие польские земли, находящиеся под властью захватчиков. Целые семьи, получая согласие от чиновников, уезжали покорять далекую и неизвестную Азию. В большинстве случаев это были крестьянские семьи, мечтавшие найти и занять новые урожайные земли для хозяйственного труда. Эти миграции отличались спокойным, добровольным характером, так как люди шли за своей мечтой в надежде на лучшую жизнь и богатство. Однако, несмотря на мирные цели путешественников, поляки были расселены вдалеке друг от друга, чтобы предотвратить слияние отдельно взятых польских семей в группы, а в дальнейшем в польские поселения. В результате такой политики добровольные польские переселенцы были разбросаны по огромной территории азиатской части России.
Отдельную группу польских поселенцев составляли образованные люди, которые в течение ста двадцати лет оккупации Речи Посполитой, а также по собственному желанию покидали родину и переезжали в развивающиеся большие города империи - в Санкт-Петербург, Москву, Киев, Одессу. Историк Николай Иванов в книге Первый наказанный народ (Pierwszy narдd ukarany, Stalinizm wobec polskiej ludnosci kresowej w latach 1921-1938) писал: [...] Особенно большой наплыв поляков в большие города империи был отмечен в первом десятилетии XX в. В Петербурге число поляков возросло до 70 тыс. В Москве проживало 20 тыс., в Одессе - 25 тыс., 8 тыс. - в Каменском и Екатеринославле (сейчас Днепродзержинск и Днепропетровск), 7 тыс. - в Смоленске, Николаеве, Харькове, 5 тыс. - в Тифлисе, Омске, Красноярске. [...] В сумме по подсчетам З. Лукавского в преддверии Первой мировой войны в России (без приграничных земель) проживало больше 600 тыс. поляков5.
Переселенцы ехали в чужую страну с надеждой найти хорошо оплачиваемую работу,
сделать карьеру. После обретения Польшей независимости в 1918 г. большое количество
- 6 людей из этой группы вернулось в родные края .
Описанные четыре группы польской диаспоры, оказавшиеся по разным причинам и в разное время за границей Польского государства, являются фундаментом «Восточной Полонии», позднее «Советской Полонии». Потомков этих людей история поставила перед смертельной угрозой в двадцатых, тридцатых и сороковых годах XX в.
Материал данной статьи сконцентрирован более всего на судьбах поляков, проживающих на территории Западной Украины, которая граничила с Польшей. Чтобы проследить за жизнью польской группы на этой земле и понять, почему Сталин еще до времен Великого террора беспощадно боролся с поляками, следует проанализировать главные политические события XX в., которые стали катализаторами всех будущих преступлений и их трагических
последствий.
Времена разделов Польши, репрессий и русификации, которые успешно проводились царскими властями, по-разному повлияли на утрату польского языка поляками, проживающими на отделенных от Речи Посполитой землях. Но привязанность к национальной культуре и традициям не исчезла. Несмотря на ущемления и попытки заставить польские семьи забыть о своей национальности и обо всем, что с ней связано, ими была сохранена собственная этническая обособленность и привязанность к национальной истории Родины7. Главной причиной такого обособления послужила территориальная близость с Польшей. Иногда именно этот фактор помогал «украинским» полякам чаще контактировать с бывшими соотечественниками, а иногда даже получалось выезжать на родину. И даже если дети поляков не знали и не могли выучить польский язык, они все равно сумели выработать осознание своей национальной принадлежности.
Год 1917 не принес резкого ухудшения отношений к польскому меньшинству на Украине. Наоборот, с революцией в России начался процесс глубоких перемен, которые перевернули все прежние устои и принципы. Борьба и ненависть к полякам на Украине на некоторое время отошла в тень. Не было, конечно, речи о дружественной политике и равноправии, но для измученных вечными реформами и репрессиями поляков время великих и кровавых перемен в России оказалось наиболее стабильным, хоть и коротким, практически как «затишье перед бурей». Большевистская власть занята была более важными делами: гражданской войной, внутренней политикой, стабилизацией ситуации в государстве. Все это дало шанс полякам на Украине на мирную жизнь, даже на возврат собственной школьной системы, что ранее было под строжайшим запретом. Будущая советская власть на время беспорядков внутри страны забыла о проблемах, связанных с огромным количеством меньшинств, проживающих на объединенных территориях, в том числе и о поляках. Но не забыла о самой Польше, которая была «номер один» в списке врагов успеха Октябрьской революции.
События следующих лет показали, с какими трудностями проводились реформы в образовавшемся Советском Союзе. Решение национального вопроса, которое было обещано Лениным и входило в концепцию экономических, политических и социальных перемен в России, занимало очень важное место в идеологии большевистской партии. Ленин и его союзники понимали, что Россия была, есть и будет многонациональным государством и что история страны является не только историей русских людей, но и историей других народов. Вожди партии считали национальный вопрос одним из самых важных. Однако со временем планы Ленина были скорректированы и изменены в связи с происходящими событиями. Концепция Ленина о суверенности каждой нации, о формировании независимых государств, а также о равноправии языков всех народностей, проживающих внутри Союза, с самого начала не нравилась Иосифу Сталину, который в то время еще был послушным учеником «великого вождя». Но, несмотря на отношения между Сталиным и Лениным, Сталин критиковал культурную теорию Ленина, и даже не боялся высказывать собственное независимое мнение, которое изначально очень сильно отличалось от взглядов учителя. Сталин совершенно противоположным образом постулировал значительное ограничение автономных прав всех народов России, что, к сожалению, и принялся реализовывать вскоре, но уже не как ученик, а как полноправный хозяин Советского Союза .
После революции большевики поняли, что, наделив большой свободой народы России, они могут приобрести как ярого и сильного врага в условиях войны, так и подданного и верного союзника. Ленин должен был только отойти от своих планов создания подлинно независимых государств, созданных из национальных меньшинств, проживающих в России. Следовало принять идею создания фиктивно независимых республик, принадлежащих Советскому Союзу как централизованному многонациональному государству. Независимость республик должна стать фикцией, должна была заставить поверить в искренность и правдивость перемен. Проект был одобрен коммунистической верхушкой и представителями национальностей России. Произошло это не только при помощи красивых лозунгов и обеща-
ний советского правительства, но также от усталости многонационального народа бороться с последствиями войны, анархии и беспорядка. Многие народности были истощены внутренними экономическими и социальными проблемами. Украинцы, белорусы, народы Кавказа, Казахстана, Узбекистана - все нуждались в помощи и поддержке, которую обещали большевики.
Многие нации, проживающие на территории СССР, могли служить на пользу коммунистам, но также могли и обернуться против них. Ленин и его «свита» ходили по тонкому льду, давая ложную надежду на свободу и независимость. Страх потерпеть поражение в этой игре заставил В.И. Ленина быстро изменить свою тактику и внести некоторые поправки в национальную теорию. Он хотел сократить риск возможного недовольства до минимума, дойти до союза с меньшинствами, чтобы позднее появилась возможность использовать их в своих мировых революционных целях.
Проблемы молодого Советского Союза, которые начали появляться уже в 1920 г., - последствия разрушительной гражданской войны, множественные антибольшевистские выступления - привели правительство к мысли о том, что стране необходимы внутренние реформы. Была проведена новая экономическая политика, которая должна была поставить государство, разграбленное и разрозненное политическими неурядицами, на мирный путь. В это же время продолжался спор вокруг социальных реформ, автором которых являлся Ленин. Проходили военные действия не только внутри государства, но и на границе с Польшей. Последние закончились поражением большевиков, подписанием мирного договора в Риге (18.03.1921), ухудшением международных отношений с Польшей9. Эти события спровоцировали споры внутри партии и острое соперничество между Лениным и Сталиным, который уже набирался опыта и поддержки. Однако Ленин был бесспорным лидером и имел огромное влияние на политические действия, проводимые в Союзе, что заставило Сталина на время отказаться от своих планов в отношении национальных меньшинств, чтобы не потерять достигнутую высокую политическую позицию.
Реформы Ленина смогли в двадцатых годах XX в. частично вывести страну из застоя и кризиса. Изменение отношения почувствовали и национальные меньшинства. Возвращалось употребление народных языков, представители разных наций получали должности в коммунистической партии и на государственной службе. Изменения коснулись всех без исключения народностей Советского Союза. Процессы получили названия: украинизация, татариза-ция, белоруссинизация, туркизация и т.д.10. И поляки в Западной Украине почувствовали положительные перемены. Польская молодежь училась на родном языке, строила планы на успешное будущее, познавала традиции и культуру своих родителей, беспрепятственно изучала польский язык. Позже были созданы польские автономные округа, в которых было разрешено сохранять традиции и пропагандировать национальную культуру. Множественные инструкции о том, как должна работать Комиссия по национальным меньшинствам на Украине, являются подтверждением повышения уровня жизни поляков в республике. Примером может послужить фрагмент советского документа середины двадцатых годов XX в., который информирует о нововведениях: [...] Главной целью и задачей в работе Губерниальной Комиссии по Национальным Меньшинствам по отношению к польской общественности должно стать проведение конкретных действий с целью реализации национальной политики, с принятием во внимание национальной специфики польской диаспоры. [...] В данный момент на Правобережье имеется 332 польские школы и культурные центры, что положительно свидетельствует о проведенной работе. [...] Поэтому главной задачей Комиссии является точное определение пути к братскому сосуществованию польской народности с локальной, а также ее широкое привлечение в советскую деятельностьп.
Целью столь лояльной национальной программы было привлечение должного внимания к разным культурам людей, проживающих в СССР. Программе была определена роль «магнита», который притягивал бы и склонял противников коммунизма к союзу и сотрудничеству. Проводилась активная пропаганда коммунистического строя, организовывались кур-
сы для подготовки национальных учительских кадров, подготавливались активные агитаторы молодежи, пропагандисты польскоязычных изданий, таких как газета «Серп»12.
При помощи повсеместной и напористой пропаганды, советизации и лояльности в отношениях советская власть хотела склонить польскую группу, так же, как и другие национальные группы, к двустороннему сотрудничеству, что стало бы важным элементом репутации коммунистической партии13. Такой была идея этих начинаний, которые несли положительные перемены в двадцатых годах XX в. Результатом внутренних реформ в Советском Союзе, которые повлияли на интернациональное общество, стал процесс формирования системы автономий - фундамента создания польских автономных округов, известных как Мархлевск на Украине (Marchlewszczyzna) и Дзержинск (Dzierzynszczyzna) в Белоруссии14.
Период с 1917 по 1925 г. - это время, ставшее для польского населения, проживающего на советской территории, временем позитивных перемен, культурного развития и спокойной жизни. Но не следует забывать о «подводных камнях» - стремлении власти проводить «советизацию», приобщать интернациональное общество к коммунистической идее через пропаганду и воспитание в национальных школах, введение лозунга «возврата к историческим корням».
Перед тем как перейти к истории возникновения и ликвидации польских автономных округов на Украине и в Белоруссии, следует поставить вопрос: Мархлевск и Дзержинск - это «ренессанс» или «последний вздох» польской культуры, польских традиций и польского языка в советских республиках? Попробуем ответить на этот вопрос.
Национальная политика Ленина имела четко установленные политические цели, имеющие позитивный облик для иностранных масс советских граждан, чтобы не возникло протеста и недовольства. Но это было только приманкой, которая должна была помочь в будущем из многонационального общества противников советской власти создать безликую массу противников Запада, в том числе и противников Речи Посполитой из числа советских поляков. Польская диаспора, получившая возможность мирного существования за пределами Польши, до 1925 г. проживала в основном в герметичной среде своих соотечественников. Еще до принятия решения о проведении «полонийного эксперимента» можно было слышать о польской автономии в советских республиках15. 1925 г. является официальной датой рождения одного из первых польских автономных районов - района им. Ю. Мархлевского на Украине16. Позже, в 1932 г., в Белоруссии был основан польский автономный округ
17
им. Ф. Дзержинского . Жители этих районов должны были стать тактическим оружием в неустанной борьбе с врагами социалистической революции. Поэтому на Мархлевск и Дзержинск возлагались огромные надежды18. Польский язык здесь являлся основным языком, на нем разговаривали чиновники всех административных уровней. Появлялись польские школы, задачей которых было формирование нового сознания поляков. Не забыли также о культуре, которая должна была быть насыщена советской пропагандой и представлять Польское государство как главного врага, где живут в нищете и голоде и мечтают о побеге в советский «рай». Все это должно было в голове молодого советского поляка нарисовать страшнейшую картину и вызвать чувства ненависти и злобы к своей исторической родине19.
Следующим важным элементом превращения чужеродного прозападного общества поляков в законопослушных граждан СССР была «советизация». Опиралась она на искусственное препятствование ассимиляции поляков на территории проживания. Парадоксально, но факт, советская власть вместо того, чтобы желать растворения польской диаспоры, например, в украинскую, желала обратного, чтобы поляки не только не теряли чувства собственного этнического обособления, а обостряли его. С одной стороны, такие побуждения могут показаться позитивными и правильными, но это далеко не так. Вспоминая о своем национальном отличии, поляки занимали в украинском обществе агрессивную позицию, хотя такая позиция могла навредить им как косвенно, так и напрямую. С принятием такой позиции росла ненависть в украинских массах к польской диаспоре20. В действительности это было одной из целей превращения поляков в советских граждан. В «новом» польском обще-
стве искали тех, кто успел превратиться в коммунистических активистов, смог бы продолжить и внедрить в жизнь учение «великого вождя». Ярким примером человека, который пошел по пути национальной советской политики, является один из главных авторов теории
21
создания «польского социалистического общества в СССР» - Томаш Домбаль . Домбаль участвовал во всех акциях, связанных с «польским экспериментом», а также имел далеко идущие планы создания в будущем идеальной Польской Республики Советов на территории польского приграничья. Судьба этого преданного советской власти поляка оказалась такой же трагичной, как и история двух первых и последних польских автономных округов.
Протест Сталина по отношению к лояльной национальной политике Ленина в двадцатых и в начале тридцатых годов XX в. был завуалирован. Сталин занял позицию наблюдателя, который ждал своего момента, чтобы выйти на политическую арену и ввести собственные изменения. Его взгляды на то, что народные автономии должны быть сформированы только на конкретной территории и только как единицы, полностью зависимые от главного центра советского аппарата власти, никогда не изменились. Под его началом была проведена акция переселения поляков из Центральной России и Сибири на территорию Западной Украины и Белоруссии, чтобы сформировать автономию. Его действия были согласованы с его политикой, которая в тот момент еще не опиралась на насилие и террор.
Рассматривая историю формирования и ликвидации двух польских автономных районов, можно поделить эту историю на этапы. В случае Мархлевского автономного округа двадцатые года XX в. были временем позитивных улучшений и нововведений для польского населения. Активно развивалось обучение на польском языке, пропагандировались польская культура и традиции, строились необходимые для улучшения бытовых условий объекты, такие как детские сады, школы, больницы. Все это делало жизнь лучше, становясь еще одним
22
успехом советской власти .
Создание национальных центров проводилось в очень сжатые сроки. Перемены, которые положительно повлияли на жизнь населения, рассматривались властями как «жертвоприношение» во благо успеха «эксперимента». Активно использовалась агрессивная пропаганда во всех сферах жизни польской диаспоры.
Первые годы возникновения Дзержинска оказались годами наиболее благополучным в истории его существования. Времени на полноценное развитие этого округа было намного меньше, так как в тридцатые годы, практически с самого начала, произошло резкое изменение курса национальной политики СССР - от более лояльной политики Ленина к авторитарной политике Сталина, что мгновенно отразилось на польских автономных районах. Марх-левск уже в начале тридцатых годов ощутил на себе всю напряженность ситуации. С начала тридцатых годов до 1935 г. - года ликвидации Мархлевского района - жизнь поляков только ухудшалась, так же, как и ситуация других народов на Украине. Условия жизни начали катастрофически быстро ухудшаться, с такой же скоростью, как и улучшались в двадцатых годах XX в. Коллективизация, прокатившаяся по всей стране с конца двадцатых годов, начала приносить трагические последствия. Раскулачивание и сопутствующий ему террор распространялись с небывалой скоростью, заглядывая в каждый уголок СССР. Низкий урожай 1932 г. не был взят во внимание Сталиным, а, наоборот, послужил сигналом к тому, чтобы с голодной и бедной массы советских людей стали взимать большие обязательные пошлины. Деревня постепенно приходила в упадок, начался голод, который стал причиной смерти
23
миллионов людей. Этой трагической судьбы не избежал украинский Мархлевск . Поскольку поляки противились коллективизации и пытались даже массово бойкотировать этот процесс, в 1935 г. Мархлевск потерял статус польского автономного округа, был полностью ликвидирован. Все признаки существования польского центра на этой территории были уничтожены. Был введен строжайший режим репрессий и русификации. Все былые польские активисты-коммунисты были арестованы и уничтожены по обвинению в участии в разведочной сети на пользу II Речи Посполитой. Все они в одночасье из ярых коммунистов превратились в агентов Польской Военной Организации (POW), которая официально в то время уже не сущест-
вовала24. Борьба с «польскими шпионами» послужила еще одним поводом для того, чтобы окончательно уничтожить польские автономии. А в 1936 г. начались массовые ссылки поляков в Казахстан. Семьями в телячьих вагонах поляки целый месяц в ужасных условиях добирались до бескрайних степей Казахской ССР.
В 1935 г. исчез с карты Советского Союза город под названием Мархлевск. Вернулось прежнее название «Довбыш». Дзержинск в Белоруссии просуществовал дольше, до 1938 г., но в 1936 г. уже исчезали польские школы, театры и пропагандистские газеты на польском языке.
Вторая половина тридцатых годов характерна еще более жесткой и агрессивной политикой по отношению к полякам. Причиной послужило осознание советской властью того, что «польский эксперимент» понес поражение. Не были достигнуты ни одна из ранее поставленных целей. Поляки не превратились в полноценных приверженцев социалистического общества.
Подытожить историю советской Полонии, которая волею событий оказалась в столь небезопасное время на территории всепоглощающего Союза, руководимого Сталиным, можно, ответив на поставленный выше вопрос: Мархлевск и Дзержинск - «ренессанс» или все-таки «последний вздох» польских традиций в советских республиках? Ответ, по моему, авторскому, мнению, звучит так: «полонийный эксперимент» в виде двух польских автономных округов не мог закончиться успехом, так как с самого начала был основан на искусственном методе вовлечения польской диаспоры в межнациональную политику. Польское общество, в основном состоявшее из крестьян и земледельцев, хотело иметь спокойную жизнь, не теряя того, к чему было привязано, а также проходить через постепенный процесс вливания в общую среду и общество, в котором проживало. Однако национальная политика советской власти опиралась на принципы парадоксальные и бессмысленные. Власти пытались при помощи польского национализма приглушить национализм украинский, что повлекло за собой напряженность и борьбу в обществе. С одной стороны, совершались попытки превращения поляков в массу послушных и преданных коммунистов, которые ненавидят Польшу и верят в «светлое будущее под крылом Сталина», с другой стороны, проводились действия по выработке у этих людей эгоизма и национализма. Вопрос по языковой политике также был не продуман. Польское общество, проживающее на приграничной территории, на протяжении нескольких веков было подвержено процессу русификации, который временами был не столь сильной, но существовал всегда. Поэтому приграничные поляки всегда боролись со страхом наказания за использование польской речи и старались не показывать знание своего национального языка. Из поколения в поколение сознание того, что люди не могут открыто пользоваться своим языком, заставило постепенно потерять языковые навыки. Резкий переход от запрета до ярого попечительства вызвал у польского населения шок, переходящий в радость и надежду на то, что, наконец-то, их дети смогут ходить в польские школы. Таким образом, непродуманные быстрые перемены, короткие сроки проведения реформ породили множество проблем. Появилось много трудностей, изменений, с которыми коммунистические власти мириться не хотели.
Анализируя вышеизложенные события и перемены в жизни советской польской диаспоры, национальную политику с уверенностью можно назвать псевдополитикой, так как она не имела задач и целей дать разным народностям СССР равные права, достойную жизнь и возможность развиваться. «Эксперимент» закончился трагически, пострадали тысячи невинных поляков, которые были вычеркнуты из истории Польши как предатели и коммунисты, а в историю Советского Союза вошли как «враги народа». Скорее всего, Советская власть знала о том, что не получится переделать поляка в коммуниста. «Польский эксперимент» не имел шансов успешного воплощения, так как был не продуман, быстр, а также не был поддержан доверием поляков.
История автономных польских районов в СССР - это неудачная попытка воплощения в жизнь социалистически-коммунистической идеи по отношению к польской диаспоре, кото-
рая на начальном этапе дала возможность «возрождения» польской традиции на территории Советского Союза25.
Библиографический список
1. Базылов, Л. История России / Л. Базылов. - Краков, 2005. - 540 с.
2. Грехов, В. Расправа с руководством комсомола в 1937-1938 годах / В. Грехов // Вопросы истории. -1990. - № 11. - 55 с.
3. Ивницкий, Н. А. Коллективизация и раскулачивание: начало 30 годов / Н. А. Ивницкий. - М., 1997. -
127 с.
5. Купчак, Й. Поляки на Украине. 1921-1939 / Й. Купчак. - Вроцлав, 1994. - 358 с.
6. Кущнеж, Р. Украина в годах коллективизации и великого голода (1929-1933) / Р. Кущнеж. - Торунь, 2005. - 322 с.
7. Холцер, Й. Коммунизм XX века / Й. Холцер. - Познань, 2001. - 119 с.
8. Чимек, Х. Томаш Домбаль. 1890-1937 / Х. Чимек. - Жешув, 1993. - 262 с.
9. Яжборовская, И. Россия и Польша: синдром войны. 1920 год / И. Яжборовская. - М., 2005. - 403 с.
Примечания
1 Polacy na Ukrainie. Zbior dokumentow. cz. 1: Lata 1917-1939. Tom I. red. S. Stçpnia. Przemysl, 1998; M. Lozinski. Operacja Polska. Stalinowska zbrodnia na Polakach w latach 1937-1938. Klodawa, 2008; M. Iwanow. Pierwszy narod ukarany, Stalinizm wobec polskiej ludnosci kresowej 1921-1938. Warszawa, 1991; Kultura i swiadomosc etniczna Polakow na Wschodzie. Tradycja i wspolczesnosc. red. A. Kuczynski, M. Michalska. Wroclaw, 2004.
2 Больше о поляках, оказавшихся вне Польши, смотри: P. Eberhardt. Polska ludnosc kresowa. Rodowod, liczebnosc, rozmieszczenie. Warszawa, 1998; M. Iwanow. Liczba i rozmieszczenie Polakow w swiecie. Wroclaw, 1985.
3 Смотри больше по этому вопросу: Z. Lukawski. Ludnosc polska w Rosji. 1863-1914. Wroclaw, 1978; A. Kijas. Polacy w Rosji odXVII wieku do 1917 roku. Slownik biograficzny. Warszawa-Poznan, 2000.
4 M. Lozinski. op. cit. s. 35.
5 Перевод польскоязычных источников осуществлен автором статьи. M. Iwanow. Pierwszy narod ukarany. op. cit. s. 27.
6 Смотри больше на эту тему: E. Kolodziej. Wychodzstwo zarobkowe z Polski 1919-1939. Warszawa, 1982; M. Eckert. Emigracja z ziem polskich w czasach nowozytnych i najnowszych (XVIII-XX). Warszawa, 1984; K. Grudzinski. Polacy na szerokim swiecie. Warszawa, 1936.
7 H. Stronski. Polacy w Kijowie. Kijow, 2002; tenze. Polacy na Podolu. Kijow, 2002; W. Kusinski. Polacy na Ukrainie. [w:] Studia i Materialy Centrum Badan Wschodnich UW. z. 34. Warszawa, 1992.
8 Больше на эту тему смотри: M. Kowalewski. Polityka narodowosciowa na Ukrainie sowieckiej. Warszawa,
1938.
9 Больше на тему польско-советских отношений, смотри: E. Kumaniecki. Pokoj polsko-radziecki 1921. Warszawa, 1985; tenze. Po traktacie ryskim. Stosunki polsko-radzieckie 1921-1923. Warszawa, 1971; W. Materski. Tarcza Europy: stosunki polsko-sowieckie 1918-1939. Warszawa, 1994; T. Zenczykowski. Dwa komitety - 1920, 1944. Dokumenty Môwiq. Polska w planach Lenina i Stalina. Lomianki, 2008; W. Kowalski, A. Skrzypek. Stosunki polsko-radzieckie 1917-1945. Warszawa, 1980; J. Azbarovskaja. Rossija i Polsza: Sidrom vojny 1920 god. Moskwa, 2005; K. Grygajtis. Sowiecka strategia geopolityczna w Europie a Polska: 1923-1943. Elbl^g, 2003.
10 M. Iwanow. Pierwszy narod ukarany. Polacy w Zwiqzku Radzieckim 1929-1939. Warszawa-Wroclaw, 1991, s. 35; Смотри больше: В. Козлов. Национальности СССР. Москва, 1982.
11 Polacy na Ukrainie. Zbior dokumentow. cz. 1: Lata 1917-1939. Tom I. red. S. Stçpnia. Przemysl, 1998, s. 99100.
12 Пропагандистские статьи польскоязычного еженедельника «Серп» можно прочитать: Polacy na Ukrainie. op. cit. s. 119-121. История польской прессы в Украине советской, смотри: J. Daszkiewicz. Prasa polska na Ukrainie Radzieckiej. Zarys historyczno-bibliograficzny. [w:] Rocznik Historii Czasopismiennictwa Polskiego. t. V. z. 2. 1966.
Больше о пропаганде в польских книгах на территории СССР, смотри: F. Fryszmanowa. Ksiqzka polska w ZSRR w 1930-1932 i w 1933 r. Minsk, 1934; F. Fryszmanowa. Ksiqzka polska na w ZSRR w 1934 r. Minsk, 1935.
13 Смотри: Polacy na Ukrainie. op. cit. s. 105-112.
14 M. Iwanow. Polacy w Zwiqzku Radzieckim... op. cit. s. 42.
15 Смотри больше по этому вопросу: H. Jablonski. Polska autonomia narodowa na Ukrainie 1917-1918. Warszawa, 1948.
16 Юлиан Бальтазар Мархлевский (1866-1925) - активист рабочего движения, экономист, публицист; член СДКПиЛ, а также Союза Спартака в Германии (1916); предводитель Временного революционного комите-
та Польши в Бялымстоку (1920); один из родоначальников и первый управляющий Международной организации помощи революционерам. Polacy na Ukrainie. dz. cyt. s. 77. Читай больше: W. Najdus. Lewica Polska w Kraju Rad. Warszawa, 1971; J. Pawlowski. Politycy i dzialaczy wosjkowi KPP 1918-1928. Warszawa, 1964.
17 Феликс Дзержинский (1877-1926) - активист социалистического и коммунистического движения; главнокомандующий первыми советскими органами безопасности, такими как ГПУ и Чека; союзник политики Ленина, позже политики Сталина. Отличался особой жестокостью, стал символом террора. Относился к узкому кругу большевистских активистов, готовящихся к свержению Временного правительства и установлению власти большевиков. Руководил НКВД. Смотри: Slownik biograficzny Historii Polski. red. J. Chodery, F. Kiryka, Wroclaw-Warszawa-Kraków, 2005. s. 368-369; W.A. Torczinow, A.M. Leontiuk. Wokrug Stalina. Istoriko-biograficzeskij sprawocznik. Sankt-Pietierburg, 2000. s. 193-194. Wiçcej o biografii i dzialalnosci Dzierzynskiego i innych najwazniejszych postaci z okrçgu Stalina. zob.: S. Montefiore. Stalin- dwór czerwonego cara. Warszawa, 2004; B. Jaxa-Ronikier. Dzierzyñski „Czerwony kat". Kraków, 1990; M. Heller, A. Niekricz. Utopia u wladzy. Historia Zwiqzku Sowieckiego. Londyn, 1982; V. Coulloudon. Mafia u wladzy. Warszawa, 1993.
18 Читай больше: Mniejszosci polskie i polonia w ZSRR. red. H. Kubiak. Wroclaw-Warszawa-Kraków, 1992; O.O. Rafalskyj. Nacionalni menszyny Ukrajiny u XX stolitti. Istoriohraficznyj narys. Kyjiw, 2000; M. Iwanow. Przyczynki do historii polskiego autonomicznego rejonu narodowego im. J. Marchlewskiego na Ukrainie (1925-1935). [w:] Studia z dziejów XIX i XX wieku. red. W. Wrzesinski. Wroclaw, 1991. s. 151-178; H. Stronski. Polityka pañstwa radzieckiego wobec polskiej ludnosci na Ukrainie w latach 1921-1939. [w:] Studia polsko-ukraiñskie. Ukraina-Polska. Dziedzictwo historyczne i swiadomosc spoleczna. Material z konferencji naukowej. Kamieniec-Podolsk 29-31 maja 1992. Przemysl, 1993.
19 M. Iwanow. Pierwszy naród ukarany. op. cit. s. 56-66.
20 A. Kapiszewski. Asymilacja i konfikt. Warszawa-Kraków, 1984.
21 Томаш Домбаль - 15.03.1923 выехал в Советский Союз, где начал работать секретарем при исполнительном комитете Международной коммунистической партии и заместителем управляющего исполнительным комитетом Международной организации помощи революционерам. Активно пропагандировал в советской Полонии политическую и культурную роль СССР; один из редакторов газеты «Культура масс», редактор журнала «Советская трибуна».
Арестован 21.08.1937 на основании фальшивых показаний, расстрелян; реабилитирован 21.12.1955.
Slownik biograficzny dzialaczy Ruchu Ludowego. opr. J. Dancygier. Warszawa, 1989. s. 83;
Смотри также: Slownik biograficzny Historii Polski. op. cit. s. 295-296. Patrz wiçcej: H. Cimek. Tomasz Dqbal 1890-1937. Rzeszów, 1993.
22 Смотри больше: K. Kawecka. Szkolnictwo polskie w ZSRR w latach 1921-1930. Warszawa, 1981; K. Sierocka. Polonia radziecka 1917-1939. Z dzialalnosci kulturalnej i literackiej. Warszawa, 1968; Kultura i swiadomosc etniczna Polaków na Wschodzie. Tradycja i wspólczesnosc. red. A. Kuczynski, M. Michalska. Wroclaw, 2004.
23 Больше на эту тему смотри: R. Dzwonkowski. Glód i represje wobec ludnosci polskiej na Ukrainie 19321947. Relacje. Lublin, 2004; R. Kusnierz. Ukraina w latach kolektywizacji i wielkiego glodu (1929-1933). Torun, 2005; tenze. Pomór w ,,Raju bolszewickim", glód na Ukrainie w latach 1932-1933 w swietle polskich dokumentów dyplomatycznych i dokumentów wywiadu. Torun, 2008; N.A. Iwnickij. Kollektiwizacija i raskulacziwanije: naczalo 30 godow. Moskwa, 1997; J.I. Szapowal. U ti trahiczni roky. Stalinizm na Ukrajinni. Kyjiw, 1990; S.W. Kulczyckyj. Ukrajina miz dwoma wijnamy (1921-1939). Kyjiw, 1999; Tenze. Holodomor. Wielki Glód na Ukrainie w latach 19321933, jako ludobójstwo-problem swiadomosci. Wroclaw, 2008; R. Pirig. Golodomor 1932-1933 rokiw w Ukrjini (dokumenti i materiali). Kyjiw, 2007; Holodomor 1932-1933. Wielki Glód na Ukrainie w dokumentach polskiego dyplomatycznego wywiadu. opr. J. Bruski. Warszawa, 2008; C. Rajca. Glód na Ukrainie. Lublin, 2005; Licha kosa Golodomoru: 1932-1933. red. G. Kmokin. Kyjiw, 2008; Smiert'ju smiert'podalali. Golodomor w Ukrajini 1932-1933. red. O. Sucholotok. Kyjiw, 2003; Der ukrainische Hunger-Holocaust. Stalins verschwiegener Volkermord 1932-1933 an 7 Millionen ukrainischen Bauern im Spiegel geheimgchaltener Akten des deutsche Auswartigen Amtes. opr. D. Zlepko. Sonnenbuhl, 1988.
24 Польская военная организация - Polska Organizacja Wojskowa (POW) - тайная военная организация, сформированная в 1914 г. в Варшаве. Комендантом был Эдвард Рыдз. Члены организации пропагандировали борьбу за независимость и ввели военную подготовку. После обретения независимости организацию закрыли, бойцов распределили в Войско польское. Читай больше о истории ПОВ: T. Nalçcz. Polska Organizacja Wojskowa 1914-1918. Wroclaw, 1984.
Больше на тему польской разведки на территории СССР смотри: W. Materski. Tarcza Europy: stosunki polsko-sowieckie 1918-1939. Warszawa, 1994; NKWD o Polsce i Polakach: rekonesans archiwalny. red. W. Materskiego, A. Paczkowskiego. Warszawa: Instytut Studiów Politycznych PAN, 1996; Polski wywiad wojskowy 1918-1945. red. A. Poplonski, P. Kolakowski. Torun, 2006; S. Gregorowicz. Polsko-radzieckie stosunki polityczne w latach 1932-1935. Wroclaw-Warszawa-Kraków-Gdansk-Lódz, 1982; A. Peplonski. Wywiad polski na ZSRR 19211939. Warszawa, 1996.
25 J. Kupczak. Polacy na Ukrainie w latach 1921-1939. Wroclaw, 1994.
© Уваркина М.А., 2011
Автор статьи - Мирослава Анатольевна Уваркина, магистр истории, докторант, Варшавский университет, Польша, e-mail: [email protected].
Рецензент - А.К. Капышев, кандидат исторических наук, доцент, Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова, Казахстан.