Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
378
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СЕМЬЯ / ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Готовчикова М.А., Турченкова А.В., Костенко А.А.

Данная работа ориентирована на рассмотрение и оценку влияния социальной среды на развитие дошкольника и уровень его ожидаемого завершения развития по критериям готовности к школе. Теоретический анализ основан на факторах психического развития человека, влиянии среды и этапах процесса социализации, последствиях негативных воздействий социальной среды, характеристике дошкольного возраста с точки зрения психологии развития и проблеме дошкольной готовности. Данное исследование является качественным с использованием метода наблюдения, анкетирования родителей детей, поисковых тестов дошкольной готовности и семейных рисунков и рисунков очарованных семей. Вся полученная информация была детально собрана и впоследствии оценена в отдельных казуистиках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Готовчикова М.А., Турченкова А.В., Костенко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE ENVIRONMENT ON THE UPBRINGING OF PRESCHOOL CHILDREN

This work is focused on the consideration and evaluation of the influence of the social environment on the development of a preschooler and the level of his expected completion of development according to the criteria of readiness for school. The theoretical analysis is based on the factors of human mental development, the influence of the environment and the stages of the socialization process, the consequences of the negative impacts of the social environment, the characteristics of preschool age from the point of view of developmental psychology, and the problem of preschool readiness. This study is qualitative using the observational method, parent-child questionnaires, preschool readiness exploratory tests, and family drawings and drawings of enchanted families. All the information received was collected in detail and subsequently evaluated in separate casuistries.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Готовчикова М.А.

студент

ФГБОУВО «Армавирский государственный педагогический университет» Турченкова А.В. студент

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» Костенко А.А., к.псх.н.

доцент

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» Россия, г.Армавир

ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: Данная работа ориентирована на рассмотрение и оценку влияния социальной среды на развитие дошкольника и уровень его ожидаемого завершения развития по критериям готовности к школе. Теоретический анализ основан на факторах психического развития человека, влиянии среды и этапах процесса социализации, последствиях негативных воздействий социальной среды, характеристике дошкольного возраста с точки зрения психологии развития и проблеме дошкольной готовности. Данное исследование является качественным с использованием метода наблюдения, анкетирования родителей детей, поисковых тестов дошкольной готовности и семейных рисунков и рисунков очарованных семей. Вся полученная информация была детально собрана и впоследствии оценена в отдельных казуистиках.

Ключевые слова: дошкольный возраст, социальная среда, социализация, семья, готовность к школе.

Gotovchikova M. A.

student

FSBEI HE "Armavir State Pedagogical University"

Turchenkova A.V.

student

FSBEI HE "Armavir State Pedagogical University" Kostenko АА, PhD in Psychology associate professor

FSBEI HE "Armavir State Pedagogical University"

Russia, Armavir

THE INFLUENCE OF THE ENVIRONMENT ON THE UPBRINGING

OF PRESCHOOL CHILDREN

Abstract: This work is focused on the consideration and evaluation of the influence of the social environment on the development of a preschooler and the level of his expected completion of development according to the criteria of readiness for school. The theoretical analysis is based on the factors of human mental development, the influence of the environment and the stages of the socialization process, the consequences of the negative impacts of the social environment, the characteristics of preschool age from the point of view of developmental psychology, and the problem of preschool readiness. This study is qualitative using the observational method, parent-child questionnaires, preschool readiness exploratory tests, and family drawings and drawings of enchanted families. All the information received was collected in detail and subsequently evaluated in separate casuistries.

Key words: preschool age, social environment, socialization, family, readiness for school.

Попытка познать и понять такой сложный организм, как человек, безусловно, требует комплексного анализа предмета, т. е. учета всех факторов, которые могут повлиять на развитие личности, которые влияют друг на друга и обусловливают друг друга. необходимо для обеспечения правильного и полного развития каждого из нас. «Человек определяется как социальное существо, однако он также является биологическим существом, о чем свидетельствуют его физиологические потребности и телесные функции. В этом смысле люди являются естественными и социальными существами одновременно, хотя и удовлетворяют свои естественные физиологические потребности (например, потребность в питании) культурно детерминированными способами (приготовление пищи, прием пищи). Биологическая детерминация заключается в том, чтобы быть определенным видом животных, иметь свою специфическую форму тела и функционирование нервной системы, т.е. уникальные анатомо-физиологические особенности органов чувств» [1]. Биологическая детерминация включает в себя все перечисленные выше внутренние факторы, способствующие формированию личности человека. Еще одно важное влияние оказывает социокультурная среда, которую мы не вольны выбирать. Что же касается принятия культуры данного общества, именуемой так называемой аккультурацией, то это процесс, в ходе которого мы учимся принимать определенные формы поведения, ценности, моральные нормы и язык. Он определяет знания, которые человек должен приобрести, чтобы иметь возможность жить так, как этого ожидает общество [3]. Социальные аспекты особенно важны в развитии ребенка, и в этом случае основное влияние культуры

опосредовано его семьей. Семья учит ребенка понимать мир человеческих символов, обычаев и ценностей и вводит его в жизнь в конкретном обществе и культурной среде. Этот процесс обучения способам социальной жизни называется социализацией. Социализация происходит через социальное обучение, которое происходит в социальных ситуациях, требующих желательное, то есть социально приемлемое поведение. Психической основой, отражающей социальный опыт ребенка, является так называемая базальная личность, которая прочно связана с эмоциями, связанными с отношениями родителей с ребенком, а также со стратегией семейного воспитания. Именно в период раннего детства, когда эмоции оказывают ключевое влияние на формирование личности, возникают стойкие черты личности. Поэтому именно этот период связан с риском того, что недостаточная эмоциональная база может привести к непоправимому ущербу личности [2]. Эмоциональная депривация в этот критический период развития приводит к формированию агрессивной, эмоционально неустойчивой и неуверенной в себе личности. Следует принимать во внимание не только влияние культуры, но и важные влияния субкультур - культурных образцов различных малых групп, таких как религиозные или политические организации, секты или феминистские и другие движения. Эти группы могут оказывать значительное влияние на отдельных лиц, что может привести даже к фанатизму или разрушению личности. Несмотря на огромное влияние окружающей среды, каждый человек конструирует свой собственный образ себя и мира, активно воздействует на окружающую среду и способствует формированию своей личности. «Вот почему социализация в данной среде производит людей не с одинаковыми личностями, а с разными индивидуальностями [1]. Теории личности объясняют и описывают уровень и виды влияний на формирование личности. Таких теорий можно найти в литературе немало. Некоторые из них имеют общую основу, другие принципиально отличаются. Развитие личности -сложный процесс. Помимо внешних и внутренних условий, способствующих этому, важно упомянуть механизмы психического развития, которые совершенно необходимы для дальнейшего развития личности человека.

На протяжении столетий люди пытались определить действительную степень влияния окружающей среды на развитие и жизнь человека. Однако теории и мнения о важности условий, в которых растет и живет личность, разошлись. Например, переоценка влияния среды у Дж. Локка, Ф.М.А. Вольтер или П.А. Гольбаха или акцент на решающем влиянии наследственности на психическое развитие, когда фактор среды выступает лишь как некий фон (сцена) - Г. С. Холл, В. Штерн и др. [2]. больше сомнений относительно важности окружающей среды, которая влияет на нас. Тем не менее очень трудно оценить, не говоря уже о том,

чтобы определить, что является оптимальной средой для развития человека и в какой мере формирование личности обусловлено внутренними воздействиями, с одной стороны, и внешними, с другой. Это сугубо индивидуальный вопрос. «Во всяком случае, мы принимаем во внимание оба фактора, параллельное влияние которых можно описать следующим образом: в то время как врожденные особенности играют большую роль на ранних этапах жизни, и на действия человека больше влияют условия, в которых он вырос (среда, образование)». Влияние среды может быть как достоинством, так и препятствием для действий индивида, может как непосредственно формировать их, так и быть их мотивацией, а может и функционировать как признак чего-либо. В более широком смысле мы используем термин среда для обозначения определенного пространства, объективной реальности, предметов и явлений, существование которых не зависит от нашего сознания. Среда в узком смысле — это пространство, в котором создаются условия, пригодные для жизни, развития и размножения организмов. Окружающая среда во многом влияет на жизнь общества, местности, семьи и каждого ребенка. Именно поэтому его необходимо учитывать, чтобы хорошо знать детей и эффективно работать с ними [5]. Окружающая среда создает существенные условия человеческого развития, которые включают в себя естественные (биологические детерминанты), с одной стороны, и социальные и культурные (социокультурные детерминанты), с другой. Все эти детерминанты составляют сущность функциональной связи между человеком и его/ее окружением, что представляет собой отношения взаимного влияния. Окружающая среда воздействует и воздействует на человека, и он соответственно реагирует на это влияние. Тем не менее, человек также может активно влиять на окружающую его среду и изменять ее своими действиями. Социальная педагогика интересуется главным образом значением среды для образования. Образовательный процесс, направленный на достижение определенной образовательной цели и в который вовлечены воспитатель и ребенок, всегда находится под влиянием конкретной среды. Одну из двух функций или ролей среды в образовании можно обозначить как ситуативную функцию. Эта функция заключается в том, что среда создает внешние условия для воспитания, которые могут поддерживать или противодействовать усилиям воспитателя. В некоторых случаях среда может быть абсолютно нейтральной в этом отношении. Другая функция -воспитательная - заключается в том, что поведение человека изменяется в зависимости от типа текущей среды (учебный класс, детская площадка, поездка и т. д.). Так как воздействие на личность стихийно и естественно, его можно использовать для достижения лучших результатов в воспитании. Как уже было сказано, развитие личности всегда происходит в определенной среде. Социальная среда способствует развитию

общительности, то есть генетически детерминированной способности к социальному обучению. Именно микросреда (семья, школа, сверстники, группы) играет существенную роль, так как влияет на человека непосредственно и с большей интенсивностью, чем другие среды. Невозможность жить вне среды (в узком смысле) — объективный факт. Однако мы также не можем жить без социальных контактов, поскольку нас «воспитывали как социальных существ, склонных к жизни в группах» [6]. Развитие ребенка — это процесс непрерывного обучения. Процесс социального научения состоит в переходе от эгоцентрического мышления к социализированному, т. е. от концентрации на себе к принятию других. Одной из древнейших форм социального обучения, характерных для детей, является подражание, которое служит средством обучения различным формам поведения в раннем детстве. Ребенок подражает своим родителям, сверстникам или героям сказок и получает обратную связь от родителей, которая говорит ему/ей, правильно он поступил или нет. Еще одним старым и широко используемым методом обучения является обучение через поощрение и наказание. Еще одной формой социального обучения является наблюдательное обучение, основанное на наблюдении за реакцией других на действия человека. Он состоит в наблюдении и обучении на примерах. Ребенок также учится на мнениях других людей, что называется опережающим обучением. В этом случае ребенок идентифицирует себя с ожиданиями других и их мнением о себе. Этот тип социального обучения чрезвычайно важен для самовосприятия и постановки целей. Механизмы социального научения могут помочь нам понять развитие и формирование личности ребенка. Однако мы должны осознавать тот факт, что в нашем развитии есть и другие механизмы, которые сочетаются и дополняют друг друга. Игра — это типичная детская деятельность, которая включает в себя социальное обучение, социальную коммуникацию, а также принятие и понимание социальных ролей. Социализация представляет собой длительный процесс, который четко имеет несколько последовательных и частично перекрывающихся этапов. Одним из важнейших этапов является первый, который можно назвать первичной социализацией и протекает преимущественно в семье. Вторичная социализация является еще одним важным этапом, на котором возрастает значение общения со сверстниками и институционального образования, а социализация больше не ограничивается семьей.

Наблюдение было выбрано в качестве основного средства получения знаний в этом исследовании. Были отобраны два квалифицированных воспитателя детского сада, которым было поручено наблюдать за детьми. Это один из основных методов диагностики воспитателей детских садов, позволяющий наблюдать за ребенком в течение всего дня, недели, учебного семестра и проследить его развитие в долгосрочной перспективе. Поскольку увидеть реальные психические

процессы детей невозможно, пришлось довольствоваться наблюдением за их действиями. В основном постоянное наблюдение за детьми позволяет нам выявить возможные семейные проблемы, влияющие на их поведение. Опытные воспитатели дошкольных учреждений способны оценить готовность детей к школе на основе многолетних наблюдений, тем не менее, учитывая высокий уровень субъективности такой оценки, мы решили использовать для проверки способностей детей тесты-определители дошкольной готовности. и получить некоторые материальные основания для наших выводов. В качестве одного из методов исследования также использовалась анкета. Анкеты используются в основном в количественных исследованиях. В детских садах их нанимают часто, обычно для того, чтобы получить основные данные о ребенке для делопроизводства, что является обычной частью административной работы каждого воспитателя. Используемый нами опросник был разработан не для получения информации от большого числа респондентов, а для сбора качественных данных, предоставленных родителями наблюдаемых детей. Анкета состояла из 29 вопросов, использовались как открытые, так и закрытые вопросы. Мы сосредоточились на получении ранее неизвестных нам сведений или уточнении известных - они касались в основном личной жизни ребенка и его родителей, проведения свободного времени ребенка и семьи, стилей воспитания, экономического положения семьи. семья, отношения с родственниками или прошлое и настоящее состояние здоровья ребенка и т. д. Анкеты раздавались родителям на дому. Сложностей с их заполнением мы не отметили. Определенные проблемы были связаны скорее с обработкой полученных данных, так как было несколько случаев, когда собранные ответы не соответствовало действительности.

Проведенное нами анкетирование показало, что на 90% анкетируемых детей окружающая среда оказывает значительное влияние. Она помогает развить в ребенке навыки и качества, необходимые для существования в социальной среде.

Основная цель нашего исследования состояла в том, чтобы оценить, как социальная среда может влиять на качество развития ребенка дошкольного возраста. Поскольку понятие «социальная среда» является очень общим и существует несколько социальных сред, влияние которых на развитие дошкольника особенно сильно, необходимо было указать их в исследовательской части статьи. Важнейшей социальной средой, влияние которой на развитие дошкольника наиболее интенсивно и непосредственно, является главным образом семейная среда и, возможно, среда детского сада. Поскольку различий в среде детского сада у детей из выборочной группы не было, исследование было сосредоточено главным образом на возможном влиянии семейной среды на развитие ребенка. В настоящее время люди не в состоянии точно описать, в какой степени

социальная среда на самом деле влияет на развитие человека и формирование личности. Тем не менее известные и задокументированные случаи разного рода социальной изоляции наглядно доказывают чрезвычайное значение социальной среды и показывают, что ее нарушения или отсутствие могут иметь серьезные далеко идущие последствия. Учитывая результаты данного исследования и учитывая наш педагогический опыт, мы убеждены, что социальная среда оказывает важное влияние на формирование личности ребенка.

Использованные источники:

1. Кэп, Ян; Мареш, Иржи. 2001. Психология для учителей. Прага: Портал,

655 стр.

2. Краус, Благослав. 1999. Социальные аспекты образования.

3. Градец Кралове: Gaudeamus. 165 страниц Краус, Благослав. 2008.

Основы социальной педагогики. Прага: Портал. 216 страниц

4. Наконечный, 1997. Психология личности. Прага: Академия. 336 стр.

5. Новак, Томас. 2004. О чем рассказывает ребенок, когда рисует свою

семью? Оломоуц: Рубико. 48 страниц

6. Шулова, Шанталь. 20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.