Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗОВ МВД РОССИИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ)'

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗОВ МВД РОССИИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КУРСАНТЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СТРЕССОР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коновалова О.А.

Профессионально действующие в правовом поле сотрудники полиции оказывают огромное влияние на правосознание граждан, обеспечение безопасности и исполнения законов страны. Специфика обучения в образовательных организациях высшего образования МВД России предъявляет высокие требования к личности и жизни обучающихся. Процесс профессионального становления происходит в сложных и зачастую противоречивых условиях, что оказывает неблагоприятное психологическое воздействие на всех субъектов образовательных отношений. Исследование, проведенное на базе Уральского юридического института МВД России, показало, что наиболее интенсивный стресс, оказывающий влияние на психологическую безопасность курсантов, оказывают: необходимость ношения формы за пределами института, суточные наряды, наряды по хозяйственной работе, отработка нарядов в учебном процессе и строгая регламентация режима дня. В исследовании участвовали только курсанты первого года обучения, так как именно после первого курса зафиксировано значительное количество курсантов, отчисляющихся как по собственному желанию, так и по причине неуспеваемости. В опросе приняли участие в общей сложности 146 обучающихся: в равной мере были опрошены 73 юноши и 73 девушки, так как различные стрессоры оказывают неодинаковое влияние по своей силе на сотрудников разного пола. Возраст всех респондентов 18-19 лет. В ходе исследования было выявлено, что профессиональный стресс оказывает негативное влияние на психологическую безопасность обучающихся в вузах МВД России: снижает работоспособность, подавляет инициативу, снижает интерес к службе и обучению, что является одной из причин увольнения курсантов со службы в органах внутренних дел и отчисления из вузов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коновалова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENTOF THE UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA ON THE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF THE URAL LAW INSTITUTEOF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA)

Police officers acting professionally in the legal field have a huge impact on the legal awareness of citizens, ensuring the safety and enforcement of the laws of the country. The specifics of training in educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia places high demands on the personality and life of students. The process of professional formation takes place in complex and often contradictory conditions, which has an adverse psychological impact on all subjects of educational relations. A study conducted on the basis of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia showed that the most intense stress affecting the psychological safety of cadets is: necessary the need to wear uniforms outside the institute, daily outfits, outfits for household work, working out outfits in the educational process and strict regulation of the daily routine. Only cadets of the first year of study participated in the study, since it was after the first year that a significant number of cadets were registered who were expelled both at their own request and due to lack of progress. A total of 146 students took part in the survey: 73 boys and 73 girls were equally interviewed, since various stressors have an unequal effect on employees of different genders. The age of all respondents is 18-19 years old.The study revealed that professional stress has a negative impact on the psychological safety of students in the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia: reduces efficiency, suppresses initiative, reduces interest in service and training, which is one of the reasons for the dismissal of cadets from service in the internal affairs bodies and expulsion from universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗОВ МВД РОССИИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ)»

психология

ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ

и^и

Научная статья УДК 159.9.072.433

001: 10.47475/2411-0590-2023-10107

Влияние образовательной среды вузов МВД России на психологическую безопасность обучающихся (на примере Уральского юридического института

МВД России)

Оксана Александровна Коновалова

Уральский юридический институт МВДРоссии, Екатеринбург, Россия konovalovaS16@mail.ru © https://orcid.org/0000-0002-6321-5215

Аннотация. Профессионально действующие в правовом поле сотрудники полиции оказывают огромное влияние на правосознание граждан, обеспечение безопасности и исполнения законов страны. Специфика обучения в образовательных организациях высшего образования МВД России предъявляет высокие требования к личности и жизни обучающихся. Процесс профессионального становления происходит в сложных и зачастую противоречивых условиях, что оказывает неблагоприятное психологическое воздействие на всех субъектов образовательных отношений. Исследование, проведенное на базе Уральского юридического института МВД России, показало, что наиболее интенсивный стресс, оказывающий влияние на психологическую безопасность курсантов, оказывают: необходимость ношения формы за пределами института, суточные наряды, наряды по хозяйственной работе, отработка нарядов в учебном процессе и строгая регламентация режима дня. В исследовании участвовали только курсанты первого года обучения, так как именно после первого курса зафиксировано значительное количество курсантов, отчисляющихся как по собственному желанию, так и по причине неуспеваемости. В опросе приняли участие в общей сложности 146 обучающихся: в равной мере были опрошены 73 юноши и 73 девушки, так как различные стрессоры оказывают неодинаковое влияние по своей силе на сотрудников разного пола. Возраст всех респондентов 18-19 лет.

В ходе исследования было выявлено, что профессиональный стресс оказывает негативное влияние на психологическую безопасность обучающихся в вузах МВД России: снижает работоспособность, подавляет инициативу, снижает интерес к службе и обучению, что является одной из причин увольнения курсантов со службы в органах внутренних дел и отчисления из вузов МВД России.

Ключевые слова: профессиональный стресс, психологическая безопасность, курсанты Министерства внутренних дел, стрессор

© О.А.Коновалова

У1СТ1М01_0СУ • 2023;10(1):67-77

Для цитирования: Коновалова O.A. Влияние образовательной среды вузов МВД России на психологическую безопасность обучающихся (на примере Уральского юридического института МВД России) // Виктимология. 2023. Т. 10, № 1. С. 67-77. DOI: 10.47475/2411-0590-2023-10107

Research article

The Influence ofthe Educational Environment ofthe Universities ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia on the Psychological Safety of Students (on the Example ofthe Ural Law Institute ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia)

Oksana A. Konovalova

Ural Law Institute ofthe Ministry oflnternal Affairs ofRussia, Yekaterinburg, Russia konovalovaS16@mail.ru © https://orcid.org/0000-0002-6321-5215

Abstract. Police officers acting professionally in the legal field have a huge impact on the legal awareness of citizens, ensuring the safety and enforcement of the laws of the country. The specifics of training in educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs ofRussia places high demands on the personality and life of students. The process of professional formation takes place in complex and often contradictory conditions, which has an adverse psychological impact on all subjects of educational relations. A study conducted on the basis of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia showed that the most intense stress affecting the psychological safety of cadets is: necessary the need to wear uniforms outside the institute, daily outfits, outfits for household work, working out outfits in the educational process and strict regulation of the daily routine. Only cadets of the first year of study participated in the study, since it was after the first year that a significant number of cadets were registered who were expelled both at their own request and due to lack of progress. A total of 146 students took part in the survey: 73 boys and 73 girls were equally interviewed, since various stressors have an unequal effect on employees of different genders. The age of all respondents is 18-19 years old.

The study revealed that professional stress has a negative impact on the psychological safety of students in the universities of the Ministry of Internal Affairs ofRussia: reduces efficiency, suppresses initiative, reduces interest in service and training, which is one of the reasons for the dismissal of cadets from service in the internal affairs bodies and expulsion from universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: professional stress, psychological safety, cadets of the Ministry oflnternal Affairs, stressor

For citation: Konovalova OA. The influence of the educational environment of the Universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the psychological safety of students (on the example of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia). Viktimologiya [Victimology]. 2023;10(l):67-77. DOI: 10.47475/2411-0590-2023-10107 (InRuss.)

Введение

Образовательные организации высшего образования МВД России решают важную задачу воспитания, обучения и формирования профессиональных компетенций сотрудников органов внутренних дел. Важной характеристикой образовательной среды является психологическая безопасность образовательного процесса, создание условий для развития личностного и профессионального потенциала преподавателей и обучающихся [1, с. 18].

Вместе с тем, специфика обучения в образовательных организациях высшего образования МВД России предъявляет высокие требования к личности и жизни обучающихся. Процесс профессионального становления происходит в сложных и зачастую противоречивых условиях, что оказывает неблагоприятное психологическое воздействие на всех субъектов образовательных отношений. Факты отчисления курсантов и слушателей на первом году обучения, снижение количества выпускников, приступающих к службе, а также повышение процента увольнения выпускников из органов внутренних дел в течение первого года службы являются необходимым тому подтверждением [2, с. 28].

Психологическую безопасность человека определяют, в большинстве случаев, как состояние защищенности сознания и психики субъектов, в нашем случае от рисков и угроз образовательной среды. В настоящее время необходимо обнаружить и нейтрализовать явления и условия, представляющие угрозу психологической безопасности субъекта образовательной деятельности. Кроме того, изучение особенностей процесса формирования психологической безопасности позволит выявить совокупность устойчивых мотивов профессиональной деятельности, что необходимо для определения условий успешности сотрудника органов внутренних дел на службе [3, с. 59].

1. Актуальность проблемы исследования

Анализ исследований по данной проблеме позволяет сделать выводы о том, что концепция психологической безопасности нашла отражение в работах отечественных

и зарубежных авторов. Так, исследования И.А.Баевой [1], Г.В.Грачева [2], Т.С.Ка-баченко [3], убедительно свидетельствуют о том, что эффективность образования зависит от такого показателя образовательной среды, как ее психологическая безопасность. Многие зарубежные исследователи, в частности M. Baer и M. Frese, отмечают связь психологической безопасности в организации с производительностью труда, описывая психологическую безопасность среды как среду, в которой можно безопасно говорить и выражать свои мысли без страха быть отвергнутым и чувствовать защищенность от негативного обращения [4].

Изучению сущности, детерминантов возникновения и закономерностей протекания внутриличностных конфликтов профессионального становления у курсантов и слушателей вузов МВД России, а также их классификации посвящено исследование Т. В. Мальцевой [5], проблемы воспитательной среды образовательных учреждений МВД России были исследованы И.М.Ле-беденко [6], о специфике деструктивных взаимоотношений в учебных группах образовательных учреждений МВД России писала И. Б.Ачитаева [7],

Актуальным проблемам изучения профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД посвящены работы таких авторов, как Т. И. Бородина [8], О. В. Евти-хов [9], Е. М. Гончарова [10], А. Ю. Федотов [11] и др. В работах ученых обозначены требования к личным и деловым качествам сотрудников ОВД, определены условия и факторы их формирования. Особенностям организации и проведения психологического сопровождения формирования личностной компетентности сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России посвящено исследование О.А.Ульяниной [12].

Однако несмотря на проработанность целого ряда вопросов в данной проблемной области исследования, изучение условий профессионально-психологической безопасности субъектов образовательных отношений в вузах МВД России не проводилось. Обучение курсантов имеет специфику, заключающуюся в совмещении

в образовательном учреждении учебно-воспитательной и профессионально-служебной деятельности, «закрытости» образовательных организаций, директивности, нормированности условий обучения и жизни, уставной порядок организации деятельности и др.

2. Особенности организационной среды

образовательных организаций

высшего образования МВД России

Курсанты образовательных организаций высшего образования МВД России с момента поступления в вуз и заключения контракта получают правовой статус сотрудников органов внутренних дел (далее— ОВД) и, соответственно, приобретают весь комплекс прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации в части исполнения служебных обязанностей сотрудниками ОВД, но помимо того, что их привлекают к мероприятиям по охране общественного порядка, они еще обязаны освоить учебную программу, предусмотренную учебным планом института. Ведь в противном случае, неаттестация по учебной дисциплине влечет за собой расторжение контракта и увольнение курсанта из органов внутренних дел и отчисление за неуспеваемость из института МВД.

Рассматривая особенности организационной среды вуза МВД на примере Уральского юридического института МВД России следует иметь в виду не только специфику образовательной среды, но и жизнь курсантов вне стен вуза, на которую накладывается отпечаток казарменного положения военизированного вуза страны — это требование находиться по месту проживания после 21.00, запрет на выходные дни покидать место дислокации далее 200 км, обязательство проживать в общежитии института МВД, расположенное на территории вуза на протяжении двух первых курсов, а, начиная с третьего курса, в случае проживания не в общежитии, за совершение проступка у курсантов появляется наказание в виде заселения обратно в общежитие.

Исследователи в области психологии профессиональной безопасности A.A.Abdul-^ и L. Н^ап [13], отметили, что существует тесная связь между производительностью

труда и удовлетворенностью работой, карьерным ростом, вознаграждением и неденежными вознаграждениями, такими как признание. Факторы, которые являются внешними по отношению к работнику, такие как рабочая среда, стандартные процедуры, помещения и оборудование, необходимые для выполнения задач, а также стиль управления руководителей, также влияют на то, как работники выполняют свою работу. Также было обнаружено, что воздействие профессионального стресса в течение длительных периодов времени влияет не только на физическое и психологическое здоровье сотрудников, но и на их производительность труда, в нашем случае на успешность прохождения промежуточной аттестации курсантами вузов МВД России.

3. Описание методологии исследования

Хотя существует довольно много исследований влияния организационной среды на психологическую безопасность работников, служащих, обучающихся, не проводилось ни одного исследования влияния организационной среды на психологическую безопасность курсантов вузов МВД России. Именно на этом фоне было проведено данное исследование.

Целью этого исследования было изучение влияния образовательной среды на психологическую безопасность обучающихся вузов МВД России на примере Уральского юридического института МВД России (далее—УрЮИ МВД России).

Исследование проводилось в соответствии со следующими конкретными задачами:

1. Установить факторы образовательной среды, оказывающие существенное влияние на психологическую безопасность курсантов первого курса УрЮИ МВД России.

2. Установить степень влияния факторов образовательной среды на психологическую безопасность обучающихся первого курса УрЮИ МВД России с распределением по полу.

В ходе исследования была определена следующая гипотеза: «Образовательная среда вузов МВД России оказывает влияние на психологическую безопасность обучающихся».

Значимость исследования: выводы этого исследования полезны для администраций вузов Министерства внутренних дел России, профессорско-преподавательского состава и руководства факультетов вуза, так как полученные результаты могут помочь им разработать стратегии и механизмы, которые помогли бы обучающимся справиться с негативными эмоциями и переживаниями и повысить эффективность их службы и обучения.

Объем исследования: данное исследование было проведено в Уральском юридическом институте МВД России. В нем участвовали только курсанты первого года обучения, так как именно после первого курса зафиксировано значительное количество курсантов, отчисляющихся как по собственному желанию так и по причине неуспеваемости. В опросе приняли участие в общей сложности 146 обучающихся. Респонденты были отобраны с использованием целенаправленных, пропорциональных и простых методов случайной выборки. В равной мере были опрошены 73 юноши и 73 девушки, так как различные стрессоры оказывают неодинаковое влияние по своей силе на сотрудников разного пола. Возраст всех респондентов 18-19 лет.

Допущения исследования: исследование предполагало, что курсанты, участвовавшие в опросе, были честны и предоставили информацию, которая верно отражала их ощущения, чувства и эмоции.

Определение терминов

В контексте данного исследования определены следующие термины:

Стресс—неспецифический ответ, функциональное состояние напряжения, реактивности организма, возникающее у человека и животных в ответ на воздействие стрессоров [4, с. 258].

Стрессор — неблагоприятный фактор, вызывающий в организме состояние напряжения (стресс) [4, с. 261].

Образовательная среда—система, которая создаётся и изменяется в процессе взаимодействия субъектов образовательной деятельности, а также совокупность условий, в которых происходит воспитание, обучение и развитие человека [8, с. 34].

Стресс—это физиологическая реакция организма, которая проявляется на новое и неизвестное, на то, что может нести опасность, соответственно, мозг включает защитные функции психики и тела для сохранения целостности системы жизнеобеспечения. Выражается этот процесс в состоянии напряжения, которое имеет прямое отношение к эмоциям, мыслительному процессу и физическому состоянию человека.

В связи с тем, что курсанты первого года обучения исполняют обязанности сотрудников ОВД, а также проходят обучение, промежуточную аттестацию и основную часть своего времени проводят в организационной среде института МВД, включающей пребывание в общежитии в свободное от учебы и нарядов время, то справедливо можно отметить, что они испытывают профессиональный стресс, избежать которого невозможно, но знание факторов, способствующих возникновению стресса, повышает возможность реорганизации образовательной среды и внедрения мер по снижению стресса.

Внешний контроль со стороны офицерского состава является еще одной причиной стресса для курсантов. Например, курсовой офицер может создать стресс для курсантов своего курса или группы, потому что только он принимает решения. Запрет на проявление негативных эмоций в образовательной среде вузов МВД обязывает курсантов сдерживать свои эмоциональные реакции. Открытое выражение гнева, враждебности и разочарования не одобряется в данной среде.

В этом исследовании использовался описательный дизайн исследования-опроса, который направлен на определение существующего положения дел. Дизайн позволяет изучить большую популяцию, используя данные из выборки без манипулирования переменными, чтобы ответить на исследовательские вопросы, касающиеся текущего статуса субъектов исследования. Дизайн был признан идеальным для исследования, поскольку он включал сбор данных о факторах образовательной среды, играющих роль стрессоров и степени стресса, который испытывают курсанты без манипулирования переменными. Затем эти два набора данных были использованы для установления

наиболее сильных стрессоров, оказывающих существенное влияние на психологическую безопасность обучающихся вузов МВД России.

Проведение исследования предварялось устным опросом курсантов первого года обучения в целях определения перечня стрессоров, оказывающих влияние на эмоциональное состояние курсантов в процессе обучения в вузе МВД. В исследовании использовались анкеты курсантов первого года обучения для выявления стрессоров образовательной среды с субъективной оценкой уровня воздействия данных стрессоров. Анкета состоит из двух разделов А и В. Раздел А использовался для получения биографических данных респондентов, в то время как раздел В содержал данные об уровне подверженности обучающихся стрессорам.

В дни проведения анкетирования респонденты были проинформированы о том, как заполнять анкеты, прежде чем они были отправлены.

Анкета состояла из 20 вопросов, тематика которых охватывала мероприятия, непосредственно включенные в образовательный процесс и мероприятия, связанные со служебной деятельностью и выполнением обязанностей сотрудников органов внутренних дел. Испытуемые отвечали на вопросы, указывая, является ли то или иное явление источником стресса, используя при этом шкалу от 0 до 4, где 0 — не является, 1 — незначительный, 2 — средний, 3 — высокий и 4 — очень высокий. Вопрос рассматривался как источник стресса, когда процент утвердительных ответов по шкалам 3 и 4 составлял 50% и выше респондентов.

Обобщенные данные исследования приведены в таблице 1.

4. Описание результатов исследования

Результаты, приведенные в таблице 1, показывают, что высокий процент обучающихся рассматривал суточные наряды (81,5 %), наряды по хозяйственной работе (72 %), уставной порядок жизни (73 %), организацию времени для досуга и отдыха (71,2%), строгую регламентацию режима дня (71,2 %),необходимость ношения

формы за пределами института (67 %), отработку нарядов в учебном процессе (63 %), взаимоотношение с курсовыми офицерами (62 %) и условия проживания в общежитии (56%) как источники стресса в образовательном процессе.

Анализ результатов опроса показал, что наиболее интенсивный стресс, оказывающий влияние на психологическую безопасность курсантов обоих полов оказывают: необходимость ношения формы за пределами института, суточные наряды, наряды по хозяйственной работе, отработка нарядов в учебном процессе и строгая регламентация режима дня. В ходе устного опроса было установлено, что курсанты первого курса испытывают страх и неуверенность, передвигаясь по улицам в форменной одежде вне института в связи с тем, что еще не обладают профессиональными компетенциями по принятию мер по пресечению правонарушений и взаимодействию с гражданами, которые видят в них сотрудников полиции и обращаются к ним как к представителям власти. Большее влияние этого стрессора испытывают курсанты женского пола (59% от общего числа опрошенных). Необходимость отработать в учебном процессе занятия, пропущенные по причине заступления в наряды, негативно влияет на психологическую безопасность обучающихся в связи с тем, что отработка осуществляется в индивидуальном порядке и путем взаимодействия с преподавателем непосредственно, а не в группе. С этим стрессором связаны негативные эмоции и от суточных нарядов соответственно. Стрессор, связанный со строгой регламентацией режима дня несет угрозу психологической безопасности обучающихся в виде раздражительности, постоянной усталости от отсутствия достаточного для отдыха и досуга времени.

Курсанты женского пола испытывают стресс интенсивнее по следующим стрессорам: необходимость ношения формы за пределами института (59 %), суточные наряды (60 %), уставной порядок жизни (65 %), организация времени для досуга и отдыха (61 %), строгая регламентация режима дня (61 %), отработка нарядов в учебном процессе (48 %), и условия проживания в общежитии (56%), тогда как учебная

Таблица 1-Распределение ответов обучающихся по факторам стресса с оценкой степени их влияния на психологическую безопасность

Стрессор Обучающиеся мужского пола Обучающиеся женского пола Общее количество ответов

Ношение формы за пределами института 0-5 1-3 2-26 3-27 4-12 0-2 1-3 2-9 3-24 4-35 0-7 1-6 2-35 3-51 4-47

Учебная нагрузка 0-11 1-13 2-12 3-13 4-24 0-18 1-14 2-9 3-10 4-22 0-29 1-27 2-21 3-23 4-46

Суточные наряды 0-6 1-3 2-5 3-29 4-30 0-1 1-4 2-8 3-24 4-36 0-7 1-7 2-12 3-53 4-66

Наряды для хозяйственных работ 0-3 1-4 2-8 3-13 4-45 0-3 1-3 2-17 3-18 4-29 0-6 1-7 2-25 3-31 4-74

Добровольно-принудительное участие в мероприятиях 0-15 1-12 2-26 3-7 4-13 0-6 1-25 2-17 3-9 4-16 0-21 1-37 2-43 3-16 4-29

Взаимоотношение в группе 0-21 1-23 2-8 3-12 4-9 0-3 1-34 2-4 3-14 4-18 0-24 1-57 2-12 3-26 4-27

Взаимоотношение между группами 0-13 1-35 2-9 3-12 4-4 0-8 1-8 2-24 3-17 4-16 0-21 1-43 2-33 3-29 4-20

Взаимоотношение с профессорско-преподавательским составом 0-16 1-8 2-28 3-15 4-6 0-29 1-12 2-13 3-7 4-12 0-45 1-20 2-41 3-22 4-18

Взаимоотношение с курсовыми офицерами 0-1 1-6 2-8 3-31 4-27 0-8 1-10 2-23 3-26 4-6 0-9 1-16 2-31 3-57 4-33

Занятия по боевой подготовке 0-37 1-7 2-19 3-8 4-2 0-18 1-24 2-18 3-9 4-4 0-55 1-31 2-37 3-17 4-6

Занятия по огневой подготовке 0-24 1-26 2-12 3-7 4-4 0-5 1-9 2-31 3-28 4-14 0-29 1-35 2-43 3-35 4-18

Окончание таблицы 1

Стрессор Обучающиеся мужского пола Обучающиеся женского пола Общее количество ответов

0-0 0-1 0-1

Организация времени для досуга и отдыха 1-2 2-28 3-19 4-24 1-4 2-7 3-25 4-36 1-6 2-35 3-44 4-60

0-19 0-1 0-20

Условия проживания в общежитии 1-4 2-24 3-14 4-12 1-5 2-11 3-21 4-35 1-9 2-35 3-35 4-47

Уставной порядок жизни 0-11 1-9 2-12 3-24 4-17 0-0 1-3 2-5 3-38 4-27 0-11 1-12 2-17 3-62 4-44

Пересдача неудовлетворительных оценок 0-9 1-19 2-24 3-12 4-9 0-20 1-27 2-8 3-15 4-3 0-29 1-46 2-32 3-27 4-12

Отработка нарядов в учебном процессе 0-1 1-10 2-18 3-19 4-25 0-7 1-9 2-9 3-26 4-22 0-8 1-19 2-27 3-45 4-47

0-13 0-13 0-26

Необходимость соблюдения дисциплины в быту 1-7 2-12 3-18 4-23 1-14 2-28 3-14 4-4 1-21 2-40 3-32 4-27

Занятия по строевой подготовке 0-18 1-16 2-24 3-12 4-3 0-8 1-9 2-15 3-16 4-25 0-26 1-25 2-39 3-28 4-28

0-0 0-1 0-1

Строгая регламентация режима дня 1-2 2-28 3-19 4-24 1-4 2-7 3-25 4-36 1-6 2-35 3-44 4-60

Ежедневные построения 0-17 1-14 2-28 3-10 4-4 0-13 1-7 2-12 3-18 4-23 0-30 1-21 2-40 3-28 4-27

нагрузка (37 %), взаимоотношения с курсовыми офицерами (58%), необходимость соблюдения дисциплины в быту (41 %), занятие хозяйственной работой по благоустройству территории института (58%) вызывают беспокойство и чувство напряженности у курсантов мужского пола.

Вместе с тем, анализ количества распределения ответов по стрессорам курсантов

женского пола можно увидеть, что более 50 % опрошенных девушек испытывают сильный стресс от занятий по огневой подготовке и ежедневных занятий по строевой подготовке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

В ходе проведенного исследования были установлены факторы или источники

стресса образовательной среды Уральского юридического института МВД России для обучающихся первого курса в возрасте 18-19 лет, установлена степень влияния данных стрессоров на психологическую безопасность курсантов мужского и женского пола. В процессе исследования было выявлено, что профессиональный стресс оказывает негативное влияние на психологическую безопасность обучающихся в вузах МВД России: снижает работоспособность, подавляет инициативу, снижает

интерес к службе и обучению, что является одной из причин увольнения курсантов со службы в органах внутренних дел и отчисления из вузов МВД России.

В целях преломления данной ситуации необходимо разработать механизмы для устранения профессионального стресса и других факторов, от которых зависит психологическая безопасность обучающихся и как следствие—повышение эффективности деятельности полиции и улучшение кадрового потенциала органов внутренних дел.

Список источников

1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании : монография. Санкт-Петербург : Союз, 2002. 271 с.

2. Грачев Г. В. Личность и общество в условиях кардинальных общественных изменений: формирование концепции информационно-психологической безопасности // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. Москва, 2003. С. 312-330.

3. Кабаченко Т. С. Нарушения психологической безопасности в контексте активности профессионала : дис. ... д-ра психол. наук. Москва, 2000. 409 с.

4. Baer M., Frese M. Innovation is Not Enough: Climates for Initiative and Psychological Safety, Process Innovations, and Firm Performance // Journal of Organizational Behavior. 2003. Vol. 24, no. 1. P. 45-68. DOI: https://doi.org/10.1002/job.179

5. Мальцева Т. В. Психологическое консультирование курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления : дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2004. 225 с.

6. Лебеденко И. М. Воспитательная среда образовательного учреждения МВД России : дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2011. 261 с.

7. Ачитаева И. Б. Деструктивные взаимоотношения в учебных группах образовательных учреждений МВД России : дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2010. 249 с.

8. Бородина Т. И. Предрасположенность как психологическое условие личностно-профес-сиональной диагностики государственных служащих : дис. ... канд. психол. наук. Мытищи, 2019. 259 с.

9. Евтихов О. В. Формирование профессиональной компетентности курсантов при интеграции учебно-воспитательной и профессионально-служебной деятельности в образовательном учреждении МВД России: дис. . д-ра пед. наук. Москва, 2022. 401 с.

10. Гончарова Е. М., Борисова С. А. Проявление стресса у курсантов образовательных организаций системы МВД России и его особенности // Подготовка кадров для органов внутренних дел в современных условиях в высших учебных заведениях специального назначения: состояние и перспективы : материалы международной научно-практической онлайн конференции (26 мая 2021 г.) / Академия Полиции МВД Азербайджанской Республики. Баку, 2021. С. 227-230.

11. Федотов А. Ю. Психологическое обеспечение профессиональной надежности специалиста силовых структур : дис. ... д-ра психол. наук. Москва. 2020. 905 с.

12. Ульянина О. А. Психологическое сопровождение формирования личностной компетентности сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России : дис. ... д-ра психол. наук. Москва, 2019. 459 с.

13. Abdullah A. A., Wan H. L. Relationships of Non-Monetary Incentives, Job Satisfaction and Employee Job Performance // International Review of Management and Business Research. 2013. Vol. 2, no.4. p. 1085-1091.

1. Baeva IA. Psychological safety in education : [monograph]. St. Petersburg: Publ. «SOYUZ»; 2002. 271 p. (In Russ.).

2. Grachev GV. Person and society under conditions of cardinal social changes: the formation of the concept of information-psychological security. Synergetic paradigm. Person and society in conditions of instability. Moscow, 2003: 312-330. (In Russ.)

3. Kabachenko TS. Violations of psychological safety in the context of a professional's activity : [dissertation]. Moscow; 2000. 409 p. (In Russ.)

4. Baer M, Frese M. Innovation is not enough: Climates for initiative and psychological safety, process innovations, and firm performance. Journal of Organizational Behavior: The International Journal of Industrial Occupational and Organizational Psychology and Behavior. 2003;24(1):45-68.

5. Malceva TV. Psychological counseling for cadets and students of higher educational institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs in situations of intrapersonal conflicts of professional formation : [dissertation]. Moscow; 2004. 225 p. (In Russ.)

6. Lebedenko IM. The Educational Environment of the Educational Institution of the Russian Ministry of Internal Affairs : [dissertation]. Moscow; 2011. 261 p. (In Russ.)

7. Achitayeva IB. Destructive relationships in educational groups of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia : [dissertation]. Moscow; 2010. 249 p. (In Russ.)

8. Borodina TI. Predisposition as a psychological condition for personal-professional diagnosis of civil servants : [dissertation]. Mytishchi; 2019. 259 p. (In Russ.)

9. Evtikhov OV. Formation of professional competence of cadets in the integration of educational and professional-service activity in the educational institution of the Russian Ministry of Internal Affairs : [dissertation]. Moscow; 2022. 401 p. (In Russ.)

10. Goncharova EM, Borisova SA. Manifestation of stress in cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and its characteristics. Training of personnel for internal affairs bodies in modern conditions in higher educational institutions of special purpose: state and prospects : materials of the international scientific-practical on-line conference (26 May 2021). Academy of Police of the Ministry of Internal Affairs of Azerbaijan Republic. Baku; 2021:227-230. (In Russ.)

11. Fedotov AY. Psychological support for the professional reliability of the specialist of power structures : [dissertation]. Moscow; 2020. 905 p. (In Russ.)

12. Ul'yanina OA. Psychological support for the formation of personal competence of internal affairs officers in educational organizations of the Russian Interior Ministry : [dissertation]. Moscow; 2019. 459 p. (In Russ.)

13. Abdullah AA, Wan HL. Relationships of Non-Monetary Incentives, Job Satisfaction and Employee Job Performance. International Review of Management and Business Research. 2013;2(4):1085-1091.

References

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Коновалова Оксана Александровна

Преподаватель, кафедра административного права и административной деятельности ОВД, Уральский юридический институт МВД России.

620057, Екатеринбург, ул. Корепина, д. 66.

Konovalova516@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-6321-5215

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Oksana A. Konovalova

Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Department of Internal Affairs of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

66 Korepina st., Yekaterinburg 620057, Russia.

Konovalova516@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-6321-5215

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ CONFLICT OF INTEREST

Конфликт интересов отсутствует. There is no conflict of interest.

Дата поступления статьи / Received: 21.11.2022.

Дата рецензирования статьи / Revised: 20.12.2022.

Дата принятия статьи к опубликованию / Accepted: 15.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.