_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_________
в) 2 + 2 + 2 + 2 = 8 (см); г) 4 + 4 + 4 + 4 = 16 (см);
2 • 4 = 8 (см); 4 • 4 = 16 (см).
Система предложенных заданий решает учебно-познавательную, коммуникационно-развивающую, социально-ориентированную задачу, подготавливая обучающихся к критическому осмыслению полученной информации и использованию полученных новых знаний в реальной практической деятельности. Здесь формирование критического мышления связано с новым видением решения задачи: противоположные стороны равны, следовательно, рациональным будет способ нахождения суммы двух сторон, умноженной на 2; все стороны равны, следовательно, рациональный способ - способ умножения длины одной стороны на количество сторон и др.
Учителя начальных классов должны всесторонне и своевременно обращать внимание на развитие у обучающихся основ критического мышления, творческих способностей, навыков самообразования, самореализации личности.
Таким образом, перед современной системой начального образования России стоит задача подготовки младших школьников к умению
- адаптироваться в тех или иных жизненных ситуациях;
- самостоятельно приобретать необходимые знания;
- критически мыслить, видеть возможные варианты решения проблемы в реальной действительности;
- искать пути их решения.
Список использованной литературы:
1. Клустер Д. Что такое критическое мышление? / Д. Клустер// Критическое мышление и новые виды грамотности. - М.: ЦГЛ, 2005. - С. 5.
2. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроках. - М. 2008.
3. Тихоненко А. В. Технологии изучения понятия величины на уроках математики в начальной школе. Ростов - на - Дону «Феникс», 2006. - С. 70-71.
4. Шакирова Д. М. Теоретические основания концепции формирования критического мышления // Педагогика. 2006, № 9.
5. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика. Учебник для 2 класса. Начальная школа. В 2 частях. Ч. 2 с электронным носителем. М., 2013. - С. 12.
© А.В. Тихоненко, 2015
УДК 37.013
Хапаева Алина Алиевна
Аспирант, г.Черкесск, РФ E-mail: enigma2206@mail.ru
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
Россия, безусловно является многонациональной страной. У каждой нации своя культура, свои ценности, правила и стереотипы. Но к сожалению не всегда людям разных наций и конфессий удается найти общий язык и проявлять толерантность по отношению друг к другу.
Одним из субъектов Российской Федерации, многообразному по национальному и этническому составу является наша Карачаево Черкесская Республика. И следовательно вопрос о межнациональных отношениях здесь открыт очень остро, хотя и всячески завуалирован.
В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе - в расовой дискриминации,
167
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х___________________
преследовании по национальному или религиозному признакам, в нарушении важнейших демократических принципов. Воспитание толерантности, цель которой состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой личности, - первая ступень в длительном процессе развития мировой культуры, требование не допускать в общественных отношениях насилия и принуждения. Только при условии толерантности может быть осуществлено полное раскрытие возможностей и способностей человека и общества, развитие дружественных отношений между разными сообществами. [1]
Важнейшую роль в реализации идеи толерантности играет образование. Образование является важнейшей ниточкой в процессе прививания индивиду терпимости к другим нациям, так как у педагога есть возможность действовать на человека на уровне индивидуального сознания, так как основной причиной появления нетерпимости является не понимания другой культуры, страх перед неизвестной нацией, религией, представления о которых должны формироваться в процессе обучения, еще в начальной школе. «Толерантность - это то, что делает возможным достижения мира и ведет от культуры войны к культуре мира» [2]
Причины перемен, приведших к нарастающему противостоянию народов, определить не трудно, но наша основная цель заключается в поиске механизмов, позволяющих решать задачи по укреплению дружбы народов, населяющих нашу страну, а значит, и способствовать стабильному социально-экономическому развитию российского общества. Межнациональные отношения более всего укрепляются в процессе совместной работы и учебы представителей различных наций. [3]
Молодежь является основной сферой общества, поколением которая со временем приходит на смену взрослым. Но на этой стадии своего жизненного цикла человек строит тот фундамент который передается другим поколениям, детям которые за частую идут по протоптанной дороге. И естественно очень важно какое мнение и след в этом вопросе оставит нынешняя молодежь. От того какие интересы преобладают в этой сфере зависит, что будет в дальнейшем с обществом и государством в целом в области социальноэкономического, политического и культурного развития.
Молодежь - это огромная часть людей нашего общества. Она не только отличается и от взрослых и от детей, но и всячески подчеркивает это для нее очень важно быть оригинальной, непростой. Она создает свой особенный стиль жизни. Кроме того она еще и своеобразна внутри себя.
Как уже выше было отмечено основную роль на развитие мышления у подростков играет образование. Основной целью высших учебных заведений, безусловно, является дать студентом соответствующий уровень образования, но не маловажную роль играет и воспитать в будущем специалисте терпимость к другим нациям, этносам, конфессиям. Большая нагрузка в этом передается гуманитарным дисциплинам, таким как социология, философия, политология, культурология, право, психология и д.р.. Работающий в многонациональной группе преподаватель должен учитывать особенности культуры всех наций. Надо формировать в студенте гордость к своей нации, но ни в коем случае не кичливость, уважение к другим нациям. Главным путем для достижения этого является то, что человек должен понимать, что основную роль играет не нация и не религия, а человеческий качества, воспитание , манеры, характер, жизненные ценности и стереотипы. Не в коем случае нельзя оценивать людей по их национальному признаку, главным в этом вопросе может быть только человечность.
У вуза должна быть подготовлена программа обучения межнациональному общению с первого дня пребывания студента в стенах учебного заведения. На первом этапе, при изучении предмета «Введение в специальность», считаем полезным введение раздела «Этика и психология межнационального общения в поликультурной среде вуза». Ряд психологических аспектов межнационального общения может быть рассмотрен в кураторских часах. Здесь важнейшее значение имеет определение уровня толерантности студента с использованием различных тестов и, при необходимости, составление программы по индивидуальной работе с каждым студентом. [3]
Важнейшим аспектом в этом вопросе является так же и то, что сам преподаватель должен быть максимально толерантен и субъективен, что бы студенты не чувствовали в свой адрес неприязненного
168
________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х____________________
отношения по поводу его этнической принадлежности, в основном это касается студентов приезжающих с других регионов и стран.
Острая важность необходимости уделению этому вопросу большого внимания не оставляет никаких сомнений. На сегодняшний день, как и в остальные времена, особенно пост период развала СССР, практика показывает, что межнациональные отношения оставляют желать лучшего. Так же необходимо отметить, что в военное и послевоенное время межнациональные отношения были в более лучшем состоянии, что можно услышать из уст наших предков, не смотря на тяжелые условия жизни. Людей скрепляла общая беда и общая цель.
Делая вывод из выше сказанного: необходимо развивать в молодежи, и не только, любовь и уважение ко всем соседям по планете, не смотря на их этническую или религиозную принадлежность, а для этого необходимо обращать на этот вопрос колоссальное внимание в ВУЗах, школьных и дошкольных учреждениях. Разработать специальную программу по прививанию терпимости у учащихся и работать над собой. Только с помощью толерантного отношения друг к другу в нашем субъекте, во всей стране и в мире в целом мы сможем добиться мирной жизни и хорошего будущего для последующих поколений.
Список использованной литературы:
1. nsportaLm/.../statya-formirovanie-kultury-mezhnatsionalnykh-otnosheni ( дата обращения 03.12.14 ,11:50)
2. Декларации принципов толерантности, принятая генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1945 году.
3. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ Шевхужев А.Ф. 1, Арова О.З. 1// Современные проблему науки и образования № 1 за 2014 год
© А.А. Хапаева,2015
УДК 378
Хоршунова Анатасия Николаевна
Магистрантка 2 курса, педагогического института ИГУ
г. Иркутск, РФ Е-mail: horshunova.nastya@yandex.ru
ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Аннотация
В статье анализируется опыт диагностического исследования уровня социальной активности студентов первого курса педагогического института, как основы для построения целенаправленной деятельности по развитию субъектной позиции и социальной активности будущего педагога.
Ключевые слова
Социальная активность, студенчество, субъектная позиция студента
Современные направления в развитии учебно-воспитательного процесса ВУЗа определяются задачами подготовки специалиста высокой квалификации, способного не только воспроизвести полученные в ВУЗе знания, применить в знакомых ситуациях имеющиеся профессиональные умения и навыки, использовать уже накопленный обществом опыт, но и умеющих нестандартно, творчески подойти к своему делу, неравнодушных к проблемам и заботам общества, обладающих высоким уровнем социальной активности.
Особенности развития социальной активности студентов педагогического института определяются, с одной стороны, их принадлежностью к юношеству, с другой - особенностью такой социальной группы как студенчество, с третьей- спецификой получаемой профессии и связанной с ней спецификой обучения в ВУЗе. Студенту педагогического института присуща специфическая направленность познавательной и
169