________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х____________________
отношения по поводу его этнической принадлежности, в основном это касается студентов приезжающих с других регионов и стран.
Острая важность необходимости уделению этому вопросу большого внимания не оставляет никаких сомнений. На сегодняшний день, как и в остальные времена, особенно пост период развала СССР, практика показывает, что межнациональные отношения оставляют желать лучшего. Так же необходимо отметить, что в военное и послевоенное время межнациональные отношения были в более лучшем состоянии, что можно услышать из уст наших предков, не смотря на тяжелые условия жизни. Людей скрепляла общая беда и общая цель.
Делая вывод из выше сказанного: необходимо развивать в молодежи, и не только, любовь и уважение ко всем соседям по планете, не смотря на их этническую или религиозную принадлежность, а для этого необходимо обращать на этот вопрос колоссальное внимание в ВУЗах, школьных и дошкольных учреждениях. Разработать специальную программу по прививанию терпимости у учащихся и работать над собой. Только с помощью толерантного отношения друг к другу в нашем субъекте, во всей стране и в мире в целом мы сможем добиться мирной жизни и хорошего будущего для последующих поколений.
Список использованной литературы:
1. nsportaLm/.../statya-formirovanie-kultury-mezhnatsionalnykh-otnosheni ( дата обращения 03.12.14 ,11:50)
2. Декларации принципов толерантности, принятая генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1945 году.
3. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ Шевхужев А.Ф. 1, Арова О.З. 1// Современные проблему науки и образования № 1 за 2014 год
© А.А. Хапаева,2015
УДК 378
Хоршунова Анатасия Николаевна
Магистрантка 2 курса, педагогического института ИГУ
г. Иркутск, РФ Е-mail: horshunova.nastya@yandex.ru
ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Аннотация
В статье анализируется опыт диагностического исследования уровня социальной активности студентов первого курса педагогического института, как основы для построения целенаправленной деятельности по развитию субъектной позиции и социальной активности будущего педагога.
Ключевые слова
Социальная активность, студенчество, субъектная позиция студента
Современные направления в развитии учебно-воспитательного процесса ВУЗа определяются задачами подготовки специалиста высокой квалификации, способного не только воспроизвести полученные в ВУЗе знания, применить в знакомых ситуациях имеющиеся профессиональные умения и навыки, использовать уже накопленный обществом опыт, но и умеющих нестандартно, творчески подойти к своему делу, неравнодушных к проблемам и заботам общества, обладающих высоким уровнем социальной активности.
Особенности развития социальной активности студентов педагогического института определяются, с одной стороны, их принадлежностью к юношеству, с другой - особенностью такой социальной группы как студенчество, с третьей- спецификой получаемой профессии и связанной с ней спецификой обучения в ВУЗе. Студенту педагогического института присуща специфическая направленность познавательной и
169
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_________
коммуникативной активности на решение конкретных профессионально - ориентированных задач, а именно создания условий для образования и социализации человека любого возраста. И этим во многом обусловлена важность формирования социально активной позиции молодого человека [2, c. 111-114].
Отметим, что сущность социальной активности состоит в творческом отношении к миру, которое объективируется в положительной деятельности. Данной точки зрения придерживаются многие ученые. Например, Е.А. Ануфриев определяет социальную активность как сознательное, творческое отношение к жизни, как глубокую и полную самореализацию личности. Следовательно, творческое отношение к жизни предполагает наличие у личности таких черт, как высокая культура и нравственность, знания и мировоззрение. [1, c.37]. Л.М. Архангельский рассматривает социальную активность как цель и средство развития личности и как активность творческую.
Формирование социальной активности в педагогическом аспекте, по мнению М.В. Колесниковой, понимается как создание стройной системы педагогических ситуаций в рамках процесса обучения и воспитания, которые включают в себя определённые цели, оптимальные формы и методы, что предполагает создание определённых организационно-педагогических условий:
- формирование субъектной позиции студента и развитие его социальной активности;
- организация квазипрофессиональной деятельности студентов на основе учета сущностных характеристик феномена социальной активности в студенческой среде;
- участие студентов в социально-проектной деятельности.
Основная сложность управления развитием социальной активности студенческой молодёжи заключается в том, что здесь предполагается воздействие на субъективный мир молодого человека, который характеризуется уникальностью, индивидуальностью и особенностями мировоззрения. Поэтому необходим постоянный учет изменений, происходящих в «объекте» воспитания, анализ уровней развития, а также корректировка и разработка инновационных технологий управленческого воздействия [3, c. 53-56].
Нами был предпринят опыт изучения уровня развития социальной активности студентов-первокурсников педагогического института Иркутского государственного университета. В эксперименте приняли участие студенты в количестве 54 человек.
Был применен комплекс диагностических методик, ориентированных на выявление уровня развития социальной активности студентов. Мы исследовали мотивы личности к социально-психологической активности, социализированность личности, коммуникативные и организаторские способности, ценностные ориентации.
Первым шагом нашего исследования было проведение диагностики мотиваторов социальнопсихологической активности личности (автор методики???). Методика помогает определить ведущие потребности-мотиваторы личности.
На основе полученных данных мы определили уровень развития социально-психологической активности наших первокурсников: преобладает средний уровень (62,9%), на высоком уровне развита социально-психологическая активность только у 16,7% студентов и на низком у 20,4% опрошенных.
Тест «Коммуникативные и организаторские склонности» (авторы Синявский В.В., Б.А. Федоришин) применялся для диагностики потенциальных возможностей студентов в развитии их коммуникативных и организаторских способностей, являющихся важнейшей составляющей не только социальной активности личности, но и профессиональной компетентности педагога.
На основе полученных данных мы определили уровень развития коммуникативных способностей студентов. Низкий уровень выявлен у 39% респондентов, уровень ниже среднего показали 14,8% первокурсников, средний уровень -13%, высокий уровень - 9,2% и очень высокий уровень определен у 24% студентов.
На основе полученных данных мы определили уровень развития организаторских способностей: низкий уровень (40,7%), уровень ниже среднего (20,4%), средний уровень (7,4%), высокий уровень (16,7%) и очень высокий уровень (14,8%).
170
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х______________________
Из полученных данных очевидным является то, что у студентов не достаточно развиты коммуникативные и организаторские способности.
Следовательно, можно говорить о том, что у большей части первокурсников проявляются трудности в быстрой адаптации к условиям нового коллектива; недостаточно сформированы способности к работе в группе, проявлению инициативы и любознательности.
В нашем исследовании была применена Методика диагностики типа поведенческой активности Л. И. Вассермана и Н. В. Гуменюка, которая предназначена для выявления типов поведения человека, уровня его общей активности, и, вытекающих из этого, особенностей личности. Данный тест-опросник из области диагностики стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях, а также социальнопсихологической диагностики развития личности.
На основе полученных данных мы определили самый распространенный тип поведенческой активности наших первокурсников - это промежуточный (переходный) тип личностной активности - тип АБ. Сбалансированная, с неявной склонностью к доминированию, уверенная, эмоционально-стабильная личность (40,7%), был выявлен и тип А -гиперактивная, сверхэнергичная, нетерпеливая, импульсивная личность (9,3%), тип -А 1 энергичная, стремящаяся к соревновательности, без амбициозности и агрессивности, с повышенной деловой активностью личность (38,8%), тип - Б (условно - тип Б 1) рациональная, осторожная, неторопливая, с умеренной активностью личность (9,4%) и тип Б мягкая, тщательно взвешивающая, склонная к мыслительной деятельности личность (1,8%). Данные результаты вселяют оптимизм и указывают на высокий потенциал для развития социальной активности у первокурсников.
С целью изучения ценностно-смысловой ориентации студентов применялась методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).
Полученные данные показали, что в значительной степени у испытуемых доминируют терминальные ценности (50%), которые свидетельствуют об убеждении в том, что должна быть у человека какая-то высокая цель, важно к ней стремиться.
Таким образом, проанализировав и изучив некоторые аспекты становления социальной активности студентов, и проведя диагностическое исследование, мы можем прийти к выводу, что у испытуемых нами студентов первого курса социальная активность в целом развита на среднем уровне и есть хорошие перспективы для её развития.
Исходя из результатов диагностического исследования, мы считаем, что процесс развития социальной активности студента педагогического института будет осуществляться с большей эффективностью, если:
- актуализированы ситуации ответственного поведения студенческой молодежи;
- осуществлено социально-ролевое обогащение индивидуальной жизнедеятельности личности;
- усилена эмпатическая направленность образовательного процесса.
Так же по результатам проведенных исследований можно сделать вывод об актуальности деятельности по разработке организационной модели формирования социальной активности студентов.
Список использованной литературы:
1. Ануфриев Е.А. Социальная активность личности. М., 1969. с. 37.
2. Гордина О.В. Неформальное образование взрослых как социально-педагогический феномен // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. 2012. № 17. С. 111-114.
3. Гордин А.И. Информационная социализация подростков как феномен формирования системы ценностей и норм поведения. / Формирование обучающегося сообщества как условие успешной социализации личности: материалы Международной научно-практической конференции (г.Иркутск, 2 марта 2015 г.). -Иркутск: ПИ ИГУ, 2015. - С.53-56
© А.Н.Хоршунова, 2015
171
международный научный журнал «символ науки» УДК 614:378.016
№7/2015
ISSN 2410-700Х
Цвиленева Нина Юрьевна
канд. техн. наук, доцент УГАТУ г. Уфа, РФ, e-mail: nina.cvileneva@mail.ru
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Рассмотрены вопросы, связанные с внедрением Федеральных Государственных образовательных стандартов высшего образования и касающиеся связи содержания компетенций, приведенных в стандартах, и содержания дисциплины, которая их обеспечивает. Проведен анализ содержания компетенций, относящихся к дисциплине Безопасность жизнедеятельности (БЖД) и частот, с которыми те или иные составляющие дисциплины, находят свое отражение в заявленных компетенциях образовательных стандартов. Подчеркивается необходимость доработки и расширения содержания компетенций при разработке компетентностных моделей выпускников вузов.
Ключевые слова:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО), Безопасность жизнедеятельности (БЖД), компетенция, чрезвычайные ситуации (ЧС), направления
подготовки бакалавров, профили подготовки.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» в рамках образовательных стандартов I и II поколений входила в перечень обязательных дисциплин. В Федеральных государственных стандартах III поколения (ФГОС-3) она входит в базовую часть дисциплин профессионального цикла, в разрабатываемых и столь долго ожидаемых ФГОС ВО 3+ эта дисциплина остается базовой, поскольку вместе с философией, историей, иностранным языком реализуется в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата. При этом подчеркивается, что объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются самостоятельно образовательным учреждением. Упоминаются также примерные программы дисциплин, в соответствии с которыми вузы будут формировать свои учебные программы [1].
В этой связи вновь возникают вопросы, касающиеся противоречий, заключенных в концепции компетентностного подхода, требований академической мобильности и содержания подготовки по конкретным направлениям, которые были свойственны ФГОС III и, по всей видимости, еще более обостряются при переходе на ГОС ВО 3+. Это, например, касается академической мобильности студентов (имеется в виду прежде всего внутренняя мобильность, т.е. внутри страны), которая предполагает, что образовательные программы по одному и тому же направлению в разных вузах будут более или менее унифицированы. Однако в рамках ФГОС ВО эти программы могут существенно различаться даже для одного направления подготовки, не говоря уже о содержании рабочих программ по конкретным дисциплинам.
При разработке рабочих программ по дисциплине БЖД в связи с переходом на ФГОС третьего поколения проблема заключалась в том, что компетенции (либо общекультурные, либо профессиональные), касающиеся дисциплины БЖД, для различных направлений подготовки имели различные коды, содержание и формулировки. Иногда за различными формулировками стояли одни и те же знания, умения, навыки, составляющие компетенцию, но чаще они отражали разные модули этой дисциплины, в частности, во многих стандартах единственная компетенция, относящаяся к обеспечению безопасности жизнедеятельности, касается лишь безопасности в чрезвычайных ситуациях. В то же время за пределами интересов будущих работодателей, для удовлетворения потребностей которых в специалистах разрабатывались компетенции, оказались такие составляющие БЖД как идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания, защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов, обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека, психофизиологические и эргономические основы безопасности. Однако основная часть жизнедеятельности человека, в том числе его трудовой деятельности,
172