УДК 378.183 ББК Ч481.43
Галина Васильевна Кравец,
Марийский государственный университет (Йошкар-Ола, Россия), e-mail: [email protected]
Взаимосвязь самоуправления личности и социально-коммуникативной компетентности современных студентов вузов
В статье раскрываются теоретические и экспериментальные аспекты исследования проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности (СКК) во взаимосвязи с самоуправлением личности (СУ) будущих психологов. Категория самоуправления личности рассматривается как целенаправленное изменение, цель которого себе ставит человек, самостоятельно управляющий своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями. Под социально-коммуникативной компетентностью понимается интегративное свойство личности, обеспечивающее её социально-коммуникативную успешность. В результате статистического анализа данных, полученных на констатирующем этапе исследования, были установлены значимые корреляционные связи между показателями самоуправления личности и СКК студентов, выявлен недостаточный уровень их развития. На формирующем этапе исследования была разработана и реализована авторская программа цикла социально-психологических тренингов, объединяющих личностные и поведенческие блоки, направленные на развитие СКК во взаимосвязи с самоуправлением личности. Контрольный этап исследования доказал высокую эффективность программы.
Ключевые слова: компетентностный подход, самоуправление личности, саморегуляция, це-леполагание, субъективная локализация контроля, рефлексивность, социально-коммуникативная компетентность, социально-психологические тренинги.
Galina Vasilievna Kravets,
Mari State University (Yoshkar-Ola, Russia), e-mail: [email protected]
Relationship of Personal Self-governance and Social-Communicative Competence of Modern University Students
The article describes the theoretical and experimental aspects of forming social and communicative competences (SCC) in conjunction with self-governance (SG) of future psychologists. The category of self-governance is considered as a purposeful change which allows the person to manage his/ her own forms of activity: communication, behavior, actions and emotions. Social and communicative competence is an integrative characteristic of the individual which ensures his/her social and communicative success. The results of the statistical analysis of the data from the ascertaining phase of the study led to correlations between the indices of individual self-governance and the students’ SCC and revealed inadequate level of their development. At the formative phase of the study, the author worked out and implemented the program for students which included a cycle of social and psychological trainings combining personal and behavioral blocks to develop SCC in conjunction with personal selfgovernance. The control phase of the study proved high efficiency of the program.
Keywords: competence approach, self-governance, self-regulation, goal-setting, subjective localization of control, reflexivity, social and communicative competence, social and psychological training.
Динамичность происходящих во всех сферах жизнедеятельности перемен объективно выдвинула проблему подготовки высококомпетентных профессиональных кадров, с активным потенциалом к саморазвитию, «... готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мо-
бильности.» [6], способных осваивать новые сферы как профессионального, так и социального пространства в целом. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС-3) нацеливает вузы на «формирование социально-личностных компетенций выпуск-
© Г. В. Кравец, 2012
279
ников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления.)» [5].
Самоуправление личности является условием и одним из механизмов формирования любой компетентности, поскольку является потребностью и способностью личности к самоиз-менению. Следовательно, самоуправление личности, с одной стороны, может выступать как базовая компетентность для успешной самореализации личности, включая её профессиональное развитие. С другой стороны, способность к самоуправлению развивается и формируется в процессах социализации и самореализации личности в разных формах её активности, прежде всего в деятельности (учебной, профессиональной, в общении и т. д.). Таким образом, способность к самоуправлению может выступать важнейшей структурной составляющей профессиональной, социально-коммуникативной, психологической, личностной компетентности, так как напрямую связана с саморегуляцией психических состояний человека, поведением, самоконтролем и саморазвитием.
Проявляясь в деятельности и одновременно выступая её механизмом, самоуправление в значительной степени определяет её успешность. Эффективность социальнокоммуникативной сферы жизнедеятельности человека напрямую зависит от его социальнокоммуникативной компетентности (СКК), под которой мы понимаем основывающуюся на знаниях закономерностей социальной жизни, принципов и техник общения, интеллектуально и личностно обусловленную социальнокоммуникативную характеристику сложного системно организованного, актуального, формируемого личностного качества человека, позволяющего ему самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные социальнокоммуникативные действия в различных ситуациях социальной жизни.
Категория самоуправления личности определена Н. М. Пейсаховым как целенаправленное изменение, цель которого себе ставит человек, самостоятельно управляющий своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями [4]. Это предполагает способность личности к самостоятельному выявлению проблем деятельности и их решение при помощи новых способов и подходов. Установлено, что способность к самоуправлению является важнейшей характери-
стикой личности, реализуется во всех формах активности личности и выступает детерминантой развития человека. Н. Д. Джига обоснованно рассматривает самоуправление личности как фактор успешности обучения и развития студента [1].
Самоуправление нужно отличать от саморегуляции. Самоуправление - процесс творческий, он связан с созданием нового, встречей с необычной ситуацией или противоречием, необходимостью постановки новых целей, поиском новых решений и средств достижения целей. Саморегуляция - это тоже изменения, но совершаемые в рамках имеющихся правил, норм, стереотипов. Функция саморегуляции иная - закрепить то, что приобретено в процессе самоуправления. Следовательно, самоуправление и саморегуляция - не два разных процесса, а две стороны активности личности, диалектическое единство изменчивого и устойчивого в непрерывном развитии субъективного мира человека.
Можно выстроить целую иерархию «са-мопроцессов», начиная её с авторегуляции, т. е. непроизвольной саморегуляции в системе жизнеобеспечения организма животных и человека; затем надстроить более сложные процессы произвольной регуляции и психического самоуправления; на более высоком уровне поместить взаимоуправление по ходу совместной деятельности и общения - как самый сложный процесс психического управления и регуляции, в котором участвует не менее двух человек -субъектов самоуправления и саморегуляции. К высшему уровню самоуправления можно отнести управление развитием своих способностей и личности в целом, а также расширением зоны компетентности в профессии и в жизни в целом.
На каждом из уровней появляются новые качества, которых не было на предыдущих, что и даёт право говорить об их специфичности и относительной самостоятельности, а вместе с тем и об их целостности.
Развитие способности самоуправления проходит две стадии. На первой стадии происходит формирование горизонтальной её структуры. Прежде чем начнёт складываться система самоуправления, должна возникнуть потребность в ней. Такая нужда действительно возникает, когда привычные, ранее сложившиеся способы и средства деятельности, поведения, общения не «срабатывают», не приводят
к успеху. У человека появляется чувство неудовлетворённости результатами своей деятельности, своими действиями и поступками, недовольства собой. Человек начинает действовать методом «проб и ошибок», перебирает известные и неизвестные подходы, приёмы. Когда и они не приводят к успеху, то возникает необходимость перейти к рациональному анализу сложившегося положения, к анализу ситуации, к выработке цели и к целенаправленному изменению (самоуправлению) его. С этого момента и начинается собственно формирование системы самоуправления, включающей в себя восемь последовательно разворачивающихся этапов: анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание, формирование критериев, оценки качества, принятия решения к действию, контроль, коррекция [4, с. 7]. Эти циклы повторяются до тех пор, пока не отпадёт потребность в совершенствовании отдельных этапов самоуправления и не произойдёт переход к саморегуляции, т. е. привычным поступкам и действиям, совершаемым на основе найденных в процессе самоуправления целей, планов, критериев.
Особенности индивидуального стиля самоуправления заключаются в определённом индивидуальном способе изменения человеком своего поведения, деятельности и общения в соответствии с рассмотренными выше этапами цикла самоуправления. Формирование стиля и уровня самоуправления зависит от того, в какой степени личность овладела содержанием этапов цикла самоуправления и как она использует свои практические навыки в деятельности, поведении, общении и т. п.
На формирование самоуправления личности существенное влияние оказывает система факторов, включающих как сознательные процессы (воспитание, образование), осуществляемые в соответствии с определённой целью, программой, так и стихийные, непредусмотренные воздействия на личность. Механизмы формирования самоуправления личности связаны с влиянием и контролем социальных институтов (семья, различные организации, образовательные учреждения и т. п.), а также специальных средств (норм, принципов поведения, традиций, обычаев, санкций и др.).
Развитие системы самоуправления личности осуществляется под воздействием разнообразных факторов, условий, влияний на неё: объективных и субъективных, макро- и микро-
условий, внешних и внутренних, непосредственных и опосредованных и т. д. Внутренними факторами можно считать разнообразные образования интегральной индивидуальности человека (нейродинамические, психодинамические, личностные).
Для самоуправления должны сложиться определённые предпосылки, создающие готовность к восприятию действия других детерминант. Это определённый уровень психического и личностного развития, складывающийся в условиях общения и деятельности, характеризующийся способностью к социальному мышлению и рефлексии, сформированностью самосознания, Я-концепции, нормативноценностной системы и образа мира, наличием субъектного опыта жизнедеятельности.
На основе данного теоретического подхода мы провели эмпирическое исследование уровней развития и взаимосвязи показателей самоуправления личности и социальнокоммуникативной компетентности современных студентов. Исследование проводилось с октября 2005 по май 2010 гг. в ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» г. Йошкар-Ола. В нём принимали участие 468 студентов I-х, 3-х и 5-х курсов дневной формы обучения специальностей «педагогика и психология» и «специальная педагогика и психология» факультета педагогики и психологии. Способность к самоуправлению изучалась с помощью методики Н. М. Пейсахова, а социально-коммуникативная компетентность -с помощью батареи тестов: методики «КОС-1» (коммуникативно-организаторские способности) В. В. Синявского, В. А. Федорошина; методики «Коммуникативные умения» Л. Ми-хельсона, в переводе и обработке Ю. З. Гильбу-ха; «Теста на оценку самоконтроля в общении» М. Снайдера; методики «Выявление умения слушать» А. А. Андреева; методики для оценки компетентности социально-коммуникативной (КСК) А. Н. Сухова, А. А. Деркача.
Обработка количественных данных проводилась с помощью программы Microsoft Excell 2007, а также пакета прикладных программ StatPlus 2005.
В результате статистического анализа линейной корреляции по Пирсону были установлены значимые корреляционные связи на уровне р < 0,001 (критическое значение 0,115) между умением слушать и самоуправлением (0,27); между коммуникативными склонно-
стями и самоуправлением (0,19); между организаторскими способностями и самоуправлением (0,24). Отрицательные значимые связи выявлены между «фрустрационной нетоле-рантностью» и самоуправлением личности (-0,27), между показателями самоуправления и социально-коммуникативной некомпетентностью (-0,24).
Согласно полученным результатам, 76 % первокурсников проявили недостаточный уровень самоуправления (по Н.М. Пейсахову): «средний» - 23 %, «ниже среднего» - 35 %, «низкий» - 18 %. Данные по уровню развития СКК участников выборки также вызвали тревогу: «средний» уровень был зафиксирован у 21 % студентов, «ниже среднего» у 28 %, «низкий» у 16 %. Такая ситуация подтвердила необходимость проведения социально-психологических тренингов, направленных не только на развитие социально-коммуникативных навыков, но и на качества, обусловливающие социальнокоммуникативную компетентность, и, в первую очередь, на развитие способности к самоуправлению.
В соответствии с выводами констатирующего этапа исследования была разработана программа цикла социально-психологических тренингов (общей продолжительностью 48 ч), объединяющих личностные и поведенческие блоки, направленные на развитие самоуправления и СКК. Её эффективность и, следовательно, возможность интенсивного развития СКК во взаимосвязи со способностью к самоуправлению средствами социально-психологического тренинга проверялась в формирующем эксперименте. С экспериментальными группами (ЭГ), в которые вошли все студенты, участвовавшие в выборке на констатирующем этапе исследования, проводилась серия названных тренингов, основной задачей которых являлось формирование потребности, готовности и способности к самоизменениям с целью повышения успешности в социально-коммуникативной сфере жизнедеятельности.
Интегрирующая идея тренинга заключалась в том, что индивидуальный «талант-предназначение» (понимание и принятие себя, своей уникальности, осознание смысла жизни) является мощной самоорганизующей силой, тем внутренним ядром, которое позволяет любому человеку всегда найти точку опоры в себе, сохранить себя, найти внутренние ресурсы для развития, выйти из любого кризиса обновлён-
ным и двигаться вперёд и вверх навстречу к себе лучшему, «компетентному», «эффективному в социуме», к относительной гармонии профессионального и личного бытия. Понимая механизмы самоорганизации и целостного самоуправления, можно очень многое изменить в себе и тем самым оптимизировать отношения с окружающими людьми. Задача развития самоуправления личности тесно связана с задачей формирования внутреннего (интернального) локуса контроля и развития рефлексивности студентов, что так же включено в программу тренинга по формированию СКК, но не является предметом рассмотрения в данной статье.
Анализ и статистическая обработка данных, полученных на контрольном этапе эксперимента, убедительно доказала рост средних и уровневых показателей самоуправления личности и СКК студентов ЭГ, а также достоверность и значимость произошедших изменений средних (по ^критерию Стьюдента для связной выборки) и уровневых показателей (методом «хи-квадрат критерия»). Полученные результаты позволили сделать вывод об эффективности проведённых социально-психологических тренингов, которые решают задачи по развитию СКК и самоуправления личности в неразрывном единстве.
В заключение хочется подчеркнуть, что развитие способности к самоуправлению личности и формирование СКК рассматривается нами как актуальная и приоритетная задача современного образования. Поскольку реальный уровень способности к самоуправлению и СКК большинства выпускников школ недостаточен для требований современной жизни (включая высшее профессиональное образование и дальнейшее профессиональное развитие), задачу развития данных качеств необходимо решать уже на первом курсе обучения в вузе. Одним из путей решения этой задачи могут являться социально-психологические тренинги, которые должны быть включены в учебный план первого семестра обучения студентов всех вузов, независимо от профиля.
На сегодняшний день обнаруживается явное противоречие: ФГОС-3 определяет СКК, самоуправление и самоорганизацию ключевыми компетенциями, но из учебных планов вузов (даже психолого-педагогического профиля) исчезли (либо значительно сокращена их продолжительность) все социально-психологические тренинги для первокурсников. Такая ситуация
не соответствует принципам практико ориентированного, компетентностного подхода, который нацеливает нас на интеграцию процессов личностного роста и профессионального развития в высшей школе, а также на приобретение реальных, а не декларативных знаний, умений и навыков (ЗУН). Это обеспечивается включением ЗУН в личный опыт студентов с помощью методов активного социальнопсихологического обучения и развития личности.
Безусловно, проблему формирования самоуправления личности и социальнокоммуникативной компетентности будущих специалистов невозможно решить в рамках только одной учебной дисциплины или одного тренинга, поскольку данная задача решается в ходе всего воспитательно-образовательного процесса в вузе [2; 3]. Но СПТ может запустить механизмы саморазвития личности студентов, дать мощный толчок к дальнейшему совершенствованию их коммуникативных качеств.
Список литературы
1. Джига Н. Д. Самоуправление, самоизменение личности студента как фактор успешности развития // Знание, понимание, умение. 2009 № 3. С. 206-210.
2. Лежнина Л. В. Формирование готовности будущего педагога-психолога к профессиональной деятельности: монография. М.: Прометей, МИГУ, 2009. 240 с.
3. Морова Н. С., Грунина С. О. Формирование социальной активности студентов в условиях воспитательной системы педагогического вуза: монография. Йошкар-Ола: МГПИ им. Н. К. Крупской, 2007. 104 с.
4. Пейсахов Н.М. Система понятий теории психического самоуправления // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции: тез. докл. науч. конф. Казань, 1982. С. 5-8.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Министерство образования и науки РФ. М., 2007. URL: http://www.edu.ru/db/por-tal/spe/3v/220207m.htm (дата обращения: 24.12.2011).
6. Федеральный проект «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» на период до 2020 года. М., 2010 г. URL: http://www. economy.gov.ru/minec/main (дата обращения: 14.12.2011).
Spisok literatury
1. Dzhiga N. D. Samoupravlenie, samoizmenenie lichnosti studenta kak faktor uspeshno-sti raz-vitija // Znanie, ponimanie, umenie. 2009 № 3. S. 206-210.
2. Lezhnina L. V. Formirovanie gotovnosti buduwego pedagoga-psihologa k professio-nal’noj dejatel’nosti: monografija. M.: Prometej, MPGU, 2009. 240 s.
3. Morova N. S., Grunina S. O. Formirovanie social’noj aktivnosti studentov v uslo-vijah vospitatel’noj sistemy pedagogicheskogo vuza: monografija. Joshkar-Ola: MGPI im. N. K. Krupskoj, 2007. 104 s.
4. Pejsahov N. M. Sistema ponjatij teorii psihicheskogo samoupravlenija // Teoretiche-skie i prikladnye issledovanija psihicheskoj samoreguljacii: tez. dokl. nauch. konf. Kazan', 1982. S. 5-8.
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'no-go obra-zovanija // Ministerstvo obrazovanija i nauki RF. M., 2007. URL: http://www.edu.ru/db/portal/ spe/3v/220207m.htm (data obrawenija: 24.12.2011).
6. Federal'nyj proekt «Sovremennaja model' obrazovanija, orientirovannaja na reshenie zadach innovacionnogo razvitija jekono-miki» na period do 2020 goda. M., 2010 g. URL: http://www. econ-omy.gov.ru/minec/main (data obrawenija: 14.12.2011).
Статья поступила в редакцию 18.03.2012 г.