_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х________
Среди разработчиков Стандартов высшего образования преобладают представления о роли БЖД как дисциплины, дающей, в основном, навыки поведения в чрезвычайных ситуациях, что, по-видимому, совпадает с аналогичными представлениями в обществе в целом.
При разработке компетентностных моделей выпускников представляется необходимым дополнять их компетенциями, в полной мере отражающими требования к специалисту (бакалавру) в условиях современной техносферы, риск-ориентированное мышление, способность идентифицировать опасности и владеть методами защиты человека как в условиях ЧС, так и в повседневной деятельности. ФГОС ВО 3+ дают такую возможность. В частности, в пп. 5.6 и 5.7, присутствующих во всех утвержденных стандартах, говорится, что при разработке программы бакалавриата образовательное учреждение вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и виды деятельности.
Как ФГОС ВПО (третье поколение), так и ФГОС ВО (3+) предполагают определенную профилизацию в рамках единого направления подготовки бакалавров (пункт 6.1 Стандартов ГОС ВО). Представляется, что профиль «Защита в ЧС» направления «Техносферная безопасность», в ФГОС ВПО пришедший на смену направлению подготовки специалиста 280103.65 «Защита в ЧС» должен найти свое место и в ФГОС ВО (3+), так как проблемы обеспечения промышленной безопасности, защиты и жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера остаются и будут оставаться актуальными для современного общества, что, в частности, показывает и приведенный ваше анализ компетенций, обеспечивающих общую и профессиональную культуру молодых специалистов.
© Н.Ю. Цвиленева, 2015
УДК 37.08
Шевцов Андрей Юрьевич,
начальник информационно-издательского отдела
МБОУ ДПО УМЦ, г. Челябинск, РФ Е-mail: [email protected]
ГОТОВНОСТЬ СОТРУДНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
Аннотация
В статье рассматривается понятие готовности, дается уточнение понятия «готовность к профессиональному общению», раскрываются компоненты готовности сотрудников муниципальных методических центров к профессиональному общению.
Ключевые слова
Готовность, компоненты готовности, готовность к профессиональному общению.
Динамичные изменения в социальных сфере, в том числе, в сфере образования, требуют высококвалифицированного уровня подготовки современных сотрудников муниципальных методических центров. Их непрерывное обучение и повышение квалификации являются непременным условием усовершенствования и развития всей системы образования [6].
Профессиональная деятельность в сфере «человек-человек» предъявляет особые требования к тем, кто в ней трудится. Современные исследователи утверждают, что в профессиональной сфере любому специалисту очень важно быть готовым к профессиональному общению [1, 5]. От сотрудников муниципального методического центра также требуется регулярное взаимодействие с другими людьми разного статуса, возраста, пола с использованием различных форм и методов профессионального общения.
174
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_____
Термин «готовность» употребляется в психологии, философии, педагогике. В философии «готовность» рассматривается как один из компонентов мировоззрения. Например, практический компонент мировоззрения - это реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах [4].
М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, являясь представителями психологического направления в науке, определяют готовность как профессионально важное качество личности. При этом готовность, по их мнению, представляет собой определенную целостность и включает следующие компоненты: мотивационный (положительное отношение к выполнению деятельности, интерес к ней и другие достаточно устойчивые мотивы); ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях деятельности); операциональный (владение способами и приемам деятельности, необходимыми знаниями, навыками умениями, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.); оценочный (самооценка своей деятельности)[2].
Мы считаем, что достижение готовности определяется не просто усвоением знаний и навыков, а формированием таких психических свойств, которые необходимы для успешного начала и осуществления деятельности. Г.Н. Сериков дает сходную трактовку готовности личности, рассматривая ее как целостность внутренних свойств человека. Он утверждает, что готовность человека зависит не только от его природоопределенных задатков, но и от усваиваемого опыта, касающегося того, как «изнутри» способствовать росту качества профессионального общения [3].
Мы будем рассматривать готовность сотрудников к профессиональному общению как целостность внутренних свойств человека, которые зависят от его личностных и знаниевых аспектов, способностей пользования источниками информации и электронными технологиями, организационно-управленческих умений, которые способствуют развитию уровня профессионального общения.
На основе компонентов готовности, предложенных Г.Н. Сериковым, выделим компоненты готовности работника к профессиональному общению и представим их в виде таблицы (таблица 1).
Таблица 1
Характеристика компонентов готовности работника к профессиональному общению
Компоненты Характеристика
Личностные аспекты - ценностное отношение к своей профессии; - потребность в образовании, самообразовании; - личностные качества, способствующие профессиональному общению: стремление к общению, профессиональному успеху, ответственность, инициативность.
Знаниевый ресурс - профессиональные знания; - знания о содержании профессионального общения; - знания о методах и формах осуществления профессионального общения; - знания о социальной оценке профессионального общения.
Способности пользования источниками информации и электронными технологиями - способность находить сведения, содержание которых может стать предметом профессионального общения; - способность осуществлять профессиональное общение в разных формах, разными методами и технологиями (в том числе электронными технологиями).
Организационно- управленческие способности - умение спланировать процесс предстоящего профессионального общения на определенный период (зависит от особенностей работника); - владение методами самопобуждения к осуществлению профессионального общения, самоанализа, самоконтроля и самооценки его результатов.
Поскольку готовность сотрудников муниципальных методических центров к профессиональному общению является следствием интегрирования всех указанных компонентов, то в зависимости от меры их сформированности будут находиться фактические возможности осуществления профессионального общения работником. На основе чего, можно будет предложить уровни развития готовности к профессиональному общению. Это может стать предметом исследования для следующей статьи.
Список использованной литературы:
1. Короткова Е.Г. Готовность студента вуза к профессиональному общению / Е.Г. Короткова // Материалы Международной научно-практической конференции «Эффективные инструменты современных наук. -Прага, 2012. - С. 54-63.
175
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_________________
2. Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, общение, профессия / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Хэлтон, 1998. - 399 с.
3. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системного отражения / Г.Н. Сериков. - Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.
4. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1986. - 590 с.
5. Харченко Е.В. Профессиональное общение и речевое воздействие в современной России / Е.В. Харченко, Л.В. Тарануха // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». - 2009. - вып. 8, № 2 (135). - С. 29-34.
6. Шевцов А.Ю. Актуальность разработки системы дополнительного профессионального образования методистов учебно-методического центра / А.Ю. Шевцов // Человекоориентированное управление сбережением личных энергоресурсов участников образования: материалы Международной научнопрактической конференции 14 октября 2014 г. / под ред. И.О. Котляровой, К.С. Бурова. - Челябинск: Изд-во Цицеро, 2014. - 269 с.
© А.Ю. Шевцов, 2015
176