Научная статья на тему 'Виды педагогического сопровождения развития готовности студентов к профессиональному общению'

Виды педагогического сопровождения развития готовности студентов к профессиональному общению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1481
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СТУДЕНТ I—II КУРСОВ / БАКАЛАВР / PROFESSIONAL COMMUNICATION / READINESS / PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT / FIRSTAND SECOND-YEAR-STUDENT / BACHELOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Короткова Екатерина Геннадьевна

На основе анализа понятий «профессиональное общение» и «готовность» дается авторское определение понятия «готовность к профессиональному общению». Выделяются признаки готовности к профессиональному общению студентов I-II курсов, которые являются отправной точкой в педагогическом сопровождении развитию данной готовности до уровня бакалавра. Педагогическое сопровождение развитию данной готовности рассматривается с позиции его видов, выделенных в науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Короткова Екатерина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT OF STUDENTS’ READINESS FOR PROFESSIONAL COMMUNICATION DEVELOPMENT

On the basis of the analysis of the notions «professional communication» and «readiness» the author’s definition of the notion «readiness for professional communication» is given. The indications of firstand second-year-students’ readiness for professional communication are revealed. The indications of the readiness are a starting point in pedagogical accompaniment of the readiness development up to the level of a Bachelor. Pedagogical accompaniment of the readiness development is considered from the position of its types singled out in science.

Текст научной работы на тему «Виды педагогического сопровождения развития готовности студентов к профессиональному общению»

УДК 378.02

ББК Ч106.32+Ч448.00

ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ

Е.Г. Короткова

Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск)

TYPES OF PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT OF STUDENTS’ READINESS FOR PROFESSIONAL COMMUNICATION DEVELOPMENT

E. Korotkova South Ural State University (the city of Chelyabinsk)

На основе анализа понятий «профессиональное общение» и «готовность» дается авторское определение понятия «готовность к профессиональному общению». Выделяются признаки готовности к профессиональному общению студентов I-II курсов, которые являются отправной точкой в педагогическом сопровождении развитию данной готовности до уровня бакалавра. Педагогическое сопровождение развитию данной готовности рассматривается с позиции его видов, выделенных в науке.

Ключевые слова: профессиональное общение, готовность, педагогическое сопровождение, студент I—II курсов, бакалавр.

On the basis of the analysis of the notions «professional communication» and «readiness» the author’s definition of the notion «readiness for professional communication» is given. The indications of first- and second-year-students’ readiness for professional communication are revealed. The indications of the readiness are a starting point in pedagogical accompaniment of the readiness development up to the level of a Bachelor. Pedagogical accompaniment of the readiness development is considered from the position of its types singled out in science.

Keywords: professional communication, readiness, pedagogical accompaniment, first- and second-year-student, bachelor.

Во всех сферах профессиональной деятельности общение играет если не главную, то важную роль. В условиях демократизации социальной действительности и становления рыночной экономики страна нуждается в работниках, готовых к профессиональному общению, обладающих соответствующими компетенциями. Готовность к профессиональному общению на сегодняшний день является важным условием становления профессионала, свидетельствует о высоком уровне его подготовки.

Опираясь на компетентностный подход в образовании, будем рассматривать готовность человека к профессиональному общению с точки зрения компетенций. Вместе с тем эти

компетенции целесообразно выделить в отдельную группу профессиональных компетенций общения.

Наряду с понятием профессионального общения часто употребляется понятие делового общения. Существуют различные подходы к пониманию делового общения:

• как сложный и многогранный процесс, в том числе и как процесс установления и развития контактов между людьми [1, 18];

• как особая форма взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными,

между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела [17];

• как коммуникативная предметно-целевая и по преимуществу профессиональная деятельность в сфере социально-правовых и экономических отношений [10];

• совокупность материальных и духовных факторов общественного развития [22];

• официально регламентированное взаимодействие в рамках профессиональной деятельности или решения деловой задачи [2].

При всем многообразии и своеобразии понимания делового общения прослеживается ориентация на достижение определенной цели данного вида общения, решение конкретной проблемы [1, 11, 17, 18].

Рассмотрев некоторые подходы к пониманию делового общения, отметим, что в них не отражена трехкомпонентная структура общения, которая представлена предельно обобщенным и интегральным подходом. Согласно этой структуре выделяют три стороны общения [2, 15]: коммуникативную, интерактивную и перцептивную, которую мы и кладем в основу понимания общения.

Как видно из определений делового общения, его необязательно связывают с исполнением профессиональных компетенций. В то время как исполнение профессиональных компетенций связано с (сопровождается) общением (деловым общением). Следовательно, имеет смысл выделить профессиональное общение как вид делового общения.

Профессиональное общение как понятие рассматривается в разных областях наук. Рассмотрев различные дефиниции термина «профессиональное общение» [8, 24, 26] в современных психолого-педагогических исследованиях, мы пришли к выводу, что они являются неполными, поскольку в них не отражена суть понятия делового общения, которое является родовым по отношению к профессиональному общению, а именно не отражена ориентация на достижение определенной цели, решение конкретной проблемы, а также не все авторы выделяют трехкомпонентную структуру общения [24, 26].

В уточненном нами определении профессионального общения будем опираться на Е.Н. Зарецкую, И.А. Мальханову, которые полагают, что профессиональное общение - это вид делового общения, сориентированный на достижение цели и имеющий свою специфику

в конкретной профессиональной области [9, 13]. Учитывая недостатки определений профессионального общения, с нашей точки зрения, и опираясь на упомянутых выше авторов, приведем понятие профессионального общения. Профессиональное общение - это особый вид делового общения, имеющий свою специфику в конкретной профессиональной области, направленный на организацию и оптимизацию сотрудничества людей в профессиональной деятельности, связанный с исполнением соответствующих профессиональных компетенций и компетенций общения (интерактивных, перцептивных, коммуникативных).

Понятие профессионального общения мы рассматриваем в двух аспектах:

1. Профессиональное общение с точки зрения исполнения профессиональных компетенций.

2. Профессиональное общение с точки зрения его качества (свободное владение предметом, умение быстро перестроиться, вовлечь в нужное русло общения, оперативно отреагировать на поведение собеседника и др.)

Чтобы отразить эту двуаспектность профессионального общения в науке, мы предлагаем понятие «готовность человека к профессиональному общению».

Научное изучение понятия готовности началось с позиции общей психологической готовности к труду и различным видам деятельности. В научной литературе существует несколько родственных понятий, характеризующих подготовку личности к какой-либо деятельности: «подготовка» и «готовность». Эти понятия связаны между собой. Подготовка - это процесс, который характеризуется определенным уровнем развития личности, сформированности знаний, умений и навыков, теоретическим и практическим их овладением. Целью и результатом подготовки будет являться готовность [12].

В педагогике «готовность» рассматривается как интегративное качество личности [3, 8, 21], как психическое состояние [14].

Неотъемлемой частью профессиональной готовности человека является готовность к профессиональному общению. Следует отметить, что в последнее время ведутся исследования, описывающие понятие готовности к профессиональному общению в различных сферах:

• формирование готовности к профессиональному общению менеджера [5, 10];

• формирование готовности к профес-

сиональному общению у курсантов военного вуза [25];

• готовность к профессиональному общению инженера [24].

В данных исследованиях делается попытка выделить структуру готовности к профессиональному общению, однако предложенные определения конкретизированы для каждого из видов деятельности. Обобщенного определения готовности к профессиональному общению человека не выявлено.

В своем понимании готовности к профессиональному общению мы будем опираться на традиционное понимание готовности в педагогике: качество (свойство), представляющее собой систему взаимосвязанных структурных компонентов. Мы считаем, что готовность к профессиональному общению также выступает и как результат профессиональной подготовки человека на разных этапах получения им образования (бакалавр, магистр, научный работник). Следовательно, под готовностью к профессиональному общению мы понимаем свойство человека, способствующее достижению целей профессиональной деятельности посредством обмена информацией.

Руководствуясь методологией системного отражения реалий, рассмотрим готовность к профессиональному общению как систему [3]. Опираясь на трехкомпонентную структуру общения, понимание профессионального общения как вида делового общения, связанного с выполнением профессиональных компетенций, мы выделяем следующие признаки готовности к профессиональному общению:

1. Компетентность в предмете профессионального общения (интерактивная, коммуникативная, перцептивная, например, владение методами эффективной передачи сведений при помощи вербальных и невербальных средств, точность восприятия и понимания собеседника).

2. Опыт применения интерактивной, коммуникативной, перцептивной компетенций профессионального общения.

3. Нравственный аспект (уважение, способность к эмпатии, толерантность при формировании сообщений партнеру, толерантность к поведению партнеров).

Выделив основные признаки готовности к профессиональному общению, рассмотрим сущность понятия педагогического сопровождения и опишем виды данного сопровождения развития готовности к профессиональному общению.

Е.Н. Борисенко, Е.И. Винтер указывают на то, что, как правило, для раскрытия сущности и содержания педагогического и других видов сопровождения авторы обращаются к таким понятиям, как «поддержка», «помощь», «обеспечение», «содействие» и др. Несмотря на повышенный интерес к процессу сопровождения, в научной литературе до сих пор не сложилось единого понимания данного термина, а также термина «педагогическое сопровождение» [4, 6] (см. таблицу).

Большинство авторов, определения которых мы привели в таблице, опираясь на такие термины, как «помощь», «поддержка», «содействие» и др., не дают обобщенной дефиниции педагогического сопровождения. Однако следует выделить наиболее обобщенные определения педагогического сопровождения Е.И. Винтера, Г.Н. Серикова.

Определение Е.И. Винтера будем рассматривать как наиболее обобщенное, синтезирующее в себе общую идею сопровождения, применимую к разным областям. Однако автор, выделяя функции и принципы педагогического сопровождения, не дает описания его структуры.

В своем исследовании мы рассматриваем педагогическое сопровождение развитию компетенций профессионального общения у студентов вузов. Как известно, большая часть образовательной программы отдается на самостоятельное изучение студентами. Поэтому при описании видов педагогического сопровождения развитию компетенций профессионального общения мы будем опираться на выделенные Г.Н. Сериковым виды педагогического сопровождения (руководство, содействие и наставничество) [19]. Выбор в пользу применения одного или другого вида (руководство или содействие) обусловлен тем, что по мере роста уровня готовности студентов к профессиональному общению педагогическое вмешательство в развитие их готовности к данному виду общения должно уменьшаться и от руководства должно переходить в содействие. На определенном уровне становления готовности студентов к профессиональному общению педагогическое сопровождение развитию данной готовности приобретает признаки партнерства педагога и обучаемого и видоизменяется в педагогическое содействие.

В результате анализа документов, отражающих требования к различным категориям потенциальных обучаемых, нами были выделены компетенции профессионального общения

Понятие педагогического сопровождения в науке

№ п/п Авторы Содержание понятия

1 Александрова Е.А. Процесс создания условий (совместно с ребенком) для сознательного самостоятельного разрешения им ситуации выбора при условии, если ребенок не справляется сам. Это процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога [16]

2 Винтер Е.И. Система мер, оказывающих продуктивное влияние на развертывание педагогического процесса и достижение поставленных целей [6]

3 Сериков Г.Н. Исполнение компетенций педагогами, непосредственно относящихся к их взаимодействию с учащимися. Выделяются 3 вида сопровождения в зависимости от уровня образованности в определенной области знания - руководство, содействие, наставничество (поддержка) [19]

4 Скибицкий Э.Г. Оно представлено в виде определенных рекомендаций и инструкций по координации самостоятельной учебной работы и учебной работе с различными источниками информации [20]

5 Шабанов Г. А. Целенаправленное, всестороннее и непрерывное воздействие на характер самостоятельной познавательной деятельности студента и осуществление комплекса мер, позволяющих создать наиболее благоприятные условия для усиления их внутренней активности по самостоятельному овладению будущей профессией, развитию индивидуальных способностей и формированию общих и профессиональных компетенций [27]

6 Борисенко Е.Н. Особый вид деятельности преподавателя, направленный на создание комплекса условий, способствующих успешному формированию социальной компетентности студента вуза. Рассматривается как элемент целостного педагогического процесса и базируется на его принципах (индивидуальный подход, научность и др.) и выполняет его основные функции (образовательную, воспитательную, развивающую, социализирующую) [4]

7 Тараканов Г. В процессе педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности обучающихся в системе е-1еагт^ преподаватель как субъект образовательного процесса дополняет действия другого субъекта (обучающихся) в целях создания условий для продуктивного решения ими задач обучения, воспитания и профессионального развития [23]

8 Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников - это особая сфера деятельности педагога как фасилитатора, ориентированная на взаимодействие со школьниками в процессе оказания ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, альтернативном выборе способов поведения и др. Это процесс формирования личностью своего отношения к социальной и трудовой сферам и способ ее реализации. Комплекс условий, обеспечивающих педагогическое сопровождение социального самоопределения [7]

различных уровней готовности к профессиональному общению. Приведем пример педагогического сопровождения развития готовности к профессиональному общению начинающего студента, а именно видов этого сопровождения на основе ФГОС среднего (полного) общего образования от 2 июля 2012 года и ФГОС ВПО по различным направлениям подготовки бакалавров [28].

Начинающие студенты (студенты 1-11 курсов) изучают дисциплины в рамках следующих учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический цикл; математический и естественнонаучный цикл. Профессиональ-

ный цикл дисциплин, как правило, при обучении на бакалавра и специалиста начинается только после II курса. Поэтому у начинающих студентов компетентность в предмете профессионального общения выражена слабо: не используются профессиональные термины в речи, речь не сопровождается невербальными средствами, принятыми в той или иной профессиональной области, студент неточно понимает речевые и неречевые сигналы собеседника при общении на узкопрофессиональные темы.

При передаче сведений профессионального характера партнеру по общению начи-

нающий студент не опирается на эмоциональное состояние другого человека, не делает попытки понять его, встав при этом на его место (у него не выражена эмпатия), игнорирует законы профессиональной этики. Толерантность начинающего студента проявляется по отношению к различным культурам, однако слабо выражена толерантность по отношению к партнеру по общению (особенно по отношению к его личным особенностям и их проявлению), что создает помехи при его понимании.

Вместе с тем начинающие студенты способны ставить цели и составлять планы деятельности с использованием научной терминологии ключевых понятий различных общеобразовательных наук.

Студенты младших курсов имеют следующие компетенции профессионального общения, которые выступают признаками готовности к профессиональному общению с позиции нравственной составляющей: нравственное

сознание и поведение, уважение к своему народу, толерантное сознание и поведение в по-ликультурном мире, навыки сотрудничества, умение учитывать позиции других, эффективно разрешать конфликты. Исходя из этого педагогическое сопровождение развитию данных компетенций профессионального общения начинающих студентов будет заключаться в педагогическом содействии и педагогическом наставничестве.

Педагогическое содействие развитию данных компетенций начинающего студента состоит в том, чтобы помочь ему привести его субъективное понимание таких понятий, как нравственность, уважение, толерантность, сотрудничество, в соответствие, опираясь на их социально принятые интерпретации, приобрести соответствующее ценностное отношение к ним. Этого можно добиться с помощью проблемно-поисковых методов обучения, которые используются в тех случаях, когда содержание учебного материала не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученное, на базе которого обучаемые могут сделать самостоятельные шаги в поиске новых знаний [21]. Например, эвристическая беседа может быть полезной при обсуждении ряда вопросов, связанных с уважением, толерантностью, сотрудничеством, которые ставит перед обучаемыми педагог. В качестве наглядных пособий педагогом применяются видеофрагменты или карточки во время занятий, в которых описываются

проблемные ситуации, когда студент должен доказать необходимость использования уважения, толерантности или сотрудничества.

Педагогическое сопровождение развитию данных компетенций (а именно названных выше) профессионального общения начинающего студента не ограничивается стимулированием интериоризации данных понятий (уважение, толерантность, сотрудничество). Пользуясь различными методическими замыслами, педагог стремится побуждать начинающего студента к самостоятельному проявлению нравственности, уважения, толерантности и сотрудничества при моделировании будущей профессиональной деятельности в созданных педагогом условиях. Далее при успешном выполнении данных действий педагог побуждает обучающегося самостоятельно создавать условия проявления нравственности, уважения, толерантности и сотрудничества, а также развивает навыки самоконтроля образовательной деятельности.

Мобильность и эмпатия как свойства личности начинающего студента, а также владение профессиональной этикой не выражены у него. Поэтому педагогическое сопровождение развития данных компетенций будет проявляться в педагогическом руководстве (педагог предъявляет для усвоения обучаемыми сведения о профессиональной мобильности, эмпатии, профессиональной этике, создает условия для их усвоения, стимулирует активность студентов по их усвоению и контролирует результативность усвоения) и в педагогическом наставничестве (способствует соединению индивидуального понимания мобильности, эмпатии и профессиональной этики с устоявшимися социальными ценностями в плане понимания данных явлений, побуждает обучаемых к поиску новаций в плане проявления мобильности, эмпатиии и профессиональной этики в профессиональной деятельности).

Далее, когда сведения о мобильности, эмпатии и профессиональной этике интериори-зировались, педагог совместно с обучаемым создает условия для дальнейшего развития данных компетенций. Пользуясь различными педагогическими замыслами, педагог стремится побуждать начинающих студентов к пользованию усвоенными знаниями о профессиональной мобильности, эмпатии и профессиональной этике, создавая для этого педагогические условия для работы над данными аспектами через самообразование и путем

применения усвоенных знаний о профессиональной мобильности, эмпатии и профессиональной этике. Совместно с педагогом начинающий студент контролирует и анализирует результативность развития соответствующих компетенций в рамках готовности к профессиональному общению. По итогам контроля и в результате анализа развития соответствующих компетенций педагог или продолжает руководить (если обучаемые не готовы пользоваться мобильностью, эмпатией и профессиональной этикой самостоятельно в смоделированных педагогом ситуациях профессионального общения), или переходит к содействию развитию данных компетенций профессионального общения повторно.

К признакам готовности к профессиональному общению начинающих студентов относятся их знания о том, как ставить цели и составлять планы деятельности, писать тексты на различные темы, пользуясь грамотной письменной и устной речью. Поэтому педагогическое сопровождение развитию данной компетентности видится в педагогическом содействии при педагогическом наставничестве. Педагог-наставник берет на себя ответственность за то, что его обучаемые должны понимать, что грамотная письменная и устная речь человека, занятого в определенной профессиональной области, является неотъемлемой составляющей компетенций профессионального общения. Содействие развитию умений написания текстов на различные темы, а также умений пользоваться общенаучной терминологией осуществляется через самостоятельное использование данных умений обучаемыми в различных смоделированных педагогом ситуациях. Но начинающие студенты не знакомы с профессиональной терминологией в силу специфики образовательной программы, а следовательно, не употребляют ее в письменной речи (при описании проблем профессиональной сферы, составлении и оформлении основных видов документов и корреспонденции, при анализе и трансляции профессионально значимой информации). В этом случае для развития данных компетенций профессионального общения начинающих студентов педагог прибегает к педагогическому руководству: предоставляет теоретический материал либо ссылки на литературу с целью ознакомления в первую очередь с профессиональной терминологией, а затем с правилами использования данной терминологии при составлении и оформлении

документов, а также при описании, объяснении, аргументации, доказательстве, убеждении, переубеждении, анализе и трансляции профессионально значимой информации. Затем педагог проводит контрольный срез и по итогам данного среза делает вывод о том, надо ли по-прежнему руководить или же достаточно оказывать педагогическое содействие начинающим студентам в развитии описанных выше компетенций профессионального общения. Как педагогическое содействие, так и педагогическое руководство осуществляются при наставничестве студентов, объяснении им необходимости изучать особенности письменной и устной речи в определенном профессиональном направлении.

Таким образом, мы дали определение ключевым понятиям в рамках заданной темы, а также рассмотрели некоторые варианты использования различных видов педагогического сопровождения развития готовности к профессиональному общению начинающих студентов с целью подготовки их перехода на уровень профессионального общения бакалавра по окончании обучения на выбранном направлении.

Литература

1. Аминов, И.И. Психологическое изучение собеседника в профессиональном общении сотрудника органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. психол. наук /И.И. Аминов. - М., 2000. - 23 с.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. учеб. заведений /Г.М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 365 с.

3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. -192 с.

4. Борисенко, Е.Н. Теоретико-методологическое обоснование педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студента / Е.Н. Борисенко // Инновации в образовании. - 2012. - № 1. - С. 84-93.

5. Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 295 с.

6. Винтер, Е. И. Вопросы организационно-стимулирующего сопровождения профессионально-творческой подготовки будущих специалистов / Е.И. Винтер // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 8. - С. 64-66.

7. Губанова, М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения стар-

шеклассников /М.И. Губанова //Педагогика. -2002. - № 9. - С. 52-56.

8. Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Хэлтон, 1998. -399 с.

9. Зарецкая, Е.Н. Деловое общение: учеб.: в 2 т. / Е.Н. Зарецкая. - 2-е изд. - М. : Дело, 2004. - Т. II. - 720 с.

10. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учеб. /А.Я. Кибанов. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 447 с.

11. Колтунова, М. В. Деловое общение: Нормы, риторика, этикет: учеб. пособие / М.В. Колтунова. - М.: Логос, 2005. - 312 с.

12. Кружилина, Т. В. Формирование готов-

ности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений к развитию эстетических эмоций у детей: моногр. / Т.В. Кружилина, А.Г. Недосекина, Н.А. Шеметова. -

Магнитогорск: МаГУ, 2010. - 195 с.

13. Мальханова, И.А. Деловое общение / И.А. Мальханова. - М. : Академ. проект: Трик-ста, 2005. - 224 с.

14. Найн, А.Я. Современный словарь-справочник молодого исследователя / А.Я. Найн,

З.М. Уметбаев. - Челябинск: УралГУФК; Магнитогорск: МаГУ, 2007. - 116 с.

15. Парыгин, Б.Д. Анатомия общения / Б.Д. Парыгин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 301 с.

16. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. -М. : Издат. центр «Академия», 2006. - 288 с.

17. Психология и этика делового общения: учеб. для студентов вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 415 с.

18. Ребус, Б.М. Психологические основы делового общения: учеб. пособие для рук. образоват. учреждений, учителей и практ.

педагогов /Б.М. Ребус. - М. : Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2001. - 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Сериков, Г.Н. Управленческое сопровождение образования учащихся / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2010. - Вып. 8. -№ 12 (188). - С. 49-58.

20. Скибицкий, Э.Г. Педагогическая поддержка самостоятельной учебной работы студентов экономического вуза / Э.Г. Скибицкий // Инновации в образовании. - 2011. -№ 1. - С. 137-146.

21. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М. : Издат. центр «Академия», 2001. -480 с.

22. Станкевич, Л.С. Культура делового общения. Проблемно-тематический комплекс / Л.С. Станкевич. - Челябинск: Челяб. гуманит. ин-т, 2007. - 71 с.

23. Тараканов, Г. Педагогическое сопровождение в системе «e-learning» / Г. Тараканов //Высшее образование в России. - 2007. -№ 8. - С. 82-86.

24. Туркина, Е.А. О роли профессионального общения в трудовой деятельности инженера / Е.А. Туркина // Научное обозрение. -2007. - № 5. - С. 161-162.

25. Тяпкин, И. Ф. Формирование готовности к профессиональному общению курсантов военных вузов /И.Ф. Тяпкин. - Челябинск: Рекпол, 2010. - 153 с.

26. Харченко, Е.В. Профессиональное общение и речевое воздействие в современной России / Е.В. Харченко, Л.В. Тарануха // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». - 2009. -Вып. 8. - № 2 (135). - С. 29-34.

27. Шабанов, Г.А. Педагогическое сопровождение дистанционного образования студентов вузов / Г.А. Шабанов // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 8. - С. 6-14.

28. Федеральные государственные образовательные стандарты. - http://mon.gov.ru/ dok/fgos/

Поступила в редакцию 28 августа 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.