Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 3 (69). 2017. № 1. С. 65-76.
УДК 316.64
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗА
«Я-СПЕЦИАЛИСТ» У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ТАВРИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ КФУ ИМ. В. И. ВЕРНАДСКОГО
Пучкова Л. Л.
Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный
университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия
E-mail: persik_73@mail-ru
В статье представлены результаты изучения влияния образа преподавателя психологии на становление образа «Я-специалист» студентов-психологов Таврической академии Крымского федерального университета им. Вернадского В. И. Выделены и описаны психологические составляющие актуального и идеального образа преподавателя психологии, образа психолога-профессионала в соотношении с образами «Я» и «Я-специалист» студентов-психологов КФУ. С целью достижения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы и методики: анкетирование, контент-анализ, корреляционный анализ, анализ различий; методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви, «Личностный дифференциал» (Бажин Е. Ф., Эткинд А. М.), тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд). Статистически доказывается, что формирование образа «Я-специалист» у студентов-психологов КФУ детерминировано их представлениями о преподавателе, включающем сочетание образа идеального педагога и психолога-профессионала.
Ключевые слова: влияние, образ Я, преподаватель психологии, представления, психолог-профессионал, студент-психолог, специалист психологии, Таврическая академия, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского.
ВВЕДЕНИЕ
Образ профессионала представляет собой ориентир, определяющий успешность профессионализации и профессиональное поведение специалиста. Тогда как образ преподавателя - это совокупность социальных, профессиональных, психологических составляющих и установок, возникающих в сознании студентов и являющийся объектом для проекций в процессе формирования студентами представлений о психологе-профессионале. В связи с этим, важен позитивный имидж преподавателя вуза, потому как именно образ преподавателя является ведущим субъективным фактором, детерминирующим успешность и результативность профессиональной идентификации будущих специалистов.
Значимость исследования определяется недостаточной концептуальной разработанностью и увеличением требований к профессионализму преподавателей высшей школы. Престиж и результативность работы преподавателя в значительной мере зависит не только от индивидуально-личностных качеств, но и от восприятия его студентами. Дисгармоничность в восприятии преподавателя студентом будет препятствовать формированию профессиональной идентичности студента, как
65
стадиального психологического феномена, возникающего в ходе целеустремленной, творческой познавательной активности в учебно-профессиональной среде (Бусыгина Т. А. [2]; Шнейдер Л. Б. [17]).
Принимая во внимание то, что представление о педагоге у студентов относится к одному из основных условий, оказывающих воздействие на становление будущего специалиста и на учебную деятельность в целом, актуальным представляется исследовать влияние образа преподавателя психологии на становление образа «Я-специалист» у студентов.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Теоретико-методологический анализ исследований по проблеме исследования ведущей роли личности преподавателя в процессе становления профессионального самосознания будущего специалиста показал, что имеющиеся научные работы, как правило, посвящены изучению профессиональной идентичности (Егоров И. В. [5], Лисова Е. Н. [9], Родыгина У. С. [13], Шнейдер Л. Б. [18]), профессионального образа Я студента-психолога (идеального и актуального Я): Абульханова-Славская К. А. [1]; Казначеева Н. Б. [6]; Ксенда О. Г. [7]; Олифирович Н. И. [11].
Психологических условием становления образа «Я-специалист» у студента-психолога является адекватное самовосприятие и рефлексия собственных индивидуально-психологических качеств в рамках определения жизненных целей и профессиональных перспектив, а также личность преподавателя.
Исследовательский интерес обусловлен тем, что проблема организации эффективного учебно-образовательного процесса в высшей школе остается востребованной, формируя актуальность изучения роли преподавателя психологии в формировании образа «Я-специалист» у студентов и тщательном осмыслении результатов.
Целью исследования было изучить особенности влияния образа преподавателя психологии на становление образа «Я-специалист» у студентов разного пола последних курсов, обучающихся на факультете психологии в Таврической академии КФУ им. В. И. Вернадского.
ПРОЦЕДУРА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В 2015 году на факультете психологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 55 студентов специалитета и 30 магистрантов: 75 девушек и 10 юношей в возрасте от 19 до 23 лет.
Были использованы следующие методы: анкетирование, контент-анализ, анализ различий (ф), корреляционный анализ rs. Эмпирические данные были обработаны с помощью компьютерных программ статистической обработки: SPSS (версия 7) и Microsoft Excel.
На первом этапе исследования изучались особенности представлений студентов о профессиональном психологе и о преподавателе психологии.
66
Студентам предлагалось продолжить незаконченные предложения (модифицированная методика Сакса-Леви): «Психолог-профессионал иногда...», «Мне кажется, что психологи-профессионалы.», «Мне кажется, что хороший психолог-профессионал.», «Думаю, что психолог-профессионал редко.», «Я считаю, что большинство психологов-профессионалов.». А также: «Преподаватель иногда.», «Мне кажется, что преподаватель иногда.», «Мне кажется, что хороший преподаватель .», «Думаю, что преподаватель редко.», «Я считаю, что большинство преподавателей.». На основании ответов на вопросы анкеты: 1) В чем, по вашему мнению, заключается профессионализм преподавателя психологии? 2) Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать идеальный преподаватель психологии? 3) Каким должен быть преподаватель психологии, чтобы Вы его уважали и посещали с интересом его лекции? А также оценок студентами по трем факторам методики «Личностный дифференциал» («Оценка», «Сила», «Активность») представителя профессии «психолог», были описаны специфичные для данной выборки личностные характеристики психолога-профессионала и образ идеального и реального преподавателя психологии КФУ.
Образ Я студентов-психологов КФУ и образ «Я-специалист» на втором этапе исследования дифференцированы при помощи теста «Кто Я?» (авторы М. Кун, Т. Макпартленд) модифицированного следующим образом: студенты отвечали на два вопроса «Кто я?» и «Я как психолог..».
Заключительный этап исследования состоял в осуществлении анализа различий и корреляционного анализа полученных диагностических данных в группах студентов в соответствии с полом и самоописаниями.
ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате исследования были выделены индивидуально-психологический, профессиональный и коммуникативный компонент образа преподавателя психологии КФУ и описаны его составляющие. Применение критерия ф Фишера показало достоверность различий относительно содержания образа преподавателя у студентов разного пола на уровне 0,05. Учитывая то, что осознание и отождествление себя с представителями определенной профессии - это профессиональная идентичность, содержащая три компонента (когнитивный, эмоциональный, поведенческий), можно отметить преобладание у студенток эмоционально-оценочного, а у студентов - когнитивного компонента. Представления о профессиональном психологе позитивные и четко дифференцируются в соответствии с полом студента. Образ психолога-профессионала у юношей-студентов КФУ оказался реалистичен и фиксирован на таких профессионально-значимых качествах, как компетентность, умение слушать, эмпатийность, социальная успешность.
Профессиональный психолог представляется студенткам в большей степени носителем феминных черт, студентам - сочетающим в себе как маскулинные (физическую силу, позицию лидера), так и феминные качества (добрый, отзывчивый, эмпатийный, стильный, симпатичный) (р<0.05). Внешность оказывает влияние на процесс восприятия преподавателя студентами женского пола.
67
Сходными представляются характеристики, относительно харизмы психолога-профессионала, дружелюбия, уверенности в себе, образованности, нравственности, материальной обеспеченности (р>0.01).
Факторы «Сила» и «Оценка» в случае «актуального» и «идеального» образа преподавателя психологического факультета КФУ у студентов-психологов приближены к высокому уровню, что указывает на присущий преподавателю самоконтроль, независимость, самостоятельность. Фактор «Активность» принимает средние значения, отражая активность, общительность, эмоциональную отзывчивость преподавателя.
Студентами обоих полов даются высокие оценки индивидуально-психологическим качествам преподавателя психологии. Сопоставление «актуального» и «идеального» образа преподавателя у студентов разного пола показало практически полное совпадение по трем факторам: «Сила», «Оценка», «Активность» (р>0,1). Значимым здесь представляется интерпретационный процесс: преподаватель воспринимается студентами либо с позиции субъективного, эмоционального отношения (хороший - плохой, добрый - злой), либо как статусная фигура, носитель определенных профессиональных качеств.
Образ идеального преподавателя в представлении студентов, независимо от пола, сочетает в себе черты ученого («ищущий», «испытывающий» «познающий»), педагога-новатора («открыватель», «любознательный») и наставника («направляющий», «способен помочь»).
Образ реального преподавателя КФУ студентов более дифференцирован, сконцентрирован на профессиональном и личностном компоненте - на волевых, интеллектуальных и статусных характеристиках преподавателя.
Соотношение психологических составляющих актуального и идеального образа преподавателя психологии, образа психолога профессионала в представлениях студентов факультета психологии КФУ им. В. И. Вернадского отражает их содержательную наполненность и практически полное совпадение характеристик (*р>0,01). Выяснилось, что у студенток КФУ, как в образе психолога-профессионала, так и в образе преподавателя психологии КФУ, превалирует эмоциональный компонент - внешние и индивидуально-психологические характеристики, эмоциональные оценки личности преподавателя.
Следовательно, у студентов-психологов нет рассогласования в представлениях о преподавателе и о профессионале. Это указывает на высокую степень доверия и уважения к профессионализму преподавателей: педагог является для студента образцом и объектом идентификации.
В результате выделились факторы, детерминирующие формирование образа преподавателя КФУ у студентов - это психологическая, внешняя и профессиональная составляющая. К профессиональной составляющей относятся представления о профессиональных качествах педагога (эрудированность, интеллект, знание дисциплины, компетентность, педагогическая этика, увлеченность своей работой, организация лекций в форме диалога с примерами из опыта консультирования, новаторство, профессиональная рефлексивность, стремление к самоактуализации, саморазвитию). В основе внешней составляющей -
68
внешняя привлекательность преподавателя, его речь, манера одеваться. Наибольший вес имеет психологическая составляющая образа - она содержит показатели эмоциональной стабильности, особенности характера, такие как лояльность, душевность, доброта, искренность, преданность, гуманность, честность, доброжелательность, открытость, изящность, эмпатийность, интеллектуальность, эмоциональная стабильность. К элементам коммуникативной компетентности преподавателя отнесены демократический стиль общения, эмоциональная грамотность, интеллигентность, культура речи, коммуникабельность.
Образ «Я-специалист» в восприятии студентов-психологов КФУ дифференцирован при помощи теста «Кто Я?» (авторы М. Кун, Т. Макпартленд) модифицированного следующим образом: студенты подбирали характеристики для «Кто я?» и «Я как психолог..». В первом случае основными типами валентности идентичности явились: нейтральная (50%) - наблюдается равновесие между положительными и отрицательными самоидентификациями (например, идёт формальное перечисление ролей: «дочь», «студентка», «мужчина» и т.д.); позитивная (40%) - положительные идентификационные характеристики преобладают над отрицательными («весёлая», «умная», «хороший»); негативная (около 10%) - преобладают в целом отрицательные категории при описании собственной идентичности, больше описываются недостатки («невнимательная», «боязливая», «ленивый»). Преобладающими категориями явились «Социальное Я» (95%), «Коммуникативное Я» (60%) и «Рефлексивное Я» (45%). Много описаний временной перспективы, позиции профессионального, семейного «Я». «Коммуникативное Я» содержит указания на круг общения («подруга», «друг», «люблю общаться», «общительный»).
Присутствие рефлексивных самоописаний указывает на достаточно высокую степень сформированности личностной идентичности. Для 98% студентов характерно как прямое, так и косвенное обозначение пола, преимущественно нейтральное («парень», «девушка»), что указывает на знание специфики определенного репертуара полоролевого поведения. Самоописания характеристик физического «Я» составляют около 35% («обычная», «красавчик», «симпатичная»).
Во втором случае («Я как психолог..») выделились два полюса оценок -негативная (25%) и позитивная (75%). Негативная содержит такие категории, как «ленивый», «неумелый». Позитивная - «эмпатийный», «внимательный», «конгруэнтный», «рефлексивный», «смогу понять других», «нравлюсь девушкам» и пр.
Доминирующими категориями явились «Перспективное Я» и «Деятельное Я» (70%) (например, «буду успешен», «смогу помочь», «могу консультировать»), «Рефлексивное Я» (30%). Необходимо отметить, что в 25% случаев фиксировались ответы, содержащие указание на конкретного преподавателя. Например, «Я как психолог хочу достигнуть уровня.», «Я как психолог хочу стать как..», «Я как психолог ориентируюсь на.».
Менее представлен во втором случае материальный компонент идентичности, что указывает на отсутствие значимости для студентов-психологов позиции собственника, владеющего материальными ценностями.
69
Анализ всех идентификационных характеристик студентов-психологов показал, что основными сферами их жизнедеятельности являются досуг/отдых (35%), интимно-личностные взаимоотношения (40%), учеба (25%). Расположение характеристик, относительно образа «Я как психолог», оказалось иным: учеба (45%) и будущая профессиональная деятельность (55%). Следовательно, наиболее значимыми становятся особенности, определяющие практический аспект профессиональной деятельности психолога.
Сопоставление представлений о преподавателе у студентов психологического факультета КФУ с разными видами валентности показало, что у студентов с позитивным самовосприятием (85%) образы идеального и актуального педагога, психолога-профессионала практически идентичны и эмоционально позитивно окрашены. Для 15% студентов с низкими оценками себя как личности и как будущего специалиста (25%), в 13% случаев было характерно положительное отношение к педагогу и незначительные расхождения между образами преподавателя психологии и профессиональным психологом (менее 0,05%). У остальных 12% имели место пренебрежительные и негативные характеристики «Я-актуальное» преподавателя («заносчивый», «несправедливый», «злой») и расхождение между образами психолога-профессионала, идеала преподавателя психологии и его актуальным «Я» на уровне р< 0,05.
Полученные по методике «Кто Я?» данные были обобщены в следующие категории со знаком «+» или «-» (Рис. 1):
«Я - сам, какой я есть»
«Я как психолог»
/
/
«позитивная самооценка» «хорош и успешен» «неуверен в себе» «хочу быть
(85%) * (75%) (25%) похож на
«низкая самооценка» преподавателя»
(15%) (25%)
Рис. 1. Категории ответов по методике «Кто Я?».
Ярко выраженная индивидуальность проявлялась у 85% студентов: они достаточно позитивно оценивают себя, а их представления о себе как о психологе сформированы. Неуверенными в себе, испытывающими трудности с самораскрытием или переживающим личностный кризис оказались около 15% студентов: из них набольший процент (10%) составили студентки.
Вычисление коэффициента ранговой корреляции Спирмена (ге) в группах исследования позволило обосновать взаимосвязи между составляющими «Я-образа» студентов-психологов и их представлениями о преподавателе психологии и о психологе-профессионале. Полученные корреляции, позволили определить направление взаимосвязей между составляющими образа Я и «Я-специалист»
70
студентов-психологов и представлениями о преподавателе и психологе-профессионале (р<0,05).
Рассмотрим значимые взаимосвязи, образованные показателями временной перспективы образа преподавателя («Я идеальное», «Я актуальное»): «Я идеальное» студентов («Личностный дифференциал») положительно взаимосвязано с такими параметрами, как «Рефлексивное Я» и «Социальное Я» (тест Куна - Макпартленда ) Ф<0,05).
«Социальное Я» и «Рефлексивное Я» прямо коррелируют с представлениями об идеале преподавателя (*р=0,56; *р=0,49), что указывает на взаимосвязь между оценками студентами собственных социальных ролей и представлениями об идеале психолога-профессионала в лице преподавателя - именно такими индивидуальными и профессиональными чертами они хотели бы обладать.
Прямая корреляция «Рефлексивное Я» («эмоциональное отношение к себе») и актуальным образом преподавателя (фактор личностного дифференциала «Оценка») (*р=0,66) может свидетельствовать в пользу значимости для студента преподавателя и указывать на идентификацию с ним.
Корреляции составляющих категории «Я как психолог хочу быть похож на своего преподавателя» с идеальным образом преподавателя (*р=0.55) указывает на то, что, во-первых, успешность и профессионализм преподавателя влияют на самооценку студента, его уровень притязаний и уверенность в себе. Пример преподавателя становится определяющим в отношении к психологии как к значимой деятельности, в которой происходит профессиональное становление и самоутверждение студента.
Обратная корреляция (р=-0,47*) между «Физическим Я» студентов и представлениями о профессиональном психологе «Мне кажется, что психологи-профессионалы» (незаконченные предложения) позволяет предположить следующее: для студентов психолог-профессионал не должен позиционировать себя с позиции силы-слабости, внешней привлекательности, как физической характеристики.
Прямые корреляции (р<0,05) между составляющими образа «Я-специалист» студентов («рефлексивный», «хороший») и их представлениями о преподавателе, такими как «эмпатийный», «конгруэнтный», «стремящийся к самоактуализации», «влюбленный/увлеченный своей работой», указывают на взаимосвязь между оценкой преподавателя и самооценками студентов-психологов. Не обнаружено корреляций между составляющими образа психолог-профессионал и представлениями студентов о себе, как о специалисте («Я-специалист») (р>0,05). Этот факт свидетельствует в пользу осознания себя студентами как представителя профессии психолог, через идентификацию с преподавателем психологии. Имеет место взаимозависимость деятельности педагогов и студентов, детерминированная степенью адекватности отражения ими представлений друг о друге.
В группе студентов с адекватной и высокой самооценкой себя как будущего психолога получены прямые корреляции ге между составляющими категории «Я-специалист» и положительными оценками образа преподавателя психологии («Я как психолог рефлексивный» и «актуальное Я преподавателя», р=0,58).
71
Следовательно, студенты, чей образ преподавателя психологии, представляется позитивным, имеют четко дифференцированный и положительный образ «Я-специалист». И, напротив, у студентов с низкой самооценкой образ преподавателя чаще всего негативен и значительно отличается от идеала психолога-профессионала.
ВЫВОДЫ
Таким образом, студенты-психологи специалитета и магистранты КФУ имеют сходство и различия в содержании собственных «Я-образов», образа преподавателя психологии и образа психолога-профессионала. Сходными являются представления студентов-психологов, относительно того, что идеальный преподаватель сочетает в себе ученого, педагога-новатора и наставника, значимости коммуникативной и профессиональной компетентности педагога.
Существуют психологические особенности, характеризующие студентов психологического факультета Таврической академии КФУ им. В. И. Вернадского: у 85% студентов оценки собственного «Я» и «Я-специалист психолог» - позитивные, а идеальный и актуальный образы преподавателя и психолога-профессионала практически идентичны и четко дифференцированы. 15% студентов завершают обучение с чувством неудовлетворенности собой, неуверенности в самореализации в будущей профессиональной деятельности: их образы преподавателя и психолога-профессионала отличаются - образ преподавателя и психолога-профессионала идеализирован, а актуальный образ преподавателя содержит обилие пренебрежительных характеристик.
Гендерные различия в представлениях студентов, относительно самих себя, преподавателей и психологов-профессионалов, касаются некоторых индивидуально-психологических характеристик: образ преподавателя у юношей-студентов более дифференцирован и сложен, сконцентрирован на профессиональном и личностном компоненте - на волевых, интеллектуальных и статусных характеристиках преподавателя. В образе преподавателя и психолога-профессионала у студенток доминируют эмоциональные оценки. Профессиональный психолог представляется студенткам в большей степени носителем феминных черт, студентам - сочетающим в себе как маскулинные, так и феминные качества.
Проведенный корреляционный анализ позволяет утверждать о том, что индивидуально-психологические и профессиональные качества преподавателей психологии КФУ выступают объектом идентификации для студентов-психологов, определяя их становление как специалистов. Образ «Я-специалист» студента-психолога становится реальным и достижимым, в большей степени ориентированным на личность конкретного преподавателя психологии КФУ, а не эфемерного, идеализированного образа психолога-профессионала. Студенты-психологи, чей образ преподавателя - позитивен, обладают дифференцированным и сформированным образом «Я-специалист».
Эмпирическое исследование позволило определить тенденции формирования имиджа преподавателя психологии КФУ. Дальнейшее теоретическое и
72
практическое изучение специфики восприятия преподавателя студентами откроет возможность для определения путей оптимизации процесса высшего образования на психологическом факультете КФУ им. В. И. Вернадского, разработку технологий, направленных на увеличение эффективности профессиональной деятельности преподавателя, его личностного саморазвития и степени взаимодействия преподавателя и студента.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А. Типологический подход к личности профессионала. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / К. А. Абульханова-Славская / под ред. В. А. Бодрова. - М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991. - 287 с.
2. Бусыгина Т. А. Имидж преподавателя вуза / Т. А. Бусыгина // Профессор-профессия: теория проектирования образования преподавателя вуза. - Самара: Перспектива, 2003. - 200 с.
3. Володина К. А. Изучение образа профессии у студентов - психологов / К. А. Володина, Н. Н. Колмогорцева // Педагогическое образование в России. - 2014. - Вып. № 7. [Электронный ресурс:http://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledovanie-obraza-professii-u-studentov-psihologov-na-nachalnyh-etapah-obucheniya-v-vuze#ixzz3p7gHNBfD] (дата доступа: 30.09. 2015)
4. Гужва И. В. К проблеме специфики педагогического общения в современном вузе: преподаватель-студент / И. В. Гужва // Психология в современном информационном пространстве: материалы междунар. науч. конф. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. - Ч. 1. - С. 96-98.
5. Егоров И. В. Исследование представление студентов об образе преподавателя педагогического вуза / И. В. Егоров// Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2013. - Вып. 4 (31). - С. 123-133.
6. Казначеева Н. Б. Образ профессионала в сознании студентов-психологов./ Н. Б. Казначеева // Царскосельские чтения: Материалы международной научно-практической конференции/ Под общей ред. проф. В. Н. Скворцова. - СПб., 2002. - Т. 5. - С. 82-83.
7. Ксенда О. Г. Образ психолога в представлении студентов-психологов/ О. Г. Ксенда // Психологический журнал. - 2010. - № 2. - С. 55-59.
8. Кукосян О. Г. О некоторых особенностях познания студентами преподавателя / О. Г. Кукосян // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - М., 1979. -С. 142-154.
9. Лисова Е. Н. Особенности профессионального становления студентов-психологов / Е. Н. Лисова // Территория науки. - 2006. - № 1. - С. 148-151.
10. Любимова Г. Ю. Представления психологов-старшекурсников о своей будущей профессиональной деятельности / Г. Ю. Любимова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2002. - № 2. - С. 6472.
11. Олифирович Н. И. Динамика профессиональных представлений психологов о себе и о клиенте в контексте оказания психологической помощи студенческой молодежи / Н. И. Олифирович, Ю. М. Солодуха // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 3. - С. 78-88.
12. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д. Я. Райгородский. -Самара: БАХРАХ-М, 2001. - 672 с.
13. Родыгина У. С. Психологические особенности студентов с различным уровнем профессиональной идентичности / У. С. Родыгина // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2007. - № 1. - С. 95-98.
14. Суржин В. В. Психолого-педагогическое исследование особенностей имиджа педагога высшей школы / В. В. Суржин // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сборник научных статей / Под ред. И. В. Егоров, Л. Б. Филонов. -М., 2013. - Вып. 3. - С. 103-112.
15. Шаньгина Н. В. Образ психолога-профессионала в представлении студентов психологического факультета / Н. В. Шаньгина // Вестник Российской академии естественных наук. Санкт-Петербургское отделение образования и развития науки. - 2006. - № 11 (1). - С. 43-46.
16. Шлыкова Н. Л. Восприятие преподавателя студентами: дис. ... канд. психол. наук / Н. Л. Шлыкова. - Иваново, 1998. - 132 ^
73
17. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: монография / Л. Б. Шнейдер. - М.: МОСУ, 2001. -272 с.
18. Шнейдер Л. Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности / Л. Б. Шнейдер. -М.: Принт, 2000. - 128 с.
TOE INFLUENCE OF THE IMAGE OF THE TEACHER ON THE FORMATION OF THE IMAGE OF AN "I-SPECIALIST" STUDENTS-PSYCHOLOGISTS OF THE ACADEMY TAURIDA V. I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL
UNIVERSITY
Puchkova L. L.
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation
E-mail: persik_73@mail.ru
The article presents the results of studying the influence of the image of the teacher of psychology on the formation of the image of an "I-specialist" of students-psychologists Taurida Academy of the Crimean Federal University. V. I. Vernadsky pointed to the importance of studying the specificity of the interaction in the dyad "teacher - student", due to the fact that disharmony in the understanding and perception of teachers impede the formation of professional identity of students. Identified and described the psychological components of the actual and the ideal image of a teacher of psychology, the image of a psychologist-professional in relation to the images of "I" and "me-specialist" psychology students of Kazan Federal University. For the purpose of attaining the stated research objectives we used the following methods and techniques: survey, content analysis, correlation analysis, analysis of differences; the method of "Unfinished sentences" Sachs -Levi, "Personal differential" (Bazhin E. F., Etkind A. M.), the test "Who am I?" (M. Kun, T. Macpartland). Statistically it is proved that the formation of the image of an "I-specialist" students-psychologists of the FSC is determined by their perception of the teacher with a combination of the image of the ideal teacher and psychologistprofessional.
To solve the study used the following methods: survey, content analysis, correlation analysis, analysis of differences; of the method "Unfinished sentences" Sachs - Levi, "Personal differential" (Bazhin E. F., Etkind A. M.), the test "Who am I?" (M. Kun, T. Macpartland). The application of this psychological Toolkit allows you to explore the psychological components of the image I and "I-specialist" of students-psychologists to explore their perceptions of the teacher of psychology and psychologist-the professional.
Key psychological components of image of a teacher are: emotional, professional and communicative. Students-psychologists with specialist and master students KFU have similarities and differences in the content of "I-images", ideal and actual image of teacher, psychologist-professional. Similar are the views of psychology students about what an ideal teacher combines a scientist, a teacher, an innovator and a mentor, the importance of communicative and professional competence of the teacher, and the psychological components of the image of the teacher of psychology includes psychological, external and professional component.
74
nyHKOBa fl. fl.
Statistically proven the existence of gender differences in the perceptions of students-psychologists: the image of a teacher students are more differentiated and complex, focused on professional and personal component. The student of greater importance is attached to the emotional component of the personality of the teacher and his appearance. A professional psychologist is presented to the students in a greater extent medium of feminine traits, students - combining both masculine (physical force, position of leader) and feminine qualities (kind, sympathetic, empathic). It is shown that appearance has an impact on the process of perception of teacher to the female students.
Psychological characteristics of students of psychological faculty of KFU V.I. Vernadsky include: positive and formed their own assessment "I" and himself as a psychologist in 85% of students 15% of students graduate with a sense of dissatisfaction with oneself, insecurity in self-realization in the future professional activity. Direct correlations (p< 0.05) between the constituents of the image of an "I-specialist" students ("reflexive", "good") and their perception of the teacher, such as "empathic", "congruent", "striving for self-actualization", "love/passion" and the lack of correlations between the components of the image of the psychologist-professional and students ' ideas about themselves as a specialist, demonstrate a relationship between the evaluation of teacher and self-evaluations of students-psychologists. The interdependence of teachers and students, determined the degree of adequacy of reflection of their views of each other.
In the group of students with adequate and high self-esteem myself as a future psychologist obtained direct correlation rs between the components of the category "I-specialist" and positive evaluations of the image of the teacher of psychology.
Students with positive self-projection images of a teacher (ideal and actual) and psychologist-professional are virtually identical, differentiated and emotionally positively stained. Students with a negative self perception of ideal and actual image of the teacher and the psychologist-professional differ. Thus, the formation of the opinions of students about the image of the teacher due to the peculiarities of interaction of subjects of educational process.
As a result of the empirical study the dependence between the evaluations of the teacher as teacher and the self-assessments of students, were the tendencies of forming the image of the teacher of psychology of the Kazan Federal University. Further theoretical and practical study of the perception of teachers by the students will open the opportunity to identify ways of streamlining the process of higher education at the psychological faculty of KFU. Vernadsky V. I., the development of technologies aimed at increasing the effectiveness of professional activity of the teacher, his personal self-development and the degree of interaction between teacher and student.
Keywords: impact, image I, teacher of psychology, psychologist-professional, student-psychologist, specialist of psychology, Taurida Academy of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University.
References
1. Abulkhanova-Slavske K.A., Typological approach to personality professional. Psychological research problems offormation of the personality professional, 287 p. (Institute of psychology, M., 1991).
2. Busygina T.A., The Image of a University teacher, 200 p. (Perspective, 2003).
75
3. Volodina K.A., Kolmogortseva N.N., The study followed the profession of psychology students, Pedagogical education in Russia (2014). [Resurs:http://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledovanie-obraza-professii-u-studentov-psihologov-na-nachalnyh-etapah-obucheniya-v-vuze#ixzz3p7gHNBf0] (access date: 30.09. 2015)
4. Guzhva I.V., To the problem of the specifics of pedagogical communication in modern high school: teacher-student, Psychology in the modern information space: international materials. scientific conf., 1, 96 (SmolSU Publishing House, Smolensk, 2007).
5. Egorov I.V., The Study of the representation of the students about the image of the teacher of pedagogical University, Vestnik pstgu IV. Pedagogy. Psychology, 4 (31), 123 (2013).
6. Kaznacheev N.B., Professional image in the minds of students-psychologists. Tsarskoye Selo readings: Materials of an international scientific and practical conference under the general editorship. prof. B. N. Skvortsova, SPb., 5, 82 (2002).
7. Ksionda O.G., The image of the psychologist in the view of students-psychologists., Psychological journal, 2, 55 (2010).
8. Kokosan O.G., About some of the features of knowledge of teacher students. Theoretical and applied problems of the psychology ofpeople knowing each other, p. 142 (Moscow, 1979).
9. Lisova E.N., Features of professional formation of students-psychologists, Territory of science, 1, 148 (2006).
10. Lyubimova G.Yu., Representations of older psychologists about their future professional activities. VestnikMosk. Univ., Ser. 14. Psychology, 2, 64 (2002).
11. Aliferovich N.A., Solodukha Yu.M., Dynamics of professional psychologists views about themselves and about the client in the context of psychological support of student's youth, Psychological science and education, 3, 78 (2013).
12. Raigorodskii D.I., Practical psychodiagnostics. Methods and tests, 672 p. (BAHRAKH-M, Samara, 2001).
13. Rodygina U.S., Psychological features of students with different levels of professional identity, Bulletin of KSU named after N.A. Nekrasov, 1, 95 (2007).
14. Surin V.V., Psychological and pedagogical study of the characteristics of the image of the teacher in higher education, Yearbook of the scientific and methodological seminar "Problems of psychological and pedagogical anthropology": Collection of scientific articles, Ed. I.V. Egorov, L.B. Filonov, 3, 103 (Moscow, 2013).
15. Shangina N.V., The image of a psychologist professional in the representations of students of psychological faculty, Bulletin of the Russian Academy of Natural Sciences, 11, 43 (2006).
16. Shlykova N.L., The perception of teachers by the students: dis. ... cand. psychol. sciences, 132 p. (Ivanovo, 1998).
17. Schneider L.B., Professional identity: monograph, 272 p. (MOSU, Moscow, 2001).
18. Schneider L.B., Experimental study of professional identity, 128 p. (Print, Moscow, 2000).
76