Нгуен Тхи Хай Иен,
к.ю.н., профессор Полицейской народной Академии Министерства Общественной безопасности Вьетнама
e-mail: [email protected]
Рецензент - Тит Александр Александрович,
старший преподаватель кафедры Уголовного права и Криминологии
Академии МВД Республики Беларусь е-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право.
ВЛИЯНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ВЬЕТНАМА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ
Аннотация: В данной статье рассматривается влияние норм международного права на положения уголовного законодательства Вьетнама о преступлениях, связанных с торговлей людьми. Автор также анализирует содержание ст. 150, 151 Уголовного кодекса Вьетнама 2015 года о данном виде преступления.
Ключевые слова: торговля людьми, международное право, уголовное право, Вьетнам.
Nguyen Thi Hai Yen,
Dr. senior lecture of the People's Police Academy - Ministry of Public Security Viet Nam
THE IMPACT OF INTERNATIONAL LAW ON VIETNAMESE CRIMINAL LAW ON TRAFFICKING OFFENSES
Resume: This article discusses the impact of international law on the criminal provisions of Vietnam on crimes related to trafficking in persons. The author also analyzes the content of Art. 150, 151 of the 2015 Vietnamese Criminal Code on this type of crime.
Keywords: human trafficking, international law, criminal law, Vietnam.
В настоящее время торговля людьми проявляется скрытно, маскируясь за такими многими формами действия как осмотр достопримечательностей, туризм, подписание бизнес контрактов, приглашение и вывоз рабочей силы, заключение брака через посредников и т.д. Жертвы преступлений по торговле людьми чаще всего склоняются к сексуальному рабству, принудительному труду, родам, являются донорами человеческих органов и т.д. В настоящее время жертвами таких преступлений становятся не просто женщины и дети, но и не мало случаев когда субъекты этого вида преступлений подвергают преследованию и мужчин, и детей.
Кроме того, при исследовании данного вида преступления можно отметить, что лица, которые совершают преступления в области торговли людьми во Вьетнаме, состоят в любом возрасте, но в целом они имеют низкий уровень образова-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
ния и имеют много различных профессиональных компонентов. В отдельных случаях бывает, что те правонарушители, которые покупают и продают людей, когда то сами являлись жертвами предыдущей торговли людьми. Воспользовавшись сложной экономической ситуацией, отсутствием рабочих мест во многих населенных пунктах, а также отсутствием бдительности народа, преступники сформировали слаженный поток отправки людей за границу в целях их продажи, и в дальнейшем привлекая этих людей к проституции, к принудительному браку или принудительному труду и т.д.
Учитывая данную ситуацию, Уголовный кодекс Вьетнама (далее - УК Вьетнама) 1999 года регулировал только действие людей, связанное с торговлей людьми в целом, но не определял все понятие данного вида преступления. Понятие данного вида преступления было рассмотрено в
• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Совместном циркуляре № 01/2013/TTLT/TANDTC-VKSNDTC-BCA-BQP-BTP от 23 июля 2013 года. Соответственно, ст. 1 данного циркуляра гласит, что торговля людьми - это использование денег, имущества или других материальных благ для обмена людьми (от 16 лет и старше) в качестве товара, а именно, совершение одно из следующих действий:
1) продажа людей другим лицам, независимо от цели покупателя;
2) покупка людей для перепродажи другим лицам, независимо от того, кому перепродавать и цели покупателя;
3) использование людей в качестве имущества для обмена или оплаты;
4) покупка людей для эксплуатации, принудительного труда или других незаконных целей.
В целях устранения указанных недостатков УК Вьетнама 2015 года, вступивший в законную силу с 1 января 2018 года, определяет не только понятие данного вида преступления в соответствии с Совместным циркуляром 2013 года, но и указывает на обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность (ч. 2, 3). Кроме того, в ст. 151 данного Кодекса также внесены положения об уголовной ответственности за торговлю людьми в возрасте до 16 лет. Следовательно, можно отметить, что данные положения УК Вьетнама строились не только на основе внутригосударственных нормативно-правовых актов, но и на основе международных соглашений, в которых Вьетнам является участником.
Также, можно сделать вывод о том, что анализ и применение правовых норм в международно-правовой системе имеют большое значение в предупреждении, пресечении и борьбе, с преступлениями по торговле людьми, и имеет сильное влияние на процесс строения норм УК Вьетнама 2015 года, особенно в отношении преступлений по торговле людьми. К таким международным соглашениям относятся как:
1) Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года и дополнительные протоколы, особенно Протокол от 15 ноября 2000 года о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее;
2) Декларацию АСЕАН о борьбе с торговлей людьми, особенно женщинами и детьми и т.д. Данные международные нормы являлись одним из правовых оснований для принятия в 2011 году Закона Вьетнама «О предотвращении и контроле преступлений по торговле людьми», а также для внесения изменений и дополнений в положения УК Вьетнама 2015 года о преступлениях, связанных с торговлей людьми.
По результатам исследований можно сказать, что положения международно-правовой системы оказывают большое влияние на положения УК Вьетнама 2015 года относительно преступлений, связанных с торговлей людьми, в частности:
Во-первых, воздействие на криминализацию действий, связанных с преступлениями по торговле людьми.
В соответствии с положениями ст. 5 Протокола о борьбе с торговлей людьми, законодательство Вьетнама содержит относительно адекватные положения о преступлениях, связанные с торговлей людьми, и эти преступления подлежат строгому наказанию.
В УК Вьетнама 2015 года поправки и дополнения в отношении состава преступления по торговле людьми и торговле людьми в возрасте до 16 лет (ст. 150, 151) были внесены на основания Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, и на основании Декларации АСЕАН о предупреждении торговли людьми, особенно женщинами и детьми. Сравнительно со ст. 119 и 120 УК Вьетнама 1999 года, ст. 150 и 151 УК Вьетнама 2015 года поправки были внесены с указанием конкретных действий в объективной стороне данного преступления. В частности:
1) в соответствии со ст. 150 УК Вьетнама 2015 года преступным деянием, связанным с торговлей людьми, является: передача или прием людей для дальнейшей передачи и получения денег, имущества или других материальных благ; передача или прием людей для сексуальной эксплуатации, принудительного труда, донорство частей тела жертвы или для других бесчеловечных целей; вербовка, транспортировка, укрытие других людей для выполнения действий в двух пунктах выше;
2) в соответствии со ст. 151 УК Вьетнама 2015 года преступлением по торговле людьми в возрасте до 16 лет является: передача или прием лиц в возрасте до 16 лет для передачи и получения денег, имущества или других материальных благ, за исключением гуманитарных целей; перевод или прием лиц моложе 16 лет для сексуальной эксплуатации, принуждения к труду, донорство органов или для бесчеловечных целей; вербовка, транспортировка и укрытие людей в возрасте до 16 лет для совершения действий в двух вышеуказанных пунктах.
Однако при сравнении с положениями п. 3 ст. 3 Протокола о борьбе с торговлей людьми, можно сказать о том, что УК Вьетнама 2015 года конкретно не указывает возраст лица, которого считают ребенком. В соответствии с Протоколом, детьми являются лица, которые младше 18 лет, но
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
с точки зрения права Вьетнама до сих пор детьми считаются лица, которые моложе 16 лет. Хотя Вьетнам является первой в Азии и второй страной в мире, которая ратифицировала Международную конвенцию о правах ребенка (КПР), но до сих пор Вьетнам является единственной оставшейся страной в АСЕАН, четвертой в Азии и 11-е место в мире еще не повысивший законный возраст детей до 18 лет. Причина этой проблемы исходит из правовой точки зрения государства и культурных традиций народа Вьетнама.
Во-вторых, влияние на полномочия расследования и юрисдикцию вне территории Вьетнама.
Законодатель Вьетнама конкретизировал положения Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности в ст. 5, 6 УК Вьетнама. В соответствии с этим, государство Вьетнам также обладает юрисдикцией в отношении преступлений, которые совершены за пределами Вьетнама, в таких случаях, когда:
1) потерпевший является гражданином Вьетнама, либо лицом без гражданства, у которого имеется постоянное место жительства во Вьетнаме;
2) организованные преступления совершаются за пределами территории Вьетнама с целью совершения особо тяжких преступлений во Вьетнаме; либо отмывания денег за пределами территории Вьетнама с целью отмывания денег во Вьетнаме. Юрисдикция вне территории государства четко определена в двусторонних или многосторонних международных соглашениях, которые Вьетнам подписал с другими странами в каждой конкретной области.
В-третьих, воздействие на положения законодательства Вьетнама о защите и поддержке
жертв преступлений, связанных с торговлей людьми, и оказании помощи, реинтеграции общества.
Это содержание также соответствует общему духу Конвенции ООН о предупреждении транснациональной организованной преступности (ст. 24, 25) и Протокола, дополняющего Конвенцию о предупреждении торговли людьми (ст. 6, 7, 8). Как вьетнамское, так и международное право предусматривают такие вопросы, как: не наказывать жертвы; защищать физическую безопасность, защищать личную жизнь и личность жертв; меры по поддержке и оказанию помощи потерпевшим в процессе; репатриация и реинтеграция в сообщество и т.д.
Таким образом, положения вьетнамского права во многом сходны с положениями международного права о предупреждении преступлений, связанных с торговлей людьми, и борьбе с ними, что доказывает значительное влияние международного права в процесс заполнения вьетнамских правовых норм в области борьбы и предотвращения преступлений, связанных с торговлей людьми.
Список литературы
[1] Bo luat hlnh sy n^oc Cong hoa xa hoi chii nghTa Viet Nam so 100/2015/QH13, thong qua ngay 27/11/2015;
[2] Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года;
[3] Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее от 15 ноября 2000 года;
[4] Декларацию АСЕАН о борьбе с торговлей людьми, особенно женщинами и детьми.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019