Научная статья на тему 'Современное состояние преступлений, связанных с торговлей людьми во Вьетнаме и некоторые превентивные меры'

Современное состояние преступлений, связанных с торговлей людьми во Вьетнаме и некоторые превентивные меры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
торговля людьми / международное сотрудничество / жертва / транснациональное преступление / Вьетнам / human trafficking / international cooperation / victim / transnational crime / Vietnam

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ле Дык Минь

В данной статье рассматривается преступление о торговли людьми во Вьетнаме в текущем периоде и некоторые превентивные меры, применяемые в борьбе с данным видом преступления. Автор также анализирует сложившуюся ситуацию, связанную с торговлей людьми во Вьетнаме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT CONDITIONS OF CRIMES RELATED TO TRAFFICKING IN VIETNAM AND SOME PREVENTIVE MEASURES

This article discusses the crime of human trafficking in Vietnam in the current period and some preventive measures used to combat this type of crime. The author also analyzes the current situation related to human trafficking in Vietnam

Текст научной работы на тему «Современное состояние преступлений, связанных с торговлей людьми во Вьетнаме и некоторые превентивные меры»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10248 Ле Дык Минь,

преподаватель Юридического факультета Полицейской Народной Академии, Министерства Общественной безопасности Вьетнама,

e-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ ВО ВЬЕТНАМЕ И НЕКОТОРЫЕ ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ

Аннотация. В данной статье рассматривается преступление о торговли людьми во Вьетнаме в текущем периоде и некоторые превентивные меры, применяемые в борьбе с данным видом преступления. Автор также анализирует сложившуюся ситуацию, связанную с торговлей людьми во Вьетнаме

Ключевые слова: торговля людьми, международное сотрудничество, жертва, транснациональное преступление, Вьетнам.

Le Duc Minh,

Faculty of Law, People's Police Academy -Ministry of Public Security Viet Nam

CURRENT CONDITIONS OF CRIMES RELATED TO TRAFFICKING IN VIETNAM AND SOME PREVENTIVE MEASURES

Annotation. This article discusses the crime of human trafficking in Vietnam in the current period and some preventive measures used to combat this type of crime. The author also analyzes the current situation related to human trafficking in Vietnam.

Key words: human trafficking, international cooperation, victim, transnational crime, Vietnam.

Преступления, связанные с торговлей людьми, совершаются в 63 провинциях и городах Вьетнама. Согласно отчету Министерства общественной безопасности Вьетнама (далее - МОБ Вьетнама) было установлено, что за пять лет (2012-2017 гг.) более 3000 человек оказались жертвами данного вида преступления, а также из этого числа отдельных жертв преступники готовили к продаже, в то же время 90% из указанного числа жертв были проданы в Китай. Число жертв торговли и подготовленных к торговле людьми составляет 3 090 человек, среди которых, в основном, женщины и дети (более 90%), а также большинство из них составляют этнические меньшинства (более 80%), которые часто сконцентрированы в сельской местности, особенно в глубинных, отдаленных горных районах. Большинство из этих жертв находятся в трудном экономическом и социальном положении, они подвергаются к принуждению вступить в брак с коренными народами, либо к сексуальной эксплуатации (почти 80%), а также к принудительному труду.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

Из числа 3000 жертв торговли людьми число возвращенных составило 2 571 человек, из которых 1334 были возвращены, а 1237 человек были спасены. Число невозвращенных жертв составляет 519 человек. В частности, в городе Кантхо служба МОБ Вьетнама обнаружила 8 случаев, когда жертвы мужского пола обманным путем стали донорами для продажи почек в Китае. В период 2012-2017 годов со стороны следственных органов были возбуждены уголовные дела по 1021 фактам преступлений и в отношении 2035 обвиняемых.

Согласно отчету следственных органов полиции виновными лицами являются, в основном, профессиональные бандиты, которые имеют судимости, связанные с торговлей людьми. Данные лица в сговоре с преступниками из отдаленных, глухих и приграничных районов формируют скрытную сеть, в которой торговцы обманным путем привлекают жертву для последующего его продажи в другую страну. Следует отметить, что с каждым разом растет число иностранных пре-

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ступников. Воспользовавшись миграционной политикой Вьетнама, они посещают своих родственников, командировочных и деловых партнеров лишь с одной целью - обманным путем вовлечь женщин и детей для дальнейшей их отправки на работу за границу, для усыновления, заключения брака и затем продать жертву в этих странах.

В последствии жертвы преступления торговли людьми во Вьетнаме часто подвергаются сексуальному рабству, принудительному труду, извлечению органов, зародыши, суррогатному материнству и т.д. В настоящее время, жертвами являются не только женщины и дети, как в предыдущие годы, но также ими могут стать как мужчины, так и новорожденные дети.

Обстановка, связанная с похищением и удержанием женщин и детей осложнилось в северных пограничных с Китаем провинциях Вьетнама, особенно в Ха Жанг и Лао Кай.

Женщины этнических меньшинств в провинции Дьен Бьене, могут быть проданы в Китай, с целью заключения брака с коренными мужчинами, потом их возвращают с целью приобщения с некоторыми людьми в провинциях Лай Чау, Дьен Бьен и Тхань Хоа, чтобы воспользовавшись трансграничными родственными отношениями с жертвами, они могли бы продать своих жертв для занятия проституцией или для заключения незаконного брака. Более того, некоторые из виновных лиц используют социальные сети Интернета, где они, маскируясь под полицейского или пограничников, знакомятся и заводят дружбу с женщинами с целью обманным путем продать их в Китае.

На основании вышеизложенного и рассмотрев сложившуюся ситуацию, связанную с торговлей людьми во Вьетнаме, следует отметить следующие причины этого преступления, такие как:

Во-первых, географическое положение. Вьетнам имеет сухопутную границу расположенных рядом с 25 провинций, протяженностью более 4000 км, и примыкающую к 3 странам - Лаоса, Камбоджи и Китая, множество трасс, подкатегорий, ярлыков, особенно в границе с Китаем. Граница между Вьетнамом и Китаем имеет не только историческую и межнациональную давность, а также имеет географические, природные, социально-экономические характеристики и факторы, которые очень удобно для людей по обе стороны границы при обмене, торговле и посещении родственников, в том числе создают благоприятные условия для деятельности торговцев людьми в соседние страны.

Во-вторых, развитие социальных сетей. Методы и приемы преступлений торговли людьми становятся все более изощренными, умышленными и организованными. На практике существует

тесное сотрудничество между покупателями и продавцами, брокерами, лидерами и формируются межобластные и транснациональные криминальные линии. Если раньше при совершении данного вида преступления для доступа и знакомства с жертвами, преступникам приходилось встречаться лицом к лицу с ними, то в настоящее время, все более доступно и проще , люди стали совершать эти преступления через социальные сети и смартфоны, и могут получить упрощенный доступ к жертвам. Данный случай создает трудности для уполномоченных органов при предотвращении, обнаружении и борьбе с преступлением торговля людьми.

В-третьих, социально-экономические различия. Социально-экономические различия между городскими и сельскими районами, между равнинами и горными районами также являются одной из причин, ведущих к нынешней ситуации торговли людьми. Большинство случаев торговли людьми происходит в горных, отдаленных, слаборазвитых, экономически неблагополучных районах, со многими трудностями на дорогах и транспортных средствах. Работа жертв до продажи за границу, в основном, фермерство либо безработица, их жизни не хватает социальной информации. Поэтому их легко использовать в своих интересах, заставить верить в правонарушителей, и стать жертвами преступлений, связанных с торговлей людьми.

При этом, по мнению автора, необходимо принять некоторые меры для повышения эффективности предотвращения и борьбы с преступлениями торговли людьми во Вьетнаме, такие как:

1) повысить эффективность деятельности пропаганды и предупреждения преступления, особенно преступления торговля людьми. Данная мера осуществляется таким образом:

- Просвещение и распространение информации о преступлениях, связанных с торговлей людьми, должны быть реализованы с использованием обновленных, разнообразных и доступных материалов и форм, чтобы повысить осведомленность общественности о преступлениях, связанных с торговлей людьми;

- сосредоточить внимание уполномоченных органов на распространение пропаганды среди субъектов повышенного риска, таких как женщин, которые выходят замуж за иностранцев, либо покорных девушек, и женщин, которые имеют особые обстоятельства и т.д.;

- сосредоточить внимание на местах, где находятся много работающих женщин;

- особое внимание должно быть уделено распространению информации и просвещению о новых правовых положениях Уголовного Кодекса Вьетнама 2015 года (с изменениями и дополнени-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

ями в 2017 году), связанных с преступлениями торговли людьми в возрасте до 16 лет.

2) развернуть и применить модель «Безопасного молодежного миграционного клуба». Модель «Безопасного молодежного миграционного клуба» способствует снижения торговли людьми за счет повышения способности молодых людей защищать себя и своих сверстников. Клубы должны быть созданы на уровне села для молодых людей в возрасте от 12 до 17 лет. Данные клубы помогут молодым людям улучшить свои знания, связанные с опасностями торговли людьми, законами, связанными с предотвращением торговли людьми, и узнать конкретные шаги для защиты себя, такие как создание сети, узнают контактный телефон горячей линии. В то же время подростки приобретают навыки для развития своей приспособляемости, навыки, направленные на развитие, как внутренней силы, так и систем внешней поддержки, а также навыки самозащиты родственников.

3) повышение эффективности приема и поддержки жертв, реализации политики и законов. Союз женщин Вьетнама должен разработать программы работ, поддержать женщин-жертв, помочь им получить работу и стабильный доход. Существуют центры поддержки и консультирования по вопросам регистрации домохозяйств для женщин, ставших жертвами торговли людьми, через границу, а также помощи детям-жертвам в посещении школы.

4) повышение качества ликвидации неграмотности и универсализации образования. Местные органы власти, особенно в трудных экономических районах, глубинных и отдаленных районах, должны преуспеть в ликвидации неграмотности и в универсализации образования для тех, кто может стать жертвой торговли людьми - женщины и дети, чтобы они могли получить доступ к информации из средств массовой информации, чтобы защитить себя. Необходимо включить в программы начального и среднего образования проблему торговли женщинами и детьми, обеспечить им профилактические меры в сложных социальных условиях, придав им «механизм защиты» с раннего возраста.5) укреплять международное сотрудничество. Для осуществления международного сотрудничества с другими странами, Вьетнам подписал и стал участником многих международных конвенций и соглашений, непосредственно связанных с предотвращением и предупреждением торговли людьми, такие как: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ратифицирована 17 февраля 1982 г.); Конвенция о правах ребенка (ратифицирована 28 сентября 1990 г.); Факультативный Протокол к Конвенции о правах ребенка,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (ратифицирована 20 декабря 2001), Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах (ратифицировано 20 декабря 2001 г.), Конвенции 1999 года о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда № 182, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и другие [1, 2, 3, 4, 5]. Кроме того, Вьетнам также подписал соглашения о взаимной правовой помощи со многими странами по всему миру, создавая важную правовую основу для международного сотрудничества в борьбе с преступностью и предупреждению, включая торговлю людьми, особенно женщин и детей. А также, Вьетнам подписал двусторонние соглашения с Китаем и Австралией и другими государствами о сотрудничестве в борьбе с рядом преступлений, включая торговлю людьми.

Кроме того, следует отметить об эффективной работе службы местной полиции, которая должна тесно сотрудничать с Департаментом иностранных дел - Министерством общественной безопасности Вьетнама в ходе проверки и поиска соответствующей информации о торговой линии с иностранными элементами, а также в процессе борьбы за арест преступников и спасения жертв. Различные уполномоченные службы Вьетнама должны координировать свои действия с функциональными силами тех стран, которые разделяют общую границу, при этом тесно сотрудничать с пограничными службами в обучении своих сотрудников в целях улучшения возможности пограничного и общего контроля; создавать и управлять иммиграционными данными через пограничные пункты.

В рамках Плана международного сотрудничества № 138/СР по профилактике и контролю наркотиками и предупреждению и контролю за торговлей людьми Министерству общественной безопасности, Департаменту по предупреждению наркомании и преступности, а также Пограничной службе Вьетнама следует координировать свои действия согласно Уставу ООН и с неправительственными организациями, такими как ЮНОДК, ЮНИСЕФ, ЮНИАП, МОМ и т.д. Необходимо повышение уровня квалификации сотрудников уполномоченных органов в сфере международного права, профессиональных навыков в борьбе с торговлей людьми и способность бороться с преступностью, что способствует повышению эффективности предотвращения торговли людьми и борьбы с ней непосредственно на границах.

Признавая опасность этого вида преступления, а также необходимость сотрудничества на

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

международном уровне в целях предотвращения торговли людьми и борьбы с ней, Вьетнам также: 1) создает благоприятные условия для репатриации жертвы, которая является иностранцем и хочет вернуться в страну, гражданином которой он является или имеет последнее постоянное место жительства; 2) применяет меры по репатриации жертвы в соответствии с законами и международными соглашениями между Вьетнамом и другими странами; 3) обеспечивает безопасность их жизни, здоровья, чести и достоинства. Оказание взаимной правовой помощи также уважается на основе международных договоров, участником которых является Вьетнам, или принципа взаимности.

Список литературы:

[1] Борьба с торговлей людьми. Пособие для парламентариев № 16-2009. (Межпарламентский союз, ЮНОДК, ООН).

[2] Уголовный кодекс Социалистической Республики Вьетнам №100/2015^Н13, 27 ноября 2015 года;

[3] Закон Вьетнама «О предотвращении и борьбе с торговлей людьми» в 29 марта 2011 года;

[4] Нгуен Конг Хонг, Обзор правовой системы, связанной с предотвращением торговли людьми и борьбой с ней, и некоторые полные рекоменда-

ции, Журнал «Право и развитие», 2010, стр. 161162.

[5] Программа действий по борьбе с торговлей людьми во Вьетнаме на период 2011-2015 годов была утверждена премьер-министром 18 августа 2011 года в решении № 1427 / QD-TTg.

Spisok literatury:

[1] Combating human trafficking. Manual for parliamentarians No. 16-2009. (Inter-Parliamentary Union, UNODC, UN).

[2] The Criminal Code of the Socialist Republic of Vietnam No. 100/2015 / QH13, November 27, 2015;

[3] The Law of Vietnam "On Prevention and Combating of Trafficking in Human Beings" in March 29, 2011;

[4] Nguyen Cong Hong, A Review of the Legal System Associated with the Prevention and Combating of Trafficking in Persons, and Some Complete Recommendations, Journal of Law and Development, 2010, pp. 161-162.

[5] The action plan to combat human trafficking in Vietnam for the period 2011-2015 was approved by the Prime Minister on August 18, 2011 in decision No. 1427 / QD-TTg.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

л_

-V.

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

f

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.