УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10175
СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, СВЯЗАННЫМИ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ, ВО ВЬЕТНАМЕ
ЛЕ Дык Минь, преподаватель юридического факультета Полицейской народной академии Министерства общественной безопасности Вьетнама E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. В данной статье рассматривается состояние международного сотрудничества, направленного на борьбу с преступлениями, связанными с торговлей людьми во Вьетнаме. Автор также анализирует сложившуюся в настоящее время ситуацию в сфере совершения преступлений, связанных с торговлей людьми во Вьетнаме
Ключевые слова: торговля людьми, международное сотрудничество, международные договоры, транснациональное преступление, Вьетнам.
Annotation. This article discusses the state of international cooperation in combating crimes related to human trafficking in Vietnam. The author also analyzes the situation with crimes related to trafficking in persons in Vietnam.
Keywords: human trafficking, international cooperation, international treaties, transnational crime, Vietnam.
Торговля людьми является одной из форм проявления современного рабства. Поскольку данное нарушение прав человека представляет собой один из видов преступлений, который наносит вред физическим лицам и государству, данное деяние должно быть признано и наказано законными средствами.
Уголовный кодекс Вьетнама гласит, что торговля людьми — это использование денег, имущества или других материальных благ в обмен на людей (от 16 лет и старше) в качестве товара, а именно, подразумевается совершение одного из следующих действий:
1) продажа людей другим лицам, независимо от преследуемой цели покупателя;
2) купля людей для дальнейшей перепродажи другим лицам, независимо от того, кому перепродавать и преследуемой цели покупателя;
3) использование людей в качестве имущества для обмена или оплаты;
4) купля людей в целях эксплуатации, принудительного труда или других незаконных действий.
В настоящее время во Вьетнаме признаки торговли людьми проявляются скрытно, маскируясь различными формами, например, приглашение на осмотр достопримечательностей, туризм, подписание бизнес-контрактов, приглашение и вывоз рабочей силы, брачные агентства и т.д. В последующем жертв преступлений, связанных с торговлей людьми, чаще всего склоняют к сексуальному рабству, принудительному труду, родам или же они могут стать донорами человеческих органов и т.д.
Жертвами таких преступлений чаще всего становятся женщины, но встречается немало случаев, когда субъекты этого вида преступлений вовлекают или подвергают преследованию и мужчин, и детей.
Кроме того, можно отметить, что лица, которые совершают преступления в области торговли людьми во Вьетнаме, состоят в любом воз-
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020
растном периоде, но в целом они имеют низкий уровень образования и имеют множество различных профессиональных компонентов. В отдельных случаях бывает, что правонарушители, которые занимаются купля-продажей людьми, когда-то сами являлись жертвами подобного рода преступлений. Воспользовавшись сложной экономической ситуацией, отсутствием рабочих мест во многих населенных пунктах, а также отсутствием бдительности народа, преступники сформировали отлаженный поток отправки людей за границу в целях их продажи, в дальнейшем привлекая этих людей к проституции, к принудительному браку или принудительному труду и т.д.
Следует отметить, что для повышения эффективности борьбы с торговлей людьми, особенно транснационального характера, необходимо развивать двустороннее и многостороннее международное сотрудничество. Важность и необходимость международного сотрудничества в борьбе с торговлей людьми конкретно закреплены в Законе Вьетнама 2011 г. «О предотвращении и предупреждении совершения преступлений, связанных с торговлей людьми». И это стало основанием для внесения изменений и дополнений в положения УК Вьетнама 2015 г. о преступлениях, связанных с торговлей людьми.
Признавая опасность этого вида преступлений, а также необходимость сотрудничества на международном уровне в целях предотвращения торговли людьми и борьбы с ней, международное сообщество заключило общие соглашения на основе национальных документов, которые и стали правовой основой для контроля этих преступных действий.
Международные правовые документы, которые поддерживают международное сообщество и страны, борющиеся против торговли людьми, включают:
1) Конвенцию Организации Объединенных Наций (ООН) против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и дополнительные протоколы, в частности, Протокол от 15 ноября 2000 г. о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее;
2) Декларацию АСЕАН о борьбе с торговлей людьми, особенно женщинами и детьми и т.д.
Данные международные нормы стали одним из правовых оснований для принятия в 2011 г. Закона Вьетнама «О предотвращении и предупреждении преступлений, связанных с торговлей людьми», а также, как мы уже указали ранее, для внесения изменений и дополнений в положе-
ния УК Вьетнама 2015 г. о преступлениях, связанных с торговлей людьми.
Что касается подписания и присоединения к международным соглашениям, Вьетнам подписал и стал участником многих международных конвенций и документов, непосредственно связанных с предотвращением и предупреждением торговли людьми, таких, как:
■ Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ратифицирована 17 февраля 1982 г.);
■ Конвенция о правах ребенка (ратифицирована 28 сентября 1990 г.);
■ Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (ратифицирован 20 декабря 2001);
■ Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах (ратифицирован 20 декабря 2001 г.);
■ Конвенция 1999 г. о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда № 182;
■ Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и др.
Вьетнам также подписал соглашения о взаимной правовой помощи со многими странами мира, создавая важную правовую основу для международного сотрудничества по предупреждению и борьбе с преступностью, включая торговлю людьми, особенно женщинами и детьми.
Кроме того, Вьетнам подписал двусторонние соглашения с Китаем и Австралией о сотрудничестве в борьбе с рядом преступлений, включая торговлю людьми. В то же время Вьетнам принимает участие в межрегиональных инициативных мероприятиях по пресечению торговли женщинами и детьми: Вьетнам присоединился к Меморандуму о взаимопонимании и подписал План действий для шести стран субрегиона Меконга (Лаос, Камбоджа, Таиланд, Китай, Мьянма и Вьетнам); подписал двусторонние соглашения с Камбоджей (2005), Таиландом (2008), Китайской Народной Республикой (2010).
Помимо этого, Вьетнам подписал 15 двусторонних соглашений и 13 соглашений о взаимной правовой помощи в области борьбы и предупреждения преступности совместно с другими странами, которые также содержат меры по предупреждению преступлений, связанных с торговлей людьми, и борьбе с ними.
Из-за транснационального характера преступления, связанные с торговлей людьми, ста-
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020
ли глобальной проблемой, и международные организации разработали программы и проекты по предупреждению торговли людьми и борьбе с ней. Со своей стороны Вьетнам активно участвовал в международном сотрудничестве в этой области и реализовал такие проекты, как: «Оценка и предложение поправок к стратегической политике и планам по предупреждению и борьбе с сексуальными надругательствами над детьми на период 2010 — 2020 гг.»; «Совершенствование правовой политики по предупреждению сексуальных надругательств над детьми» ЮНИСЕФ; проект «Против сексуального насилия и эксплуатации детей и подростков».
Вьетнам также реализовал региональные проекты по предотвращению торговли женщинами и детьми, в том числе:
1) Проект «Профилактика и борьба с торговлей женщинами и детьми в субрегионе Меконга», финансируемый Союзом международных организаций, код RAS / 98 / H01;
2) Региональный проект «по предупреждению и предотвращению торговли женщинами и детьми в субрегионе Меконга», который финансируется МОТ/ИПЕК.
Оба проекта сосредоточены на информационно-коммуникационной деятельности, повышении осведомленности населения, расследовании и оценке причин и условий ситуации в стране, построении моделей вмешательства; профессиональное обучение, создание рабочих мест для жертв торговли людьми и их интеграции в сообщества.
Двусторонние соглашения, которые Вьетнам подписал с Китаем и Австралией, являются важными правовыми инструментами для предотвращения, выявления, расследования, судебного процесса и наказания торговцев людьми.
Кроме того, Вьетнам также:
1) создает благоприятные условия для репатриации жертвы, которая является иностранцем и хочет вернуться в страну, гражданином которой является или в которой имеет последнее постоянное место жительства;
2) применяет меры по репатриации жертвы в соответствии с законами и международными соглашениями между Вьетнамом и другими странами;
3) обеспечивает безопасность их жизни, здоровья, чести и достоинства.
Оказание взаимной правовой помощи также осуществляется на основе международных
договоров, участником которых является Вьетнам, или принципа взаимности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для повышения эффективности деятельности международного сотрудничества в сфере борьбы с торговлей людьми со стороны Вьетнама необходимо осуществлять следующие меры:
Во-первых, повышать совместимость вьетнамского законодательства с международным правом по борьбе с торговлей людьми.
Во-вторых, укреплять сотрудничество с глобальными международными организациями, такими, как ООН, особенно с Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН), Интерполом; стремиться к подписанию и присоединению к различным многосторонним договорам, особенно к договорам по борьбе с торговлей людьми.
В-третьих, повысить эффективность сотрудничества со странами в регионе, особенно через АСЕАНАПОЛ, что окажет непосредственное влияние на предотвращение и сокращение преступлений против торговли людьми во Вьетнаме. Необходимо повысить эффективность этого форума, чтобы обсудить конкретные планы действий по предотвращению торговли «транзитных» преступников.
В-четвертых, расширять двустороннее сотрудничество с соседними странами, странами региона и всего мира. Осуществление глобальных и многосторонних международных договоров о предупреждении преступлений, связанных с торговлей людьми, имеет большое значение, однако каждая страна имеет свои географические характеристики, в ней складываются свои криминальные ситуации. В связи с этим необходимо подписать больше двусторонних соглашений о помощи в области уголовного правосудия, выдачи преступников с соседними странами, и особенно расширять сотрудничество со всеми странами региона (Китаем, Таиландом, Лаосом, Камбоджей, Малайзией, Мьянмой, Гонконгом, Тайванем), а также с Россией, США, Канадой, Австралией, Францией и т.д.
В-пятых, проявить заботу об обучении и переподготовке кадров — профессионалов в этой сфере международного сотрудничества, хорошо владеющих иностранными языками, обладающих высокими моральными качествами.
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020
В-шестых, Правительству Вьетнама следует создать условия для сотрудников правоохранительных органов в аспекте укрепления внешних связей, изучения опыта других стран, чтобы применять полученные результаты к конкретным обстоятельствам в интересах граждан Вьетнама, повысить эффективность предупреждения и пресечения преступлений, связанных с торговлей людьми.
В-седьмых, пересмотреть и разграничить полномочия между Министерством внутренних дел, Министерством юстиции, Министерством иностранных дел, Верховным народным судом и Верховной народной прокуратурой Вьетнама. В то же время необходимо повысить координацию между этими организациями и Интерполом.
Б иблиографический список
1. Luat phong, chong mua ban nguoi cua Viet Nam duoc thong qua ngay 29/03/2011 va co hieu luc ngay 01/01/2012.
2. Chrong trinh hanh dong phong, chong toi pham mua ban nguoi giai doan 2011-2015 da duoc Thu tuong phe duyet ngay 18/8/2011 trong Quyet dinh so 1427/QB-TTg.
3. Nguyen Cong Hong, Tong quan ve he thong phap luat lien quan den phong, chong buon ban nguoi va mot so kien nghi hoan thien, Tap chi Phap luat va Phat trien, nam 2010, tr.161—162.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЮР
Прокурорский надзор. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»/ Под ред. И.И. Сыдору-ка, А.В. Кикотя, О.В. Химичевой. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. — 455 с.
ISBN 978-5-238-03107-1
Установлен исчерпывающий перечень функций прокуратуры, определено содержание каждой из них. При рассмотрении вопросов возникновения и развития прокуратуры России, а также особенностей деятельности прокуратур зарубежных государств применен институциональный подход.
В учебнике учтены изменения в законодательстве Российской Федерации, а также решения Конституционного Суда РФ и иных органов судебной власти по состоянию на 1 января 2018 г.
В издании сохранена новелла — структуризация на три модуля и включены дополнительные материалы, позволяющие использовать учебник при реализации дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Для студентов (курсантов) высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных и правоприменительных органов и всех интересующихся деятельностью прокуратуры.
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020