Научная статья на тему 'Опыт Вьетнама по борьбе с наркотиками'

Опыт Вьетнама по борьбе с наркотиками Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2039
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЬЕТНАМ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И БОРЬБА С НАРКОТИКАМИ / НАРКОТИЧЕСКИЕ И ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / VIETNAM / DRUG PREVENTION AND CONTROL / NARCOTIC AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / SOUTHEAST ASIA / NORTHEAST ASIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ильин Владимир Евгеньевич

Статья описывает проблему предупреждения и борьбы с наркотиками во Вьетнаме. Вьетнам граничит со странами "Золотого треугольника" и является транзитным пунктом перевозки наркотических и психотропных веществ из Мьянмы, Лаоса, Таиланда и Камбоджи в Китай и другие страны Северо-Восточной Азии. Распространение наркотиков создаёт угрозу не только для Вьетнама, но и для всех стран Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии, что связано, во-первых, с ежегодным ростом производства и сбыта наркотических средств на азиатских рынках, а во-вторых, с высоким спросом на тяжёлые виды наркотиков, например, на героин, в этих странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Drug prevention and control in Vietnam

The article describes the problem of drug prevention and control in Vietnam. Vietnam borders the countries of the "Golden triangle" and is a transit point for the transport of narcotic and psychotropic substances from Myanmar, Laos, Thailand and Cambodia to China and other countries of Northeast Asia. This problem poses a threat not only to Vietnam, but also to all countries of Southeast and Northeast Asia, that is associated, firstly, with the annual increase in the production and distribution of drugs in Asian markets, and secondly, with the high demand for hard drugs, for example heroin, in these countries.

Текст научной работы на тему «Опыт Вьетнама по борьбе с наркотиками»

УДК 323 Ильин В. Е.

Опыт Вьетнама по борьбе с наркотиками

Актуальность исследования заключается в том, что Вьетнам является одним из плацдармов для распространения наркотических веществ из стран "Золотого треугольника" в страны Северо-Восточной Азии. Транзит наркотических и психотропных веществ через территорию страны угрожает безопасности не только Вьетнама, но и Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии, так как в дальнейшем наркотики попадают на рынки Китая, Тайваня и других стран региона, откуда их активно сбывают в другие страны мира. Также наркотики приводят к росту преступности как в рассматриваемой стране, так и в регионе, а доходы от наркопреступности идут на развитие местных преступных группировок.

Цель исследования заключается в оценке эффективности ведения предупреждения и борьбы с наркотиками во Вьетнаме.

Во Вьетнаме, несмотря на самое суровое законодательно установленное наказание в виде смертной казни, приобрести наркотики довольно просто; многие туристы знают, что в этой стране несложно купить как легкие наркотики, например, марихуану, так и самые тяжёлые и опасные их виды.

Несмотря на доступность наркотиков, в стране всё же ведётся борьба с этим видом преступности. Например, по сравнению со странами Латинской и Центральной Америки, во Вьетнаме отсутствуют крупные плантации, а также крупные группировки, занимающиеся продажей наркотиков. Тем не менее Вьетнам стал плацдармом для транспортировки наркотиков из "Золотого треугольника" в страны Северо-Восточной Азии, и служат этому следующие причины: колонизация, нищета, войны ХХ в. и географическое положение страны.

Исторически вьетнамцы употребляли лёгкий наркотик под названием "бетель". Бетельную жвачку готовили из семян пальмы арека катеху, которая росла почти в каждом доме [1, с. 154]. Древние вьетнамцы не использовали растение в целях получения "кайфа", с помощью бетеля достигался необходимый физиологический эффект: вещество обладает тонизирующим и возбуждающим действием и, вдобавок, снижает голод и боль [3, с. 191]. Однако бетель со временем запретили, так как при соприкосновении со слюной он приобретает кирпичный цвет и со временем улицы окрашивались в красный цвет от уже жёванного бетеля. Тем не менее культура жевания бетеля до сих пор сохраняется у многих народностей ЮВА, так как растение не является мощным психотропным средством и не вызывает агрессию. Таким образом, бетель можно считать первым наркотическим средством во Вьетнаме, которое до сих пор употребляет местное население. Однако данный вид вещества в большей степени распространён среди взрослого населения, и в настоящее время в молодёжной среде жевать бетель уже не модно.

Появление сильных наркотиков в стране связано в основном с приходом европейцев. Мысль о том, что Запад "отравил" наркотиками вьетнамский народ выразил еще Хошимин в 1945 г.: "Колонисты травили наш народ алкоголем и наркотиками, чтобы ослабить его, сделать наших людей ленивыми, злыми и коррумпированными" [17].

К тому же появлению наркотиков во Вьетнаме поспособствовали китайские эмигранты во время опиумных войн. Проиграв в этих войнах, Китай был вынужден импортировать опиум под напором англичан. Этот импорт стал причиной распространения опиума не только в Китае, но и в странах, где проживали китайские эмигранты [9].

© Ильин В. Е., 2020

ИЛЬИН Владимир Евгеньевич, магистрант кафедры Тихоокеанской Азии Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: vova.vladimir.ilin@mail.ru

Дальнейшее распространение опиума осуществлялось в колониях Франции и Великобритании, которые не только не препятствовали, но и способствовали продаже наркотиков через страны ЮВА в Китай. Более того, созданные в прошлом веке связи и пути до сих пор используются контрабандистами. На данный момент выделяют два основных маршрута, проходящих через Вьетнам: южный, который проходит через Таиланд; и северный — через южные провинции Китая и далее в Восточную Азию [5, с. 322].

Война с США также повлияла на распространение наркотиков. Ветераны американской войны рассказывали, что принимали стимулирующие препараты, а Палата представителей США в 1971 г. опубликовала доклад, в котором было показано, что с 1966 г. по 1969 г. вооружённые силы США приняли 225 миллионов таблеток. По большей части они принимали дексе-дрин — препарат, получаемый из амфетамина [29]. Солдатам была приписана определённая доза в 20 мг на 48 часов, однако мало кто соблюдал её. Кроме того, у американских военных хватало денег для покупки наркотиков из Камбоджи и Лаоса, и к 1973 г. примерно 34 % солдат принимали героин [21]. Как итог, всё это сильно повлияло на рост спроса на наркотики на юге Вьетнама. Вдобавок появились новые маршруты наркоторговли из Камбоджи в южные регионы страны.

С окончанием эпохи колониализма и войн ХХ в. факторы распространения наркотиков в стране изменились. На современном этапе можно выделить следующие из них:

1. Получение удовольствия — люди принимают наркотики, чтобы поднять себе настроение.

2. Желание "забыться" — в попытках борьбы с депрессией, стрессом и напряжением, а также в стремлении отвлечься от неблагоприятного образа жизни часть населения употребляет не только алкоголь, но и наркотики.

3. Повышение умственных, физических и других способностей — в современном мире количество информации настолько огромно, что люди просто не успевают её усваивать, в связи с чем возникает необходимость принимать различные стимуляторы, которые могут краткосрочно повысить работоспособность.

4. Доступность и разнообразие — несмотря на борьбу с распространением наркотических средств, с каждым годом появляются новые и более сильные их виды, которые не сразу можно идентифицировать как наркотические. Следовательно, борьба с распространением наркотиков усложняется.

5. Коррупция вьетнамских военных и полицейских. Органы, которые призваны бороться с наркотиками, занимаются их распространением или помогают преступным группировкам в продаже и транзите наркотиков [14, с. 39-53]. Согласно индексу восприятия коррупции 2019 г., который рассчитывается организацией Трансперенси Интернешнл (Transparency International), Вьетнам занимает 96 место в мире, что говорит о высоком уровне коррупции в стране [7].

Под воздействием этих факторов возникают современные проблемы Вьетнама в сфере борьбы с наркоторговлей. Первая проблема — неблагоприятность географического положения страны. С одной стороны, Вьетнам граничит с частью стран печально известного азиатского "Золотого треугольника", куда входят Таиланд, Лаос и Бирма (Мьянма) — значительная часть наркотических средств поступает именно из этих стран. "Золотой треугольник" уже давно является источником поступления огромного количества героина, что и объясняет превалирующее положение этого вида наркотика. В общем, можно выделить пять стран, где производится 90 % всего героина в мире: Афганистан, Колумбия, Мексика, Лаос и Мьянма [2, с. 142]. Только в одной Мьянме производится 40 тонн героина в год, которые затем вывозят и продают в странах ЮВА и Китае [2, с. 144]. Наркотики довольно несложно провезти через границу Камбоджи и Лаоса, где за действиями контрабандистов следят в недостаточной мере, распространению наркотиков способствуют коррумпированные правоохранительные органы. Кроме этого, территорию стран разделяют джунгли и горы, что затрудняет эффективное отслеживание всех перемещений наркоторговцев.

Вторая проблема — изменение маршрутов, по которым преступники провозят наркотики, что затрудняет действия полиции по их обнаружению.

Некоторые виды наркотиков попадают во Вьетнам через морские порты, которые всегда являлись местом развития теневой экономики и контрабанды запрещённых веществ и предметов, и прибрежные города, такие как: Нячанг, Муйне, Хошимин и Хайфонг. Небольшие партии наркотических средств также приходят из стран Европы и Африки. Вьетнаму тяжело контролировать такое количество маршрутов, чем и пользуются наркоторговцы.

Третьей проблемой предупреждения и борьбы с наркотиками является разнообразие наркотических средств. Даже профессиональный борец с данным видом преступности не назовёт все из них. Стимуляторы, психотропные вещества, лёгкие, синтетические, природные и тяжёлые наркотики — от некоторых из этих видов люди просто расслабляются; от других же могут умереть, приняв всего одну дозу. По данным Министерства общественной безопасности Вьетнама, в 2017 г. официально было зафиксировано около 210 тыс. "зависимых" [15]. Уже в 2018 г. число наркозависимых в стране достигло около 225 тыс. [19]. Стоит отметить, что официальная статистика не учитывает сотни тысяч других людей, употребляющих наркотики, так как не все вещества приводят к зависимости и требуют комплексного лечения. Правоохранительные силы не сразу могут определить, что обнаруженное вещество является психотропным или наркотическим, и это, в свою очередь, усложняет работу по борьбе с наркотиками.

Среди видов наркотиков, которые чаще всего ввозят во Вьетнам и дальше распространяют в Северо-Восточной Азии, можно выделить героин, кокаин, метамфетамин, ЛСД, марихуану, гашиш, марки и экстази. Наиболее распространённые из них — героин, экстази и метамфетамин; именно эти виды наркотиков чаще всего обнаруживают полиция и военные. По данным Министерства общественной безопасности 60—70 % всех наркоманов пострадали от употребления синтетических наркотиков [19].

В настоящее время героин является одним из самых сильных наркотиков: он приводит к снижению мозговой деятельности и разрушению центральной нервной системы, а его употребление во многих случаях приводит к смерти [14, с. 23].

Экстази или по-научному MDMA — химический наркотик, получаемый из различных веществ. По своим свойствам он похож на амфетаминоподобные вещества, которые вызывают галлюцинации и возбуждение ЦНС. Экстази не имеет такого длительного эффекта, как героин, эффект от принятия длится от 1 до 6 часов (однако бывают случаи, когда эффект длится до 32 часов) [14, с. 26-27].

Метамфетамин впервые был изобретён в 1893 г., но особое распространение получил относительно недавно, в связи с появлением американского сериала "Во все тяжкие". Обычно наркотик имеет белый цвет и по своим свойствам похож на экстази. Однако эффект от метамфетамина длится несколько дольше — около 12 часов, что делает его более эффективным по сравнению с экстази [14, с. 29].

С начала 1990-х гг. Вьетнам официально начал продвигать идею о том, что наркотики — это "социальное зло", которое необходимо искоренить. В статье 61 Конституции 1992 г. сказано, что употребление наркотиков является "заболеванием, которое представляет угрозу для общества" [16]. В Законе 2000 г. о предупреждении и борьбе с наркотическими средствами прописано, что "наркотики представляют опасность как для общественного здравоохранения, так и для национальной безопасности" [13, с. 5].

Правительство Вьетнама постоянно усиливает меры по предупреждению и борьбе с наркотрафиком. За прошедшие годы были выявлены и арестованы тысячи лиц, связанных с продажей, хранением и употреблением наркотических средств. Согласно статистическим данным, в первой половине 2017 г. было выявлено и арестовано около 12 тыс. человек, что на 2 тыс. больше по сравнению с 2016 г. Правоохранительными органами было изъято 442 кг героина, 779 кг метамфетамина, 350 кг синтетического героина, почти 90 кг опиума, 85 кг марихуаны, 1,5 кг кокаина, 5 кг гашиша и множество других веществ [24]. В 2019 г. только в одном городе Хошимине полиция обнаружила около 4 тысяч человек, замешанных в торговле, хранении и перевозке наркотиков. Правоохранительными органами было возбуждено 1 372 дела, изъято почти 345 кг героина (в 3 раза больше по сравнению с 2018 г.); 1,3

тонны синтетических наркотиков (в 2 раза больше по сравнению с 2018 г.); 40 872 кг марихуаны и 32,9 кг других наркотиков [28]. Стоит отметить, что, по мнению вьетнамских полицейских, бороться с распространением наркотиков существующими методами не очень эффективно, так как, потеряв один "канал", по которому во Вьетнам поступали наркотические средства, преступники практически сразу же находят другие пути проникновения на территорию страны. Кроме того, преступники находят новые и всё более изощрённые способы транспортировки наркотиков в страну. В итоге, как отметил заместитель директора департамента полиции города Хошимин полковник Динь Тхань Нян, полиция изымает не более 20 % наркотиков, попадающих в страну, в то время как 80 % наркотических средств проникает вглубь страны [22].

Важным инструментом борьбы с наркотиками в стране является пограничный контроль за действиями наркоконтрабандистов в кооперации с правоохранительными органами Камбоджи, Лаоса и Китая. Кроме того, борьбу с наркотиками возложили на различные министерства. Например, Министерство здравоохранения проверяет все химические вещества, в том числе и медицинские препараты, которые попадают на территорию Вьетнама с целью выявления наркотических средств; Министерству торговли поручено вести контроль над импортом и экспортом наркотиков; Министерство общественной безопасности ведет контроль над другими способами доставки наркотиков на территорию страны [11, с. 6]. Однако, как уже отмечалось выше, Вьетнаму сложно следить за своими сухопутными границами на всей их протяженности, правоохранительным органам не всегда известны пути проникновения наркоторговцев на территорию Вьетнама.

Одной из мер по борьбе с распространением наркотиков является пропаганда среди молодежи, которая несёт систематический характер: врачи и полицейские приходят в учебные заведения, где ведутся беседы со школьниками и студентами о вреде употребления наркотиков, незаконности их покупки, продажи и т. д. Однако данная работа не всегда приводит к эффективному результату. Например, в отдалённых районах страны и среди национальных меньшинств такую работу проводить проблематично, так как население в таких местах не отличается финансовым благополучием, а контрабанда наркотиков является лёгким способом заработка для местного населения.

Ещё одним из способов борьбы с наркопреступностью является смертная казнь. Преступники приговариваются к такому наказанию в зависимости от объема продаж наркотиков и их видов. Согласно Резолюции № 01/2001/ NQ-HDTP Совета судей Верховного народного суда, за продажу от 100 до 300 грамм героина налагается наказание в виде 20 лет лишения свободы; от 300 до 600 грамм — пожизненное лишение свободы; а за продажу от 600 грамм и более преступник приговаривается к смертной казни [23]. Данные о количестве приговоренных к смерти людей секретны и закрыты для общего доступа, но согласно данным всемирного обзора, сделанного организацией "Международная Амнистия" (Amnesty International), Вьетнам в 2018 г. вошел в четвёрку стран с наибольшим числом людей, приговорённых к смертной казни [4, с. 4]. Тем не менее, как мы видим, наличие смертной казни не останавливает преступников, и они продолжают продавать наркотики.

Лечение и реабилитация страдающих от наркозависимости людей также является частью предупреждения и борьбы с наркотиками во Вьетнаме. В 2018 г. во Вьетнаме было открыто около 120 центров обязательного лечения наркозависимых людей. При этом стоит отметить, что это на 25 центров меньше по сравнению с 2014 г. [19]. Лечение в данных центрах является принудительным, а не добровольным. В целом, пациенты находятся в центре около двух лет; после окончания этого срока проводится осмотр, где определяют состояние человека. Если выявляется склонность к рецидиву, то пациента оставляют в центре еще на два года. Более того, если после прохождения лечения пациенты снова прибегают к употреблению наркотиков, то они получают наказание в виде лишения свободы на срок от трех до шести месяцев [13, с. 6]. Однако по поводу эффективности этих центров существуют большие сомнения. Отмечается, что условия жизни в них схожи с жизнью в тюрьме, где людей избивают палками и электрическими дубинками в случае попытки сбежать. Представители центров говорят, что лечение основано на "трудовой

терапии", так как это является эффективным способом восстановления человека, который после окончания лечения сможет устроиться на работу и заново интегрироваться в общество [13, с. 6].

В 2017 г. вьетнамское правительство разработало программу профилактики и борьбы с наркотиками до 2020 г. Программа направлена на повышение осведомлённости граждан, эффективное осуществление профилактики и борьбы с наркотиками, содействие достижениям и снижение вредных последствий наркомании [27]. Среди конкретных мер можно выделить:

1. Усиление работы по распространению информации по вопросам профилактики и борьбы с наркотиками в общинах, городах, посёлках, школах и других заведениях;

2. Осуществление образовательных программ по профилактике и борьбе с наркотиками с помощью средств массовой информации; кроме того, введение пропаганды руководящих принципов, политики и законов государства;

3. Увеличение на 5 % количества обнаруженных преступлений, связанных с незаконным производством, торговлей, хранением и транспортировкой наркотиков;

4. Снижение количества районов, где распространены наркотики;

5. Повышение эффективности международного сотрудничества в области профилактики и борьбы с наркотиками;

6. Сокращение площади незаконно посаженных растений и полное уничтожение всего незаконного урожая;

7. Стремление ограничить число новых наркозависимых. Для этого необходимо вести учёт, статистику и классификацию наркоманов, а также продолжать расширять формы и меры по предотвращению наркомании и снижению вреда от наркотических средств; стремиться предотвращать появление рецидивов;

8. Разработка особой модели профилактики и борьбы с наркотиками в каждой провинции, городе и деревне;

9. Возможность наркозависимым гражданам иметь доступ к услугам консультирования, лечения и дезинтоксикации [25].

Кроме внутренних мер Вьетнам также придерживается чёткой позиции на международной арене относительно необходимости профилактики и борьбы с наркопреступностью. Правительство подписало двусторонние соглашения с Камбоджей, Китаем, США, Россией, Лаосом, Мьянмой и рядом других стран в области контроля наркодеятельности на территории этих стран [11, с. 6]. Согласно различным договорам, компетентные вьетнамские органы должны осуществлять программы сотрудничества по профилактике и борьбе с наркотиками с соответствующими органами зарубежных стран, международными и иностранными организациями, а также отдельными лицами. Кроме того, Вьетнам заинтересован в сотрудничестве в сфере оказания судебной помощи в расследовании преступлений, связанных с наркотиками [20].

Правительство Вьетнама постоянно расширяет сотрудничество с международными организациями, особенно с Управлением ООН по наркотикам и преступности, а также с Интерполом [12]. Более того, Вьетнам отправляет различные делегации, которые принимают участие в конференциях и семинарах по вопросам профилактики и применения лекарственных средств, профилактики и борьбы с наркотическими и психотропными веществами [12].

Основной партнер Вьетнама — Китай, сильно страдающий от поставки наркотиков из стран "Золотого треугольника". Китай заинтересован в борьбе с наркотиками, поэтому сотрудничество с Вьетнамом и Лаосом является одним из приоритетных для правительства. Например, странами было создано совместное Бюро пограничной связи, задача которого — координация и обмен информацией [11, с. 6].

Другим важным партнером Вьетнама является Сингапур. Правительство Сингапура руководствуется несколькими принципами: строгое законодательство, эффективные меры по борьбе с наркотиками и содействие профилактическим программам. СРВ стремится перенять успешный опыт Сингапура [20].

Одним из важнейших звеньев борьбы с наркотиками является международная кооперация, а именно участие в международных конвенциях о про-

филактике и борьбе с наркотическими средствами. В данный момент Вьетнам является членом трёх международных конвенций:

1. Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.;

2. Конвенции о психотропных веществах 1971 г.;

3. Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. [26].

В Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. прописаны основные понятия наркотических средств и их типы. Все члены конвенции признают необходимость заключения общеприемлемой международной конвенции, заменяющей уже существующие на тот момент договоры. Основными в конвенции являются следующие обязательства:

1. Введение в действие и выполнение постановлений настоящей конвенции странами-участниками в пределах их собственной территории;

2. Сотрудничество с другими государствами с целью выполнения настоящей конвенции;

3. Ограничение исключительно медицинскими и научными целями производства, изготовления, вывоза, ввоза, распределения, торговли, применения и хранения наркотических средств [8].

В Конвенции о психотропных веществах 1971 г. прописаны такие пункты, как определение веществ, которые необходимо считать психотропными, меры против злоупотребления психотропными веществами и меры против незаконного оборота психотропных веществ. В конвенции также оговаривается, что данные вещества могут производиться только по лицензии и только в научных или медицинских целях [6].

Согласно конвенции, государства-участники должны не только участвовать в предотвращении распространения, изготовления и употребления психотропных средств, но и содействовать лечению граждан на территории страны вне зависимости от их гражданства [6]. Таким образом, создаются эффективные условия борьбы с наркотическими и психотропными средствами во всем мире, а не в отдельно взятом государстве.

В Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 1988 г. определены общие условия взаимопомощи государств-членов. Стороны обязаны оказывать взаимную юридическую помощь, выдавать правонарушителей, обмениваться опытом, передавать материалы уголовного разбирательства и использовать другие способы сотрудничества, а также оказывать помощь в подготовке сотрудников [10].

В заключение можно отметить, что правительство Вьетнама добилось значительных успехов в сфере борьбы с выращиванием и производством наркотиков внутри страны. Однако что касается остальных вышеперечисленных осуществляемых мер, то государство ведёт недостаточно эффективную борьбу с наркотиками в стране. Вьетнам по-прежнему остаётся перевалочным пунктом для наркоторговцев, везущих товар в Китай и другие страны региона. Вдобавок, учитывая, что с каждым годом увеличиваются как поставки наркотиков во Вьетнам, так и количество наркозависимых в этой стране, мы можем сделать вывод, что программа профилактики и борьбы с наркотиками до 2020 г. не оказала должного эффекта. Например, количество изъятых наркотиков в городе Хошимин только за первые 9 месяцев 2019 г. увеличилось на 1 102,5 % по сравнению с 2018 г., а количество наркозависимых в городе с 2010 г. по настоящее время возросло на 15—20 % [18]. Ещё один существенный минус — коррумпированность военных и полицейских. Облавы, контроль сухопутных и морских границ не дают успеха в борьбе с контрабандистами. Следовательно, властям Вьетнама необходимо, во-первых, провести "чистку" среди военных и полицейских, чтобы эффективно проводить профилактическую работу и борьбу с наркотиками, и, во-вторых, усилить контроль границ, в особенности с Лаосом и Камбоджой, так как именно оттуда поступает большая часть наркотических средств. Более того, необходимо вести более строгий контроль над морскими портами, которые активно использует мафия для доставки наркотиков из Африки, Европы и Латинской Америки. И, наконец, важно проводить эффективную пропаганду среди молодого населения и улучшать условия жизни граждан, при этом уделяя внимание и представителям национальных меньшинств, которые более склонны к торговле наркотиками..

Литература

1. Минина Ю. Д. Традиция чернения зубов и жевания бетеля во Вьетнаме: История, смыслы, символика / Ю. Д. Минина // Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития. 2016. № 33. С. 152-180.

2. Радько З. Т. Анализ международной ситуации незаконного оборота наркотиков на современном этапе / З. Т. Радько, Н. В. Шигина // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2017. С. 135-154.

3. Соболева Е. С. Бетель в Южной и Юго-Восточной Азии / Е. С. Соболева // Феномен удовольствия в культуре. Матер. междунар. науч. Форума. - СПб.: Центр изучения культуры, 2004. С. 189-192.

4. Amnesty International Global Report. Death Sentences and Executions / Amnesty International. 2019. 54 p.

5. Bureau of international narcotics and law enforcement affairs. International Narcotics Control Strategy Report (INCSR) / United States Department of State. 2015. 328 p.

6. Convention on Psychotropic Substances, 1971 // UNODC. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unodc.org/pdf/convention_1971_en.pdf (дата обращения 16.11.2019).

7. Corruption Perceptions Index 2019 / Transparency International. [Электронный ресурс]. URL: https://www.transparency.org/cpi2019 (дата обращения 07.02.2020).

8. Single Convention on Narcotic Drugs. As amended by the 1972 Protocol amending the Single Convention on Narcotic Drugs, 1961 // UNODC. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unodc.org/pdf/convention_1961_en.pdf (дата обращения 16.11.2019).

9. Thiel, Daniel. The Illicit Drug Industry & Counter-Narcotics in Southeast Asia // East by Southeast. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eastbysoutheast.com/illicit-drug-industry-counter-narcotics-southeast-asia/ (дата обращения 09.11.2019).

10. United Nations Convention against Illicit Traffic in Narcotic Drugs and Psychotropic Substances, 1988 // UNODC. [Электронный ресурс]. URL: https://www. unodc.org/pdf/convention_1988_en.pdf дата обращения (16.11.2019).

11. United Nations Office on Drugs and Crime. Viet Nam Country Programme 20122017. 2012. 69 p.

12. Vietnam, Interpol fight transnational crime // The Voice of Vietnam. [Электронный ресурс]. URL: http://english.vov.vn/society/vietnam-interpol-fight-transnational-crime-339594.vov (дата обращения 08.11.2019).

13. Windle, James. A Slow March from Social Evil to Harm Reduction: Drugs and Drug Policy in Vietnam / James Windle // Center for 21st Century Security and Intelligence Latin America Initiative. 2016. 16 p.

14. Bui Thi Xuan Mai. Giao trinh Chat gay nghien va Xa hoi / Bui Thi Xuan Mai // To chuc FHI 360, Trung tam Du phong va kiem soat benh tat Hoa Ki CDC, Cuc phong chong Te Nan Xa hoi - Bo LDTBXH, Truang Dai hoc Lao dong. - Xa hoi, 2013. - 140 tr. [Буи Тхи Суан Май. Изучение веществ, вызывающих зависимость / Буи Тхи Суан Май // Организация FHI 360, Центр по контролю и профилактике заболеваний CDC, Департамент социальной защиты - Министерство труда, инвалидов и социального обеспечения, Университет труда. Ханой, 2013. 140 с.]

15. Ca nroc hien co khoang 210 ngan nguai nghien ma tuy // Bao Moi. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ttttninhbinh.gov.vn/index.aspx?view=tin&id=2105 [По всей стране насчитывается около 210 тысяч наркозависимых // Газета Новая.] (дата обращения 05.11.2019).

16. Hien phap Nuoc cong hoa xa hoi chu nghia Viet Nam, 1992 // Thu vien phap luat. [Электронный ресурс]. URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/bo-may-hanh-chinh/Hien-phap-1992-cong-hoa-xa-hoi-chu-nghia-Viet-nam-38238.aspx [Конституция Социалистической республики Вьетнам, 1992 // Библиотека права.] (дата обращения 09.11.2019).

17. Hoc tap tu tuong phong, chong ma tuy cia Bac Ho tu ngay dung nuoc // Bo Lao Dong - Throng Binh va Xa Hoi. [Электронный ресурс]. URL: http://pctnxh.molisa.gov.vn/ default.aspx?page=news&do=detail&id=635 [Изучение идей Хошимина по предупреждению и борьбе с наркотиками с момента основания страны // Министерство труда, инвалидов и социального обеспечения.] (дата обращения 06.11.2019).

18. Hoi nghi truc tuyen ve thuc trang tinh hinh cong tac phong, chong toi pham va vi pham phap luat ve ma tuy tren dia ban thanh pho Ho Chi Minh // Bo lao dong - throng binh va xa hoi. [Электронный ресурс]. URL: http://pctnxh.molisa.gov.vn/default.aspx?page=n ews&do=detail&category_id=31&id=2268 [Онлайн-конференция по предупреждению и борьбе с наркотиками в городе Хошимин // Министерство труда, инвалидов и социального обеспечения.] (дата обращения 16.11.2019).

19. Hoi thao bao chi ve cong tac cai nghien ma tuy trong tinh hinh moi // Bo Lao Dong - Throng Binh va Xa Hoi. [Электронный ресурс]. URL: http://pctnxh.molisa.gov.vn/ default.aspx?page=news&do=detail&id=1931 [Пресс-конференция о работе с наркозави-

симыми в новой ситуации // Министерство труда, инвалидов и социального обеспечения.] (дата обращения 07.02.2020).

20. Hop tác quôc te phong chông ma tuy và tïnh hïnh phong, chông tôi pham ma tuy ö môt sô quôc gia // Truàng dai hoc Kiêm sát Hà Nôi. [Электронный ресурс]. URL: http:// tks.edu.vn/thong-tin-khoa-hoc/chi-tiet/80/4 [Международное сотрудничество по профилактике и борьбе с наркотиками и ситуация по профилактике и борьбе с наркотиками в некоторых странах // Ханойский прокурорский университет.] (дата обращения 07.11.2019).

21. Lanh nguffi cách lính My tap làm quen vái cuôc chien ö Viet Nam // Báo Moi. [Электронный ресурс]. URL: https://baomoi.com/lanh-nguoi-cach-linh-my-tap-lam-quen-voi-cuoc-chien-o-viet-nam/c/31526734.epi [Как американские солдаты адаптировались к войне во Вьетнаме // Газета Новая.] (дата обращения 07.02.2020).

22. Ma túy dien bien phûc tap, de doa su phát trien cùa TPHCM // Ca quan cua Tông cuc Hai Quan. [Электронный ресурс]. URL: https://haiquanonline.com.vn/ma-tuy-dien-bien-phuc-tap-de-doa-su-phat-trien-cua-tphcm-112713.html [Ситуация с наркотиками становится все сложнее, угрожая развитию города Хошимин // Агентство Главного таможенного управления.] (дата обращения 03.12.2019).

23. Nghi quyet sô 01/2001/NQ-HDTP // Thu viên pháp luât. [Электронный ресурс]. URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Trach-nhiem-hinh-su/Nghi-quvet-01-2001-NQ-HDTP-huong-dan-ap-dung-quy-dinh-dieu-139-193-194-278-279-va-289-Bo-luat-hinh-su-nam-1999-47675.aspx [Постановление № 01/2001/NQ-HDTP // Библиотека права.] (дата обращения 17.11.2019).

24. Nhûng thá&h thûc trong cuôc chien chông ma túy // Báo diên tú Chính phu Nuác công hoa xä hôi chu nghîa Viêt Nam. [Электронный ресурс]. URL: http://baochinhphu. vn/Phap-luat/Nhung-thach-thuc-trong-cuoc-chien-chong-ma-tuy/309585.vgp [Проблемы борьбы с наркотиками // Онлайн газета правительства Социалистической Республики Вьетнам.] (дата обращения 08.11.2019).

25. Quyêt dinh Sô: 424/QD-TTg. Phê duyêt chuang trïnh phong, chông ma túy dên nam 2020 // Thu viên pháp luât. [Электронный ресурс]. URL: https://thuvienphapluat. vn/van-ban/Van-hoa-Xa-hoi/Quyet-dinh-424-QD-TTg-Chuong-trinh-phong-chong-ma-tuy-den-2020-2017-345552.aspx Постановление №: 424/QD-TTg. [Утверждение программы профилактики и борьбы с наркотиками до 2020 года // Библиотека права.] (дата обращения 07.11.2019).

26. Quyet dinh vê viêc nuác Công hoa xä hôi chù nghîa Viêt Nam tham gia 3 Công uác cùa Liên Hop Quôc vê kiêm soát ma túy // Ca sö dû liêu - Thông tin diên tú cua Uy ban Quôc gia phong, chông AIDS và phong, chông tê nan ma túy, mai dâm. [Электронный ресурс]. URL: http://tiengchuong.vn/documents/z79/item230.vgp [Постановление Социалистической республики Вьетнам об участии в 3-х международных конвенциях ОНН по контролю над наркотиками // Онлайн газета Национального комитета по профилактике и борьбе со СПИДом, наркотиками и проституцией.] (дата обращения 06.11.2019).

27. ?Thù tuáng phê duyêt chuang trïnh phong chông ma túy dên nam 2020 // Ca quan cua Bô Tu Pháp cua Viêt Nam. [Электронный ресурс]. URL: http://baophapluat. vn/hoi-dap-phap-luat/thu-tuong-phe-duyet-chuong-trinh-phong-chong-ma-tuy-den-nam-2020-328846.html [Премьер-министр утвердил программу профилактики и борьбы с наркотиками до 2020 года // Агентство Министерства юстиции Вьетнама.] (дата обращения 06.11.2019).

28. TPHCM: Chat dût nhiêu drông dây ma tuy xuyên quôc gia // Ca sö dû liêu - Thông tin diên tú cua Uy ban Quôc gia phong, chông AIDS và phong, chông tê nan ma túy, mai dâm. [Электронный ресурс]. URL: http://tiengchuong.vn/Ma-tuy/TPHCM-Chat-dut-nhieu-duong-day-ma-tuy-xuyen-quoc-gia/35444.vgp [Город Хошимин: Обнаружение путей поставки наркотиков через границу // Онлайн газета Национального комитета по профилактике и борьбе со СПИДом, наркотиками и проституцией.] (дата обращения

03.12.2019).

29. Vén màn 'thân duoc' cùa lính My trong chien tranh Viêt Nam // Báo Thanh Nhiên. [Электронный ресурс]. URL: https://thanhnien.vn/the-gioi/ven-man-than-duoc-cua-linh-my-trong-chien-tranh-viet-nam-692488.html [Раскрытие "панацеи" американских солдат во время вьетнамской войны // Газета Молодежь.] (дата обращения 07.02.2020).

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 система Б

1. Minina Yu. D. Traditsiya cherneniya zubov i zhevaniya betelya vo V'etname: Is-toriya, smysly, simvolika / Yu. D. Minina // YUgo-Vostochnaya Áziya: Áktual'nye problemy razvitiya. 2016. № 33. S. 152-180.

2. Rad'ko Z. T. АпбБз mezhdunarodnoj situatsii nezakonnogo oborota narkotikov na sovremennom ehtape / Z. T. Rad'ko, N. V. SHigina // Vestnik Universiteta imeni O. E. Ku-tafina. 2017. S. 135-154.

3. Soboleva E. S. Betel' v Yuzhnoj i YUgo-Vostochnoj Azii / E. S. Soboleva // Fenomen udovol'stviya v kul'ture. Mater. mezhdunar. nauch. Foruma. - SPb.: TSentr izucheniya kul'tury, 2004. S. 189-192..

4. Amnesty International Global Report. Death Sentences and Executions / Amnesty International. 2019. 54 p.

5. Bureau of international narcotics and law enforcement affairs. International Narcotics Control Strategy Report (INCSR) / United States Department of State. 2015. 328 p.

6. Convention on Psychotropic Substances, 1971 // UNODC. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.unodc.org/pdf/convention_1971_en.pdf (data obrashheniya 16.11.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Corruption Perceptions Index 2019 / Transparency International. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.transparency.org/cpi2019 (data obrashheniya 07.02.2020).

8. Single Convention on Narcotic Drugs. As amended by the 1972 Protocol amending the Single Convention on Narcotic Drugs, 1961 // UNODC. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.unodc.org/pdf/convention_1961_en.pdf (data obrashheniya 16.11.2019).

9. Thiel, Daniel. The Illicit Drug Industry & Counter-Narcotics in Southeast Asia // East by Southeast. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.eastbysoutheast.com/illic-it-drug-industry-counter-narcotics-southeast-asia/ (data obrashheniya 09.11.2019).

10. United Nations Convention against Illicit Traffic in Narcotic Drugs and Psycho-tropic Substances, 1988 // UNODC. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.unodc.org/ pdf/convention_1988_en.pdf data obrashheniya (16.11.2019).

11. United Nations Office on Drugs and Crime. Viet Nam Country Programme 20122017. 2012. 69 p.

12. Vietnam, Interpol fight transnational crime // The Voice of Vietnam. [Ehlek-tronnyj resurs]. URL: http://english.vov.vn/society/vietnam-interpol-fight-transnation-al-crime-339594.vov (data obrashheniya 08.11.2019).

13. Windle, James. A Slow March from Social Evil to Harm Reduction: Drugs and Drug Policy in Vietnam / James Windle // Center for 21st Century Security and Intelligence Latin America Initiative. 2016. 16 p.

14. Bùi Thi Xuân Mai. Giâo trinh Chat gây nghiên và Xä hôi / Bùi Thi Xuân Mai // To chüc FHI 360, Trung tâm Du phong và kiêm soât bênh tât Hoa Ki CDC, Cuc phong chông Tê Nan Xä hôi - Bô LDTBXH, Truông Dai hoc Lao dông. - Xâ hôi, 2013. - 140 tr. [Bui Tkhi Suan Maj. Izuchenie veshhestv, vyzyvayushhikh zavisimost' / Bui Tkhi Suan Maj // Organ-izatsiya FHI 360, TSentr po kontrolyu i profilaktike zabolevanij CDC, Departament sot-sial'noj zashhity - Ministerstvo truda, invalidov i sotsial'nogo obespecheniya, Universitet truda. KHanoj, 2013.140 s.]

15. Câ nuôc hiên co khoâng 210 ngàn nguôi nghiên ma tuy // Bâo Moi. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.ttttninhbinh.gov.vn/index.aspx?view=tin&id=2105 [Po vsej strane naschityvaetsya okolo 210 tysyach narkozavisimykh // Gazeta Novaya.] (data obrashheniya 05.11.2019).

16. Hiên phâp Nuôc công hoà xâ hôi chu nghïa Viêt Nam, 1992 // Thu viên phâp luât. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/bo-may-hanh-chinh/ Hien- phap-1992 -cong-hoa-xa-hoi-chu-nghia-Viet-nam-38238.aspx [Konstitutsiya Sotsial-isticheskoj respubliki V'etnam, 1992 // Biblioteka prava.] (data obrashheniya 09.11.2019).

17. Hoc tâp tu tuông phong, chông ma tuy cûa Bâc Hô tù ngày dung nuôc // Bô Lao Dông - Thuong Binh và Xâ Hôi. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://pctnxh.molisa.gov.vn/ default.aspx?page=news&do=detail&id=635 [Izuchenie idej Khoshimina po preduprezh-deniyu i bor'be s narkotikami s momenta osnovaniya strany // Ministerstvo truda, inva-lidov i sotsial'nogo obespecheniya.] (data obrashheniya 06.11.2019).

18. Hôi nghi truc tuyên vê thuc trang tinh hinh công tâc phong, chông tôl pham và vi pham phâp luât vê ma tuy trên dia bàn thành phô Hô Chi Minh // Bô lao dông - thuong binh và xâ hôi. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://pctnxh.molisa.gov.vn/default.aspx-?page=news&do=detail&category_id=31&id=2268 [Onlajn-konferentsiya po preduprezh-deniyu i bor'be s narkotikami v gorode Khoshimin // Ministerstvo truda, invalidov i sotsi-al'nogo obespecheniya.] (data obrashheniya 16.11.2019).

19. Hôi thâo bâo chi vê công tâc cai nghiên ma tuy trong tinh hinh môi // Bô Lao Dông - Thuong Binh và Xâ Hôi. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://pctnxh.molisa.gov.vn/ default.aspx?page=news&do=detail&id=1931 [Press-konferentsiya o rabote s narkozavisi-mymi v novoj situatsii // Ministerstvo truda, invalidov i sotsial'nogo obespecheniya.] (data obrashheniya 07.02.2020).

20. Hop tâc quôc tê phong chông ma tuy và tinh hinh phong, chông tôi pham ma tuy ô môt sô quôc gia // Truông dai hoc Kiêm sât Hà Nôi. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://tks. edu.vn/thong-tin-khoa-hoc/chi-tiet/80/4 [Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo po profilaktike i bor'be s narkotikami i situatsiya po profilaktike i bor'be s narkotikami v nekotorykh stra-nakh // KHanojskij prokurorskij universitet.] (data obrashheniya 07.11.2019).

21. Lanh nguôi câch linh My tâp làm quen vôi cuôc chiên ô Viêt Nam // Bâo Môi. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://baomoi.com/lanh-nguoi-cach-linh-my-tap-lam-quen-voi-

cuoc-chien-o-viet-nam/c/31526734.epi [Kak amerikanskie soldaty adaptirovalis' k vojne vo V'etname // Gazeta_ Novaya.] (data obrashheniya 07.02.2020).

22. ? Ma túy diên biên phúc tap, de doa su phát triên cúa TPHCM // Ca quan cua Tông cuc Hai Quan. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://haiquanonline.com.vn/ma-tuy-dien-bien-phuc-tap-de-doa-su-phat-trien-cua-tphcm-112713.html [Situatsiya s narkotikami stanovitsya vse slozhnee, ugrozhaya razvitiyu goroda Khoshimin // Agentstvo Glavnogo tamozhennogo upravleniya.](data obrashheniya 03.12.2019).

23. Nghi quyêt so 01/2001/NQ-HDTP // Thu viên pháp luât. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Trach-nhiem-hinh-su/Ngni-qu yet-01-2001-NQ-HDTP-huong-dan-ap-dung-quy-dinh-dieu-139-193-194-278-279-va-289-Bo-luat-hinh-su-nam-1999-47675.aspx [Postanovlenie № 01/2001/NQ-HDTP // Bibhoteka prava.] (data obrashheniya 17.11.2019).

24. Nhung thách thúc trong cuôc chiên chông ma túy // Báo diên tu Chính phu Nuóc công hoa xâ hôi chu nghîa Viêt Nam. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://baochinhphu. vn/Phap-luat/Nhung-thach-thuc-trong-cuoc-chien-chong-ma-tuy/309585.vgp [Problemy bor'by s narkotikami // Onlajn gazeta pravitel'stva Sotsialisticheskoj Respubliki V'etnam.] (data obrashheniya 08.11.2019).

25. Quyêt dinh Sô: 424/QD-TTg. Phê duyêt chuang trïnh phong, chông ma túy dên nâm 2020 // Thu viên pháp luât. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://thuvienphapluat. vn/van-ban/Van-hoa-Xa-hoi/Quyet-dinh-424-QD-TTg-Chuong-trinh-phong-chong-ma-tuy-den-2020-2017-345552.aspx [Postanovlenie №: 424/QD-TTg. Utverzhdenie programmy profilaktiki i bor'by s narkotikami do 2020 goda // Biblioteka prava.] (data obrashheniya 07.11.2019).

26. Quyêt dinh vê viêc nuác Công hoa xâ hôi chú nghîa Viêt Nam tham gia 3 Công uóc cúa Liên Hop Quôc ^ vê kiêm soát ma túy // Ca sô du liêu - Thông tin diên tu cua Uy ban Quôc gia phong, chông AIDS và phong, chông tê nan ma túy, mai dâm. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://tiengchuong.vn/documents/z79/item230.vgp [Postanovlenie Sotsialis-ticheskoj respubliki V'etnam ob uchastii v 3-kh mezhdunarodnykh konventsiyakh ONN po kontrolyu nad narkotikami // Onlajn gazeta Natsional'nogo komiteta po profilaktike i bor'be so SPIDom, narkotikami i prostitutsiej.] (data obrashheniya 06.11.2019).

27. Thú tuáng phê duyêt chuang trïnh phong chông ma túy dên nâm 2020 // Ca quan cua Bô Tu Pháp cua Viêt Nam. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://baophaplu-at.vn/hoi-dap-phap-luat/thu-tuong-phe-duyet-chuong-trinh-phong-chong-ma-tuy-den-nam-2020-328846.html [Prem'er-ministr utverdil programmu profilaktiki i bor'by s narkotikami do 2020 goda // Agentstvo Ministerstva yustitsii V'etnama.] (data obrashheniya 06.11.2019).

28. TPHCM: Chat dût nhiêu drông dây ma tuy xuyên quôc gia // Ca sô du liêu - Thông tin diên tu cua Uy ban Quôc gia phong, chông AIDS và phong, chông tê nan ma túy, mai dâm. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://tiengchuong.vn/Ma-tuy/TPHCM-Chat-dut-nhieu-duong-day-ma-tuy-xuyen-quoc-gia/35444.vgp [Gorod KHoshimin: Obnaruzhenie putej postavki narkotikov cherez granitsu // Onlajn gazeta Natsional'nogo komiteta po profilaktike i bor'be so SPIDom, narkotikami i prostitutsiej.] (data obrashheniya 03.12.2019).

29. Vén màn 'thân duoc' cúa lính My trong chiên tranh Viêt Nam // Báo Thanh Nhiên. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://thanhnien.vn/the-gioi/ven-man-than-duoc-cua-linh-my-trong-chien-tranh-viet-nam-692488.html [Raskrytie "panatsei" amerikanskikh soldat vo vremya v'etnamskoj vojny // Gazeta Molodezh'.] (data obrashheniya 07.02.2020).

Ильин В. Е. Опыт Вьетнама по борьбе снаркотиками.

Статья описывает проблему предупреждения и борьбы с наркотиками во Вьетнаме. Вьетнам граничит со странами "Золотого треугольника" и является транзитным пунктом перевозки наркотических и психотропных веществ из Мьянмы, Лаоса, Таиланда и Камбоджи в Китай и другие страны Северо-Восточной Азии. Распространение наркотиков создаёт угрозу не только для Вьетнама, но и для всех стран Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии, что связано, во-первых, с ежегодным ростом производства и сбыта наркотических средств на азиатских рынках, а во-вторых, с высоким спросом на тяжёлые виды наркотиков, например, на героин, в этих странах.

Ключевые слова: Вьетнам, предупреждение и борьба с наркотиками, наркотические и психотропные вещества, Юго-Восточная Азия, Северо-Восточная Азия

Iliyn V. E. Drug prevention and control in Vietnam.

The article describes the problem of drug prevention and control in Vietnam. Vietnam borders the countries of the "Golden triangle" and is a transit point for the transport of narcotic and psychotropic substances from Myanmar, Laos, Thailand and Cambodia to China and other countries of Northeast Asia. This problem poses a threat not only to Vietnam, but also to all countries of Southeast and Northeast Asia, that is associated, firstly, with the annual increase in the production and distribution of drugs in Asian markets, and secondly, with the high demand for hard drugs, for example heroin, in these countries.

Key words: Vietnam, drug prevention and control, narcotic and psychotropic substances, Southeast Asia, Northeast Asia

Для цитирования: Ильин В. Е. Опыт Вьетнама по борьбе снаркотиками // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. № 1. С. 112-122. DOI: 10.24866/1998-6785/2020-1/112122

For citation: Iliyn V. E. Drug prevention and control in Vietnam // Ojkumena. Regional researches. 2020. № 1. P. 112-122. DOI: 10.24866/1998-6785/2020-1/112-122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.