Нгуен Хонг Тхай,
кандидат юридических наук, начальник факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Академии Народной безопасности, Министерства Общественной безопасности Вьетнама,
e-mail: yenngoctxt@gmail.com
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ О МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЕМ ВО ВЬЕТНАМЕ
Аннотация: Во Вьетнаме международное сотрудничество было рассмотрено как один из функций службы полиции, которые указаны в Законе Вьетнама 2005 года «Об органах общественной безопасности» в области защиты национальной безопасности, обеспечения социального порядка и предотвращения, борьбы с преступлениями. Данная статья основана на рассмотрении теоретических вопросов для уточнения концепции, правовых основ и содержаний международного сотрудничества в области предупреждения преступности и борьбы с ней во Вьетнаме.
Ключевые слова: международное сотрудничество; предупреждение и борьба с преступностью; национальная безопасность; Вьетнам.
Nguyen Hong Thai,
Ph.D, head of postgraduate faculty People's security academy,
Ministry of Public Security of Vietnam
INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIGHT AGAINST CRIME
IN VIETNAM
Annotation: In Vietnam, international cooperation was considered as one of the functions of the police service, which are specified in the 2005 Law of Vietnam on Public Security Organs in the field of protecting national security, ensuring social order and preventing, combating crimes. This article is based on the consideration of theoretical issues to clarify the concept, legal framework and content of international cooperation in the field of preventing and combating crime in Vietnam.
Key words: international cooperation; preventing and combating crime; national security; Vietnam.
Международное сотрудничество является важной деятельностей Министерства общественной безопасности Вьетнама (далее - МОБ Вьетнама), которое создает возможности и благоприятные условия для выявления, предотвращения и борьбы с преступлениями. Наряду с применением других функциональных мер, служба МОБ Вьетнама уполномочена напрямую применять международное сотрудничество для расширения сотрудничества с партнерами из других стран. Путем данного сотрудничества они развивают профессиональную деятельность с иностранными лицами и организациями с целью использования благоприятных условий для выявления, предотвращения и борьбы с преступлениями. В то же время, международное сотрудничество определяется как основная деятельность службы МОБ Вьетнама, способствующая реализации политики внешней диверсификации и многосторонности в международных отношениях партии и государства в период международной экономической интеграции. При
исследовании данной ситуации можно констатировать о том, что законодательство всех стран в мире направлены на рассмотрение проблем международного сотрудничества в области уголовного судопроизводства.
Международное сотрудничество по предупреждению преступности и борьбе с ней конкретно рассмотрено в таких законах Вьетнама как Закон «О силе общественной безопасности» 2014 г. и Закон «О национальной безопасности» 2004 г. Кроме того, данные меры также указаны в других нормативно-правовых актах Вьетнама, таких как: Уголовный кодекс, Уголовно-процессуального кодекса, Закон «О правовой помощи», Закон «О выезде и въезде на территорию Вьетнама» и другие подзаконные акты. Кроме того, во Вьетнаме, международное сотрудничество было рассмотрено как одна из важных деятельностей службы МОБ Вьетнама, которое указано в Законе Вьетнама 2005 года «О силе общественной безопасности» [7].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
При этом можно сделать вывод о том, что содержания дипломатических мер в области предупреждения преступности и борьбы с ней, включают в себя следующие меры: 1) строить и устанавливать внешнюю политику; 2) подписывать многосторонние и двусторонние международные договоры; 3) выполнять дипломатические задачи и непосредственно осуществлять внешнюю деятельность по предупреждению преступлений и борьбе с ними; 4) контролировать въезд, выезд, транзит с иностранцами, проживающими на территории Вьетнама, в целях предупреждения преступности и борьбы с ней; 5) проводить расследование уголовного дела с участием иностранных лиц или совершенного иностранным гражданином; 6) организовать высылку иностранцев, совершивших преступления; 7) вести надзор по тюремному содержанию иностранных осужденных [5, 6].
Состояние применения международного сотрудничества в предупреждении преступности и борьбе с ней во Вьетнаме
Фактически, в последние годы состояние транснациональных преступлений и преступлений, совершенных с участием иностранного элемента во Вьетнаме, становилось более сложной и непредсказуемой в отношении многих сфер общественной жизни. По статистике на период с 2011 по 2019 года результаты применения международного сотрудничества в предупреждении преступности и борьбе с ней, включают в себя следующие выводы:
Во-первых, органы общественной безопасности Вьетнама направили рекомендации Коммунистической Партии и государству Вьетнам запланировать внешнюю политику страны с учётом организации реализации их в области предупреждения преступности и борьбы с ней. Кроме того, помимо ежегодных планов сотрудничества с иностранными партнерами, Вьетнам активно конкретизировал внешнюю политику, содержание двустороннего и многостороннего сотрудничества по предупреждению преступности и борьбе с правоохранительными органами других стран. В период с 2011 по 2019 гг. органы общественной безопасности провели консультации для разработки, ведения переговоров, подписания 134 документа о сотрудничестве и международных соглашений на всех уровнях по предотвращению и борьбе с преступлением;
Во-вторых, орган общественной безопасности напрямую занимается внешними делами в целях предупреждения преступности и борьбы с ней. Вместе с тем, для эффективного осуществления международного сотрудничества по предупреждению преступности и борьбе с ней, МОБ Вьетнама направило своих сотрудников за гра-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
ницу для участия, изучения и обмена опытом по вопросам предотвращения и борьбы с преступления, и наоборот.
В-третьих, сотрудничество в области предупреждения преступности и борьбы с ней. Через канал сотрудничества Интерпола, АСЕАН, АСЕА-НАПОЛа, орган общественной безопасности Вьетнама осуществляет международное сотрудничество в области предупреждения преступности и борьбы с ней, с другими странами и международными организациями, и эффективно реализовы-вает условия международных соглашений и договора. Кроме того, орган общественной безопасности Вьетнама эффективно осуществлял программы сотрудничества и планы по предупреждению и борьбе с транснациональными преступлениями и преступлениями, связанными с иностранными элементами.
В-четвертых, МОБ Вьетнама также тесно координировали свои действия с функциональными органами и подразделениями, особенно с пограничной службой, в целях эффективного выполнения задач по контролю въезда и выезда граждан через международные пограничные посты. Вместе с тем, данный орган осуществляет пропаганду, разработал и выпустил множество актов для эффективного применения международного сотрудничества. Так, можно сказать о том, что применение международного сотрудничества в предупреждении преступности и борьбе с ней осуществлялось синхронно под наблюдением Коммунистической Партии, Государства и руководителей МОБ Вьетнама, получены положительные изменения и значимые результаты. МОБ Вьетнама поддерживает хорошие отношения с соответствующими органами других стран, расширяет сотрудничество с развитыми странами. Формы сотрудничества также все более разнообразны от макроуровня до низового уровня. В целом, благодаря международному сотрудничеству постепенно повышается эффективность предупреждения преступности и борьбы с ней во Вьетнаме, создавая инициативы по международной интеграции.
Однако в процессе осуществления международного сотрудничества по предупреждению преступности и борьбе с ней еще существуют некоторые ограничения, такие как:
1) соглашения о сотрудничестве с другими партнерами по предупреждению преступности и борьбе с ней в действительности не были выполнены эффективно;
2) работа по выяснению ситуации с деятельностью транснациональных преступлений во Вьетнаме, имеет определенные ограничения;
3) многие области сотрудничества не были задействованы и не в полной мере использовали;
4) в некоторых областях сотрудничество не соответствует к положению, роли и требованиям и т.д. [2]
Причину вышеуказанных ограничений можно указать следующим образом: в законодательстве разных стран существуют большие различия, даже конфликты, поэтому вызывает трудности при осуществлении взаимной правовой помощи; национальная правовая база для международного сотрудничества в области предупреждения преступности и борьбе с ней является недостаточной и непоследовательной; реализации международных соглашений не было уделено должного внимания. Наряду с этим, материально-технические средства, применяемые для приема, обмена, эксплуатации и обработки информации и данных, касающихся международного сотрудничества в области предупреждения преступности и борьбы с ней, являются устаревшими; существует ограничение финансирования мероприятий и т.д.
Таким образом, в мире по-прежнему происходят сложные и непредсказуемые изменения, однако мирное существование и сотрудничество являются основной тенденцией, отражающей насущные потребности всех наций. Вместе с тем, глобализация и научно-техническая революция продолжают расти ускоренными темпами, увеличивая разрыв в развитии между странами. Международные, региональные и субрегиональные изменения дают Вьетнаму много возможностей для развития страны, но в то же время вызывают трудности для деятельности предотвращения и борьбы с преступлениями. Поэтому двустороннее и многостороннее сотрудничество между странами все более углубляется как в области экономики, культуры и защиты окружающей среды, так и в предупреждении и борьбе с преступностью. При этом МОБ Вьетнама должно приложить огромные усилия во всех аспектах для повышения эффективности использования международного сотрудничества в предупреждении и борьбе с преступностью, в частности:
1) организовать научные исследования, практический обзор дипломатических мер МОБ Вьетнама в сфере охраны национальной безопасности, общественного порядка в целом, в области предупреждения и борьбы с преступностью - в частности, чтобы объединить знания о дипломатических мерах в данной области. Вместе с тем, необходимо подвести итоги реализации дипломатических мер по предупреждению и борьбе с конкретными преступлениями (экономики, наркоторговли, высоких технологий и т.д.), чтобы предложить конкретные решения для эффективного осуществления деятельности международного сотрудничества;
2) улучшить качество консультаций Правительства Вьетнама по международным делам Руководителям МОБ Вьетнама следует давать строгие указания руководителям полицейских управлений и подразделений по проведению тщательного наблюдения за экономической, политической и социальной ситуацией других стран мира и региона, в целях создания и проведения соответствующей дипломатической политики нашего государства;
3) улучшить качество подготовки и обучения сотрудников МОБ Вьетнама, которые обладают хорошими знаниями в сфере иностранных дел, владеют иностранными языками и имеют хорошую дипломатическую квалификацию. Это одно из очень важных мер в повышении качества и эффективной реализации международного сотрудничества по предупреждению преступности и борьбе с ней;
4) организовать эффективное выполнение условий многосторонних и двусторонних международных договоров и документов по предупреждению и борьбе с преступлениями. Практика показывает, что согласование и подписание двусторонних и многосторонних договоров о сотрудничестве в области предупреждения преступности и борьбы с ней - это очень сложная задача и рассматривается только как первый шаг к официальному утверждению отношений сотрудничество [1].
5) укреплять материально-техническую базу, оборудования и средство, и выделять достаточные средства для осуществления дипломатических мер по предупреждению преступности и борьбе с ней. Соответственно, Коммунистическая Партия, Государство и Правительство Вьетнама должны уделять особое внимание увеличению инвестиций в объекты и финансирование органов общественной безопасности для осуществления международного сотрудничества по предупреждению преступности и борьбе с ней [3, 4].
Список литературы:
[1] Ban Tuyên giáo Trung ^ang (2016), Tài lieu nghiên cúu các Van kien Dai hôi dai biêu Toàn quoc lan thú XII cùa Dàng, Nhà xuát bàn Chính trj quoc gia, Hà Nôi./Центральный отдел пропаганды. Материалы,которые исследуют документы 12-й Национальной делегации Коммунистической Партии// Национально-политическое издательство. Ханой, 2016.
[2] Pham Minh Chính (2011), Bien pháp ngoai giao trong công tác Công an - nhüng ván dè ly luân và thyc tien, Nhà xuát bàn Công an nhân dân, Hà Nôi./ Фам Минь Чинь. Дипломатические меры в сфере общественной безопасности - теоретические и практические вопросы. Издательство
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
«People's Publication Publishing House». Ханой, 2011.
[3] Tran Phuong Dat (2015), Cac bien phap cong tac Cong an trong quan ly nha nuac ve an ninh quoc gia, trat tu\ an toan xa hoi, Hoc vien Canh sat nhan dan, Ha Noi./ Чан Фыонг Дат. Меры общественной безопасности в государственном управлении национальной безопасностью, социальным порядком и безопасностью, Полицейская народная Академия. Ханой, 2015.
[4] Nguyln Minh D^c (2014), Giao trinh Hop tac quoc te trong phong, chong toi pham, Hoc vien Canh sat nhan dan, Ha Noi./ Нгуен Минь Дук. Учебник по международному сотрудничеству в предупреждении преступности, Полицейская народная Академия. Ханой, 2014.
[5] TruOng Dai hoc Luat Ha Noi (2004), Giao trinh luat Quoc te, Nha xuat ban Cong an nhan dan, Ha Noi, nam 2004. Ханойский юридический университет. Международное право, Издательство МОБ. Ханой, 2004.
[6] Quoc hoi (2004), Luat An ninh quoc gia, Nha xuat ban Chinh trj quoc gia, Ha Noi. / Национальное собрание, Закон о национальной безопасности, Национальный политический издательский дом. Ханой, 2004.
[7] Quoc hoi (2014), Luat Cong an nhan dan, Nha xuat ban Chinh trj quoc gia, Ha Noi. Национальное собрание, Закон о народной безопасности народа, Национальный политический издательский дом. Ханой, 2014.
Spisok literatury:
[1] Ban Tuyen giao Trung uong (2016), Tai lieu nghien cftu cac Van kien Dai hoi dai bilu Toan quoc lan th^ XII ciia Dang, Nha xuat ban Chinh trj quoc gia, Ha Noi./Central'nyj otdel propagandy. Materialy,kotorye issleduyut dokumenty 12-j
Nacional'noj delegacii Kommunisticheskoj Partii// Nacional'no-politicheskoe izdatel'stvo. Hanoj, 2016.
[2] Pham Minh Chinh (2011), Bien phap ngoai giao trong cong tac Cong an - nhftng van de ly luan va thyc tiln, Nha xuat ban Cong an nhan dan, Ha Noi./ Fam Min' CHin'. Diplomaticheskie mery v sfere obshchestvennoj bezopasnosti - teoreticheskie i prakticheskie voprosy. Izdatel'stvo «People's Publication Publishing House». Hanoj, 2011.
[3] Tran Phuong Dat (2015), Cac bien phap cong tac Cong an trong quan ly nha nuac ve an ninh quoc gia, trat tu\ an toan xa hoi, Hoc vien Canh sat nhan dan, Ha Noi./ CHan Fyong Dat. Mery obshchestvennoj bezopasnosti v gosudarstvennom upravlenii nacional'noj bezopasnost'yu, social'nym poryadkom i bezopasnost'yu, Policejskaya narodnaya Akademiya. Hanoj, 2015.
[4] Nguyln Minh D^c (2014), Giao trinh Hop tac quoc te trong phong, chong toi pham, Hoc vien Canh sat nhan dan, Ha Noi./ Nguen Min' Duk. Uchebnik po mezhdunarodnomu sotrudnichestvu v preduprezhdenii prestupnosti, Policejskaya narodnaya Akademiya. Hanoj, 2014.
[5] Truong Dai hoc Luat Ha Noi (2004), Giao trinh luat Quoc te, Nha xuat ban Cong an nhan dan, Ha Noi, nam 2004. Hanojskij yuridicheskij universitet. Mezhdunarodnoe pravo, Izdatel'stvo MOB. Hanoj, 2004.
[6] Quoc hoi (2004), Luat An ninh quoc gia, Nha xuat ban Chinh trj quoc gia, Ha Noi. / Nacional'noe sobranie, Zakon o nacional'noj bezopasnosti, Nacional'nyj politicheskij izdatel'skij dom. Hanoj, 2004.
[7] Quoc hoi (2014), Luat Cong an nhan dan, Nha xuat ban Chinh trj quoc gia, Ha Noi. Nacional'noe sobranie, Zakon o narodnoj bezopasnosti naroda, Nacional'nyj politicheskij izdatel'skij dom. Hanoj, 2014.
ЮРКОМ ПАНИ
^^ www.law-books.ru
Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:
• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.
• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-1лЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.
ч
f
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019