Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ'

ВЛИЯНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.Н. Безгодов, Т.X. Губайдулина, В.В. Калиберный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ»

Столь же велики расхождения в показателях УР у третьеклассников в Магадане и учащихся 3-х классов в других городах (г = 4,5—59,2; р < 0,001), а физиологически значимые изменения по разности составляют 21,6—336,0%.

Высокодостоверными оставались и разности сопоставляемых показателей УР у учащихся 4-х классов в Магадане и перечисленных городах: разности чаще были недостоверны и величина их была физиологически незначима (6,5—10,0%). Расхождения же по точности работы и устойчивости дифференцировок оставались существенными (/=6,8—41,4) и физиологически значимыми (52,0-263,0%).

Организованная ДА детей является положительным фактором, однако не устраняет неблагоприятного влияния экстремального климата, светового и ультрафиолетового голода. Вместе с тем повышение ДА и введение во 2, 3 и 4-х классах занятий плаванием положительно сказались на сопротивляемости организма учащихся заболеваниям острыми респираторными инфекциями. Заболеваемость с временным пропуском занятий у наблюдаемых детей не отличалась существенно от таковой у их сверстников (неспортсменов и спортсменов), проживающих в других регионах, и составляла: в 1-м классе 293,3 дня; во 2-м и 3-м классах 117 и 143 дня и в 4-м классе 271 день. Продолжительность 1 случая заболевания составляла в 1, 2, 3 и 4-м классах соответственно 6,4, 3,0, 5,8 и 5,5 дня. Следует еще раз подчеркнуть, что переход с 6-дневной учебной недели на 5-дневную неизбежно приводит к увеличению дневной учебной нагрузки, ухудшает гигиенические условия обучения и отрицательно сказывается на УР "шестилеток" и учащихся других классов начальной школы, особенно в экстремальных климатических условиях [14].

Выводы. 1. Экстремальный климат, длительный в году световой и ультрафиолетовый дискомфорт отрицательно сказываются на УР, ее упрочении и на сопротивляемости организма учащихся 1—4-х классов утомлению.

2. Организованная в оптимальных пределах ДА учащихся в режиме недели в экстремальных климатических условиях является положительным фактором, повышающим сопротивляемость организма детей заболеваниям острыми респираторными инфекциями.

3. Возрастная динамика УР учащихся 1—4-х классов (6—10 лет), проживающих в экстремальных климатических условиях, при сниженном уровне ее показателей повторяет изменения с возрастом работоспособности детей в других регионах России.

4. Для нивелирования отрицательного влияния ультрафиолетовой недостаточности на организм детей целесообразна, как это практиковалось в Мурманске и на всем Кольском полуострове в 70-х годах, организация в школах Магадана и других населенных пунктах, расположенных в широтных зонах выше 57,5° северной широты, фотариев при медицинских кабинетах для ежегодного 2-кратного кварцевания учащихся.

5. Учитывая ухудшение социального благосостояния населения, необходимо максимальное внимание уделять организации сбалансированного питания школьников, витаминизации (около 90% детей страдали авитаминозом). Обеспечение рационального питания особенно важно для детей, постоянно проживающих в экстремальных климатических условиях, в условиях световой и ультрафиолетовой недостаточности.

Л итсратура

1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. — М., 1982.

2. Антропова М. В., Ефимова С. П., Лосева О. А. и др. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. — М., 1974.

3. Антропова М. В., Ефимова С. П., Лосева О. А. и др. // Новые исследования по возрастной физиологии. — М., 1976. - № I (6). - С. 26-29.

4. Доскип В. А., Куинджи Н. И. Биологические ритмы растущего организма. — М., 1989.

5. Катарина В. М. // Биолого-гигиеническое обеспечение процесса обучения и воспитания учащихся. — Коломна, 1992. - С. 38.

6. Куинджи Н. Н. Совмещение социальных и биологических ритмов как гигиеническая основа обучения и воспитания школьников: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 1989.

7. Лебедева Н. Т. Основы гигиенического нормирования общей двигательной активности младших школьников: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — Минск, 1972.

8. Методические рекомендации по физиолого-гигиениче-скому изучению учебной нагрузки учащихся. — М., 1984.

9. Нормализация учебной нагрузки школьников. — М., 1988.

10. Рапоппорт Ж. Ж. Адаптация ребенка на Севере. — М., 1979.

11. Сердюковская Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. — М., 1979.

12. Сердюковская Г. Н., Жилое Ю. Д. Окружающая среда и здоровье подростков. — М., 1974.

13. Соколова Н. В. // Новые исследования по психологии и возрастной физиологии. — М., 1990..— № 1(4). — С. 126-129.

14. Соколова Н. В. // Физическое воспитание и школьная гигиена. — М., 1991. - С. 269.

15. Сухарев А. Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 1972.

16. Хананашвили М. М. Информационные неврозы школьников. — М., 1978.

17. Чехоева Н. Б. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. — М., 1990. — С. 300.

18. Школа и психическое здоровье учащихся. — М., 1988.

Поступила 26.05.95

® КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1996 УДК 613.955-07

В. Н. Безгодов, Т. X. Губайдулина, В. В. Калиберный ВЛИЯНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Пермская медицинская академия; Центр Госсанэпиднадзора Кировского района, Пермь

В последние годы внимание педагогов в систе- новые типы учебных заведений: гимназии, ли-ме школьного образования привлечено к новым цеи, школы углубленного изучения ряда предме-технологиям, новым формам обучения, созданы тов. Ведется дифференциация, индивидуализация

Таблица I

Реакция вегетативной нервной системы учащихся 2-х классов на учебную нагрузку (в %)

Вегетативная реактивность Понедельник Среда Пятница

гимназия школа гимназия школа гимназия | школа 1

Нормальная 45,5 44,4 50,0 58,3 33,3 54,5

Асимпатико-

тония 18,2 1 1,2 10,0 8,4 11,1 9,1

Гипсрсимпа-

тикотония 36,3 44,4 40,0 33,3 55,6 30,4

образования, пересматриваются программы обучения, вводятся дополнительные учебные нагрузки. Это диктует необходимость изучения влияния экспериментальных форм обучения на состояние здоровья учащихся.

Целью представленной работы явилось изучение влияния режима учебных занятий на работоспособность, функциональное состояние основных систем организма и состояние здоровья учащихся при обучении по новым нетрадиционным формам в гимназии. Данное исследование проводилось 2 учебных года на базе школы-гимназии № 69 (2-й и 3-й классы), комплекса ясли—сад-школа № 181 (3-й класс) и ясли—сад № 130 (1-й класс) в Кировском районе Перми.

В контрольную группу вошли учащиеся общеобразовательной школы № 87 (1—3-й класс). Численность опытной группы — 91 человек, контрольной — 68. На протяжении учебного года в опытной и контрольной группах оценивали дневную, недельную и годовую динамику умственной работоспособности по ряду количественных и качественных показателей с использованием таблиц Анфимова, определяли ответные реакции сердечно-сосудистой, центральной нервной и дыхательной систем на учебные нагрузки, исследовали неспецифическую резистентность учащихся по активности лизоцима слюны, оценивали показатели заболеваемости, патологической пораженное™ и физического развития учащихся, изучали средовые факторы, режим дня и организацию учебного процесса [1, 2].

Как показали исследования, переход на нетрадиционную форму обучения в гимназии существенно увеличил нагрузку: в 1-х классах она повысилась до 30 учебных часов, в 3-х — до 35 ч при 5-дневной рабочей неделе. Интенсивность учебной нагрузки при балльной оценке в гимназии на 12% выше, чем в общеобразовательной школе. Плотность уроков, по нашим наблюдениям, в гимназии составляет 80—90%, а в школе — 50— 60%. При составлении расписания не учитываются динамика работоспособности в течение дня и недели, степень трудности предметов. Значительно отличается режим учебных занятий: в гимназии практикуются сдвоенные уроки продолжительностью 60 мин с 5-минутным перерывом, с началом занятий в I полугодии в 7 ч 30 мин, отсутствие физкультурных минуток, сокращение уроков физкультуры до 1 в неделю. Отмечены различия и в распределении внеучебного времени: время пребывания на воздухе сокращено у 64% школьников и у 94—100% гимназистов, продолжительность сна ниже гигиенических норм у 50% школьников и у 81,1% учащихся гимназии. Боль-

шую часть свободного времени как школьники, так и гимназисты (85—100%) проводят у телевизора, утреннюю гимнастику делают только 30% учащихся, продолжительность подготовки домашних заданий превышает гигиенический норматив более чем у половины школьников и гимназистов. Таким образом, режим дня учащихся может быть оценен как неблагоприятный. При изучении гигиенических условий обучения (средовые факторы) не выявлено различий между сравниваемыми группами. Как в школе, так и в гимназии не решены такие вопросы, как наполняемость классов, обеспеченность мебелью, освещенность, воз-душно-тепловой режим. При анализе количественных и качественных показателей работоспособности у учащихся гимназии и школы выявлены аналогичные изменения умственной работоспособности, но с определенными особенностями у гимназистов, обусловленными завышенной учебной нагрузкой и нерациональной организацией занятий. Так, недельная работоспособность по количественным показателям имела неблагоприятный сдвиг у 25,8% гимназистов 1-го класса, у 26,7% — 2-го класса, у школьников — соответственно у 8,3 и 1,5%. Наиболее неблагоприятная недельная, годовая динамика работоспособности как количественных, так и качественных показателей работоспособности зарегистрирована в гимназии в 1—2-х классах. Темпы прироста неблагоприятных сдвигов количественных показателей во 2-х классах гимназии в течение года составили в гимназии +73%, в школе +22%, качественных показателей — соответственно +28,4 и +1,1%. У учащихся 3-х классов гимназии и школы в динамике работоспособности достоверных различий не установлено.

Анализ показателей работоспособности учащихся гимназии на протяжении 2-летнего учебного периода свидетельствует о нарастании неблагоприятных изменений в количественных показателях во 2—3-х классах.

По качественным показателям уменьшилась группа учащихся с высокой и удовлетворительной динамикой работоспособности и увеличилось число детей с удовлетворительной и неблагоприятной динамикой.

Анализ степени утомляемости детей в течение 2 лет показал статистически достоверные различия в опытной и контрольной группах и свидетельствует о большей степени утомляемости гимназистов к концу дня, недели, года. Темп прироста выраженных и явных утомлений к концу дня у гимназистов 2-х классов в среднем равен +29,9%, в 3-х классах он составляет +23%, что свидетельствует о неблагоприятной динамике.

Исследование вегетативного обеспечения умственной работоспособности по функциональному состоянию нервной и сердечно-сосудистой систем (коэффициент эффективности кровообращения, коэффициент выносливости, вегетативный индекс, индекс напряжения) показало, что тонус сердечно-сосудистой системы был выше в начале обучения у гимназистов. В ответ на учебную нагрузку у гимназистов отмечались резкие колебания тонуса сердечно-сосудистой системы с достоверным увеличением симпатико-адреналовых влияний в конце недели. О большем напряжении симпатико-адреналовой системы у гимназистов

Таблица 2

Реакция вегетативной нервной системы учащихся 3-х классов на учебную нагрузку (в %)

Вегетативная реактивность Понедельник Среда Пятница

гимназия школа гимназия школа гимназия школа

Нормальная 37,5 52,0 38,9 54,2 44,4 60,9

Асимпатико-

тония 12,2 30,0 16,7 29,2 27,8 8,7

Гипсрсимпа-

тикотония 50,0 18,0 44,4 16,6 27,8 30,4

свидетельствует и постепенное увеличение к концу недели числа гиперсимпатотоников во 2-х классах (табл. 1).

В 3-х классах гимназии по сравнению со школой к концу недели выросло количество асимпа-тотоников, что, вероятно, обусловлено напряжением сердечно-сосудистой и нервной систем и указывает на истощение резервных возможностей организма детей (табл. 2).

В результате изучения неспецифической резистентности учащихся по активности лизоцима слюны выявлена слишком высокая активность лизоцима слюны у 54,2% гимназистов и 19,6% школьников, что свидетельствует также о напряженности физиологических систем организма гимназистов под влиянием учебной нагрузки.

При анализе показателей здоровья детей обнаружена более высокая общая заболеваемость гимназистов по обращаемости (516,9 ± 46,4%о против 454,6 ± 40,1%о соответственно), значительно шире структура заболеваемости, больше средняя продолжительность 1 случая заболевания (10,1 дня против 7,5 дня), число неболевших в течение учебного года в гимназии в 2,4 раза меньше, а число часто и длительно болеющих в гимназии в 2 раза больше, чем в школе. В гимназии выше уровень обращаемости по вегетососудистой дис-тонии (33,7 на 100 учащихся против 15,1) — табл. 3.

Анализ патологической пораженности показал, что наиболее распространенными формами патологических отклонений являются нарушения зрения, осанки.

Распределение детей по группам здоровья при поступлении примерно на одном уровне, но к концу первого года обучения численность 1 группы уменьшается в школе на 6%, в гимназии — на 12%. Большинство обследованных детей (73,7% в школе и 86,9% в гимназии) имеют гармоничное

Таблица 3

Заболеваемость по обращаемости учащихся школьных и гимназических классов (число случаев на 1000 детей)

Нозологические формы Школа Гимназия

Болезни органов дыхания 378,8 393,3

Болезни органов пищеварения 45,5 9,0

Инфекционные болезни — 9,0

Хирургические болезни — 44,9

Болезни сердечно-сосудистой системы 15,2 54,4

Травмы 15,2 —

Общая заболеваемость 454,6 516,9

физическое развитие, но по мере перехода из класса в класс количество детей с гармоничным физическим развитием уменьшается с одинаковой закономерностью.

При приеме детей в гимназию недостаточное внимание уделяется показателям состояния здоровья, в результате только 20—25% принятых детей практически здоровы, 10—12% детей имеют хронические заболевания.

Выводы. 1. Учебные нагрузки неблагоприятно влияют на работоспособность и состояние здоровья гимназистов; учебная нагрузка оказывает отрицательное влияние на детский организм в сочетании с такими неблагоприятными факторами, как нерациональное питание и множественные нарушения режима дня.

2. Дети, прошедшие конкурс при поступлении в гимназию и испытывающие высокую мотивацию к учебе, под влиянием вышеназванных факторов находятся в состоянии, близком к хроническому стрессу.

3. При отсутствии соответствующей коррекции действие вышеуказанных факторов может привести к срыву адаптивно-компенсаторных механизмов и развитию различных патологических состояний. В связи с этим особую актуальность приобретают упорядочение учебной нагрузки, режима дня, расписания занятий, разъяснительная работа с родителями, медико-психологическое наблюдение за учащимися.

Л итература

1. Антропова М. В., Козлов В. И. Методические рекомендации по физиолого-гигиеническому изучению учебной нагрузки. — М., 1984. — С. 67.

2. Сердюковская Г. Н., Сухарева А. Г. Гигиена детей и подростков. — М., 1986.

Поступило 16.10.95

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1996 УДК 613.86-053.2-07

Т. Г. Хамаганова, Н. С. Кантонистова, II. А. Краснушкина, С. Б. Пальчиков, Е. В. Уварова

КЛИНИКО-ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН РФ, Москва

В современных условиях расширения спектра неблагоприятных социальных и психосоциальных факторов усиливается социально-психологи-ческая дезадаптация детей и подростков, при этом все большую остроту приобретают такие ее фор-

мы, как нервно-психические нарушения и деви-антное, т. е. отклоняющееся от принятых норм поведение.

Неблагоприятными тенденциями являются "омоложение" преступности (многие жестокие и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.