Научная статья на тему 'КЛИНИКО-ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

КЛИНИКО-ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КЛИНИКО-ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Таблица 2

Реакция вегетативной нервной системы учащихся 3-х классов на учебную нагрузку (в %)

Вегетативная реактивность Понедельник Среда Пятница

гимназия школа гимназия школа гимназия школа

Нормальная 37,5 52,0 38,9 54,2 44,4 60,9

Асимпатико-

тония 12,2 30,0 16,7 29,2 27,8 8,7

Гипсрсимпа-

тикотония 50,0 18,0 44,4 16,6 27,8 30,4

свидетельствует и постепенное увеличение к концу недели числа гиперсимпатотоников во 2-х классах (табл. 1).

В 3-х классах гимназии по сравнению со школой к концу недели выросло количество асимпа-тотоников, что, вероятно, обусловлено напряжением сердечно-сосудистой и нервной систем и указывает на истощение резервных возможностей организма детей (табл. 2).

В результате изучения неспецифической резистентности учащихся по активности лизоцима слюны выявлена слишком высокая активность лизоцима слюны у 54,2% гимназистов и 19,6% школьников, что свидетельствует также о напряженности физиологических систем организма гимназистов под влиянием учебной нагрузки.

При анализе показателей здоровья детей обнаружена более высокая общая заболеваемость гимназистов по обращаемости (516,9 ± 46,4%о против 454,6 ± 40,1%о соответственно), значительно шире структура заболеваемости, больше средняя продолжительность 1 случая заболевания (10,1 дня против 7,5 дня), число неболевших в течение учебного года в гимназии в 2,4 раза меньше, а число часто и длительно болеющих в гимназии в 2 раза больше, чем в школе. В гимназии выше уровень обращаемости по вегетососудистой листании (33,7 на 100 учащихся против 15,1) — табл. 3.

Анализ патологической пораженности показал, что наиболее распространенными формами патологических отклонений являются нарушения зрения, осанки.

Распределение детей по группам здоровья при поступлении примерно на одном уровне, но к концу первого года обучения численность I группы уменьшается в школе на 6%, в гимназии — на 12%. Большинство обследованных детей (73,7% в школе и 86,9% в гимназии) имеют гармоничное

Таблица 3

Заболеваемость по обращаемости учащихся школьных и гимназических классов (число случаев на 1000 детей)

Нозологические формы Школа Гимназия

Болезни органов дыхания 378,8 393,3

Болезни органов пищеварения 45,5 9,0

Инфекционные болезни — 9,0

Хирургические болезни — 44,9

Болезни сердечно-сосудистой системы 15,2 54,4

Травмы 15,2 —

Общая заболеваемость 454,6 516,9

физическое развитие, но по мере перехода из класса в класс количество детей с гармоничным физическим развитием уменьшается с одинаковой закономерностью.

При приеме детей в гимназию недостаточное внимание уделяется показателям состояния здоровья, в результате только 20—25% принятых детей практически здоровы, 10—12% детей имеют хронические заболевания.

Выводы. 1. Учебные нагрузки неблагоприятно влияют на работоспособность и состояние здоровья гимназистов; учебная нагрузка оказывает отрицательное влияние на детский организм в сочетании с такими неблагоприятными факторами, как нерациональное питание и множественные нарушения режима дня.

2. Дети, прошедшие конкурс при поступлении в гимназию и испытывающие высокую мотивацию к учебе, под влиянием вышеназванных факторов находятся в состоянии, близком к хроническому стрессу.

3. При отсутствии соответствующей коррекции действие вышеуказанных факторов может привести к срыву адаптивно-компенсаторных механизмов и развитию различных патологических состояний. В связи с этим особую актуальность приобретают упорядочение учебной нагрузки, режима дня, расписания занятий, разъяснительная работа с родителями, медико-психологическое наблюдение за учащимися.

Л итература

1. Антропова М. В., Козлов В. И. Методические рекомендации по физиолого-гигиеническому изучению учебной нагрузки. — М., 1984. — С. 67.

2. Сердюковская Г. Н., Сухарева А. Г. Гигиена детей и подростков. — М., 1986.

Поступило 16.10.95

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1996 УДК 613.86-053.2-07

Т. Г. Хамаганова, Н. С. Кантонистова, II. А. Краснушкина, С. Б. Пальчиков, Е. В. Уварова

КЛИНИКО-ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН РФ, Москва

В современных условиях расширения спектра неблагоприятных социальных и психосоциальных факторов усиливается социально-психологи-ческая дезадаптация детей и подростков, при этом все большую остроту приобретают такие ее фор-

мы, как нервно-психические нарушения и деви-антное, т. е. отклоняющееся от принятых норм поведение.

Неблагоприятными тенденциями являются "омоложение" преступности (многие жестокие и

Таблица 1

Соотношение патологических и непатологических форм (в %) отклоняющегося поведения среди различных контингентов детей и подростков

Форма отклоняющегося поведения

ОШ

СШ

дд

Приют

Непатологическая

(1—II группа здоровья) Патологическая (III—V группа здоровья)

29

21

73

20 80

100

Примечание. Здесь и в табл. 2: ОШ — общеобразовательная школа, СШ — специализированная школа, ДД — детский дом.

дерзкие преступления совершаются детьми, которым еще нет 14 лет), а также рост преступности среди тех категорий несовершеннолетних, которые традиционно считались благополучными: учащихся средних общеобразовательных школ, техникумов, студентов.

В настоящих условиях остро встает проблема безнадзорности, связанная с подростковой преступностью; растет число . "отказных" детей, наполняющих детские дома при живых родителях.

В связи с вышесказанным возникает настоятельная необходимость в изучении особенностей клинического и социально-психологического статуса детей и подростков с отклоняющимся поведением, находящихся в разных социальных условиях: учащихся общеобразовательных и специализированных школ, воспитанников детских домов и приютов.

Как показывают многочисленные исследования, более чем у половины несовершеннолетних с отклоняющимся поведением имеются психические расстройства [1, 6, 8, 9]. Однако социальную значимость действий, даже при наличии тяжких психических заболеваний, определяет личностная направленность.

К числу наиболее важных субъективных факторов отклоняющегося поведения несовершеннолетних относятся личностные особенности детей и подростков. К какой бы теоретической школе ни принадлежали исследователи (относят ли они психические нарушения к основным детерминантам девиантного поведения или отводят им роль условий, способствующих реализации преступных действий), никто не отрицает того факта, что несовершеннолетним правонарушителям свойственны специфические социально-психоло-гические особенности [4, 7, 10].

Нейрофизиологический аспект изучения данной проблемы, а именно механизмы функционирования мозга при отклоняющемся поведении, позволяет раскрыть исследование особенностей мозговой биоритмики [2, 3].

Разработка эффективной системы мероприятий по профилактике отклоняющегося поведения среди детей и подростков различных социальных групп требует выделения разноуровневых факторов риска, специфичных для разных контингентов (биологических, социально-психологических, микросоциальных), применения комплексного подхода к оценке девиантного поведения детей и подростков, находящихся в разных условиях обучения и воспитания. В то же время в литературе практически не представлены данные о соотно-

шении социальных условий и клинико-психофи-зиологических особенностей детей и подростков с отклоняющимся поведением.

Объектом настоящего исследования явились учащиеся общеобразовательных и специализированных (языковых, технических, биологических) школ, воспитанники детского дома и приюта с различными проявлениями отклоняющегося поведения. Всего обследовано 220 человек в возрасте от 4 до 16 лет.

В исследовании использованы клкнико-анам-нестический (оценка состояния психического здоровья), экспериментально-психологический и нейрофизиологический (ЭЭГ-исследование) методы.

Состояние нервно-психического здоровья детей и подростков оценивали с учетом принципа разделения учащихся на 5 групп психического здоровья, разработанного в НИИ ГиПЗДПиМ ГКСЭН РФ (позволяющего более дифференцированно оценить выявленные отклонения в их здоровье). 1 группа — психически здоровые и оптимально адаптированные дети; II группа — дети с отдельными симптомами нарушений нервно-психического здоровья, функциональными отклонениями, преимущественно с астеноневротически-ми реакциями; III группа — дети с донозологиче-скими отклонениями, в основном в виде астено-невротического синдрома различной этиологии, а также патохарактерологических реакций; IV группа — дети с клиническими формами пограничных нарушений в стадии субкомпенсации (невроз, патохарактерологическое развитие личности, неврозоподобные и другие нарушения пограничного уровня); V группа — дети с клиническими формами в стадии декомпенсации, требующие активной терапии и госпитализации.

Для анализа проявлений девиантного поведения использовался клинико-психопатологиче-ский подход, позволяющий выделять патологические и непатологические формы девиантного поведения [5].

При экспериментально-психологическом исследовании были использованы следующие психодиагностические методы: тест Векслера, опросник Кеттелла, цветовой тест Люшера, опросник Айзенка, патохарактерологический диагностический опросник Личко, отдельные задания, направленные на диагностику познавательной и эмоционально-волевой сферы (для детей дошкольного возраста).

Проявления девиантного поведения среди изученных контингентов детей и подростков включают широкий спектр антидисциплинарных, антиобщественных и делинквентных, т. е. противоправных, проступков. При этом у воспитанников детского дома по сравнению с учащимися общеобразовательных и специализированных школ выявлены учащение манифестации нарушений поведения, изменение его структуры в сторону утяжеления и большего полиморфизма (следует отметить, что проявления девиантного поведения наблюдались более чем у 90% воспитанников детского дома и практически у всех детей, помещенных в приют).

Среди "трудных" детей и подростков значительно распространены нервно-психические отклонения, главным образом пограничные нервно-

Ч

- 23 -

психические расстройства различной степени выраженности (в среднем более 80%). Уровень распространенности патологических форм девиант-ного поведения (с выраженными нарушениями нервно-психического здоровья — III—V группа) в различных социальных группах неодинаков: среди учащихся общеобразовательной и специализированной школ он составляет 71—73%, в детском доме — 80%, в приюте — 100% (табл. 1). В целом у воспитанников детского дома и особенно приюта (только среди них встречается V группа психического здоровья) отмечаются более неблагополучное состояние психического здоровья и более высокий уровень распространенности патологических форм поведения по сравнению с их сверстниками из общеобразовательной и специализированной школ.

Патологические формы отклоняющегося поведения встречаются в рамках различных психических нарушений, при этом структура патологических форм нарушений поведения имеет определенную специфику в различных контингентах детей и подростков. Так, среди учащихся общеобразовательных школ наиболее частой формой проявления патологических нарушений девиантного поведения являются патохарактерологические расстройства, преимущественно патохарактерологические специфические подростковые реакции.

У учащихся специализированных школ наиболее распространены расстройства невротического круга, а также церебрастенические нарушения.

Для воспитанников детского дома и приюта характерно сочетание нескольких психопатологических синдромов; патологические формы девиантного поведения наблюдаются в основном при резидуальной экзогенно-органической патологии пограничного круга. Из психопатоподобных проявлений наиболее часто встречаются повышенная аффективная возбудимость, а также уходы и бродяжничество, из неврозоподобных — энурез и речевые расстройства; у значительной части этих детей и подростков, особенно в приюте, отмечается задержка психического развития.

В формирований девиантного поведения детей и подростков, принадлежащих к разным контин-гентам, выявляются специфические психологические предпосылки и преобладающие типы отклоняющегося поведения.

В общеобразовательной школе в формировании девиантного поведения доминирует тип эмоциональной неустойчивости с преобладанием черт возбудимости. Психологическими предпосылками нарушений поведения учащихся являются экстравертированность, эмоциональная неустойчивость, доминантность, агрессивность.

У подростков с нарушениями поведения по типу эмоциональной неустойчивости с преобладанием черт возбудимости в поведении преобладает повышенная аффективная возбудимость, которая у мальчиков проявляется в виде кратковременных аффективно-эмоциональных разрядов, а у девочек — истерическкх проявлений. Разрядка аффективного напряжения зачастую принимает форму насилия или нарушений общественного порядка.

В формировании девиантного поведения в специализированных школах доминирует тип эмоциональной неустойчивости с преобладанием

Таблица 2

Различия в основных параметрах фоновой и реактивной ЭЭГ испытуемых различных социальных групп

Параметр

OLU

СШ

да

Приют

9,6 10,2 9,1 8,4

53 33 67 68

32 34 6 6

3,6 3,1 4,1 4,4

4,7 4,7 5,1 5,6

24,6 22,4 44,7 40,0

Частота а-ритма: средняя, Гц до 10 Гц, % свыше 10 Гц, % Регулярность а-ритма, баллы* Выраженность О—А,

баллы Восстановление фона после НУ-пробы, с

Примечание. Звездочка — чем больше балл, тем ниже регулярность а-ритма.

черт тормозимости. Для "трудных" подростков таких школ характерны замкнутость, эмоциональная неустойчивость, раздражительность.

Для подростков с девиантным поведением по типу эмоциональной неустойчивости с преобладанием черт тормозимости наибольшее значение имеют повышенная эмотивность, склонность к навязчивому беспокойству, легкой исгощаемости психических ресурсов. Общим свойством этих личностей являются повышенная тревожность и низкий энергетический уровень, что определяет высокую степень их дезадаптации. Криминоген-ность тревожности заключается не только в том, что она включает в себя беспокойство, субъективное ощущение своей уязвимости, незащищенности, враждебности окружающего мира. Она детерминирует злобность и агрессивность, порождаемые постоянным ожиданием угроз, неприятностей, неблагоприятного развития событий, ощущением своей уязвимости. Трудность выработки механизмов адаптации, неустойчивость целевых установок обусловливают отклоняющееся поведение этих подростков. Личностным смыслом противоправного поведения часто является преодоление тревожности.

У воспитанников детского дома и приюта выявлено сочетание инфантильных черт личности со специфическим характером нарушения познавательной деятельности. Низкий уровень интеллекта и его структурная деформация, недоразвитие самосознания, самоконтроля и социальных установок ведут к нарушениям поведения различного рода, чаще всего формирующимся по типу задержек психического развития при большей выраженности интеллектуального недоразвития или при преимущественном недоразвитии личностных структур.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ данных электроэнцефалографического исследования показал, что испытуемые с проявлениями девиантного поведения в большинстве случаев (75—96%) имеют отклонения в формировании биоэлектрической активности мозга. В то же время у испытуемых исследованных групп выявлены определенные различия как по параметрам электроэнцефалограммы (ЭЭГ), так и по вегетативным показателям. Различия отражены в параметрах а-ритма (средняя частота, степень регулярности, соотношение субдиапазонов а) и 0С2), в отношениях а- и 0—Д-частотных полос (а/0), в реакции на гипервентиляцию (табл. 2).

Наиболее выраженные изменения, вплоть до патологических ЭЭГ-типов (дисбалансные варианты ЭЭГ, высокая представленность 9—Д-форм биоритмики, свидетельствующие о нарушениях на микроструктурном и регуляторном уровнях, и др.), наблюдались у детей и подростков из детского дома и особенно из приюта.

В детерминации отклоняющегося поведения принимает участие широкий спектр разнообразных неблагоприятных средовых факторов.

Для исследованного контингента детей из общеобразовательной и специализированной школ характерен довольно высокий уровень нарушений внутрисемейных отношений (неполная семья, дисгармония в отношениях между ее членами), что определяет воспитательную неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы семьи.

Среди факторов, в значительной степени обусловливающих девиантное поведение воспитанников детского дома, следует отметить такой существенный недостаток воспитания, открывающий возможности для скрытой безнадзорности, дурных влияний, жестоких взаимоотношений между воспитанниками, как сочетание строгого режима с формализмом в его соблюдении.

Для воспитанников приюта — детей, утративших семейные и другие социально-психологические связи, лишенных родительского попечения, детей-бомжей — до поступления в приют характерна практически полная безнадзорность, что находит отражение в их поведении.

Рассмотренные факторы детерминируют специфику в проявлениях отклоняющегося поведения в разных контингентах детей и подростков.

Таким образом, на основании примененного комплексного подхода к изучению девиантного

поведения детей и подростков, находящихся в разных условиях обучения и воспитания, выявлены определенные разноуровневые факторы риска возникновения отклоняющегося поведения: биологические, социально-психологические, микросоциальные, характерные для изученных контин-гентов; определены присущие им клинико-психо-физиологические особенности.

Полученные результаты позволяют научно обосновать дифференцированный подход к психопрофилактике отклоняющегося поведения у детей и подростков различных социальных групп.

Литература

1. Антоняп Ю. М., Бородин С. В. Преступность и психиче--скис аномалии. — М., 1987.

2. Василевский //. Н., Сороко С. Н., Зингерман А. М. Механизмы деятельности мозга человека. — Л., 1988. — Ч. I. — С. 455-491.

3. Горбачевская Н. Л., Якупова Л. П., Кожушке Л. Ф., Симер-ницкая Э. Г. // Физиология человека. — .991. — Т. 17, № 5. - С. 72-80.

4. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. — М., 1981. — С. 159.

5. Ковалев В. В., Полякова Н. Е. Патологические формы девиантного поведения у подростков. — М., 1983.

6. Королев В. В. Психические отклонения у подростков-пра-вонарушитслсй. — М., 1992.

7. Сапоровская В. Д., Кучинская Е. Б. // Психолого-педагоги-чсская коррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармонии в развитии личности детей и подростков. - Воронеж, 1993. - С. 65—66.

8. Семке В. Я.. Авдеенко А. А., Бабушкина Л. У. и др. // Журн. невропатол. и психиатр. — 1982. — № 10. — С. 1517-1523.

9. Сосюкало О. Д.. Ермолина Л. А., Брюн Е. А., Волошин В. М. // Там же. - 1990. - № 8. - С. 50-52.

10. Тарарухин С. А. Преступное поведение. Социальные и психологические черты. — М., 1974.

Поступила 0S.0S.95

О Г. С. ПОЛЕТАЕВА, Г. Г. 7.АДНОВА.1996 УДК 613.2-053.5-07

Г. С. Полетаева, Г. Г. Ладнова РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ВИТАМИНИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ г. ОРЛА

Орловский государственный педагогический университет

Недостаточное потребление витаминов в школьном возрасте отрицательно сказывается на физическом развитии, показателях умственной и физической работоспособности и успеваемости учащихся. Многими авторами выявлено неблагополучие в обеспеченности организма школьников витаминами [1—4, 7]. Наиболее распространенная причина — отклонение фактического питания от рекомендуемых норм. Одним из наиболее эффективных путей улучшения витаминного статуса школьников является применение поливитаминных препаратов.

Мы изучали роль дополнительного приема поливитаминного препарата ундевит (в течение 2 лет) на некоторые показатели здоровья, на умственную и физическую работоспособность школьников 11 — 13 лет и на обеспеченность организма некоторыми витаминами. Исследования проведены в опытной (с витаминизацией) и контрольной (без витаминизации) группах с идентичными условиями обучения, отдыха и питания в осенний и весенний периоды года. Для изучения физиче-

ской работоспособности использовали тест, основанный на расчете мощности нагрузки, выполненной при частоте сердечных сокращений 170 в минуту [б]. Для оценки функционального состояния нервной системы использовали корректурную пробу с кольцами Ландольта [6]. О степени витаминной обеспеченности организма обследованных судили по содержанию в сыворотке крови витамина А, аскорбиновой кислоты, витамина В12, а также по активности В[-, В2-, Вб-витамин-зависимых ферментов в гемолизатах. крови — транскетолазы (и ТДФ-эффект), глутатионредук-тазы (и ФАД-эффект), аспартатаминотрансферазы (и ПАЛФ-эффект) [6]. Полученные данные обработаны статистически [5].

Результаты проведенных исследований показали, что дополнительный прием ундевита привел к повышению средней концентрации аскорбиновой кислоты у школьников опытной группы весной — до 57,91 ± 4,2 мкмоль/л у мальчиков и 51,66 ± 6,0 мкмоль/л у девочек (табл. 1). Эти по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.