Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ МОСКВЫ'

НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ МОСКВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
47
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — О.А. Лосева, С.П. Ефимова, Л.М. Кузнецова, Г.В. Бородкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ МОСКВЫ»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1989 УДК 613.9S5-053.2-058.862

О. А. Лосева, С. П. Ефимова, Л. М. Кузнецова, Г. В. Бородкина

некоторые гигиенические аспекты обучения и воспитания детей в условиях школ-интернатов

москвы

НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, Москва

Проблемы охраны здоровья учащихся школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, непосредственно связаны с формированием и всесторонним развитием личности каждого воспитанника. В настоящее время приходится с сожалением констатировать, что физическое и психическое развитие, состояние здоровья детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличаются от таковых их сверстников, проживающих в более благоприятных микросодиальных условиях семьи. Развитие и здоровье первых характеризуются рядом качественных негативных особенностей, которые имеют место на всех этапах возрастного развития.

В НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР обобщен опыт работы всех московских школ-интернатов данного типа. Были изучены гигиенические аспекты организации жизни воспитанников и их здоровье. Углубленные физио-лого-гигиенические исследования в течение ряда учебных лет проводились на базе одной из школ-интернатов Москвы.

Основной контингент воспитанников состав ляют дети и подростки, оставшиеся без попечения родителей вследствие различных причин: отказа от родительских прав при рождении, лишения материнства или отцовства по причине алкоголизма, психических заболеваний, асоциального поведения и т.д.

Комплектование 1-х классов в школах-интернатах происходит главным образом за счет поступления детей из дошкольных детских домов. В течение первых 3 лет обучения значительная часть воспитанников (до 50%) выводится в специализированные учреждения, а на их место поступают дети, оставшиеся без попечения родителей в школьном возрасте. Это не позволяет создать однородный коллектив учащихся, что снижает эффективность учебно-воспитательного процесса и осложняет проведение мероприятий, направленных на коррекцию нарушений развития ребенка.

В отечественной литературе не представлены работы о состоянии здоровья и гигиенических аспектах организации обучения и воспитания детей-сирот. Имеющиеся данные в основном касаются общеобразовательных школ-интернатов или специализированных интернатных учреждений [1-4].

Вместе с тем известно, что дети, с раннего возраста находящиеся в детских учреждениях ин-

тернатного типа или неблагоприятных микросоциальных условиях семьи, по ряду существенных психологических параметров и показателей состояния здоровья отличаются от детей, воспитывающихся в нормальных семьях. Специфика имеющейся у данного контингента детей патологии определяется как неблагоприятными социально-бытовыми, так и генетическими факторами. В основе всех нарушений состояния их здоровья лежат резидуально-органические поражения центральной нервной системы, которые в первую очередь обусловливают высокую распространенность (до 90 % случаев) расстройств психоневрологической сферы, а также общую соматическую ослабленность организма.

У учащихся 1-х классов наиболее часто (у 56 %) встречаются различные проявления пограничной умственной отсталости. Известно, что большую роль в этиологии данных нарушений играют экзогенно-органические пре- и перинатальные вредности, а также такие факторы, как недостатки воспитания, госпитализм, эмоциональная депривация, т. е. отсутствие необходимой информации на самых ранних этапах развития детей. У 10 % воспитанников младших классов отмечены нарушения поведения в виде психо-патоподобного синдрома; каждый 3—5-й ребенок страдает энурезом или другими проявлениями невроза.

В среднем школьном возрасте (4—8-е классы) в структуре этой патологии на первый план постепенно начинают выступать другие формы психоневрологических нарушений: психопатоподоб-ное поведение, патохарактерологическое формирование личности, а также астеноневротическое состояние. Примерно наполовину снижается число учащихся с пограничной умственной отсталостью вследствие перевода части из них в специализированные учреждения.

Наиболее вероятно, что причины, лежащие в основе психоневрологических расстройств у детей данного контингента, вызывают отклонения в их физическом развитии. Одним из показателей, характеризующих дисгармоничность физического развития, является низкий рост. Так, например, у воспитанников младших классов одной из школ-интернатов низкий и ниже среднего показатели длины тела выявлены в 59 % случаев. При этом наиболее выраженные отклонения (—2,0а и более) отмечены у 31 % учащихся. При соматоскопическом исследовании обращает на

себя внимание наличие у 43 % первоклассников остаточных явлений рахита в виде деформаций костей черепа и грудной клетки, у 55 % — нарушений осанки. Большая распространенность среди младших школьников остаточных явлений рахита обусловлена недостатками ухода и питания на ранних этапах жизни детей. ; С возрастом отставание в физическом развитии Щ. у ряда воспитанников компенсируется, вместе с тем 36 % детей и подростков 10—13 лет имеют дисгармоничное физическое развитие за счет низкого роста и дефицита массы тела. / Известно, что нарушения в физическом разви-

тии увеличивают вероятность появления у детей различных заболеваний. Видимо, поэтому так высока патологическая пораженность среди на-f блюдаемого контингента воспитанников. Так, снижение остроты зрения среди учащихся младшего и среднего школьного возраста отмечено в 34—46 % случаев, заболевания ЛОР-органов — в 33—21 %• У 22% младших школьников выявле-^ но низкое артериальное давление.

Большую тревогу вызывают показатели системы красной крови. Состояние преданемии, т. е. содержание гемоглобина крови ниже 110 г/л, было обнаружено при целенаправленном обследовании практически у всех воспитанников 1-х и 30 % 4—5-х классов одной из школ-интернатов. Между тем медицинские работники не проводят профилактических мероприятий среди воспитанников с состоянием преданемии, а начинают лечение лишь в случаях снижения уровня гемоглобина ниже 100 г/л, т.е. при выраженной анемии.

Установлено, что причинами анемизации могут служить нерациональное питание и общая соматическая ослабленность ребенка. О соматической ^ ослабленности обследованных воспитанников Ф свидетельствует тот факт, что у подавляющего большинства из них отмечено наличие двух и более отклонений состояния здоровья, т. е. сочетан-ное проявление патологии.

Результаты комплексной оценки состояния здо-г. ровья воспитанников показали, что среди них практически отсутствуют здоровые дети и подростки (I группа здоровья). Воспитанники, имеющие функциональные отклонения (II группа здо-L ровья), составляют до 10% в 1-х и до 30% в 4—8-х классах. Наиболее многочисленной (до 70 %) оказалась группа учащихся, имеющих хро-. нические заболевания в компенсированном состоянии (III группа здоровья). Воспитанники с

* хроническими заболеваниями в состоянии субком-

* пенсации составляют около 20 % и относятся к IV группе. Следует отметить, что в условиях массовой общеобразовательной школы IV группа здоровья встречается лишь в единичных случаях. В школах-интернатах данного типа эта группа в основном формируется за счет воспитанников, имеющих тяжелые нарушения психоневрологической сферы.

Многие показатели здоровья, такие, как физи-

ческое развитие, состояние красной крови, иммунобиологическая реактивность и др., в значительной степени зависят от качества питания. Поэтому вопросами организации питания воспитанников школ-интернатов мы занимались особенно тщательно. В результате был выявлен ряд отклонений от гигиенических рекомендаций. В частности, в одной из школ-интернатов вследствие плохой организации контроля со стороны педагогического персонала за приемом пищи значительное число воспитанников не получают положенного 5-разового питания из-за пренебрежения вторым завтраком и полдником. Вместе с тем суммарная калорийность этих двух приемов пищи составляет до 25 % суточного рациона. В других школах-интернатах предусмотрено 4-разовое питание, и полноценность его во многом зависит как от организации порядка во время приема пищи, так и от контроля не только медработников, но и администрации за работой пищеблока. Немаловажное значение имеет и низкая квалификация диетсестер или их отсутствие.

Анализ меню-раскладок выявил нарушение сбалансированности питания за счет превышения в рационах углеводов и недостаточности белков. Нередко практикуется неравноценная замена таких биологически важных продуктов, как мясо, рыба, молоко, яйца, овощи, фрукты. Как показал химический анализ блюд, снижение полноценности рационов усугубляется недовложением (на 10—15%) белков и жиров. Кроме того, неправильное соотношение основных пищевых ингредиентов в сторону увеличения углеводов приводит к снижению усвоения организмов белка и повышению потребности в витамине В1. Видимо, поэтому у 90 % воспитанников были выявлены микросимптомы В-витаминной недостаточности, а в 30 % случаев — симптомы сочетанного А- и В-гиповитаминоза. Недостаток витаминов группы В снижает функциональные возможности нервной системы, что усугубляет состояние детей и подростков, имеющих различные нервно-психические расстройства. Избыток же углеводов ведет к аллергизации организма и снижению его резистентности к различным заболеваниям.

Санитарно-гигиеническая оценка условий проживания и обучения воспитанников школ-интернатов показывает, что при существующем наборе и площадях помещений создать необходимый режим их жизни практически невозможно. Так, в ряде школ-интернатов не для всех младших классов оборудованы игровые комнаты для отдыха и помещения для занятий по интересам.

Площади учебных помещений начальной школы в рассчете на одного человека ниже гигиенических нормативов. Во всех интернатах наполняемость спальных комнат 8—14 человек. Такие условия затрудняют организацию полноценного отдыха детей и подростков: способствуют быстрому развитию у них утомления вследствие влияния неблагоприятных микроклиматических фак-

— у? —

торов, вызывают излишнее перенапряжение центральной нервной системы воспитанников ввиду вынужденного пребывания их в большом коллективе, приводят к нарушениям дисциплины.

При построении режима дня администрация школы-интерната руководствуется главным образом педагогической целесообразностью в ущерб гигиеническим предпосылкам. В частности, в распорядке дня недостаточно времени отведено для прогулки и активного отдыха на открытом воздухе. Из-за проведения общеинтернатских воспитательных мероприятий часто время самоподготовки учащихся переносится на вечерние часы (с 18 до 20 ч). Дневной сон младших школьников нередко заменяется дополнительными занятиями по общеобразовательным предметам.

Гигиенически важным моментом в режиме дня школьников является достаточная продолжительность ночного сна. По утвержденному распорядку дня отбой в школах-интернатах дают в 21—22 ч. Однако в связи с тем что один дежурный воспитатель на корпус не имеет возможности обеспечить необходимый порядок, постоянно отмечается несвоевременный отход воспитанников ко сну или длительное их засыпание из-за нарушения дисциплины в спальных помещениях. Поэтому средняя продолжительность ночного сна детей снижена на 1—1,5 ч и более.

Отсутствие возможности обеспечить необходимый контроль за подростками в вечерние и ночные часы — наиболее уязвимое место воспитательного процесса школ-интернатов данного типа.

Не вызывает сомнения целесообразность введения в воспитательный процесс такого важного элемента, как производительный труд. В школах-интернатах занятия производительным трудом проводятся 2—3 раза в неделю по 1,5—2 ч. Максимальная нагрузка может оказаться чрезмерной, особенно для ослабленных детей. Не исключено, что она в совокупности с нарушениями режима служит причиной выявленной неустойчивости и низкого уровня умственной работоспособности воспитанников в течение учебного дня и недели. Отмечается значительное ухудшение всех показателей работоспособности уже в начале недели, т. е. в среду. В дневной динамике на фоне низкого исходного уровня прослеживается выраженная неустойчивость параметров, которая проявляется существенным спадом работоспособности как к окончанию уроков, так и особенно на завершающем этапе самоподготовки воспитанников.

Низкий уровень здоровья детей и подростков, преобладание в структуре заболеваний патологической пораженности нервно-психической сферы, а также неустойчивая умственная работоспособность на фоне значительных нарушений гигиенических требований к организации режима жизни воспитанников, создают предпосылки к низкой педагогической эффективности всего процесса

обучения. Значительное число детей с различными проявлениями пограничной умственной отсталости в начальных классах при обучении традиционными методами не усваивают программу массовой общеобразовательной школы. Такие дети, как правило, нуждаются в уменьшении учебной нагрузки, рациональном ее рассредоточении в течение дня, обязательном дневном сне, специальном двигательном режиме. Однако педагоги школ-интернатов, напротив, часто проводят дополнительные занятия по математике и русскому языку вместо уроков рисования, труда, пения, а также за счет дневного сна. Вместе с тем педагогическая эффективность такого обучения очень низка и приводит лишь к утяжелению имеющейся у детей нервно-психической симптоматики, которая проявляется в нарастающей не-вротизации и астенизации на фоне уже имеющейся патологии. Свидетельством низкой педагогической эффективности при обучении по действующим программам служит отсутствие навыков письма, счета, чтения, пространственных понятий^ и т. д. у половины учащихся даже 3-х классов.

Заслуживает внимания положительный опыт работы школы-интерната № 72 Москвы, где период начального обучения увеличен до 4 лет за счет создания класса выравнивания для детей 7-летнего возраста. Обучение в данном классе проводится по специальной программе с применением методики, разработанной НИИ дефектологии АПН СССР, что позволяет выявить и направить в специализированные учреждения детей с олигофренией сразу после класса выравнивания, а также частично ликвидировать педагогическую запущенность у детей, имеющих сохранный интеллект.

Достижение положительных результатов в^ этом направлении во многом зависит от создан-* ной в школе-интернате № 72 специализированной логопедической, психологической и психиатрической службы.

При традиционных формах организации учебного процесса педагогическая запущенность воспитанников, нарастающая от класса к классу в начальный период обучения, препятствует усвоению ими сложного материала в 4—8-м классах. Кроме того, процесс обучения в среднем звене осложняется грубыми нарушениями дисциплины, которые выражаются в уходах, бродяжничестве, воровстве (до 30% подростков) и других формах делинквентного поведения. Подобные проявления у учащихся вызваны патохарактеро^ логическим формированием и психопатизацие^ личности в подростковый период.

Трудности учебно-воспитательного процесса связаны также с большой наполняемостью классов, так как эффективная учебно-воспитательная работа в коллективе 30—35 «трудных» подростков практически невозможна. Ситуация усугубляется и тем, что в классах, как правило, сразу представлены 3—4 возрастные группы учащихся

(например, в 6-х классах учатся дети 12— 15 лет).

Таким образом, изучение гигиенических условий обучения и воспитания детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, их состояния здоровья и общего развития выявило целый ряд важных проблем как медицинского, так и педагогического характера. Результаты такого изучения показали, что необходима целостная система воспитания и оздоровления этих детей начиная с пребывания в домах ребенка до вступления их в самостоятельную трудовую жизнь. Эта система должна предусматривать комплексные педагогические и медицинские мероприятия по коррекции дефектов развития и отклонений в состоянии здоровья детей и подростков, оказание им своевременной помощи на различных этапах обучения и воспитания.

Все учреждения, предназначенные для воспитания детей-сирот, необходимо рассматривать как лечебно-профилактические санаторного типа, предусмотрев в них соответствующие штаты и специальные службы: психологическую, психоневрологическую и дефектологическую, включая логопедическую. Эти службы должны обеспечить разработку индивидуальных подходов к воспитанию, обучению и оздоровлению каждого ребенка. Реализовать поставленные задачи можно лишь при создании условий жизни детей и подростков, максимально приближенных к семейной обстановке.

Большая роль в деле укрепления и охраны детей и подростков принадлежит санитарной службе. Это касается в первую очередь организации условий быта воспитанников детских домов и школ-интернатов. Целенаправленная работа санитарно-эпидемиологической службы должна проводиться на уровне как текущего, так и предупредительного санитарного надзора. В настоящее время выделяются дополнительные денежные средства на строительство новых и реконструкцию существующих учебно-воспитательных учреждений данного типа. В основном для стро-

ительства предлагаются индивидуальные проекты улучшенной планировки, при этом роль санитарной службы на всех этапах предупредительного надзора приобретает особо важное значение.

Необходим и тщательный контроль санитарной службы за организацией питания воспитанников школ-интернатов и детских домов. Правильно организованное питание играет исключительную роль в сохранении и укреплении их здоровья, оно является непременным условием нормального физического и нервно-психического здоровья. Денежные средства, выделяемые в настоящее время на питание детей-сирот, вполне достаточны для организации не только рационального, но и лечебно-оздоровительного питания. Санитарная служба должна оказать всемерное содействие в решении этой важной задачи.

Гигиенически рациональная организация режима дня также должна рассматриваться санитарной службой как важный оздоровительный фактор, способствующий не только поддержанию нормального функционального состояния организма детей и подростков, но и коррекции различных нарушений в состоянии их здоровья. Это относится прежде всего к соблюдению таких важных режимных моментов, как ночной и дневной сон, физкультурно-оздоровительная работа, отдых на воздухе, учебная и трудовая деятельность.

Литература

1. Беренштейн Г. Ф., Караваев А. Г., Нурбаева М. Н., Медведев П. А. // Гиг. и сан. — 1985. — № 10. — С. 88—89.

2. Гигиенические вопросы школы-интерната / Под ред. С: М. Громбаха.— М„ 1964.

3. Кузнецов В. Н. // Всесоюзная конф. по организации психиатрической и неврологической помощи детям. — М., 1980.— С. 23—24.

4. Обросов И. Ф„ Шмидт Д. А. // Проблемы невропатологии и психиатрии. — Пермь, 1973, — С. 143—145.

Поступила И.07.88

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1989 УДК 613.955-02:371.71]-07

Б. 3. Воронова, Л. В. Веремкович, Е. А. Эльковская

оптимизация воздушной среды учебных помещений общеобразовательных школ как фактор улучшения

состояния здоровья школьников

НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков Всесоюзного научно-исследовательского центра профилактической медицины Минздрава СССР,

Москва

Организм ребенка в большей степени, чем взрослого, подвержен влиянию как благоприятных, так и неблагоприятных факторов, быстрее и острее реагирует на изменения окружающей среды.

По сравнению с наружной все параметры внутренней среды школьного здания вследствие работы систем отопления, вентиляции, ограждающих конструкций и жизнедеятельности человека претерпевают определенные изменения. По-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.