Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ВИТАМИНИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ г. ОРЛА'

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ВИТАМИНИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ г. ОРЛА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г.С. Полетаева, Г.Г. Ладнова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The efficiency of vitamin therapy for schoolchildren with the Undevit preparation has been proved. The beneficial effects arc associated with their health status, cognitive abilities, and physical fitness for work, etc.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ВИТАМИНИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ г. ОРЛА»

Наиболее выраженные изменения, вплоть до патологических ЭЭГ-типов (дисбалансные варианты ЭЭГ, высокая представленность 9—Д-форм биоритмики, свидетельствующие о нарушениях на микроструктурном и регуляторном уровнях, и др.), наблюдались у детей и подростков из детского дома и особенно из приюта.

В детерминации отклоняющегося поведения принимает участие широкий спектр разнообразных неблагоприятных средовых факторов.

Для исследованного контингента детей из общеобразовательной и специализированной школ характерен довольно высокий уровень нарушений внутрисемейных отношений (неполная семья, дисгармония в отношениях между ее членами), что определяет воспитательную неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы семьи.

Среди факторов, в значительной степени обусловливающих девиантное поведение воспитанников детского дома, следует отметить такой существенный недостаток воспитания, открывающий возможности для скрытой безнадзорности, дурных влияний, жестоких взаимоотношений между воспитанниками, как сочетание строгого режима с формализмом в его соблюдении.

Для воспитанников приюта — детей, утративших семейные и другие социально-психологические связи, лишенных родительского попечения, детей-бомжей — до поступления в приют характерна практически полная безнадзорность, что находит отражение в их поведении.

Рассмотренные факторы детерминируют специфику в проявлениях отклоняющегося поведения в разных контингентах детей и подростков.

Таким образом, на основании примененного комплексного подхода к изучению девиантного

поведения детей и подростков, находящихся в разных условиях обучения и воспитания, выявлены определенные разноуровневые факторы риска возникновения отклоняющегося поведения: биологические, социально-психологические, микросоциальные, характерные для изученных контин-гентов; определены присущие им клинико-психо-физиологические особенности.

Полученные результаты позволяют научно обосновать дифференцированный подход к психопрофилактике отклоняющегося поведения у детей и подростков различных социальных групп.

Литература

1. Антоняп Ю. М., Бородин С. В. Преступность и психиче--скис аномалии. — М., 1987.

2. Василевский //. Н., Сороко С. Н., Зингерман А. М. Механизмы деятельности мозга человека. — Л., 1988. — Ч. I. — С. 455-491.

3. Горбачевская Н. Л., Якупова Л. П., Кожушке Л. Ф., Симер-ницкая Э. Г. // Физиология человека. — .991. — Т. 17, № 5. - С. 72-80.

4. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. — М., 1981. — С. 159.

5. Ковалев В. В., Полякова Н. Е. Патологические формы девиантного поведения у подростков. — М., 1983.

6. Королев В. В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. — М., 1992.

7. Сапоровская В. Д., Кучинская Е. Б. // Психолого-педагоги-ческая коррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармонии в развитии личности детей и подростков. - Воронеж, 1993. - С. 65—66.

8. Семке В. Я.. Авдеенко А. А., Бабушкина Л. У. и др. // Журн. невропатол. и психиатр. — 1982. — № 10. — С. 1517-1523.

9. Сосюкало О. Д.. Ермолина Л. А., Брюн Е. А., Волошин В. М. // Там же. - 1990. - № 8. - С. 50-52.

10. Тарарухин С. А. Преступное поведение. Социальные и психологические черты. — М., 1974.

Поступила 0S.0S.95

О г. с. ПОЛЕТАЕВА, Г. Г. Г.АДНОВА.1996 УДК 613.2-053.5-07

Г. С. Полетаева, Г. Г. Ладнова РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ВИТАМИНИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ г. ОРЛА

Орловский государственный педагогический университет

Недостаточное потребление витаминов в школьном возрасте отрицательно сказывается на физическом развитии, показателях умственной и физической работоспособности и успеваемости учащихся. Многими авторами выявлено неблагополучие в обеспеченности организма школьников витаминами [1—4, 7]. Наиболее распространенная причина — отклонение фактического питания от рекомендуемых норм. Одним из наиболее эффективных путей улучшения витаминного статуса школьников является применение поливитаминных препаратов.

Мы изучали роль дополнительного приема поливитаминного препарата ундевит (в течение 2 лет) на некоторые показатели здоровья, на умственную и физическую работоспособность школьников 11 — 13 лет и на обеспеченность организма некоторыми витаминами. Исследования проведены в опытной (с витаминизацией) и контрольной (без витаминизации) группах с идентичными условиями обучения, отдыха и питания в осенний и весенний периоды года. Для изучения физиче-

ской работоспособности использовали тест, основанный на расчете мощности нагрузки, выполненной при частоте сердечных сокращений 170 в минуту [б]. Для оценки функционального состояния нервной системы использовали корректурную пробу с кольцами Ландольта [6]. О степени витаминной обеспеченности организма обследованных судили по содержанию в сыворотке крови витамина А, аскорбиновой кислоты, витамина В12, а также по активности В[-, В2-, Вб-витамин-зависимых ферментов в гемолизатах. крови — транскетолазы (и ТДФ-эффект), глутатионредук-тазы (и ФАД-эффект), аспартатаминотрансферазы (и ПАЛФ-эффект) [6]. Полученные данные обработаны статистически [5].

Результаты проведенных исследований показали, что дополнительный прием ундевита привел к повышению средней концентрации аскорбиновой кислоты у школьников опытной группы весной — до 57,91 ± 4,2 мкмоль/л у мальчиков и 51,66 ± 6,0 мкмоль/л у девочек (табл. 1). Эти по-

Таблица I

Содержание аскорбиновой кислоты, ретинола, (^-каротина и витамина В12 в сыворотке крови школьников опытной и контрольной

групп после витаминизации (М ± т)

Показатель Период обследования Контрольная группа Опытная группа

мальчики девочки мальчики девочки

Аскорбиновая кислота, мкмоль/л (39,75—68,14) Осень 29,51 ± 4,3 36,33 ± 5,2 29,51 ± 6,4 36,33 ± 5,0

Весна 23,84 ± 3,0 30,09 ± 5,0 57,91 ± 4,2 51,66 ± 6,0

Ретинол, мкмоль/л (1,05—2,44) Осень 1,38 ± 0,02 1,6! ± 0,02 1,44 ± 0,03 1,63 ± 0,02

Весна 1,06 ± 0,01 1,30 ± 0,02 2,03 ± 0,03 2,10 ± 0,03

р-Каротин, мкмоль/л (1,49—4,28) Осень 1,72 ± 0,02 2,09 ± 0,07 1,80 ± 0,07 2,03 ± 0,05

Весна 1,57 ± 0,03 1,77 ± 0,05 2,41 ± 0,09 2,27 ± 0,08

Витамин В|2, пг/мл (150-220) Осень 343,5 ± 41,2 360,8 ± 60,7 336,0 ± 49,2 368,5 ± 52,4

Весна 303,5 ± 49,1 321,4 ± 42,8 543,0 ± 57,3 558,2 ± 52,1

Примечание. Здесь и в табл. 2 в скобках указана норма.

казатели были выше, чем у школьников контрольной группы (на 58,2% у мальчиков, на 41,8% у девочек). Наряду с повышением среднего содержания аскорбиновой кислоты в сыворотке крови значительно уменьшилось количество школьников с ее дефицитом.

Концентрация ретинола в сыворотке крови у школьников опытной группы весной была выше, чем в контрольной группе, на 47,8% у мальчиков и на 38,2% у девочек, она составила 2,03 ± 0,03 и 2,1 ± 0,03 мкмоль/'л у мальчиков и девочек соответственно при норме 1,05—2,44 мкмоль/л.

Содержание р-каротина у школьников опытной группы находилось в пределах 2,27— 2,41 мкмоль/л, что в среднем выше нижней границы нормы. В опытной группе этот показатель выше на 0,5—0,8 мкмоль/л. Недостаток р-кароти-на чаще наблюдался у мальчиков.

Недостатка витамина В^ не отмечается ни в опытной, ни в контрольной группе, и в среднем содержание его превышает норму. У школьников, получавших витамины, этот показатель весной увеличился на 38,1% у мальчиков и 34% у девочек.

Недостаток витамина В1 отмечается у мальчиков и девочек контрольной группы весной (ТДФ-эффект > 1,15), а у школьников опытной группы содержание этого витамина соответствует норме (табл. 2); дефицит витамина В[ в этой группе обнаружен лишь у 7% школьников.

Содержание витаминов и В<з в крови в среднем соответствует норме, однако у школьников опытной группы оно выше, чем в контрольной группе, по витамину В2 на 25,7% у мальчиков и на 30,3% у девочек, по витамину В^ — на 12 и 21,6% соответственно. Снизилось количество уча-

щихся с умеренно выраженным дефицитом этих витаминов.

Исследование умственной работоспособности показало, что скорость переработки зрительной информации составляет весной в начале учебной недели у мальчиков 1,55 ± 0,04 бит/с до уроков и 1,46 ± 0,04 бит/с после уроков, у девочек —

I,50 ± 0,01 и 1,49 ±0,01 бит/с соответственно, что на 10—12% выше, чем у школьников контрольной группы. В конце недели показатели умственной работоспособности в опытной группе по сравнению с контрольной возросли до уроков у мальчиков на 14,6%, у девочек на 8,9%, после уроков — на 9,2 и 11,6% соответственно. Кроме того, анализ данных показал, что повышение умственной работоспособности на фоне витаминизации у мальчиков выражено более ярко, чем у девочек.

Физическая работоспособность после витаминизации у школьников опытной группы возросла и составила 20,67 ± 0,84 кгм/мин/кг у мальчиков и 19,16 ± 0,35 кгм/мин/кг у девочек, что соответствует хорошему уровню.

Анализ структуры заболеваемости школьников показал, что в результате профилактической витаминизации уменьшилось число случаев различных заболеваний. Так, количество ОРЗ в опытной группе было на 38,2% меньше, чем в контрольной; на

II,1% уменьшилось число воспалений легких, на 39,5% — число ангин. Отмечена тенденция к снижению числа обострений хронических болезней и некоторых других заболеваний. Пик заболеваемости как в опытной, так и в контрольной группе приходится на декабрь, январь и февраль, однако в опытной группе число заболеваний значительно ниже, чем в контрольной. Средняя продолжительность болезни в опытной группе составила 4,5 дня, в контрольной — 5,5 дня.

Таблица 2

Содержание витаминов В), В2, В6 в крови школьников опытной и контрольной групп после витаминизации (М ± т)

Показатель Период обследования Контрольная группа Опытная группа

мальчики девочки мальчики девочки

ТДФ-эффскт (< 1,15) Осень 0,98 ± 0,02 1,03 ± 0,04 0,89 ± 0,05 0,96 ± 0,02

Весна 1,22 ± 0,04 1,25 ± 0,04 0,73 ± 0,02 0,74 ± 0,03

ФАД-эффект (< 1,20) Осень 0,83 ± 0,01 0,91 ± 0,06 0,89 ± 0,03 0.89 ± 0,03

Весна 1,05 ± 0,04 1,09 ± 0,02 0,78 ± 0,02 0,76 ± 0,03

ПАЛФ-эффект (< 1,50) Осень 0,86 ± 0,06 0,92 ± 0,04 0,88 ± 0,02 0,92 ± 0,04

Весна 0,92 ± 0,07 1,11 ± 0,05 0,81 ± 0,04 0,87 ± 0,03

Таким образом, проведенные исследования подтвердили положительное влияние поливитаминного препарата ундевит на витаминную обеспеченность школьников г. Орла, на показатели умственной и физической работоспособности, а также на состояние здоровья учащихся.

Литература

1. Беляева И. Г., Сутулина И. М., Шибанова Н. Ю. и др. // Вопр. питания. — 1992. — № 3. — С. 62—65.

2. Истомин А. В., Краснопевцев В. М. // Всероссийский съезд гигиенистов и санитарных врачей, 7-й: Материалы. — М., 1991. - С. 307-308.

3. Кондратьева И. И., Абрамова Е. И., Шумилова С. Л. и др. // Вопр. питания. — 1992. — № 3. — С. 32—36.

4. Краснопевцев В. М., Истомин А. В., Козлова Т. И. и др. // Там же. — С. 42—44.

5. Лакин Г. Ф. Биометрия. — М., 1990. — С. 104—107.

6. Оценка эффективности профилактической витаминизации учащихся средних школ: Метод, рекомендации / Сост. Кондратьева И. И. и др. — М., 1987.

7. Спиричев В. Б. // Вопр. питания. — 1992. — № 3. — С. 6— 14.

Поступила 19.10.95

Summary. The efficiency of vitamin therapy for schoolchildren with the Undevit preparation has been proved. The beneficial effects are associated with their health status, cognitive abilities, and physical fitness for work, etc.

Радиационная гигиена

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1996 УДК 613.648(571.15) :001.8

В. Н. Александров, Б. А. Баландович, А. В. Марченко, Б. Н. Канаков, 10. Л. Азаев

РАДИАЦИОННО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ

НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Алтайский государственный медицинский университет; Краевой центр санэпиднадзора, Барнаул

Положения радиационной гигиены о стохастическом (беспороговом) и нестохастическом (пороговом) действии ионизирующего излучения в настоящее время являются теоретической основой концепции многоуровневой дифференцированной регламентации доз обучения населения разных регионов страны, в том числе и жителей Алтайского края [2].

Опыт авторов статьи по работе на Новоземель-ском, Семипалатинском полигонах и участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС дают основание рассматривать радиационную проблему в Алтайском крае с позиций 4 уровней концепции реабилитации системы: человек — окружающая среда, которая должна включать следующие уровни:

— оптимальные дозы (ОД), характеризующие такие условия облучения, которые не вызывают никаких изменений в организме (0,7—0,36 сЗв для категории А и 0,35—0,1 сЗв для категории Б);

— предельно допустимые дозы (ПДД), характеризующие такие условия облучения, которые вызывают определенное напряжение физиолого-биохимических систем, не ведущее к лучевому заболеванию ни в настоящее время, ни в отдаленные сроки (3,5—1,41 сЗв для категории А и 1,4— 0,71 сЗв для категории Б);

— максимально переносимые дозы (МПД), характеризующие такие условия внешней среды и облучения организма, которые приводят к некоторым изменениям в организме, быстро приходящим к норме. Повторное их воздействие должно быть строго регламентировано (35—8 сЗв для категории А и 7—3,51 сЗв для категории Б);

— экстремальные дозы (ЭД), характеризующие такие условия внешней среды и облучения, которые вызывают функциональные изменения в организме, приводящие к патологическим нарушени-

ям и к снижению работоспособности (от 35 сЗв). В особых случаях, как, например, при аварии на Чернобыльской АЭС, следует рассматривать сверхэкстремальные дозы, характеризующие такие условия внешней среды и радиационного воздействия, которые могут вызвать резкое ухудшение в состоянии здоровья человека и даже смерть от лучевого поражения (до 100 сЗв и более).

Представленное нами цифровое ранжирование по уровням и категориям аппроксимировано с учетом требований статистики и социально-экономической целесообразности, исключающей завышенные ошибочные выплаты компенсаций. Категорирование населения с учетом групп риска и рекомендаций [1] НРБ 76/87 (разделы 6,2:7,2), а

Таблица 1

Структура радиационно-гигиснической регламентации временных реабилитационных нормативов для населения Алтайского края по ЭЭД, сЗв (мЗв) от искусственных и естественных источников ионизирующего облучения

Уровни, градации и Суммарная ЭЭД

категории населения сЗв мЗв

Первый

ЭД

А 110-200 1100-2000

Б 100-36 1000-36

Второй МПД

А 35-8 350-80

Б 7-3,51 70-35,1

Третий ПДД

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А 3,5-1,41 35-14,1

Б 1,4-0,71 14-7,1

Четвертый ОД (естественные)

А 0,7-0,36 7-3,6

Б 0,35-0,1 3,5-1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.