дается коррекции путем изменения продуктового набора, обеспечивающего поступление'физиологических норм витаминов для работников данной группы интенсивности труда. Иными словами, причиной снижения обеспеченности организма витаминами группы В и аскорбиновой кислотой является не только их алиментарная недостаточность, но и в определенной мере отрицательное влияние аминонитросоединений бензола, с которыми рабочие контактируют в процессе трудовой деятельности. Кроме того, наиболее выраженным был дефицит витамина В6 в организме, а поступление пиридоксина с пищей превышало физиологическую норму. Это также может служить доказательством того, что развитие полигиповитаминоза вызвано химическим фактором.
Нормализации показателей обеспеченности витаминами мы достигли только после витаминизации рабочих поливитаминным препаратом «Ундевит». При этом (рис. 2, Б) величины часовой уринарной экскреции витаминов и их метаболитов достигали верхних границ физиологической нормы, составляя (в нмоль/ч) для тиамина 69,86+4,92, для рибофлавина 77,42±8,64, для 4-пиридоксиловой кислоты 488,18±40,95, для Мгметилникотинамида 5,03±0,36, для аскорбиновой кислоты 5,85+1,14 мкмоль/ч. Величины коэффициентов активации витаминизависимых ферментов эритроцитов снижались до значений, характеризующих нормальную обеспеченность витаминами Вь В2 и Вб, составляя для ТДФ-эффекта 1,11+0,02 (при норме не более 1,15), для ФАД-эффекта 1,17+0,03 (при норме не более 1,2), для ПАЛФ-эффекта 1,45+0,05 (при норме не более 1,5).
Таким образом, наши исследования показали, что у рабочих, занятых в производстве красителей на основе аминонитросоединени.й бензола, развивается выраженный дефицит витаминов группы В и аскорбиновой кислоты. Он проявляется на фоне пониженного поступления витаминов с пищей (кроме пиридоксина). Попытка скорригировать витаминный статус с помощы<£ приведения витаминной части рациона в соответствие с физиологическими нормами питания для данной группы интенсивности труда (III) оказалась неудачной. Это свидетельствует о том, что в генезе полигиповитаминоза важное место принадлежит химическому фактору — контакту рабочих с анилином и его гомологами. Отрицательное воздействие вредного производственного фактора повышает потребность рабочих в витаминах, покрыть которую в наших исследованиях удалось, лишь вводя в рацион дополнительно суточную дозу витаминов в виде поливитаминного препарата «Ундевит».
Литература
1. Биохимические методы исследования в клинике: Справочник/Под ред. А. А. Покровского. — М., 1959.
2. Кастрикина Л. И., Чурдалева Е. В., Спиричев В. Б. и др.//Вопросы питания.— 1975. —№5. — С. 12—18.
3. Пятницкая И. И., Богданов Н. Г., Сапрунова М. М. // Там же. — 1982. — № 3. — С. 34—36.
4. Святославова В В., Гермашев А. Г. // Гиг. и сан. — 1984. — № 2. — С. 59—61.
5. Спиричев В. Б., Блажеевич И. В., Исаева В. А. и др. // Вопросы питания.— 1973. — № 6. — С. 6—11.
6. Спиричев В. Б. //Теоретические и клинические аспекты науки о питании. — М., 1983. — Т. 4. — С. 3—13.
7. Старшее П. Д.// Лаб. дело. — 1962. — № 6. — С. 37— 42.
Поступила 18.01.89
Гигиена детей и подростков
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1990 УДК 371.035.3
И. С. Дронов, К. С. Жижин, /О. А. Сидоренко
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К НОРМИРОВАНИЮ ТРУДА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖШКОЛЬНОГО УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМБИНАТА
Ростовский медицинский институт
В настоящее время в стране действует разветвленная сеть учебно-производственных комбинатов (УПК) для трудового обучения и профориентации старшеклассников. Создание их позволило в значительной мере систематизировать накопившийся опыт профориентациомной работы среди молодежи, обеспечило ориентацию около 40% подростков, обучающихся в УПК на массовые рабочие профессии. Однако реализация ре-
зервов этих учреждений до сих пор сдерживается рядом обстоятельств: до последнего времени на строительство УПК не были разработаны типовые проекты, отсутствовали какие-либо нормативные документы (указания, рекомендации, санитарные правила), а также нормативы производительного труда подростков, обучающихся в^ УПК-
В течение ряда лет мы анализировали качест-
венные и количественные показатели степени адаптации подростков общеобразовательных школ к труду. Исследования проводили в 5 кабинетах УПК.. Они включали анализ психофизиологических сдвигов (корректурная проба, критическая частота слияния световых мельканий, латентные периоды зрительно-моторной и звуко-ф моторной реакций) у подростков в процессе обучения.
Наиболее показательными следует считать результаты, полученные при обследовании старшеклассников, занятых производительным трудом в кабинетах со значительным машинным насыщением, в частности в кабинетах швейного дела.
Высокая плотность труда (до 80%), отработанная технология изготовления изделий — все это позволило проследить динамику формирования навыка швеи-мотористки. Профессионально значимые функции (ПЗФ) у старшеклассников, осваивающих профессию швеи-мотористки, формируются в течение 3 мес с момента начала занятий. На процесс выработки их влияют ритм, напряженность трудового процесса, условия проведения политехнического практикума, режим и психофизиологические особенности организма.
Поскольку режим труда в данном кабинете обусловливает высокую плотность занятия, а сам процесс труда технологически несложен и однообразен (в течение 2 лет с 9-го по 10-й класс старшеклассники выполняют одну и ту же работу, шьют один тип изделий), то выработка ПЗФ идет быстро и в первые 2 мес с начала обучения она достигает максимума, а затем резко снижается.
На наш взгляд, такое состояние системы человек— машина вполне соответствует экспоненциальной, монотонной асимптотической модели обучения [1, 3].
Наблюдаемый спад в выработке ПЗФ у подростков можно трактовать как своеобразную адаптацию организма к требованиям технологического процесса, когда подросток путем проб и ошибок самостоятельно вырабатывает навык. При существующей наполняемости кабинета (25 учащихся на 1 мастера) нельзя обеспечивать качественную обратную связь ученика и мастера; последний приходит па помощь ученику только в экстраординарных ситуациях, а большую часть времени обучающийся предоставлен сам себе.
Выход на плато развития ПЗФ характерен для учащихся 9-х и 10-х классов, что подтверждает факт недостаточной нагрузки, которую подростки получают в процессе труда в данном кабинете. Плотность занятия обусловлена в первую очередь большим числом операций, напрямую не связанных с технологией пошива изделий из-за слабой технологической обеспеченности педагогического процесса освоения профессии: подростки не имеют карт технологии изготовления изделия,
и этот элемент не предусмотрен программой обучения в УПК..
Указанные особенности деятельности подростков в данном кабинете выделены нами в первую очередь потому, что в процессе организации лон-гитудинального исследования в рамках естественного гигиенического эксперимента мы привели условия работы старшеклассников к оптимальному уровню: кабинет швейного дела разделен на два помещения, площадь на одного учащегося— 5 м2, достаточное освещение, все швейные машины перед установкой в кабинете и в процессе эксплуатации систематически регулируются мастерами с базового предприятия, по уровню вибрации и генерируемого шума имеют характеристики, близкие к паспортным.
Рабочие столы имеют высоту 80 см над уровнем пола, стулья регулируются по высоте сиденья и наклону спинки, подлокотников у стульев нет. Местное освещение не предусмотрено, так как подростки находятся в кабинете в тот период дня, когда уровень освещенности рабочих мест даже в зимний период не опускается ниже 300 л к.
Политехнический практикум строится по двухсменному принципу: первая с 9 ч до 14 ч 45 мин, вторая — с 15 ч до 20 ч.
Как было показано в нашем предыдущем исследовании [2], третий месяц обучения в УПК является переломным: в этот период у основной массы учащихся формируется наиболее высокий уровень развития ПЗФ. Полученные в настоящей работе данные позволяют сделать заключение о том, что гигиеническое нормирование труда подростков с учетом психофизиологических сдвигов целесообразно осуществлять в первые 3 мес от начала обучения в УПК. Если УПК не ставит цель дальнейшего совершенствования навыка, а с ним и роста производительности труда, то процесс обучения можно оставить в неизменном виде вплоть до окончания обучения. Если УПК заинтересован в совершенствовании навыка, то в момент максимального развития ПЗФ нужна смена режима и условий обучения с учетом психофизиологических особенностей организма подростка.
Подтверждением этому тезису может служить тот факт, что у подростков, работающих с нагрузкой или в свободном режиме, отмечается принципиально различное распределение во временном интервале учебного года, особенно з начале, показателей ПЗФ. При отсутствии нагрузок психофизиологические показатели у старшеклассников имеют распределение, близкое к средним уровням для данного возраста. В то же время у подростков, работающих с нагрузкой, сдвиги очень резкие, уровень показателей существенно отличается от среднего, более заметны экстремумы, особенно в середине учебного года.
Такое положение, как показывают наши исследования, характерно не только для машино-
2*
35 —
насыщенных кабинетов УПК, но и для процесса обучения в целом. Мы отдаем себе отчет з том, что УПК в вопросах нормирования труда старшеклассников находятся в сложном положении: к ним неприложимы методики нормирования труда, принятые в народном хозяйстве по отраслям, однако интерес к трудовому процессу, к массовым рабочим профессиям они формировать обязаны. Интерес же этот может возникнуть только при четкой ориентации на реальной конечный результат труда, т. е. подросток, по-на-шему мнению, обучаясь в УПК, должен производить нужную продукцию.
Мы решили предпринять попытку нормирования труда старшеклассников в кабинете швейного дела УПК с ориентацией на развитие ПЗФ как первый этап формирования навыка по избираемой профессии. Однако сам факт формирования указанных функций нуждается в коррекции по периодам обучения. В порядке дискуссии мы хотим предложить такую формулу для расчета нормативов труда в условиях УГП<:
К=1 : [(П,;ач-/5) + (Пкол-/5)],
где Пкач — показатель качества выпускаемой продукции для конкретной отрасли (максимальный); Пкол—показатель количества выпускаемой продукции для конкретной отрасли (максимальной) ; Р — прогноз успешности трудового обучения).
Показатель К рассчитывается на период обучения, охватывающий первые 3 мес, в недельной сетке занятий отдельно для успевающих и неуспевающих. Для того чтобы можно было сопоставить получаемые показатели независимо от
профиля обучения, целесообразно перевести их в баллы — от 1 до 5 или от 1 до 10.
Выводы. 1. Гигиеническое нормирование труда старшеклассников в условиях УПК должно осуществляться с учетом психофизиологических сдвигов в организме подростков.
2. Физиологическая «цена» труда — основной показатель соответствия возможностей организ-^ ма подростка требованиям конкретной профессии.
3. Дифференцированное нормирование труда целесообразно осуществлять в первые 3 мес с момента начала обучения в УПК с обязательным включением в расчеты показателей качества и количества выпускаемой продукции.
Литература
1. Аткинсон Р., Бауэр Г., Кортес Э. Введение в математическую теорию обучения. — М., 1969. — С. 45—48.
2. Жижин К. С., Дронов И. С. // Гиг. и сан. — 1985. — № 4. — С. 68.
3. Новиков А. М. Процесс и методы формирования трудовых умений, —М, 1986, —С. 160—168.
Поступила 25.07.88
Summary. The experience gained in labor standardization of senior schoolchildren studying at an interschool training and production center was generalized on the basis of changes of indicators of professionally significant functions in the labor process. It was established that during the learning process basic changes in the formation of the above functions occurred during first 3 months from the beginning of polytechnical practical studies. The calculation procedure for reevaluated coefficients of labor standardization was proposed according to learning stages during the whole period of polytechnical practical studies.
;с КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1990 УДК 371.66:681.31].371.7
В. А. Доскин, В. И. Белявская, П. И. Храмцов, С. С. Саватеева, С. Л. Ковалькова, А. Н. Якименко
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА ШКОЛЬНИКА ЗА КОМПЬЮТЕРОМ
ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР; НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, Москва
Компьютеризация учебного процесса в школе представляет сложную комплексную проблему, затрагивающую различные стороны гигиенической регламентации учебной деятельности школьников. Среди них важное место занимает разработка оптимальной организации рабочего места.
Учебные занятия в кабинетах информатики и электронно-вычислительной техники связаны с длительным сохранением рабочей позы. Зрительная работа на компьютере осуществляется попеременно с двумя рабочими поверхностями — клавиатурой и дисплеем. Она может оказывать неблагоприятное влияние на зрение, мышечную,
нервную и другие системы растущего организма [4]. При этом функциональное состояние работающих на компьютере во многом определяется рабочей позой, которая зависит, с одной стороны, от организации рабочего места, с другой — от состояния самой мышечной системы (силы, выносливости, упругости, вязкости, гибкости позвоночника и суставов) [2].
Таким образом, оптимизация условий работы за дисплеем становится одной из наиболее важ-^ ных гигиенических задач. Решать ее надлежит на^ основе рациональной организации рабочего места посредством создания таких условий для фор-