Все полученные данные были подвергнуты статистической обработке и приведены в соответствие с Международной системой единиц СИ [4].
Установлено, что никельсодержащие стекло-эмалевые покрытия не ухудшают качества контактировавшей с ними водопроводной воды при применении их в системах холодного и горячего водоснабжения. Вода на всем протяжении эксперимента не приобретала постороннего запаха и привкуса, оставалась прозрачной и бесцветной. Солевой состав испытуемой воды существенно не отличался от контроля.
Проведен спектральный анализ микроэлементного состава контрольной и испытуемой воды. Определяли следующие микроэлементы: барий, бериллий, свинец, олово, титан, марганец, хром, никель, висмут, кобальт, молибден, медь, цинк, фосфор, стронций, литий. Результаты исследова-ий представлены в таблице, из которой видно, что водопроводная вода, контактировавшая со стеклоэмалевыми покрытиями, по своим физико-химическим свойствам соответствует требованиям ГОСТа 2874—82 «Вода питьевая».
Токсикологическими исследованиями установлено, что у животных, получавших в течение б мес для питья воду, контактировавшую с эмалевым покрытием при температуре 20 и 60 °С, не отмечено существенных сдвигов по сравнению с контролем в динамике массы тела, морфологическом составе крови, активности холинэстеразы, аланин- и аспартатаминотрансферазы в сыворотке крови. Проведенными исследованиями не обнаружено различий в содержании гликогена, ДНК и РНК в ткани печени подопытных животных по сравнению с контролем.
По результатам проведенных гистопатоморфо-логических исследований можно заключить, что изученные образцы стеклоэмали не оказали выраженного неблагоприятного воздействия на морфологию внутренних органов. Отдельные изменения воспалительного и дистрофического характера не являлись следствием воздействия изучаемого фактора, так как аналогичные нарушения были обнаружены и у животных контрольных групп.
Изучение отдаленных последствий биологического действия водных экстрактов никельсодер-жащих стеклоэмалей показало, что частота сцепленных с полом рецессивных летальных мутаций при 48-часовом воздействии их на самцов ■ дрозофил достоверно не отличалась от контроля. Результаты исследований обнаружили, что воздействие как холодных, так и горячих экстрактов эмали не приводит к существенному накоплению свободного тирозина в тканях насекомого, что свидетельствует об отсутствии изменений в распределении тирозина в метаболических путях.
Таким образом, можно заключить, что изучаемые образцы стеклоэм а левого покрытия при длительном контакте с питьевой водой не ухудшают ее качества.
Новые никельсодержащие стеклоэмали могут быть рекомендованы к применению в практике хозяйственно-питьевого и горячего коммунального водоснабжения. Внедрение этих покрытий обеспечит коррозионную устойчивость труб, что продлит сроки эксплуатации систем водоснабжения.
Литература
1. Аполлонов а И. ИКуницын Б. Я.//Гиг. и сан.— 1984. — № 2.— С. 68—69.
2. Бакалюк Я. X., Проскурин Е. В. Производство труб с металлическими покрытиями.— М., 1975.
3. Купыров В. Н., Воробец В. И., Г акал Р. К. и др. // Гиг. и сан. — 1977. — №> 3. — С. 96—97.
4. Липперт Г. Международная система единиц в медицине: Пер. с англ.— М., 1980.
5. Медведев Н. Н. Практическая генетика.— М., 1966.
6. Пестова А. Г. // Гиг. и сан. — 1979. — № 12. — С. 22—26.
7. Шефтель В. О., Максимов Ю. А., Гринберг И. М. и др. // Гигиена применения полимерных материалов. — Киев, 1976. — С. 92—93.
Поступила 20.01.88
Summary. The studied samples of vitreous enamel coat-. ing of steel pipes under long-term exposure to drinking water do not deteriorate its characteristics. Such water satisfies the State Standard 2874-82 of "Drinking Water". Under room temperature and heating up to 60 °C enamel coating releases no hazardous substances affecting abstractors' health. The enamels can be recommended to be used in water-supply systems utilized for economic and drinking purposes.
УДК 613.6:687.1 /.4] :658.311.44
М. П. Калинина
• вр ' -' . ^ * ^ V
ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
для РАЗРАБОТКИ КРИТЕРИЕВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ПОДРОСТКОВ
К ПРОФЕССИИ ШВЕИ-МОТОРИСТКИ
| , а % ¿* » А • < м !Т _ » • ^ • ■ к! ' С •' • " . _ ^ ^ !■ I * •
НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва
Ускорение социально-экономического развития и профессиональной ориентации молодежи на ра-
страны делает чрезвычайно важной задачу науч- бочие профессии.
ного обоснования подготовки высо ко кв а лиф и цй- Профессия швеи-мотористки относится к чйс-
рованных кадров в системе профтехобразования лу массовых и ведущих в легкой промышленно-
сти. Профессиональное обучение подростков по этой профессии осуществляется как в старших классах школ на базе учебно-производственных комбинатов, так и в учебных заведениях профтехобразования. Подготовка учащихся по профессии швеи-мотористки в средних профессионально-технических училищах (ПТУ) проводится при сроках обучения 1 и 3 года.
Овладение профессией швеи-мотористки характеризуется, с одной стороны, необходимостью выработки сложных профессиональных навыков, с другой — воздействием на организм учащихся комплекса выраженных профессионально-производственных факторов [3]. Высокие требования, которые профессия предъявляет к организму работающего, обусловливают значительную текучесть кадров в швейном производстве, отсев и болеваемость учащихся при обучении в ПТУ По нашим данным, отсев подростков, осваиваю^-щих профессию швеи-мотористки, составляет 5,5 % в год, из них 7з уходят из училища в результате профессиональной непригодности. Известно, что прием на работу и обучение профессии при условии полного соответствия функциональных возможностей организма человека ее требованиям способствуют лучшей адаптации к профессионально-производственным факторам., успешности овладения профессией, снижению за-, болеваемости и текучести кадров при работе [4].
В наших исследованиях была поставлена задача выявить критерии профессиональной пригодности подростков к профессии швеи-мотористки. Целью настоящей работы явилось обоснование физиолого-гигиенических предпосылок для разработки этих критериев.
В ходе изучения характера труда на Московском производственном швейном объединении (МПШО) «Смена» на основании анкетного опроса высококвалифицированных стажированных работниц и данных хронометража рабочего времени были определены основные требования, предъявляемые к организму работающих в этой профессии: 1) поддержание высокого уровня работоспособности в условиях постоянного нервно-эмоционального напряжения и воздействия на организм специфических факторов швейного производства; 2) выполнение высококоординирован-ных движений рук и ног при вынужденной рабочей позе; 3) зрительный контроль качества работы; 4) концентрация внимания на выполнении определенных операций, быстрое переключение его. В соответствии с данными литературы и нашими собственными исследованиями наиболее значимыми в профессиональном отношении физиологическими функциями организма, обеспечивающими выполнение указанных требований, являются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, внимание, состояние двигательного и зрительного анализаторов.
В связи с этим нами изучались профессионально-значимые функции и уровни их развития у
учащихся — выпускниц швейных ПТУ (№ 159 и 119 Москвы) и у стажированных швей-мотористок МПШО «Смена» с разной степенью успешности в освоении профессии. Всего было обследовано 30 взрослых работниц и 60 подростков без отклонений в состоянии здоровья.
Успешность работы оценивали по выполнению производственного плана, сложности выполняемых операций и уровню допускаемого брака. С этой точки зрения работницы и учащиеся были разделены на две группы: профессионально успешные (ПУ) и профессионально не успешные
(ПН).
Исследования проведены в соответствии с «Унифицированной методикой изучения физиолого-гигиенических аспектов профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи»,, разработанной ВНИИ гигиены детей и подростков и утвержденной Минздравом СССР. Изучение индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности проводили с использованием автоматизированного эксперимента на базе ЭВМ. ЕС 1010.
Силу нервной системы определяли по методике В. Д. Небылицына [7] в звуковом варианте. Подвижность основных нервных процессов изучали по методу легкости экстренной переделки двигательной реакции выбора. Исследование уравновешенности основных нервных процессов проводили по реакции на движущийся объект. Показатель устойчивости внимания рассчитывали с помощью корректурных таблиц Анфимова по формуле В.. И. Агаркова [1]. Время переключения внимания определяли по черно-красным таблицам Шульте — Платонова. Изучали также уровень развития анализаторов — зрительного по линейному глазомеру и двигательного с использованием. динамометрии — по определению порога точности воспроизведения заданных движений •на кинематометре Жуковского и числа касаний за 15 с на приборе АКДР-2.
Показателем силы нервной системы служил латентный период двигательной реакции на воздействие звукового раздражителя различной интенсивности: слабого (30 дБ) и сильного-(120 дБ). Вычисляли коэффициенты: ХНК-2 (отношение среднего времени реакции на слабый звук к времени реакции на сильный) и В, получаемого из уравнения регрессии у=а+Ьх. Исследования показали, что самое короткое время реакции было у выпускниц 1-годичного ПТУ в. группе ПН (табл. 1). К ним приближались выпускницы ПТУ группы ПН с 3-годичным обучением. В группах ПУ и ПН учащихся и работниц выявлены статистически достоверные различия во времени реакции на слабый звуковой раздражитель (р<0,01). У стажированных работниц время реакции на оба звуковых раздражителя было больше, чем у учащихся, что объясняется возрастными особенностями и согласуется с данными литературы [2], однако различие по этим показате-
Таблица 1
д » * а
Уровень развития психофизиологических функций шпей-моторис^к с разной степенью профессиональной успешности
Выпускники ПТУ
Работницы
3 года обучения
1 год обучения
Показатель
.Латентный период двигательной реакции, мс: на звук 30 дБ на звук 120 дБ ХНК-2
272,95 ±11,75 208,6=1= 14,35 1,33=1=0,04 0,71 ±0,10 1,20+0,02
216,2^=17,78 186,25=^10,34 1,29=1=0,05 0,66=1=0,08 1,22=1=0,03
351,60={=18,39 235,10=1=6,48 1,56=1=0,07 1,28±0,14 1,61=1=0,05
253,77=1=10,23 198,294=9,50 1,28=1=0,03 0,76=1=0,07 1,144=0,11
298,8=И 1,12 196,08±5,69 1,52=1=0,05 1,09=1=0,09 1,51=1=0,09
296,97=ь15,45 208,32=1=11,07 1,45=ь0,04
1,09=1=0,09
1,52=1=0,11
Индекс переделки Количество точных
реакций, % Количество отсроченных реакций, % Количество опережающих реакций, %
46,00=1=2,03
22,00=1=1,75 1,18=1=0,13
20,28=Ы,88 1,12=ь0,17
-Устойчивость внимания, усл. ед. Время переключения внимания, с
108,214=6,04
176,18=1=6,79
130,71=4=9,33
лям в группах ПУ и ПН стажированных работниц было достоверным (р<0,01). По средним показателям ХНК-2 и В также получены статистически значимые различия между группами ПУ и ПН выпускниц ПТУ с разными сроками обучения и стажированных швей. При анализе индивидуальных данных по указанным параметрам выявлено, что среди работниц и подростков групп ПУ преобладают лица с более высокими результатами, т. е., как показали исследования, освоение профессии швеи-мотористки успешнее проходит у лиц с сильным типом нервной системы.
Для оценки подвижности основных нервных процессов вычисляли коэффициент легкости переделки двигательной реакции выбора (отношение времени реакции после переделки к времени реакции до переделки). Максимальное значение коэффициента наблюдалось у работниц груплы ПУ. Близкая к этому значению величина коэффициента подвижности регистрировалась у выпускниц ПТУ групп ПУ с обучением сроком 1 и 3 года. Статистически достоверное различие по этому показателю установлено между группами ПУ и ПН учащихся и стажированных швей. Наибольшее различие по индексу переделки выявлено у работниц групп ПУ и ПН. Анализ индивидуальных данных подтверждает это различие: так, у квалифицированных работниц и подростков в большинстве случаев показатель подвижности был не ниже 1,41, у плохо освоивших профессию лиц он не превышал 1,23. На основании этих данных сделан вывод, что среди подростков и взрослых групп ПУ чаще встречаются лица с более высоким коэффициентом переделки, свидетельст-
вующим о низкои подвижности нервных процессов.
Исследования уравновешенности основных нервных процессов показали, что в группах ПН чаще прослеживаются отсроченные реакции. Так, у работниц группы ПУ количество отсроченных реакций составило 29,78 % против 35,42 % в группе ПН, у учащихся ПТУ 3-го года обучения — 23,44 % в группе ПУ и 28,54 % в группе ПН. Аналогичное различие по количеству отсроченных реакций отмечалось у подростков с 1-годичным сроком обучения. Подтверждением приведенных данных служит величина коэффициента К (отношение процента отсроченных реакций к проценту опережающих), составившая 2,56 в группе ПН учащихся ПТУ 3-го года обучения против 1,12 в группе ПУ. В то же время у швей-мотористок группы ПУ чаще встречаются точные реакции. Это подтверждает вывод о том, что в освоении профессии важную роль играет сбалансированность нервных процессов.
Изучение свойств внимания показало, что хорошо освоившие профессию работницы и учащиеся ПТУ с 1- и 3-годичным сроком обучения имели показатель устойчивости внимания достоверно выше (р<0,05), чем лица из групп ПН. Аналогичные результаты были получены при анализе среднегрупповых показателей времени переключения внимания. Это дает нам право заключить, что работницы и подростки групп ПУ имеют более устойчивое внимание и быстрее переключают его по сравнению со швеями групп ПН.
Профессионально значимыми для швеи-мотористки также являются функции двигательного и зрительного анализаторов. Изучение двигатель-
Таблица 2
Пороговые показатели двигательного и зрительного анализаторов у швей-мотористок с разной степенью профессиональной
успешности
* 1 ""в* 1 mm I Выпускники ПТУ Работницы
Показатель 1 год обучения 3 года обучения
• ПУ ПН Г1У ПН ПУ ПН
Координ аметрия, град: правая рука левая рука Тремор рабочей руки, число касаний за 15 с Линейный глазомер, с 2,73+0,29 2,70+0,28 22,33-4-1,71 0,74+0,10 4,56+0,44 3,27±0,42 • • ^L 31,50+2,01 1,18+0,13 2,39±0,20 2,39+0,20 16,38±2,25 0,72+0,11 5,33+0,88 4,40+0,81 29,82±2,99 1,41±0,16 2,30+0,22 2,29±0,23 14,60+0,82 0,87+0,05- 5,46+1,03 4,86+0,64 28,40+2,38 1,63+0,17 •
ного анализатора выявило достоверные различия по уровню его функционирования в группах ПУ и ПН изучаемого контингента. Так, учащиеся групп ПУ имели более низкий порог мышечно-суставной чувствительности правой и левой руки, чем учащиеся групп ПН (табл. 2). Такие же различия получены при изучении координаметрии. У учащихся ПТУ и работниц фабрики групп ПУ число касаний за 15 с было достоверно меньше (р<0,01).
Исследование зрительного анализатора по показателям линейного глазомера выявило более высокий уровень развития этой функции подростков и стажированных швей в группах ПУ.
Учитывая, что в основе профессиональной успешности стажированных работниц лежит формирование нового динамического стереотипа [6], мы провели сравнительный анализ достигнутого в процессе обучения уровня функций наиболее тренируемого двигательного анализатора у учащихся групп ПУ с 1- и 3-годичным сроком обучения. Результаты исследований свидетельствуют, что у ПУ выпускниц с 1-годичным сроком обучения показатель мышечно-суставной чувствительности правой руки составил 2,73 против 2,39 у выпускниц с 3-годичным сроком обучения. Число касаний за 15 с у подростков группы ПУ, обучавшихся 3 года, было меньше, чем в аналогичной группе подростков с 1-годичным сроком обучения, и составило 16,38 против 22,33 (р<0,05). Полученные данные свидетельствуют о тренировке функций двигательного анализатора и уровне его развития у подростков группы ПУ 3-го года обучения, соответствующем уровню квалифицированных швей.
Развитие двигательного анализатора учащихся группы ПУ с 1-годичным сроком обучения не достигает уровня его у стажированных работниц группы ПУ, что свидетельствует о меньшей профессиональной подготовленности первых.
Выводы. 1. Выявлены различия индивиду-
ально-типологических особенностей высшей нервной деятельности, внимания и уровней функционирования анализаторов у профессионально успешных и профессионально не успешных учащихся ПТУ и стажированных швей-мотористок.
2. Степень развития психофизиологических функций у подростков в процессе обучения не зависит от его сроков (1 или 3 года). В то же время развитие функций двигательного анализатора у профессионально успешных подростков находится в зависимости от сроков обучения.
3. Полученные данные являются физиолого-ги-гиенической предпосылкой для разработки критериев профессиональной пригодности подростков к профессии швеи-моторнстки.
Литература
1. Агарков В. #.// Гиг. и сан. — 1979. — N° 8. —- С. 68—69.
2. Башкирова Л. С. Возрастные. особенности состояния и динамики некоторых физиологических функций подростков при обучении в профтехучилище швейников: Авто-реф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1970.
3. Зуев Т. Ф. // Сборник науч. работ Ростов, мед. ин-та по гигиене женского труда. — Ростов-н/Д., 1975. — С. 12—14.
4. Карцев И. Д., Халдеева Л. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям.— М., 1977.
5. Квиклис В. Н., Шимкунене Б. Б. Актуальные проблемы развития научных исследований молодых ученых и специалистов Вильнюсского гос. университета. — Вильнюс, 1980.
6. Косилов С. А., Леонова Л. А. Физиологические основы профориентации школьников.— М., 1977.
7. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. — М., 1966.
Поступила 09.07.87
Summary. Some differences in individual and typologic characteristics of the higher nervous activity, attention and levels of analyzer functioning in students of a sewing vocational school and motorist seamstresses with a long-term record of service were identified. The data obtained served as a physiologic and hygienic prerequisite for the development of the criteria of professional selection of adolescents for mastering the profession of a motorist seamstress.