Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА АТЕРОСКЛЕРОЗА У ПОДРОСТКОВ НЕКОТОРЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП'

ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА АТЕРОСКЛЕРОЗА У ПОДРОСТКОВ НЕКОТОРЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical examination of 479 teenagers-students of vocational schools of various profiles—made it possible to determine the presence of individual risk factors of atherosclerosis, as well different combinations of such factors. ‘Convincing’ risk factors of atherosclerosis (arterial hypertension, hypercholesterinemia, impaired carbohydrates tolerance) were significantly more frequent in the young men compared to the girls, and combinations of risk factors were 3 times more frequent in the boy teenagers. The incidence of hereditary atherosclerosis, excess body weight, changes in the terminal part of ventricular complex identified by EEG were not dependent upon the sex of the examined individuals. Dynamic follow-up observations provided data on a higher incidence of risk factors of atherosclerosis in the students of those vocational schools which did not comply with the basic sanitary-hygienic norms for training, occupational practice and nutrition.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА АТЕРОСКЛЕРОЗА У ПОДРОСТКОВ НЕКОТОРЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП»

Ставицкая А. Б., Арон Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М., 1959. Юмашева Р. П. — Гиг. и сан., 1969, № 12, с. 89. Ямпольская Ю. А. — Там же, 1981, № 12. с. 47—50. Blinkhorn A. S. et al. — J. Epidem. Commun. Hlth, 1981, v. 35, p. 98—101.

Поступила 21.04.82

Summary. Growth and certain other indices of the children's health status have been studied in endemic fluorosis centres. An excess fluoride level in drinking water {6 mg/1) was shown to contribute to growth -inhibition in children. The harmful effect on the growth produced by an excess fluoride level is attributed to the effect of fluoride on the functional activity of osteoblasts.

УДК eie.13-004.e-057-053.8-07

Т. И. Лошак, Г. Н. Варварина, Н. В. Десятникова, С. И. Гнелицкая

ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА АТЕРОСКЛЕРОЗА У ПОДРОСТКОВ НЕКОТОРЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП

Горьковскин НИИ гигиены труда и профзаболеваний

За последние два десятилетия осложнения атеросклероза вышли на первое место среди причин утраты трудоспособности и смертности населения, особенно лиц мужского пола.

Вызывает тревогу омоложение ишемической болезни сердца. Патоморфологические исследования (А. М. Вихерт и В. С. Жданов) показали, что начальные признаки атеросклероза (липо-идные пятна и полоски) появляются в сосудах уже в детском и юношеском возрасте.

Поскольку наиболее эффективно раннее предупреждение заболеваний, необходима массовая профилактика атеросклероза на этапе обратимых сосудистых изменений у детей и подростков.

Степень вероятности развития атеросклероза обусловливается наличием отдельных факторов рнска: артериальной гипертензии, гиперхолесте-ринемии, нарушения толерантности к углеводам, курения, ожирения, отягощенной по атеросклерозу наследственности и др. (Е. И. Чазов и со-авт.) и возрастает по мере сочетания 2—3 факторов.

По мнению большинства исследователей, ранняя профилактика атеросклероза должна предусматривать борьбу с факторами риска его развития. Массовая профилактика атеросклероза невозможна без обеспечения оптимальных санитарно-гигиенических условий труда, быта и отдыха, что особенно касается подростков, у которых в связи с профессией меняется жизненный стереотип.

Целью нашей работы являлось изучение отдельных факторов риска атеросклероза и их комбинаций у подростков, обучающихся разным профессиям, для выделения контингентов, наиболее нуждающихся в ранней профилактике атеросклероза. Была проведена оценка влияния на частоту факторов риска атеросклероза некоторых условий обучения, прохождения производственной практики, отдыха для определения оптимальных условий в плане раннего предупреждения атеросклероза.

Обследовано 479 практически здоровых подростков (365 юношей и 114 девушек) в возра-

сте 15—16 лет, среди которых были учащиеся ПТУ машиностроительного, сельскохозяйственного и швейного профилей.

Обследование включало опрос подростков по модифицированной анкете Rose, антропометрическое исследование, измерение АД, запись ЭКГ * в покое в 12 отведениях. У 150 подростков (отобранных методом случайной выборки) измеряли количество холестерина в крови по методу Илька, содержание триглицеридов методом Carlson, содержание липопротеидных фракций методом электрофореза на бумаге в альбумин-содержащем буферном растворе по Lees и Hatch в модификации Е. Л. Ревуцкого и соавт. У 50 подростков определяли толерантность к глюкозе (соответственно рекомендации комиссии экспертов ВОЗ).

Результаты проведенных исследований свидетельствовали о наличии отдельных факторов риска и их сочетаний у подростков 15—16 лет.

Особого внимания заслуживают юноши. У них ¥ отмечено преобладание «весомых» факторов (курение, гиперхолестеринемия, артериальная гипертензия, нарушение толерантности к углеводам). Более чем у половины (56%) юношей выявлен один или несколько факторов риска атеросклероза (среди девушек у 19%).

Курение явилось самым распространенным фактором риска атеросклероза у обследованных юношей. Систематически выкуривали до 10 сигарет и более в день 37 %. 26 % курили несистематически по 1—2 сигареты в день. Среди обследованных девушек курящих не было.

Из других факторов риска атеросклероза у подростков мы чаще всего отмечали артериальную гипертензию, что согласуется с данными литературы. Принимая за артериальную гипертензию систолическое АД 135 мм рт. ст. и более и диастолическое 85 мм рт. ст. и более (И. Б. Ту-бол и соавт.), мы установили повышение АД щ у 12,3% юношей и 3,5% девушек.

Гиперхолестеринемия выявлена у 13%. нарушение толерантности к углеводам — у 8% юношей. У девушек эти факторы риска атеросклероза имелись в единичных случаях.

С одинаковой частотой независимо от пола отмечались такие факторы риска, как отягощенная по атеросклерозу наследственность (8%), избыточная масса тела (10%), изменение конечной части желудочкового комплекса на ЭКГ (21,3%).

Нами были изучены различные сочетания нескольких факторов риска атеросклероза у под-* ростков. Подобные сочетания встречались у юношей в 3 раза чаще, чем у девушек (соответственно 33 и 11%). Наиболее часто имелись комбинации следующих факторов: курение и артериальная гипертензия, курение и избыточная масса тела, курение и отягощенная наследственность, курение и гиперхолестеринемия. У 5,3 % обследованных юношей обнаружены сочетания 3, а у 2,1 % —4 факторов риска атеросклероза.

Таким образом, столь частое обнаружение одного и тем более нескольких факторов риска ** атеросклероза у подростков, особенно юношей, свидетельствует о значимости профилактики указанного заболевания на данном возрастном этапе жизни человека.

В настоящее время не вызывает сомнения, что на развитие атеросклероза существенное влияние оказывают образ жизни человека, его профессиональная деятельность, привычки.

Обследованная нами группа подростков была неоднородной по профессиональному составу: 142 юноши осваивали профессию слесаря-инструментальщика, 117 — судосборщика, 106 — тракториста. Все 114 девушек изучали профессию швен-мотористки. Условия обучения подростков были различными. ^ Что касается расписания занятий и прежде всего организации производственной практики, то при обучении профессии слесаря-инструментальщика и судосборщика они соответствовали основным гигиеническим требованиям. Производственная практика на первом году обучения осуществлялась в учебных мастерских училища, на втором и третьем — в учебных цехах и только к окончанию училища — в основных цехах базовых предприятий. Менее благоприятными с гигиенических позиций были условия обучения профессии тракториста. При составлении расписания допускалось понедельное чередование занятий и производственного обучения, в училище не было учебных полигонов, не контролировалась физическая нагрузка, допускалась высокая плотность рабочего дня при прохождении производственной практики.

Производственная практика девушек, обучаю-щихся профессии швен-мотористки, проводилась уже с первого года в неприспособленных для обучения производственных цехах базового предприятия. Условия труда девушек характеризовались гиподинамией, вынужденной рабочей позой, высокой плотностью рабочего дня, конвейерным ритмом труда (на втором году обучения

подростки работали на конвейере вместе со ста-жированными рабочими).

При опросе 20 % девушек жаловались на головные боли после работы, повышенную утомляемость. Подобные жалобы значительно реже встречались у юношей (у 8%). При анализе условий отдыха и питания обследованных также были получены неоднородные данные. 15% подростков, обучающихся профессии слесаря-судосборщика и слесаря-инструментальщика, занимались в спортивных секциях. Среди трактористов и швей-мотористок было меньше приобщенных к спорту (соответственно 8 и 6 %).

Все юноши были обеспечены бесплатным рациональным питанием. Большинство девушек питались нерегулярно, нередко преобладала богатая легкоусвояемыми углеводами пища.

Для оценки влияния различных условий обучения и быта 248 подростков были обследованы в динамике (на первом и третьем годах обучения в ПТУ). Результаты динамического наблюдения за указанными группами подростков оказались различными и коррелировали с санитарно-гигиеническими условиями обучения и быта. При соблюдении санитарно-гигиенических нормативов производственного обучения, предусматривающего ступенчатое воздействие учебно-производственной нагрузки, рациональной организации труда и отдыха (слесарн-судосборщнкн и слесари-инструментальщики) у подростков не отмечено учащения факторов риска атеросклероза в динамике (см. таблицу). Между тем подростки этих профессиональных групп в процессе производственной практики подвергались действию локальной вибрации, способной оказать неблагоприятное влияние на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы (А. А. Пенкновнч и соавт.). Полученные нами данные подтверждают значение правильной организации теоретических и практических занятий, обеспечивающей минимальное воздействие вибрации, в профилактике изменений сердечнососудистой системы.

У юношей, обучающихся профессии тракториста, отмечено учащение артериальной гипертен-зии и нерезких реполяризационных изменений миокарда на ЭКГ к концу обучения (см. таблицу). По-видимому, нерациональная организация учебно-производственного процесса и отдыха подростков явилась основной причиной отрицательной динамики состояния сердечно-сосудистой системы подростков. Нельзя исключить неблагоприятное влияние общей вибрации, воздействию которой подвергались обследуемые юноши в процессе прохождения производственной практики. У швей-мотористок в динамике отмечены учащение артериальной гипертензии и увеличение содержания холестерина, триглице-ридов (Р<0,05), что также объясняется несоблюдением санитарно-гигиенических нормативов условий обучения, гиподинамией и нерегуляр-

Динамика некоторых факторов риска атеросклероза в процессе обучения подростков

Группа Число обследованных Артериальная ги- псртензия, % Холес терии, иг% Триглицерии. мг% Липопротеиды. % Наличие пре-3 Нерезкие реполяриза-ционные нарушения ЭКГ. %

а Р

I II I II I | II ' 1 " I | I. I II I | II I II

Слесарн-нн- струменталь- щики Судосборщики Трактористы Швеи-мото- ристкн 1 42 1 1 7 106 114 97 63 57 31 9.8 15,4 12,2 3,5 7,8 13,3 23, 1 16.1 191.6± 5,1 184.3±6.5 17G.2±6.8 167.5±5,7 194.7±5.1 165.4±6.7 185.1 ±7.5 196±14.9 80,8±4,2 81.1 ±59 7|.6±5,8 60,8±4.5 88±3.8 G9.3±5.4 49,5±3,1 74,5±4,1 36,2±С.9 35,6±1 ЗЭ.7±0,8 41,2±0,9 36.8±0.8 37,5±0.7 39.1±1.2 38,5±0.8 63.8±0.9 Б4.4±1 В0.3±0,8 58,8±0.9 63,2±0,S С2.5±0.7 60,9+1.2 61,5±0,8 6.6 20 19 9.5 15 0 13 0 6 18 15 23 8 16 35 37

ным питанием с преобладанием углеводистой пищи. С последним можно связать увеличение процента случаев ожирения у обследованных девушек (10 при первом обследовании и 26 при втором), чего не отмечено у юношей.

Таким образом, у обследованных подростков констатирована большая распространенность отдельных факторов риска атеросклероза и их комбинаций, что позволяет считать необходимым осуществление первичной профилактики атеросклероза в подростковом возрасте.

При определении контингента подростков, наиболее нуждающегося в ранней профилактике атеросклероза, наибольшего внимания заслуживают юноши, имеющие сочетания 2, 3 и более факторов риска.

На частоту факторов риска атеросклероза существенное влияние оказывают санитарно-гигиенические условия обучения, быта и отдыха подростков. Массовая профилактика атеросклероза в юношеском возрасте должна прежде всего предусматривать оптимизацию условий обуче-

ния, отдыха и питания, а также улучшение условий прохождения практики.

Литература. Вихерт А. М., Жданов В. С. Атеросклероз при различных заболеваниях. М.. 1976. Пенкнович А. А. и др. — Гиг. труда. 1980, № 8, с. 15—18. Тубол И. Б. и др.— Кардиология, 1980, № 4, с. 58—60. Чазов Е. И., Вихерт А. М„ Метелица В. И. — Там же, 1972, № 8, с. 134—146. ф

Поступила 27.04.82

Summary. Medical examination oi 479 teenages-students of vocational schools of various profiles—made it possible to determine the presence of individual risk factors of atherosclerosis, as well different combinations of such factors. 'Convincing' risk factors of atherosclerosis (arterial hypertension, hypercholesterinemia, impaired carbohydrates tolerance) were significantly more frequent in the young men compared to the girls, and combinations of risk factors were 3 times more frequent in the boy teenages. The incidence of hereditary atherosclerosis, excess body weight, changes in the terminal part of ventricular complex identified by EEG were not dependent upon the sex of the examined individuals. Dynamic follow-up observations provided data on a higher incidence of risk factors of atherosclerosis in the students of those vocational schools which did not comply with the basic sanitary-hygienic norms for training, occupational practice and nutrition.

УДК 613.6:612.766.11-053.5

Г. Н. Каминская

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ ОПЕРАЦИИ УЧАЩИМИСЯ 4-ГО КЛАССА

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Действующими программами по трудовому обучению в средней школе технический труд (столярное и слесарное дело для мальчиков) введен с 4-го класса, т.е. для учащихся 10— 11-летнего возраста. Выполнение заданий, предусмотренных программой в 4-м классе, предполагает освоение и применение различных трудовых операций, которые раньше выполнялись пятиклассниками. Например, слесарное дело включает резание металла ножницами, опиливание, сгибание и правку тонкого листового металла и проволоки. Осуществление разнообразной трудовой деятельности требует определенного напряжения многих систем организма, которые у 10—

11-летних школьников находятся в стадии развития. Так, по данным ряда авторов, лишь к 13—14 годам наблюдается стабилизация основных параметров движений и двигательных качеств у детей (В. С. Фарфель; Л. Е. Любомирский).

Сложность трудового обучения в 4-м классе в значительной степени определяется ранним возрастом учащихся и тем, что оно представляет собой начальный этап формирования трудо- * вых навыков. В связи с этим необходима гигиеническая регламентация трудового обучения в соответствии с возрастными и функциональными возможностями детей, впервые начинающих заниматься техническим трудом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.