время Т-2 токсин даже в низких дозах О/воЬОбо) может оказывать иммуноденрессивное действие. Следует, по-видимому, подчеркнуть, что иммуно-депрессивное действие трихотеценовых микоток-синов, в частности их влияние на гуморальный иммунитет, связано с наличием ацетильной группировки в положении С4. Выявленный иммуно-депрессивный эффект может быть частично объяснен ингибирующим действием трихотеценовых микотоксинов па синтез белка [7, 11].
Полученные результаты позволяют рекомендовать определение количества ЛОК в селезенке как один из чувствительных показателей, который может быть использован для обоснования предельно допустимых количеств трихотеценовых микотоксинов в пищевых продуктах.
Литература
1. Методические рекомендации по обнаружению, идентификации и определению содержания афлатоксинов в чищеных продуктах. М., 1981.
УДК 371.71:3771:612.763.014.49
Предстоящая перестройка системы среднего образования в нашей стране, отраженная в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984) обязывает научных и практических работников здравоохранения поднять на новый качественный уровень медицинское обеспечение политехнической подготовки учащихся 9—10 классов к труду, их ориентирование на массовые рабочие профессии.
Удачной формой приобщения подростков к нуждам народного хозяйства страны являются межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК) трудового обучения и профориентации. Однако качественные и количественные оценки степени адаптации подростка к труду (уровень сенсомоторной координации, физиологическая активность наиболее нагружаемых в процессе труда анализаторов, напряженность, условия и нормирование трудового процесса и др.) в условиях УПК до последнего времени не проводилось. Считать нормальным такое положение нельзя, ибо именно на уровне УПК старшеклассник формирует свое отношение к труду, профессионально значимые функции организма, что впоследствии обеспечит успешность освоения избранной специальности.
Именно на этом этапе очень важно получить достаточный ответ на вопрос о том, чего подро-
2. Методические рекомендации по обнаружению, идентификации и определению содержания натулииа в фруктовых и овощных соках и пюре. М., 1982.
3. Соболев В. С., Эллер К. И., Болтянская Э. М. и др. — Изв. АН СССР. Серия биол., 1984, № 1, с. 137—
4. Friend S. С. £.. Babiuk L. A.. Schiefer Н. В. — Toxicol. appl. Pharmacol., 1983, v. 69, p. 234—244.
5. Friend S. C. £., Hancock D. S.. Schiefer H. B. et al. — Canad. J. сотр. Med., 1983, v. 47, p. 291—297.
6. Hayes M. A., Schiefer H. B. — Ibid., 1980, v. 44, p. 203— 218.
7. Ito H„ Watanable K.. Koyama J.—J. Pharmaco-Bio-Dyn., 1982, v. 5, p. 403—409.
8. Jerne K. N.. Nor din A. A.— Science, 1963, v. 140. p. 405.
9. Karber G. — Arch. exp. Path. Pharmakol., 1931, Bd 162, S. 480—482.
10. Rosensiein Y.. Kretschmer R. R„ Lafarge-Frayssi-net C. — Immunology, 1981, v. 44, p. 555—560.
11. Rosenstein Y.. Lafarge-Frayssinet C.— Toxicol, appl. Pharmacol., 1983, v. 70, p. 283—288.
Поступила 04.lu.b4
*
сток хочет, что он может и чего от него потребует избранная профессия. Основная трудность в том, что ни один однократный тест не способен дать такой ответ, нужны время, динамика, которая может элиминировать гетерохронность развития и созревания подростка (естественно, в пределах возможного). С физиологической точки зрения, при обучении в любом кабинете УПК важно одно: за 2 года подросток должен достичь максимального развития профессионально значимых функций. Именно это в первую очередь способствует его дальнейшему соответствию требованиям реального производства.
Кроме того, важно знать поэтапный прогно^ формирования контингента подростков, которые не смогут в силу объективных причин достичь соответствия профессионально значимых функций требованиям профессии. Для таких подростков необходимо вовремя изменить программу обучения или рекомендовать им другой профиль обучения сообразно возможностям.
Большую помощь в этом способен оказать математический аппарат, именуемый цепями Маркова. Известный русский математик А. А. Марков на рубеже XIX—XX столетий обосновал с позиции теории вероятностей влияние состояния динамической системы на ее последующие состояния. Эти закономерности, получившие назва-
К. С. Жижин, И. С. Дронов
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО ДИНАМИЧЕСКОГО СТЕРЕОТИПА ПОДРОСТКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В МЕЖШКОЛЬНОМ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМБИНАТЕ
Ростовский медицинский институт
ние цепей Маркова, внедряются все активнее как прикладной элемент в различные разделы науки и техники, в том числе медицину [1, 4].
Для гигиениста, занимающегося вопросами возрастной эргономики, гигиены детей и подростков, математический аппарат цепей Маркова представляет несомненный интерес с точки зрения прогнозирования формирования профессионально значимых функций на фоне учебно-производственной деятельности подростка в УПК.
В своей работе мы использовали конечные цели Маркова, в них система (в нашем случае это группа подростков, осваивающих швейное дело) через дискретные промежутки времени может сменить одно состояние на другое: незнание предмета — на знание, нестабильные физиологические функции — на стабильные и т. п. В конечном счете стабилизация функций — своеобразный итог учебно-производственной деятельности подростка, предпосылка к созданию рабочего динамического стереотипа [2, 31.
На рисунке представлен граф переходных состояний, отражающий поведение системы под влиянием производственного обучения швейному делу. В состоянии А( система (группа подростков) только начинает входить в процесс обучения. Месяц спустя при переходной вероятности система попадает в состояние А2. Отсюда два пути: либо остаться в состоянии А2 с претензией на дальнейшее совершенствование функции при данном типе процесса обучения и природных задатках, либо перейти в состояние А3. Последнее состояние характеризуется низкими критериями развития и совершенствования профессионально значимых функций. Причин этого две: или процесс обучения мало стимулирует подростка, или его природные возможности не соответствуют избранному делу. Из состояния А3 система также может иметь два выхода: либо в состояние А(, либо остаться на месте. И то и другое адекватно, но до того момента, пока не изменена система обучения с внесением элементов активации. Цикл с момента включения новых элементов обучения повторяется до тех пор, пока данная группа численно не исчерпает себя и не определится ее стабильная профессионально непри-^Ггодная часть.
Содержательная интерпретация графа переходных состояний сводится к следующему: уже через 3 мес обучения швейному делу 2/з учащихся смогут освоить профессию на уровне качественного выпуска продукции, '/з не в состоянии выйти на требуемый для этого уровень развития физиологических функций. Однако следует еще раз подчеркнуть: не сможет выйти только при данном обучающем процессе, именно эта часть подростков в дальнейшем должна подвергаться более детальному обследованию в динамике. И таким образом границы отсева профессионально непригодных в сравнении с одномоментным обследованием и профессиональным отбором резко сужаются, становится более гибкой сама процедура отбора и самое главное — подросток продолжает трудиться в меру своих возможностей пока решается вопрос о системе обучения или смене профиля обучения.
Система цепей Маркова способна дать исследователю ответ еще на один важный вопрос: каков должен быть оптимальный срок обучения, обеспечивающий стабилизацию профессионально значимых функций в конкретных условиях обучения ГЧ-
Для более детального ознакомления с приведенным ранее графом переходных состояний его целесообразнее представить в виде матрицы:
А, Л, Л3
А, 0 1 0 0 10
Р= А, 0 2/3 1/3 или 0 0,7 0.3
А, 3/4 0 1/4 0,75 0 0,25
Поскольку фрагмент данного исследования представлен тремя временными шагами, мы от матрицы Р можем перейти к более важной матрице совокупностей вероятностей за три временных шага:
р?. Р12 Р13
0,2 0,5 0,3
рЗ= р|> Р22 Р|з => 0,25 0,5 0,25
0,05 0,63 0,3
Р31 Р!2 Рзз
РгГФ . Граф переходных состояний.
А, — А* — состояния системы; р,а — ры — вероятности перехода от состояния к состоянию А| — Аз—А*.
Цифра 3 над символом матрицы переходных вероятностей Р — не степень, а указание на то, что из данного эксперимента вычленены три временных шага. Однако оказывается, что довольно трудоемкую процедуру подсчета совокупностей вероятностей можно упростить простым возведением матрицы Р в соответствующую степень: три временных шага — третья, четыре — четвертая и т. д. Этому есть строгое математическое обоснование, которое из-за сложности и объемности мы не приводили. Для нас важен факт, что возведение в соответствующую степень позволяет получить наглядное представление о состоянии анализируемой системы в любой промежуток времени. Однако этот процесс имеет предел; по закону регулярности первоначальная матрица Р будет стремиться к своему пределу, некоей матрице П. В нашем примере это матрица Р в тринадцатой
степени, т. е. через 13 мес при неизменности условий процесс обучения стабилизируется, профессионально значимые функции будут сформированы у подавляющего большинства подростков:
/О 1 0 \ 13 0,18 0,52 0,25
0 0,7 0,3 = 0,18 0,52 0,25
\ 0,75 0 0.25 / 0.18 0,52 0.25
Все строки матрицы Р13 равны, предел достигнут, дальнейшее возведение в высшие степени ничего не даст, при заданной точности расчета до второго десятичного знака будет получаться все та же матрица Р13.
Выводы. 1. Стабилизация профессионально значимых функций при освоении швейного дела в кабинете УПК у подростков начинается на 3—4-м месяце обучения.
2. Окончательное формирование трудовых навыков с высоким уровнем профессионально значимых функции происходит через 13 мес от начала обучения: к этому сроку у 70 % подростков будет высокое качество труда, а примерно 25 % не
смогут к этому времени иметь высокий уровень профессионально значимых функций.
3. Корреляция априорных и эмпирических данных оказалась довольно высокой: р = 0,977. ^
4. Результаты исследования позволяют сделат?* вывод о том, что математический аппарат конечных цепей Маркова'может быть использован для прогноза развития состояний анализируемой биологической системы и с высокой точностью предсказывать исход для внесения коррективов на любом этапе обучения.
Литература
1. Гроссман С.. Тгрнер Д. Математика для биологов. М„ 1983.
2. Кемени Д.. Снелл Д. Кибернетическое моделирование. М.. 1972.
3. Математическая теория планирования эксперимента/Под ред. С. М. Ермакова. М., 1983.
4. Тернер Д. Вероятность, статистика и исследование операций. М., 1976.
Поступила 04.07.84
Из практики
УДК 614.777:628.181:658.562
А. К. Маслов, В. Т. Космун, И. П. Голикова, Г. В. Собина,
О. И Рощин
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ ВОДЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ
Кемеровский медицинский институт; Кемеровская облацтная и городская санэпидстанция
На основании изучения работы очистных водопроводных сооружений выяснено, что при отклонениях в технологических режимах и по другим причинам возможно поступление в сеть недостаточно очищенной н обеззараженной воды. Подобные «проскоки», как правило сравнительно кратковременны и вероятно поэтому не сопровождаются возникновением массовых заболеваний (вспышек), а проявляются лишь спорадическими случаями кишечных инфекций. Подходы же к обнаружению подобных ситуаций причин и условий их возникновения и проявления мало разработаны и в практике санитарно-эпидемиологической службы почти не применяются.
В данной работе поставлена цель — на основе существующей системы контроля за качеством воды централизованного водоснабжения усовершенствовать ее и определить подходы к оценке роли водного фактора в распространении кишечных инфекций.
Работа выполнена в условиях крупного промышленного города, более 83 % населения которого обеспечено централизованным водоснабжением из двух коммунальных водопроводов с поступлением воды из открытого источника — реки.
При углубленном ретроспективном анализе системы контроля за централизованным водоснабжением и качеством воды по данным лабораторных исследований были определены пути решения поставленной задачи.
Оказалось, что, руководствуясь ГОСТом 2874—73 «Вода питьевая» ведомственная (Управление водопровод-
но-канализационного хозяйства) и государственная (санитарно-эпидемиологическая служба) службы контроля проводили большое число лабораторных исследований и получали показатели, которые должны объективно отражать качество исходной воды на этапах очистки, перед поступлением в сеть, в распределительной сети. При этом строго соблюдались кратность и структура исследований, однако некоторые показатели не анализировались и использовались лишь для коррекции технологии обработки воды, а другие при последующем анализе качества воды подраз-. делились только на стандартные и нестандартные. ДлЯт оценки эпидемической роли водопроводной воды применяли один санитарно-бактериологнческий показатель — удельный вес «нестандартных» проб воды по коли-титру или колн-индексу в динамике по месяцам и за год по каждому водопроводу.
Проведенный анализ позволил предположить, что путем использования комплекса показателей качества воды н других данных, получаемых различными лабораториями и службами, при проведении ежедневного учета и группировки с анализом динамики показателей по дням, неделям с последующим сопоставлением с инфекционной заболеваемостью удастся более обоснованно подойти к оценке качества воды и установить ее эпидемическую опасность.
В разработанной нами системе контроля за качеством воды централизованного водоснабжения использованы