Научная статья на тему 'УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 1-4-Х КЛАССОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 1-4-Х КЛАССОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 1-4-Х КЛАССОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

К сожалению, исследования последних лет показывают отрицательную тенденцию к снижению уровня здоровья детей и подростков [1, 3, 7, 8, II). В динамике обучения в школе здоровье школьников ухудшается, число здоровых детей снижается в 4—5 раз, распространенность хронических заболеваний увеличивается в 1,5 раза. Уже в 15-летнем возрасте 33,6% мальчиков и 50% девочек имеют те или иные заболевания, ограничивающие их выбор профессии. В то же время из-за неблагоприятных условий труда в большинстве отраслей промышленности уровень требований большинства профессий к состоянию здоровья и психофизиологическим функциям подростков, поступающих на профессиональное обучение, остается достаточно высоким [9, 12].

В сложившейся ситуации ввиду неопределенности прогноза формирования некоторых профессионально значимых функций и качеств с возрастом представляется целесообразным принимать на обучение профессии "условно годных" подростков, имеющих те или иные функциональные отклонения или заболевания, характерные только для подросткового возраста и имеющие положительный прогноз. Такое решение может быть принято только при строгом выполнении определенных условий: 1) при наличии в училище комплекса тренажерных обучающих устройств, позволяющих целенаправленно формировать необходимые профессиональные качества; 2) при создании условий индивидуального медицинского и педагогического контроля за здоровьем этих учащихся и формированием необходимых профессиональных навыков и 3) при возможности предоставления условий обучения смежной, с меньшими профессиональными требованиями специальности при отсутствии положительных результатов формирования необходимых качеств.

Таким образом, интенсификация профессиональной подготовки путем активного гигиенически рационального использования ТСПО является гигиенически перспективным направлением для обучения сложным и вредным профессиям, позволяющим путем использования научно обоснованных режимов обучения с учетом возраста и профессиональных особенностей осваиваемой профессии управлять процессами адаптации подростков к сложным реальным условиям производства.

Особенностью этой интенсификации является возможность индивидуального формирования недостающих профессиональных качеств с помощью специальных тренировок на обучающей тренажерной технике и создания щадящих, ступенчатых режимов вхождения подростков в производство с учетом их возрастных возможностей. Все это позволяет расширить границы допуска подростков при приеме на обучение профессии, что крайне важно в современных условиях.

Литература

1. Антонова Л. Т., Шатунова Л. В. // Медицинские и психофизиологические аспекты профориентации школьников.

- М„ 1991. - С. 15-20.

2. Игнатьев С. В. // Методологические основы проектирования интенсивных технологий профессионального обучения. - СПб.. 1992. - С. 32-37.

3. Кардашенко В. Н., Суханова Н. Н. // Сов. здравоохр. — 1990. - № 1. — С. 55-56.

4. Левина Л. И. Социально-гигиенические аспекты обучения подростков в строительных профтехучилищах: Авто-реф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1975.

5. Новичкова Н. И. Гигиеническая оценка использования технических средств при профессиональной подготовке учащихся строительных училищ: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1989.

6. Новичкова Н. И., Соболевская О. В., Левина Л. Н. и др. // Всероссийское совещание по гигиене детей и подростков: Доклады. — М., 1993. — С. 37—40.

7. Потапов А. И., Северин Е. С., Ястребов Г. Г., Талалаев А. А. Концепция совершенствования национальной системы обеспечения безопасности среды обитания и жизнедеятельности и охраны здоровья населения России: Проект. (Разрабатывается по договору № 18сб от 29 апреля 1994 г. Советом Безопасности РФ) — М., 1994.

8. Рыбинский Е. М. // Сов. педагогика.— 1991. — № 4. — С. 58-64.

9. Сердюковская Г. //., Сухарева Л. М. // Медицинские и психофизиологические аспекты профориентации школьников. — М., 1991. — С. 3—14.

10. Соболевская О. В. Гигиеническая оптимизация процесса интенсификации профессиональной подготовки подростков водительским специальностям: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1993.

11. Чурьянова М. И., Ананьева Н. А., Белявская В. И. и др. // Гиг. и сан. - 1994. - № 4. - С. 39-42.

12. Шубочкина Е. И. // Медицинские и психофизиологические аспекты профориентации школьников. — М., 1991.

- С. 47-55.

13. Ястребов Г. Г. // Всероссийское совещание по проблемам подготовки рабочих кадров, незанятой молодежи и переподготовки незанятого населения: Сборник основных докладов, выступлений и рекомендаций — Люберцы, 1994.

Поступила I6.0S.95

© М. В. АНТРОПОВА, Н. В. СОКОЛОВА, 1996 УДК 613.73-053.2-02:613.11-07

М. В. Антропова, Н. В. Соколова

УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 1-4-Х КЛАССОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Институт возрастной физиологии РАО, Москва; Международный педагогический университет, Магадан

Лонгитудинальные исследования учащихся начальных классов были осуществлены в одной из школ Магадана. Последовательно в 1, 2, 3 и 4-м классах по одной неделе в каждой четверти учебного года и во все 6 дней недели трижды от начала к концу занятий контролировали учебную нагрузку, режим занятий методикой дозирования работы во времени [1, 8, 9]; в условиях естествен-

ного эксперимента изучали динамику умственной работоспособности (УР). В течение каждого года регистрировали острую заболеваемость детей.

Санитарное состояние и содержание помещений школы находились в пределах гигиенических нормативов.

В 1-й класс были приняты дети I—IV группы здоровья, готовые по своим морфофункциональ-

ным и психофизиологическим параметрам к систематическому обучению в школе [13].

Работами гигиенистов и физиологов бесспорно доказана необходимость строгого нормирования учебной нагрузки в школе и дома с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей учащихся, профилактики отклонений в их здоровье [1, 2, 9, 16, 18].

Согласно действующим учебным планам, нагрузка в школе при 6-дневных занятиях составляла в неделю: в 1-х классах — 20 ч по 35 мин каждый и обязательной 40-минутной динамической паузе; во 2-х классах — 24 ч 45 мин каждый; в 3-х и 4-х классах — 27 ч, так как было введено изучение английского языка.

Недостаточная двигательная активность (ДА) в режиме дня сказывается отрицательно на росте и развитии школьников, их УР и сопротивляемости утомлению в дневном, недельном, четвертном и годовом периодах |1, 7, 15, 18]. Однако и чрезмерная физическая нагрузка, например обусловленная ежедневными занятиями детей в секциях плавания и гимнастики, приводит к ухудшению функционального состояния центральной нервной системы и утомлению младших школьников [5].

Из-за сурового магаданского климата с большими колебаниями низких температур и сильными ветрами [11, 12] пребывание учащихся на воздухе в большинстве учебных дней оказывается невозможным. Поэтому в режим занятий школьников Магадана был включен определенный объем ДА, разнообразный по виду физических упражнений.

Во 2-х и 3-х классах недельный объем ДА включал 1 урок ритмики, подвижные игры на переменах и физкультурные паузы (минутки) на уроках. Во 2, 3 и 4-х классах физическая культура была организована в полном соответствии с действующей комплексной программой по физическому воспитанию учащихся: 1 раз в неделю урок физической культуры в зале и 1 раз — в бассейне — дети обучались плаванию и одновременно осуществлялось их закаливание. Кроме того, все учащиеся 2—4-х классов, которые не имели противопоказаний по состоянию здоровья, занимались в секции плавания 1 раз в неделю по 1 ч. Таким образом, организованная ДА учащихся 2—4-х классов составляла 7,1 ч, что составило 39,4% от объема недельной учебной нагрузки во 2-х классах и 35,1% в 3—4-х классах. Такой объем ДА детей приближался к оптимальному уровню, выявленному на основании изучения иммунной реактивности организма, минералокортикоидной функции надпочечников и состояния здоровья [17].

Оптимальный объем суточной и недельной ДА крайне важен для адаптации школьников, особенно проживающих в условиях сурового климата, высокой световой и ультрафиолетовой недостаточности (10—13].

Для длительного 4-летнего наблюдения за динамикой УР и острой заболеваемостью был взят один из 1-х классоз "шестилеток". Эти дети не отличались (р > 0,05) по уровню "школьной зрелости", УР и состоянию здоровья от своих сверстников приемов разных лет в выбранную школу Магадана. "Шестилеток", готовых к обучению ("зрелых" и "среднезрелых"), было 74,1%.

УР "шестилеток" изучали с помощью фигурных таблиц [1,8, 9]. Средние показатели УР за год повторяли соответственные изменения по его четвертям. Особенно резко (/ = 4,2—9,6; р < 0,05) и физиологически высокозначимо (от —73,0 до —323,0%) было снижение показателя суточной адаптивности по точности работы в I и II четвертях учебного года, т. е. в период адаптации организма "шестилеток" к новому виду деятельности, условиям ее организации, режиму и требованиям дисциплины. Указанные изменения УР "шестилеток" отражают их утомление в течение ежедневных учебных занятий. Аналогичные направленность и интенсивность изменения показателей УР в течение дня, недели и года были диагностированы и у учащихся 1-х классов 3 лет, предшествующих началу лонгитюда [13].

Следует отметить, что при 5-дневной учебной неделе показатели УР у "шестилеток" от начала к концу учебных занятий и от понедельника к пятнице снижались с большей скоростью (у = 3,9— 7,0), чем при 6-дневной неделе [14|.

Таким образом, дети 1-х классов, взятые для последующего многолетнего наблюдения, не представляли по уровням "зрелости" и УР какого-либо исключения по сравнению со своими сверстниками — учащимися школ Магадана. Все параметры УР за первый год обучения (возраст 6— 7 лет) у детей существенно повысился (? = 4,4— 11,4; /> < 0,001). Это обусловлено как естественным возрастным морфофункциональным развитием детей, так и положительным воздействием ежедневного умственного труда.

У учащихся 1—4-х классов (возраст 7—8, 8—9 и 9—10 лет), как и у первоклассников, для изучения дневной, недельной и годовой динамики УР применяли также методику дозирования работы во времени, но по буквенным таблицам Анфимо-ва [1, 8, 9].

Анализ уровней показателей УР выявил, как обычно, ее совершенствование по мере перехода учащихся из класса в класс и их взросления. Все показатели УР повышались от 2-го к 4-му классу существенно (/ = 8,6—68,0; р< 0,001) и весьма физиологически значимо (на 44,0—54,0%). При этом следует отметить, что скорость работы увеличивается более интенсивно от 2-го к 3-му, чем от 3-го к 4-му классам (33,0% против 15,0%). Точность же работы и устойчивость дифференциро-вок от 3-го к 4-му классу увеличивается интенсивнее, чем скорость работы (39,0% и 25,0% против 15,0%; у = 2,6).

Адаптация и дезадаптация к учебной деятельности отчетливо проявились только у учащихся 1-х и 2-х классов школы Магадана в первую четверть учебного года. У учащихся 3-х и 4-х классов периоды дезадаптации после летних каникул не выявлены. Возможно, это просто не удалось проследить, потому что систематические исследования проводились по одной неделе каждую четверть.

Примечательно, что у "шестилеток" — учащихся 1-х классов в дневной динамике УР отсутствовал эффект врабатывания, который был заметен у школьников 2, 3 и 4-х классов, преимущественно к концу всех уроков. Эта особенность с большой долей вероятности может быть обусловлена биорит-мальными изменениями функционального состоя-

ния физиологических систем, смещением акро-фазы под влиянием совокупного влияния учебной нагрузки, нарушений полноценного отдыха и неблагоприятных природных факторов [4, 6].

Рассмотрение динамики средних абсолютных, относительных и интегральных величин исследуемых показателей УР по дням недели позволило установить, что во всех классах днем наиболее сниженной работоспособности оказывается среда. Вторник или среда как дни обычно относительно высокой работоспособности у магаданских школьников не выделяются. Из этого вытекает, что утомление детей интенсивно развивается уже с понедельника и, накапливаясь ото дня ко дню, приводит к существенному снижению в среду УР. Повышение УР в четверг позволяет считать, что с позиции учения о саморегуляции функциональных систем организм учащихся вынужден мобилизовать все свои ресурсы для выравнивания работоспособности, необходимой для эффективного усвоения информации на учебных занятиях в последующие дни недели. Однако при повышении УР в четверг, упрочения его (уровня) не происходит, все показатели УР в пятницу снижаются. Как уже отмечено выше, несмотря на существенные и физиологически значимые колебания уровней показателей в течение дня, недели и отдельных учебных четвертей от сентября к апрелю каждого года и от 1-го к 4-му классу идет возрастное совершенствование УР.

Хотя у магаданских учащихся 1—4-х классов все исследуемые показатели были на более низком уровне, чем, например, у их московских сверстников, развитие УР с возрастом у тех и других шло с одинаковой скоростью [1, 2]. Доказывают это результаты выравнивания средних величин всех сопоставляемых показателей УР способом наименьших квадратов с последующим построением теоретических прямых в одной оси координат. Оказалось, что отношение тангенсов ^ углов наклона прямых (у) ниже достоверных различий (у = 2,0) и равно по объему (скорости) работы 1,3, по ее точности 1,2 и по устойчивости диф-ференцировок 1,4.

На состояние УР учащихся при прочих равных условиях (уровень морфофункциональной зрелости, состояние здоровья, учебная нагрузка, режим учебных занятий и всего дня, объем ДА, питание и др.), о чем уже говорилось, существенное влияние оказывает световая и ультрафиолетовая недостаточность [10—12]. Это показали и комплексные исследования УР учащихся, проведенные членами научного совета "Проблемы школьной гигиены и физического воспитания" в 1972/73 и 1978 гг. [3].

При использовании единых методик изучения и обработки полученных данных по режиму дня, учебной нагрузке, состоянию здоровья было установлено, что чем продолжительнее в году период светового и ультрафиолетового дискомфорта, тем ниже у школьников 6—17 лет уровень УР, особенно по качественным ее показателям — точности работы и устойчивости дифференцировок. Так, в Киеве, расположенном в широтной зоне от 45,0 до 47,0° северной широты, отсутствует световая недостаточность, а ультрафиолетовая регистрируется всего 1 мес в году. При прочих равных условиях жизни, воспитания и обучения у школьни-

ков в этом городе и областных центрах диагностированы высокие качественные показатели УР учащихся 1 —10-х классов [3]. Столь же высоки эти показатели и у учащихся, проживающих в широтной зоне от 53,0 до 57,5° северной широты (Москва, Пущино-на-Оке, Самара, Магнитогорск, Суздаль и др.). Наиболее низкие качественные показатели УР наблюдались у детей Мурманска, расположенного в широтной зоне от 67,5 до 70° северной широты [3].

Величина качественных показателей УР согласуется с показателями, характеризующими состояние высшей нервной деятельности. При равной учебной нагрузке и степени упорядоченности режима дня наиболее вероятно, что отрицательное влияние на УР детей и подростков Крайнего Севера, оказывает длительная (7 мес в году) световая и ультрафиолетовая недостаточность.

Солнечное голодание подавляюще влияет на функциональное состояние организма детей, ослабляет процесс торможения в центральной нервной системе, снижает УР. Так, у школьников Норильска (Заполярье) по сравнению с детьми аналогичной возрастной группы Красноярска существенное снижение силы торможения было констатировано в осенне-зимний период, т. е. в период учебного года [9].

Показатели УР у школьников Магадана, хотя и возрастали от 6—7 лет к 9—10 годам (от 1-го к 4-му классу), однако были существенно ниже, чем у их сверстников, проживающих в городах, расположенных в пределах 41—57,5° северной широты.

Какими же причинами может быть обусловлен сниженный уровень УР? Режим в наблюдаемых классах соответствовал гигиеническим требованиям, нагрузка первоклассников и учащихся последующих лет обучения в школах рассматриваемых городов соответствовала действующему учебному плану. К тому же учащиеся 1—4-х классов имели оптимальный объем организованной в неделю ДА, а 3—4-х классов — занимались плаванием. Увеличение ДА даже в условиях Заполярья положительно влияет на функциональное состояние организма детей, хотя и не исключает полностью отрицательного воздействия светового и ультрафиолетового дискомфорта.

Проследим последовательно указанные различия показателей магаданских школьников и их сверстников — учащихся школ других городов, расположенных в других широтных зонах и с иными уровнями световой и ультрафиолетовой недостаточности на протяжении учебного года.

При одинаковой в равные годы распространенности "зрелых" и "среднезрелых" (71,0— 78,0%) — готовых к систематическому обучению "шестилеток" показатели УР у магаданских школьников были существенно и физиологически значимо (от 21,4 до 47,0%) ниже, чем у их сверстников — учащихся 1-х классов в Пущино-на-Оке, Тбилиси, Москве.

Еще более превышает тройную ошибку разности сопоставляемых показателей УР у учащихся 2-х классов (/ = 3,3—75,7; р < 0,001), а физиологически значимые изменения по точности работы и устойчивости дифференцировок по разности достигают 32,0—400% (Москва, Пущино-на-Оке, Самара).

Столь же велики расхождения в показателях УР у третьеклассников в Магадане и учащихся 3-х классов в других городах (г = 4,5—59,2; р < 0,001), а физиологически значимые изменения по разности составляют 21,6—336,0%.

Высокодостоверными оставались и разности сопоставляемых показателей УР у учащихся 4-х классов в Магадане и перечисленных городах: разности чаще были недостоверны и величина их была физиологически незначима (6,5—10,0%). Расхождения же по точности работы и устойчивости дифференцировок оставались существенными (/=6,8—41,4) и физиологически значимыми (52,0-263,0%).

Организованная ДА детей является положительным фактором, однако не устраняет неблагоприятного влияния экстремального климата, светового и ультрафиолетового голода. Вместе с тем повышение ДА и введение во 2, 3 и 4-х классах занятий плаванием положительно сказались на сопротивляемости организма учащихся заболеваниям острыми респираторными инфекциями. Заболеваемость с временным пропуском занятий у наблюдаемых детей не отличалась существенно от таковой у их сверстников (неспортсменов и спортсменов), проживающих в других регионах, и составляла: в 1-м классе 293,3 дня; во 2-м и 3-м классах 117 и 143 дня и в 4-м классе 271 день. Продолжительность 1 случая заболевания составляла в 1, 2, 3 и 4-м классах соответственно 6,4, 3,0, 5,8 и 5,5 дня. Следует еще раз подчеркнуть, что переход с 6-дневной учебной недели на 5-дневную неизбежно приводит к увеличению дневной учебной нагрузки, ухудшает гигиенические условия обучения и отрицательно сказывается на УР "шестилеток" и учащихся других классов начальной школы, особенно в экстремальных климатических условиях [14].

Выводы. 1. Экстремальный климат, длительный в году световой и ультрафиолетовый дискомфорт отрицательно сказываются на УР, ее упрочении и на сопротивляемости организма учащихся 1—4-х классов утомлению.

2. Организованная в оптимальных пределах ДА учащихся в режиме недели в экстремальных климатических условиях является положительным фактором, повышающим сопротивляемость организма детей заболеваниям острыми респираторными инфекциями.

3. Возрастная динамика УР учащихся 1—4-х классов (6—10 лет), проживающих в экстремальных климатических условиях, при сниженном уровне ее показателей повторяет изменения с возрастом работоспособности детей в других регионах России.

4. Для нивелирования отрицательного влияния ультрафиолетовой недостаточности на организм детей целесообразна, как это практиковалось в Мурманске и на всем Кольском полуострове в 70-х годах, организация в школах Магадана и других населенных пунктах, расположенных в широтных зонах выше 57,5° северной широты, фотариев при медицинских кабинетах для ежегодного 2-кратного кварцевания учащихся.

5. Учитывая ухудшение социального благосостояния населения, необходимо максимальное внимание уделять организации сбалансированного питания школьников, витаминизации (около 90% детей страдали авитаминозом). Обеспечение рационального питания особенно важно для детей, постоянно проживающих в экстремальных климатических условиях, в условиях световой и ультрафиолетовой недостаточности.

Л итсратура

1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. — М., 1982.

2. Антропова М. В., Ефимова С. П., Лосева О. А. и др. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. — М., 1974.

3. Антропова М. В., Ефимова С. П., Лосева О. А. и др. // Новые исследования по возрастной физиологии. — М., 1976. - № 1 (6). - С. 26-29.

4. Доскин В. А., Куинджи Н. И. Биологические ритмы растущего организма. — М., 1989.

5. Катарина В. М. // Биолого-гигиеническое обеспечение процесса обучения и воспитания учащихся. — Коломна, 1992. - С. 38.

6. Куинджи Н. Н. Совмещение социальных и биологических ритмов как гигиеническая основа обучения и воспитания школьников: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 1989.

7. Лебедева Н. Т. Основы гигиенического нормирования общей двигательной активности младших школьников: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — Минск, 1972.

8. Методические рекомендации по физиолого-гигиениче-скому изучению учебной нагрузки учащихся. — М., 1984.

9. Нормализация учебной нагрузки школьников. — М., 1988.

10. Рапоппорт Ж. Ж. Адаптация ребенка на Севере. — М., 1979.

11. Сердюковская Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. — М., 1979.

12. Сердюковская Г. Н., Жилое Ю. Д. Окружающая среда и здоровье подростков. — М., 1974.

13. Соколова Н. В. // Новые исследования по психологии и возрастной физиологии. — М., 1990..— № 1(4). — С. 126-129.

14. Соколова Н. В. // Физическое воспитание и школьная гигиена. — М., 1991. - С. 269.

15. Сухарев А. Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 1972.

16. Хананашвили М. М. Информационные неврозы школьников. — М., 1978.

17. Чехоева Н. Б. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. — М., 1990. — С. 300.

18. Школа и психическое здоровье учащихся. — М., 1988.

Поступила 26.05.95

® КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1996 УДК 613.955-07

В. Н. Безгодов, Т. X. Губайдулина, В. В. Калиберный ВЛИЯНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Пермская медицинская академия; Центр Госсанэпиднадзора Кировского района, Пермь

В последние годы внимание педагогов в систе- новые типы учебных заведений: гимназии, ли-ме школьного образования привлечено к новым цеи, школы углубленного изучения ряда предме-технологиям, новым формам обучения, созданы тов. Ведется дифференциация, индивидуализация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.