Научная статья на тему 'Влияние неправильного типа семейного воспитания на развитие эмоциональных нарушений у дошкольников'

Влияние неправильного типа семейного воспитания на развитие эмоциональных нарушений у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
409
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гасанова Гюльнара Анатоллу Гызы

Given article is devoted to one of the most interesting themes of family psychology is to a process of education of children. The wrong type of family education results in occurrence in children of fears, aggression, neurotic symptoms, uneasiness, as has been revealed as a result of the carried out research work. The authors of article submits result of work of the psychologist with families (seminars for parents, acquaintance with new technologies of work with children, trainings), are given to the recommendation on correction of mutual relations between children and their parents, are revealed types of wrong family education and the parental relation to children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гасанова Гюльнара Анатоллу Гызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние неправильного типа семейного воспитания на развитие эмоциональных нарушений у дошкольников»

Гасанова Гюльнара Анатоллу гызы©

Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Бакинского славянского университета (Азербайджан)

ВЛИЯНИЕ НЕПРАВИЛЬНОГО ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Издавна психологи и психиатры: Л.А.Петровская, Т.М.Мишина, А.С.Спиваковская [3], подчеркивали, что одной из самых распространенных причин появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения. Так, представители различных теоретических направлений в психологической науке сходятся в признании негативного влияния нарушенных внутрисемейных отношений на психическое развитие ребенка, среди причин формирования и развития различных патологических черт характера и невротических симптомов, лежащих в области семьи, выделяют следующие: внутрисемейные конфликты, неадекватные воспитательские позиции родителей, нарушение контакта ребенка с родителями вследствие распада семьи или долгого отсутствия одного из родителей, ранняя изоляция ребенка от семейного окружения, личностные характеристики родителей и некоторые другие.

Неадекватное родительское поведение приводит к разрушению эмоционального контакта с окружением, что в психологии рассматривается в качестве одного из механизмов формирования и развития личностных аномалий.

Необходимо отметить, что боязливость и страх в дошкольном возрасте не являются устойчивой чертой характера и относительно обратимы при адекватном к ним подходе со стороны взрослых. Тем не менее, важность активной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности.

В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечении семьи. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства.

Исходя из цели нашего исследования (нами была предпринята попытка определить наличие страхов у детей дошкольного возраста) была поставлена задача - выявить влияние внутренней атмосферы семьи на развитие страхов, агрессии, тревожности у детей; разработать рекомендации и провести коррекционную работу по преодолению страхов у дошкольников.

Для реализации этой цели нами была использована методика «Рисунок семьи». Анализ результатов, полученных при использовании данной методики (выявление и учет количества деталей тела, украшений, цветов, схематизм, величина изображений и т.д.) позволил выделить несколько групп детей: с явно выраженным агрессивным отношением к одному из членов семьи; с нарушениями в сфере общения и желанием компенсации своей слабости из-за ощущения чувства ненужности, незначительности в семье.

Методика проведения теста «рисунок семьи», заключалась в следующем: дети должны были нарисовать свою семью, причем слово «семья» не объясняется. В распоряжении детей имеется лист белой бумаги, 6 цветных карандашей и резинка. В ходе проведения эксперимента в протоколе были отмечены: последовательность рисования деталей, стирание, эмоциональные реакции и их связь с изображением, непроизвольные комментарии ребенка. После выполнения задания ребенку были заданы вопросы: кто тут нарисован? Что они делают? Им весело или скучно, кто из нарисованных людей самый счастливый? - несчастный.

Надо отметить, что не все дети соглашались рисовать. Причём, негативно реагировали те дети, у которых был выявлен самый высокий уровень тревожности. Хотя для них это было бы лучшим способом снятия страха и негативных переживаний. Никакие уговоры и обещания не помогали. Дети не соглашались ни рисовать, ни обсуждать с нами свой страх. Для примера, нами были выбраны рисунки двух детей, которые приняли полное участие в нашем эксперименте.

© Гасанова Гюльнара Анатоллу гызы

Мальчику Н. было предложено нарисовать семью. Для начала отметим, что семья состоит из мамы, дяди, по линии матери, бабушки, старшего брата, разница в возрасте с которым три года. Мать состоит в разводе с отцом. До начала эксперимента он был очень заинтригован и постоянно задавал вопрос «А зачем это нужно?» После того, как было предложено нарисовать семью, с готовностью взялся за карандаши. Довольно быстро выбрал карандаш коричневого цвета. Рисунок начал с рисования дяди, который по существу заменил ему отца. Следующим был нарисован старший брат, затем мама, бабушка и лишь в конце, он сам. Фигуры всех членов семьи, в том числе и себя, нарисовал почти одинаково. У всех показаны улыбки, что указывает на доброжелательные отношения всех членов семьи к ребёнку. Из всей семьи только у бабушки ярко прорисованы глаза, что указывает на то, что она проводит большее количество времени с мальчиком. Фактически он находится под её присмотром. Свою фигуру мальчик удалил от остальных членов семьи, как бы показывая свою отстранённость от них. Возможно, что это связанно с возрастом ребёнка, самого маленького члена семьи.

На вопрос кто из них самый счастливый, мальчик ответил, что это я, объяснить, почему, он так думает, не смог. А на вопрос кто из них самый несчастный ответил, что это-бабушка, потому что она много кричит и волнуется за всех. Далее были предложены ситуации, при решении которых обнаружено, что наибольшее предпочтение отдаётся дяде, с которым вы мальчик поделил лишний билет в цирк, позвал на помощь при сборке конструктора и взял бы с собой на необитаемый остров. Всё это говорит о дефиците отцовского внимания. Мальчик тянется больше к члену семьи мужского пола, которого идентифицирует с образом отца.

По результатам методики «Рисунок семьи» нами были сделаны выводы об эмоциональном неблагополучии детей в большинстве семей и, как следствие этого наличие невротических отклонений в поведении ребенка.

Помимо этого детям предлагалось решить в ситуации:

1. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

2. Представь себе, что имеешь два билета в цирк, кого бы ты позвал идти с собой?

3. Ты строишь из конструктора дом или вырезаешь (если это девочка) из бумаги куклу. У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?

4. У тебя несколько билетов на мультфильмы (на 1 билет меньше, чем членов семьи). Кто останется дома?

5. Представ себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас на одного человека больше чем надо. Кто не будет играть?

На этапе сбора предварительной информации нами была проведена беседа и с родителями. Для получения дополнительных сведений об особенностях детско-родительских отношений нами использовались следующие опросники: опросник родительского отношения (ОРО) А.Я.Варги и В.В.Столина - для диагностики родительской позиции по отношению к ребенку и «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера. Данная методика позволила нам выявить различные типы негармоничного семейного воспитания и отклонения в отношениях родителей к детям, а также личностные неосознаваемые проблемы родителей.

Таблица 1.

Результаты по тесту-опроснику

Тип родительского отношения Дошкольники (112)

Маленький неудачник 25,8% (29)

Авторитарная гиперсоциализация 23,2% (26)

Принятие отвержение 21,4 % (24)

Симбиоз 16% (18)

Кооперация 13,3% (15)

При использовании опросника для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера были выявлены следующие виды семейного воспитания:

Таблица 2.

Типы семейного воспитания «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера

Тип семейного воспитания Дошкольники (112)

ПГ 16% (18 ч.)

ДГ 19,6% (22)

ЭО 19,6% (22)

ЖО 16% (18)

ПМО 16% (18)

Г- 12,5%(14ч.)

1. Эмоциональное отвержение (ЭО)- 19,6% (22 семьи);

2. Доминирующая гиперпротекция (ДГ) - 19,6% (22 семьи)

3. Потворствующая гиперпротекция (ПГ) - 16% (18 семей);

4. Жестокое обращение (ЖО) - 16% (18 семей);

5. Повышенная моральная ответственность (ПМО) - 16% (18 семей);

6. Гипопротекция (Г) - 12,5% (14 семей).

Соотнесение показателей по двум методикам выявило высокие показатели по шкале: «маленький неудачник» - 25,8% (29 семей) и «авторитарная гиперсоциализация - 23,2% (26 семей); «принятие-отвержение» - 21,4%; (24 семьи), при одинаковом показателе типов негармоничного семейного воспитания по шкале (Г-, У-, Т+_, З,+_ С+_) - эмоциональное отвержение - 19,6% (22 семьи) и Г+, У+_, Т+_,З+, С+_) - доминирующая гиперпротекция - 19,6% (22 семьи).

Самые низкими показателями оказались шкалы - «кооперация» - социально желательный образ родительского отношения - 13,3% (15 семей) и гипопротекция - гипоопека, ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. - 12,5% (14 семей).

В нашей дальнейшей работе с родителями причина такого отношения к детям было объяснено сильной загруженностью, проблемами, царящими в семье. Именно в этих семьях дети были подвержены огромному количеству страхов, что позволило сделать вывод о тесной взаимозависимости между типом семейного воспитания и развитием страхов, тревожностью у ребенка.

Анализ взаимозависимости между типом семейного воспитания и наличием тревожности у детей выявил высокую степень тревожности (29,6%) в семьях с типом воспитания «эмоциональное отвержение» и жестокое обращение (27%).

1. Эмоциональное отвержение - 29,6% (16);

2. Жестокое обращение - 27% (15 человек);

3. Доминирующая гиперпротекция - 20,3% (11 человек)

4. Гипопротекция - 14,8% (8 человек).

5. Потворствующая гиперпротекция - 7,4% (4 человека).

Таблица 3.

Связь между типом семейного воспитания и тревожностью

Тип семейного воспитания Тревожность, % Кол-во чел.

ЭО 29,6% 16

ЖО 27,0% 15

ДГ 20,3% 11

Г 14,8 % 8

ПГ 7,4 % 4

В семьях с повышенной моральной ответственностью наличие тревожности не было зарегистрировано.

Соотнесенность типа семейного воспитания с уровнем тревожности

1 эмоциональное отвержение

2 жестокое обращение

3 доминирующая гиперпротекция

4 гипопротекция

5 потворствующая гиперпротекция

Анализ результатов, полученных при использовании тестов-опросников, а также методик «Рисунок семьи», «Что мне снится, или чего я боюсь днем», решение ситуативных задач выявил имеющиеся у детей проблемы в семье: конфликт, тревожность, чувство отверженности, недопонимания. Помимо этого рисуночные тесты «Несуществующее животное», «Кактус» выявили наличие агрессии у детей. Из 112 детей у 48 (42,8%) была выявлена агрессия, которая выражалась в неподчинении взрослому, капризах, дерзком отношении к детям данной возрастной группы. Заметим, что в большинстве случаев это было связано с проблемами в семье и неправильным типом воспитания.

Следует отметить, что на каждую семью была заведена диагностическая карта (отдельно на ребенка и родителей), в которой помимо результатов экспериментального исследования был выстроен график развития тревожности ребенка, наличие страхов и других психологических проблем. В дальнейшей работе эти данные помогли нам сопоставить имеющиеся данные и проследить за дальнейшим развитием ребенка, его психическим здоровьем. Наша работа предполагала не только выявление существующих страхов, но и возможность их преодоления, применяя различные методы работы с детьми.

Таким образом, нами была максимально собрана информация об особенностях развития ребенка, о взаимоотношениях детей в семье, изучены стили воспитания ребенка, налажен хороший контакт, как с детьми, так и с родителями и укомплектована коррекционная группа, нуждающаяся, по итогам предварительной диагностики в работе с психологом. Работу мы предполагали провести как с детьми, так и с их родителями.

В целях профилактики, нами была проведена работа с родителями: индивидуальные беседы на темы: «Как помочь ребенку преодолеть страхи», «Способы поощрения и наказания детей». Были организованы лекции на тему: «Причины возникновения страхом и борьба с ними».

Работа с родителями была направлена не только на профилактику возможных нарушений, но в некотором роде на коррекцию неправильных, травмирующих ребенка стилей воспитания. Главная цель, которую мы преследовали в работе с родителями - это обучение их эффективным навыкам коммуникации и способам выражения свой любви к ребенку, научиться понимать его и помогать. Были предложены необходимые компоненты эффективного общения с детьми: контакт глаз, так как ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у детей, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе, физический контакт, пристальное внимание.

Проведенный количественный и качественный анализ соотношения всех видов страхов, уровня тревожности, наличие агрессии и соотнесенности их с благополучием в семье позволил сделать вывод об огромном влиянии внутренней атмосферы семьи на развитие страхов у детей.

Экспериментальные исследования, проводимые в детских садах были продолжены введением в режим детских садов специальных занятий, помогающих избавиться от страха, тревожности, агрессии, отчуждения, замкнутости (данная программа была использована как со старшими дошкольниками, так и с младшими школьниками). Была оказана консультативная психологическая помощь родителям, заключающаяся в коррекции их поведения по отношению к своим детям. Следует отметить, что в некоторых случаях возникла необходимость обращения детей к врачу. Игнорирование этого совета впоследствии привел к факту выявления у школьников бурных эмоциональных всплесков, агрессивных выходок, сильной невротизации личности. Следует отметить, что у детей из неполных и конфликтных семей, детей, чьи родители больны неврозом или отягощены тревожной мнительностью и хроническими соматическими заболеваниями эффективность работы по преодолению страхов была намного хуже. Во всех остальных случаях использование творчества детей, игротерапии, арттерапии, сказкотерапии, метода «отреагирования» страха с целью коррекции страхов и тревожности детей принесли хорошие результаты.

Нами были проведены специально для родителей семинары, способствующие ознакомлению их с новейшими методами и технологиями работы с детьми, организованы тренинги, при помощи которых пополнились знания родителей об особенностях психического развития детей дошкольного возраста, даны рекомендации по предупреждению возникновения страхов у детей.

После проведения курса психокоррекционной работы нами была проведена повторная диагностика детей коррекционной группы, в результате чего были отмечены заметные изменения в поведении и эмоциональном состоянии детей.

Литература

1. eiizada Э., Abbasov A. Ails. Baki, 1989.

2. Bayramov Э^., Эlizadэ Э.Э. Psixologiya. Baki: Maarif, 2002.

3. Mirzayev i. Ailanin praktik psixologiyasi. Baki, 2005.

4. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995.

5. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.

6. Столин В.В. Семья как объект психологической диагностики и неврачебной психотерапии // Семья и формирование личности. М., 1981.

G.A.Hasanova

XÜLAS3

Düzqün olmayan aila tarbiyasinin maktabaqadar ya§li u^aqlarda emosional qiisiii lai inin

inki^afina tasiri

Bu maqalada ails psixoloqiyasinin Эп maraqli mövzusuna - u§agin düzqün tarbiyasina hasr olunmu§dur. Tatqiqat i§inin nsticslsrins asasan mahs düzqün olmayan aila tarbiyasi u§aqlarda qorxu, tacavüz, narahatfiliq simptomlarinin yaranmasina sabab olmasi a§karlanmi§dir.

Maqalanin müsllifi tsrsfindsn aila psixoloqunun (valideyinlar ü?ün seminarlar, u§aqlarla yeni texnoloqiyalarla i§, treninqlar( apardigi i§in naticalari taqdim olunmu§, u§aqlarla valideyinlar arasinda münasibatlarin korreksiyasi ü?ün tövsiyalar, düzgün tarbiyya olunmayan aila tiplari va valideyinlarin u§aqlara münasibati a§karlanmi§dir.

Hasanova G.A.

SUMMARY

Influence of wrong type of education on development of emotional infringements at preschool

children

Given article is devoted to one of the most interesting themes of family psychology is to a process of education of children. The wrong type of family education results in occurrence in children of fears, aggression, neurotic symptoms, uneasiness, as has been revealed as a result of the carried out research work.

The authors of article submits result of work of the psychologist with families (seminars for parents, acquaintance with new technologies of work with children, trainings), are given to the recommendation on correction of mutual relations between children and their parents, are revealed types of wrong family education and the parental relation to children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.