1. Адер М. Workflow & Groupware Strategies, Франция. Стратегия workflow и группового программного обеспечения // Фишер Л. Совершенство на практике. Лучшие проекты в области управления бизнес-процессами и workflow / пер. с англ. М., 2000.
2. Новое американское тотальное управление качеством. URL: http://wsclan.narod.ru/manager/ 4/7t.html.
3. Кулинич А.А. Метод поддержки генерации структурных решений для управления в слабоструктурированных ситуациях. 9 научная конференция по искусственному интеллекту «КМИ - 2004». Тверь, 2004.
4. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.
5. Багров Н.В. Закономерности формирования и развития информационного общества // Вопросы современной науки и практики. 2006. № 2. С. 27-32.
6. Пилипенко А.В. Инновационная активность российских предприятий: условия роста. М., 2003.
7. Карр Н.Дж. Блеск и нищета информационных технологий: почему ИТ не являются конкурентным преимуществом М., 2005. С. 12.
Поступила в редакцию 12.04.2010 г.
UDC 658.562
THE INFORMATION RESERVES OF QUALITY PRODUCTION AND SERVICES INCREASING Boris Ivanovich Gerasimov, Tambov State Technical University, Doctor of Economics, Professor, Director of Economics and Production Management Institute, e-mail: [email protected]
The article considers reserves of information strategy of modern organizations in continuously changing conditions of internal and external environment.
Key words: quality; information; reserve.
УДК 33+325.1/.3
ВЛИЯНИЕ НЕЛЕГАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НА ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
© Николай Викторович Дементьев
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, аспирант кафедры мировой и национальной экономики, e-mail: [email protected]
В современных условиях миграционные процессы оказывают существенное влияние на хозяйственный комплекс страны; что обусловливает необходимость формирования эффективной миграционной политики, способной инициировать позитивные тенденции в формирующемся постиндустриальном обществе России.
Ключевые слова: трудовая миграция; нелегальная миграция; мигрант.
Миграция играет важную роль в развитии современных экономических систем, интерес к ней особенно усилился в связи с развитием процессов интернационализации. Возрастание взаимозависимости и взаимосвязи государств ведет к формированию системы мирового рынка труда, которую образуют технико-экономические связи, а также общие торговые и валютно-финансовые режимы. В новых условиях процессы формирования и функционирования мирового рынка труда приобретают несколько иное со-
держание, а само значение этой проблемы резко возрастает.
На данный момент миграция во всем мире развивается крайне неоднозначно. Неэффективность господствующей модели международной миграции проявляется в огромном размере нелегальной трудовой миграции, которая состоит из дешевой рабочей силы. В результате в миграционный оборот вовлекаются миллионы человек, являясь тем самым частью современного всеобщего миграционного режима, который обеспечивает
воспроизводство и функционирование господствующего в мире экономического порядка.
Вследствие глобализации мировых миграционных потоков в процесс миграций оказались вовлечены практически все страны мира, причем произошло разделение стран на страны иммиграции и страны эмиграции (хотя в последнее время зачастую возникают ситуации, когда страна одновременно является и донором, и реципиентом рабочей силы, что характерно, в частности, для некоторых стран Западной Европы) [1].
В конкретном случае нас интересует возникшая ситуация на рынке труда России. В современных условиях миграционные процессы оказывают существенное влияние на хозяйственный комплекс страны, что обусловливает необходимость формирования эффективной миграционной политики, способной инициировать позитивные тенденции в формирующемся постиндустриальном обществе России.
За прошедшее десятилетие Россия превратилась в активного участника мировых миграционных процессов, выступая одновременно и как страна, принимающая крупные миграционные потоки, и как страна выезда, и как страна транзита мигрантов. Очевидно, что Россия останется прежде всего принимающей страной на долгое время. В настоящее время миграционный обмен России с зарубежными странами имеет явную тенденцию к возрастанию. Россия является основной принимающей страной и главным миграционным партнером для государств -участников СНГ (Украина, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, Грузия, Армения, Кыргызстан, Белоруссия), которые продолжают оставаться государствами исхода основной массы трудящихся мигрантов, прибывающих в Россию. Большая часть из них прибыли на незаконных основаниях. По экспертным оценкам, трудовые мигранты, прибывшие в Россию на заработки из стран СНГ, насчитывают среди общего количества нелегальных мигрантов не менее 80 %. Среди них большинство составляют мужчины трудоспособного возраста. Наибольший уровень образования в этом потоке имеют русскоязычные мигранты из бывших союзных республик, ниже по квалификации и уровню
образования мигранты из Центральной Азии и Китая [2].
По нашему мнению, на данном этапе трансформации российской экономики необходимо сформировать объективное представление об иммиграционной проблеме в России, вызванной нелегальными мигрантами.
К нелегальным мигрантам в России относятся лица, въехавшие на ее территорию из других стран и при этом нарушившие правила въезда либо правила пребывания в стране; важной формой нарушения правил пребывания в России является незаконная (нелегальная) занятость. Среди нелегальных трудовых мигрантов можно выделить следующие группы:
- иностранные граждане, попадающие на территорию России нелегально, минуя паспортный и иммиграционный контроль, по недействительным документам;
- иностранцы из стран дальнего зарубежья, пребывающие в Россию легально, но с иной целью, нежели указана при их оформлении (чаще всего с целью занятия челночным или иным бизнесом либо незаконной экономической деятельностью, включая криминальную);
- иностранные граждане, включая граждан стран СНГ, не прошедшие на российской территории в установленные законодательством сроки регистрацию по месту жительства или пребывания;
- иностранные граждане, включая граждан стран СНГ, работающие с нарушением установленных российским законодательством правил занятости, в т. ч. работающие по межгосударственным соглашениям и контрактам, срок действия которых уже истек. Это люди, не имеющие возможности выехать из страны, или люди, не желающие этого делать [3].
При изучении процессов нелегальной трудовой миграции возникают существенные затруднения, поскольку нелегальные мигранты стремятся избежать любых форм, связанных с учетом их пребывания, перемещением и хозяйственной деятельностью.
При сегодняшнем состоянии знаний о количестве нелегальных трудовых мигрантов в России для получения более или менее достоверной оценки их общего числа можно воспользоваться двумя путями [4].
Первый - сведение разрозненных оценок, делавшихся по разным регионам России с разной степенью достоверности. Недостаток такого подхода в том, что региональные оценки сделаны по разным методикам; кроме проблемы сопоставления, не всегда ясно, кто понимается под незаконными трудовыми мигрантами: в ряде случаев, вероятно, представители миграционных служб в качестве таковых принимают и мигрантов, имеющих российское гражданство, но не имеющих регистрацию по месту жительства или пребывания. Другой серьезный методический недостаток заключается в игнорировании неоднородного состава мигрантов, работающих в Российской Федерации. Среди незаконных трудовых мигрантов выделяются три группы, существенно различающиеся сроками пребывания и занятости и, как следствие, семейным, возрастным составом, сферами занятости, ориентацией на адаптацию / интеграцию, сетевыми связями:
1) незаконно работающие иммигранты, практически постоянно проживающие в России. Многие из них проживают с семьями, не посещают страну своей гражданской принадлежности, например, многие граждане Азербайджана, Грузии, Вьетнама. Основную часть своего заработка они тратят в России, многие из них вообще не пересылают деньги на родину;
2) сезонные работники, работающие в течение 6-9 месяцев в России (граждане Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Молдавии, занятые преимущественно на стройках);
3) трудовые мигранты, работающие в России в течение короткого времени - как правило, жители приграничных регионов, мелкие торговцы.
Второй путь оценки количества нелегальных трудовых мигрантов - учет потоков незаконных мигрантов из каждого государства-донора. В идеале такая оценка может быть выполнена на основе параллельных исследований как в странах выезда мигрантов, так и в России. Нам представляются более достоверными оценки, сделанные в государ-стве-доноре, где возможно проведение выборочных обследований семей мигрантов, анализ данных переписей населения, балансов трудовых ресурсов и т. д. [5].
При этом исследователи сходятся в том, что официальная статистика притока ино-
странных граждан в Россию лишь в незначительной степени отражает реальную картину из-за огромных масштабов нелегальной миграции, которая осуществляется в скрытой, нерегистрируемой форме.
По данным Федеральной миграционной службы (ФМС) общая численность нелегальных мигрантов в России на 2009 г. составила около 4 млн человек [6]. Подавляющее большинство из них если не по форме, то по сути являются трудовыми мигрантами. Какова бы ни была их цель прибытия в Россию (транзит в Западную Европу, вынужденная миграция, собственно нелегальная трудовая миграция), они в поисках средств к жизни ищут возможности трудоустройства, причем чаще всего в неформальном, теневом секторе экономики [7, 8].
Значительное преобладание в трудовой миграции «нелегальной составляющей» во многом обусловливается своеобразием сложившейся модели социально-экономической трансформации, способствующей формированию в Российской экономики обширного теневого сектора, в котором производится примерно четверть валового внутреннего продукта (ВВП) [3, с. 138].
Незаконные трудовые мигранты в большей степени заняты в тех отраслях национальной экономики, в которых значительна доля теневого сегмента. Так, в настоящее время около половины иностранных рабочих занято в строительстве, в торговле - шестая часть, в промышленности - десятая часть, в меньшей степени они заняты в сфере бытового обслуживания, сельского хозяйства, на транспорте, здравоохранении, лесном хозяйстве, культуре и других отраслях.
Другим важным фактором, способствующим росту масштабов потока нелегальных трудовых мигрантов, являются сложившиеся недостатки в законодательной базе и практике, регламентирующей и контролирующей движение данного потока. Миграция, с одной стороны, зависит во многом от хозяйственного строя и особенностей его теневого сектора, с другой - она оказывает на них активное влияние [3, с. 138].
В целом можно констатировать, что трудовая миграция оказывает неоднозначное влияние на хозяйственный комплекс России, с преобладанием отрицательной доминанты.
Подобная неоднозначность оценки проистекает из того, что нелегальные трудовые иммигранты преимущественно замещают низкооплачиваемые рабочие места с тяжелыми условиями труда. Тем самым для отдельных российских предприятий (т. е. на микроуровне) труд нелегальных иммигрантов выступает средством снижения издержек и обеспечения определенных конкурентных преимуществ на рынке. Работодатели, нанимающие нелегальных иммигрантов, как правило, получают существенную экономию затрат на рабочей силе, что позволяет получать более высокую прибыль. Позитивный эффект от использования труда нелегальных иммигрантов на микроуровне - это получаемые работодателем доходы при минимизации издержек от использования их труда, которые могут служить дополнительным источником инвестиций в национальную экономику. Кроме того, на макроуровне нелегальные мигранты в России позитивно влияют на налоговую составляющую, обеспечивая приток косвенных налогов и способствуя увеличению совокупного спроса в стране.
Однако этот позитив многократно перекрывается негативными экономическими результатами нелегального использования иностранной рабочей силы. Это, прежде всего. огромные потери в доходах государства из-за неполучения пошлины за использование иностранных работников, уклонения работодателей от уплаты налогов в бюджеты различных уровней, а также платежей в социальные внебюджетные фонды. При этом нелегальные иммигранты пользуются инфраструктурой, которая содержится за счет средств, поступающих от добросовестных налогоплательщиков. Например, пользуются общественным транспортом, дорожной сетью, коммунальными услугами.
Неорганизованный приток нелегальных трудовых мигрантов в местности с низким уровнем и медленными темпами социальноэкономического развития ведет к еще большему ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни коренного населения, затруднению адаптации приезжих, осложнению криминогенной обстановки. Это, в свою очередь, приводит к дополнительным расходам со стороны государства и местных бюджетов на правоохранительную
деятельность, содержание объектов социальной инфраструктуры.
Нелегальная трудовая миграция вносит решающий вклад в культивирование теневого сектора российской экономики, создание неконтролируемого рынка товаров и услуг, а также обслуживающего его теневого денежного обращения. Кроме этого, нелегальный труд мигрантов в России формирует питательную среду для развития коррупции.
Нередко к числу негативных последствий нелегальной трудовой миграции относят вывоз иммигрантами валюты из России. По оценкам отдельных экспертов, около половины иммигрантов посылают часть заработанных денег на родину (преимущественно в долларах США). При этом лишь немногие пользуются услугами банковской системы. Остальные предпочитают находить неофициальные каналы передачи своим семьям заработанных средств. По информации Всеобщей конфедерации профсоюзов России, в Киргизии, Армении и Молдавии каждая третья семья находится в сильной зависимости от заработков своих родственников в России, которые в данном случае выступают значительным вкладом иммигрантов в инвестирование экономик своих стран [2].
Необходимо признать, что полностью исключить возможность попадания нелегалов на рынок труда России невозможно. В то же время, наиболее актуально в начале XXI в. не допустить маргинализации рабочей силы России. Поэтому необходима эффективная миграционная политика. На наш взгляд, оптимальными стали бы меры не по уменьшению, а по увеличению числа иностранцев, которые смогли бы получить разрешение на право временного проживания и работы в России. В 2008 г. разрешение на временное проживание в России выдали всего лишь 108001 иностранцу. Между тем в 2007 г. квота была на 205633 человек. А в 2006 г. она составила 439080 человек [4, с. 179]. В результате, ежегодно на протяжении уже трех лет квота уменьшается практически вдвое. Конечно же, нельзя не рассматривать влияние экономического кризиса на сокращение числа рабочих мест, но даже в этих условиях спрос на трудовые ресурсы превышает официально разрешенное на проживание и работу количество мигрантов. Эти ограничения
лишь создают условия для роста нелегальной трудовой миграции.
Также усиление контроля за работодателями, использующими труд наемных мигрантов, и привлечение их к ответственности в какой-то степени может повлиять на уменьшение количества нелегалов в стране.
Особое влияние на количество нелегалов оказывает и налоговая составляющая. На начало 2010 г. для всех налоговых нерезидентов, проживающих в России менее полугода, действует повышенный подоходный налог -30 % [9]. В число этих лиц попадают практически все трудовые мигранты из стран СНГ (кроме граждан Республики Беларусь), а также Китая и других иностранных государств, приезжающие в Россию на сезонные заработки. Это все сельхозрабочие, строительные и отделочные бригады и т. д. На данный момент правительство России готовит поправки в Налоговый кодекс, которые предусматривают снижение ставки подоходного налога для трудовых мигрантов с 30 до 13 % [9]. В результате, снижение подоходного налога для мигрантов, приезжающих на сезонные заработки, несомненно, повлияет на уменьшение количества нелегалов.
На данный момент не лишними стали бы меры по привлечению высококвалифицированных работников из-за границы, а также интеллектуальных мигрантов. На наш взгляд, введение системы преференций для данной категории мигрантов могло бы оказать на это непосредственное влияние. Преференции могли бы носить налоговый, социальный и иной характер. Чтобы более точно выявить их оптимальное содержание, необходимо посоветоваться с руководством регионов, на территории которых расположены зоны поселения.
Таким образом, в данный период можно констатировать, что нелегалы в России играют определенную роль в разделении труда
и помогают развитию экономических процессов. Но в то же время они способствуют развитию неконтролируемых секторов экономики. Незаконная занятость нелегальных мигрантов, как правило, всегда сопровождается нарушением налогового законодательства. Также нелегальная трудовая миграция часто связана с контрабандой и другими видами теневого бизнеса.
1. Золин И.Е. Управление миграцией // Проблемы, теории и практики управления. 2008. Вып. 5. С. 28.
2. Выступление заместителя директора Федеральной миграционной службы Российской Федерации Вячеслава Поставнина на страницах журнала «Профессионал» от 28.08.2006. иКЬ: http://www.mvd.ru/news/9046/ (дата обращения: 23.03.2010).
3. Метелев С.Е. Международная трудовая миграция и развитие российской экономики. М., 2006. С. 135.
4. Федотов В.В. Россия: проблемы трудовой иммиграции // Общество и экономика. 2008. Вып. 1. С. 175.
5. Мукомель В. Экономика нелегальной миграции в России // Центр демографии и экологии человека. иКЬ: http://www.polit.ru/research/ 2005/08/18/demoscope207.html#%20ftn6#%20f Ш6 (дата обращения: 23.03.2010).
6. иКЬ: http://www.vesti.ru/doc.html?id=270665
(дата обращения: 23.03.2010).
7. Ивахнюк И. В. Международая трудовая миграция. М., 2005. С. 237.
8. Цит. по: Незаконная миграция в России: открытие дискуссии. Открытый форум МОМ. Московская исследовательская программа по миграции. М., 2001. С. 37.
9. Российская Трудовая Миграционная Биржа.
иКЬ: http://rmtb.ru/index.php?option=com_
content&task=view&id=19 (дата обращения: 23.03.2010)
Поступила в редакцию 7.03.2010 г.
UDC 33+325.1/.3
INFLUENCE OF ILLEGAL LABOR MIGRATION ON ECONOMIC COMPLEX OF MODERN RUSSIA Nikilay Viktorovich Dementyev, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Post-graduate Student of World and National Economics, e-mail: [email protected]
In modern conditions migratory processes influence on an economic complex of the country that causes necessity of formation of an effective migratory policy which can be capable to initiate positive tendencies in a forming postindustrial society of Russia.
Key words: labor migration; illegal migration; migrant.