Научная статья на тему 'Об отдельных проблемах реализации миграционной политики России'

Об отдельных проблемах реализации миграционной политики России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / MIGRATION POLICY / ILLEGAL MIGRATION / LABOR MIGRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сизов И. Ю.

В статье рассматриваются отдельные проблемы реализации миграционной политики, а также предлагаются пути их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On certain issues the implementation of Russia’s migration policy

The article considers some problems of implementation of migration policy, as well as are offered way of their decision.

Текст научной работы на тему «Об отдельных проблемах реализации миграционной политики России»

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

об отдельных проблемах реализации миграционной политики россии on certain issues the implementation of russias migration policy

УДК 325(470)

И.Ю. СИЗОВ,

кандидат юридических наук (Московский университет МВД России)

I.Y. SIZOV,

candidate of the legal sciences, Moscow University MIA Russia

Аннотация: в статье рассматриваются отдельные проблемы реализации миграционной политики, а также предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: миграционная политика; незаконная миграция; трудовая миграция.

Abstract: The article considers some problems of implementation of migration policy, as well as are offered way of their decision.

Key words: Migration policy, illegal migration, labor migration.

Вначале XXI в. человечество переживает бурные процессы экономической, информационно-коммуникационной, культурной и этнической глобализации. В свете происходящего миграция населения стала глобальным процессом, охватившим практически все континенты и страны, все социальные слои. В этой связи в настоящее время можно говорить о том, что миграция является одним из видов движения народонаселения.

Модернизация российской экономики, переход ее на инновационный путь развития, формирование благоприятного инвестиционного климата Российской Федерации предполагают дальнейшее развитие стимулирующих механизмов регулирования трудовой миграции,направленных на привлечение в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов.

Так, известно, что в развитых странах (США, государства Европейского Союза) существует достаточно большое количество льгот для привлечения высококвалифицированной иностранной рабочей силы. Из-за этого многие российские специалисты уехали на заработки в США, где и окончательно обосновались. Миграционное законодательство США нацелено на создание режима наибольшего благоприятствования для привлечения в страну именно такого рода мигрантов, что обеспечивает «утечку умов» из других государств мира. Наряду с утечкой высококвалифицированных кадров из науки в другие сферы деятельности это явление приносит безвозвратные потери в экономике, образовании, приводит к падению престижа отечественной науки, старению научных кадров. Утечка мозгов влечет за собой потерю наиболее ценного трудового

потенциала страны: лиц наиболее продуктивного возраста и высокой квалификации. Поэтому задача миграционной политики состоит в создании условий для прекращения дальнейшего процесса потери квалифицированных кадров и культивировании «возвратной» эмиграции населения.

В этом контексте на повестку дня встают вопросы системного привлечения в Россию квалифицированной рабочей силы. Сегодня из Российской Федерации эмигрируют в основном люди с высшим образованием, в то время как образовательный уровень иммигрантов как законных, так и нелегальных оставляет желать лучшего. Вот почему одним из направлений деятельности миграционной политики Российской Федерации, по нашему мнению, должен быть приток в страну квалифицированных рабочих кадров и ограничение прибытия иммигрантов без высшего образования, либо профессии, востребованной на российском рынке труда. Примечателен опыт США. Привлечение специалистов со всего мира стало государственной политикой США. В 1990 г. американский парламент разработал особую программу визирования. Согласно ей ежегодно стали выдавать визы 65 тыс. иностранцев, которые имели степень бакалавра или магистра. В последние годы эта квота выросла до 115 тыс. человек ежегодно. По статистическим данным, в настоящее время в США незаконные иммигранты составляют 8,5 млн. человек, число же законных иммигрантов достигает 30 млн. человек. Они являются мощным живым ресурсом, обеспечивающим рост экономического и общественного развития США [3, с.10].

Расширение возможностей переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, совершенствование формирования механизма оценки потребности в иностранной рабочей силе, упрощение порядка въезда, выезда и пребывания иностранных граждан, участвующих в инвестировании и предпринимательской деятельности, содействие территориальной мобильности российских граждан, расширение образовательной миграции в Российскую Федерацию, поддержка академической мобильности выделены отдельно среди основных направлений миграционной политики.

Для привлечения специалистов из-за границы российское правительство также стало активно стимулировать иммиграцию в Россию иностранных специалистов. 19 мая 2010 года принят Федеральный закон № 86-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на упрощение привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов, создание комфортных условий для их пребывания и осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, а также на легализацию трудовых мигрантов, прибывающих в Российскую Федерацию в безвизовом порядке и осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц, путем внедрения патентов на осуществление такой деятельности.

В целях дальнейшей либерализации правового регулирования получения разрешения на работу и пребывания на территории Российской Федерации высококвалифицированных иностранных специалистов и членов их семей были приняты федеральные законы от 23 декабря 2010 г. № 385-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 20 марта 2011 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С учетом принятых законодательных актов в ближайшие годы ожидается дальнейшее увеличение количества привлекаемых высококвалифицированных иностранных работников в экономику Российской Федерации.

Другим важным направлением миграционной политики России в соответствии с проектом Концепции государственной миграционной политики является пресечение незаконной иммиграции [1]. Точно оценить масштабы незаконной миграции невозможно по многим причинам. Согласно данным Правительства РФ за 2008-2009 годы, число незаконно находившихся в России лиц не превышало 1,2-1,4 млн. Федеральная пограничная служба называла в качестве предельно возможной цифру 3,2 млн. Почти одновременно глава Федеральной миграционной службы заявил о пребывании в стране более 6 млн. незаконных мигрантов. Серьезной проблемой миграционной политики российского государства являются транзитные незаконные мигранты. По данным российского МВД, численность данной категории уже достигла 300 тысяч человек.

В нее входят преимущественно выходцы из Китая, Индии, Пакистана, Вьетнама, Афганистана, Бангладеш, Шри-Ланки [2, с.15].

Столь широкий диапазон оценок свидетельствует об отсутствии надежных исходных данных и методик их количественного анализа.

Рост незаконной иммиграции обусловлен прежде всего открытостью границ с госу-дарствами-участниками СНГ. Сегодня до 80 % незаконных иммигрантов пребывают в Россию через ее южные границы, прежде всего с территории Казахстана. Не имея возможности найти работу в Российской Федерации, незаконные мигранты вовлекаются в противоправную деятельность, объединяются в этнические криминальные группировки. Многие из них разыскиваются правоохранительными органами за совершение преступлений у себя на Родине. Именно в среде незаконных мигрантов наиболее распространена латентная преступность, так как практически невозможно раскрыть преступление, совершенное лицом, либо в отношении лица, де-юре не пребывающего на территории Российской Федерации. По данным МВД России, на территории страны действует более 700 организованных групп и преступных сообществ, состоящих из граждан Китая, Афганистана, Вьетнама, Азербайджана, Таджикистана и других стран. Такие группировки пополняются и из рядов представителей так называемой незаконной транзитной миграции. Эти иностранцы зачастую используют территорию Российской Федерации для дальнейшего транзита в государства Западной Европы.

В качестве одного из реальных путей разрешения сложившейся ситуации видится создание соответствующего оперативного подразделения по противодействию преступности в среде иммигрантов при Главном управлении уголовного розыска МВД России. Положительному решению этих вопросов в значительной степени могла бы способствовать скорейшая ликвидация имеющей место разобщенности национальных законодательств в области регулирования миграции, разработка и внедрение в повседневную практику эффективных международно-правовых норм СНГ по борьбе с незаконной миграцией, а также более согласованная работа в этом направлении компетентных органов местного и федерального уровня как на территории России, так и в СНГ в целом.

Еще одной проблемой является то, что в

связи с окончанием действия в 2012 году антикризисных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, предусматривающих в качестве одного из условий предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию субъектом Российской Федерации мероприятий по замещению иностранной рабочей силы российскими трудовыми ресурсами, а также в связи с дальнейшим развитием российской экономики будет преобладать тенденция по увеличению количества привлекаемых в Российскую Федерацию трудовых мигрантов. Это, в том числе, связано с демпингом на российском рынке труда низкооплачиваемой иностранной рабочей силы.

Да, безусловно, трудовая миграция представляет собой многогранное социальноэкономическое явление. Регулируемая и организованная трудовая миграция имеет множество позитивных аспектов для России (как страны приема мигрантов) и стран СНГ (как стран выезда трудовых мигрантов). Благодаря трудовым мигрантам в России развиваются целые сектора экономики -торговля, строительство, транспорт и сельское хозяйство. Однако, это если говорить о легальной трудовой миграции. Незаконная трудовая миграция имеет ряд негативных последствий для России: рост теневой экономики, демпинг уровня заработной платы, формирование этнических анклавов, рост межнациональной напряженности. Формирование обособленных зон компактного расселения мигрантов по этническому признаку затрудняет, а порой делает невозможной интеграцию мигрантов в общество. Замкнутость общин может усиливать негативное отношение и недоверие к мигрантам со стороны местного населения, приводит к обострению межнациональных отношений.

Для решения данных проблем нам представляется целесообразным осуществить следующие мероприятия:

1) в условиях дефицита трудовых ресурсов в России необходимо создать единое миграционное пространство и единый рынок труда в рамках СНГ (на первом этапе в ЕврАзЭС - Россия, Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан), где будут полностью устранены все препятствия для людей, осуществляющих трудовую миграцию;

2) поддерживать создание банков данных о вакансиях, миграционных бирж, рекрутинговых агентств и т.п.;

3) провести («миграционную амнистию») в России трудовых мигрантов из стран ЕврАзЭС на условиях наличия трудового контракта;

4) обеспечить равные условия оплаты труда трудовым мигрантам, контролировать выполнение работодателями условий и норм труда, пенсионных и социальных гарантий перед иностранными работниками;

5) наряду с мерами либерализации миграционной политики Россия должна сохранять постоянный контроль в вопросах законности

пересечения границы и использования рабочей силы работодателями, соблюдения условий труда мигрантов, их прав и сроков пребывания, налоговых и социальных отчислений с зарплат мигрантов. Параллельно с либерализацией процедур по привлечению легальных мигрантов должны быть серьезно ужесточены наказания за содействие и организацию нелегальной миграции, незаконный въезд, пребывание и занятость, нарушение прав мигрантов и нелегальное использование их труда работодателями.

Литература —

1. Проект концепции государственной миграционной политики // http://www.rg.ru/prilog/ES/0710/8_1.htm

2. Мукомель, В. Сколько в России незаконных мигрантов? / В. Мукомель // Население и общество. 2010. № 2.

3. Чанхай, Л. Особенности миграционной политики современного Китая / Л. Чанхай, А. И. Коробеев // Журнал российского права. 2010. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.