11.2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНИХ ТРУДОВЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Павлюк Альберт Валентинович, кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой государственного управления и права
Место работы: МГИМО МИД России
Кабакова Светлана Сергеевна, начальник юридического отдела Место работы: АО «СПК»
Аннотация: необходимость написания настоящей статьи обусловлена потребностями научного осмысления миграционных процессов в Российской Федерации. В основу исследования положено использование методов контент-анализа, статистического и сравнительно-правового анализа.
Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы, содержащиеся в трудах российских и зарубежных ученых, рассматривающих миграционные процессы в Российской Федерации, СНГ, странах ближнего и дальнего зарубежья: Адамчук В. В., Бекяшев Д. К., Винник М. В., Воробьев О. Д., Зайончковская Ж. А., Ионцев В. А., Мукомель В. И., Рощин С. Ю.
В статье рассматривается современное состояние и основные проблемы административно-правового регулирования миграции в Российской Федерации. Проведен анализ нормативных правовых актов, направленных на регулирование внешней трудовой миграции в России, а также количественный состав иммигрантов. В статье дано определение понятию миграция. На основе статистических данных, приведённых в ежегодных статистических отчетах Федеральная служба государственной статистики, автором проведен анализ темпов прироста иммигрантов. Отдельно автором проведен анализ общего количества иммигрантов, въезжающих на территорию Российской Федерации за 2007-2015 годы из стран Содружества Независимых Государств, ближнего и дальнего зарубежья.
По итогам исследования автором сформулированы основные причины, и обстоятельства способные снизить результативность принимаемых государством мер, направленных на государственное регулирование незаконной иммиграции.
Основным ожидаемым последствием публикации является оптимизация базовых подходов законодателя к практике административно-правового регулирования иммиграции в Российской Федерации. Статья адресована, прежде всего, законодателю, правоприменителям в сфере административно-правового регулирования миграции, научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам юридических вузов.
Ключевые слова: миграция, трудовая миграция, государственное регулирование миграции, иммиграция, эмиграция.
ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF EXTERNAL LABOR MIGRATION FLOWS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Pavlyuk Albert V., PhD in Law, associate professor, deputy head of the department of public administration and law Place of employment: MGIMO - University
Kabakova Svetlana S., head of the legal department Place of employment: JSC «SPK»
Abstract: The necessity of writing this article is conditioned by the needs of scientific understanding of migration processes in the Russian. The research is based on the use of methods of content analysis, statistical and comparative legal analysis.
The theoretical basis of the research is the provisions and conclusions contained in the works of Russian and foreign scientists who are considering migration processes in the Russian Federation, the CIS, countries of near and far abroad: Adamchuk V.V., Bekiashev D. K., Vinnik M. V., Vorobiev O. D., Zayonchkovskaya Zh. A., lontsev V. A., Mukomel V. I., Roshchin S. Yu.
The article considers the current state and the main problems of administrative and legal regulation of migration in the Russian. The analysis of normative legal acts aimed at regulating external labor migration in Russia, as well as the quantitative composition of immigrants, is analyzed. The article defines migration. Based on the statistical data provided in the annual statistical reports of the Federal State Statistics Service, the author analyzed the growth rates of immigrants. Separately, the author analyzed the total number of immigrants entering the territory of the Russian Federation for 2007-2015 from the CIS countries, near and far abroad.
Based on the results of the research, the author formulated the main reasons and circumstances that could reduce the effectiveness of measures taken by the state aimed at state regulation of illegal immigration.
The main expected consequence of the publication is the optimization of the basic approaches of the legislator to the practice of administrative and legal regulation of immigration in the Russian Federation. The article is addressed primarily to the legislator, law enforcers in the field of administrative and legal regulation of migration, researchers, teachers, graduate students and students of law schools.
Keywords: migration, labor migration, state regulation of migration, immigration, emigration.
Явление трудовой миграции известно миру уже на протяжении тысячелетий. Безусловно, за это время оно претерпело множество изменений в след за общественным строем и различиями в мировоззрении людей разных эпох. Однако, во все времена этим процессом необходимо было управлять, контролируя миграционные потоки. В условиях современности, этот процесс в достаточной мере сформирован и занимает одну из ведущих ролей в функционировании практически каждой страны.
В условиях современной мировой глобализации, трудовая миграция является ее неотъемлемой частью, она вовлекает огромное количество людских масс, что, соответственно, влечет за собой существенные изменения на рынках труда1. Кроме того, в связи с возникшей экономической и политической нестабильностью во многих государствах, в страны с развитой и развивающейся экономиками хлынул большой поток мигрантов, в основном это граждане из стран третьего мира, желающих получить новое гражданство, а, следовательно, вносящих коррективы в структуру спроса и предложения на рынках труда. Этот факт, в свою очередь, привел к недостатку рабочей силы в тех странах, откуда выехало большое количество человек.
Миграция населения - это «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих2«.
Внешние миграционные процессы делятся на:
- эмиграционные (выезд граждан из одной страны в другую);
- иммиграционные (въезд в страну граждан других государств).
В свою очередь лица, переселившиеся за пределы
страны - называются эмигрантами, а, кто переселился в данную страну - иммигрантами. Разница между численностью первых и вторых является миграционное сальдо, непосредственно влияющее на численность населения страны3.
В данной статье будет рассмотрена трудовая миграция населения, так как в подавляющем большинстве случаев именно неудовлетворенность людей своей заработной платой и уровнем жизни заставляет их мигрировать в поисках лучшей жизни.
Трудовая миграция (или миграция рабочей силы) являет собой перемещение трудоспособных людей из
1 Камолов С. Г. Государственное управление в условиях глобализации, кризисной ситуации и зарубежных санкционных ограничений рецензия на учебник для бакалавриата и магистратуры «Государственное антикризисное управление» под редакцией доктора социологических наук, профессора Е. В. Охотского. Журнал «Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России». 2017. т. 6. №1. С. 74
2 Воробьева О. Д. Миграция населения: Теория и практика исследования: Монография [Текст]/ О.Д. Воробьева //Приложение к журналу «Миграция в России». М.: Минфедерации России. 2001. С. 185
3 Зайончковская Ж. А. Миграция. Население России [Текст]/ Ж. А.
Зайончковская, А. Г. Вишневский // Тринадцатый ежегодный демо-
графический доклад - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
одной страны, области или города в другую страну, область или город с целью поиска работы на условиях найма. Субъектами данной миграции являются трудовые мигранты.
Выделяются следующие виды трудовой миграции:
- внутригосударственная (местная трудовая миграция);
- межгосударственная (международная трудовая миграция).
Международную трудовую миграцию можно определить как межстрановые перемещения экономически активного населения с целью применения своих трудовых навыков или же вступления в отношения работник - работодатель в другой стране4.
Так же, в зависимости от сроков перемещения, трудовая миграция делиться на:
- временную;
- временно-постоянную;
- сезонную;
- безвозвратную (связанную с переменой места жительства).
Явление миграции работников из развивающихся
государств в более развитые страны было известно миру многие века и количество продолжает расти до сих пор. Так, согласно данным Департамента ООН в 2015, в Соединенные Штаты Америки растет именно подобного роста миграция. В странах ЕС трудовые мигранты сосредоточены в основном в Германии, Испании, Франции, Италии и Великобритании.
Причинами миграции рабочей силы является целый ряд обстоятельств и желаний мигрантов. Последнее десятилетие на первую роль вышли экономические причины: увеличение доходов, поиск работы, а также уровня жизни и многие другие. Еще одним немаловажной причиной увеличение миграции стала высокая безработица, которая до сих пор существует и прогрессирует в некоторых странах (в первую очередь в странах со слабо развитой экономикой). Следует отметить, что бурному развитию и популяризации внешней миграции в последние годы способствуют повышение количества вывозимого капитала страны, и создание в зарубежных странах филиалов и представительств крупных корпораций, так как за инвестируемым капиталом в указанные страны устремляется, и большое количество желающих получить там работу.
Вследствие наличия в развитых странах механизмов решения комплекса социально-экономических задач, сложился высокий уровень жизни населения, который, в основном, обладает определенным уровнем образования и культуры . В связи с этим, в производстве и инфраструктуре этих стран существует целый ряд работ и специальностей, низкооплачиваемых и непрестижных среди местного населения, на которые крайне трудно найти работника. В странах с развивающейся экономикой и бывших социалистических странах, где уровень безработицы до сих пор остается высоким, а уровень заработной платы - низким, име-
4 Рощин С. Ю. Экономика труда (Экономическая теория труда): Учебное пособие [Текст] / С. Ю. Рощин, Т. О. Разумова - М.: ИНФРА-М, 2000. С. 61
5 Камолов С. Г. Государственная жилищная политика как политический инструмент в строительстве нового общества в России. Вестник московского государственного областного университета. серия: история и политические науки. 2009. №4. С. 83
ется большое количество желающих занять такие места и, таким образом, решить проблему материальной обеспеченности себя и своей семьи6.
Однако, как показывает практика, миграция рабочей силы существует и непосредственно между развитыми странами. Она, в свою очередь, осуществляется, прежде всего, по неэкономическим причинам. В данном случае значительную роль играют такие факторы, как: престиж работы, самой корпорации, возможность профессионального и карьерного роста, кроме того, культурные потребности. В развитых странах имеется так же существенная проблема - так называемая «утечка мозгов», например, из стран Европы в США7.
Большинство трудовых мигрантов перемещаются из одной развивающейся страны в другую, где разница в уровне жизни и заработной платы является незначительной. Согласно доклада Всемирной конференции ООН по народонаселению в 2015 г., отмечаются крупные потоки трудовых мигрантов из Буркина-Фасо в Кот-д'Ивуар, из Гаити в Доминиканскую Республику, а также из Египта в Иорданию и др.
Еще одним направлением потока миграции рабочей силы является отъезд высококвалифицированных специалистов и ученых в развивающиеся страны. Зачастую, он вызван различными экономическими факторами, новыми возможностями в работе или же простым желанием устроиться на новом месте, проверить свои возможности в новых условиях работы и жизни. Однако, данный поток мигрантов сравнительно небольшой .
Таким образом, мы видим, что, проблема международной миграции требует пристального внимания, как в большом количестве зарубежных стран, так и в России. Внешние миграционные потоки вносят коррективы в структуру рынков труда всех задействованных стран, а также влияют на уровень безработицы.
В экономической теории существуют различные определения рынка труда. Некоторые ученые считают, что это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу, и то, что через него осуществляется продажа рабочей силы на конкретный срок. В широком смысле рынок труда являет собой систему социально-экономических и юридических отношений в обществе, а также норм и институтов, призванных обеспечить непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.
Необходимо отметить, что объектом купли-продажи на рынке трудовых ресурсов является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей для осуществления трудового процесса. В то время как отношения на данном рынке регулируются общественными и государственными институтами.
Главные функции рынка труда разделяются следующим образом:
- экономические;
- социальные.
Социальная функция заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, а также нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников. Экономиче-
6 Рощин С. Ю. Экономика труда (Экономическая теория труда): Учебное пособие[Текст] / С. Ю. Рощин, Т. О. Разумова - М.: ИНФРА-М, 2000. С. 119
7 Чернов А. С. Влияние трудовой' миграции на региональный' рынок труда [Текст]/ А. С. Чернов // Вестник МГТУ, 2012. №1. С.247 - 249.
8 Мукомель В. И. Российские дискурсы о миграции: «нулевые годы» [Текст] /В. И. Мукомель, М. К. Горшков М.// Нестор-История, 2011. С. 27
ская же функция рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что рынок труда - важная часть любой экономической системы, поскольку темпы экономического роста этой системы в значительной степени определяются состоянием данного рынка. В то же время рынок труда является одним из ключевых элементов социально-экономической политики, проводимой властями различных государств. Таким образом, мы видим, что рынок труда испытывает на себе одновременно влияние и экономической, и социальной политики отдельных государств.
Спрос на рабочую силу в условиях свободной конкуренции формируется под влиянием двух основных показателей:
- реальной заработной платы и стоимости предельного продукта труда (продукта труда, произведенного последним нанятым работником),
- потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг.
Кроме того, он находится в обратной зависимости от ставки реальной заработной платы, которая определяется как отношение номинальной заработной платы к уровню цен. На конкурентном рынке труда кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает.
Предложение труда, в свою очередь, прямо зависит от уровня оплаты труда: чем выше зарплата, тем выше уровень предложения рабочей силы, и определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих9. Более того, предложение труда зависит от величины заработной платы. Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается.
Необходимо так же отметить, что в настоящее время, одним из важнейших параметров, при которых возможен экономический рост в стране, является мобильность трудовых ресурсов10.
Как показывает практика, миграция рабочей силы может быть выгодна странам, экспортирующим рабочую силу, и, в то же время тем странам, которые ее принимают. Для некоторых государств экспорт рабочей силы является важным источником валюты, поступающей в эти страны. Она систематически поступает в виде различных денежных переводов мигрантов на родину, а также по возвращении работника из-за рубежа. Пересылаемые в страну переводы позволяют членам семьи мигранта повышать уровень потребления, увеличивают совокупный спрос, стимулируют развитие производства, тем самым давая возможность всей стране в целом наиболее успешно решать комплекс внутренних социально-экономических проблем. Через покупку различных акций, земли или недвижимости часть полученных денег напрямую вкладывается в развитие национальной экономики11.
9 Ионцев В. А. Базовые подходы и направления в изучении миграции [Текст] /В. А. Ионцев - М.: Спецкнига, 2013. С. 537
10 Адамчук В. В. Экономика и социология труда: учебник для вузов по экономическим специальностям [Текст] / В. В. Адамчук, О. В. Ромашов, М. Е. Сорокина - М.: ЮНИТИ, 2001. С. 12
11 Административно-правовое регулирование деятельности акционерных обществ. Автореф. дис. ...канд. юрид. наук / Павлюк А. В. -
Необходимо отметить, что экспорт рабочей силы в другие государства снижает давление избыточных трудовых ресурсов на рынке труда в самой стране.
В то же время трудовые мигранты, работающие за границей, в процессе труда приобретают новые профессиональные навыки, опыт, знания, которые могут, используют при возвращении на родину, повышая производительность труда в своей стране.
Все же, как было отмечено ранее, миграция рабочей силы может иметь для страны-экспортера и отрицательные последствия. Среди них следует отметить:
- тенденции роста потребления заработанных средств за границей;
- растущее желание скрыть получаемые доходы;
- «утечку мозгов»;
- в некоторых случаях наблюдается понижение квалификации работающих мигрантов.
Несмотря на трансформацию многих секторов экономики и внедрение передовых технологий в производство, в экономике как развитых, так и развивающихся стран на высоком уровне сохраняется спрос на дешевый неквалифицированный труд. В значительной степени этот спрос создается такими отраслями, как сельское хозяйство, строительство, добывающая промышленность, а также перерабатывающая и легкая промышленность. До сих пор активно растет спрос на работу по дому, уход за больными, присмотр за детьми и престарелыми1 .
Между тем, даже квалифицированные рабочие-иммигранты, как правило, имеют значительно более низкий уровень доходов, по сравнению с местными рабочими13. В связи с этим, страны-импортеры рабочей силы решают прежде всего задачу снижения затрат на производство и повышения конкурентоспособности национальных товаров на мировом рынке. Кроме того, если в страну импортируется высококвалифицированная рабочая сила, чей уровень заработной платы схож с общенациональным уровнем, то сразу же снижаются издержки страны на подготовку и обучение собственных кадров. Кроме того, иностранные рабочие предъявляют дополнительный спрос на товары и услуги в стране, что стимулирует рост производства и рабочей занятости. Более того, иностранная рабочая сила рассматривается как определенный амортизатор, т.к. в условиях кризиса иностранных рабочих увольняют, как правило, первыми. Они так же не учитываются при реализации государственных социальных программ и не обеспечиваются пенсией.
С другой стороны, трудовые мигранты, имеющие высокий интеллектуальный, трудовой и профессиональный потенциал, претендующие на высокопоставленные должности, несмотря на «значительные гонорары», до сих пор в дефиците14.
Так, именно этот класс работников рассматривается в качестве важнейшего социально-экономического ресурса, за привлечение которого конкурируют США, Франция, Канада, Швеция и другие страны, осуществляющие специальные программы повышения уровня
М., 2013. С.21
12 Жильцова Ю. А. Привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов в зарубежных странах и в России [Текст]/ Ю. Н. Жильцова, Е. И. Мадьянова, Е. А. Кадровик// Трудовое право для кадровика, 2013. №2. С. 8
13 Винник М. В. Экономические теории миграции: рабочая сила и рынок труда [Текст]/ М. В. Винник, С. И. Абылкаликов - М.: БОВ, 2012. С.9-10
14 Жильцова Ю. А. Привлечение высококвалифицированных ино-
странных специалистов в зарубежных странах и в России [Текст]/ Ю.
Н. Жильцова, Е. И. Мадьянова, Е. А. Кадровик// Трудовое право для
кадровика, 2013. №2. С. 25-26
своей миграционной привлекательности для лиц, чей уровень образования высок.
Основную массу эмигрантов в России на данный момент составляют молодежь, в основном студенты, а также ученые и различного уровня предприниматели. Растущий уровень эмиграции на сегодняшний день объясняется большим разнообразием студенческих программ, по которым современная молодежь способна обеспечить себе как обучение в иностранном вузе, так и дальнейшее трудоустройство за рубежом. Что касается предпринимателей, то многих из них пугает отсутствие в Российской Федерации, на современном этапе развития страны, возможностей ведения здорового бизнеса и достаточно низкое качество каких-либо социальных гарантий15
Эмиграция ученых, в свою очередь, ведет к «экспорту интеллекта», от чего средний уровень интеллекта в стране снижается. Данный факт можно рассматривать как угрозу интеллектуальной безопасности страны. Не менее важно и то, что одновременно с экспортом интеллектуального потенциала в России происходит импорт значительного числа менее квалифицированных работников. Таким образом, происходит постоянное снижение интеллектуального потенциала страны.
Кроме того, из-за введенных санкций и отсутствия доступа к зарубежным капиталам, Россия переживает сейчас новую волну «утечки мозгов» в сфере финансов и информационных технологий. Большой проблемой так же становится эмиграция неординарных, уникальных специалистов, являющихся востребованными за границей и не имеющих должной поддержки со стороны собственного государства.
Внешние миграционные процессы так же вносят коррективы и в структуру безработицы как в стране- импортере, так и в стране- экспортере рабочей силы. Безработица рассматривается как одна из главнейших характеристик рынка труда. В настоящее время она присутствует во всех странах мира в различных объемах и формах.
Согласно определению, данному Международной организацией труда, безработным признается человек в возрасте 10-72 лет, (по методологии Росстата в России возраст должен быть не менее 15 и не более 72 лет), если на критическую неделю обследования населения по проблемам занятости он одновременно не имел работу, искал работу и был готов приступить к работе.
Способом исчисления безработицы известно большое множество. Общепринятым, в свою очередь, считается расчет нормы безработицы. Этот способ принят и в Международной организации труда. Данный показатель рассчитывается как отношение общего количества безработных к численности рабочей силы и выражается в процентах.
Безработица в современной экономической теории рассматривается как естественная часть рыночного хозяйства. Она может способствовать следующим явлениям:
- улучшению качественной структуры рабочей силы, а именно улучшению ее конкурентоспособности как товара;
- формированию нового механизма мотивации;
- формированию трудового резерва на случай необходимости оперативного увеличения производственных мощностей или же развертывания нового производства.
Выделяют несколько различных видов безработицы:
- фрикционная;
15 Бадыштова И. М. Российская молодежь: взгляд на миграцию [Текст]/ И. М. Бадыштова // Вестник института экономики РАН 2009. С.1-31.
- структурная;
- институциональная;
- циклическая;
- сезонная.
Необходимо все же отметить, что в промышленно развитых странах уровень жизни значительно более высокий, равно как и более высокая оплата труда. Эти факты постоянно увеличивают количество российских граждан, желающих выехать на работу за рубеж. Но в то же время возникают противодействующие факторы, такие как: языковой барьер, непризнание большинством стран мира отечественных дипломов о высшем образовании и невысокая квалификация рабочих и служащих в целом.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что международная трудовая миграция несет в себе как отрицательные последствия, так и большое количество положительных. Несмотря на выезд ценных кадров за пределы своей страны, миграция способствует международному обмену знаниями и технологиями, создает стимулы для увеличения индивидуальных инвестиций в человеческий капитал и, в конечном счете, формирует условия для повышения качества рабочей силы, необходимого для развития инновационной экономики.
Но, в то же время, нельзя не отметить такое явление, как незаконная трудовая миграция. Незаконная миграция и связанные с нею негативные последствия нередко становятся дополнительным фактором возникновения межнациональных конфликтов и вносят дисбаланс на рынок труда.
Формы противоправной деятельности организаторов незаконной миграции становятся все более многообразными - создание подставных фирм, завышение квоты на иностранную рабочую силу, подделка документов, печатей, штампов, использование противоречий, неточностей и двусмысленных формулировок в действующем законодательстве, налаживание коррупционных связей с органами власти, миграционного контроля и правоохранительными структурами 6
По словам заведующего сектором изучения миграционных и интеграционных проблем Института социологии РАН, Владимира Мукомеля, до недавнего времени квоты разрешений на работы в России были столь малы, по сравнению с числом приезжих рабочих, что, по оценкам специалистов, доля нелегальных работников в РФ составляет около 50-60% трудовых мигрантов. В настоящее время проводится политика по увеличению числа квот и легализации каждого трудового мигранта17.
Получается, что процесс международной миграции рабочей силы нельзя оценить однозначно. У этого процесса две стороны, и сказать каких моментов больше, положительных или отрицательных довольно сложно. В связи с этим большое количество ученных и исследователей как отечественных, так и зарубежных на протяжении многих лет занимаются изучением и оценкой влияния внешних миграционных процессов на рынок труда во многих странах, в том числе и в России.
Данные для дальнейшего исследования взяты из
16 Жильцова Ю. А. Привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов в зарубежных странах и в России [Текст]/ Ю. Н. Жильцова, Е. И. Мадьянова, Е. А. Кадровик// Трудовое право для кадровика, 2013. №2. С.12.
17 Мукомель В. И. Трансформация трудовой миграции: социальные аспекты. Россия реформирующаяся. [Текст]/ В. И. Мукомель // Вып. 21: Ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый хронограф, 2015. С. 238-239.
ежегодных статистических сборников «Регионы России. Социально-экономические показатели» и «Труд и занятость в России», публикуемые Федеральной службой государственной статистики на официальном сайте, а также данные Центральной базы статистических данных (ЦБСД).
Существует несколько методов проведения эмпирического анализа: математические методы позволяют выявить количественную сторону явлений, статистические методы отражают экономические явления в цифровых значениях.
Рассмотрим статистические данные и выявим тенденции внешних иммиграционных в эмиграционных потоков в России.
По данным Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), около 55% трудовых мигрантов трудятся в Европе и Северной Америке, оставшиеся 45% - в других частях мира18
Согласно Докладу ООН о народонаселении, в 2015 году число мигрантов в мире достигло рекордного уровня - 244 миллиона человек. Большая часть мигрантов, традиционно приходится на страны Европы - всего на территории этого континента проживают 76 миллиона мигрантов, 75 миллионов находятся на территории Азии, а на Северную Америку - 54 миллиона. Рекордсменами по числу принятых мигрантов среди государств мира стали США, где проживают 47 миллионов человек. Второе место заняла Германия с 12 миллионами мигрантов. Третье место отдано России, за 2015 год на своей территории она приняла 12 миллионов иностранных граждан. Страны дальнего зарубежья, откуда идет основной миграционный поток рабочей силы в Россию представляют Китай, Турция, КНДР, Вьетнам. Это вызвано стимулированием в этих странах коллективного экспорта национальной рабочей силы, который идет на основе договоров с российскими организациями для выполнения строительных и сельскохозяйственных работ19.
Ни для кого не секрет, что после распада Советского Союза экономики ряда стран ближнего зарубежья (Узбекистан, Таджикистан, Молдавия и др.) в современных условиях не смогли задать нужный вектор развития, результатом чего стала «хроническая» безработица. Одним из мотивов участия в трудовой иммиграции являются поиски любой работы в России для того, чтобы получить хоть какой-то минимальный доход. Кроме того, этих людей «притягивает» существующее различие в размерах заработной платы. Другие же видят перспективы развития российской экономики, возможности сотрудничества и извлечения немалой прибыли.
В конечном итоге трудовая иммиграция в Россию выросла в разы. Основную долю в ней и сейчас составляют граждане бывших союзных республик, теперь стран СНГ. Однако, одну из лидирующих позиций по числу граждан, иммигрировавших в Россию, вопреки распространенному мнению, на протяжении долгого времени занимает Казахстан.
Кроме того, велико количество граждан стран дальнего зарубежья, иммигрирующих в Россию. Здесь, в течение многих лет лидерами являются Китай и Грузия.
18 Бекяшев Д. К., Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции. [Текст]/ Д. К. Бекяшев, Д. В. Иванов -М.:Проспект, 2013. С.174
19 Официальный сайт Организации объединенных наций [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.un.org (Дата обращения 03.10.2017)
Таблица 1
Общее количество иммигрантов в Российской Федерации за 2007-2015 гг20 (чел.)
Количество ^[мигрантов, чел.
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Цридылое Российскую Федерацию - 286956 281614 279907 191656 356535 417681 4S2241 590824 598617
всего
из стран Ctii 263277 261170 261495 171940 310549 363955 422738 529448 536157
Азербайджан 2096S 2333 1 22874 14500 223 16 22287 23453 26367 24326
Казахстан 40258 39964 38830 27862 3 6474 45506 51958 59142 65750
Таджикистан 17309 20717 27028 18188 35087 41674 51011 54658 47638
Узбекистан 52802 43518 42539 24100 64493 87902 118130 131275 74242
Украина 51492 49064 45920 27508 43586 49411 55037 126819 194180
из стран дальнего зарубежья 23679 20444 18412 19716 45986 53726 59503 61376 62460
Болгария 207 190 174 214 371 353 419 346 392
Германия 3164 3134 2585 2621 4520 4239 4166 3743 3976
Латвия 387 716 664 811 1350 1427 1484 1520 1533
Финляндия 172 174 141 178 266 342 429 468 401
Эстония S0S 476 538 637 1588 1537 1475 1323 1283
Канада 118 105 98 110 192 207 226 171 189
США 578 551 57} 653 947 1122 954 1000 1084
Вьетнам 921 714 950 921 3294 3653 3SS2 3854 4012
Индия 107 66 72 110 1390 1068 1451 1850 2894
Сирийская Арабская Республика 93 125 89 ISO 4SI 961 1406 1199 1221
Грузил 10595 8806 7454 5245 7325 7728 7665 7756 7038
Турция 315 373 443 562 1832 2252 2755 2631 2091
Израиль 1094 1002 861 814 1240 1091 1132 1139 1077
Китай 1687 1177 770 1380 7063 8547 8149 10563 9043
КНДР 73 63 107 59 1948 4168 S023 6308 6079
Япония 108 33 40 60 87 120 235 261 221
Исходя из данных таблицы 1 можно заметить, что ежегодно кардинально меняется состав мигрантов. Количество иммигрантов из таких стран как Казахстан, Украина, а также Латвия, Вьетнам и Индия на протяжении последних пяти лет неуклонно растет. В то время как показатели других стран изменяются скачкообразно, однако тенденция роста числа иммигрантов сохраняется.
На основе имеющихся данных можно рассчитать такой показатель, как Темп прироста. Для этого необходимо воспользоваться следующей формулой:
Уп-Уп
Тр = ——*100 % (1)
Уп
где Yn - количество иммигрантов в исследуемом году;
Уо - количество иммигрантов в 2007 году.
Таблица 2
Темпы прироста иммигрантов21,(%)
Тема прироста количества иммигрантов относительно 2007г., %
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Азербайджан 11,26 9,09 -30,84 6,42 6,29 11,85 25,75 16,01
Казахстан -0.73 -3,54 -30,79 -9,39 13,03 29,06 46,91 63,32
Таджикистан 19.68 56.15 5.078 102.71 140.76 194.71 215.78 175.22
Узбекистан -17.58 -19.43 -54.35 22.14 66.47 123.72 148.62 40.60
Украина 4.71 -10.82 46.57 -15.35 4.041 6.88 146.29 277.11
Болгария -8.21 -15.94 3.38 79.22 70.53 102.41 67.15 89.37
Германия -0.94 -18.29 -17.16 42.85 33.97 31.66 18.30 25.66
Латвия -19.27 -25.14 -8.56 52.19 60.87 67.31 71.36 72.83
Финляндия 116 -18.02 3.48 54.65 98.83 149.41 172.09 133.14
Эстония -6.29 5.91 25.39 212.59 202.55 190.35 160.43 152.56
Канада -11.01 -16.94 -6.77 62.71 75.42 91.52 44.92 60.17
США 4,67 -0,52 12,97 63,84 94,12 65,05 73,01 87,54
Вьетнам -22.47 3.14 0 257.65 296.63 318.24 318.46 335.61
Индия -38.32 -32.71 2.80 1199.0: 898.13 1256.07 1628.97 2604.67
Сирийская Арабская Республика 34.41 4.3 61.29 384.94 933.33 1411,82 1189,25 1212,90
Грузия -16.88 -29.64 -50.49 -30.86 -27.05 -27.65 -26.80 -33.57
Турция 18.41 40.63 78.41 481.58 614.92 774.6 735.24 563.81
Израиль -8.41 -21.29 -25.59 13.34 -0.27 3.473 4.11 -1.55
Китай -30,23 -54,35 -18,19 318,67 406,63 383,04 526,14 436,04
Корейская Народно- Демократическая Республика -13,69 46,57 -19,17 2568,4' 5609,58 6780,82 8541,10 8227,40
Япония -69.44 -62.96 44.44 -19.44 П.И 117.59 141.67 104,63
20 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru (Дата обращения 03.10.2017)
21 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru (Дата обращения 03.10.2017)
Данная таблица показывает изменение числа иммигрантов в течение рассматриваемого периода относительно данных 2007 года.
Согласно ей, не во всех странах до сих пор наблюдается устойчивый рост количества граждан, уезжающих из своих стран в Россию. Как видно, в 2015 году показатель темпов прироста увеличивается, по сравнению с данными 2007 года, во всех рассматриваемых странах, кроме Грузии и Израиля. Исходя из полученных данных, максимальное число эмигрантов из этих стран наблюдалось в 2007 году. Однако, устойчивый рост количества мигрантов на протяжении всего рассматриваемого периода показали лишь такие страны как Таджикистан и Турция. Кроме того, за последние четыре исследуемых года лидерство распределили между собой КНДР, Сирия и Индия, чьи показатели в значительной степени превышают показатели других рассматриваемых стран.
В большинстве исследуемых стран в период с 2008 по 2010 год включительно наблюдался спад эмиграционных потоков в РФ. Исключениями в 2008 году стали такие страны, как Азербайджан, Финляндия, Сирия, и как было отмечено ранее, Турция и Таджикистан. В 2009 году увеличили свои показатели увеличили Азербайджан, Эстония, Вьетнам и КНДР. В свою очередь, в 2010 году увеличение числа граждан, мигрировавших в Россию, наблюдалось в Болгарии, Финляндии, Эстонии, США, а также в Индии и Сирии. Необходимо отметить, что из Вьетнама в 2007 и в 2010 гг. въехало на территорию РФ одинаковое количество человек.
Кроме того, важно рассмотреть динамику изменения удельного веса некоторых отдельных стран в структуре миграции в России. Для этого необходимо воспользоваться следующей формулой:
УВ = X * 100% (2)
где X - количество иммигрантов из рассматриваемой страны;
У - общее количество иммигрантов в России.
Таблица 3 дает представление о том, из представителей каких стран состоит импорт рабочей силы в России.
Сравнивая получившиеся показатели стран Евросоюза и СНГ, можно сделать вывод о том, что на протяжении всего рассматриваемого периода удельный вес иммигрантов из стран ближнего зарубежья был выше, чем иммигрантов из Европы.
По данным исследования, в 2015 первое место по количеству прибывших мигрантов из общего числа прибывших в РФ занимает Украина, второе место принадлежит Узбекистану, третье - Казахстану. Немаловажно то, что по сравнению с данными за 2010-2013 год включительно, удельный вес украинских эмигрантов был в три раза меньше показателя 2015 года, обогнав таким образом показатели Узбекистана, лидирующего на протяжении всего рассматриваемого периода с 2010 по 2014 год по количеству прибывших иммигрантов.
Таблица 3
Удельный вес иммигрантов, (%)22
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС.%
2010 2011 2012 2013 2014 2015
01 строя ЕС-бсего 3,34 3,2 2.8 2,53 165 1,63
Болгарин 0.11 3.1 0.08 0.08 0.06 0.07
Германия 1.37 1,27 1,01 0,36 0,63 0,66
Греиня 3.16 0.17 3.2 3.21 3.12 0.09
Испания 0.07 0.06 0.06 0.03 0.05 0.05
Италия 0.09 0,07 0,09 0,09 0,08 0,07
Латвия 0.42 0.38 0.34 3.3 0.26 3.26
Л нтв а э,23 3.22 3.19 здв 3,13 3,13
Финляндия 0.09 0.07 0.08 0.09 0.08 0.07
Швеиня 0,02 0,02 3.32 0,01 0,01 0,02
Эстония 0.33 0.45 0.37 0.31 3.22 3.21
Из строи СНГ-есе^о 37,1 87,14 37,66 89,61 39,57
Азербайджан 7,57 6.259 5,34 4,36 4,46 4,06
Армения 13.38 9.1В 3,85 8,78 7.88 7.63
Беларусь 2,55 2,86 3,97 3,27 3,33 2,96
Казахстан 14.54 13.23 10.89 10.77 10.01 13.93
Ынргнзня 13.91 11.66 8.28 6.3 4.83 4.35
Республика Молдова 6,16 5,49 5,65 5,94 5,43 5,63
I аджики стан 9.49 9.84 9.98 13.58 9.25 7.96
Туркмения 1.19 1.27 1.3 1.24 1.32 1.39
Узбекистан 12.57 18,09 21.05 24,49 22,22 12,40
Прочие строям.:
Украина 14.35 12.22 11.83 11.41 21.46 32.44
Туриня 3.29 0,51 0,54 3,57 0,45 3,35
Грузия 2,74 2.35 1.85 1,59 1,31 1,1В
Израиль 0.42 0.35 3.26 3.23 0.19 ЗАВ
Канада 0,06 0,05 0,05 0,04 0,03 0,03
С [ПА 0,34 0,26 3.27 3,19 3,17 ЗАВ
Китай 0.72 1.98 2.35 1.69 1.79 1.51
Таблица 4
Количество иммигрантов, имевших разрешение на работу, (чел)23.
Колечеитбо нммнгрантав, ЕмеЕощт разр&спевве Еа работу, чел
1011 2И2 | 1013 2014 201?
Бсвзс 1027900 1148700 1111500 1043800 182400
б то.н чцслл-
¡и стран СНГ В58900 968600 947300 866000 33500
аз шос
Азербайджан 24800 23800 18100 14100 2500
АрМ в ВЕЯ 40900 39500 35500 30300 1500
Казахстав 4500 800 700 500 200
Квргвзвн ¿5600 76800 82700 72900 2500
РЕСП^ОЛЕКЭ Молдова 46800 50000 45500 40400 1500
Гад:кншстан 166400 181400 162800 145700 10700
Ттрычеввя 500 600 500 500 400
азсеквитав 399000 467900 476600 422000 10000
Укравва 110300 127800 124900 139500 420 0
аз стран ЕС 13000 7600 6600 10400 10800
аз шва
Бвлнт о рвга ввн 1500 600 500 800 1000
Герчаввя 2200 900 700 1300 1600
ИталЕН 900 600 500 900 1100
Латввя 700 600 300 400 400
Лете а 1000 800 600 500 400
Польша 800 600 500 800 700
фвелнезвв 600 200 200 300 400
фра ЕОЕЕН 2000 1200 1000 1500 1600
аз других стран 140200 161300 155800 166400 13-900
аз шос
Вьетнам 10900 12100 10300 13500 14100
Катав 69500 76900 ■1300 71700 49400
КНДР 19300 23400 27200 30700 30400
США 1700 800 600 1100 1200
ТурПЕД 18900 27-00 27700 24100 19300
Немаловажен тот факт, что, среди стран Евросоюза, лидером на протяжении исследуемых пяти лет лидером является Германия, а второе и третье место делят между собой Латвия и Эстония. Тем не менее, как было отмечено ранее, наблюдается спад миграционного потока из стран ЕС в Россию.
Тщательно изучив структуру иммигрантов в Российской Федерации, необходимо рассмотреть состав трудовых мигрантов.
Как видно из данных таблицы 4, начиная с 2013 года, количество иммигрантов, имевших разрешение на работу на территории РФ, постоянно снижается. Показатели 2012 года, по данным Росстата, в более чем шесть раз превысили показатели 2015 года. Однако, согласно таблице 1, на протяжении данных пяти лет число мигрантов, прибывающих на территорию России, постоянно растет.
Для лучшего понимания структуры иммигрантов, способных официально работать на территории России в 2015 году, рассмотрим сколько процентов от общей численности зарубежных трудящихся принадлежало каждой отдельной стране.
22 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru (Дата обращения 03.10.2017)
23 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru (Дата обращения 03.10.2017)
Рис. 1. Удельный вес трудовых мигрантов в России в 2015 году, (%)24.
По данным рисунка 1, наибольшее количество разрешений было получено гражданами Китая, а также КНДР и Турции.
Изучив структуру иммиграционных потоков в Российской Федерации, а также структуру и количество трудовых иммигрантов, становится очевидной необходимость изучения нормативно-правовой базы России, контролирующей миграционные потоки страны.
В рамках исследования методов административно-правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, необходимо дать определение понятия «миграционное законодательство». В. В. Кра-синский определяет его как «совокупность общепризнанных принципов и норм международного права, федеральных законов и подзаконных нормативных актов России, регламентирующих общественные отношения, возникающие в случая х въезда, транзитного проезда, передвижения (пребывания) на территории Российской Федерации либо выезда из Российской Федерации иностранных граждан, либо лиц без гражданства25«. Это же значение данный термин имеет в таком документе, как Концепция государственной миграционной политики Российской федерации на период до 2025 года, а также в иных нормативно-правовых актах.
Основой нормативно-правового регулирования миграционных процессов в России является конституция. Согласной ст.72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся в том числе: «защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;», а также «административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды». Из чего можно сделать вывод о регулировании трудовым миграционных процессов как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Из чего можно сделать вывод о регулировании трудовым миграционных процессов, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Кроме того, согласно ч. 4 ст.15 Конституции РФ, составной частью правовой системы страны являются общепризнанные принципы международного права и международные договоры. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В рамках изучения нормативно-правового регулиро-
24 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru (Дата обращения 03.10.2017)
25 Красинский В. В. Несовершенство миграционного законодатель-
ства и угрозы национальной безопасности Российской Федерации // Современное право. 2013. № 2.
вания трудовой миграции в РФ стоит так же отметить Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Он «определяет правовое положение граждан иностранных государств на территории РФ, регулирует отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами указанных органов, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в России и осуществлением ими трудовой, предпринимательской и иной деятельности на ее территории.
Также существует соглашение от 15.04.1994 «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов».
В рамках надзора и контроля трудовой деятельности мигрантов были разработаны следующие приказы: приказ Генпрокуратуры России от 01.07.2015 №343 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции», приказ Росстата от 31.03.2017 № 220 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством внутренних дел Российской Федерации статистического наблюдения за внешней трудовой миграцией», и, кроме того, опубликовано Указание Банка России от 13.09.2015 №3793-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления медицинского страхования в части добровольного медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации с целью осуществления ими трудовой деятельности».
Более того, особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства отражены в главе 50.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ.
В рамках регулирования трудовых миграционных процессов был издан Приказ ФМС России от 15.01.2015 №5 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче, иностранным гражданам патентов26».
Также существует предписание, которое гарантирует соблюдение прав и интересов граждан иностранных государств. Таким документом является Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 №1165 «Об утверждении Правил аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)»
Как было отмечено ранее, в Российской Федерации предусмотрена тесная взаимосвязь между органами федеральной и региональной власти. Контроль за трудовой миграцией так же осуществляется и на региональном уровне: Минтруда России опубликовало приказ от 23.01.2014 № 27н «Об утверждении правил определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников», в котором изложены правила, согласно которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации должны определять потребность и привлечении иностранных работников, а так же формы заполнения различных заявок.
Таким образом, изучив нормативную правовую базу, регулирующую процессы трудовой миграции в России,
26 Павлюк А. В. К вопросу о понятии нормы административного права // Право. Экономика. Безопасность. 2017. №1-2 (10). С. 85-86.
можно сделать вывод о том, что законодательство РФ достаточно детально регламентирует трудовую деятельность иностранных граждан. Оно определяет количественный и качественный состав трудовых мигрантов, порядок получения разрешений на осуществление трудовой деятельности и пребывания на территории страны. Кроме того, государство осуществляет контроль за соблюдением прав и свобод человека.
Одной из основных проблем на данный момент является отсутствие легального определения незаконной миграции, и отсутствие способов измерения ее объемов. Однако Российская Федерация начинает активно увеличивать миграционную привлекательность путем введения патентов на осуществление трудовой деятельности на ее территории, а также происходит расширение прав высококвалифицированных специалистов.
Кроме того, анализ ключевых нормативных правовых актов в сфере миграционного законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что на данный момент ощущается острая необходимость разработки единого документа, который собрал бы воедино все нормы российского и международного законодательства в сфере контроля за деятельностью трудовых мигрантов, позволяя определить целостную миграционную стратегию страны в контексте задач политического и социально-экономического развития.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 79,77%.
Список литературы:
1. Адамчук В. В. Экономика и социология труда: учебник для вузов по экономическим специальностям [Текст] / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М. Е. Сорокина - М.: ЮНИТИ, 2001. 407с.
2. Бадыштова И. М. Российская молодежь: взгляд на миграцию [Текст]/ И. М. Бадыштова // Вестник института экономики РАН 2009. С. 1-31.
3. Бекяшев Д. К., Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции. [Текст]/ Д. К. Бекяшев, Д. В.Иванов -М.:Проспект, 2013. 320с.
4. Винник М. В. Экономические теории миграции: рабочая сила и рынок труда [Текст]/ М. В. Винник, С. И. Абылкаликов - М.:БОВ, 2012. С.1-19.
5. Воробьева О. Д. Миграция населения: Теория и практика исследования: Монография [Текст]/ О. Д. Воробьева //Приложение к журналу «Миграция в России». М.: Минфе-дерации России. 2001. 193с.
6. Воробьева О. Д. Современные подходы к исследованиям международной трудовой миграции населения. [Текст]/ О. Д. Воробьева, Д. В. Сердюков //Вестник института экономики РАН. 2009. № 4. С.90.
7. Жильцова Ю. А. Привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов в зарубежных странах и в России [Текст]/ Ю. Н. Жильцова, Е. И. Мадьянова, Е. А. Кадровик// Трудовое право для кадровика, 2013. №2. С. 7-39.
8. Зайончковская Ж. А. Миграция. Население России [Текст]/ Ж. А. Зайончковская, А. Г. Вишневский // Тринадцатый ежегодный демографический доклад - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 230с.
9. Ионцев В. А. Базовые подходы и направления в изучении миграции [Текст] /В. А. Ионцев - М.:Спецкнига, 2013. 685с.
10. Камолов С. Г. Государственная жилищная политика как политический инструмент в строительстве нового общества в России. Вестник московского государственного областного университета. серия: история и политические науки. 2009. №4. с. 81-87.
11. Камолов С. Г. Государственное управление в условиях глобализации, кризисной ситуации и зарубежных санкцион-ных ограничений рецензия на учебник для бакалавриата и
магистратуры «Государственное антикризисное управление» под редакцией доктора социологических наук, профессора Е. В. Охотского. Журнал «Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России». 2017. т. 6. №1. с. 74-77.
12. Красинский В. В. Несовершенство миграционного законодательства и угрозы национальной безопасности Российской Федерации // Современное право. 2013. №2.
13. Мукомель В. И. Российские дискурсы о миграции: «нулевые годы» [Текст] /В. И. Мукомель, М. К. Горшков М.// Нестор-История, 2011. 108 с.
14. Мукомель В. И. Трансформация трудовой миграции: социальные аспекты. Россия реформирующаяся. [Текст]/ В. И. Мукомель // Вып. 21 : Ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый хронограф, 2015. С. 236-263.
15. Павлюк А. В. К вопросу о понятии нормы административного права // Право. Экономика. Безопасность. 2017. №12 (10). С. 85-86.
16. Административно-правовое регулирование деятельности акционерных обществ. Автореф. дис. ...канд. юрид. наук / Павлюк А. В. - М., 2013.
17. Рощин С. Ю. Экономика труда (Экономическая теория труда): Учебное пособие [Текст] / С. Ю. Рощин, Т. О. Разумо-ва - М.: ИНФРА-М, 2000. 148 с.
18. Чернов А. С. Влияние трудовой миграции на региональный рынок труда [Текст]/ А. С. Чернов // Вестник МГТУ, 2012. №1. С.245 - 249.
19. Официальный сайт Организации объединенных наций [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.un.org (Дата обращения 03.10.2017)
20. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru (Дата обращения 03.10.2017)
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Административно-правовое регулирование внешних трудовых миграционных потоков в Российской Федерации» Павлюк А. В. и Кабаковой С. С. Актуальность научной статьи «Административно-правовое регулирование внешних трудовых миграционных потоков в Российской Федерации» обусловлена необходимостью жесткого государственного контроля со стороны органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов за трудовыми иммигрантами. А потому, от того, насколько качественно будет систематизировано законодательство о миграции, во многом будет зависеть решение проблем миграции и законодательных недостатков, связанных с юридическими коллизиями.
К предмету исследования авторы относят миграционное и и трудовое законодательство в России, направленное на государственное регулирование трудовой миграции. Методология исследования представлена достаточным перечнем методов: общенаучный диалектический метод и вытекающие из него частно-научные методы познания, такие как логический, формально-юридический, системный.
Научная новизна заключается в предложении о конвергенции элементов миграционного законодательства, которая должна быть обеспечена за счет проведения системно-предметной инкорпорации, основная социально-правовая задача которой заключается в системной кодификации законодательства о миграции.
В орбиту исследования вовлечены законодательные акты и научные источники, содержащие дискуссии по проблематике статьи.
Научная статья кандидат юридических наук Павлюка А. В. и Кабаковой С. С. «Административно-правовое регулирование внешних трудовых миграционных потоков в Российской Федерации» соответствует всем требованиям, предъявляемым работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Доктор юридических наук, профессор, заведующей кафедрой теории и истории ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»
О. Г. Ларина