ПОЛИТИКА
А.А. МИЧНИКОВ,
преподаватель кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка,
кандидат экономических наук (Академия управления МВД России)
Нелегальная иммиграция в Россию: каналы, масштабы и последствия
В статье рассматриваются социально-экономические, политические и правовые последствия нелегальной миграции, анализируются положительные и отрицательные моменты привлечения в экономику Российской Федерации иностранной рабочей силы.
Иммиграция, нелегальная миграция, рынок труда, неконтролируемая миграция, миграционный учет, разрешение на право занятия трудовой деятельностью.
Принято различать три составляющие нелегальной миграции: нелегальный въезд и выезд, нелегальное пребывание и нелегальную занятость.
Под нелегальным въездом понимается незаконное проникновение на территорию страны иностранных граждан или лиц без гражданства, осуществляемое с нарушением порядка пересечения границы с поддельными либо недействительными документами. Нелегальный выезд — нарушение порядка пересечения границы при выезде из страны. Нелегальное пребывание в стране иностранных граждан и лиц без гражданства возможно как при легальном въезде, когда срок законного пребывания истек, так и при нелегальном въезде на территорию страны. Под незаконной занятостью понимается трудовая деятельность иностранцев, юридически не оформленная в соответствии с действующими правилами использования труда иностранных работников.
Для получения более или менее достоверных сведений о числе нелегальных мигрантов в России можно воспользоваться несколькими
источниками. Во-первых, это сведения о пересечении государственной границы Российской Федерации. Но, используя только эти данные, невозможно определить точное число иностранных граждан, находящихся на территории России. Так, например, контроль за пересечением границы Российской Федерации с Республикой Беларусь фактически отсутствует, что позволяет иностранным гражданам беспрепятственно осуществлять въезд в нашу страну.
Во-вторых, возможно использовать сведения об иностранных гражданах, вставших на миграционный учет по месту пребывания. К сожалению, контроль за этим несколько ослаблен. Кроме того, иностранные граждане, не поставленные на миграционный учет, не подлежат ответственности за нарушение его правил [1]. Фактически иностранного гражданина можно привлечь к административной ответственности за несоблюдение требований ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [2]. Таким образом, иностранный гражданин на нашей территории может находиться до 90 суток, не нарушая режима пребывания. Следовательно, невозможно заставить иностранца встать на миграционный учет, что обусловливает проблему получения точной цифры граждан, находящихся на территории России. Вместе с тем такие точные сведения можно было бы использовать для сравнения со сведениями о количестве пересечений границы и таким образом выявить граждан, нелегально находящихся на территории страны с фальшивыми визами и миграционными картами.
Отметим, разброс оценок численности нелегальных мигрантов, пребывающих на нашей
территории, очень велик. Выступая на расширенном заседании коллегии Федеральной миграционной службы, В.В. Путин отметил: «По информации ФМС, на территории страны находится порядка 9,2 млн иностранцев, из них, по оценкам, порядка 4 млн человек хотя и встали на миграционный учет, но работают нелегально» [5,с. 3].
В своем выступлении на пленарном заседании Генеральной ассамблеи ООН Директор федеральной миграционной службы России К.О. Ромодановский озвучил следующие данные: «По экспертным оценкам, на территории страны сегодня насчитывается около 10 млн нелегальных мигрантов. Как правило, это граждане республик бывшего СССР и ряда других государств, отличающихся низкой емкостью рынков труда. Только экономический ущерб, причиненный России нелегальной миграцией, в виде неуплаты налогов, составляет, по нашим оценкам, более 8 млрд дол. США» [7].
В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации также акцентируется внимание на негативном уровне современной миграционной политики [3]. Таким образом, реальных объемов нелегальной миграции не знает ни одно ведомство, а экспертные оценки различаются существенно и их достоверность остается под вопросом.
Основные «источники» нелегалов — страны СНГ: около 90 % потоков незаконной миграции в Россию идет из стран СНГ, остальные — из стран дальнего зарубежья, прежде всего, из Юго-Восточной Азии. Государствами исхода дальневосточной нелегальной миграции в основном являются Китай и Вьетнам.
Основными направлениями потоков незаконной миграции в России являются следующие:
— въезд в Российскую Федерацию — российско-китайский, российско-монгольский и российско-казахстанский участки государственной границы, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга;
— выезд из Российской Федерации — российско-финская граница, граница со странами Балтии, российско-украинская граница, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга. Проблема приобретает все более актуальный
характер в рамках сотрудничества с Евросоюзом, где существует мнение о том, что Россия сама по себе не является значительным миграционным донором, но большой объем нелегальной миграции в страны ЕС проходит через нее транзитом.
По нашему мнению, существует несколько причин, способствующих развитию незаконной миграции в Россию из-за рубежа.
1. Несовершенство системы иммиграционного контроля над въездом, выездом, транзит-
ным проездом и пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации; необустроенность и недостаточное оборудование отдельных участков Государственной границы Российской Федерации; малочисленность сотрудников ФМС России, занимающихся миграционными вопросами, вследствие чего иммиграционный контроль на границе и внутри территории страны является, по сути, выборочным.
К сожалению, как показывает практика, ФМС России не может в полном объеме осуществлять контроль над иностранными гражданами, находящимися на территории России. Подтверждением этому может послужить совместный приказ МВД России и ФМС России «Об объявлении решений совместного заседания коллегий ФМС России и МВД России» от 9 января 2013 г. № 5/1, в преамбуле которого говорится о необходимости наделить должностных лиц органов внутренних дел правом рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [4]. Полагаем, что миграционная служба без помощи полиции осуществлять свои прямые обязанности по контролю за иностранными гражданами и лицами без гражданства не способна.
2. Отсутствие возможности принятия действенных мер в отношении иностранных граждан, не имеющих при себе документов, удостоверяющих личность.
3. Недостаточность финансовых средств федерального бюджета, выделяемых на процедуру административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства. На данный момент только в 16-ти субъектах Российской Федерации функционируют центры временного содержания иностранных граждан.
4. Безвизовый въезд граждан из республик Центральной Азии позволяет им практически бесконтрольно прибывать на территорию Российской Федерации и обусловливает появление потенциальных незаконных мигрантов.
5. Несовершенство законодательства в отношении лиц, являющихся соучастниками организации незаконной миграции. На это обратил внимание В.В. Путин в своем выступлении на расширенном заседании коллегии Федеральной миграционной службы в 2012 г.: «Пока такие нарушения главным образом караются символическим штрафом. И здесь миграционная служба просто бессильна. Бессмысленно возлагать на вас ответственность, если вы не можете воспользоваться инструментами, которых в жизни не существует, в праве нашем не существует. Считаю, что здесь должны быть предусмотрены санкции уголовного характера и потребуется, видимо, вне-
101
<
а s н
S
<
0 с
к
<
1 X
о S
э
<
а
I—
S
102
сти изменения в 322-ю статью Уголовного кодекса РФ, в некоторые другие правовые акты» [5, с. 5].
6. Объективные сложности социально-экономической адаптации мигрантов в российском обществе. Испытывая трудности в социальной адаптации в России, мигранты закономерно стремятся к сплочению с земляками, образуя этническое землячество или общины.
7. Низкий уровень правовой культуры большинства мигрантов, незнание ими требований российского миграционного законодательства и русского языка.
Из вышеперечисленного сделаем вывод, что законность статуса иностранного работника складывается из компонентов: это въезд, пребывание и занятость. И если какой-то из этих компонентов нелегален, то самого мигранта можно считать нелегальным.
Для России существует множество негативных сторон нелегальной миграции: ухудшение криминогенной обстановки, осложнение на рынке труда в некоторых регионах.
Особая проблема, имеющая тревожные перспективы обострения, — неконтролируемая волна нелегальных иммигрантов из Китая, в первую очередь, в дальневосточные регионы нашей страны. Соседство с Китаем — страной с более чем миллиардным населением, бурно развивающейся экономикой и сравнительно ограниченными территориальными и природными ресурсами, не может не настораживать Россию, где территория Дальнего Востока мало населена. Эксперты не без основания опасаются, что Россия в конечном счете потеряет часть своей территории, причем не в результате действий армии КНР, а вследствие китайской иммиграции.
Пока поддержка эмиграционной экспансии со стороны официального Пекина носит скрытый характер, но она постоянно возрастает. Не стоит забывать, каким образом Китай в XX в.. «мирно» расширял свое легальное присутствие в странах Юго-Восточной Азии (Малайзии, Таиланде, Индонезии).
Нелегальная миграция приводит к ухудшению социального положения россиян в местах оседания чрезмерного числа иммигрантов: это и рост безработицы среди российских граждан, повышение цен на жилье, продукты питания. Недостаточный уровень развития институтов здравоохранения, образования и социальной защиты населения влечет дополнительную нагрузку на местные и региональные бюджеты.
Полагаем, необходимо ввести обязательное медицинское страхование при въезде на территорию Российской Федерации.
В 2012 г. среди иностранных граждан был проведен опрос, в котором участвовали 1297 респондентов. Перед началом каждого интервью респонденту объяснялось, что такое добровольное
медицинское страхование, что собой представляет полис, какие дает возможности. После того, как мигрантам были даны разъяснения, 64 % из числа всех опрошенных ответили, что были бы заинтересованы в приобретении полиса добровольного медицинского страхования [6, с. 44].
Отметим, что преимущественная занятость нелегальных мигрантов наблюдается в сфере теневой экономики — благодаря им происходит формирование теневого оборота финансовых средств в значительных объемах. Неучтенные денежные средства используются, в частности, для финансирования противоправной деятельности: так, иммигранты способствуют массовому распространению на территории России фальсифицированных, некачественных, а также контрабандных товаров. Большинство неофициальных денежных переводов из России вывозится в виде наличной валюты самими мигрантами или доверенными лицами — в рамках национальных диаспор наиболее широкое распространение получила практика передачи денежных средств через родственников и знакомых, проводников, водителей автобусов и посредством курьерских служб. По примерным оценкам, ежегодно из России вывозится до 15 млрд дол. США, и это лишь приблизительные подсчеты. При абсолютной прозрачности денежных переводов российская экономика могла бы получать 4,5 млрд дол. США налоговых отчислений [8, с. 68].
Существует угроза нарушения санитарной безопасности населения страны вследствие незаконного проникновения лиц-носителей опасных инфекционных и вирусных заболеваний.
Среди всех вышеуказанных проблем еще одна привлекает к себе пристальное внимание: расширение официальных и закрытых контактов некоторых республик СНГ со странами блока НАТО. В этих условиях бесконтрольная иммиграция создает серьезную угрозу геополитической и военной безопасности России.
В дискуссиях о проблемах российской миграционной политики смешиваются две проблемы: поддержание потенциала демографического и экономического развития страны. Решение первой требует увеличения притока иммигрантов и облегчения их интеграции, второй — притока трудовых мигрантов. Вывод из тени незадокументированных работников, предоставление некоторым из них вида на жительство, их натурализация — такими видятся нам этапы органичной трансформации современного состояния незаконной трудовой миграции. Понятная и процедурно прозрачная цепочка «незаконный мигрант-трудящийся-мигрант—резидент—гражданин» становитья ориентиром как для трудовых мигрантов, так и для органов, в компетенцию которых входит управление миграционной политикой. По такому пути следуют многие страны.
При этом чрезвычайно важно учитывать возможные последствия предлагаемых решений, которые могут быть неочевидными. Как свидетельствуют специалисты, Международная организация труда, кампании по легализации могут привести не только к таким негативным последствиям, как наплыв новых нелегалов, но и к вытеснению легализовавшихся мигрантов в теневую экономику из-за их низкой конкурентоспособности, как с местными работниками, так и нелегальными мигрантами. Пример непредсказуемых последствий приводит П. Стокер: когда Аргентина ввела требование для туристов, пересекающих границу, о декларировании суммы, равной 1,5 тыс. дол., в целях «отсечения» потенциальных незаконных мигрантов, на боливийско-аргентинской границе возникли конторы, дающие ссуду, равную этой сумме, на один час, под 10 % дохода [9, с. 128].
Специалисты Международной организации труда делают следующий вывод — можно считать, что трудящиеся мигранты, имеющие незаконный статус, заработали право на законный статус, если они удовлетворяют определенным минимальным требованиям, а именно: заняты по найму, не нарушают законов, кроме правовых актов о незаконном или нелегальном въезде, и проявляют стремление к интеграции, например, изучая местный язык [10].
Список литературы
1. О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты РФ: Федеральный закон РФ от 20 марта 2011 г. № 42-ФЗ // Рос. газ. 2011. 25 марта.
2. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ // Рос. газ. 2002. 31 июля.
3. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: www.kremlin.ru/ news/15635 (дата обращения: 12.02.2013).
4. Об объявлении решений совместного заседания коллегий ФМС России и МВД России: приказ МВД России от 9 января 2013 г. № 5/1 // СПС КонсультантПлюс.
5. Итоги деятельности ФМС России в 2011 г.: сб. мат. расширенного заседания коллегии Федеральной миграционной службы / под общ. ред. К.О. Ромодановского; сост. Е.А. Радочина, А.Ю. Бузкнов, Т.В. Данилова, О.Э. Павлюкевич, Е.А. Ионцева, И.В. Герасимова, В.А. Ходжоян, А.А. Пи-скачев. М., 2012.
Объемы международной миграции, нацеленной на приобретение постоянного места жительства в России, сокращаются. Однако это сокращение носит условный характер, поскольку такая миграция трансформировалась во временную трудовую миграцию и в значительной степени не фиксируется статистикой. Масштабы временной трудовой иммиграции на порядок превышают масштабы иммиграции на постоянное место жительства в Россию. По-прежнему здесь основную роль в формировании иммиграционных потоков продолжают играть страны СНГ.
Таким образом, с одной стороны, трудовая миграция является частью рыночных отношений, способствует перераспределению трудовых ресурсов, росту производительных сил. Благодаря притоку мигрантов развиваются сферы торговли, строительства, транспортных услуг, сельского хозяйства. Мигранты заполняют не самые престижные ниши на рынке труда — с тяжелыми условиями работы. С другой стороны, нелегальная трудовая миграция имеет ряд негативных аспектов: она стимулирует рост теневой экономики, порождает демпинг уровня заработной платы, формирует этнические анклавы и повышает межнациональную напряженность, стимулирует рост массовых экономических и уголовных правонарушений (контрабанда, незаконные финансовые операции).
6. Вопросы добровольного медицинского страхования граждан государств СНГ. Международный опыт и российское законодательство. Перспективы развития российского рынка медицинских страховых услуг: матер. круглого стола. М., 2012.
7. Выступление Директора ФМС России К.О. Ромодановского на Генеральной Ассамблее ООН // Интернет-сайт Организации объединенных наций. URL: www. un.org/russian/news/story.asp (дата обращения: 12.02.2012).
8. Лукьянова А.Ю, Молодцов В.В. Трудовая миграция и рынок денежных переводов в России // Международная экономика. № 3. 2007.
9. Стокер П. Работа иностранцев: обзор международной миграции рабочей силы. М., 1996.
10. Migrant workers: International Labour Conference, 87th Session, 1999 // F. Laczko, E.Gozdziak. Data and research on human trafficking: A global survey. Geneva, 2005. Vol. 43.
E-mail: [email protected]
103