Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ'

ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The significance of some social-hygienic factors, influencing physical working capacity and improvement of schoolchildren health is considered for sportsmen and non sportsmen.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ»

блюдался в 70-е годы. Наряду с последующим повышением среднего возраста тепагсЬе в их телосложении отмечаются определенные сдвиги: абсолютные величины ряда параметров физического развития у девочек 15 лет от 70-х к 80-м годам имеют тенденцию к снижению, хотя рост тела в длину еще продолжается (в основном за счет ног), наблюдаются несоответствие между ростом тела в длину и развитием грудной клетки, а также тенденция к понижению массы тела. Констатируется снижение мышечной силы (по данным динамометрии). Большинство антропометрических параметров характеризуется повышением внутригруппового разнообразия, а показатели мышечной силы, напротив, становятся менее вариабельными.

Литература

1 .Зубов В. А. // Вопр. антропол. — 1974. — Вып. 46,— С. 75—82.

2. Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов: (Метод, указания). — М., 1984.

3. Мезенина Л. Б., Овчинников И. И. // Гиг. и сан. — 1973, —№ 5. —С. 42—45.

4. Методические указания по нормативам физического раз-

вития детей г. Москвы от рождения до 17 лет. — М., 1972.

5. Ямпольская Ю. А. //Вопр. антропол. — 1970. — Вып. 34, —С. 65—70.

6. Charzewska J. // Roczn. Zak. Hig. (Warsz.). — 1973. — Vol. 24, —P. 617—625.

7. Richter J. //Z. ges. Hyg. — 1981. — Bd 27, —S. 485—487.

8. Richter J. // European Union for School and University Health and Medicine: Symposium: Abstracts. — Budapest, 1985, —P. 12—13.

Поступила 03.12.85

S u m m a r y. The study of the age-related occurrence of menarche was conducted in Moscow girls in 1960-ies, 70-ies and 80-ies. The 15-years old girls were also examined anthropometrically. The results of the investigation showed that the acceleration "peak" of growth and development of the girls was observed in 1970-ies. Certain shifts in the constitution of young Moscow girls correspond to the change of menarche age (from 12 years 7 months in 1970-ies to 13 years in 1980-ies). During the last ten years the absolute values of some indices of physical development of 15-years-old Moscow girls tended to decrease, though the height continue to grow (due to the growth of the legs). Certain disproportion between the growth of the height and the development of chest is observed. The same is true to the increase of body weight. Muscular force decreases (according to dynomometric data). Most of the anthropometric parameters (excluding length of body and length of legs) are characterized by the increase of inter-group variability while muscular force indices bocome more uniform.

УДК 371.73 + 371.738

Л. И. Крупицкая, Н. А. Фомин

ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Челябинский педагогический институт

Физическая работоспособность и состояние здоровья школьников в значительной мере предопределяются влиянием социально-гигиенических факторов. Показано, что режим дня учащихся часто нарушается [1—3]. При высоких эмоциональных и умственных нагрузках дети школьного возраста испытывают острый дефицит в активной двигательной деятельности [4, 5].

Мы изучали влияние социально-гигиенических факторов на физическое развитие, физическую работоспособность и состояние здоровья школьников 10—17 лет в процессе лонгитудинальных наблюдений.

По социальному положению отца 71,5 % школьников относились к социальной группе рабочих, 27,5%—служащих, по социальному положению матери 56,9 % — к группе рабочих, 40,6 % — служащих. У подавляющего большинства семей уровень материально-бытового положения был высоким: 90,5 % имели отдельную благоустроенную квартиру. Режим питания у всех обследованных школьников был вполне

удовлетворителен; более 90 % получали в школе горячие обеды.

В режиме дня учащихся выявлены нарушения. Только у половины школьников продолжительность сна отвечала гигиеническим нормам. У остальных школьников она была на 2—3 ч меньше. Время пребывания на свежем воздухе колебалось от 1 до 4—5 ч, причем у '/< школьников всех возрастных групп было меньше установленного гигиеническими нормами. Так, 21,95% детей младшей школьной группы находились на свежем воздухе 1 ч вместо 4—5 ч. У школьников средней и старшей групп ежедневный дефицит пребывания на свежем воздухе колебался от 1 до 3 ч. Школьники, занимаю-ся спортом, проводили на свежем воздухе времени больше, чем школьники контрольных групп (табл. 1).

Недостаточность пребывания на свежем воздухе объясняется главным образом высокой загруженностью школьников учебой, а также просмотром телевизионных программ: более половины обследованнных затрачивают на это 2—

Таблица 1

Время пребывания детей на свежем воздухе

Младшая группа Средняя группа Старшая группа

Время пребывания на свежем воздухе, ч спортсмены не спортсмены спортсмены . не спортсмены спортсмены не спортсмены

абс. | % абс. % абс. % абс. | % абс. % абс. %

Мальчики

1 36 21,95 8 7,40 48 15,0 8 5,71 12 6.97 4 7,96

2—3 92 56,09 48 44,44 180 56,25 76 54,28 104 60,46 32 61,53

4—5 36 22,85 52 48,16 92 28,75 56 40,01 56 32,86 16 30,78

Всего . . . 164 100,0 108 100,0 130 100,0 140 100,0 172 100,0 52 100,0

Девочки

1 84 34,42 60 30,00 56 25,0 132 30,37 4 10,0 44 22,91

2-3 136 55,73 100 50,00 152 67,85 280 64,22 28 70,0 112 58,33

4-5 24 9,85 40 20,0 16 7,15 24 5,51 8 20,0 36 18,76

Всего . . . 244 100,0 200 100,0 224 100,0 136 100,0 40 100,0 192 100,0

3 ч в день. У школьников-спортсменов это еще и 5—6 тренировок в неделю (25 % мальчиков и 29% девочек). Только 7,3 % юных спортсменов и 11,1 % не занимащихся спортом школьников младшего возраста тратят на приготовление домашних заданий 1 ч (т. е. в пределах установленных гигиенических норм). Остальные на приготовление домашних заданий расходуют времени значительно больше установленных гигиенических норм, причем девочки в среднем больше, чем мальчики.

Двигательный режим у подавляющего большинства детей недостаточен для удовлетворения естественной биологической потребности в движении. Почти половина детей (43,6%) не только не занимается спортом, но и не делают утренней гигиенической гимнастики. Двигательная активность в течение учебного дня с возрастом снижается. Если среди младших школьников физкультпаузы проводятся в 48,9 % случаев, то среди старших — только в 23,5 %.

Определение связи между изучаемыми фак-

торами и физическим развитием школьников по критерию Пирсона показало, что она статистически достоверна в отношении одного из важных показателей бытового благополучия — размера жилой площади на 1 члена семьи. В семьях, где на 1 члена семьи приходится менее 7 м2, чаще встречаются дети с низким уровнем физического развития (вероятность нулевой гипотезы менее 1 % — табл. 2). Статистически достоверной оказалась связь между числом детей в семье и низким уровнем их физического развития. В семьях с высоким подушевым доходом реже встречаются дети с низкими показателями физического развития. Однако статистически эта связь не подтверждается (возможность нулевой гипотезы более 5 %).

Частота нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата, дефектов осанки, нарушений зрения находится в тесной связи с занятиями физическими упражнениями. У школьников, не занимающихся спортом и затрачивающих на приготовление уроков 4 ч и более, в

Таблица 2

Связь социально-гигиенических факторов с физическим развитием школьников

Среднее физическое развитие Низкое физическое развитие

Социально-гигиенические факторы младшая средняя старшая младшая средняя старшая

группа группа группа группа группа группа

Размер жилой площади на 1 члена семьи, •

М ДО 7 98,8 96,5 94,7 1,2 3,5 5,3

7-8 96,5 97,8 97,9 3,4 2,2 2,1

9 и выше 97,3 98,9 98,0 2,4 1,1 2,0

Число детей в семье

1 98,3 97,9 97,7 1,7 2,1 2,3

2—3 95,8 96,3 96,9 4,2 3,7 3,1

4 и более 94,7 95,1 94,5 5,3 4,9 5,5

Таблица 3

Время пребывания школьников на открытом воздухе и его связь с близорукостью и нарушением осанки

Время пребывания на свежем воздухе, Здоровые С близорукостью С нарушением осанки

ч абс. | % абс. | % абс. %

Школьники-спортсмены

1 204 87,9 8 3,4 20 8,7

2—3 525 89,7 29 4,3 39 6,0

4 и более 258 92,7 10 3,4 11 3,9

Всего . . . 1057 90,1 47 3,9 70 6,0

Не занимающиеся спортом

1 159 62,1 22 8,5 75 29,4

2—3 504 77,7 63 9,7 81 12,6

4 и более 190 84,8 14 6,2 20 9,0

Всего . . . 853 75,6 99 8,7 176 15,7

16,5 % наблюдаются аномалии рефракции, в 16,3 % — нарушения осанки. У спортсменов эти показатели менее выражены. Вероятность нулевой гипотезы у них более 5%, а у детей, не занимающихся спортом, — менее 0,2%. Чем меньше учащиеся проводят времени на открытом воздухе, тем чаще у них наблюдаются нарушения опорно-дзигательной функции к зрительного анализатора. Связь эта статистически достоверна, вероятность подтверждения нулевой гипотезы составляет менее 0,01 % (табл. 3).

Расстройства опорно-двигательной функции и нарушения осанки у детей-спортсменов статистически достоверно меньше, чем у не занимающихся спортом. Результаты корреляционного анализа показали, что положительная корреляционная связь наблюдается между режимом питания и физической работоспособностью школьников (г=0,48, коэффициент детерминации 23%). Существует достаточно тесная связь между физической работоспособностью и занятостью матери в сфере производства (г=0,37, коэффициент детерминации 37%). Подобная связь прослеживается чаще между продолжительностью сна и физической работоспособностью школьников (/•=0,37, коэффициент детерминации 14%). Менее отчетлива корреляционная связь между временем пребывания на свежем воздухе и физической работоспособностью школьников (г=0,31, коэффициент детерминации 19 %). Между количеством тренировок и физической работоспособностью отмечается прямая сильная связь (г = 0,60, коэффициент детерминации 38%). Существенное влияние на физическую работоспособность оказывает проведение утренней гигиенической гимнастики (г=0,47, коэффициент детерминации 25%).

Совокупное влияние учтенных социально-ги-

гиенических факторов на физическую работоспособность юных спортсменов характеризуется высоким коэффициентом корреляции 0,74, доля их влияния составляет 55 %, достоверность полученных результатов достигает 99 %. Наибольшее влияние на физическую работоспособность оказывают уровень двигательной активности (£=0,60), соблюдение гигиенического режима ' дня, в частности время пребывания на свежем воздухе (г=0,31), и продолжительность сна (л = 0,37).

На состояние здоровья школьников существенное влияние оказывает степень пониженной двигательной активности: время затраченное на просмотр телевизионных передач, приготовление домашнего задания, учебные занятия, чтение и пр. (г——0,51), время пребывания на свежем воздухе (г=0,47), правильный режим питания (г = 0,38).

Выводы. 1. Соблюдение правильного гигиенического режима дня тесно коррелирует с показателями физической работоспособности и состоянием здоровья школьников. Из гигиенических факторов наибольшее влияние на физическую работоспособность оказывает продолжительность пребывания на открытом воздухе щ (г=0,31) и сна (г=0,37).

2. На здоровье школьников существенное влияние оказывает состояние пониженной двигательной активности (г=—0,51), прогулка на свежем воздухе (г=0,47), правильный режим питания (г=0,38).

3. Существует сильная корреляционная связь физической работоспособности и состояния здоровья школьников с уровнем их двигательной активности (г=0,60 и г=0,57). У юных спортсменов расстройства опорно-двигательной функции, аномалии рефракции встречаются статистически достоверно реже, чем у школьников, не занимающихся спортом.

Литература ^

1. Григорьева О. Н. Состояние здоровья детей среднего школьного возраста в связи с условиями обучения и быта: Автореф. дне. канд. мед. наук. — Ярославль, 1974.

2. Максимова Т. М. Физическое развитие и некоторые социально-гигиенические условия жизни школьников Казахской ССР: Дис. канд. мед. наук. — М., 1970.

3. Николова П., Петрова К., Бабева С., Кавальджиева Б. // Гиг. и сан. — 1984. — № 4. — С. 59—60.

4. Сухарев А. Г. // Гигиена детей и подростков. — М., 1970, — Вып. 2.— С. 64—75.

5. Сухарев А. Г. //Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков. — М„ 1980, —С. 16—22.

Поступила 08.01.85

Summary. The significance of some social-hygienic factors, influencing physical working capacity and improvement • of schoolchildren health is considered for sportsmen and nonsportsmen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.