Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие факторы здоровья младших школьников'

Здоровьесберегающие факторы здоровья младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
219
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кошкарова Р.А.

Причины высокого уровня функциональных нарушений физиологических функций и систем организма у школьников следует искать не только в возрастно-половых особенностях реактивности растущего организма, но и в образе жизни, режиме учебных занятий, степени двигательной активности, умственной нагрузки, в объеме и насыщенности информации, воспринимаемой школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кошкарова Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reasons for the high level of functional disorders of physiological functions and systems of the body among schoolchildren are to be found not only in age and sex-specifi c reactivity growing organism, but also in lifestyle, training mode, motor activity, mental stress, in the extent and richness of information perceived schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие факторы здоровья младших школьников»

16

Вестник АГИУВ №2, 2011

Здоровье сберегающие факторы здоровья младших школьников

Кошкарова Р.А., Городская больница скорой медицинской помощи, г. Тараз

Современная школа находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей.

В связи с существенным обновлением содержания образования, форм и методов обучения, техническим переоснащением школ, созданием новых моделей образовательного учреждения и учебно-воспитательных комплексов наблюдается усиленная интенсификация учебного процесса. При этом экспериментальные учебные программы не всегда адаптированы к особенностям развития и состоянию здоровья современных школьников, а педагоги порой имеют слабую подготовку в области формирования и сохранения здоровья учащихся.

К тому же сохраняется пассивная позиция семьи и детей по отношению к собственному здоровью и состоянию окружающей среды. Все это создает реальные предпосылки для дальнейшего ухудшения здоровья школьников [1].

Наиболее выраженные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков происходят именно на этапе школьного обучения, что особенно отчетливо прослеживается у учащихся общеобразовательных учреждений нового типа, где учебная нагрузка более интенсивная.

Углубленное изучение предметов, повышенный объем образовательной нагрузки в условиях дефицита учебного времени вызывает у этих школьников значительное психоэмоциональное напряжение, в то время как продолжительность сна, объем двигательной активности и время пребывания на свежем воздухе резко сокращаются. Все это в комплексе снижает общую неспецифическую резистентность растущего организма, приводит к формированию различных функциональных расстройств нервной, эндокринной систем, опорно-двигательного аппарата, ускоряет переход таких нарушений в хронические заболевания [2].

По данным наблюдений за период обучения в школе количество хронических заболеваний увеличивается в 1,5-2 раза. Достаточно широк перечень хронических патологий, среди которых заболевания органов пищеварения и нарушение осанки проявляются уже в начальной школе. По состоянию здоровья у 52-58% школьников 8-11 классов имеются ограничения к тому или иному виду деятельности, обусловленные различными возрастными дисфункциональными отклонениями, не выявленными своевременно [3].

В последние годы среди детей увеличилась заболеваемость аллергическими болезнями. Появлению различных отклонений в состоянии здоровья способствуют не только перенесенные заболевания, а так же нарушение гигиенических правил обучения и воспитания. Так, состояние «школьной тревожности» отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других негативных реакциях, за счет чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что в последующем обуславливает повышение заболеваемости среди учащихся [4].

Все выше изложенное явилось мотивом к проведению научного исследования состояния здоровья учащихся начальных классов СОШ №2 г.Тараза.

Так по данным углубленного медицинского осмотра (2010) выявлено, что около 50% школьников имеют различные патологические отклонения здоровья. Более того,

Окушылардыц агзасынъщ физиологиялыц функцияла-рымен жYйесiнiц жэне жогары децгейдегi функционалдыц бузылыстардыц ce6enmepiH тек цана ест келе жатцан агзаныц жастыц - жыныстыц ерекешелiктерiмен гана байланыстырмай,емiр CYpy салтымен,оцу сабацтарыныц тэртiбiмен, цозгалыс белсендiлiктiц децгейiмен, ой жYктемесiмен, оцушылар цабылдайтын ацпараттардыц келемжен байланыстыру цажет.

Причины высокого уровня функциональных нарушений физиологических функций и систем организма у школьников следует искать не только в возрастно-половых особенностях реактивности растущего организма, но и в образе жизни, режиме учебных занятий, степени двигательной активности, умственной нагрузки, в объеме и насыщенности информации, воспринимаемой школьниками.

The reasons for the high level of functional disorders of physiological functions and systems of the body among schoolchildren are to be found not only in age and sex-specific reactivity growing organism, but also in lifestyle, training mode, motor activity, mental stress, in the extent and richness of information perceived schoolchildren.

наметилась тенденция последовательного ухудшения здоровья детей из года в год.

Анализ результатов показал, что в течение четырех лет ведущее место занимают заболевания сердечнососудистой системы; на втором месте заболевания нервной системы; далее - заболевания глаз (преимущественно близорукость) и патология опорно-двигательного аппарата (Таб.1).

По данным нашего наблюдения за период с 2004г по 2007г частота случаев выявления функциональных и хронических отклонений здоровья у учащихся младших классов школы не уменьшается, что должно вызывать тревогу не только у медиков, но и у родителей, и у педагогов.

Углубленный медицинский осмотр выявил, что более одной трети учащихся начальных классов не только имеют хроническую патологию, но и состоят на диспансерном учете. К I группе здоровья относятся 47 % детей, ко II группе здоровья 18,2 %, к III группе здоровья 34,3 %, к IV-V группам здоровья относится 0,5 % детей от числа обучающихся в начальной школе (Рис.1).

Анализ медицинской документации показал, что 24%-25% первоклассников приходят в школу, уже имея различные заболевания. По назначению врача они относятся к подготовительной или специальной медицинской группе.

Посещаемость учащимися занятий в специальной медицинской группе (СМГ) последовательно снижается из года в год. Эффективность занятий в СМГ в 2009-2010 учебном году составила 14,7%, т.е.14 учащихся из 95 занимающихся по данным углубленного медицинского осмотра переведены в основную медицинскую группу, что соответствует литературным данным (7).

В то же время, результаты углубленного медицинского осмотра учащихся начальных классов показали, что физическое развитие школьников за период с 2004 по 2007 год сохраняется на одном уровне и имеет некоторую тенденцию к повышению (Рис.3).

Все вышесказанное свидетельствует о том, что для решения проблемы оздоровления учащихся необходима

Журнал Алматинского государственного института усовершенствования врачей

17

Таблица 1 Показатели заболеваемости учащихся начальных классов за период с 2004г по 2007 г (в % от общего количества учащихся).

Заболевания опорно-двигательного аппарата

3

у р

а

х

Т 3,3

1—

2,7

1— 2,6

3,0

О

1,5

1,3

1,5

1,6

р П

1,3

1,9

1,6

1,4

7,7

6,6

7,1

в о н ¡5 к ри он . е т сР еа лв о зе

бщ аи со 1=

4,9

4,7

4,0

4,4

6,7

6,6

6,7

7,1

л

е д

ы

5,3

5,1

4,7

4,8

д

.г р

о

.в е л о б а

со

3,5

3,6

3,1

3,6

3,8

4,0

3,7

4,9

13,4

13,3

13,1

14,1

р П

3,8

4,0

3,7

4,9

у

о г е с

т

749 100%

742 100%

732 100%

730 100%

344/ 46%

343/ 46,2%

359/ 49,0%

361/ 49,5%

100 80 60 40 20 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис.1.Показатели количества учащихся младших классов, находящихся на диспансерном учете (%).

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

46

46,22

49,71

49,45

-2,26

-2,4

0,82

□ Количество учащихся, занимающихся в СМГ

□ Всего на диспансернном учете

2004-2005 2005-2006 2006-2007 2007-2008

Рис.2.Показатели количества учащихся, состоящих на диспансерном учете и занимающихся в специальной медицинской группе (%).

100 80 60 40 20 0

66 60 64

20 14 22 18 25 11

И н

□ Выше среднего

□ Средний

□ Ниже среднего

2004-2005

2005-2006

2006-2007

Рис.3.Показатели уровня физического развития учащихся начальных классов (%).

комплексная программа, содержащая оптимальные режимы обучения с перестройкой учебно-воспитательного процесса, направленная на формирование валеологических мотиваций в развитии школьников.

При организации учебного процесса следует избегать факторов, снижающих умственную работоспособность учащихся и максимально использовать методические приемы здоро-вьесберегающей направленности, которые обеспечивают адаптацию школьников при переключении с одного вида деятельности на другой, что особенно важно в младших классах. В течение учебного дня, а часто и во время урока, целесообразно организовывать двигательные паузы, которые дают быстрое и заметное восстановление работоспособности.

Как показывает практика жизни, причины высокого уровня функциональных нарушений физиологических функций и систем организма у школьников следует искать не только в возрастно-половых особенностях реактивности растущего организма, но и в образе жизни, режиме учебных занятий, степени двигательной активности, умственной нагрузки, в объеме и насыщенности информации, воспринимаемой школьниками.

В настоящее время необходимо продолжать поиск путей немедикаментозной адаптационной защиты организма детей, тренировки опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной, эндокринной систем и психоэмоциональной сферы.

Литература

1. Кузнецова Л. Содержание образования

- основной источник здоровья детей в школе. // Управление школой. - 2000. - № 48 - С.13-17.

2. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта: Уч. пособие для вузов / М.; Мед., 2002. - 340 с.

3. Веселов Н.Т. Социальная педиатрия. Актуальные проблемы, Уфа, 1992, С. 8-10.

4. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптированных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. - 236 с.

5. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников в последнее десятилетие. // Гигиена и санитария. - 2000. - №1 - С. 23.

6. Гигиена: Учебник для вузов. Под ред. Г.И. Румянцева. - М.: ГЭОТАР - МЕД , 2001.

- 608 с.

7. Аканов А.А., Кульжанов М.К. - Отчет по человеческому развитию. Алматы: Икар, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.