Научная статья на тему 'Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с первого по девятый класс'

Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с первого по девятый класс Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
577
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ЛОНГИТУДИНАЛЬНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / КЛИНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ В ШКОЛАХ / ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / STUDENTS / LONGITUDINAL OBSERVATION / CLINICAL EXAMINATION IN SCHOOLS / HEALTH GROUPS / MORBIDITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сухарева Людмила Михайловна, Намазова-баранова Лейла Сеймуровна, Рапопорт Ирина Калмановна

Представлены данные логитудинального исследования состояния здоровья московских школьников (426 детей), наблюдавшихся с 1-го по 9-й класс включительно. Учащиеся ежегодно проходили клиническое обследование в условиях школ. Доказано, что состояние здоровья школьников ухудшается, так как возрастает распространенность хронических заболеваний, увеличивается наполняемость III и IV групп здоровья, уменьшается количества детей, отнесенных к I и II группам здоровья. Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья больше выражены у мальчиков, чем у девочек. Относительно благоприятным этапом школьного онтогенеза, характеризующимся снижением заболеваемости, является период обучения детей в 4-6-х классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сухарева Людмила Михайловна, Намазова-баранова Лейла Сеймуровна, Рапопорт Ирина Калмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MORBIDITY OF MOSCOW SCHOOLCHILDREN IN THE DYNAMICS OF THE LEARNING FROM THE FIRST TO THE NINTH GRADE (LONGITUDINAL STUDY)

The data of longitudinal study of health of the Moscow schoolchildren (426 children), observed from the 1st through 9 th grade. Pupils got annually clinical examination in the school setting. The state of health of schoolchildren has been shown to decline as prevalence of chronic diseases is increasing, occupancy of III-IV health groups is elevating, the number of children referred to the I and II groups of health is reducing. Unfavorable trends in health status of boys are more pronounced than in girls. Relatively favorable stage of school ontogeny, characterized by a reduction of morbidity rate, is a period of teaching children in grades 4-6.

Текст научной работы на тему «Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с первого по девятый класс»

© КОЛЛЕКТИВ Авторов, 2013 УДК 616-057.874:312.6(470-25)

Л.М. Сухарева, Л.С. Намазова-Баранова, И.К. Рапопорт

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ МОСКОВСКИх ШКОЛЬНИКОВ В ДИНАМИКЕ ОБУЧЕНИЯ С 1-ГО ПО 9-Й КЛАСС

Научный центр здоровья детей РАМН, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 1

Представлены данные логитудинального исследования состояния здоровья московских школьников (426 детей), наблюдавшихся с 1-го по 9-й класс включительно. Учащиеся ежегодно проходили клиническое обследование в условиях школ. Доказано, что состояние здоровья школьников ухудшается, так как возрастает распространенность хронических заболеваний, увеличивается наполняемость III и IVгрупп здоровья, уменьшается количества детей, отнесенных к I и II группам здоровья. Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья больше выражены у мальчиков, чем у девочек. Относительно благоприятным этапом школьного онтогенеза, характеризующимся снижением заболеваемости, является период обучения детей в 4-6-х классах.

Ключевые слова: школьники, лонгитудинальное наблюдение, клиническое обследование в школах, группы здоровья, заболеваемость

L.M. Sukchareva, L.S. Namazova-Baranova, I.K. Rapoport

THE MORBIDITY OF MOSCOW SCHOOLCHILDREN IN THE DYNAMICS OF THE LEARNING FROM THE FIRST TO THE NINTH GRADE (LONGITUDINAL STUDY)

Scientific Center of Children's Health of the Russian Academy of Medical Sciences, 2, build. 1, Lomonosovsky avenue, Moscow, 119991

The data of longitudinal study of health of the Moscow schoolchildren (426 children), observed from the 1st through 9 th grade. Pupils got annually clinical examination in the school setting. The state of health of schoolchildren has been shown to decline as prevalence of chronic diseases is increasing, occupancy of III-IV health groups is elevating, the number of children referred to the I and II groups of health is reducing. Unfavorable trends in health status of boys are more pronounced than in girls. Relatively favorable stage of school ontogeny, characterized by a reduction of morbidity rate, is a period of teaching children in grades 4-6.

Key words: students, longitudinal observation, clinical examination in schools, health groups, the morbidity

последние десятилетия внимание медицинской науки сосредоточено не только на решении проблем больных детей, но и на росте и развитии детей и подростков, посещающих образовательные учреждения. Обеспечить формирование здорового поколения невозможно без знаний фундаментальных вопросов физиологии, изучения специфических черт возрастной эволюции функциональных систем, их деятельности в критические периоды развития ребенка [1-3]. Такие научные данные можно получить в процессе лонгитудинального исследования (longitudinal study) - клинического исследования, при котором ведется на протяжении длительного времени периодическое наблюдение над одними и теми же лицами. Лонгитуди-нальное наблюдение за значительной по численности группой школьников позволяет выявить особенности развития функциональных отклонений и хронических заболеваний в процессе обучения детей в общеобразовательном учреждении и определить необходимые профилактические и оздоровительные мероприятия [4-7].

Целью исследования являлось изучение особенностей формирования здоровья московских школьников для научного обоснования профилактических и медико-организационных мероприятий, приоритетных для каждого этапа школьного онтогенеза.

Для корреспонденции: Сухарева Людмила Михайловна, доктор мед. наук, проф., зам. дир. по научной работе НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ НЦЗД РАМН.

На протяжении 9 лет сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков совместно со специалистами консультативно-диагностического центра ФГБУ «НЦЗД» РАМН проводилось длительное клиническое наблюдение за учащимися нескольких московских школ, расположенных в различных административных округах г. Москвы. Под наблюдением с 1-го класса вплоть до окончания 9-го класса находились 426 детей (216 мальчиков и 210 девочек).

Обследование детей проводилось ежегодно в одно и то же время (в апреле) непосредственно в школах и включало: педиатрический осмотр; троекратное измерение артериального давления; осмотр ортопедом с проведением визуально-инструментального теста и плантографии; осмотр офтальмологом с определением остроты и функциональных параметров зрения; обследование неврологом с тестированием для выявление нервно-психических нарушений; обследование оториноларингологом с использованием ото-риноскопии; обследование кардиологом. Кроме того, всем детям проводились электрокардиографическое исследование в 12 отведениях и клинический анализ электрокардиограмм, а также соматоскопические и соматометрические исследования, динамометрия правой кисти, оценка физического развития и полового созревания ребенка.

перед проведением медицинского обследования родители подписывали информированное согласие и заполняли анкету для сбора данных о жалобах ребен-

ка и проведенных за прошедший год медицинских обследованиях и лечении. Все полученные данные обработаны статистически.

Проведенные исследования показали, что в процессе обучения с 1-го до 9-го класса состояние здоровья школьников ухудшается, так как увеличивается наполняемость Ш-^ групп здоровья за счет уменьшения количества детей, отнесенных ко II группе здоровья, и возрастает распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний (табл. 1). Анализ распределения детей на группы здоровья показал, что если в 1-м классе к I группе здоровья было отнесено 4,3% наблюдаемых школьников, то к концу 9-го класса - всего 0,7%. За этот же период произошло уменьшение наполняемости II группы здоровья с 44,4 до 32,8% ^ = 3,5; р < 0,001) и возрастание числа детей, отнесенных к III группе здоровья (с 51,3 до 62,5%; t = 3,3; р < 0,01) и к IV группе с 0 до 4%.

выявлены определенные половые различия в темпах прироста распространенности функциональных отклонений (табл. 2) и хронических заболеваний

(табл. 3): в группе девочек за 9 лет обучения произошло увеличение распространенности функциональных отклонений на 33,1% (с 2802 до 3730%о), в группе мальчиков-девятиклассников, после некоторых колебаний показателя частота функциональных отклонений находится практически на уровне 1-го класса (3693 и 3633% соответственно). В то же время темп прироста распространенности хронических заболеваний среди мальчиков увеличивается на 45,69% (с 852 до 1241%), в группе девочек всего на 5,66% (с 767 до 811%).

Полученные данные свидетельствуют о неблагоприятных тенденциях в состоянии здоровья мальчиков по сравнению с девочками, что выражается в более быстром темпе прироста частоты хронической патологии. Неблагоприятные изменения показателей хронической заболеваемости мальчиков обусловлены увеличением распространенности хронических болезней органов дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма, хронический тонзиллит, синуситы), пищеварения (хронический гастродуоденит и язвенная болезнь), костно-мышечной системы (пло-

Таблица 1

Распределение школьников по группам здоровья в зависимости от класса, %

Группа здоровья Класс

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й 9-й

I 4,3 1,0 0,8 0,5 0 0,5 1,0 0,6 0,7

II 44,4 44,1 44,9 51,1 51,9 51,9 48,3 39,6 32,8

III 51,3 54,9 53,9 47,7 47,4 45,8 49,1 56,9 62,5

IV 0 0 0,4 0,7 0,7 1,8 1,6 2,9 4,0

Таблица 2

Распространенность функциональных отклонений среди мальчиков и девочек в зависимости от класса, %о

Пол Класс

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й 9-й

Мальчики 3693 3323 4195,5 4257 4112 3972 3893 3613 3633

Девочки 2802 3243 3851 4028 4040 3778 3676 3299 3730

Таблица 3

Распространенность хронических заболеваний среди мальчиков и девочек в зависимости от класса, %о

Пол Класс

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й 9-й

Мальчики 852 923 762 781 730 773 924 1091 1241

Девочки 767 779 757 649 622 677 694 828 811

Таблица 4

Распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний среди школьников

в зависимости от класса, %о

Класс

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й 9-й

Функционального отклонения 3283 3284 4027 4146 4091 3882 3788 3462 3680

Хронические заболевания 813 862 760 713 671 722 804 956 1033

скостопие, сколиоз, остеохондропатии различной локализации) и нарушений обмена веществ (ожирение).

Изменение показателей заболеваемости не носит линейного характера, а отмечаются периоды некоторого снижения распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний и периоды быстрого их увеличения (табл. 4).

Благоприятные тенденции, выражающиеся в уменьшении частоты хронических заболеваний, выявлены в период обучения школьников с 4-го по 6-й класс. В настоящее время переход к предметному обучению среди наблюдаемых детей не сопровождался ухудшением их состояния здоровья, как это отмечалось при предыдущих исследованиях института. Значительный рост распространенности функциональных расстройств среди школьников отмечен в 9-м классе, что связано с появлением невротических и вегетативно-сосудистых расстройств у учащихся в период усиленной подготовки к экзаменам (Государственная итоговая аттестация - ГИА). Увеличение частоты хронической патологии начинается в 7-м классе и особенно заметно возрастает в 8-9-х классах за счет роста распространенности болезней органов пищеварения, заболеваний костно-мышечной системы и зрительного анализатора.

В структуре функциональных отклонений 5 первых ранговых мест принадлежат функциональным нарушениям сердечно-сосудистой, костно-мышечной, пищеварительной систем, нервной системы и психической сферы (вместе), функциональным расстройствам зрения. особенностями младших школьников (10-14 лет) является увеличение доли функциональных расстройств сердечно-сосудистой системы (с 11 до 24%) и снижение удельного веса функциональных расстройств системы пищеварения с 18 до 6%.

В структуре хронической патологии ведущие ранговые места принадлежат болезням желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, ро-тоносоглотки, органа зрения. В динамике обучения в школе увеличивается удельный вес хронических болезней системы пищеварения (с 9 до 21%) и органа зрения (с 1 до 11%), уменьшается доля болезней носоглотки (с 26 до 15%). Удельный вес болезней костно-мышечной системы колеблется в пределах (27-15-21%).

Рассмотрим более подробно по системам организма изменения распространенности наиболее часто встречающихся функциональных отклонений и хронических заболеваний.

Функциональные отклонения сердечнососудистой системы (ФОССС) занимают 1-11 ранговые места в структуре функциональных отклонений. среди школьников выявлена высокая распространенность ФОССС в период обучения в 2-9-х классах. К числу указанных расстройств относятся функциональная гипер- и гипотензия, функциональная кар-диопатия, малые аномалии развития сердца, пролапс митрального клапана. Отмечены некоторые половые различия в динамике частоты ФОССС. Так, в группе мальчиков увеличение распространенности ФОССС начинается несколько раньше (2-й класс), чем в группе девочек (3-й класс). Наиболее высокие показатели распространенности ФОССС наблюдаются у детей обоего пола в 4-6-х классах (10-13 лет), достигая 924-940%« у девочек и 1000-1022%« - у мальчиков. Начало снижения этого показателя у девочек выявлено в 7-м классе и происходит более быстрыми темпами, чем у мальчиков. К концу 9-го класса (в 14-15 лет) среди девочек показатель достигает 432%, а в группе мальчиков еще находится на уровне 797%.

Наиболее часто встречающимися функциональными расстройствами костно-мышечной системы являются нарушения осанки, уплощение стоп, врожденные деформации грудной клетки, слабость мышц брюшного пресса. Частота нарушений колеблется в пределах 674-831%, причем в 1-м и 9-м классах показатели находятся практически на одном уровне (674 и 693%).

В то же время распространенность хронических болезней костно-мышечной системы снижалась с 1-го по 7-й класс с 219 до 99% за счет детей, у которых происходило замедленное, но правильное формирование свода стоп и был снят диагноз плоскостопия. В 8-9-х классах частота хронических болезней опорно-двигательного аппарата увеличилась почти на 100% в связи с тем, что у подростков со сколиоти-ческой осанкой после рентгенологического обследования в 14-15 лет был установлен диагноз сколиоза, который является хронической патологией.

Необходимо отметить, что распространенность функциональных расстройств системы пищеварения

Таблица 5

Распространенность дефицита массы тела и избытка массы тела, включая ожирение, среди мальчиков и девочек в

зависимости от класса (%о)

Пол Классы

Показатель 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й 9-й

Мальчики Дефицит массы тела 59,4 48,8 65,4 80,9 107,9 114,3 106,5 119,3 215,2

Избыток массы тела 108,9 168,9 179,7 213,8 189,5 177,9 172,7 118,2 139,2

Девочки Дефицит массы тела 174,4 135,0 123,3 161,2 170,1 195,6 184,3 133,5 148,6

Избыток массы тела 46,4 11,4 128,5 111,1 105,0 73,8 88,3 74,7 148,6

(дискинезия желчевыводящих путей, функциональные нарушения желудка и кишечника) в течение девятилетнего периода обучения в школе имеет стойкую тенденцию к снижению с 599 до 163%. Это обусловлено улучшением моторики желудочно-кишечного тракта у детей в процессе их роста и развития. В то же время увеличивается количество школьников, страдающих воспалительными заболеваниями органов пищеварения - хроническим гастродуодени-том, гастритом и даже язвенной болезнью.

Увеличение распространенности хронических болезней органов пищеварения связано с воспалительными процессами, в возникновении которых значительную роль играет бактерии Helicobacter pylori. По данным научной литературы [8], именно в возрасте 11-12 лет резко увеличивается количество бактерий в желудке и двенадцатиперстной кишке, что может во многих случаях при нарушениях режима питания, погрешностях в диете, эмоциональном напряжении приводить к развитию воспалительного процесса. За период обучения детей с 1-го до конца 9-го класса распространенность болезней органов пищеварения увеличилась более чем втрое - с 70 до 229%.

Заслуживают самого пристального внимания неблагоприятные тенденции в изменениях распространенности нарушений зрения среди школьников в динамике обучения. Так, частота функциональных расстройств (в основном спазм аккомодации и миопия слабой степени) с 1-го по 9-й класс возрастает почти в 2 раза с 219 до 412%, а хронической патологии зрения (в основном миопии средней и высокой степени) более чем в 10 раз - с 11 до 118% . При этом у 7075% детей, страдающих миопией, зрение ухудшается на 0,5-1 дптр за учебный год. В группе девочек выше распространенность миопии слабой степени по сравнению с мальчиками в 1,5 раза: 459,8% против 303,8%.

Распространенностьфункциональныхрасстройств нервной системы и психической сферы целесообразно рассматривать вместе. Указанные нарушения у школьников проявляются головными болями, невротическими и астеническими реакциями, вегетативно-сосудистой дисфункцией, гиперкинетическими расстройствами (легким синдромом дефицита внимания с гиперактивностью). Частота расстройств колеблет-

ся в пределах 508-680%. Однако обращает на себя внимание резкое увеличение распространенности невротических и астенических реакций, вегетативных расстройств у девятиклассников, что, по-видимому, обусловлено эмоционально напряженным периодом подготовки к ГИА. В 9-х классах выявлено и существенное возрастание частоты хронических болезней нервной системы и психической сферы, в основном неврозов, с 33 до78%.

Функциональные нарушения и хронические заболеваний верхних дыхательных путей, в частности носоглотки, - одни из самых распространенных нарушений здоровья у детей и подростков. Частота функциональных отклонений (гипертрофия миндалин и аденоидов II степени, искривление носовой перегородки без нарушения дыхания, легкий поллиноз, легко протекающий аллергический ринит) колеблется в пределах 320-460%. В то же время распространенность хронических заболеваний ротоносоглотки (хронический тонзиллит, синуситы, искривление носовой перегородки с нарушениями дыхания, тяжелый поллиноз и др.) с 1-го по 9-й класс снижается более чем вдвое с 214 до 98%. В средних классах самым распространенным хроническим заболеванием верхних дыхательных путей остается хронический тонзиллит, хотя у большинства школьников заболевание находится в стадии компенсации. Вместе с тем следует отметить, что частота хронических болезней бронхолегочной системы, среди которых самым распространенным заболеванием является бронхиальная астма, за девять лет обучения у наблюдаемых учащихся увеличилась в 10 раз (с 11 до 112%).

При изучении заболеваемости московских школьников рассмотрена распространенность отклонений в физическом развитии мальчиков и девочек (табл. 5). Распространенность избыточной массы тела (включая ожирение) увеличивается с 1-го по 4-й класс (с 109 до 213,8%), а затем снижается, составляя в 9-м классе 139%. В то же время частота встречаемости дефицита массы тела нарастает с 59 до 215%. Таким образом, к моменту завершения основного общего образования 21,5% юношей-девятиклассников имеют дефицит массы тела.

В группе девочек отчетливо выраженных тенденций не выявлено. В начальных классах 17,4% дево-

чек имели дефицит массы тела. Затем увеличивается число школьниц с избытком массы тела. Среди девятиклассниц равное число девочек имеют избыток и дефицит массы тела (15%). Следует отметить, что на протяжении периода наблюдения за детьми сформировалась группа учащихся, страдающих ожирением 1-11 и более высоких степеней. Школьники с установленным диагнозом «ожирение» составляют в 8-9-х классах 4-5% от числа наблюдаемых подростков.

Таким образом, оценивая в целом динамику показателей состояния здоровья учащихся начиная с 1-го по 9-й класс можно утверждать, что состояние здоровья школьников ухудшается, так как возрастает распространенность хронических заболеваний и увеличивается наполняемость Ш-^ групп здоровья за счет уменьшения количества детей, отнесенных к I и II группам здоровья. Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья больше выражены у мальчиков, чем у девочек.

В процессе школьного онтогенеза относительно благоприятным периодом, характеризующимся снижением распространенности функциональных отклонений и в основном стабильными показателями частоты хронических заболеваний, является период обучения детей в 4-6-м классах.

Полученные научные данные позволяют определить приоритеты в профилактической и лечебно-коррекционной работе.

Практические рекомендации

В первую очередь в школах необходима первичная и вторичная профилактика нарушений зрения, хронических заболеваний органов пищеварения, нарушений обмена веществ. Профилактика указанных нарушений должна проводиться на всем протяжении обучения детей в начальных и средних классах. Школьники с впервые выявленными нарушениями здоровья должны проходить углубленное обследование в поликлинике, находиться под диспансерным наблюдением и систематически получать необходимое лечение.

Основным направлением профилактики хронических заболеваний органов пищеварения и нарушений обмена веществ должно стать улучшение качества питания школьников в образовательных учреждениях, а также гигиеническое обучение и воспитание учащихся и их родителей с целью формирования правильного пищевого поведения с соблюдением режима и основных принципов здорового питания.

Школьники, страдающие ожирением с прогрессирующим увеличением массы тела, должны ежегодно проходить углубленное обследование у эндокринолога с последующим проведением индивидуальных лечебно-коррекционных мероприятий в зависимости от этиологии ожирения.

Лечебно-коррекционная работа в образовательных учреждениях должна проводиться с учащимися, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата, на протяжении всех лет обучения. Наибольший эффект в коррекции нарушений свода стоп можно добиться в начальных классах, нарушений осанки - в начальных и средних классах.

Учащиеся с заболеваниями носоглотки, в особенности страдающие хроническим тонзиллитом, должны находиться под диспансерным наблюдением в течение всего периода обучения с 1-го по 9-й класс включительно. В связи с увеличением распространенности среди московских школьников круглогодичного аллергического ринита, поллиноза и других аллергических заболеваний органов дыхания и неблагоприятным течением указанных расстройств у большинства больных детей в средних классах в детских поликлиниках столицы должна быть усилена совместная работа оториноларингологов и аллергологов-иммунологов по обследованию и лечению учащихся с указанными нарушениями здоровья.

Школьники с невротическими и астеническими реакциями нуждаются в психологической коррекции и оптимизации учебной и эмоциональной нагрузки в 1-2, 7-8-х и в особенности в 9-х классах при подготовке к ГИА.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Сухарева Л.М. Особенности состояния здоровья современных школьников. Вопросы современной педиатрии. 2006; 5 (5): 14-20.

2. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г. Медико-организационные проблемы педиатрии. Справочник педиатра. 2010; 5: 21-31.

3. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: Издатель НЦЗД РАМН; 2008: 195-209.

4. ЗвездинаИ.В., СухареваЛ.М., ЖигареваН.С. Особенности формирования здоровья младших школьников в динамике обучения. Российский педиатрический журнал. 2009; 2: 8-11.

5. Рапопорт И.К. Оценка динамики заболеваемости школьников по результатам профилактических осмотров. Гигиена и санитария. 2005; 4: 48-50.

6. Рапопорт И.К., Чубаровский В.В., Ямпольская Ю.А., Бережков Л.Ф., Березина Н.О., Цамерян А.П. Методические подходы к оценке динамики патологических процессов у школьников по данным профилактических осмотров. Вестник РАМН. 2009; 5:

47-51.

7. СухареваЛ.М., РапопортИ.К., БережковЛ.Ф., ЯмпольскаяЮ.А., ЗвездинаИ.В. Особенности заболеваемости московских школьников за последние 50 лет. Гигиена и санитария. 2009; 2: 21-6.

8. КорсунскийА.А., Щербаков П.Л, Исаков В.А. Хеликобактериоз и болезни органов пищеварения у детей. М.: Медпрактика; 2002: 105-24.

REFERENCES

1. BaranovA.A., SoukharevaL.M. Especially the health of today's students. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2006; 5 (5): 14-20 (in Russian).

2. BaranovA.A., Namazova-BaranovaL.S., Il'in A.G. Medical and organizational problems of pediatrics. Spravochnik pediatra. 2010; 5: 21-31 (in Russian).

3. BaranovA.A., Kuchma V.R., SkoblinaN.A. Physical development of children and adolescents at the turn of the millennium. Moscow: Iz-datel' NCZD RAMN; 2008: 195-209 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Zvezdina I.V., Sukhareva L.M., Zhigareva N.S. Features of formation of primary school children's health in the dynamics of learning. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2009; 2: 8-11 (in Russian).

5. RapoportI.K. Evaluation of trends in the incidence of schoolchildren on the results of routine inspections.Gigiena i sanitariya. 2005; 4:

48-50 (in Russian).

6. Rapoport I.K. , Chubarovskiy V.V., Yampol'skaya Yu.A., Berezhkov L.F., BerezinaN.O., A.P. Tsameryan A.P. Methodological approaches to the assessment of the dynamics of pathological processes in students according to routine inspections. Vestnik RAMS. 2009; 5: 47-51 (in Russian).

А.А. Модестов, С.А. Косова, В.И. Бондарь, Ю.С. Неволин, С.А. Федоткина

Soukhareva L.M., Rapoport I.K., Berezhkov L.F., Yampol'skaya Yu.A., ZvezdinaI.V. Especially the incidence of Moscow students in 50 years. Gigiena i sanitariya. 2009; 2: 21-6 (in Russian). Korsunskiy A.A., Shcherbakov P.L, Isakov V.A. Helicobacter pylori infection and digestive diseases in children. Moscow: Medpraktika; 2002: 105-24 (in Russian).

Поступила 25.03.13

сведения об авторах:

Намазоеа-Бараноеа Лейла Сеймуроена, член-корр. РАМН, доктор мед. наук, проф., дир. НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения НЦЗД РАМН; Рапопорт Ирина Калма-ноена, доктор мед. наук, проф., зав. лаб. научно-методических основ школ здоровья НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ НЦЗД РАМН, Москва, Малый Казенный пер., 5. стр. 5, e-mail: ikrapoport@yandex.ru

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 614.2:616-053.2-084

А.А. Модестов1, С.А. Косова1, В.И. Бондарь1, Ю.С. Неволин2, С.А. Федоткина3

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КАК ОСНОВА РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

'»Научный центр здоровья детей» РАМН, 119991, г Москва, Ломоносовский проспект, 2, стр. 1; 2Детский центр здоровья, 624440, Краснотурьинск; 3»Санкт-Петербургский государственный университет», медицинский колледж, 199034, Санкт-Петербург

Представлены результаты экспертной оценки региональной программы «Формирование здорового образа жизни и комплексная профилактика неинфекционных заболеваний в субъекте Российской Федерации» в части подпрограммы, касающейся детей и подростков. Определены проблемные зоны в разработке программ и пути их преодоления.

Ключевые слова: профилактика, заболеваемость, инвалидность, смертность детей, порядок, стандарты A. A. Modestov, S. A. Kosova, V. I. Bondar, Yu. S. Nevolin, S. A. Fedotkina

THE STATE OF HEALTH OF THE CHILD POPULATION AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF REGIONAL PROGRAMS OF MEDICAL PREVENTION

Scientific Center of Children's Health of the Russian Academy of Medical Sciences, 2, build. 1, Lomonosovsky avenue, Moscow, 119991

There are presented results of the expert assessment of regional programs "Formation of healthy lifestyle and complex prevention of noncommunicable diseases in the subject of the Russian Federation" in the part of subprogramm concerning children and adolescents. There have been identified problem areas in the development of programs and ways to overcome them.

Key words: prevention, morbidity, disability, and children mortality rate, the order, standards

течение последнего десятилетия перед отечественной педиатрией встали новые вызовы, которые можно свести в две большие группы: внесистемные и внутрисистемные. Первая включает демографические, социально-экономические, информационные вызовы. Вторая определяется ресурсами здравоохранения, географической и экономической доступностью медицинских услуг.

В контексте нашего исследования рассмотрим только демографический вызов. В соответствии с переписью населения 2010 г. число детей в возрасте от рождения до 17 лет составило 26,3 млн человек. По сравнению с 1992 г. оно сократилось на 18,2 млн, в результате чего доля детского населения в общем числе жителей сократилась с 30% в 1992 г. до 18,4% в 2010 г. При существующих тенденциях демогра-

Для корреспонденции: Косова светланаАлексеевна, канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. организации медицинской помощи детскому населению, отдел социальной педиатрии НЦЗД РАМН, e-mail: svko-sova@yandex.ru

фических показателей сохранение и укрепление здоровья детей всех возрастов является приоритетной государственной задачей, что нашло свое отражение в федеральных законах и Указе Президента Российской Федерации, принятых в 2010-2012 гг.1,2,3

ответом на вызовы является модернизация здравоохранения страны (2011-2012), основной финансовый ресурс которой был направлен на укрепление материально-технической базы, разработку порядков и стандартов медицинской помощи, информатизацию учреждений здравоохранения. Приоритетными направлениями модернизации здравоохранения России в 2012-2013 гг. определены профилактика и реабилитация.

'Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.».

2Федеральный закон от 29.11.10 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». 3Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.11 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.