Научная статья на тему 'СУТОЧНЫЙ БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ'

СУТОЧНЫЙ БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
дети от 7до 10лет / двигательная активность / режим дня / физическая подготовленность / 7to10-year-old children / motor activity / day regimen / physical fitness

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — М.А. Алимарданова

Из общего числа обследованных учащихся 7—10 лет общеобразовательных школ Ташкента только 28,6% занимались спортом. Определено, что величина суточной двигательной активности учащихся зависела от возраста, пола и двигательного режима ребенка: максимальная суточная двигательная активность отмечена среди учащихся 8 и 9 лет; двигательная активность мальчиков на 5,8—12,4% выше, чем девочек; двигательная активность детей, не занимающихся спортом, в 1,1 раза ниже, чем у их сверстников-спортсменов. Определено, что при рациональной организации режима дня большую часть свободного времени учащиеся могли бы использовать для полноценного сна и разнообразных видов активной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — М.А. Алимарданова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DAILY TIME BUDGET IN PRIMARY SCHOOL PUPILS WITH VARYING MOTOR ACTIVITY LEVELS

As high as 28.6% of the examined 7-10-year-old pupils from Tashkent comprehensive schools were found to go in for sports. The pupils ’ daily motor activity was ascertained to depend on age, gender, and motor regimen: the maximum daily motor activity was noted among 8 and 9-year-old pupils; the motor activity in the boys was 5.8-12.4% higher than that in the girls; the motor activity of the children who did not go in for sports was 1.1 times lower than that in whose who did. It was established that the pupils could use the bulk of their leisure for adequate sleep and various kinds of vigorous activity when the day regimen was rationally organized.

Текст научной работы на тему «СУТОЧНЫЙ БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

тип реагирования можно считать более благоприятным при выполнении "агрессивного" компьютерного задания. На это указывают наблюдаемые в наших экспериментах увеличение вариационного размаха на гистограммах и понижение "кучности" на скаттерграммах.

Необходимо отметить также, что степень смещения вегетативного баланса в сторону ослабления симпатического влияния зависит от гендерной принадлежности: у испытуемых мужского пола наблюдается изменение статистических параметров СР в пределах симпатотонии, в то время как у испытуемых женского пола наблюдается сдвиг вегетативного баланса с уровня симпатотонии до нор-мотонии.

С другой стороны, вызванное предложенной психоэмоциональной нагрузкой у низкоагрессивных мальчиков нарастание симпатотонии и увеличение ИН указывают на усиление централизации управления СР. Эти факты согласуются также с данными Н. Ревиной [8], что психоэмоциональная нагрузка сопровождается преобладанием симпато-тонуса и напряжением вегетативного баланса, а также свидетельствуют о возрастании степени централизации управления ритмом, что, согласно С. Назаренко [6], относится к ранним объективным признакам дезадаптации.

Таким образом, полученные экспериментальные данные позволяют говорить о разнонаправлен-ности типов вегетативного реагирования на воздействие агрессогенного фактора в зависимости от уровня личностной агрессивности и гендерной принадлежности.

Выводы. 1. Показаны смена центральной регуляции на автономную у высокоагрессивных под-

ростков обоего пола и низкоагрессивных девочек и преобладание центральной регуляции у низкоагрессивных мальчиков под влиянием агрессогенного фактора.

2. Выявлена зависимость интенсивности ответных реакций на воздействие агрессогенного фактора от гендерной принадлежности: у испытуемых женского пола наблюдаются более выраженные изменения вегетовисцеральных показателей.

3. Показано неоднозначное влияние компьютерных игр агрессивного содержания на подростков обоего пола с различным уровнем личностной агрессивности, что противоречит общепринятому мнению о тотально отрицательном влиянии компьютерных игр такого типа на психоэмоциональную сферу любого подростка.

Литература

1. Баевскии Р. М., Кириллов О. О., Клецкин С. 3. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. — М., 1984.

2. Данилова И. Н., Астафьев С. Г. // Журн. высш. нервн. деят. - 1999. - Т. 49, № 1. - С. 28-35.

3. Казакова М. И., Братанов В. В. // Физиол. человека. — 1991. - Т. 17, № 5. - С. 151-155.

4. Катан А. Я. // Журн. высш. нервн. деят. — 1999. — Т. 49, № 2. - С. 345.

5. Машин В. А. // Физиол. человека. — 2000. — Т. 26, № 4. — С. 48-59.

6. Назаренко С. Ю. // Материалы V Российского конгресса "Современные технологии в педиатрии и детской хирургии". - М., 2006. - С. 177.

7. Попов В. В., Фрицше Л. Н. // Укр. мед. часопис. — 2006. — Т. 52, № 2. - С. 24-31.

8. Ревина Н. Е. // Физиол. человека. - 2006. — Т. 32, № 2. — С. 67-71.

Поступила 11.06.09

О М. А. АЛИМАРДАНОВА, 2010 УДК 613.955:373.3-053.2

М. А. Алимарданова

СУТОЧНЫЙ БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний МЗ РУз, Ташкент

Из общего числа обследованных учащихся 7—10 лет общеобразовательных школ Ташкента только 28,6% занимались спортом. Определено, что величина суточной двигательной активности учащихся зависела от возраста, пола и двигательного режима ребенка: максимальная суточная двигательная активность отмечена среди учащихся 8 и 9лет; двигательная активность мальчиков на 5,8—12,4% выше, чем девочек; двигательная активность детей, не занимающихся спортом, в 1,1 раза ниже, чем у их сверстников-спортсменов. Определено, что при рациональной организации режима дня большую часть свободного времени учащиеся могли бы использовать для полноценного сна и разнообразных видов активной деятельности.

Ключевые слова: дети от 7 до 10 лет, двигательная активность, режим дня, физическая подготовленность

М. A. Alimardanova. - DAILY TIME BUDGET IN PRIMARY SCHOOL PUPILS WITH VARYING MOTOR ACTIVITY LEVELS

As high as 28.6% of the examined 7-10-year-old pupils from Tashkent comprehensive schools were found to go in for sports. The pupils' daily motor activity was ascertained to depend on age, gender, and motor regimen: the maximum daily motor activity was noted among 8- and 9-year-old pupils; the motor activity in the boys was 5.8-12.4% higher than that in the girls; the motor activity of the children who did not go in for sports was 1.1 times lower than that in whose who did. It was established that the pupils could use the bulk of their leisure for adequate sleep and various kinds of vigorous activity when the day regimen was rationally organized.

Key words: 7- to- 10-year-old children, motor activity, day regimen, physical fitness.

[ена и санитария 6/2010

Основными режимными моментами в суточном бюджете времени детей школьного возраста являются учебные занятия в школе и дома, физкультурные и спортивные занятия, подвижные игры, закаливающие мероприятия, прогулки на открытом воздухе, общественно полезный труд и помощь по домашнему хозяйству, прием пищи, отдых, самообслуживание, дневной и ночной сон [2—4, 6). Изучая научные труды отечественных ученых, мы не обнаружили сведений о занятости спортом и продолжительности двигательного компонента в суточном бюджете времени детей младшего школьного возраста.

Основной задачей исследования явилось проведение хронометражных наблюдений за детьми 1 — 4-го классов с целью определения вида и рода занятий, длительности физических нагрузок с учетом затраченного времени.

Материалы и методы

Для получения точной информации о числе детей, занимающихся спортом, провели анкетный опрос почти 900 учащихся I—4-х классов общеобразовательных школ Ташкента. Для определения мышечно-двигательных способностей детей отобрали 786 учащихся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Все дети в зависимости от уровня их двигательной активности (ДА) были разделены на 2 группы: 1-я (контрольная) и 2-я (экспериментальная). В контрольную группу детей с пониженной ДА были включены 600 школьников, активность которых ограничивалась только участием в обязательных уроках физической культуры в школе. 186 детей экспериментальной группы дополнительно занимались в спортивных секциях с частотой посещаемости 2 раза в неделю по 1,5 ч или 3 раза в неделю по 1 ч. Продолжительность спортивных занятий в секциях у детей была не менее 1 года. При тестировании использовали комплекс обязательных контрольных упражнений, предназначенный для выполнения учащимися 1—4-го классов общеобразовательных школ |5]. Для оценки суточного режима использовали хронометраж-ный метод, основанный на регистрации деятельности ребенка в течение суток. Под наблюдением на протяжении недели находились по 8—10 детей каждой возрастной группы (всего 73 учащихся).

Результаты и обсуждение

Выявили, что из всего контингента опрошенных только 28,6% детей занимались каким-либо видом спорта. На вопрос анкеты: "Если ты не занимаешься спортом, то почему?" из 644 человек 27,1% ответили, что их родители не имеют материальных возможностей оплачивать расходы на занятия в спортивных секциях, 23% основной причиной назвали недостаток времени, 17,5% сослались на отсутствие желания, 10,4% ответили, что им не позволяет состояние здоровья, 0,3% считали спорт бесполезным занятием, 21,7% детей не могли указать причину.

Анализ результатов выкопировки балльных оценок из классных журналов успеваемости учащихся свидетельствовал, что в основном дети начальных

Алимарданова М. А. — аспирант (gigiena777@mail.ru, т. 8-3712-266-69-54)

классов выполняли задания на уроках физической культуры с оценкой "хорошо", удельный вес таких детей составлял 57%. Возрастные нормы, установленные программой школьного обучения, выполняли на "отлично" около 28% школьников. Занимались на оценку "удовлетворительно" 13,5% детей и лишь по 1 мальчику в 1-м и во 2-м классах не могли выполнить требуемые учебные нормативы, т. е. их физические качества учителями оценивались неудовлетворительно. Анализ результатов проведенного тестирования показал, что 1,3% де-тей-спортсменов и 6,3% сверстников контрольной группы вообще не могли выполнить такие упражнения, как прыжки со скакалкой, подтягивание на перекладине и отжимание, а 56,8% детей 1-й группы и 42,9% 2-й группы при выполнении этих упражнений не достигали уровня удовлетворительной оценки. Средние показатели в беге на 30 м, прыжках в длину с места, прыжках в длину и высоту с разбега, броске мяча не достигали уровня удовлетворительной оценки программных требований школы: среди учащихся контрольной группы — 18%, среди детей экспериментальной группы — 5,2%. Таким образом, приведенные данные свидетельствуют, что учителя не совсем объективно оценивают уровень физической подготовленности детей.

Организованная ДА учащихся во время учебных занятий в школе снижалась от 1-го к 4-му классу. Так, в течение учебного дня в 1-х классах физ-культпаузы и физкультминутки проводились учителями в 53% случаев, во 2-х классах — в 42,6%, а среди детей более старшего возраста — лишь в 13,2% случаев.

Установили заметное различие абсолютных величин ДА у детей в зависимости от возраста и пола. Время, затрачиваемое на бег и подвижные игры на переменах, составляло среди мальчиков 1—2-го классов 5,9—12,7 мин и 3—4-го классов 16,9— 17,1 мин в день, среди девочек соответственно — 6,3—10,9 и 12,6—15,3 мин вдень. Причем у детей 2-й фуппы ДА на переменах была на 22,4% выше, чем у сверстников, не занимающихся спортом. В то же время гиподинамия, вызванная учебным процессом, не компенсировалась как во время учебных занятий в связи с низким уровнем организации физкультпауз, так и во время перемен, поскольку подавляющее большинство детей проводили их в учебных помещениях, находясь в статическом, а не в подвижном состоянии. Следовательно, ДА учащихся была ограниченной в первую половину дня. Приведенные результаты согласуются с данными литературы [1].

ДА учащихся была недостаточной и во внеурочное время, так как дети совершали спокойные прогулки, совмещая их подвижными играми, в среднем по 1 ч 45 мин в день, что значительно ниже гигиенической нормы [6—8].

В 8 и 9 лет у детей обоего пола наблюдалась максимальная среднесуточная ДА. Результаты исследования показали, что суточная ДА учащихся с возрастом снижалась: у мальчиков на 10,6%, у девочек на 3,8%. Выявили, что общее время суточной ДА у мальчиков на 22 мин больше, чем у девочек. Продолжительность двигательного компонента маль-

чиков-спортсменов составляла 4 ч 11 мин, а их сверстниц — 3 ч 49 мин в сутки. Среди детей 1-й группы общее время суточной ДА было на 26— 30 мин меньше, чем у их сверстников-спортсменов. Рекомендуемая суточная норма ДА для детей 7—10 лет обоего пола составляет 4—5 ч [6—8].

На все формы занятий, связанных с ДА (утренняя гимнастика, занятия физической культурой в школе и в спортивных секциях, подвижные игры, бег, ходьба и др.) учащиеся-спортсмены в среднем затрачивали в течение недели около 28 ч, что составляло 16,7% недельного бюджета времени. Дети 1-й группы на все виды деятельности, связанные с ДА, затрачивали не более 25 ч 20 мин, или 15,1% недельного бюджета времени.

Недельный хронометраж показал, что на приготовление домашних заданий ученики затрачивали в среднем по 50 мин в день. При этом продолжительность домашних занятий у детей с возрастом практически не изменялась.

У детей в 3—4-м классах время, затрачиваемое в неделю на учебные занятия в школе, в 1,6 раза больше, чем в 1—2-м классах (18 ч 40 мин против 12 ч), а общая затрата времени на учебные занятия в школе, дома и на дополнительные занятия по отдельным предметам заметно увеличивалась с возрастом детей: среди мальчиков на 30,8%, среди девочек на 37,4%. В среднем на каждого учащегося с 1-го по 4-й классы затрата времени на все формы занятий, связанных с учебой, составляла 21 ч 4 мин, или 12,5% недельного бюджета времени.

Как показал анализ хрономегражных наблюдений, с возрастом время выполнения детьми хозяйственной работы по дому увеличивалось незначительно. Среднесуточное время на помощь по дому у мальчиков в

7 лет составляло 18,1 мин, а в Шлет — 28 мин, у девочек — 15,7 и 45,9 мин соответственно в 7 и 10 лет. Общее время, затрачиваемое в течение недели на помощь по дому, составляло 2 ч 54 мин, или 1,7%.

Важной характеристикой условий жизни школьников является режим сна. Полученные данные свидетельствовали, что мальчики спали днем только в 7,

8 и 9 лет, время, затрачиваемое на дневной сон, уменьшалось с возрастом и составляло 40,3, 30,2 и 24,5 мин в день. Ночной сон мальчиков составлял 563,6, 517,1, 538,8 и 554,9 мин соответственно в 7, 8,

9 и 10 лет. Хронометражные наблюдения в течение недели показали, что девочки спали днем в среднем 26,9, 22,7, 18,6 и 19,8 мин соответственно в 7, 8, 9 и

10 лет, а ночной сон в суточном режиме у них составлял соответственно 569,8, 538,3, 521,1 и 534,9 мин. Из приведенных данных можно заключить, что время ночного отдыха у детей разных возрастно-патовых групп практически не различалось и составляло около 9 ч в сутки, т. е. было недостаточным для обследованных школьников, которые недосыпали, согласно гигиеническим нормам, более 1—2 ч в зависимости от возраста [6—8]. Общая продолжительность дневного и ночного сна в недельном бюджете времени составляла 65 ч 55 мин, или 39,2%.

Недостаточное время пребывания на свежем воздухе и недостаточная продолжительность сна объясняются главным образом не столько высокой загруженностью школьников учебой, как это отмечается в литературе, сколько просмотром телевизи-

онных передач и играми на компьютере. На просмотр телепередач и компьютер школьники затрачивали в среднем по 2 ч в день, или 13 ч 44 мин в неделю, что составляло 8,2% и значительно превышало возрастные нормы [6—8]. Время, затрачиваемое на телевизионные программы и компьютер, к 10-летнему возрасту у мальчиков увеличивалось на 30,6%, у девочек — на 18,2%.

Вне школы у учащихся 2-й группы время на другие виды деятельности в течение недели распределялось следующим образом: на пассивный отдых в положении стоя, сидя или лежа — 9ч (5,4%), прием пищи — 13 ч 5 мин (7,8%), самообслуживание — 7 ч (4,2%), занятия в кружках, чтение художественной литературы и спокойные игры дома — 6ч 57 мин (4,1%), перемещение на транспорте — около 20 мин (0,2%). Таким образом, из общего недельного бюджета времени (168 ч) свободное время у школьников-спортсменов составляло 23,5 ч, а у детей 1-й группы — на 3 ч 40 мин больше; они тратили его в основном на телевидение, компьютер, пассивный отдых и спокойные игры в домашних условиях.

Выводы. 1. Основной причиной непосещения детьми занятий в спортивных секциях является отсутствие материальных возможностей у их родителей.

2. Выявленное немалое число детей контрольной и экспериментальной групп, которые не справлялись с требованиями типовой программы физического воспитания, свидетельствует о необходимости целенаправленного развития у детей координации движений, ловкости и скоростно-сило-вых качеств, уделяя особое внимание развитию мышц плечевого пояса и спины.

3. Величина среднесуточной ДА учащихся зависит от возраста, пола и двигательного режима ребенка: максимальная среднесуточная ДА отмечена среди 8- и 9-летних учащихся, во всех возрастных группах ДА мальчиков на 5,8—12,4% превышает ДА девочек, ДА детей, не занимающихся спортом, в 1,1 раза ниже, чем у их сверстников-спортсменов.

4. Определено, что при рациональной организации режима дня большую часть свободного времени учащиеся-спортсмены могли бы использовать для полноценного сна и других разнообразных видов активной деятельности, а школьники 1-й группы еще и для занятий спортом.

Литература

1. Алимов А. В., Сейтхалилов Э. А. // Бюл. ассоц. врачей. —

1999. - № I. - С. 13-14.

2. Зайцев А. Г. // Гиг. и сан. - 2004. - № I. - С. 54-55.

3. Здоровье детей России (состояние и проблемы) / Под ред. А. А. Баранова. — М., 1999. - С. 69-90.

4. Кучма В. Р., Демина И. А., Демин А. К. // Гиг. и сан. —

2000. - № 3. - С. 52-56.

5. Программа по физическому воспитанию для учащихся 1 — 4 классов общеобразовательных школ Республики Узбекистан: Метод, рекомендации / Усманходжаев Т. С., Арзума-нов С. Г., Гиясов Г. Ш. и др. — Ташкент, 1999.

6. Санитарные нормы. Полный справочник / Под ред. Ю. Ю. Елисеева. — М., 2006.

7. Солихужаев С. С. Болалар ва усмирлар гигиенаси. — Тош-кент, 1991.

8. Шайхова Г. И. Болалар ва усмирлар гигиенаси. — Тошкент, 2004.

Поступила 01.09.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.