Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
100
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / STUDENTS HEALTH / ENVIRONMENTAL FACTORS / PHYSICAL EDUCATOIN / ECOLOGICAL CULTURE / STUDY PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Осыченко Марина Викторовна

Рассмотрены экологические факторы, влияющие на состояние здоровья студентов в процессе физкультурной деятельности. Проведен анализ структуры общей заболеваемости студентов, посещающих занятия по физической культуре. Представлен педагогический подход к организации учебных занятий с учетом экологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental factors, which influence on health state of students during physical culture process, are considered. Analysis of structure of common students’ illness, attending physical culture classes, is carried on. Pedagogical approach of classes arrangement taking into account ecological safety is represented.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

в

естник АПК ^

Ставрополья ^ 2(10)2013 Проблемы аграрного образования

13

УДК 796.1

Осыченко М. В. Osychenko M. V.

ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

INFLUENCE OF NEGATIVE ENVIRONMENTAL FACTORS ON THE HEALTH AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS DURING THE TRAINING ACTIVITY ON PHYSICAL EDUCATION

Рассмотрены экологические факторы, влияющие на со- Environmental factors, which influence on health state

стояние здоровья студентов в процессе физкультурной дея- of students during physical culture process, are considered.

тельности. Проведен анализ структуры общей заболеваемо- Analysis of structure of common students' illness, attending

сти студентов, посещающих занятия по физической культуре. physical culture classes, is carried on. Pedagogical approach

Представлен педагогический подход к организации учебных of classes arrangement taking into account ecological safety is

занятий с учетом экологической безопасности. represented.

Ключевые слова: здоровье студентов, экологические Key words: students health, environmental factors, physical

факторы, физическая культура, экологическая культура, educatoin , ecological culture, study process. учебный процесс.

Осыченко Марина Викторовна - Osychenko Marina Victorovna -

кандидат философских наук, PhD in Philosophic Sciences,

доцент кафедры физического воспитания и спорта Docent of Department

Ставропольский государственный of Physical Education and Sport

аграрный университет Stavropol State Agrarian University

Тел. 8 962 4 427731 Tel. 8 962 4 427731

E-mail: osychenko.marina@yandex.ru, E-mail: osychenko.marina@yandex.ru

Здоровье студентов является необходимым условием для учебы в высшем учебном заведении, между тем результаты медицинского осмотра указывают на высокий процент студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Причины этого видятся в особенностях труда студентов, характеризующихся большой напряженностью, малоподвижным образом жизни, нарушением режима отдыха, питания, и особое место в этом списке отводится влиянию неблагоприятных факторов окружающей среды на организм молодежи.

Еще вчера человечество гордилась своими научно-техническими достижениями. Но сегодня гордость сменилась тревогой за состояние биосферы, разрушающейся из-за неразумного использования людьми мощных сил, полученных благодаря науке и технике.

Антропогенное воздействие на природную среду приводит к нарушениям биосферного равновесия, необратимым деградационным изменениям, радикальной трансформации традиционных природных условий, что ставит под сомнение дальнейшее существование самого человека [1].

В последнее десятилетие наблюдается ухудшение состояния здоровья всех групп населения и студенческой молодежи в частности.

В связи с этим нами изучена структура общей заболеваемости у 1704 студентов первого курса, поступивших в СтГАУ в 2012/13 учебном году.

Среди всех заболеваний в структуре общей заболеваемости первое место занимают болезни органа зрения, удельный вес которых равняется 24,3 %. Анализ заболеваемости показал, что среди заболеваний органа зрения наибольший удельный вес имеет миопия - 95,1 % с частотой 179,7±8,6 случая на 1000 студентов. Причем у 54,8 % из них диагностирована миопия легкой степени, а у 33,1 % - среднетяжелой. У 4,2 % студентов она носит прогрессирующий характер, а у 6,3 % - сочетается с астигматизмом.

Второе место в структуре общей заболеваемости у студентов первого курса занимают болезни сердечно-сосудистой системы, удельный вес которых составляет 21,8 % , с частотой заболеваний - 207,1±19,1 случая на 1000 студентов. Сердечно-сосудистая система одна из важнейших жизнеобеспечивающих систем. Ее заболевания занимают одно из первых мест в клинике внутренних болезней. Изучение структуры этой патологии у обследуемых студентов показало, что 63,1 % заболеваний у них относятся к функциональным нарушениям органов кровообращения - вегетососудистой дистонии (ВСД). Заболевание чаще протекает по смешанному типу (31,2 %). В большинстве случаев это сочетание кардиального и гипертонического типа ВСД. Студенты с данной патологией предъявляли жалобы на общее недомогание, быструю утомляемость, повышенную потливость. При кардиальном типе (12,3 %) ведущей жалобой была боль в области

14

,,„ „„„„, Jj Ставрополья

научно-практическии журнал

сердца, возникающая при психоэмоциональном и физическом напряжении. Гипертонический и гипотонический (12,3 и 6,4 %) типы ВСД характеризовались у наблюдаемых студентов головными болями без четкой локализации и изменением уровня артериального давления. Второе место в структуре патологии сердечно-сосудистой системы занимали врожденные дефекты клапанного аппарата сердца (29,9 %). Среди них у 21,9 % определялся пролапс митрального клапана I-II степени. На третьем месте - миокардитический кардиосклероз (3,9 %). В анамнезе у этой группы студентов перенесенный острый миокардит ревматической этиологии.

Третье место в структуре общей заболеваемости у обследуемых студентов занимают болезни опорно-двигательного аппарата. Их удельный вес - 19,4 %. Наши данные подтверждают мнение о значительном распространении данных заболеваний среди молодых людей. В структуре патологии опорно-двигательного аппарата у обследуемых студентов первое место занимает сколиоз - 38,6 % По степени выраженности сколиоз I степени установлен у 25,5 %, II - у 9,1 % и III - у 4 % студентов. По форме чаще выделяется правосторонний и S-образный сколиоз, а по локализации - грудной.

Второе место в структуре патологии опорно-двигательного аппарата занимает плоскостопие - 20,4 %. У половины студентов диагностирована II (5,7%) и II-III (4,5 %) степень.

На третьем месте в структуре патологии этого аппарата находится остеохондроз - 17,9 %

Четвертое место в структуре общей заболеваемости занимают болезни органов пищеварения, удельный вес которых - 13,4 %. В структуре патологии эта система болезни желудочно-кишечного тракта регистрируется чаще (57,3 %), чем заболевания гепатобилиар-ной системы (37,5 %). Среди заболеваний ЖКТ преобладают хронический гастрит (28,7 %) и гастродоуденит (23,5 %).

Заболевания гепатобилиарной системы представлены в большинстве случаев дискине-зией желчевыводящих путей (30,9 %), которая в основном выявляется у девушек. Из других заболеваний следует отметить хронический холе-цестит (4,4 %) и хронический гепатит (2,2 %).

На долю других заболеваний приходится: заболевания почек и мочевыводящих путей -6,1 %; заболевания органов дыхания - 3,1 %; ЛОР-органов - 2,3 %; болезни эндокринной системы - 4,1 % и другие заболевания - 5,5 %.

Приведенные данные указывают на необходимость оптимизации условий обучения, быта, жизни студентов с целью повышения их уровня здоровья. В последнем важная роль отводится физическому воспитанию.

Однако хочется отметить значительное увеличение числа заболеваний, являющихся следствием воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека.

Таким образом, актуальность проблемы здоровья студенческой молодежи не вызывает сомнения.

В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеу-чебных занятий [2]. Учитывая вышесказанное, мы провели исследование с целью определения влияния неблагоприятных экологических факторов на состояние здоровья и физическое развитие студентов в процессе учебной деятельности по физической культуре.

Объектом исследования являются студенты 1 курса основного отделения. Предмет исследования - показатели состояния здоровья студентов в процессе занятий по физической культуре.

Для лучшего раскрытия связи изучаемого объекта, выявления закономерности процессов [3], происходящих в организме студентов во время выполнения физических упражнений, были сформированы 2 группы по 14 человек, занимающихся общей физической подготовкой. Группы комплектовались с учетом одного уровня физической подготовленности и физического развития. Контрольная группа занималась только в спортивном зале. Экспериментальная группа проводила занятия на открытом воздухе, в центральной части города в условиях техногенного загрязнения атмосферного воздуха. Обе группы выполняли одни и те же упражнения с одинаковой дозировкой. Занятия проводились в течение 3 месяцев (сентябрь - ноябрь) 2 раза в неделю. Для определения уровня здоровья использовались данные медпункта о заболеваемости. Учет уровня физического развития проводился по результатам контрольных упражнений: бег 60 м, сгибание рук в упоре лежа, прыжки с места. Сравнивались показатели прироста результатов относительно исходных данных.

Величина RWC170 за время эксперимента увеличилась в экспериментальной группе на 5,8 %, а в контрольной - на 12,2 %. Это характеризует высокую работоспособность в контрольной группе и сниженную в экспериментальной. Относительная величина МПК (в мл/кг/мин) увеличилась в экспериментальной группе только на 2,7 %, а в контрольной - на 7 %.По результатам контрольных упражнений показатели экспериментальной группы были ниже на 13,8 %, чем в контрольной. Это свидетельствует о низком уровне прироста физической подготовленности и развития за данный период обучения. В экспериментальной группе случаев обострения хронических заболеваний и заболеваний ОРЗ оказалось на 38 % больше, чем в контрольной группе.

Опираясь на результаты исследования, можно утверждать, что занятия в условиях техногенного загрязнения атмосферного воздуха приводят к снижению иммунитета (увеличению частоты инфекционных заболеваний, ОРЗ, пневмонии, хронических заболеваний), что в свою очередь привело к снижению показателей физической подготовленности и физического развития студентов экспериментальной группы.

Результаты внедрения этих технологий в практику убеждают в правильности выбранного направления исследований и дают основание утверждать [4], что для решения проблемы укрепления и сохранения здоровья молодежи важное

в

естник АПК

Ставрополья

:№ 2(10), 2013!

Проблемы аграрного образования

15

значение имеет экологическая безопасность проведения занятий по физической культуре.

В настоящее время очевидно, что учет данного фактора в процессе обеспечения безопасности сводиться не только к формированию у людей простой совокупности знаний и умений. Необходимо развивать новое мировоззрение [5].

На наш взгляд, в организации занятий по физическому воспитанию должен лежать культурологический подход [б], способствующий формированию целостной физической и экологической культуры личности студента, под которой следует понимать совокупность экологического сознания с повышением уровня физической подготовленности.

Для этого необходимо:

- предоставить студентам информацию о природно-экологических процессах и их влиянии на организм при занятиях физической культурой и спортом;

Литература

1. Осыченко М. В. Экологическая культура в контексте современных глобальных проблем : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2007. 22 с.

2. Осыченко М. В. Фитнес-технологии как фактор повышения мотивации студентов // Вестник АПК Ставрополья. 2012. № 3 (7). С. 9-12.

3. Романенко Е. С., Дергунова, Е. В., Фран-цева Н. Н. Информатизация химии в высших учебных заведениях // Вестник АПК Ставрополья. 2012. № 2 (6). С. 8-10.

4. Логачева Е. А. Оценка опасности сельскохозяйственных СВЧ технологий и меры по ее снижению : автореф. дис. ... канд. техн. наук. СПб. - Пушкин, 1995. 17 с.

5. Маслова Л. Ф.Человеческий ресурс в современной концепции охраны труда // Вестник АПК Ставрополья. 2012. № 1 (5). С. 52-54.

6. Осыченко М. В. Гуманизация процесса физического воспитания в вузе: реалии и перспективы // Вестник АПК Ставрополья. 2012. № 1 (5). С. 7-10.

7. Осыченко М. В. Гуманизация процесса физического воспитания в вузе как педагогическая проблема // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2012. № 2. С. 26-29.

8. Осыченко М.В. Фитнес как главный компонент формирования здорового образа жизни студенческой молодежи // Вестник АПК Ставрополья. 2012. № 4 (8). С. 12-14.

9. Трухачев В. И. Опыт применения технологии е-!еагп1пд в системе аграрного образования // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 75-80.

10. Трухачев В. И. СтГАУ: по пути инновационного развития // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 20-28.

- усилить социокультурную составляющую процесса физического воспитания [7];

- сформировать у студентов осознанное отношение к своему здоровью.

Правильно сформированная экофизическая культура охватывает такие свойства ориентации личности, которые позволят ей развиваться в единстве с культурой общества, достичь гармонии физического и духовного, разрешить противоречия между природой и производством.

Таким образом, приобретение знаний не должно приводить к нарушению здоровья [8] студентов. В решении вопросов сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи необходимо осуществить педагогический подход к организации учебных занятий по физической культуре, основой которого является формирование физической активности в соответствии с нормами и правилами экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром.

References

1. Osychenko M. V. Ecological culture in the meaning of modern worldwide problems: author's thesis diss. ...Ph.D in Philosophy. Stavropol, 2007, 22 p.

2. Osychenko M. V. Fitness-technologies as a factor of rising of the student's motivation in physical education training at higher education institution // Agricultural bulletin of Stavropol Region. 2012. № 3(7). P. 9-12.

3. Romanenko E. S., Dergunova E. V., Frantseva N. N. Chemistry informatization at high educational institutions // Agricultural bulletin of Stavropol Region. 2012. № 2(6). P. 8-10.

4. Logacheva E. A. Evaluation of danger of agricultural super-high frequency technologies and measurements of its reduction : author's abstract. ... Ph. D. in Technical Sciences. St. Petersburg - Pushkin,1995. 17 p.

5. Maslova L. F Human resources in modern approach of labour safety. Agricultural bulletin of Stavropol Region. 2012. № 1(5). P. 52-54.

6. Osychenko M. V. Humanization of physical education at high school: realities and prospects // Agricultural bulletin of Stavropol Region. 2012. № 1(5). P. 7-9.

7. Osychenko M. V. Humanlzation of process of physical education in n higher educational institution as pedagogical problem // Physical culture, sport - science and practice. № 2. С.26-29.

8. Osychenko M. V. Fitness as main component of formation of the healthy lifestyle of students // Agricultural bulletin of Stavropol Region. 2012. № 4(8). P 14-16.

9. Trukhachev V. I. Experience of e-learning technology application in the system of agrarian education //Higher Education in Russia. -2009. - № 11. - pp. 75-80.

10. Trukhachev V. I.Stavropol State Agrarian University: on the way of innovative develop-ment//Higher Education in Russia. 2009. № 6. Р. 20-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.