Научная статья на тему 'Гуманизация процесса физического воспитания в вузе: реалии и перспективы'

Гуманизация процесса физического воспитания в вузе: реалии и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / УВАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / INTELLECTUAL CULTURE / RESPECT FOR THE PERSONALITY / HUMANIZATION / EDUCATION / MODELING / SELFDETERMINATION / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осыченко Марина Викторовна

Рассмотрены проблемы гуманизации физического вос- питания студента. Гуманистически ориентированную мо- дель физической культуры отличают следующие основные особенности: уважение к личности студента, создание максимально благоприятных условий для раскрытия его физических возможностей и развития тех свойств лично- сти, которые необходимы для успешного самоопределения в жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманизация процесса физического воспитания в вузе: реалии и перспективы»

в

естник АПК ^

Ставрополья ^ ^ 2012 ^^Е2бЛ£МЫаГЕ2РН2Г002Е222£2ШЯ

7

УДК 37. 037.1

Осыченко М. В.

Osychenko M. V.

ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

HUMANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION PROCESS AT HIGH SCHOOL: REALITIES AND PROSPECTS

Рассмотрены проблемы гуманизации физического воспитания студента. Гуманистически ориентированную модель физической культуры отличают следующие основные особенности: уважение к личности студента, создание максимально благоприятных условий для раскрытия его физических возможностей и развития тех свойств личности, которые необходимы для успешного самоопределения в жизни.

Ключевые слова: духовная культура, уважение личности, гуманизация, образование, личность, моделирование, самоопределение, физическое воспитание.

The problems of humanization of pnysical education of students are considered the article. Humanistic - oriented model of physical education is distinguished by the following key aspects: respect for the student's individuality, creation of favorable conditions for his physical capabilities development and essential individual characteristics for successful life selfdetermination.

Keywords: intellectual culture, respect for the personality, humanization, education, personality, modeling, selfdetermination, physical education.

Осыченко Марина Викторовна -

кандидат философских наук,

доцент кафедры физического воспитания и спорта

Ставропольский государственный

аграрный университет

Тел. 8-962-442-77-31

E-mail: osychenko.marina@yandex.ru

Osychenko Marina Viktorovna -

Ph.D. in Philosophic Sciences, Docent of Department of

Physical Education and Sport

Stavropol State

Agrarian University

Tel. 8-962-442-77-31

E-mail: osychenko.marina@yandex.ru

Проблема духовного и физического оздоровления личности сегодня особенно актуальна. Современные подростки стали более жестокими, агрессивными, все больше проблем возникает с адаптацией к жизни в обществе, в отношениях со сверстниками.

В связи с этим заметно актуализируется социальная потребность в смене обучающей парадигмы на гуманизирующую, отрицающую манипуляцию человеком и реализацию принципиально иного подхода к нему как цели и центру воспитательных усилий, выдвигающую идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого студента и заботой о ее развитии [1].

Так, Чуклова Н. В акцентирует внимание на том, что существующие в настоящее время подходы к физическому воспитанию студентов во многом предполагают односторонние педагогические воздействия, которые не затрагивают духовно-нравственные и психологические компоненты субъекта образования, его социальные характеристики, без чего становление студента как личности и индивидуальности не представляется возможным [2].

Массовая практика физического воспитания в вузах, как и прежде, ориентирована на достижение нормативного уровня физических кондиций студентов, в ущерб формированию духовно-

ценностного сознания и творческого стиля мышления молодых людей, предполагающих целостное видение мира и самоопределение в нем.

Сегодня молодежь все больше включается в спортивную жизнь в качестве непосредственных участников и зрителей лишь потому, к сожалению, что здесь можно наблюдать и проявлять грубую физическую силу, демонстрировать свое превосходство над другим человеком или одной нации над другой.

Исследования процесса физического воспитания показали, что занятия физической культурой за редким исключением (16,8%) формируют и совершенствуют чувственноэмоциональные, эстетические, этнические взгляды молодого человека, они составляют основу формирования его гуманистического сознания [2].

При этом консервативные формы и унифицированные методы, основанные на авторитарно-репродуктивной концепции обучения и воспитания, негативно сказываются на отношении студенческой молодежи к учебным занятиям физической культурой, отнюдь не стимулируя их творческой активности и заинтересованности в физкультурно-спортивном совершенствовании и самовыражении.

Моральное старение физкультурно-образовательных парадигм и социокультурная огра-

8

Др Ставрополья

научно-практическии журнал

ниченность традиционных методологических конструкций реализации учебного процесса предопределили гуманитарную направленность и демократический характер эволюционных преобразований в физическом воспитании студентов вузов нефизкультурного профиля.

Состояние современного физического воспитания в высшей школе характеризуется проблемной ситуацией, когда, с одной стороны, необходима его коренная модернизация, а с другой - недостаточным осознанием ценностно-смысловых ориентиров предстоящих преобразований, недостаточной разработанностью вариативного содержания и эффективных механизмов для достижения воспитательно-образовательных целей.

В связи с этим актуализируется проблема разработки теоретических аспектов, педагогических средств и технологий процесса физического воспитания студентов.

Объектом нашего исследования является процесс физического воспитания студентов высшего учебного заведения.

Цель исследования заключается в том, чтобы определить принципы и методы, лежащие в основе конкретных теоретических концепций и направлении с последующим применением в образовательном процессе по физическому воспитанию.

Анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что гуманистическая традиция в спорте берет свое начало со времен античности.

Гуманизм зародился в Древней Греции, где синкретические искусства (танец, музыка, поэзия) и спорт существовали как одно целое и тем самым не только физически развивали человека, но и воспитывали гуманную личность.

Появление гуманистической идеи в теоретических взглядах на физическую культуру связано с периодом Возрождения. Развитие системы физической культуры в социальнопедагогическом плане происходило по двум взаимосвязанным направлениям. С одной стороны, это привело к осмыслению культуры движений, в первую очередь через танцевальное искусство, обобщающее знания о физических упражнениях и об их воздействии на организм.

Другое направление концептуального развития физической культуры связано с развитием гуманистического идеала формирования всесторонне развитой личности. Этот идеал воплощал и нравственное начало личности.

Гуманистические идеи формировались в системе педагогических взглядов ранних гуманистов: голландца Эразма Роттердамского (14691536), английского, английского утописта Томаса Мора (1478-1535), французов Франсуа Рабле (1483-1553) и Мишеля Монтеня (1553-1592) и др. Не останавливаясь подробно на педагогических взглядах и теориях вышеперечисленных педагогов, отметим лишь их основные взгляды, касающиеся физического воспитания.

В педагогической системе Томаса Мора, ба-

зирующейся на нравственных взаимоотношениях людей, системе физической культуре человека отводится значительное место. Главной его заслугой в данном аспекте является введение в механизм саморегуляции физической культуры принципа диалектики ее индивидуальной и социальной ценности. Концептуальной основой воспитания тела он провозгласил идею о физкультурных занятиях в качестве обязанностей человека перед обществом и государством [3].

В концептуальном аспекте физической культуры ценность данной мысли связана с возможностью дифференциации личностной и общественной сферы деятельности в области физической культуры. Более последовательное развитие идея социально-педагогического содержания физической культуры получила в системе осмысления образования Мишеля Монтеня. Он считал, что необходимо воспитывать человека в целом. В центре его концепции - нравственные основы личности в аспекте единства воспитания и образования человека [4].

Дальнейшее развитие гуманистическая идея физической культуры получила в трудах П. Ф. Лесгафта, главная цель воспитания которой заключалась в гармоническом всестороннем развитии деятельности человеческого организма, а задачей - содействие развитию сознательности, самостоятельности, нравственности человека. Эти три понятия проходят через всю систему физического образования [3].

В настоящее время гуманистическая идея получила воплощение в концепциях личностно ориентированного образования (Е. А. Бонда-ревская, И. С. Якимская, Е. Н. Шиянов и др.), которые могут с успехом экстраполироваться на сферу физической культуры [5].

Гуманистически ориентированный процесс по физическому воспитанию определяет характер педагогического процесса, в котором и педагог, и учащиеся выступают как субъекты своей творческой деятельности.

Гуманизацию как явление педагогической науки можно реализовать в том случае, если цели учебно-воспитательного процесса будут направлены на личностное развитие обучаемого, его демократических свобод и будут совпадать с его жизненными планами [4].

Процесс обучения и воспитания является по своему характеру социальной активностью личности, а знание - продуктом социального и культурного конструировавния. Это обстоятельство обусловливает востребованность теории [6].

Согласно проведенному анализу трудов выше о представленных авторов нами были определены основные положения гуманистически ориентированного образования:

- основу процесса физического воспитания студентов должны составляют гуманистические ценности;

Вестник АПК

Ставрополья

-----№ 1(5), 2012 =

- личность студента принимается как индивидуальность, имеющая способность к выбору рода физкультурной деятельности;

- ценности физической культуры присваиваются личностью индивидуально и избирательно;

- становление опыта творческой физкультур но-спортивной деятельности

В связи с этим меняется роль студента в образовательном процессе, в котором студент и преподаватель выступают партнерами в творческой конструктивной деятельности.

Концепция альтернативных форм организации физического воспитания, изложенная в трудах В. К. Бальсевича, Л. И. Лубышевой М. Я. Виленского способствовала появлению новых программ и методов по совершенствованию процесса физического воспитания школьников и студентов [7, 8].

Так, В. И. Столяров выделяет две модели физической культуры: инструментальную и гуманистическую [9].

В рамках первой модели субъект образования ориентирован на специальную физическую подготовку к избранной профессиональной деятельности.

Гуманистически ориентированную модель физической культуры отличают следующие основные особенности: направленность субъекта образования на формирование всех компонентов физической культуры: культуры здоровья, культуры телосложения, двигательной культуры; соответствие физического развития критериям гармонии и красоты; стремление субъекта к органическому дополнению физического совершенствования развитием психических способностей (интеллекта, памяти, внимания, творческих способностей и др.), духовной культуры во всех ее формах (нравственной, эстетической, экологической культуры общения) и др.

Комплексное исследование проблемы гуманизации образования, с учетом идей гуманизма прошлого в аспекте их взаимосвязи с физической культурой, показывает, что они актуальны для любой образовательной системы.

Вместе с тем установлено, что огромный гуманистический потенциал физической культуры и спорта используется все еще не достаточно полно и эффективно.

Традиционный путь освоения студентами ценностей физической культуры с приоритетом физической подготовки, направленный на выполнение зачетных нормативов - это лишь базис для формирования всей системы ценностей физической культуры, которая далеко не исчерпывается телесными кондициями молодого человека.

Чуклова Н. В. предлагает принять за основу процесса гуманизации физического воспитания диалогический подход, который позволяет определить субъект-объектное взаимодействие между участниками педагогического процесса, способствует увеличению меры свободы между ними, обеспечивает самоактуализацию и само-

Проблемыаграрногообразования

презентацию личности будущего специалиста.

При построении технологий межсубъектно-го диалога преподаватель стоит перед необходимостью выявления индивидуальных особенностей студента, развития их с опорой на его внутренний потенциал. При этом важно продемонстрировать студенту те его характеристики, о которых он и не догадывался. Педагог как бы пробуждает у подопечного интерес к себе, заставляет его с других позиций оценить самого себя. Это помогает студенту понять противоречие между реальным состоянием и пространством потенциальных возможностей, открывает перед ним беспредельное поле индивидуальноличностного самосовершенствования и самопознания средствами физической культуры [1].

Из всего многообразия принципов и методов организации физической культуры выделим те, реализация которых в реальной практике позволит сделать процесс гуманизации физического воспитания студентов достаточно эффективным [10].

В основе организации занятий по физическому воспитанию должен лежать культурологический подход, формирующий духовную сферу молодых людей и определяющий приобщение студентов к ценностям физической культуры.

Личностный подход заключается в признании личности студента, его индивидуальности. В образовательном процессе педагог должен помочь студенту раскрыть те способности, о которых студент и не догадывался.

В настоящее время процессы коренных перемен затрагивают не только экологическую сферу, но и культурные основания. Современное переосмысление проблемы формирования экологической культуры напрямую связано с комплексом духовных, социальнополитических, экономических процессов, происходящих в последние годы как в мире, так и в российском обществе [11].

В связи с этим рассмотрение физической культуры через призму экологии становится необходимостью сегодняшнего дня.

Принцип оздоровительной направленности определяет необходимость разумной (оптимизации) физических нагрузок в организации педагогических воздействий, строго сбалансированных с индивидуальными способностями, мотивацией занимающихся.

Особое значение имеет в этом плане использование альтернативных форм занятий в учебном процессе, с учетом индивидуализации и дифференциации, которые создают условия для проявления способностей студентов в избранных ими формах физкультурно-спортивной деятельности, организуемых с учетом состояния здоровья занимающихся, их ценностных ориентаций и физкультурных интересов.

Отказ от излишней стантартизации учебного процесса будет способствовать созданию новых программ по физическому воспитанию с учетом потребностей и интересов занимающихся.

Ежеквартальный 10 научно-практический журнал

По мнению Коноваловой И. А., в основе системы управления процессом гуманизации физического воспитания лежит реализация педагогических технологий, построенных на принципах субъект-субъективного взаимодействия преподавателя и студента [2].

Из всего сказанного определим основные направления гуманизации физического воспитания в вузе, позволяющие сделать этот процесс наиболее эффективным: признание личности студента, его индивидуальности, самоценности; обеспечение условий для мак-

симального и всестороннего развития и самовыражения студента; предоставление студенту возможности выбора различных форм и средств оздоровительной деятельности на занятиях по физическому воспитанию.

На наш взгляд, именно гуманизация процесса физического воспитания студентов в вузе поможет создать максимально благоприятные условия для раскрытия физических возможностей студентов, развития личностных способностей, для их успешного самоопределения в жизни.

Литература

1. Чуклова Н. В. Гуманизация физического воспитания студентов вузов : дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2005. 170 с.

2. Коновалова И. А. Становление культуры здоровья студентов вуза физкультурноспортивного профиля : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2011. 157 с.

3. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1988. 399 с.

4. Торопов Н. И. Физическая культура в период позднего Средневековья // Очерки по истории физической культуры. М. : Физкультура и спорт, 1950. № 5. С. 163— 165.

5. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М. : Сентябрь, 1996. 96 с.

6. Вахтина Е. А. Дидактический дизайн как механизм реализации теории социального конструктивизма в инженерном образовании // Фундаментальные исследования. 2011. № 12 (часть 1). - С. 13.

7. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 2-7.

8. Виленский М. Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориентациях студентов и процесс их формирования: методология и теория // Теория и практика физической культуры. 1991. № 8. С. 27-30.

9. Столяров В. И. Спорт и культура: методологический и теоретический аспекты проблемы // Спорт, духовные ценности, культура. 1997. № 1. С. 84-209.

10. Матвеев Л. П. Введение в теорию физической культуры. М. : Физкультура и спорт, 1983. 128 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Осыченко М. В. Экологическая культура в контексте современных глобальных проблем : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2007. 22 с.

12. Трухачев В. И. Опыт применения технологии e-learning в системе аграрного образования // Высшее образование в России. 2009. №11. С. 75-80.

References

1. Chuklova N. V. Humanization of physical education of students of high schools: dis. ... Ph.D in pedagogic sciences. Orenburg, 2005. 170 p.

2. Konovalova I. A. Making up of health culture of students of physical specialization high school : dis. ... Ph.D in pedagogic sciences. Chelyabinsk, 2011. 157 p.

3. Lesgaft P. F. Selection of pedagogical works. M. : Pedagogics, 1988. 399 p.

4. Toropov N. I. Physical education in the late Middle ages // Outlines about history of physycal education. M. : Physical education and sport, 1950. № 5. P. 163-165.

5. Yakimanskaya I. S. Person oriented education at modern school. M. : September, 1996. 96 p.

6. Vakhtina E. A. Didactical design as implementation mechanism of social constructivism theory in the technical education // Basic research. 2011. № 12 Part 1. - P. 13.

7. Balsevich V. K., Lubysheva L. I. Physical education: youth and modern age // Theory and practice of physical education. 1995. №

4. C. 2-7.

8. Vilensky M. Ya. Physical education in professional and axiological orientation of students and process of its formation: methodology and theory // Theory and practice of physical education. 1991. № 8. P. 27-30.

9. Stolyarov V. I. Sport and culture: methodological and theoretical aspects of the problem // Sport, intellectual values, culture. 1997. № 1. P. 84-209.

10. Matveev L. P. Introduction info the theory of physical education. M. : Physical education and sport, 1983. 128 p.

11. Osychenko M. V. Ecological culture in the meaning of modern worldwide problems: author's thesis diss. ... Ph.D in pedagogic sciences. Stavropol, 2007. 22 p.

12. Trukhachev V. I. Experience of e-learning technology application in the system of agrarian education //Higher Education in Russia. 2009. № 11. P. 75-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.