Научная статья на тему 'Гуманизация процесса физического воспитания в вузе как педагогическая проблема'

Гуманизация процесса физического воспитания в вузе как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUAL CULTURE / УВАЖЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ / RESPECT FOR THE PERSONALITY / ГУМАНИЗАЦИЯ / HUMANIZATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELFDETERMINATION / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осыченко М.В.

Автор статьи акцентирует внимание на проблеме гуманизации физического воспитания студентов. Гуманистически ориентированную модель физической культуры отличают следующие основные особенности: уважение к личности студента, создание максимально благоприятных условий для раскрытия его физических возможностей и развития тех свойств личности, которые необходимы ей для успешного самоопределения в жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanlzation of process of physical edacation in higher educational institution as pedagogical problem

The author of the article emphasizes the problem of humanization of students physical education. Humanistically oriented model of physical education is distinguished by the following key aspects: respect for the students individuality, creation of favorable conditions for development of his physical abilities and essential individual characteristics for successful life selfdetermination.

Текст научной работы на тему «Гуманизация процесса физического воспитания в вузе как педагогическая проблема»

УДК 378.037.1

гуманизация процесса физического воспитания в вузе как педагогическая проблема

Кандидат философских наук, доцент М. В. Осыченко, Ставропольский государственный аграрный университет.

Контактная информация для переписки: 355001, г. Ставрополь, пер. Астраханский, 58.

Автор статьи акцентирует внимание на проблеме гуманизации физического воспитания студентов. Гуманистически ориентированную модель физической культуры отличают следующие основные особенности: уважение к личности студента, создание максимально благоприятных условий для раскрытия его физических возможностей и развития тех свойств личности, которые необходимы ей для успешного самоопределения в жизни.

Ключевые слова: духовная культура, уважение к личности, гуманизация, образование, личность, моделирование, самоопределение, физическое воспитание.

Актуальность исследования определяется следующими факторами. В наше время имеет место острая социальная потребность в модернизации системы высшего образования; в повышении его качества в высших учебных заведениях, ориентированных на осуществление подготовки высокопрофессиональных специалистов, основными характеристиками которых являются индивидуальность, самостоятельность, образованность, инициативность, общая и профессиональная культура. Заметно актуализируется социальная потребность в смене обучающей парадигмы на гуманизирующую, отрицающую манипуляцию человеком и реализацию принципиально иного подхода к нему как цели и центру воспитательных усилий, выдвигающую идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого студента и заботой о ее развитии.

Однако реалии таковы, что существующие в настоящее время подходы к физическому воспитанию студентов во многом предполагают одностороннее педагогическое воздействие, которое не затрагивает духовно-нравственные и психологические компоненты субъекта образования, его социальные характеристики, без чего становление студента как личности и индивидуальности не представляется возможным.

Массовая практика физического воспитания в ву-

зах, как и прежде, ориентирована на достижение нормативного уровня физических кондиций студентов в ущерб формированию духовно-ценностного сознания и творческого стиля мышления молодых людей, предполагающих целостное видение мира и самоопределение в нем.

Так, сегодня все большее число молодежи включается в спортивную жизнь и как ее непосредственные участники, и как зрители лишь потому, что здесь можно наблюдать и проявлять грубую физическую силу, продемонстрировать свое превосходство над другим человеком или одной нации над другой [7].

Проведенные нами исследования процесса физического воспитания показали, что занятия физической культурой, за редким исключением (16,8%), используются для формирования и совершенствования чувственно-эмоциональных, эстетических, этнических взглядов молодого человека, которые составляют основу формирования его гуманистического сознания.

При этом консервативные формы и унифицированные методы, основанные на авторитарно-репродуктивной концепции обучения и воспитания, негативно сказываются на отношении студенческой молодежи к учебным занятиям физической культурой, отнюдь не стимулируя их творческой активности и заинтересованности в физкультурно-спортивном совершенствовании и самовыражении [4].

Моральное «старение» физкультурно-

образовательных парадигм и социокультурная ограниченность традиционных методологических конструкций реализации учебного процесса предопределили гуманитарную направленность и демократический характер эволюционных преобразований в физическом воспитании студентов вузов нефизкультурного профиля.

Состояние современного физического воспитания в высшей школе характеризуется, с одной стороны, проблемной ситуацией, когда необходима его коренная модернизация, а с другой - недостаточным осознанием

26

№2 ! 2012

ценностно-смысловых ориентиров предстоящих преобразований, недостаточной разработанностью вариативного содержания и эффективных механизмов для достижения воспитательно-образовательных целей.

В связи с этим актуализируется проблема разработки теоретических аспектов, педагогических средств и технологий процесса физического воспитания студентов.

Объектом нашего исследования является система физического воспитания студентов высшего учебного заведения.

Предмет исследования: модель гуманизации физического воспитания студентов нефизкультурных вузов.

Цель исследования заключается в том, чтобы определить принципы, лежащие в основе конкретных теоретических концепций и направлений с последующим применением в образовательном процессе по физическому воспитанию.

Анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что гуманистическая традиция в спорте берет свое начало со времен античности.

Гуманизм зародился в Древней Греции, где синкретические искусства (танец, музыка, поэзия) и спорт существовали как одно целое и тем самым не только физически развивали человека, но и воспитывали гуманную личность.

Появление гуманистической идеи в теоретических взглядах на физическую культуру связано с периодом Возрождения. Развитие системы физической культуры в социально-педагогическом плане проходило по двум взаимосвязанным направлениям. Одно направление привело к осмыслению культуры движений, в первую очередь через танцевальное искусство, обобщающее знания о физических упражнениях и об их воздействии на организм.

Другое направление концептуального развития физической культуры связано с развитием гуманистического идеала формирования всесторонне развитой личности. Этот идеал воплощал и нравственное начало личности.

Гуманистические идеи формировались в системе педагогических взглядов ранних гуманистов: голландца Эразма Роттердамского (1469-1536), английского утописта Томаса Мора (1478-1535), французов Франсуа Рабле (1483-1553), Мишеля Монтеня (1553-1592) и др. Не останавливаясь подробно на педагогических взглядах и теориях вышеперечисленных педагогов, отметим лишь их основные взгляды, касающиеся физического воспитания.

В педагогической системе Томаса Мора, базирующейся на нравственных взаимоотношениях людей, системе физической культуры человека отводится значительное место. Главной его заслугой в данном аспекте является введение в механизм саморегуляции физической культуры принципа диалектики ее индивидуальной и социальной ценности. Концептуальной основой воспитания тела он провозгласил идею о физкультурных занятиях в качестве обязанностей человека перед обществом и государством [6].

В концептуальном аспекте физической культуры ценность данной мысли связана с возможностью дифференциации личностной и общественной сферы деятельности в области физической культуры. Более последовательное развитие идеи социально-педагогического содержания физической культуры получили в системе осмысления образования Мишеля Монтеня. Он считал, что необходимо воспитывать человека в целом. В центре его концепции - нравственные основы личности в аспекте единства воспитания и образования человека [11].

Дальнейшее развитие гуманистическая идея физической культуры получила в трудах П. Ф. Лесгафта, главная цель воспитания которой заключалась в гармоническом всестороннем развитии деятельности человеческого организма, а задачей - содействие развитию сознательности, самостоятельности, нравственности человека. Эти три понятия проходят через всю систему физического образования [6].

В настоящее время гуманистическая идея получила воплощение в концепциях личностно-ориентированного образования (Е. А. Бондаревская, И. С. Якимская, Е. Н. Шиянов и др.), которые могут с успехом экстраполироваться на сферу физической культуры.

Гуманизация воспитания - ключевой элемент нового педагогического мышления, изменяющий взгляд на характер и суть педагогического процесса, в котором и педагог, и воспитанники выступают как субъекты развития своей творческой индивидуальности [2].

Гуманизацию как явление педагогической науки можно реализовать в том случае, если цели учебно-воспитательного процесса будут направлены на личностное развитие обучаемого, его демократических свобод и будут совпадать с его жизненными планами [12].

Согласно проведенному нами анализу трудов выше представленных авторов, основными положениями личностно-ориентированного образования являются:

- системный процесс, основу которого составляют гуманистические ценности;

- личность, кроме социальных качеств, обладает различными субъективными свойствами, характеризующими ее автономность, независимость, способность к выбору, в связи с чем изменяется ее роль в образовательном процессе, она становится его системообразующим началом.

Концепция альтернативных форм организации физического воспитания, изложенная в трудах В. К. Бальсевича, Л. И. Лубышевой, М. Я. Виленского, способствовала появлению новых программ и методов по совершенствованию процесса физического воспитания школьников и студентов [1].

Так, В. И. Столяров выделяет две модели физической культуры: инструментальную и гуманистическую [9].

В рамках первой модели субъект образования ориентирован на специальную физическую подготовку к избранной профессиональной деятельности.

№2 I 2012

27

Гуманистически ориентированную модель физической культуры отличают следующие основные особенности - направленность субъекта образования на формирование всех компонентов физической культуры: культуры здоровья, культуры телосложения, двигательной культуры; соответствие физического развития критериям гармонии и красоты; стремление субъекта к органическому дополнению физического совершенствования развитием психических способностей (интеллекта, памяти, внимания, творческих способностей и др.); развитие духовной культуры во всех ее формах (нравственной, эстетической, экологической культуры общения) и др.

Комплексное исследование проблемы гуманизации образования, с учетом идей гуманизма прошлого в аспекте их взаимосвязи с физической культурой, показывает, что они актуальны для любой образовательной системы.

Вместе с тем установлено, что огромный гуманистический потенциал физической культуры и спорта используется все еще не достаточно полно и эффективно.

Традиционный путь освоения студентами ценностей физической культуры с приоритетом физической подготовки, направленный на выполнение зачетных нормативов, - это лишь базис для формирования всей системы ценностей физической культуры, которая не исчерпывается телесными кондициями молодого человека.

Понятно, что в процессе гуманизации физического воспитания студента нельзя ограничиться только развитием его интеллектуальной сферы в области физической культуры и здоровьесбережения.

Проблема гуманизации физического воспитания -проблема во многом психологическая, затрагивающая духовно-нравственные компоненты субъектов образования.

В основу эффективного процесса гуманизации физического воспитания должен быть положен диалогический подход. Он позволяет определить субъект-объектное взаимодействие между участниками педагогического процесса, способствует увеличению меры свободы между ними, обеспечивает самоактуализацию и самопрезентацию личности будущего специалиста.

При построении технологий межсубъектного диалога преподаватель стоит перед необходимостью выявления индивидуальных особенностей студента, развития их с опорой на его внутренний потенциал. При этом важно продемонстрировать студенту те его характеристики, о которых он и не догадывался. Педагог как бы пробуждает у подопечного интерес к себе, заставляет его с других позиций оценить самого себя. Это помогает студенту понять противоречие между реальным состоянием и пространством потенциальных возможностей, открывает перед ним беспредельное поле индивидуально-личностного самосовершенствования и самопознания средствами физической культуры.

Как нам видится, для управления процессом гуманизации физического воспитания студентов важно использовать личностный фактор.

С этой цель необходимо:

- четко определить цели физкультурной деятельности;

- определить по времени достижение образовательных целей по приобщению студентов к ценностям физической культуры;

- обеспечить ориентированность студентов в ценностях физической культуры;

- выбрать средства и методы, раскрывающие сущностную сторону процесса физического образования молодежи.

Из всего многообразия принципов физической культуры выделим те, реализация которых в реальной практике позволит сделать процесс гуманизации физического воспитания студентов достаточно эффективным [5, 8].

Системообразующим принципом является принцип аксиологизации, предполагающий приобщение студентов к ценностям физической культуры и здорового образа жизни.

Принцип оздоровительной направленности отражает социальную заинтересованность и потребность в сохранении здоровья граждан - главной ценности любого общества. Принцип определяет необходимость разумной оптимизации физических нагрузок в организации педагогических воздействий, строго сбалансированных с индивидуальными способностями, мотивацией занимающихся.

Принцип вариативности и многообразия средств физического воспитания неразрывно связан с принципом индивидуализации и дифференциации, которые создают условия для проявления способностей человека в избранных им формах фикультурно-спортивной деятельности, организуемых с учетом состояния здоровья занимающихся, их ценностных ориентаций и физкультурных интересов. Реализация данного принципа возможна при условии отказа от излишней стандартизации процесса воспитания, создании возможно большего числа альтернативных программ физического воспитания студентов, учитывая потребности, интересы и физические особенности занимающихся.

В случае наличия разработанных педагогических технологий у занимающихся физической культурой возникает возможность выбора, который осуществляется на основе принципа демократизма. Причем в рассматриваемые варианты имеет смысл закладывать лишь общий подход к реализации образовательного процесса, дальнейшее же его выравнивание предполагается непосредственно в ходе осуществления взаимодействий между педагогами физической культуры и воспитанниками.

На наш взгляд, именно гуманизация процесса физического воспитания студентов в вузе поможет создать максимально благоприятные условия для раскрытия физических возможностей студентов, развития лич-

28

№2 l 2012

ностных способностей, для их успешного самоопределения в жизни.

Основными направлениями гуманизации физического воспитания в вузе должны стать: создание образовательной системы здоровьесохраняющей и здо-ровьепреумножающей среды; обеспечение условий для максимального и всестороннего самовыражения студента и преподавателя в конструктивной деятельности, связанной с физической культурой; предоставление студенту возможности выбора различных форм и средств оздоровительной деятельности на занятиях по физическому воспитанию.

В основе системы управления процессом гуманизации физического воспитания лежит реализация педагогических технологий, построенных на принципах субъект-субъективного взаимодействия преподавателя и студента. Применение элементов таких технологий позволяет системообразующим центром педагогического процесса сделать ориентацию на межличностное общение.

Реализация данной модели на практике даст возможность воплотить идеи гуманизма из должного в сущностное как на общественно-образовательном, так и на личностном уровне.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бальсевич, В. К., Лубышева, Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 4. - С. 2-7.

2. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Педагогика. - 1997. - № 4. - С.11-17.

3. Виленский, М. Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориентациях студентов и процесс их формировании: методология и теория // Теория и практика физической культуры. - 1991.- № 8 . - С. 27-30.

4. Вучева, В. В. Социологический аспект физической культуры студентов // Молодежь в современной социокультурной среде региона: материалы региональной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2009. - С. 28-35.

5. Выдрин, В. М. Неспецифическое (непрофессиональное) образование // Теория и практика физической культуры. -1995. - № 5. - С.15-16.

6. Лесгафт, П. Ф. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1988. - 399 с.

7. Осыченко, М. В., Кузнецова, С. Н. Проблемы формирования гуманитарных знаний в области физической культуры // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 9. - С. 167-170.

8. Матвеев, Л. П. Введение в теорию физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 128 с.

9. Столяров, В. И. Спорт и культура: методологический и теоретический аспекты проблемы // Спорт, духовные ценности, культура. - 1997. - № 1. - С. 84-209.

10. Тарасов, П. В. Возможности применения информационных технологий в процессе обучения физической культуре в вузе // Вестник университета (ГУУ). - 2011. - № 18. - С. 85-88.

11. Торопов, Н. И. Физическая культура в период позднего средневековья // Очерки по истории физической культуры. -М.: Физкультура и спорт, 1950. - № 5. - С. 163-165.

12. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

HUMANLZATION OF PROCESS OF PHYSICAL EDACATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION AS PEDAGOGICAL PROBLEM

M. Osychenko, Assistant Professor, Candidate of Philosophical Sciences, Stavropol State Agrarian University.

Contact information: 355001, Stavropol city, Astrahansky lane, 58.

The author of the article emphasizes the problem of humanization of students' physical education. Humanistically oriented model of physical education is distinguished by the following key aspects: respect for the student's individuality, creation of favorable conditions for development of his physical abilities and

essential individual characteristics for successful life self-determination.

Key words: spiritual culture, respect for the personality, humanization, education, personality, modeling, self-determination, physical education.

№2 l 2012

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.