Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ / РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пыж В.В., Петров С.И., Росенко С.И.

Цель исследования - выявить социально-гуманитарные аспекты высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта. Методика и организация исследования. Методологическая база исследования строилась на стыке теоретических и эмпирических подходов, основанных на анализе образовательных стандартов, сравнительном анализе образовательных программ магистратуры и бакалавриата российских вузов физической культуры и спорта. Результаты исследования и выводы. В исследовании показано, что высшее образование в сфере физической культуры и спорта, как сложная система, включает в себя ряд социально-гуманитарных смыслов. В настоящее время система физкультурного образования строится на основе компетентностного подхода, и большое внимание уделяется обоснованию и разработке социокультурного содержания физической культуры с позиций ее гуманистической и гуманитарной направленности. Гуманизация образования в сфере физической культуры и спорта должна быть направлена на формирование физической культуры личности как сферы общей культуры человека, его здорового образа жизни. Это необходимо, чтобы обеспечить ему психическое, социальное, духовное и физическое здоровье. Здесь мы можем вспомнить идеи П.Ф. Лесгафта о психофизиологической целостности человека, о взаимосвязи умственного, нравственного, физического развития человека и воспитания, гуманистического и культурологического подхода. Физическое образование должно стать средством для духовного и интеллектуального развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-HUMANISTIC ASPECTS OF ACADEMIC PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS SPECIALIST TRAINING SERVICE

Objective of the study was to analyze the socio-humanistic aspects of the academic physical education and sport specialist training service. Methods and structure of the study. Methodologically, we designed the study at the junction of theoretical and empirical approaches with an analysis of the valid educational service standards for the master and bachelor training services provided by the academic physical education and sport specialist training universities. Results and conclusion. The academic physical education and sport specialist training service is ranked among the top priorities in the situation when the democratic society is further developed and statehood is strengthened in Russia, with the educational process designed to effectively form a patriotic personality with high spiritual and ethical values. The national academic physical education and sport system develops and implements special training curriculum as required by its mission and goals. A special priority is given to the social (humanitarian) aspect of the physical education and sport specialist training service to develop a sound knowledgebase, social/ civic experience and standing, and individual humanitarian culture for progress in the specific professional socio-cultural environment (community) and life, with understanding that an educational system should be based on the principles of humanism. An educational service mission is to develop a multisided creative personality for the graduate to be fit for effective service sensitive to the changing demands and environments, prepared to make good managerial decisions, socially active, dedicated and creative in enterprising. Such a university graduate will be appreciated for his communal activity and professional service within the relevant socio-cultural group.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

социально-гуманитарные аспекты высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта

УДК/UDC 37.01

Поступила в редакцию 12.06.2021 г.

Информация для связи с автором: vvp_21812@mail.ru

Доктор политических наук, доцент В.В. Пыж1

Кандидат психологических наук, доцент С.И. Петров1

Доктор социологических наук, профессор С.И. Росенко1

Национальный государственный университет им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

SOCIO-HUMANISTIC ASPECTS OF ACADEMIC PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS SPECIALIST TRAINING SERvICE

Dr. Sc. Polit., Professor V.V. Pyzh1

PhD, Associate Professor S.I. Petrov1

Dr. Sc. Soc., Professor S.i. Rosenko1

1Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

и

ra у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с га

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - выявить социально-гуманитарные аспекты высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта. Методика и организация исследования. Методологическая база исследования строилась на стыке теоретических и эмпирических подходов, основанных на анализе образовательных стандартов, сравнительном анализе образовательных программ магистратуры и бакалавриата российских вузов физической культуры и спорта.

Результаты исследования и выводы. В исследовании показано, что высшее образование в сфере физической культуры и спорта, как сложная система, включает в себя ряд социально-гуманитарных смыслов. В настоящее время система физкультурного образования строится на основе компетентност-ного подхода, и большое внимание уделяется обоснованию и разработке социокультурного содержания физической культуры с позиций ее гуманистической и гуманитарной направленности.

Гуманизация образования в сфере физической культуры и спорта должна быть направлена на формирование физической культуры личности как сферы общей культуры человека, его здорового образа жизни. Это необходимо, чтобы обеспечить ему психическое, социальное, духовное и физическое здоровье. Здесь мы можем вспомнить идеи П.Ф. Лесгафта о психофизиологической целостности человека, о взаимосвязи умственного, нравственного, физического развития человека и воспитания, гуманистического и культурологического подхода. Физическое образование должно стать средством для духовного и интеллектуального развития личности.

Ключевые слова: гуманистическая парадигма, высшее профессиональное образование, образовательная программа, физическая культура, спорт, качество образования, гуманизация, реформы образования.

Abstract

Objective of the study was to analyze the socio-humanistic aspects of the academic physical education and sport specialist training service. Methods and structure of the study. Methodologically, we designed the study at the junction of theoretical and empirical approaches with an analysis of the valid educational service standards for the master and bachelor training services provided by the academic physical education and sport specialist training universities.

Results and conclusion. The academic physical education and sport specialist training service is ranked among the top priorities in the situation when the democratic society is further developed and statehood is strengthened in Russia, with the educational process designed to effectively form a patriotic personality with high spiritual and ethical values. The national academic physical education and sport system develops and implements special training curriculum as required by its mission and goals. A special priority is given to the social (humanitarian) aspect of the physical education and sport specialist training service to develop a sound knowledgebase, social/ civic experience and standing, and individual humanitarian culture for progress in the specific professional socio-cultural environment (community) and life, with understanding that an educational system should be based on the principles of humanism. An educational service mission is to develop a multisided creative personality for the graduate to be fit for effective service sensitive to the changing demands and environments, prepared to make good managerial decisions, socially active, dedicated and creative in enterprising. Such a university graduate will be appreciated for his communal activity and professional service within the relevant socio-cultural group.

Keywords: humanistic paradigm, higher professional education, curriculum, physical education and sports, quality of education, humanization, education reforms.

Введение. В настоящее время система образования находится в поиске новых образовательных стратегий, отвечающих вызовам современности. Эти вызовы связаны с цифровизацией образования и возникающим отчуждением в процессе обучения. Все это негативно влияет на процессы формирования личности. Зачастую усилия исследовате-

лей и практиков направлены на разработку новых подходов к корректировке образовательного процесса.

В Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации среди приоритетов и перспектив научно-технологического развития государства уделяется особое внимание возможности эффективного ответа российского

58

http://www.teoriya.ru

№10^ 2021 Октябрь | October

общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе с применением методов гуманитарных и социальных наук.

Изучая возможности реализации принципа гуманизации физической культуры и спорта, мы видим ряд противоречий. Мы, с одной стороны, признаем приоритет гуманизации образования. Но, с другой стороны, научная модель содержания гуманистически ориентированного учебно-воспитательного процесса в области физической культуры и спорта пока разработана не полностью.

Цель исследования - выявить социально-гуманитарные аспекты высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта.

Методика и организация исследования. Методологическая база исследования строилась на стыке теоретических и эмпирических подходов, основанных на анализе образовательных стандартов, сравнительном анализе образовательных программ магистратуры и бакалавриата российских вузов физической культуры и спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. Появление гуманистической идеи в теоретических взглядах на физическую культуру относится к периоду Возрождения, когда развитие системы физической культуры в социально-педагогическом плане проходило в двух взаимосвязанных направлениях. Во-первых, было важно осмысление культуры движений через танцевальное искусство, обобщающее знания о физических упражнениях и их воздействии на организм. Во-вторых, обращалось внимание на развитие гуманистического идеала формирования всесторонне развитой личности, который воплощал и нравственное начало личности.

Гуманистические идеи формировались в системе педагогических взглядов Эразма Роттердамского, Томаса Мора, Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня и других, которые ставили задачу формирования общественно полезной личности. Таким образом, классическое образование, физическое развитие и гражданское воспитание, как педагогическая триада Возрождения, складывалась из трех основных слагаемых: античности, средневековья и будущих идей Нового времени.

Из Древней Греции Томас Мор заимствовал свою педагогическую систему, целью которой было развитие сильного и красивого тела путем гимнастики и военных упражнений. Он ввел в механизм саморегуляции физической культуры принцип диалектики ее индивидуальной и социальной ценности. Концептуальной основой воспитания тела Т. Мор провозгласил идею о физкультурных занятиях в качестве обязанностей человека перед обществом и государством.

В системе осмысления образования Мишеля Монтеня более последовательное развитие получили идеи социально-педагогического содержания физической культуры. В центре его концепции оказались нравственные основы личности в аспекте единства воспитания и образования человека. Огромное значение он придавал воспитанию гражданских чувств, пробуждая в ребенке желание быть верноподданным и беззаветно преданным слугой своего Отечества, так как считал, что необходимо воспитывать человека в целом.

Дальнейшее развитие гуманистическая идея физической культуры получила в трудах П. Ф. Лесгафта, для которого главная цель воспитания заключалась в гармоническом всестороннем развитии деятельности человеческого организма, а задачей было содействие развитию сознательности, самостоятельности, нравственности человека. Эти три понятия прошли через всю его систему физического образования.

Многое в трудах П. Ф. Лесгафта может быть использовано в современной теории и практике физического воспитания, а также в подготовке педагогических кадров физкультурного профиля.

По мнению специалистов, сформировать гуманно-ориентированные профессиональные качества специалиста по физической культуре и спорту возможно через создание и реализацию такой педагогической системы, которая учитывает современные тенденции развития физической культуры и спорта, имеет четкую технологическую структуру, эффективно осуществляет формирование профессиональной готовности студентов, строится на основе взаимосвязи социального заказа и государственного образовательного стандарта.

Пьер де Кубертен вместе со своими единомышленниками с самого начала хотел создать определенную сферу деятельности человека, которая основывалась бы на общечеловеческих ценностях и сотрудничестве. С нашей точки зрения, скептическое и негативное отношение к гуманизации современного спорта не учитывает того, что глобальные проблемы и трудности, с которыми столкнулось человечество в начале XXI века, породили стремление не только декларировать гуманистические идеи, но и добиваться их практической реализации во всех сферах жизни людей.

Как известно, в последние годы в российской системе высшего образования произошел ряд изменений: сокращение численности российских вузов и их дифференциация по категориям, формам собственности и источникам финансирования. Согласно статистическим данным, в 2020 г. в системе высшего профессионального образования осуществляли образовательную деятельность 724 вуза (2010 г. -1115). 495 вузов (68,4 %) относились к государственным образовательным организациям и 229 (31,6 0%) - к частным.

Одной из основных тенденций развития российской системы высшего образования стала диверсификация образовательных программ по уровню подготовки (бакалавриат, специалитет, магистратура) [7], которая привела к расширению спектра образовательных программ - в общей сложности в настоящее время физкультурные вузы реализуют 19 бакалаврских и 14 магистерских программам, относящихся к различным укрупненным группам специальностей и направлений.

Такое разнообразие реализуемых программ стало ответом на вызовы времени, связанные с новыми требованиями рынка труда в сфере физической культуры и спорта. Оно отражает потребности отрасли в специалистах нового формата.

Выводы. В условиях становления демократического общества и укрепления государственности в России воспитание студентов является важнейшей задачей и выполняет главную функцию - формирование личности с высоким уровнем гражданской и духовно-нравственной культуры. Специфика и социальная значимость отрасли физической культуры и спорта требует реализации профильных программ, ориентированных на современные цели и задачи отрасли. Социальный (гуманитарный) аспект образования (подготовки) будущего специалиста включает совокупность знаний, социального опыта гражданина (гражданской позиции), гуманитарную культуру человека как представителя определенной социокультурной среды (социума) профессиональной деятельности и жизнедеятельности. Любая образовательная система должна основываться на принципах гуманизма.

Цель воспитания - это формирование личности выпускника, способного адекватно реагировать, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, принимать управ-

№10 • 2021 Октябрь | осюЬег http://www.teorjya.ru

ленческие решения, обладать гражданской активностью, целеустремленностью и предприимчивостью. Тогда выпускник вуза достойно может представлять и реализовывать себя в обществе, в профессиональной сфере как представитель определенной социокультурной среды.

Данное исследование проведено в рамках выполнения НИР «Интеграция образовательной, научной и физкультур-но-спортивной деятельности в высшем образовании в области физической культуры и спорта» на основании приказа Минспорта России N955 от 22 декабря 2020 г.

Использованная литература

1. Билогур В.Е. Спорт как гуманистическая основа развития личности: проблемы и перспективы / В.Е. Билогур // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 1. - С. 66-70.

2. Иокимиди Ю.Я. Педагогическая установка как профессиональная компетенция в структуре профессионально-педагогической направленности личности специалиста по физической культуре и спорту / Ю.Я. Иокимиди, Н.А. Корохова. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2016. - С. 118-125;

3. Кутоманов С.А. Антропные основания спорта как части современной культуры / С.А. Кутоманов / Nomothetika: Философия. Социология. Право. - 2018.

4. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лес-гафт. - М.: Педагогика, 1988. - 399 с.

5. Лубышева Л.И. Подготовка спортивных кадров: широкий профессионал или узкий специалист? / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 9. - С. 95.

6. Осыченко М.В. Физическая культура, спорт - наука и практика / М.В. Осыченко. - ФГБОУ ВПО Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. - Выпуск: 2. -2012. - С. 26-29.

7. Пунгин В.И. Педагогические условия гуманизации физкультур-но-спортивной деятельности подростков: на материале детских Сибириад: дис. ... канд. пед. наук / В.И. Пунгин. - Новосибирск, 2002.

8. Росенко С.И. Социологические аспекты развития высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта / С.И. Росенко, В.В. Пыж // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов. Сб. докладов VI Всероссийского социологического конгресса. Отв. редактор В.А. Мансуров. 2020. С. 4332-4337.

9. Столяров В.И. Социальные проблемы современного спорта и олимпийского движения (гуманистический и диалектический анализ) / В.И. Столяров. - ЛитРес, 2017.

10. Торопов Н.И. Физическая культура в период позднего средневековья / Н.И. Торопов // Очерки по истории физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1950. - № 5. - С. 163-165.

11. Указ Президента РФ от 15.03.2021 № 143 «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации».

12. Шульженко А.В. Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта в отражении гуманистической направленности образования: дис. ... канд. пед. наук / А.В. Шульженко. - Ставрополь, СГУ. 2005. - 187 с.

13. Шумакова Н.Ю. Каратэбика как средство гуманизации физического воспитания подростков в общеобразовательной школе: дис. ... канд. пед. наук / Н.Ю. Шумакова. - Ставрополь, 2000.

References

1. Bilogur V.E. Sport kak gumanisticheskaya osnova razvitiya lichnosti: problemy i perspektivy [Sport as humanistic basis for personality development: problems and prospects]. Teoriya i praktika obschestven-nogo razvitiya. 2014. No. 1. pp. 66-70.

2. lokimidi Y.Y., Korokhova N.A. Pedagogicheskaya ustanovka kak professionalnaya kompetentsiya v strukture professionalno-ped-agogicheskoy napravlennosti lichnosti spetsialista po fizicheskoy kulture i sportu [Pedagogical attitude as professional competence in structure of professional-pedagogical orientation of physical education and sports specialist personality]. Vestnik Adygeyskogo gosu-darstvennogo universiteta. Ser. 3: Pedagogika i psikhologiya. 2016. pp. 118-125;

3. Kutomanov S.A. Antropnye osnovaniya sporta kak chasti sovremen-noy kultury [Anthropic foundations of sports as part of modern culture]. Nomothetika: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo. 2018.

4. Lesgaft P.F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected works in pedagody]. Moscow: Pedagogika publ., 1988. 399 p.

5. Lubysheva L.I. Podgotovka sportivnykh kadrov: shirokiy professional ili uzkiy spetsialist? [Training of sports personnel: multi-skilled professional or single-discipline expert?]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2020. No. 9. P. 95.

6. Osychenko M.V. Fizicheskaya kultura, sport - nauka i praktika [Physical education, sports - science and practice]. Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism. No. 2. 2012. pp. 26-29.

7. Pungin V.I. Pedagogicheskie usloviya gumanizatsii fizkulturno-sport-ivnoy deyatelnosti podrostkov: na materiale detskikh Sibiriad [Pedagogical conditions of humanization of adolescent physical education and sports activity: case study of children's Siberiades]. PhD diss.. Novosibirsk, 2002.

8. Rosenko S.I., Pyzh V.V. Sotsiologicheskie aspekty razvitiya vysshego professionalnogo obrazovaniya v sfere fizicheskoy kultury i sporta [Sociological aspects of development of higher professional education in of physical education and sports]. Sotsiologiya i obshchestvo: traditsii i innovatsii v sotsialnom razvitii regionov [Sociology and Society: Traditions and Innovations in Regional Social Development]. Proc. VI nat. sociological congress. V.A. Mansurov [ed.]. 2020. pp. 4332-4337.

9. Stolyarov V.I. Sotsialnye problemy sovremennogo sporta i olimpi-yskogo dvizheniya (gumanisticheskiy i dialekticheskiy analiz) [Social problems of modern sports and Olympic movement (humanistic and dialectical analysis)]. LitRes publ., 2017.

10. Toropov N.I. Fizicheskaya kultura v period pozdnego sredneve-kovya [Physical education in the late Middle Ages]. Ocherki po istorii fizicheskoy kultury [Essays on the history of physical education]. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1950. No. 5. pp. 163-165.

11. Ukaz Prezidenta RF ot 15.03.2021 # 143 «Strategiya nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii» [Decree of the President of the Russian Federation of 03/15/2021 No. 143 "Strategy for scientific and technological development of the Russian Federation"].

12. Shulzhenko A.V. Podgotovka spetsialistov v oblasti fizicheskoy kultury i sporta v otrazhenii gumanisticheskoy napravlennosti obrazovaniya [Specialist training in physical education and sports sector in context of humanistic orientation of education]. PhD diss. Stavropol, SGU. 2005. 187 p.

13. Shumakova N.Y. Karatebika kak sredstvo gumanizatsii fizicheskogo vospitaniya podrostkov v obshcheobrazovatelnoy shkole [Karatebics for humanization of adolescents physical education at comprehensive school]. PhD diss. Stavropol, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.